Первобытная культура как первый исторический тип культуры. Первобытная культура. Исторические типы культур

Первобытная эпоха во многом остается загадкой для ученых и вполне вероятно, что многие тайны «доистории» так и не будут раскрыты. Всякая наука, изучающая первобы тность , сталкивается с комплексом сложнейших проблем. Здесь и специфичность источников, и многообразие трактовок большинства артефактов и процессов, протекавших тогда, и невозможность точной и однозначной датировки исторических этапов, включая начальный и конечный рубежи эпохи. Одним словом, гипотетично и полемично все или почти все, что мы знаем об этом периоде человеческой культуры.

Каким же образом мы получаем знания о первобытности? В первую очередь благодаря данным археоло гии (обнаружение артефактов в культурном слое) и этногра фии (изучение быта, традиций, социального устройства и представлений у так называемых отсталых народов). Археологические и этнографические источники - это основа изучения первобытной культуры. Однако нельзя игнорировать и усилия других наук, без которых невозможно было бы описать облик древних людей, понять, в какой среде они жили, какие животные и растения их окружали, каким образом формировались язык, речь, мышление и многое другое. Поэтому в ряду источников следует назвать также данные антрополо гии (в частности, па леоантрополо гии ), естественнонаучных дисциплин, лингвистики, религиоведения, философии. Таким образом, изучение основных проблем первобытности (формирования человека, становление общества, специфики первобытной истории, возникновения и ранних этапов производственной и художественной культуры) невозможно без объединенных усилий разных наук, каждая из которых обращается к данным смежных дисциплин.

Культурология интересуется процессами возникновения и развития первобытной культуры во всех ее формах (миф, религия, искусство) и проявлениях (материальная, духовная, художественная). Начала культуры складываются вместе со становлением человека и общества. Как и многое другое, основные этапы формирования человека и общества - предмет многолетних научных споров. Не углубляясь в тонкости и ориентируясь на господствующие точки зрения, можно представить следующую картину.

Для изучения первобытной культуры удобна и приемлема археологическая периодизация как наиболее адекватно отражающая важнейшие этапы становления культуры. Археологи делят первобытную эпоху (каменный век) на палеоли т (древнекаменный век), мезоли т (среднекаменный век) и неоли т (новокаменный век). Предысторией человека и культуры можно считать нижний палеолит (он же ранний и средний палеолит). Человек современного типа (кроманьо нец , к которому применяют наименование , «Человек разумный») возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита, т.е. около 40-35 тысячелетий назад. Считается, что к этому времени предки людей проделали длительный путь эволюции от животных к человеку и создали первоосновы культуры - того, что выделяет человека из природного мира. Эпоху верхнего палеолита и мезолита принято называть классической первобытностью, эпоху неолита - поздней первобытностью.

В ряду человекообразных существ первыми обычно называют австралопите ков (австралопите ковых ) . Некоторые ученые считают их своеобразным мостиком от животного к человеку. Большинство находок ископаемых останков, относящихся к австралопитекам, было сделано в Африке. Возраст древнейших из них определяют примерно в 2 млн лет. Ряд исследователей полагают, что возникновение первых предков человека произошло 4-2,5 млн лет назад. Образ жизни и строение австралопитековых, судя по всему, отличались от человекообразных обезьян, но эти различия были еще не слишком велики. Так, наблюдается переход к прямохождению и освобождение руки от опорной функции, хотя рука и не сформировалась окончательно. Находки отличаются ощутимым разнообразием и нестабильностью строения, а также сохранением ряда примитивных признаков.

Эволюционная теория так объясняет появление вида пометка">презинджа нтропа , или «Человека умелого» пометка">Homo habilis - древнейший представитель первой фазы формирования собственно человека. Позднее большинство исследователей стали относить «Человека умелого» к австралопитековым, поскольку на это указывало большое количество данных по его морфологии (строению). Умение «хабилисов» изготавливать орудия труда также было подвергнуто сомнению - скорее всего, найденные орудия были естественного происхождения. Важно отметить, что австралопитековые в течение некоторого времени сосуществовали на земле с представителями более поздних стадий формирования человека.

Следующим этапом считают стадию арха нтропов , т.е. «древнейших людей», к которой относят питека нтропов (впервые найдены на острове Ява) и сина нтропов (обнаружены в Китае). Эта стадия началась, согласно различным оценкам, от 1,5 млн до 1 млн лет назад. Некоторые исследователи предлагают называть эту и следующую за ней стадию «Человек прямоходящий» пометка">праобщи нами , в недрах которых складывались первые нормы социального поведения, необходимые при новом образе жизни. Труд, сначала спонтанный, а затем все более осознанный и целенаправленный (как индивидуальный - изготовление орудий труда, так и коллективный - охота), способствовал тому, что ценными для общины становились особи не очень сильные физически, но наделенные социальностью и развитым мышлением, успешно действующие в коллективных охотах и при изготовлении орудий труда. Особям физически сильным и агрессивным приходилось сдерживать свои антисоциальные качества в интересах коллективного блага.

Таким образом, постепенно из биологической особи формировалось существо социальное. Возрастала сплоченность коллектива, в котором вместо подавления слабых сильными, как это бывает в природных сообществах, все были подчинены единой воле коллектива и его благу. Межгрупповой отбор закреплял эти изменения - преимущества получали группы, сплоченные в социальном отношении, обладавшие развитыми техническими навыками, состоявшие из более эффективных охотников и собирателей. Также можно предполагать наличие у архантропов первых норм человеческого поведения, главным образом в отношении пищи. В частности, добыча (или ее часть) приносилась на стоянку; распределение пищи, скорее всего, не зависело от участия в охоте, а носило уравнительный характер (т.е. поровну всем членам коллектива).

Анализ структуры мозга архантропов и особенности изготавливаемых ими орудий свидетельствуют о формировании у них мышления и языка. Что касается начал духовной и художественной культуры, то здесь мы практически не располагаем никакими данными. Правда, некоторые находки выходят за рамки необходимого для добычи пищи и выживания. Так, на одной из стоянок были найдены кусочки гемати та - красного красящего вещества, на другой - плитка о хры, которой была придана определенная форма путем стесывания. Были обнаружены и куски красной охры со следами использования, а рядом с останками синантропа найдены красивые призмы из кварца, принесенные с расстояния в несколько километров. Однако этих фактов слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о существовании у архантропов духовной и художественной культуры.

Переход к следующему этапу становления человека произошел около 300-200 тысячелетий назад. Многие исследователи предлагают называть его стадией неандерта льцев , но большинство говорит о стадии палеоа нтропов («древних людей»), считая неандертальцев одной из групп палеоантропов. Ряд ученых вообще отказываются считать палеоантропов единой стадией, пришедшей на смену архантропам и предшествовавшей неоантропам, т.е. людям современного типа.

Стадия палеоантропов вызвала наибольшее количество споров и проблем. Например, трудно прийти к единому мнению, объясняя отклонение классических неандертальцев от так называемого сапие нтного направления. На основании сделанных находок исследователи получили странную картину. Ранние палеоантропы обладали рядом сапиентных признаков, которые затем практически исчезли у классических неандертальцев, а у человека современного типа появились вновь. Это дало возможность предположить существование двух ветвей, произошедших от ранних палеоантропов. Одна из этих ветвей привела к человеку современного типа - кроманьонцу, а вторая, представленная неандертальцами, оказалась тупиковой. Однако и это вызывает возражения, поскольку противоречит данным археологии, указывающим на преемственность между орудийной деятельностью неандертальцев и верхнепалеолитической индустрией кроманьонцев. Поэтому большинство исследователей считает неандертальцев предками современного человека, а некоторые предлагают даже отнести их к Homo sapiens в качестве одной из двух разновидностей этого типа.

Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах на палеоантропов, коротко охарактеризуем представителей этого типа. Их рост и пропорции тела в основном не изменились по сравнению с представителями предыдущей стадии. Окончательно утвердилось прямохождение. Кисть руки имела строение, практически идентичное современному. Наибольшее количество примитивных признаков относится к строению черепа и мозга.

