Павел пикассо голубь с веточкой картина. Голубиная песня пабло пикассо. Голубка Пикассо Информацию О

Голубь Пикассо

«Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет.
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет…».
(советская песня, муз. И. Дунаевского,
сл. М. Матусовского)

С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая - куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы - США и СССР - сотворили таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах.
Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо - гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.



Знаменитый набросок голубя мира Пикассо.

Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.
Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь «голубиная тема» у Пикассо не исчерпывается символом мира, лично я знаю как минимум пяток картин с этой птичкой. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.




4
Другие голуби кисти Пикассо. Просто голуби.

Трактовка же образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это конечно библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя. Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи «посланников мира». Исполком Моссовета даже вынес официальное решение «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.

Сам Пикассо тоже нередко иронизировал по поводу голубей, заявляя, что на самом деле он не знает более глупых, неряшливых и драчливых птиц. И хотя спорить с этим трудно (недаром я давно прозвал голубей «пернатыми крысами»), мне кажется, художник относился к этим птицам с теплотой и симпатией. Иначе зачем бы он стал называть свою любимую дочь Паломой (paloma - исп. «голубка»)?


Пабло Пикассо с дочерью Паломой. Кстати, на символе мира изображена именно голубка, а не голубь, хотя как это определишь?


Японский журавлик Садако

«Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна -
Про девочку, которая была облучена…».

Я так и не смог определить автора этой песни, которую слышал, наверное, каждый бывший советский школьник. На мероприятиях по борьбе за мир и в пионерских лагерях эта трогательная история японской девочки была неизменным хитом, а японский журавлик стал еще одним пернатым антивоенным символом. Хотя нет, не пернатым, а бумажным.


Его история уходит вглубь японского средневековья, когда в среде знати стало популярным делать послания в виде сложенных из бумаги фигурок (т. н. «оригами»). Одной из простейших фигурок как раз и был «цуру» - журавлик (для его складывания требовалось всего 12 операций). Конечно, в те времена в Японии журавль символизировал не борьбу за мир, а счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье - если загадать желание и сложить тысячу «цуру», оно обязательно исполнится.


Именно это поверье и рассказал врач девочке Садако Сасаки - жертве ядерной бомбардировки Хиросимы. Она облучилась и заболела лейкемией. Складывание журавликов стало для нее последней надеждой на выздоровление. По легенде Садако успела сложить только 644 «цуру»… Так было написано в романе американской писательницы Элеанор Коерр «Садако и тысяча бумажных журавлей». На самом деле девочка успела сложить тысячу фигурок, но это ей не помогло. Садако умерла 25 октября 1955 года в возрасте 12 лет.


Садако Сасаки.

С тех пор японские дети постоянно приносят к ее памятнику своих бумажных птиц. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч японских журавликов.
Так журавлик стал еще одним символом надежды на мир без войн, немым укором тем, кто продолжает копить и совершенствовать орудия истребления себе подобных, напоминанием о том, что ядерная война может оказаться последней…


4
Мемориал Садако.


Пацифик Холтома

«Я срываю пацифик со своей груди,
И обнажаю клыки.
Я никогда не поверю
В перемену погоды!»
(Е. Летов)

Если с птицами, в общем-то, все ясно, то о значении третьего, ныне самого распространенного, символа мира - «пацифика» - существует немало версий. Одни считали, что его изображение - это заключенный в круг след лапки «миролюбивого» голубя Пикассо (недаром у нас сей знак прозвали «куриной лапкой»). Другие полагали, что это контуры крылатой ракеты, которую «заперли» окружностью. Ну а мистически настроенные умники даже усмотрели в «пацифике»… перевернутую 15-ю руну древнескандинавского рунического алфавита!


Ну а мы умничать не будем, а доверим трактовку символа его автору, ведь таковой есть! Это Джеральд Холтом - англичанин, выпускник Лондонского Королевского колледжа искусств, художник и дизайнер. Заказ на символ поступил в 1958 г. от «Движения за ядерное разоружение». И уже весной так называемый «Крест мира» появился на плакатах и пиджаке самого Холтома во время марша протеста из Лондона в Бергшир, где находится Центр ядерных исследований.
Кстати, сперва Холтом действительно хотел нарисовать христианский крест, заключенный в круг, ведь сам пацифизм как движение зародился именно в среде протестантов. Однако начертанием креста «всуе» священнослужители остались недовольны. Тогда Холтом сделал компиляцию из двух букв семафорной азбуки «N» и «D», что должно было означать аббревиатуру «Nuclear Disarmament» (англ. «ядерное разоружение»).
Столь глубокая «зашифрованность» смысла в полной мере компенсировалась простотой самого символа. В отличие от голубя Пикассо, «пацифик» может начертать любой, у кого не сильно трясутся руки. Плюс к этому, Холтом даже не стал защищать свое «детище» авторским правом, давая понять, что борьба за мир - дело всех людей, а не только антиядерных организаций.

