Памятник Николаю I. Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади Памятник николаю 1 автор

Какое-то время, император Николай Первый являлся шефом Конногвардейского полка.

Полк был расквартирован неподалеку от Исаакиевского собора.

Этим и объясняется местоположение памятника, воздвигнутого вскоре после его смерти, а также и то, что царь изображен в мундире конногвардейцев.

Александр Второй лично следил за изготовлением макета. Когда тот был готов, он дал несколько указаний по изменению аллюра коня, размера и положения каски на голове и некоторых предметов туалета.

Огюст Монферран, создававший проект, в точности исполнил все пожелания государя.

Памятник довольно красив и динамичен.

Коня создал знаменитый Петр Карлович Клодт, автор скульптурной группы на Аничковом мосту.

Если на Аничковом главной была «идея», то в памятнике Николаю Второму есть своя изюминка - конь опирается только на задние ноги.

Некоторые экскурсоводы рассказывают, что, благодаря всего двум точкам опоры, скульптуре аналогов в мире нет. Это не совсем так, но достоинств этот факт не умаляет.

Существовал еще один миф о том, что для придания коню равновесия, в его круп была засыпана дробь, а ноги держатся на железных прутах.

При одной из реконструкций, дроби не обнаружили, а вот прутья действительно существуют.

Николай Первый изображен с портретной точностью. Кроме того, очень верно передан характер царя. Честолюбивый и самодовольный, желающий во всем походить на Великого Петра.

Монумент установили на одной оси с Медным всадником , повернув его в ту же сторону.

Этот факт стал причиной насмешек и поговорок.

Пьедестал несколько портит впечатление своей тяжеловесностью. Он украшен женскими фигурами - аллегорическими изображениями Мудрости, Силы, Правосудия и Веры.

Кроме того, богато оформлен горельефами, описывающими основные события царствования Николая.

Компенсируют грузность постамента фонари, установленные по кругу.

Их считают самыми красивыми в городе.

В 1930 году город чуть не потерял эту знаковую достопримечательность. Был принято решение в его демонтировать, ведь в послереволюционном Ленинграде не должно быть места для памятников царю. Но искусствоведам удалось его отстоять. Они сумели доказать, что это прежде всего уникальное творение русских инженеров.

Якобы, держится он на двух точках только благодаря точному математическому расчету. На первых порах его сохранили, но позже появилась новая идея. Решили оставить коня, а фигуру заменить на какого-нибудь «героя революции», например, Буденного, или Фрунзе.

Тут снова за монумент вступились специалисты, ссылаясь на ту же неимоверную техническую сложность.

Вожди города удовлетворились оградой памятника, которую демонтировали и уничтожили.

Так он смог достоять до наших дней, выжив даже в годы Блокады.

Ограду восстановили в 1994 году, но весной 2010 года она снова была практически уничтожена. На этот раз в нее врезался Мерседес.

Искореженные куски отвезли в реставрационную мастерскую, а заодно было приняли решение реставрировать и сам памятник.

Сейчас он находится в идеальном состоянии, единственное, что может огорчать туристов – вокруг организована большая стоянка автобусов, ожидающих туристов с экскурсии в Исаакиевский собор .

Как добраться:

От Невского проспекта налево по набережной реки Мойки, или по Малой морской улице

Памятник стоит на Исаакиевской площади. Позади него – Марьинский дворец. По правую руку, чуть впереди – гостиницы

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры — П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н. А. Ромазанов.

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте. Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I — восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М. Сперанского за «Свод законов Российской Империи» и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми - Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение — он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника Николаю I будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой второй половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

В 1859 году на Исаакиевской площади установили памятник Николаю I. Автором этого проекта был О. Монферран, который руководил работами по строительству Исаакиевского собора. Общий силуэт и масштаб монумента превосходно связан с пространством огромной площади и отдельными ее частями. Выдающийся скульптор П.К. Клодт выполнил самую важную часть монумента - большую модель конной статуи. Кроме того, над созданием памятника работали архитекторы Н.Е. Ефимов, О. Пуаро, инженер М.Г. Евреинов, скульпторы Р.К.Залеман и Н.А. Рамазанов.

Этот памятник уникален тем, что тяжелый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Для того чтобы придать устойчивость монументу, в круп коня засыпали пуды дроби, а под копыта его задних ног установили металлические столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания. Высота памятника составляет шесть метров.

Николай I изображен в парадном мундире, на голове его каска с орлом. Аллегорические фигуры Веры (с крестом и Евангелием), Мудрости (с зеркалом), Правосудия (с весами) и Силы (со щитом и копьем) украшают пьедестал монумента. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора.