Находки свидетельствуют о локальных вариациях внутри этой стадии, причем некоторые более ранние формы морфологически прогрессивны, а более поздние приобрели ряд примитивных черт. Внутреннее разнообразие у палеоантропов ведет к появлению множества отличных друг от друга археологических культур - заканчивается период единообразия, характерный для предшествующей стадии. Резко возрастает и число стоянок, что можно объяснить только результатом быстрого и повсеместного увеличения популяции. Этому сопутствует заселение таких территорий, как тропические леса, пустыни и полупустыни, на которых не смогли обосноваться архантропы.

Палеоантропы усовершенствовали технику обработки камня. Наряду с каменными орудиями они использовали деревянные, отличавшиеся большим совершенством по сравнению с предшествующим этапом. Найденные деревянные копья, палки-копалки, ножи, дубины свидетельствуют, что деревянным орудиям придавались нужные формы и твердость при помощи огня. Некоторые усовершенствования позволяли сделать орудия более оптимальными: например, тонкие продольные желобки на передней части копья, идущие к острому концу, а также узкие поперечные зарубки на его центральной части для более прочного зажима, и пр. Обнаружены также костяные орудия: острия, шилья, наконечники, лопаточки, кинжал, дубинка из оленьего рога. Но в целом обработка кости была развита довольно слабо.

Найденные терки, песты, ступки позволяют утверждать, что палеоантропы предварительно обрабатывали растительные продукты перед употреблением в пищу. Обнаружено также множество признаков повсеместного использования огня в различных целях. Возможно, «древние люди» научились добывать огонь. Палеоантропы умели изготавливать теплую одежду - в противном случае они просто не смогли бы выжить на территориях с холодным климатом. Единственно возможным материалом для изготовления одежды были шкуры животных, и о том, что они использовались, свидетельствует обилие кремниевых скребков. Селились «древние люди» не только в пещерах, но и в созданных ими искусственных жилищах, остатки которых обнаружены археологами. Эти жилища представляли собой покрытый шкурами каркас из жердей на каменном основании. Некоторые жилища имели внутреннее разделение на помещения.

Вместе с переменами в образе жизни менялись и усложнялись моральные представления, все дальше уходя от моделей животного мира. Применительно к поздним палеоантропам можно с уверенностью говорить о высоком уровне сплоченности социума, о появлении заботы коллектива о своих членах. На это указывает ряд фактов. Например, были найдены останки взрослого мужчины, возраст которых составляет около 45 тысячелетий. При жизни этот человек получил сильную травму головы в районе левой глазной впадины и, очевидно, был слеп. Кроме того, вследствие травмы у него была парализована правая рука (хотя возможно, что рука была недоразвита от рождения), которая была ампутирована выше локтя, и скорее всего, намеренно - видны следы ее заживления. Но и это еще не все - лодыжка одной ноги свидетельствует о сильном артрите, а на стопе другой ноги видны следы зажившего перелома. Тем не менее этот человек - практически полный калека, не способный прокормить и защитить себя - дожил до глубокой для палеоантропа старости (40 лет или старше). Очевидно, что в данном случае коллектив взял на себя заботу о немощном. И это не единичный пример. Известен целый ряд фактов подобного рода. Таким образом, в праобщине палеоантропов окончательно сложились новые принципы взаимоотношений, когда коллектив защищал своих членов, заботился о стариках и калеках, ухаживал за больными и ранеными. Тогда же окончательно сложились и принципы распределения пищи - не по степени участия в трудовой деятельности, а по факту принадлежности к коллективу.

Поздние палеоантропы дают возможность говорить о некоторых началах духовной культуры. Важнейший материал для таких предположений - неандертальские погребе ния . Сам факт специального обращения с умершими свидетельствует в пользу формирования определенных представлений о человеке и окружающем его мире, о жизни и смерти. Во многих погребениях, помимо непосредственно останков, обнаружены и другие находки - так называемый погреба льный инвента рь . Иногда рядом со скелетами людей находились останки животных. По одним предположениям, они были оставлены умершим в пищу, по другим - связаны с формирующимся тотеми змом , т.е. с представлениями о родстве группы людей с животными определенного вида. В других захоронениях были обнаружены орудия труда, а в одном из них, датируемом 60 тысячелетиями тому назад, найдены цветы, связанные в букеты. Эти факты также свидетельствуют об осознании коллективом поздних палеоантропов своего единства, а также указывают на появление социальной деятельности - заботы членов праобщины друг о друге, причем как о живых, так и о мертвых.

Специальные приемы обращения с телами умерших - закладывание трупа землей, камнями, ветвями, придание телу скрюченного положения - источник размышлений и споров об идеях, которые могли бытовать у поздних палеоантропов. Меньше споров вызывают многочисленные находки костей животных, особым образом размещенных в могиле. Большинство исследователей склоняются к мысли о формировании у поздних палеоантропов тотемизма. Возможно, через представление о происхождении от определенного вида животных (реже растений) складывалось осознание коллективом своего единства. Таким образом, тотемизм как явление не только мифологическое, но и социальное, свидетельствует о формировании коллективного самосознания.

Обнаруженные погребальные находки могут указывать и на формирование у «древних людей» мифологического сознания. Ряд исследователей считает, что магия и фетишизм восходят именно к поздним палеоантропам. Еще более вероятно появление ритуала - погребального, а возможно даже и охотничьего: на некоторых стоянках найдены камни с гравировкой, покрытые красной охрой, что интерпретируется порой как следы инсценировки охоты. Несмотря на то, что в распоряжении ученых находится сравнительно малое количество данных, и что трактовки обнаруженных остатков весьма разноречивы, не вызывает сомнения факт появления у поздних палеоантропов основ духовной культуры.

Начала художественной культуры также восходят к нижнему палеолиту. В частности, археологи обнаружили кости и каменные плиты с регулярными (повторяющимися) нарезками, ямками, пятнами краски - по сути, древнейшие образцы графики. Во многих случаях прорези представляют собой параллельные зигзагообразные линии или пересечения линий под равными углами; в том числе встречается изображение креста. Интерес палеоантропов к отображению ритма позволяет предположить, что на данной стадии начали формироваться основы вокально-музыкального и танцевального искусств, хотя еще долгое время эти и другие виды искусства не выделялись в обособленную деятельность, оставаясь в синкрети чном единстве (т.е. слитными) с прочими формами первобытной культуры.

Возникновение людей современного типа - так называемых неоа нтропов , или кроманьо нцев , - датируется чаще всего отметкой 40-35 тысяч лет тому назад; это событие определяет границу нижнего и верхнего (позднего) палеолита. Верхний палеолит стал новым этапом в технике обработки камня, кости и дерева. Данные антропологии и археологии позволяют утверждать, что технологический переход от нижнего палеолита к верхнему и возникновение человека современного типа произошли, по существу, одновременно во всех основных населенных регионах земного шара.

Большую роль в становлении человека современного типа сыграла специфика брака - на ранней стадии он носил форму группового брака. Половой инстинкт, как и пищевой, довольно рано подвергся социальной регуляции. Бесконтрольное удовлетворение основных инстинктов вело к внутригрупповым конфликтам и ставило под угрозу выживание человеческого коллектива. Считается, что еще палеоантропы устанавливали табу (безусловные запреты) на половые отношения внутри праобщины в определенные периоды времени (например, при подготовке к охоте). Со временем возникло общение между мужчинами и женщинами соседних праобщин как выход инстинкта, подавленного внутри одной праобщины. Постепенно стихийно складывавшиеся отношения перерастали в системы, состоящие из двух вступающих в групповой брак праобщин. Каждая из праобщин, входящих в такую систему отношений, становилась родом.

