План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка

В.Вересаев. Братишка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению 3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

(формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

Прочитаем произведение. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев, весеннее, радостная концовка, и т.д.)

На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая - сл.№4)

Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)

Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)

Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица- инструктор по физкультминуткам:

Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг

Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза

Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев? (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните? (говорят много пословиц)

Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)

А наши чувства? (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

Клюв был разинут от жары – 1

Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки - и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

Оба улетели – 1

Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

Игра: «Дерево мудрости».

Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните? Сколько было воробьёв? и др.)

Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

Да я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух, диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)

Викентий Викентьевич Вересаев - русский писатель (настоящая фамилия Смидович), (1867-1945) - русский и советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943), выдающийся прозаик и историк литературы. Написал ряд романов, в которых описывал судьбы русской интеллигенции.

Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие - крестьянству.
Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не убоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью.
Поэтому Вересаева и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом развитие русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.
По манере письма Вересаев - реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

В. Вересаев
Братишка
(инсц. сказка)

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своём языке.

Другой - чуть поменьше - с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, - он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата - звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели...


Поиск

Варианты слова: БРАТИШКУ, БРАТИШКОЙ

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Входимость: 1. Размер: 70кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 54кб.

Входимость: 1. Размер: 30кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: "У угла моей дачи... " У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом - куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой, чуть поменьше, с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары. И вдруг я ясно увидел: тот, первый,-- он уж давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата, и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Часть текста: домика. Алеша сильно осунулся, но от побоев совсем оправился. Он по-всегдашнему молчалив, не смотрит в глаза и застенчиво принимает мои заботы о нем. У меня много беготни и хлопот по району, редко приходится бывать дома. Алексей меня ни о чем не расспрашивает, со смешным, почтительным благоговением относится к тому таинственному, что я делаю; с суетливою предупредительностью встречает приходящих ко мне. Что-то есть в нем странно-детское, хоть он мне ровесник. Когда я иду куда-нибудь, где есть хоть маленький риск, он молча провожает меня любящими, беспокойными глазами. Очень мы разные люди, а ужасно я его люблю. Выпустили также многих товарищей. Выпустили, говорят, и Иринарха. Попался в сети, как лягушка среди карасей, а просидел три месяца. Всегда мне странно и смешно бывает, когда приходится зайти к Катре. Каждый раз в другом платье, необычном, каких никто не носит, как будто в маскараде, а между тем странно идет к ней. И прическа, и все. И думаешь: «Эге! Вот еще какая у тебя красота!» И думаешь: «Господи! Сколько на это трудов кладется! Вот тоже — труженица!» У нее сидел за кофе Иринарх. Расцеловались с ним. Он рассеянно положил себе горку сухарей и продолжал говорить: — Да, так вот… Ужасно было интересно в тюрьме. Я прямо жалел, когда выпустили. Эти мужички с недоумевающею мыслью в глазах. Рабочие, как натянутые струны. Огромнейшая книга жизни. Евграфову видел, — интересно. Бледная, с горящими глазами, настоящая христианская мученица, с огромною трагическою жизнью в душе. А заговорит, — боже мой! Любовь к людям, избавление их от страданий, социалистический строй… И чем бы она жить стала в этом будущем благолепии!.. Удивительно, как люди не...