Вот и пошел гулять «пацифик» по миру, пока не попал в цепкие руки хиппи. В конце 1960-х они так активно вливались в антивоенные демонстрации, что вскоре этот знак стал чуть ли не напрямую ассоциироваться именно с волосатыми «детьми-цветами». А так как пацифизм у хиппи сочетался с другой излюбленной идеей - всеобщей и свободной любовью, - «пацифик» стал частенько сопровождаться надписью «Make love, not war!», то бишь - «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Прошли годы, и «пацифик» все больше стал восприниматься не как символ борьбы за мир, а как банальный элемент молодежного дизайна. И все чаще те, кто рисует его на стенах или носит на шее, не в состоянии толком объяснить, что же он обозначает.


Анекдот в тему:
«Идет по улице парень и у него на груди болтается здоровенный, сваренный из арматуры, «пацифик» на толстой цепи. Его спрашивают:
- Вы что, правда, такой пацифист?
- Да!! Я люблю, знаете ли, снять с себя этот знак и пацифиздить им всех вокруг!».

This entry was posted in .
Bookmark the .

Ну, не буду особо рассказывать всем, какой сегодня срач подняли по поводу этого изображения

Символ мира обсирают именно за его.......пацифизм.И вообще, вокруг одни враги, и символом Победы должно быть что-то грозное, дабы врагинас ещё пуще боялись.

Ну, так докладываю - "враги" и без грозных символов нашей Победы уже успели себя перепугать до смерти и полной анти-русской истерии. Но нашим садо-мазо-поцреотам по всей видимости этого мало - надо испужать ещё сильнее и вглядить как можно дичее.

Но пост не об этом, а об истории самого символа, а также об одном испанском художнике и его голубях.

История домашних голубей столь древняя, что некоторые учёные считают их первой домашней птицей. Первоначально разводили их для еды. Но уже достаточно в древние времена люди заметили их склонность возвращаться домой и стали использовать их в качестве доставки почты. О том, что это было давно, мы можем быть уверены хотя бы прочитав Библию, где именно голубь трижды выпускаемый Ноем и принёс весть, что потоп закончился и вода спала. Ну, он эту весть принёс как раз тем, что не вернулся на ковчег. Собственно именно в те времена голуби и стали символизировать разные вещи связанные именно с мирными и божественными атрибутами и именно "почтовые" качества этой птицы постепенно стали символизировать добрую божественную весть и мир.

Мы пропустим разного рода значение голубя в Шумере, Вавилонии и прочих культурах, а вспомним близкое нам - значение голубя в культуре христианства, ибо мы, в общем и целом плод христианской культуры. Ровно как и ненавидимый многими развратный и безнравственный Запад.

Общим местом стало упоминание того забавного факта, что сами голуби ни на йоту не обладают теми качествами, которые они символизируют. Птица достаточно противная, злобная, жадная и драчливая. Единственное качество, которое у неё есть и в реальности, и в символичном значении - голуби моногамны, поэтому по праву символизируют долгую совместную супружескую жизнь и преданность. И вообще, любящие друг друга люди воркуют аки голубки.

В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».

Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того - Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

Благовещенья;

Крещения Христа;

Крещения Св. Павла;

Чуда Пятидесятницы.

В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

Исайя 11:1-2

А теперь свернём с истории христианской символики голубя в современность. И тут мы вспомним одного великого испанского художника, полное имя которого звучит как Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

ДЕТСТВО

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок - он сам.

ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ

Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь - это , а черный, соответственно - . Позднее он вспоминал эту историю как один из самых ярких моментов своей жизни.


Пикассо вообще любил всякого рода бои - он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными - он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Он воспринимал мир животных таким, как он есть. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы.
— Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
(По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

ГОЛУБЬ МИРА


В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

. .
Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем - дочку назвали , что по испански означает —голубка .

ГОЛУБЯТНЯ НА ВИЛЛЕ КАЛИФОРНИЯ

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И как в детстве, он играет с голубями. На этот раз - в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них - вариации одного и того же сюжета - распахнутое окно комнаты, за ним - свет и вид на море, в проеме - множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.

Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

Источники информации
Википедия

Не буду я говорить, что голубь - библейский символ жизни с веточкой оливы, прилетевший дать знак Ною, как символ спасения и надежды, все и так знают.
Но голубь стал символом Мира с легкой руки Пабло Пикассо, причем настолько сильный, давний и стойкий, что иначе уже давно никто не думает...
_________________
Первого своего голубя Пикассо написал в 1949 году. Это было совершенно реалистическое изображение белого голубя с перышками на лапках, породистого, красивого, которого в реальной жизни подарил художнику Пикассо не менее знаменитый и талантливый художник Анри Матисс, кстати... А тут еще в этом же 1949-м у Пикассо дочка родилась! Как вы думаете папа ее назвал?
А вот Палома!
А
"палома" - голубка по-испански, между прочим...