По мнению большинства исследователей, именно дуально-праобщинные организации сделали возможным завершение формирования общества и человека, способствуя обогащению наследственной основы, возрастанию эволюционной пластичности организма. Возможно, что такая внутривидовая гибридизация как раз и способствовала тому, что человек современного типа довольно быстро сформировался и пришел на смену неандертальцу. С завершением формирования человека происходит и становление человеческого общества: на смену праобщине приходит сначала так называемая родова я община , а в эпоху поздней первобытности - сосе дская община , характеризующаяся еще более сложными формами социальной организации и заключавшая в себе предпосылки перехода к обществу иерархического типа.

Характеризуя экономическую деятельность кроманьонцев, следует отметить, что до конца верхнего палеолита хозяйствование практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Люди охотились в основном на тех же животных, используя те же методы. Преобладала коллективная облавная охота, в ходе которой животные уничтожались в больших количествах. Так, во Франции у скалы, на которую загонялись стада диких лошадей, обнаружены останки от многих тысяч животных. Возможно, результаты охоты намного превосходили потребности человеческого коллектива в мясе и объяснялись особенностями способа охоты. Наряду с охотой было распространено собирательство, которым занимались, скорее всего, женщины и дети. Соотношение охоты и собирательства было неодинаковым в разных регионах. Предполагают, что на территориях с теплым климатом собирательство давало больший процент пищи, а в районах с холодным климатом основной объем пищи обеспечивался охотой.

К концу верхнего палеолита (для Европы - приблизительно 10 тысяч лет до н.э.) в климате, фауне и флоре произошли ощутимые изменения. В Европе и Северной Америке в это время завершается ледниковый период, однако изменения коснулись и территорий, где оледенения не было, - Африки и Австралии. Пожалуй, наиболее существенной переменой для человека оказалось исчезновение многих видов крупных животных и сокращение поголовья сохранившихся видов. Мнения исследователей относительно причин этого явления разделились. Одни указывают на изменение климата, другие считают, что это - следствие хищнической охоты, уточняя, что охота приводила к исчезновению животных не только прямо, но и косвенно, вызывая нарушение экологического равновесия.

Изменения в окружающем мире привели человека к новым способам хозяйствования и новому образу жизни. Резкие перемены начинаются в конце верхнего палеолита и продолжаются в течение мезолита (10-8 тысяч лет до н.э.). Развивается индивидуальная охота на средних и мелких животных, а также на птиц. Получило распространение рыболовство, а в некоторых регионах даже морской зверобойный промысел. Меньшие размеры и бо льшая подвижность животных и птиц, являвшихся объектами охоты, потребовали усовершенствований в охотничьем оружии. Совершенствуется копье, используются силки (для охоты на мелких животных и птиц), изобретены лук и стрелы (в ряде областей Южной Америки использовалась стрелометательная трубка), а в Австралии из-за особенностей ландшафта широкое применение получило метательное оружие: легкие копья, дротики, бумеранги.

В этот период происходит еще одно принципиальное изменение во взаимоотношениях человека с окружающим его миром. Путь к новым возможностям открыло приручение (одомашнивание) собаки. Человек начинает превращать в друзей и помощников тех, кто прежде относился к нему враждебно, а порой выступал и как конкурент в добывании пищи. Этот путь не просто помогал человеку лучше приспособиться к новым условиям существования, но и привел впоследствии к новой деятельности - скотоводству.

В связи с тем, что охотой стало сложнее обеспечить пропитание общины, в конце верхнего палеолита и мезолите увеличился объем растительной пищи. На это указывает широкое распространение орудий для превращения ранее несъедобных твердых плодов в мякоть, которую можно употреблять в пищу, - зернотерок, ступ, пе стов. В ряде регионов появляются орудия для удаления сока из некоторых тропических растений. Вероятно, распространилась термическая обработка пищи, которая позволила употреблять прежде несъедобные плоды, а также лучше использовать мясные и рыбные отходы.

Поселения и жилища верхнего палеолита различны на разных территориях. Для Евразии этого периода характерны стационарные искусственные жилища. Поселение представляло собой либо одно многоочажное жилище, либо несколько небольших или среднего размера жилищ. Обнаружены и специально вырытые на территории стоянки нежилые землянки или специальные хижины, вероятно, общественного или культового назначения. Природные изменения конца палеолита и соответствующие им мезолитические перемены в способах хозяйствования приводили к тому, что стало сложно обеспечивать пищей крупные и подолгу живущие на одном месте группы. Поэтому они распадаются на более мелкие подвижные коллективы. Как следствие увеличения подвижности населения стационарные жилища практически исчезают, сохраняясь лишь в районах, круглогодично богатых пищей. Наиболее распространенным типом поселения в мезолите становится временный лагерь.

Материальную культуру конца верхнего палеолита и мезолита характеризует высокий процент новаций, повышавших надежность обеспечения человека пищей. Кроме того, разнообразие локальных культур, которое возникло в докроманьонскую эпоху, усугубляется, и на основе отдельных культур начинается складывание крупных этнокультурных зон. В конце верхнего палеолита возникают, а в мезолите (и далее в неолите) повсеместно распространяются узколокальные археологические культуры. Материальная культура усложняется и становится все более разнообразной.

Достаточно сложно сказать что-либо определенное о духовной культуре верхнего палеолита и мезолита. Те факты, которыми мы располагаем, носят косвенный характер либо основаны на этнографических данных, относящихся к более поздним стадиям первобытности или даже к эпохе цивилизаций. Увеличение числа четко очерченных археологических культур дает возможность предполагать, что постепенно на основе нескольких общин начинает территориально, социально и этнически складываться племенная общность. Вероятно, это сопровождалось формированием племенного самосознания, комплекса мифов и обрядов, а возможно - и самоназвания. В мезолите эти процессы оформляются и прогрессируют.

Нет никаких сомнений, что в период верхнего палеолита и мезолита существовала определенная система моральных норм. Самые первые моральные установки облекались в форму особых запретов - табу . Такие ограничения основаны на убеждении, что совершение любым членом коллектива запретных действий ведет к непреодолимой опасности, навлекаемой не только на нарушителя, но и на весь коллектив. При этом неизвестно, какова природа опасности, и почему данные действия влекут ее за собой. Неопределенность и таинственность подкрепляет ощущение ужаса перед неведомой угрозой и могущественными силами, стоящими за ней.

Постепенно в палеолите и мезолите формируется целая система поведенческих норм, и достаточно часто их происхождение связывают с определенными мифологическими представлениями. Одна из важнейших особенностей первобытной морали - ее «коллективистский» характер. Личные, индивидуальные взаимоотношения между людьми практически не подвергались регламентации - они поглощались нормами, определявшими отношения между группами людей. Отдельный человек выступал прежде всего как представитель какой-либо группы. Обычно группы выделялись по половозрастному признаку. Еще одна существенная характеристика первобытной морали, относящаяся, впрочем, ко всей первобытной духовной и художественной культуре, - это ее принадлежность к синкрети ческому целому, которое сложно подвергнуть разделению на сферы. Первобытные нормы поведения - это и мораль, и этикет, и зачатки права, и религиозные предписания, действовавшие в нерасторжимом единстве.

В связи с такой особенностью первобытной культуры, как ее синкрети чность (буквально «неразделенность»), не теряет актуальности и проблема специфики мышления первобытного человека. Исследователи расходятся во взглядах на этот вопрос. Одни считают, что законы человеческого мышления универсальны, и человеческая психика единообразна независимо от исторической ситуации или этнической принадлежности; другие полагают, что существуют отличия в мышлении «первобытных» и «цивилизованных» народов. В любом случае следует отметить, что синкретизм мышления, как и синкретизм первобытной культуры в целом - важный факт древнейшего периода развития человечества. В сознании первобытных людей причудливо переплетались объективные знания об окружающей реальности и рациональные приемы мышления с фантастическими представлениями и парадоксальными способами интерпретации. Конечно, в той или иной мере это свойственно людям любой исторической эпохи, но наиболее ярко и полно проявилось на первобытной стадии.