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Часть текста: "По Новому шоссе... " По Новому шоссе близ Тимирязевской сельскохозяйственной академии неслась под гору легковая машина. Шофер с испуганным лицом давал непрерывные гудки и старался затормозить машину. Внизу, посреди неширокого моста, озорной мальчишка лет девяти, балуясь, удерживал на месте пятилетнего братишку и не давал ему убежать. Всем было ясно со стороны, что мальчишка с братом не успеют увернуться. Мать с воплем бежала к мосту. Гибель ребят была неминуема. Вдруг в последний момент шофер повернул руль - и машина вместе с шофером рухнула в овраг. Сбежался народ. Окровавленный шофер без чувств лежал в поломанной машине. Вызвали "скорую помощь". Люди в белых халатах вынесли раненого в носилках из оврага. У него были перебиты обе ноги. Затуманенные глаза раскрылись. Морщась и крепко закусив губы, чтобы не стонать, он смотрел на облака. Белая карета с красным крестом уехала. Народ взволнованно обсуждал случившееся. Пожилой человек в кепке авторитетно говорил: - Ничего бы ему не было, если бы раздавил ребят. Дело вполне ясное. Я сам шофер, знаю порядки. Вон сколько свидетелей кругом, все видели. Ничего бы не было! А он - и сам погиб, и машину поломал. Наверно, не знал законов.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Часть текста: Витю Смидовича, мне нечего тщеславиться его добродетелями, нечего стыдиться его пороков. И не из тщеславного желания оставить «потомкам» описание своей жизни пишу я эту автобиографию. Меня просто интересовала душа мальчика, которую я имел возможность наблюдать ближе, чем чью-либо иную; интересовала не совсем средняя и не совсем обычная обстановка, в которой он рос, тот своеобразный отпечаток, который наложила на его душу эта обстановка. Буду стремиться только к одному: передавать совершенно искренно все, что я когда-то переживал, — и настолько точно, насколько все это сохранилось в моей памяти. Встретится немало противоречий. Если бы я писал художественное произведение, их следовало бы устранить или согласовать. Но здесь, — пусть остаются! Помню я так, как описываю, а присочинять не хочу. Я сказал: для меня этот мальчик теперь почти совсем чужой. Пожалуй, это не совсем верно. Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень...

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Часть текста: не хватало, как будто из него вынули какую-то очень светлую его часть и унесли далеко. Было сладко и тоскливо. В августе Плещеевы приехали а Тулу. В воскресенье мы были у них в гостях. С Машею встреча била неловкая и церемонная. Я почтительно расшаркался, она холодно подала мне руку. Про «ты» забыли и говорили друг другу «вы». За лето волосы у Маши отросли, она стала их заплетать в толстую и короткую косу. Вид был непривычный, и мне больше нравилось, как было. Володя увел нас с Мишею в свою комнату. Между прочим, он со смехом рассказал, что вчера зашел в комнату девочек и нашел на столе четвертушку бумаги; на ней рукою Маши было написано несколько раз: «Милый Витечка, скоро тебя увижу». Миша и Володя смеялись, я тоже притворялся, что мне смешно, в душе же была радость и гордость. А за чаем Маша не смотрела на меня, оживленно разговаривала с другими, а меня как будто и не было. Я тоже стеснялся. Пришли еще гости. После чаю были танцы. Мы дома учились танцам, умели танцевать и кадриль, и польку, и вальс. Однако в гостях танцевать нам еще ни разу не приходилось. Но все шло хорошо. Одно только меня удивило: первая же девочка, с которою я...

Юлия Селиверстова
Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка»

Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев)

Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Задачи:

1. Образовательные:

Учить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное;

Учить находить начало, середину и конец текста;

Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Воспитывать внимательность и аккуратность.

3. Коррекционно-развивающие:

Развитие словарного запаса;

Коррекция и развитие мышления (синтез);

Развитие связной речи (пересказ с опорой на картинку).

Развитие интонационной стороны речи (ударение, темп речи, интонация)

Оборудование: Андрюхова Л. Л. «Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов)», карточки с абзацами, презентация (отображение содержания текста).

Ход урока:

1. Организационный момент

У: Здравствуйте, дети! Садитесь!

Записываем число и «классная работа».

2. Сообщение темы урока

У: Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом В. В. Вересаева «Братишка». Вы что-нибудь знаете о В. В. Вересаеве? (слайд №1)

Посмотрите на фотографию. Это Викентий Викентьевич Вересаев (слайд №2)

Учитель кратко излагает биографию писателя.

3. Лексический разбор слов

У: Посмотрите на экран (слайд №3) Прочитаем (ученики читают)

Вы знаете, что такое кадка?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение кадки на экран (слайд №4) и объясняет ее назначение.