А тут еще так случилось, что в Париже и Праге в этом же 1949-ом случился Всемирный конгресс сторонников мира. Вот так все сошлось в одну точку, и работу модного в то время Пикассо использовали для плаката мероприятия.
.

«Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов»

Голубь стал тем, чем он стал теперь!
Потом у Пикассо были сотни картин и набросков голубей.
Самые известные голуби Мира Пикассо:

1951г.
1961г.

После всего этого голубя охотно использовали и Хиппи с девизом - " занимайтесь любовью , а не войной" , и западные коммунисты, которые рисовали этого голубя на стенах домов по всему миру в знак протеста против милитаризма , и антикоммунисты...и пр.

А сейчас Миру очень, очень нужен мир...
Помоги нам, голубь Пикассо!
Мира и любви вам всем, дорогие!)


Пабло Пикассо (1881-1973) - испанский художник. Самый известный художник среди живших за последние 100 лет.
Согласно испанской традиции, он получил две фамилии, по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении означало по испанскому обычаю перечисление имен почитаемых родственников и святых. Отец Хосе Руис был художником.
В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую Академию художеств, поразив всех преподавателей своим высоким уровнем развития. Затем отец решил отправить Пабло учиться в Мадридскую академию "Сан Фернандо". Это была самая престижная академия искусств в Испании. Пикассо в 1897 году в возрасте 16 лет отправился в Мадрид. Но уже такого усердия в учебе он не проявлял, проучился меньше года, зато стал увлекательно изучать работы великих мастеров Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко. А в 1904 году переехал жить в Париж.
Творчество Пабло Пикассо принято делить на несколько периодов. Первый идет так называемый "голубой период". Это творчество с 1901 года по 1904 год. Этот период творчества характеризуется холодными, серо-голубыми и сине-зелеными цветами в работах Пикассо. Они пропитаны грустью и печалью. В сюжетах преобладают образы нищих, бродяг, изможденных матерей с детьми.
"Розовый период" идет с 1904 по 1906 годы. Здесь в работах преобладают розовые, оранжевые цвета. А образы картин - акробаты, актеры ("Акробат и молодой Арлекин", "Семейство комедиантов", "Шут"). В целом, более радостное настроение. В 1904 году Пикассо знакомится с моделью Фернандой Оливье. Она стала музой и вдохновителем в его творчестве. Они стали жить вместе в Париже. Фернанда была рядом и продолжала его вдохновлять в тяжелый период жизни безденежья Пикассо.
"Африканский период" относят к 1907-1909 годам. Он характеризуется переломным моментом в творчестве Пикассо. В 1906 году он начинает писать портрет Гертруды Стайн. Пабло Пикассо переписывал его восемь раз, а затем сказал ей, что перестал видеть ее, когда смотрит на нее. Он отошел от изображения конкретного человека. В этот момент Пикассо открывает для себя особенности африканской культуры. После этого он все-таки завершил портрет. В 1907 году появляется тоже небезызвестная работа "Авиньонские девицы". Она была шокирующей для публики. Эту картину можно назвать первой знаковой работай в направлении кубизма.
Начинается длительный период кубизма с 1909 по 1917 года. Здесь несколько подэтапов. "Сезанновский" кубизм отражен в работах "Бидон и миски", "Женщина с веером", "Три женщины". Назван так, потому что присутствуют типично "сезанновские" тона: зеленоватые, коричневые, охристые, мутные и размытые. "Аналитический" кубизм. Предметы изображаются дробно, как будто состоят из многих частей, причем, эти части четко отделяются друг от друга. Направление кубизма в обществе не особо принимали, даже наоборот. Тем не менее, картины Пикассо хорошо распродавались. Это помогает ему выбраться из финансовой ямы. В 1909 году Пабло Пикассо переезжает в собственную мастерскую. В 1911 году осенью художник расстается с Фернандой, т.к. в жизни у него появилась новая муза и вдохновительница Ева или Марсель Умбер. Но их совместное счастье длилось не очень долго. Нелегкий период войн, Ева тяжело заболевает и умирает.
Период неоклассицизма 1918-1925 года. В 1917 году Пикассо поступило предложение от поэта Жана Кокто разработать декорации и костюмы к запланированному балету. Пикассо поехал работать в Рим. Там он и нашел свою новую музу, возлюбленную. Одну из танцовщиц Дягилевской группы Ольгу Хохлову. В 1918 году пара поженилась, а уже в 1921 году у них родился сын Поль. В творчестве у Пикассо произошли изменения, от кубизма как такового он уже отошел. Стиль становится более реалистический: яркие краски, четкие формы, правильные образы. Работы периода: "Детский портрет Поля Пикассо", "Портрет Ольги в кресле", "Женщины, бегущие по пляжу", "Купальщицы".
И вот, наступает время сюрреализма с 1925 по 1936 года. Первой картиной Пикассо в этом стиле стала "Танец". Достаточно агрессивная и тяжелая, что связанно не только с переменой творчества, но и семейными проблемами. В 1927 году у Пикассо новая возлюбленная - семнадцатилетняя Мария Тереза Вольтер. Для нее художник приобрел замок Буажелу, где она стала прообразом некоторых его работ: "Девушка перед зеркалом", "Зеркало" и скульптура "Женщина с вазой", которая потом будет стоять на могиле Пикассо. 1935 году у Марии Терезы и Пикассо появляется дочь Майя. При этом Пабло не был разведен с предыдущей женой. Но к 1936 году он расстался с обеими. Официальная его жена умерла в 1955 году.
В период второй мировой Пикассо приобщается к коммунистам - участникам Сопротивления. В 1946 году, после окончания военных событий, Пикассо выпускает целую серию картин по заказу для замка Гримальди, для княжеской семьи. Она состоит из 27 пано и картин. В этом же году Пабло знакомится с молоденькой художницей Франсуазой Жило, после чего переезжает с ней в тот самый Гримальди. У них появляется двое детей: сын Клод и дочь Палома. Франсуаза стала прообразом картины "Женщина-цветок". Но 1953 году она сбежала от Пикассо вместе с двумя детьми, не смогла ужиться с его сложным характером и его же изменами. Художник тяжело переживал этот период, в работах его превалировал старый карлик в контрасте с молодой красивой девушкой.
В 1949 году появляется знаменитый "Голубь мира", нарисованный Пикассо на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. В 1947 году Пикассо переезжает на юг Франции в город Валлориес. Там он занимается росписью уже в 1952 году старой капеллы. Изображает излюбленных персонажей: быка, кентавров, женщин. В 1958 году Пикассо был уже очень известен в мире. Он создает для здания ЮНЕСКО в Париже композицию "Падение Икара". В 80 лет неугомонный Пабло Пикассо женится на 34-летней Жаклин Рок. Они переезжают в Канны, на собственную виллу. По ее образу он создает серию портретов.
В 1960-х годах Пикассо вновь работает в кубистической манере: "Алжирские женщины. По Делакруа", "Завтрак на траве. По Мане", "Менины. По Веласкесу", "Девушки на берегу Сены. По Курбе". Все это, как видно, создано по темам великих художников времени. Здоровье со временем становится хуже. С ним рядом остается верная ему Жаклин, ухаживает за ним. Умирает Пикассо в 92-летнем возрасте, будучи мультимиллионером, 8 апреля 1973 года в г.Мужене во Франции, похоронен рядом со своим замком Вовенаргом. За свою активную творческую деятельность он нарисовал около 80 тысяч работ. Еще в 1970 году, когда Пикассо был жив, был открыт музей Пикассо в Барселоне. В 1985 году наследники художника открыли музей Пикассо в Париже.