Соединение рационального с фантастическим не говорит в пользу преобладания «мистического» начала в сознании первобытных людей. Как доказывают этнографические данные, их повседневность основывалась на вполне рациональных началах. И хотя первобытный человек и в самом деле еще не разделял естественное и сверхъестественное - ведь он еще не знал законов природы, и для него одинаково естественными и реальными представлялись как животные, так и фантастические существа, - тем не менее можно сказать, что сверхъестественное в нашем понимании «вторгалось» в жизнь человека только в переломные моменты его жизни, или когда нарушался привычный ход событий.

Синкретизм первобытного мышления получил свое выражение в мифе - господствующей форме первобытной культуры. Существуют разные взгляды и точки зрения на миф и мифологическое сознание. Кроме культурологии, миф и мифологию изучают многие дисциплины - этнография, литературоведение, религиоведение, философия и др. Продолжают обсуждаться проблемы соотношения мифа и религии, мифа и фольклора, вопрос о первичности и вторичности мифа по отношению к ритуалу. Миф - это, бесспорно, первая форма осмысления человеком окружающего мира. В мифологии следует искать истоки нравственности, религии, философии, науки; к мифолого-ритуальному комплексу восходит художественное творчество, а первые рациональные познания человека о мире возникали в рамках тех или иных мифологем.

Рациональные знания первобытной эпохи, безусловно, основываются на практической деятельности человека и специфике его образа жизни. К наиболее очевидным представлениям можно отнести знание местности (территории обитания) и представления о животном и растительном мире. Этнографы неоднократно отмечали обширные и точные знания так называемых отсталых народов о химических (в том числе лечебных или токсических) свойствах растительных и минеральных веществ, порождавших разнообразные способы лечения и самолечения, в том числе приемами примитивной хирургии (лечение переломов, вывихов, накладывание повязок и др.).

Многочисленные археологические и этнографические источники указывают на формирование различных систем счета, основанных на числах 5 и 10, на числе 7 и кратных ему, на числе 3 и кратных ему 6 и 9, а также на числах 4 и 8. Постепенно накапливались наблюдения за календарным циклом, что способствовало приумножению знаний о животном и растительном мире, формированию представлений о времени. Появляются различные способы исчисления времени - выделение сезонов по смене погоды, по чередованию хозяйственных работ, обозначение длительных периодов по поколениям. Не исключены и пространственные представления, связанные с обитанием на определенной территории, закреплением ее за отдельными племенами.

По-прежнему остается дискуссионным вопрос о характере и специфике первобытной религии. Некоторые исследователи указывают на различные ее формы - аними зм, ма гию, тотеми зм, фетиши зм; выделяют различные виды культов (промысло вые, погреба льные, соля рно-астра льные и др.). Возможность существования различных точек зрения на религию доисторической эпохи предоставляют факты, которыми мы располагаем. Полученные преимущественно в ходе этнографических исследований, они дают чрезвычайно пеструю картину. Однако ясно, что первобытные религиозные идеи и практики не складывались в стройную систему. Возможно лишь перечислить ряд исходных религиозных форм, но не установить между ними отношения преемственности или взаимосвязи. Некоторые исследователи предлагают не выделять в качестве самостоятельных форм анимизм, магию и фетишизм, считая их универсальными элементами любой религии, в том числе развитой. Анимизм - это вера в духов и в душу, а также в одушевленность всего и вся; магия - совокупность практик, связанных с верой в способность человека осуществлять сверхъестественное воздействие на природу и других людей; фетишизм - вера в сверхъестественные (чудесные) свойства определенных предметов и поклонение им. Все это в той или иной степени можно обнаружить во многих (если не во всех) религиозных системах мира.

Среди религий первобытности наиболее однозначной для исследователей оказался тотемизм . В отличие от анимизма, фетишизма и магии, тотемистические представления не фигурируют в позднейших религиозных системах. Стало быть, с уверенностью можно назвать тотемизм самостоятельной формой религии. Тотемизм есть вера в родство группы людей с тем или иным животным или растением. Такое животное (реже растение), т.е. тоте м , считается первопре дком рода. Это представление отражается в соответствующих мифах и воспроизводится в соответствующих ритуалах. Тотемизм - одна из наиболее древних форм религии, свидетельством чему, очевидно, служат ритуальные захоронения конкретного вида животных или частей их тела. Такие захоронения появляются уже в нижнем палеолите.

В ряду первобытных форм религии выделяют также вредоно сную магию, или ведовство , лечебную магию, или зна харство , а также любовную магию, которая позднее могла соединяться с культами плодородия у земледельцев. К древнейшим относят погребальные культы (они прослеживаются еще у палеоантропов) и промысловые культы, призванные обеспечить удачу на охоте. Постепенно складываются раннеплеменные культы, ядром которых был обряд инициа ции , т.е. посвящения, когда подростки принимались во взрослые члены коллектива. У некоторых народов возрастные инициации представляли собой специальное обучение и физические испытания и продолжались от нескольких недель до нескольких лет. У других существовали ритуалы, лишь обозначавшие переход из одной возрастной группы в другую. Обряды инициации в основном предназначались для мальчиков (инициации для девочек встречаются редко).

Все перечисленные религиозные формы относятся к наиболее ранним. В них невозможно выделить первичные и вторичные. Скорее всего, они складывались и развивались параллельно, зачастую переплетаясь, взаимодействуя и порождая промежуточные формы. Подводя итог разбору духовной культуры верхнего палеолита и мезолита в целом, следует отметить, что тогда были заложены важнейшие основы дальнейшей духовной культуры человечества. Но не менее важна роль этого периода в становлении художественной культуры.

Говоря о художественной культуре, не следует забывать о такой характеристике первобытности, как синкретичность. То, что мы называем искусством и художественным творчеством, было тесно соединено и переплетено с повседневной жизнью, религиозно-мифологическими представлениями, ритуально-обрядовыми действиями и потому искусством может быть названо лишь условно. Истоки первобытного изобразительного искусства отчетливо просматриваются в так называемой нижнепалеолитической графике - в изображениях прямых и зигзагообразных линий, спиралей, точек и других фигур. Но уже в верхнем палеолите объектами изображения становятся животные и человек. Правда, в искусстве верхнего палеолита образ человека встречается довольно редко.

К числу древнейших скульптурных форм относятся «палеолитические Венеры» (или «верхнепалеолитические матро ны») - статуэтки, изображающие женские фигуры. Они характеризуются гипертрофированными размерами груди, живота, бедер, что говорит о наличии представлений и ритуалов, связанных с идеей рождающего начала. Лица, руки и ноги «Венер» выполнены очень условно, без какой-либо детализации. Основным объектом изображения в верхнем палеолите были животные. В наиболее древней наскальной живописи яснее всего прорисованы голова и передняя часть туловища, позднее появляются более законченные изображения. Заметны и попытки построения пространственных изображений: выделение рельефа тела животного или изображение в сложных ракурсах (например, тело животного представлено в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти). Многофигурная живопись верхнего палеолита представляет собой реалистично выполненные изображения отдельных фигур при абсолютном отсутствии связей между ними: отдельные фигуры располагались в совершенном беспорядке друг относительно друга.

Несмотря на некоторую утрату реалистичности и более схематический по сравнению с верхним палеолитом характер, искусство мезолита отличается существенными достижениями. Во-первых, для него характерно умение выстраивать композицию в многофигурных изображениях, передавать динамику, действия. Во-вторых, основным объектом изображения становится человек. И хотя животные присутствуют в большинстве мезолитических произведений, они больше не являются основным объектом, к которому приковано внимание мезолитических художников. Искусству мезолита (как и верхнего палеолита) свойственна стилистическая и содержательная однородность. Региональные, этнические и индивидуальные особенности, как правило, не играли существенной роли.

