Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя .
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику .
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно .
3. Беседа по вопросам .
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «б ез труда…», о проведении времени – «д елу время…», питать на кого-то надежду – «н а Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «н е плюй в колодец…», «н е рой яму другому…», о хвастовстве – «н е хвали себя…», об отношении к животным – «н е гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорка х.
5. Чтение послови ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникин а «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
IV. Закрепление темы.
1. Объяснит ь прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Пословица представляет собой
простое предложение с
инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания,
интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учител я.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Внеклассное занятие по теме:
«Пословицы-народная мудрость».
Учитель: Ярмушкина Н.Г.
Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками;
учить задумываться над их смыслом;
учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок;
воспитание ответственного отношения к любому делу.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них.
А что такое пословица? Что о них вы знаете?
(ответы детей)
Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию.
1 зад.
Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?
А) Человек без друзей, что дерево без корней;
Б)Любишь тепло-терпи дым;
В) Человек без Родины, что соловей без песни;
2 зад.
-Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места
Делу кончил гуляй время
Час потехе дело смело
А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл.
А) Труд-……..,лень…….
(Труд лечит, лень портит)
Б) Языком………, торопись ……..
(Языком не спеши, торопись делом)
4 задание;
-Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок)
А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)
Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)
5 задание:
Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица:
«Поспешишь-людей насмешишь»
6 задание:
Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете?
Кто много читает-…..
Не плюй в колодец-…
С кем поведёшься- …..
Лучше хорошо поступить-…..
Где труд-……..
7 задание:
А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили?
Рефлексия:
Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей)
Учитель:
Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему.
Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»
Урок №6.
Тема: Пословицы и поговорки.
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?
Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах фольклора.
Запишем в тетрадях тему урока: «Пословицы и поговорки».
Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения этого жанра УНТ.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор сегодня пойдет о пословицах и поговорках.
- Как вы думаете, в чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям, а для этого обратимся к статье учебника.
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Пословица - это краткость, простота, большая содержательность, законченные по форме предложения, устойчивость, участие в живой разговорной речи.
Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Поговорка – изменчива, более краткая, чем пословица. Имеет конкретное содержание, участие в живой разговорной речи.
Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».
- Что общего в пословицах и поговорках?
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ говорит о том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
ПоговоркиЧужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.
И нашим и вашим.
Шито-крыто.
Чудеса в решете.
Пословицы
Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь - вода будет.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:
Лес рубят - щепки летят.
Не зная броду, не суйся в воду.
Цыплят по осени считают.
От яблони яблоки, а от сосны - шишки.
В чем смысл следующих поговорок:
«на понятный двор» (отказаться от дела, от слов).
«заткнуть за пояс» (победить кого-либо).
«рвет и мечет» (злится, бесится).
«при царе Горохе» (очень давно).
«медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).
О важности своего значения в жизни народа пословицы и поговорки говорят сами за себя:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
На пословицу ни суда, ни расправы.
На твою спесь пословица есть.
Не всякая пословица при всяком молвится.
Старая пословица век не сломится.
Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
Из поговорки слова не выкинешь.
На всякого Егорку есть своя поговорка.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Самым известным составителем сборника русских народных пословиц и поговорок является В. И. Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях населения, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет…». Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Результатом его трудов стал сборник «Пословицы русского народа».
- Как появились пословицы и поговорки?
Первоначально они входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, в состав сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и многое другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые. Но самые меткие из них дошли и до наших дней.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы?
На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».
– Как вы думаете, в чем его смысл?
– Почему именно это изречение выбрал Даль?
А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я буду читать начало, а ваша задача закончить пословицу:
Труд человека кормит
Кто много говорит
Повторенье
Не спеши языком
Сделал дело
Ученье - свет
Куй железо
С кем поведёшься
Лучше горькая правда
Не всё то золото
Теперь послушайте предложения, а затем закончите их пословицами:
« Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Не даром утверждает пословица: …».
«Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала: …».
Домашнее задание: прочитать статью учебника с. 21-23. Письменно выполнить задание 1 на стр. 24.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русские пословицы и поговорки".
Щербакова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия, г.Урюпинск, Волгоградская областьОписание: Данный урок - урок открытия новых знаний предназначен для 2 класса, программа "Школа 2100". Конспект урока разработан по ФГОС. Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Тема урока: Русские пословицы и поговорки.
Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», «Тетрадь по литературному чтению», рисунки детей.I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) .
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
-В какую страну мы совершим путешествие? (В страну пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
III. Постановка проблемы.
-Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки?
-Что мы будем делать на уроке? (Ответы детей.)
-Читать пословицы, объяснять их смысл, классифицировать их по темам.