«Девочка с голубем» является одной из самых известных работ художника. Её написание относят к 1901 году, когда молодому Пикассо, проживавшему на тот момент в Париже, исполнилось лишь 19 лет. В 1928 году картину приобрел известный английский промышленник и коллекционер Сэмюел Курто. После смерти оного, полотно перешло в наследство аристократке Кристабель Аберконуэй. Предполагается, что именно ее потомки являются нынешними владельцами картины. Картину приобрела королевская семья Катара. Если для них покупка этой знаменитой работы стала огромной удачей, то для арт-сообщества Великобритании - неоценимой потерей, которой все же не удалось избежать. Успехом не увенчались ни многочисленные протесты, ни попытки сохранить картину (в Англии развернули национальную кампанию по сбору средств на выкуп - £50 млн и она провалилась). С 1974 по 2011 годы полотно выставлялось в Национальной галерее Лондона.


«Голубка Пикассо» - белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету. Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность.Голубка Пикассо стала символом мирного движения и идеалов коммунистической партии. Ее использовали в коммунистических демонстрациях 50-60 годов XX века. Свою дочь, родившуюся в день открытия Конгресса Пикассо назвал Паломой (голубкой). «…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“». Всё, что внедрялось официозом, что народ пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь падло, обосрали!“ /Семён Беньяминов/).
"Голубиная тема" у Пикассо не исчерпывается символом мира. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его отец (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей. Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи "посланников мира". Исполком Моссовета даже вынес официальное решение "О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов". В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.