О развитии других видов искусства на протяжении верхнего палеолита и мезолита трудно сказать что-либо определенное. Становление словесного, вокально-музыкального и танцевального искусств связывают с мифолого-ритуальными практиками. Ряд исследователей предполагает относительно раннее возникновение вокально-музыкального сопровождения монотонных и ритмичных трудовых операций. Едва ли можно говорить о чем-то еще, поскольку все наши сведения основываются лишь на гипотезах и на этнографических фактах, относящихся к более поздней ступени развития примитивных обществ.

Заключительным этапом в истории первобытной культуры стала эпоха неоли та . Ее хронологические рамки неодинаковы для разных регионов - там, где формировались древние цивилизации, границы неолита простираются от IX до III тысяч лет до н.э. В некоторых областях земного шара неолит сохранялся вплоть до XIX - начала XX в. На этом этапе культура утрачивает свое единообразие, формируются и все более ярко проявляются этнические и региональные различия. Поэтому дать характеристику неолитической культуре можно лишь в наиболее общем виде.

Несмотря на все разноречивые мнения о роли и значении неолита, большинство исследователей говорят о качественном скачке, который произошел в этот период, обеспечив переход к цивилизационной эпохе. Этот скачок - «неолитическая революция» - представлял собой переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыбная ловля) к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство, ремесло). Не сразу стали очевидными те преимущества, к которым приводили перемены эпохи неолита, и потому ранние земледельцы и скотоводы социально и культурно почти не отличались от поздних («высших») охотников и собирателей. Тем не менее новая экономическая доминанта открыла путь к более эффективной хозяйственной деятельности и тем самым к дальнейшему социокультурному развитию.

Материальная культура неолита, хотя и имеет некоторые региональные особенности, отличается рядом общих новых достижений. Во-первых, активно внедряются новые приемы обработки камня: шлифование и сверление. Во-вторых, во многих регионах разрабатывались альтернативные природные ресурсы: гипс, марганцевые руды, соль. В-третьих, ведущим материалом в неолите становится глина. Наряду с деревом она использовалась при строительстве домов, а также для изготовления многочисленных предметов разнообразного профиля. Многие археологи считают кера мику (изделия из обожженной глины) типичным признаком неолита. Наконец, в-четвертых, неолит характеризуется возникновением ткачества: сначала как ручного плетения, а затем (в позднем неолите) в виде производства тканей с помощью ткацких станков. Первоначально в качестве материала использовались волокна дикорастущих растений. С развитием же земледелия и скотоводства находили себе применение окультуренные виды хлопчатника и льна, а также шерсти.

Изменения в материальной культуре способствовали углублению трудовой специализации, постепенному выделению ремесла в самостоятельную производственную отрасль, а также появлению так называемого прибавочного продукта. Это вело к имущественному обогащению некоторых членов общины, формированию представлений о собственности и возникновению принципов ее наследования и распределения. Социальную организацию, характерную для неолита, обычно называют позднепервобытной родово й общи ной , характерными отличиями которой от раннепервобытной общины считаются больший численный состав, меньшая степень мобильности населения, преобладание оседлого образа жизни. Усложняется и структура общества: постепенно формируются социальная иерархия, появляются новые социальные институты, совершенствуется управление общиной, постепенно происходит становление системы власти. Перемены в материальной культуре и социальной организации обусловили ряд изменений в духовной и художественной культуре.

Мораль человеческого общества эпохи неолита в целом продолжает носить коллективистский характер. Важными моральными нормами становятся принцип старшинства, т.е. подчинение младших старшим, и принцип большинства, т.е. преобладание мнения большинства. Постепенно сформировавшееся лидерство, в принципе не противоречащее основным нормам коллективистской морали, вело к тому, что авторитет и влияние лидера играли решающую роль в принятии тех или иных решений, особенно управленческих. Начался и процесс взаимодействия коллективистской морали с формирующейся системой власти.

В течение длительного времени мораль позднеродовой общины препятствовала социальному расслоению. Так, нельзя было иметь имущества значительно больше, чем у других, нельзя было дарить больше, чем одариваемые могут вернуть, сверстники должны были проходить основные жизненные рубежи приблизительно в одно время и т.д. Несмотря на то, что с ростом имущества формировались понятия богатства и собственности, отношение к ним существенно отличалось от восприятия этих явлений представителями более поздних обществ. Накопление богатства в позднепервобытной общине было невозможно, поскольку оно активно расходовалось в социальной жизни: для устройства пиров, организации ритуалов, приема гостей. Людей, накопивших особенно крупные запасы, так или иначе заставляли делиться с окружающими, а в случае отказа могли даже убить.

Среди норм, регулировавших взаимоотношения людей в позднепервобытной общине, важное место занимали принцип компенсаторного наказания за причиненный ущерб и резко различное отношение к сородичу и чужаку. В случае совершения проступка сородичем наказание было как можно более мягким; отношение же к чужакам, как правило, было иным - даже убийство чужака не считалось преступлением. Что касается родственных связей, то они переставали играть решающую роль только с разложением общинно-родового строя и переходом от общины родовой к соседской общине.

Сакральные представления на поздней стадии родового строя развивались, образуя новые религиозные формы, которые в своей основе отражали социальные изменения. В то же время продолжали существовать и ранее возникшие формы, сложным образом переплетаясь и взаимодействуя с новыми представлениями и ритуалами. Среди религиозных форм, получивших развитие на последней стадии первобытности, можно назвать следующие:

  • родовые и семейные культы, или культ предков;
  • культ личных духов-покровителей как отражение процесса распада родовых связей;
  • шаманизм (одна из наиболее трудных для понимания религиозных форм);
  • тайные союзы как форма социальной организации, но одновременно и форма религии со своими специфическими верованиями и обрядами;
  • земледельческие или земледельческо-скотоводческие культы - верования и обряды, связанные с новой производственной деятельностью;
  • обожествление вождей, формирующееся при переходе к цивилизации и перерастающее в сакрализацию власти правителей и их почитание после смерти.

В художественной культуре эпохи неолита, с одной стороны, легко заметить преемственность с более ранними периодами, а также свойственную первобытному искусству сюжетную и стилистическую однородность. С другой стороны все больше проявляются и становятся существенными региональные и этнические различия (особенно ярко это видно на этнографических материалах). В поздненеолитическом изобразительном искусстве широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, полумесяцев и др., стилизованные изображения людей и животных, а также орнаментальные мотивы. Считается, что на основе знаков и схематизированных изображений в целом ряде областей земного шара формируется древнейшая система письменности - рисуночное письмо. Таким образом, неолит завершает историю первобытной культуры и закладывает основы для следующей, цивилизационной ступени в истории человека, общества и культуры.

Специальная литература

  1. Бутовская М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. - М.: Наука, 1993.
  2. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1 / В.В. Глебкин. - М.: Добросвет, 2000.
  3. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. - М.: Наука, 1983.
  4. Ламберт Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. - Л.: Недра, 1991.
  5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  6. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М.: ТЕРРА, 1999.
  7. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный / Я. Линдблад. - М.: Прогресс, 1991.
  8. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М.: Наука, 1989.
  9. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989.
  10. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрезер. - М.: Эксмо, 2006.

Литература

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. Курс лекций в двух частях. Саранск, 1997.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Мириманов В.К. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М., 1982.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

1. особенности первобытной культуры:

Тип культуры – это культурный комплекс, возникший на базе этноса или территории и существующий определенное время. Тип культуры характеризуется оригинальным культурным комплексом, который возникает на базе оригинального, свойственного только для носителей этой культуры, мировоззрения.

Первобытная культура - это первый появившийся и существовавший в истории тип культуры. Она сформировалась на основе первобытного общества, которое характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил.

Этапы развития первобытного общества:

Палеолит – от 2 млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. – существовали пралюди, около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. Люди жили первобытным стадом, занимались охотой, собирательством, рыболовством. Появляется материнский род.

Мезолит – 10-5 тыс. лет до н.э – появились лук и стрелы, была приручена собака. Материнский род постепенно сменяется отцовской большесемейной общиной. Постепенно община становится соседской.