IV. Открытие детьми нового знания.
-О пословицах русский народ тоже сочинил пословицы. Прочитайте эти пословицы на доске.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица недаром молвится.
-Как вы понимает эти пословицы? Для чего нам нужны пословицы? (Дети отвечают.)
-Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы.
-Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Как вы думаете, о чём мы будем читать пословицы и поговорки? (О труде, о честности, о смелости, о качествах человека и т.д.)
V. Первичное закрепление.
1)Чтение в тетради пословиц и объединение их по группам.
-В тетради на странице 37 прочитайте задание.
-Прочитайте первую пословицу.
-Не надейся, дед, на чужой обед.
-Как вы её понимаете? (Не надо надеяться на чужой обед, на кого-то, надо самому трудиться.)
-К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-Прочитайте вторую пословицу.
-Друга иметь себя не жалеть.
- Как вы её понимаете? (Для друга ничего не жалко, всё для него сделаю, себя не пожалею.)
-Прочитайте следующую пословицу.
-Других не суди, на себя погляди.
- Как вы её понимаете? (Не надо других критиковать, обсуждать, надо обратить внимание на себя. Как ты сам делаешь, поступаешь.)
- К какой теме её можно отнести? (О качествах человека.)
-Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться.
- Как вы её понимаете? (Надо самому работать, а не завидовать на чужое, иначе даже своего можешь лишиться.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Друг денег дороже.
- Как вы её понимаете?
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надейся, Роман, на чужой карман.
- Как вы её понимаете? (Надо самому трудиться, на чужие деньги не рассчитывать.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-На какие группы можно разделить пословицы? (О труде, о дружбе, о качествах человека.)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о труде красным цветом.
-Какие буквы обвели? (а,г,е)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о дружбе синим цветом.
- Проверим. (б,д)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о качествах человека зелёным цветом.
-Проверяем. Сколько их? (1) Какая пословица? (в)
- Какие ещё пословицы о качествах человека вы знаете?
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три!
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идём и мы поём - раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
2) На доске открываются картинки с пословицами.
-Прочитайте пословицы.
-О чём они? (О необходимости трудиться, о труде.)
-Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
3) Придумать рассказ по пословице. (Работа по группам.)
-Прочитайте рассказ, заглавием которого была бы пословица, не называя её. Один ученик из группы читает. А остальные ученики должны отгадать пословицу.
VI.Повторение пройденного.
-Какой раздел мы закончили читать? («Сказка мудростью богата»)
-О ком мы там читали? (О мудрых людях)
-О каких ещё людях мы читали? (О глупых.)
-Сегодня мы прочитаем русские народные пословицы и поговорки о мудрости и глупости.
На доске помещаются титульные листы сказок. (Рисунки учеников, выполненных дома.)
-Прочитайте в учебнике первую пословицу.
-К кому из героев сказки можно отнести эту пословицу? Почему?
Дальше аналогично.
1)Не за бороду – за ум жалуют. («Мудрый старик»)
2)Умный и без денег богат. («Честный мальчик»)
3) В умной беседе – ума набраться, а в глупой свой потерять. (« Мудрая дева»)
4) Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать. («Настоятель и служка»)
5) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. («Сказка о глупости»)
6) Умное повторять не грех. («Сказка о глупости»)
VII.Итог урока. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие в страну пословиц и поговорок. Для чего нужны пословицы и поговорки?
-Вспомните, какую пословицу мы прочитали в начале урока? (Ум без книги, как птица без крыльев.)
-Как вы понимаете эту пословицу? (Чтобы развивать свой ум, необходимо читать книги, тогда много будешь знать.)
-Прочитайте последнюю пословицу в учебнике. (Книга – книгой, а своим умом двигай.)
-Как вы понимаете эту пословицу? (В книгах написано много умного, хорошего, но надо уметь выделять важное, главное. Вовремя и к месту это использовать.)
-Какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?
-Оцените свою работу на уроке, используя смайлик.
Пословицы и поговорки
Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?
На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.
Содержание урока
1. Что такое пословицы и поговорки?
2. Русские пословицы и поговорки.
3. Заключение.
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Изучение пословиц и поговорок
Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.
Тест
1. Чем отличаются пословицы от поговорок.
а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением
2. Пословица – это…
а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла
Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл
в) образное выражение, отражающее жизненное явление
3. Поговорка – это…
А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл
б) образное выражение, отражающее жизненное явление
в) выражение, созданное группой людей
4. Употребление пословиц и поговорок…
а) делает речь неубедительной
Б) делает речь понятной и образной
в) выражает субъективное мнение человека
5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…
А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.
Интернет-ресурсы
http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки
http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки
http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль
http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира