Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Памятник на исаакиевской площади Памятник николаю 1 на исаакиевской площади конструкция


П амятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.
Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, "делал лошадей лучше чем сами жеребцы".

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).
Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Обратите внимание на надпись - Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.

То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Чудо на лихом коне... ниже...

С памятником связана еще одна интересная история.

"Хулиганы", которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.

Более того, такое же слово отлито и на памятнике "Тысячелетия Руси" в Новгороде.

Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора "Повести временных лет". Символично, однако... ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.

Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же "народной" меткой? Впрочем, может быть все это только легенда...

Вид сзади)))

Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен...

Зимним вечером памятник выглядит так.

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I. Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I. Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города. Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств. В работе над монументом приняли участие скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов, самую же главную часть памятника - конную статую - создавал скульптор Петр Клодт. По замыслу Монферрана всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами, которые и повествовали о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Вот перечень этих событий:

1825 год - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта";

1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи";

1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.


Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям. Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади. Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989
2. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт. Л., 1985

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.
Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Тимм Василий Федорович
Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Официальная история сообщает: в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование памятника Николаю I.
Архитектору О. Монферрану было поручено представить "соображения о памятнике Николаю I". Проект был утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника - напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
Любопытный факт: конный памятник на этом же самом месте уже был запечатлён
И. Шарлеманем ещё в 1840-е годы:


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Ему же был известен общий вид монумента ещё при жизни Николая I:


"Памятник Николаю I". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя и Дюрюи.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.).

Шокирующая для рисунка с натуры дата:


Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку с натуры И. Шарлеманя. Памятник Николаю I.
Литография, раскрашенная от руки акварелью, гуашью. 1853 год.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.). Фрагмент.


Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы.


Литограф К. Шульц по рисунку И. Шарлеманя.
Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы. Фрагмент.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фрагмент.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I:


"14 декабря 1825 года" (север) - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II)


1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта"; (запад).


1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи"; (юг).


1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге, (восток).

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
В начале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом.
Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями.
Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

В 1860 году вокруг памятника была установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Бонштедта.

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.


памятник Николаю I

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя.
Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.
В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям.
Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

В.С.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. 1856.


Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.


памятник Николаю I

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено.
Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.


Санкт-Петербург и пригороды

Памятник Николаю I в центре Исаакиевской площади был установлен 25 июля 1859 года, спустя год после завершения строительства Исаакиевского собора. Авторами памятника являются архитектор Огюст Монферран и скульптор Петр Карлович Клодт. Памятник уникален своим инженерным решением. Шестиметровая бронзовая группа, созданная талантливым скульптором Клодтом, имеет всего две точки опоры - поднявшийся на дыбы конь императора стоит на двух задних копытах. Общая высота памятника более 16 метров. С четырех сторон памятника установлены фонари, которые можно с полным основанием считать одними из самых красивых в Санкт-Петербурге.

Император Николай I изображен в парадной форме Кавалергардского полка. Великолепный скульптурный портрет очень точно изображает тщеславного и самодовольного правителя, которого многие современники называли царем-деспотом, душителем свободы. Конная скульптура водружена на высокий фигурный постамент, который украшают аллегорические скульптуры и горельефы на исторические темы. Четыре аллегорические скульптуры представляют Мудрость, Силу, Веру и Правосудие. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери. Горельефы, созданные скульптурами Н. А.Рамазановым и Р. К. Залеманом, иллюстрируют важнейшие события царствования императора - подавление восстания декабристов (1825), усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851). Постамент облицован несколькими видами мрамора, красным шокшинским порфиром, а также красным финским и темно-серым сердобольским гранитом.

Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между "жандармом Европы" и государем-преобразователем не было. А. С. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: "В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого". Современники заметили, что памятник Николаю I и Медный всадник обращены в одну сторону, располагаются на одной поперечной Исаакиевскому собору оси и практически на одинаковом расстоянии от собора. Это породило всевозможные шутки типа "Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!"

В 1860-е годы между памятником и собором был разбит сквер.

Как добраться

Доехать до станции метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Малой Морской улицы. Пройти по Малой Морской улице до конца.