Неолит – 8-3 тыс. лет до н.э. – период неолитической революции - перехода от присваивающего хозяйства к производящему (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству)

Первобытная культура характеризуется :

*синкретизмом. Синкретизм (слитность, нерасчлененность)- единство культуры, общества и человека, нет понимания различия видов деятельности, и отдых, и работа, и искусство - все это часть магического ритуала. Корни синкретизма лежали в практической деятельности первобытного человека, которая носила характер ритуала. Синкретизм проявлялся:

Первое, что поражало европейцев, знакомившихся с жизнью народов, находящихся на ранней ступени развития - нерасчлененная слитность человека и природы. Неразделенность живого и неживого мира, субъективного и объективного: все явления и предметы одного порядка, равноправны: (здравствуй озеро, казнь капусты). Строка из песни бушменов:



Трава с плачем просит ветер

Принести дождь

Земля под солнцем плачет: "Я иссохла".

Мое сердце плачет у костра: "Я одиноко"

Ветер прилетает и говорит: "Дождь скоро придет"

А трава шепчет: "Идет охотник"

В культуре, породившей этот текст, он воспринимался как верное, документальное описание реальности. Надетая кем-то на лицо маска, и есть в действительности тот демон или то животное, которое она изображает. Постепенно это нерасчлененное единство разрушается, и маска воспринимается не как сам бог, а как символ бога, его частичное воплощение. Такое мироощущение было очень устойчивым. Он сохранялось в культурах древнего востока, например, в египетской мифологии, где небо представало то в образе коровы, то в образе женщины, распростертой над землей, то в виде реки, по которой плывет солнце. В мифологии эллинов Зевс, имевший человеческий облик, мог превращаться то в лебедя, то в быка. Лишь по мере развития ремесла человек начинал отличать свое сущностное отличие от природы, но этот процесс лежал уже за пределами первобытности.

Сюда же следует отнести нерасчлененность мифа и обряда. Обряд играет важную роль в мифологической культуре, во время обряда мифы становятся реальностью, и животное, убиваемое во время обряда, убивается (в представлении охотников) на самом деле. Спор о том, что первично, миф или обряд.

Не выделенность "я" из "мы", личности из коллектива. Человек мыслит только категориями коллектива "мы/они". Каждый член родового коллектива равен целому: одно имя, одна прическа, украшения, песни, танцы, мифы, обряды.

Синкретична практическая деятельность первобытного человека, она соединяет охоту, собирательство и изготовление орудий. В рамках этой деятельности реализовывалась культурная практика человека, которая соединяла в себе материальное, духовное творчество. Духовное творчество - мифология, которая создавалась и применялась во время охоты, собирательства, изготовления орудий.

*традиционностью: в сознании и поведении людей, во всех родах деятельности и культуре в целом господствует традиция. Все особенности быта каждой общины стабильны, жестки, нерушимы и передаются из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Традиция - регулятор поведения людей. Традиция - способ передачи культурных ценностей – главный опыт заключается в мудрости предков. Мифология требует от людей безусловного принятия системы, иначе человека из коллектива исключают, что равносильно смерти (пример-инициации).

*Мифологичность культуры. Часто первобытную культуру называют мифологической.

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным человеком, которая для современного человека неприемлема. Человек традиционных культур видит в мифе единственно верное откровение действительности. Миф - это первый способ осмысления мира.

Миф это - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа

Истоки мифа:

Миф - продукт коллективного сознания первобытного общества, творение коллектива. Первоначально миф и обряд были слиты, миф не существовал вне обряда, "выплясывался", потом, фиксируясь в языке, миф приобретал известную самостоятельность. Миф не имеет вариантов, не подлежит индивидуальным изменениям со стороны рассказчика. Рассказывание мифа - всегда сакральный акт, иногда мифы могут быть доступны только специально посвященным (например, мужчинам, прошедшим обряд инициации).

Виды мифов:

q Этиологические ("причинные", "объяснительные"). В них объясняется причина появления тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов или явлений. Это рассказы о происхождении, которое стало результатом деятельности богов или героев.

q Космогонические - в них повествуется о происхождении космоса в целом и отдельных его частей: солнца, луны, земли, планет. Мифы о превращении хаоса в космос. Мифы передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха, воды. Это мифы развитых народов, например, у австралийцев их почти нет. (Египетские мифы: сначала был бог солнца Атум Ра и холм Бен-Бен, а также Тефнут – плодородие. Потом родились Геб – земля и Нут – небо, которые родили Осириса, Сета, Исиду и других богов. Золотой век в Египте наступил после разделения неба и земли.

Сюда относятся мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины, дерева и т.п.

Сюда примыкают астральные (о звездах и планетах), солярные и лунарные

q выделяются тотемические мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми и тотемами существует родство. Таки мифы особенно распространены среди австралийских и африканских народов.

q Календарные мифы были связаны с хозяйственной деятельностью людей: о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной Например, египетский миф об Атум Ра – боге солнца и его дочери Тефнут, которая ушла. Ее возвращение – возрождение земли. Когда Тефнут уходит, на земле наступает хаос

q Мифы о культурных героях состоят из рассказов о чудесном рождении героя, включают испытания, подвиги и его смерть. Герой, как правило, наполовину бог. Герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи, странствует в других краях, там приобретает временных друзей или помощников, переживает временную смерть, воскресает. Его изгнание мотивируется гонениями божества либо собственными проступками. Главная задача героя - установить мировой порядок.

q Эсхатологические мифы - повествующие о гибели мира, о всемирных катастрофах, и гибели великанов, о смерти богов и т.п. Апокалипсис христианской мифологии - пример эсхатологического мифа. В таких мифах может рассказываться о преступлениях людей, о нарушениях права, морали и других грехах.

Функции мифа:

Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с ней. Соответственно мифу как культуре присуще все функции культуры: регулятивная, коммуникативная, дидактическая и др.

Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (так как сознание еще развито слабо) с помощью магии символов, табу, обрядов и ритуалов. Магия на деле укрощает стихийные силы души, которые, вырвавшись из-под контроля, способны нарушить жизнь общины. Такой контроль и достигается путем полного растворения человека в коллективе.

Особенности мифологического мышления:

· Логический принцип мышления строится на системе бинарных оппозиций: пары добро-зло, мужчина-женщина, лево-право, мы-они. Обязательно одно хорошее, другое плохое

· Разнообразные явления связаны между собой на основе случайных (для нас) признаков (ассоциации или семантические связи), но для первобытного человека эти признаки важны, например, признаки цвета: все черные звери связаны с подземным миром - черная кошка, черный ворон. Эти связи выстраиваются в семантические поля, или архетипы (К.Юнг) Архетип - содержание коллективного бессознательного, пресуществующая форма, которая является частью наследованной структуры психического бытия. Архетип лежит в основе общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, снов, галлюцинаций, в сказках, мифах, сюжетах и структурах художественной культуры (болезнь - вода - смерть, наиболее распространенный семантический ряд: мертвая и живая вода, перейти реку перед царством мертвых и т.п., похоронные обряды многих народов связаны с отправкой тела в море). Семантический ряд – слова, связанные между собой по смыслу и по произношению (однокоренные). Например, на шумерском слова: ночь, тьма, болезнь, черный – однокоренные и сл-но связаны по смыслу.

· Слабая разработанность абстрактных (общих) понятий, все предельно конкретизировано (стол - конкретное понятие, мебель - абстрактное, сосна - дерево)

На шумерском: «открыть» = «дверь толкнуть», «убить» = «голову палкой ударить», «ласково» = «женски говорить», «имущество» = вещь руки.

· Картина мира в мифологической культуре

Мир в мифе предстает как магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем. Человек и боги - лишь элементы космического целого, и подчинены судьбе космоса. Человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов.