Читаем следующее слово (ученики читают) Кто-нибудь знает, что такое бузина?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение бузины на экран (слайд №6, №7) и объясняет назначение.

4. Первичное чтение

Учитель читает текст. Ученики слушают. (приложение 1)

У: Вам было понятно то, о чем я прочитала? (нет)

Почему? (не связно, спутано все)

Правильно! Наша с вами задача - восстановить текст, чтобы все было понятно. Но сначала посмотрите на экран (слайд №8, №9) Читаем слова по цепочке.

Подбадривать, к кадушке, перепорхнул, поглядывал.

Ученики читают.

5. Составление связного текста

Учитель раздает карточку с «1» абзацем. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: Как вы думаете, этот абзац может быть началом нашего текста? (нет)

Почему? (ответы учеников)

С какого слова начинается абзац? (брат)

Мы можем понять, кто такой брат, когда начнем читать текст? Это человек или животное, например. Нам будет понятно? (нет)

Значит (это не начало). А о чем мы узнали из данного абзаца? Подчеркнем героев (брат, он, первый воробей, братишка)

Сколько всего героев нам понятно? (нет)

Учитель раздает «2» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: А этот абзац может быть началом нашего текста? (да)

Почему? (ответы учеников)

Нам известно место действия? (да)

Какое? (у угла дачи)

Что было вокруг нам известно? (да, бузина)

Кто сидели на бузине? (два молодых воробья)

Известно нам теперь, сколько героев? (да, двое)

О чем мы узнаем? (один воробей полетел пить воду из кадки, а второй – нет)

Значит это (начало текста) Ставим в углу на карточке цифру 1. Откладываем в сторону.

Учитель раздает «3» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

О чем мы узнали из этого абзаца? (первый воробей позвал брата, а второй пересилил страх и тоже полетел пить из кадки)

Как вы думаете - это середина или конец? (конец)

Почему? (ответы учеников)

Нам известна развязка? Чем все закончилось? (да)

Значит (это конец) Ставим цифру 3. И, значит, оставшаяся карточка будет номер… (2) То есть середина.

Теперь разложите абзацы в правильном порядке. У нас получился текст.

Учитель читает получившийся текст и отображает его содержание на экране. Ученики внимательно смотрят и слушают (слайд №10)

У: Вам понравился рассказ? (да)

Так какой из воробьев братишка? (черный воробей)

Правильно.

Учитель выводит изображение «братишки» на экран (слайд № 11)

У: Теперь еще раз читаем текст про себя, запоминаем. И будем пересказывать самостоятельно.

Ученики читают.

6. Самостоятельный пересказ текста

Учитель вызывает каждого ученика к компьютеру. Они пересказывают текст «Братишка» с опорой на картинки (анимации). Остальные смотрят и слушают.

7. Задание на дом.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

8. Итог урока

У: Вам понравился сегодняшний рассказ? (да)

О ком он был? (о воробьях)

Что они делали? (ответы учеников)

Братишка поборол свой страх в конце рассказа? (да)

Как это его характеризует? (ответы учеников)

Выставление оценок.

Приложение 1

Абзацы для составления связного текста.

Братишка.

1. Брат опасливо косился на кадушку. Он явно боялся лететь. Первый воробей напился и стал подбадривать другого, звать его. Братишка на ветке решился слетать к кадушке. Он коснулся лапками её края, испугался и полетел назад на бузину.

2. У угла нашей дачи стояла кадка. Она была полна воды. Рядом рос куст бузины. На бузине сидели два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадки и стал пить. Он пил и поглядывал на брата.

3. Первый воробушек опять позвал брата. Пересилив страх, тот подлетел к кадке и неуверенно сел. Он разинул клюв и стал пить.

Публикации по теме:

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе описание животных. Рассказ по картинкам Цели: учить описывать дикое животное, составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к природе, расширять кругозор. Ход занятия: 1.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказ по картине «Кошка с котятами» Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картину, составлять развёрнутый рассказ по картине (с помощью воспитателя). Активизировать.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке» Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга. Материал: игрушка заяц.