Большие горельефы отображают события царствования Николая I: выступление царя перед приближенными после подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 года, подавление народного возмущения во время холерного бунта («Николай I на Сенатской площади в 1831 году»), «Открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург – Москва в 1851 году», церемония награждения вельможи М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного в 1832 году в связи с изданием многотомного «Полного собрания законов Российской империи» («Поднесение Сперанским свода законов»).

Бронзовая надпись «Николаю I императору всероссийскому.1859» находится на лицевой стороне пьедестала под большим золоченым двуглавым орлом. Нижняя часть памятника, украшенная четырьмя торшерами, имеет три ступени. На каждом из торшеров – пять фонарей и три двуглавых орла работы Клодта.

Пьедестал памятника, выполненный из ста восемнадцати отдельных камней (различные граниты, порфир, мрамор и др.), можно рассматривать и как архитектурное произведение, и как памятник декоративного искусства. Памятник Николаю I покоряет зрителей изумительным мастерством и техническим исполнением замысла авторов. Этот монумент является одним из четырех конных памятников Петербурга, характеризующий завершение в архитектурно-художественных взглядах эпохи классицизма и начало новой - эклектики.

Сравнивая его с памятником Петру I, находящегося на соседней площади Декабристов, сразу бросается в глаза несомненные различия: вместо монументальности и торжественности творения Фальконе здесь – изящество, легкость и стройность монумента. Уникальный образец конного памятника по-прежнему украшает одну из центральных площадей города, организуя большое пространство и создавая многообразные взаимосвязи со своим окружением.

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I . Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу. (Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов , А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман , Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит. Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт , ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран , к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор .

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка - Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец , Манеж , гостиница Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра). Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник . Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.

Описание

Памятник императору Николаю I является композиционной доминантой Исаакиевской площади. Великолепная архитектурная, инженерная и скульптурная композиция объединяет вокруг себя шедевры архитектуры, созданные зодчими Европы и России на протяжении двух столетий.

Сооружена архитектурно-скульптурная композиция была в 1856 – 1859 годах после смерти императора. Проект памятника принадлежит французскому инженеру-архитектору Анри Луи Огюст Рикар де Монферрану (1786 – 1858 гг.). Петр Карлович Клодт выполнил скульптурную композицию. Великолепный синтез искусств – архитектуры, скульптуры, инженерного и камнерезного дела – плод творческого союза талантливых мастеров своего времени: архитекторов Н. Ефимова и А. Пуаро, скульпторов Р. Залемана и Н. Рамазанова.


Памятник императору Николаю I интересен своим сложным композиционным решением, где большое значение имеет постамент с его декоративным убранством. Он является образцом камнерезного дела в России и богатства империи, цоколь выполнен из сердобольского гранита, основной объем постамента отделан красным гранитом, порфиром, белым мрамором. Торжественный пьедестал монумента по четырем углам украшен великолепными женскими скульптурами. Портретное сходство жены и дочерей императора узнаются в скульптурных женских аллегорических фигурах, воплощающих Мудрость, Силу, Веру и Правосудие.


Особый интерес представляют бронзовые горельефы, расположенные на пьедестале. Они зримо повествуют о важных исторических событиях, произошедших в период правления Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: заговор и восстание декабристов, целью которых было свержение монархии и установлению конституционного строя в России (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади в Санкт-Петербурге (1831 г.), награждение М. М. Сперанского – создателя первого свода законов в Российской империи (1832 г.), открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт - Петербург - Москва (1851 г.).

Памятник императору Николаю I (общая высота 16 метров) является грандиозным, величественным сооружением, одновременно точно выверенная гармония всех частей памятника и тонкая, сложная пластика скульптурных групп создают ту пространственно-художественную композицию, которая по праву является центром одной из красивейших площадей Европы. Великолепную картину дополняют фонари тонкой искусной работы, фланкирующие памятник с четырех сторон.


Особый интерес представляет конная статуя императора Николая I. Государь являлся шефом конногвардейского полка, именно в соответствующем мундире он отображен на постаменте. Удивление вызывает фигура коня, на котором восседает император. Петр Карлович Клодт путем математических вычислений определил всего две точки опоры для коня бронзового всадника, устремленного вперед – к будущим победам государства российского. Задние ноги коня, на которые приходится вся нагрузка конной статуи, для верности были соеденены с пьедесталом металлическими костылями.

Памятник императору Николаю I – один из самых сложных и выразительных образцов архитектурного и художественного творчества европейских и русских мастеров.