Мифы излагают истории о фантастическом превращении хаоса в космос, о происхождении предметов и явлений природы, социальных установлений и порядков.

Особое представление о времени . Современное представление: вектор, время - однонаправленный процесс от прошлого к настоящему и будущему. Вектор бесконечен в обоих направлениях. Но это время исключительно абстрактно, его не существует, так как прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее настолько мгновенно, что его не уловить. Мифологическому человеку такого времени не понять, так как он абстрактные категории не понимает, ему все надо потрогать и пощупать.

Мифологические представления: Время циклично, ритмично , а не линейно.

Эти временные циклы которые очевидны для мифологического мышления, разные. Первый цикл - дневной цикл: утро, день, вечер, ночь. И каждый день ничем не отличается от предыдущего и от последующего. Дни одинаковы. С эпохи неолита появляются ритмические изображения в искусстве.

Следующий цикл - год, который также состоит из нескольких циклов - или это солнечные месяцы или лунные. Год состоит из 365 дней и 12 месяцев по 30 дней. Но 5 дней остаются лишними. 360 дней общество живет как обычно, а за оставшиеся 5 дней надо как бы старый мир разрушить для того, чтобы начать новую жизнь заново в новом году. На эти 5 дней время перестает существовать, исчезают все границы: во времени, все обычаи общества, их просто нет. (например, коляда: маски (если ты одел маску, ты стал животным), требование хлеба у богатых, пение непристойных песен, пьянка. Т.е. так положено, показать, что все порядки и установления как бы исчезли). Зачем это нужно? Мир устал, мир стал старым, надо уступить дорогу новому миру. А старого убивают, например, вождя - символическое убийство старого. И все за эти 5 дней. В эти дни воспроизводятся мифы о сотворении мира, и соответственно творится новый мир.

В Египте богиня Маат разделила год на 3 равные части – время разлива, время Всходов, время Урожая. Каждое длится 4 месяца, по 30 дней, а пять дней отыграл Тот, и в эти дни Нут могла рожать.

Следующий цикл - эпоха, их длина у каждых народов разная, например, у греков был 4-х летний цикл от олимпиады к олимпиаде. В конце эпохи происходит настоящий конец света. Большие циклы сравниваются с очень большими катастрофами: гибель Атлантиды, потоп и т.п. Но некоторые могут выжить, например, боги или люди. Отсюда возможность предсказания, так как циклы повторяются.

Пространство . В любой мифологии делится на 2 части: наше и не наше, в соответствии деления общества на мы/они. Нашему пространству приписываются все положительные характеристики, а не нашему - отрицательные. Между пространствами проводится четкая граница. Граница не сколько фактически обороняет, защищает, сколько ритуально. Например, заборы, сначала вокруг деревни, потом вокруг дома, вокруг окна - резной наличник, вокруг шеи - вышитый ворот рубахи. Всегда где есть сакральное пространство, есть граница. Границей может быть и вода. Вода отделает миры. Граница отделяет мы и они, мы - это люди, а они - нелюди: эльфы, гномы, вурдалаки и т.п. Это прослеживается и в языке (славяне - славные, а остальные бесславные). Для человека пересечение границы опасно. Оно сопровождается интенсивными ритуальными действиями очищения, так как ты, вернувшись, возможно уже не ты. Пример магической чистки - баня. Баня всегда предлагается пришедшему с дальней дороги. Там можно посмотреть на человека, нет ли хвоста. Огонь, вода и дерево - чистые стихии. Парятся березой, которое наше дерево не наших всегда прознает.

Вторая составляющая пространства - ось мира . В индоевропейской мифологии, в т.ч. славянской, это мировое древо, на нем держится весь мир. Осью мира может быть холм, или отверстие чума, т.е. то, что соединяет миры. В индоевропейской мифологии ось соединяет три мира : верхний, нижний и средний. Трем мирам соответствуют три вида обитателей. И на мировом древе прослеживаются три мира и его обитатели. В верхнем мире живут боги, птицы и животные белого цвета. Средний мир - люди, животные, деревья, нижний - подземные чудовища, рыбы, животные живущие в норах и животные черного цвета, животные, питающиеся падалью (Ра, когда плывет по небу, ночью проплывает через подземное царство).

Есть персонажи, которые принадлежат сразу двум или трем мирам, например, ворон, серый волк, белая лошадь. Эти персонажи интересны для мифологии тем, что с их помощью можно проникать из одного мира в другой, хотя умелый шаман может проникать и без их помощи. Место, где находится мировое древо, не одно, их много.

Место, где истинное мировое древо, далеко, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Это наш мир, но он обладает наибольшей святостью. Не каждый может попасть в этот мир. Но одновременно и в нашей повседневной жизни есть такие места. Причем, часто любое новое поселение обязано было иметь свою ось мира. Ось мира своим появлением устанавливает культурную власть человека над территорией, и мир превращается их хаоса в космос. (Что устанавливается в первую очередь? Например, Перун - столб, капище, церковь, флаг при покорении горы. Т.е. ось - это самое святое место, пуп земли). Вертикальная структура фактически совмещается с горизонтальной, т.е. чтобы отправиться к богам, можно пойти по древу вверх и по земле.

Общество. Выстраивается по закону иерархии, строгого порядка, половозрастного разделения функций. Инициации. Функции инициации - переход человека из одного социального статуса в другой. Строгое разделение функций между половозрастными группами порождает обряд, фиксирующий переход из одной группы в другую. Смысл ритуала - ритуальная смерть и рождение нового человека. Признаки: демонстрация горя по "умершему", кровь, боль, истязания, пытки, отсечение части тела (обрезание, обрезание волос, ногтей, отсеченную часть тела уничтожают, это и есть символ гибели старого человека), присвоение человеку нового имени, радость по поводу рождения нового человека. Содержание инициации зависит от конкретного случая. Самая тяжелая, длительная и трудная инициация у шаманов, почти до смерти

Выделяются из общества два персонажа - шаман - посредник между мирами, и трикстер (Лиса Патрикеевна), который строит свои отношения с другими не силой, а хитростью. В мифологических текстах трикстер - это символ человека, существующий рядом с богами и героями, борющийся с ними хитростью. Вызывает уважение.

Шаман - это четкий статус человека, ни мужчина и ни женщина.

Человек становится шаманом а) непосредственно по призванию "зов" или "Избрание"; б) переходом шаманского мастерства по наследству; в) по личному решению или, что реже, по волеизъявлению племени. Шаман признается шаманом лишь по завершении обучения по двум аспектам: экстатического порядка (сны, видения, транс и т.п.), и технологического порядка и знания обычаев (технические приемы шаманства, имена и назначение духов, мифология и генеалогия племени, тайный язык и т.д.). За обучение ответственны духи и старые шаманы.

Будущий шаман отличается прогрессирующими странностями в поведении, ищет одиночества, становится мечтателем, любит бродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, у него случаются видения. У якутов юноша иногда приходит в неистовство и легко теряет сознание, укрывается в лесах, питается корой деревьев, бросается в огонь или воду, наносит себе раны ножом. Например, эпилепсия твердо говорит о том, что одним из предков ребенка был шаманом.

Посвящение в шаманы публично и составляет отдельный ритуал, это эквивалентно инициации.

Магия - способ взаимодействия с мифическим миром посредством определенных символических действий и вербальных формул с целью достижения конкретных эмпирических результатов.

Эволюция мифа:

§ Миф постепенно перестает быть нерасчлененным единством субъективного и объективного

§ Постепенно формируются образы духов и богов, каждый из которых воплощает определенную стихию или явление, свойство или качество человека

§ Постепенно расчленяется миф и обряд, наряду с ритуальным воплощением мифа возникает его вербальное (словесное) воплощение. Обряд более консервативен, он иногда сохраняется и после отмирания мифа. (например, обряд поминок сейчас абсолютно бессодержателен. Стакан водки, накрытый куском хлеба - кормление умершего предка. Прикладывание руки к голове в армии - поднятие забрала. Знамя.)

