Пахмутова александра николаевна личная жизнь дети. Николай добронравов - биография, личная жизнь, фото, песни поэта. Эдита пьеха: «я струсила петь ее «нежность»

Александра Пахмутова представляет собой женщину, которая всю свою жизнь посвятила музыке. Причем она это все делала с такой любовью и старанием, что невозможно не отметить то, что каждая нота дышит чем-то особенным и незабываемым. Правда, тут нужно отметить то, что она не является певицей, а композитором, но это лишь усиливает восхищение этой замечательной женщиной, которая стала настоящим символом Советского Союза.

И на сегодняшний день, Александра является одним из самых уважаемых композиторов России, ведь когда-то ее песни исполняли самые первые звезды эстрады. Но что еще можно узнать из ее жизни? Ведь за свою долгую карьеру, у нее были взлеты и падения, которые заслуживают внимания. Тут хочется отметить, что женщина способна писать в разных жанрах, она всегда показывала лучшие результаты, как в опере, так и в более современных творениях. И все это позволило себя зарекомендовать, как лучшего специалиста в своей сфере.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Если брать во внимание такие вопросы как рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой, то здесь имеется отдельная история, которая заслуживает уважения. Дело в том, что женщине уже, ни много, ни мало, а 89 лет, что является весьма преклонным возрастом. Рост у композитора составляет 149 сантиметров, а вес сегодня 45 килограммов. Эта маленькая женщина, смогла совершать великие дела, хотя бы потому, что музыка для нее всегда была на первом месте. Но с чего она начинала? Что именно стало для нее тем толчком, который заставил задуматься над подобным жизненным выбором. Давайте рассмотрим все это более детально. Ведь перед тем, как стать известной, она вынуждена была пройти нелегкий жизненный путь, который не всегда был прямой.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что она стала проявлять любовь к музыке еще с самого юного возраста. Говорят, что свою первую музыку, она сочинила еще, когда ей было всего лишь три года. Поэтому нет ничего удивительного, что в семилетнем возрасте она стала учиться в музыкальной школе, откуда ей пришлось уйти из-за того, что началась Вторая Мировая Война. Нужно еще отметить, что в самый разгар войны, Пахмутова не побоялась уехать в Москву для того, чтобы начать учиться в музыкальном образовательном заведении. И хотя ее все отговаривали от этого, она все равно, не смогла отказаться от мечты. Причем, обучение ей давалось весьма легко, девушка буквально схватывала все на лету, всеми фибрами души показывала, что без музыки не представляет своей жизни. Тогда же, начался ее звездный путь, который она проходила с гордо поднятой головой. Она понимала, что либо у нее получится, либо нет, но попробовать однозначно стоило.

Работала женщина в самых разных жанрах, везде проявляла себя самым лучшим образом, потому что стремилась постоянно совершенствоваться. Много писала для симфонических оркестров, на ее музыку ставились балетные постановки, различные спектакли. Женщина понимала, что музыка, которая выходила из-под ее пера, помогала зрителям почувстовать любой спектакль или концерт лучше и глубже, поэтому хотела каждый раз создать что-то новое и волшебное. За свою творческую карьеру, эта замечательная женщина показала, что если действительно творить с любовью и старательностью, то все будет получаться намного лучше, более проникновенно, а, главное, зрители будут это ощущать. И это произошло, несмотря на то, что у женщины была нелегкая судьба, ведь ее юность пришлась на Вторую Мировую. Но даже тогда она не стала сдаваться, решила идти до конца в своей мечте.

Поскольку сейчас у женщины весьма преклонный возраст, она стала вести тихий образ жизни, а музыкой занимается сугубо для души. Время от времени она посещает концерты, где звучит ее музыка, а также можно услышать от нее новые придуманные мелодии. В плане личной жизни, у Александры есть своя история, она больше похожа на сказку про вечную любовь, потому что, практически всю свою жизнь, она прожила с одним-единственным мужчиной. Ее муж, которого зовут Николай Добронравов, также является композитором и поэтом. Именно с ним женщина сумела написать множество своих хитов и популярных мелодий. И хотя детей у пары нет, супруги всю свою жизнь любили друг друга, дорожили браком, поддерживали и шли на компромиссы, понимая, что личная жизнь также важна, так и карьера композитора.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Семья и дети Александры Пахмутовой очень больная тема. на сегодняшний день семья состоит из нее самой и ее любимого мужа Николая. Познакомились они на почве общей деятельности, потому что оба являются представителями творческих профессий. Дело в том, что Николай тоже композитор и поэт, надо сказать, что именно с ним, Александра написала множество песен и мелодий, которые потом стали настоящими хитами. И хотя невольно спрашиваешь, «У такой знаменитости, как Александра Пахмутова почему нет детей?», ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Сделать это могут только сами супруги.