Историческая справка

1856-1859 гг. - создание памятника Николаю I по проекту архитектора О. Монферрана и скульптора П.К. Клодта.
25 июня 1859 г. - торжественное открытие памятника Николаю I.
1860-е гг. - разбит сквер между памятником Николаю I и Исаакиевским собором.

Легенды и мифы

Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: "Не догонишь!". Эта легенда стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в 19 веке: "Дурак умного догоняет, но памятник ему мешает!"

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.

Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.

Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год – император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;

1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Но, вступив на трон – коронация состоялась 22 августа 1826 года, – он приложил все усилия для укрепления империи. После унылых последних лет царствования Александра I воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны и Петербурга. Довольно скоро новый император сумел завоевать симпатии общества. Современник писал: «С некоторого времени общественная жизнь в здешней столице приняла другое направление: во всех сословиях видно более живости, более стремления к наслаждениям, что почитается всегда признаком несомненного благосостояния и спокойствия духа… Никогда не было здесь столько частых балов, как нынешней зимою, и даже сделан опыт к заведению общественных собраний…»

Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву. В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.

Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.

Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей. Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути. Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.

Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Главную часть памятника – конную статую – создавал скульптор Пётр Карлович Клодт. Перед Петром Карловичем, известным к тому времени мастером, автором «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая I на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.

Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.

Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.

При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось. Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Наставление сыну моему Николаю Михаиловичу Палицыну{69} «1. Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно; потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая вслух, но не громко утренния молитвы, - потом с приличными поклонами,

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II Государь!Мы, рабочие города С. - Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы - родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник) Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный

Из книги Наследие Чингисхана автора Трубецкой Николай Сергеевич

1. Памятник на “площади Евразии” Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938) по праву может быть назван “евразийцем номер 1”. Именно ему принадлежат основные мировоззренческие тезисы, с которых началось это удивительное творческое мировоззрение. Князь Трубецкой может

Из книги Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых автора Хрусталев Владимир Михайлович

Петиция петербургских рабочих Николаю II Государь!Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над

Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

«Не верьте, что народ вас любит…» (Из письма Л.Н. Толстого царю Николаю II) Любезный брат!Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку – брату. Кроме того еще и потому, что пишу вам как бы с

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ II Родился я в Москве, в семье профессора моек. университета. У отца моего было 11 человек детей, кои все устроены трудами отца. Воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой. Меня, последнего сына, отец свез в Петербург и успел

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 11 Роман на Исаакиевской площади Граф Александр Григорьевич едва ли был счастлив в семейной жизни, хотя имел несколько детей.Григорий, один из его сыновей, стал знаменит благодаря роману с великой княгиней Марией Николаевной, старшей дочерью императора Николая I.

автора

20 МАРТА 1831 г. ИЗ ЗАПИСКИ ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТА ОПОЧИНИНА НИКОЛАЮ I С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБ ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ С приближением благословенной той минуты, где должны уничтожаться все зловредные для России замыслы мятежников польских, нужно

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

28 НОЯБРЯ 1831 г. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ НИКОЛАЮ I, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАПИСКЕ МОГИЛЕВСКОГО ГУБЕРНАТОРА М. Н. МУРАВЬЕВА Е. и. в. благоугодно было высочайше повелеть нам рассмотреть представленные в. в. статс-секретарем Блудовым соображения по всеподданнейшей

автора

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Политическая полиция Российской империи между реформами [От В. К. Плеве до В. Ф. Джунковского] автора Щербаков Е. И.

№ 11. Телеграмма Минского губернатора П. Г. Курлова Николаю II 14 января 1906 г.Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что сего числа в 12 час. дня, когда я с офицерами местного гарнизона выносил из кафедрального собора гроб скончавшегося Начальника

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

VII. Важн?йшія сооруженія временъ императора Александра II. – Памятники Крылову, Николаю I, Екатерин? II. – Литература и искусство. Хотя главн?йшія заботы царствованія Александра II направлены были къ государственному переустройству имперіи, но въ то же время сд?лано было

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

От Александра I к Николаю I. От России-«освободительницы» до «жандарма Европы» В 1796 г. Екатерина II умирает. Россия в этот момент представляет собой империю площадью 19 млн кв. км, на которой проживает 36 млн жителей; за время правления императрицы территория государства