§ Постепенно идет расчленение и усложнение первоначальных мифических образов

§ Постепенно мифологическое сознание превращается в религиозное: мир разбивается на естественное и сверхъестественное

§ От богов отделяются культурные герои - богатыри, наделенные сверхъестественными свойствами. Он борется с чудовищами, символизирующими хаос, побеждает их, обучает людей ремеслам, вводит обычаи и обряды (Геракл, Тесей, Прометей, Гильгамеш). В них реализуются мечты человека подчинить себе силы природы

§ Миф остается мифом, пока существует вера в реальность событий, о которых в нем повествуется. Как только эта вера утрачена, миф превращается в художественное произведение, эпос, сказку.

Факторы разложения мифологической культуры - появление иных способов освоения мира помимо мифа:

ü Появление религии, отделяющей сверхъестественное от естественного

ü Рождение искусства не как участника ритуала и способа воздействия на бога, а как результата духовного освоения мира, как потребности в символически- образном выражении мыслей

ü Рождение философии, способа рационального освоения мира

ü Миф теряет свою силу тогда, когда человек осознает свою автономность и свободу, когда нарушается непосредственная слитность человекас обществом и природой.

ü Но миф не исчезает окончательно, он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души, так как человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении мира.

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  • каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);
  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
  • железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

  • изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;
  • исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;
  • анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;
  • становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

  • Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);
  • Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

  • о сотворении мира;
  • об основании древних государств и городов;
  • о поступках культурных героев;
  • о месте человека в мире и его назначении;
  • о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

1. Первобытная культура как исторический первый тип культуры
2. Практический духовный характер жизнедеятельности первобытного общества
3. Синкретическая целостность первобытной культуры
4. Основные этапы развития художественной культуры первобытности
5. Человек и природа: зооморфные и антропоморфные в первобытном искусстве

1. Первобытная культура как исторический первый типкультуры
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функцииврожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первымтипом традиционной культуры, для которой характерно:
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главнойчертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и егорелигиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека,отсутствующий в природе.
Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.
Сложился ряд схем классификацииосновных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, всвою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописныепроизведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до...

Первобытная культура

Образование команды для реализации стратегических изменений

Важно заметить, что для стратегического управления важное значение имеет команда образования.

  1. Закрытая модель управления – руководители этого типа ориентированы на стабильность и порядок, устанавливают с персоналом официальные отношения, ценят в подчинœенных трудолюбие, исполнительность, дисциплину. Больше склонны критиковать подчинœенных, чем вознаграждать.
  2. Открытая модель – руководители ориентированы на людей, обладают талантом убеждать и вдохновлять, склонны принимать решения, основанные на личных симпатиях и могут закрывать глаза на проблемы в надежде, что всœе уладиться само собой.
  3. Модель управления типа (идея) – руководители обладают талантом стратега, системного мыслителя, проявляют энтузиазм идеям подчинœенных, с воодушевлением берутся за новые проекты, но чаще всœего не способны довести их до конца.
  4. Модель случайного управления – ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем. Талантливо проводит переговоры, с подчинœенными отношения сотрудничества, много времени уделяется устранению неполадок в работе организации.

последний неправильно

по своту сильных для возможностей

1. Понятие и характерные черты первобытной культуры

2. Культурные эпохи первобытности

3. Миф, ритуал и магия – как формы духовной жизни

4. Первобытное искусство: истоки, особенности, эволюция

1.Понятие первобытная культура обозначает исторически первый тип социальности. Во-вторых, культуру современных, до государственных народов и в-третьих, архаичную часть современной культуры.

Первобытная культура выявляет жизнь до цивилизованных, до государственных, дописьменных сообществ, которые живут в рамках природных циклов, при отсутствии идеи развития и представлений о историческом времени. Главным назначением этой культуры стало формирование человека как социального существа.

Характерные черты:

· Синкретизм – изначальное единство, сменность, и не расчленённость всœех элементов форм

· Крайний консерватизм – он обеспечивался священностью традиций

· Господство мифологического мировидения, в котором границы между мышлением и интуицией и эмоциями различны

· Использование запретов в качестве важнейших регуляторов социальных взаимодействий

· Применение магии во всœех сферах жизнедеятельности

· Отсутствие представления о личности отдельно взятого человека

2. В истории культуры ключевое значение имеет верхний палеолит, для которого характерно резкое увеличение, количество её видов каменных орудий труда, запрет на кровосмешение и появление на этой базе семьи и рода, как первых форм и элементов социальности (палеолитическая революция). Эти родовые сообщества решали задачу выживания на ландшафте потому следы их материальной жизни маловыразительны. Но в данный же период проходило активное развитие психики, становление языка, образного и абстрактного мышления, мифопоэтического сознания и навыков изобразительного искусства. По этой причине памятники духовно-символической жизни очень интересны.

В европейском палеолите выделяют 2 эпохи:

· Период (35-20 тыс. до н. э.)

· Ориньян (30-19 тыс. до н. э.)

· Селитре (20-15 тыс. до н.э.)

· Мадлен (20-10 тыс. до н.э.)

Анализ этих культур показывает, что первоосновой духовной жизни – охотничья мания, осознание единство рода обеспечивал тотемизм.

Мезолит (10-6 тыс. до н.э.)

В культурном плане представлен процесс совершенствования уже накопленных элементов, развитие новой материальной культуры и изменение социальной структуры, утверждение родно-племенных сообществ, которые не были чисто охотничьими. Человек замечает себя и получает право на имя.

Неолит (6-4 тыс. до н.э.)

Характерен переходом к производящему хозяйству, кардинально изменяющему культурное развитие. Изменяется картина мира, в рамках которой изменяется астрономические, агрономические, медицинские знания. Усложняются религиозные знания, в которых доминирует анализм.

Данные культуры получили название варварских и на их базе сформировались земледельческие культуры и цивилизации бронзы и желœеза.

3. Миф употреблялось для обозначения сказаний о богах, героях и первопредках, которые участвовали в сотворении мира.

Современное сознание воспринимает миф как сказку или вымысел. Для древнего человека миф был истинный о мире и о нём самом, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он свято верил. Главной функцией мифа было устранение непредсказуемости и чуждости предстоящей реальности, превращения хаоса в упорядоченный космос. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, миф обеспечивал гармонию человека общества и природы. И закладывал программу устойчивого поведения.

Ритуал

Человек чувствовал в установлении порядка и в его постоян. обновленной телœесно, т. е. с помощью ритуала в базе которого лежал принцип подражания природе. В ритуале учувствовали всœе члены коллектива. Были задействованы всœе органы восприятия мира, в связи с этим он был средством интуитивного постижения закономерности природы. Ритуалы впоследствии получили развитие другой формы культурной деятельности, сформировавшие основы нравственности. Именно ритуалы погребения впервые выявили человеческое в человеке и исследователи считают, что отсчет культуры начинается именно с этого момента.

Магия не влияла на объективные свойства вещей, она воздействовала на человека, на его бессознательность и полностью овладевала психикой, внушая чувства уверенности, она испытывала успех, помогала сплотиться, в связи с этим оставила глубокий след в истории культуры и присутствует в культуре.

4.Изобразительное искусство это начало видимой жизни человека.

Среди теории об истоках искусства выделяются:

· Трудовая

· Религиозная

· Агаровая

Главные особенности первобытного искусства:

· Его схожесть мифом, магией, ритуалом

· Условный характер изобр.

· Символичность форм

· Отсутствие эстетических обобщений

В палеолитические эпохи ариньян-селитре-доминировало мобильное искусство с животным изображением, а так же появился первый символ.Искусство в эпоху неолита͵ живопись становится красочной. В неолите появляется силуэтная живопись, которая выступает как рассказ о событии. В эту же эпоху развив искусство архитектуры и появляется неолитические, культовые сооружения.

Культура(лк 4)

Первобытная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первобытная культура" 2017, 2018.