Может быть, проблема бездетности здесь заключается в здоровье, может, в том, что у них не было на них времени, а может, потому что, не сложилось. Сама Александра всегда обходила этот вопрос стороной, не желая делиться своими душевными переживаниями. Так, что истинные поклонники Пахмутовой, могут сами для себя решить, почему у известного композитора нет наследников, если, конечно, для них это будет важно. Ведь у Александры было много хорошего в жизни, она получила признание, известность, а, главное, всегда занималась любимым делом. А это очень много значит в жизни каждого человека, хотя бы потому, что далеко не каждому удается добиться того, к чему он стремился и о чем мечтал. Александре это удалось, ведь ее музыка навсегда поселилась в сердце поклонников, которые ее слушали и понимали, насколько ее творения прекрасны.

Муж Александры Пахмутовой – Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой Николай Добронравов стал ее избранником на всю жизнь. Многие убеждены, что именно у этой пары есть чему поучиться, в плане верности и умении сохранить домашний очаг. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что у них всегда и все было хорошо и ровно. Скорей всего, за свою семейную жизнь они тоже переживали различные кризисы, может быть, даже были недалеки от расставания, но всегда находили способ снова оказаться вместе. Композитор Николай Добронравов неоднократно говорил о том, что благодарен судьбе за то, что она они познакомились с Александрой.

Собственно, они сошлись на почве того, что у них были одинаковые вкусы, они вместе любили музыку, готовы были часами сочинять что-то новое, делать мир с помощью мелодий чуточку лучше. Что примечательно, так это то, что именно в компании супругу, Пахмутова написала множество хитов, может быть, они вдохновлялись присутствием друг друга, ведь не зря говорят, что любовь способна на многое. Сегодня, пара по-прежнему вместе, для многих они являются примером для подражания в плане семейного уюта и правильных ценностей.

Википедия Александры Пахмутовой

Как уже говорилось выше, Александра сейчас находится в весьма преклонном возрасте. Она прожила долгую жизнь, которую сможет прожить достойно далеко не каждый. Нет ничего удивительного, что ее жизнь была наполнена самыми разными поворотами и неожиданностями, про которые можно узнать, если зайти в Интернет. И хотя, раньше, во времена ее молодости, не было социальных сетей и Интернета, то на сегодняшний день о ней можно найти много чего интересного, причем сделать это совершенно не сложно. Достаточно зайти в Интернет, где сразу же увидите личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахмутова,_Александра_Николаевна), где рассказывается про этого замечательного композитора.

На странице рассказывается о ее детских годах, о том, как она пришла к известности, о том, как всегда любила музыку и что делала ради того, чтобы ею заниматься. Правда, надо отметить, что страницы в Инстаграм, у нее нет. На это есть разные причины. Во-первых, женщина находится в том возрасте, когда Интернет уже не слишком интересен, у нее нет желания сидеть в Сети и выкладывать свои фото. Во-вторых, во времена молодости композитора не было социальных сетей, и, возможно, женщину они не интересуют вообще. Так, что если желаете узнать больше про Александру Пахмутову, то Википедия Александры Пахмутовой всегда к вашим услугам.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы

Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слышал их по радио или на премьере кинофильма. Кроме того, жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.


Уже более полувека произведения Александры Пахмутовой являются тем музыкальным фоном, на котором выросло не одно поколение. Ее песни входили в репертуар звезд советской эстрады и многих современных исполнителей, они были визитной карточкой олимпиад и отображением знаковых событий в жизни советского государства. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила по ее заказу – но созданные ею песни становились по-настоящему народными, и до настоящего времени их с удовольствием поют в дружеских компаниях; к тому же Александра Николаевна, несмотря на настойчивые предложения, так и не

стала членом КПСС.

Александра Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года, в небольшом поселке Бекетовка под Сталинградом (сейчас входит в городскую черту Волгограда). Отец девочки, Николай Андрианович, работал на местном лесозаводе, но был в душе истинным музыкантом – в доме было фортепиано, на котором он хорошо играл. Однажды, возвратившись всей семьей из кинотеатра, где демонстрировался музыкальный фильм, родители с изумлением услышали, как трехлетняя Аля очень точно воспроизводит понравившуюся ей мелодию на фортепиано. Николай Андрианович стал сам заниматься с дочкой, и в четыре г

ода она уже написала первую фортепианную пьесу под названием "Петухи поют". С шести лет Аля стала заниматься в музыкальной школе Сталинграда, но окончить ее не успела. Началась война, и когда фашисты подошли к Сталинграду, семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Однако занятия музыкой девочка не оставила – она стала ученицей местной музыкальной школы (позднее преобразованной в музыкальное училище, а затем в колледж искусств). Несмотря на трудности жизни в эвакуации, успехи Али были очень значительными, и в 1943 году она решила продолжить обучение в Москве. Способная девочка была прин

ята в музыкальную школу для одаренных детей (ныне Центральная музыкальная школа при Московской консерватории) и стала заниматься по классу фортепиано у М. В. Васильевой. Заметив композиторский талант ученицы, педагог посоветовала ей также посещать занятия действовавшего в школе кружка юных композиторов, которыми руководили В. Шебалин и Н. Пейко.

Успешное обучение в Центральной музыкальной школе позволило Александре в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. Она занималась по классу композиции у своего давнего наставника Виссариона Яковлевича Шебалина и в 1953

году получила диплом с отличием.

Затем Александра Пахмутова поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой "Руслан и Людмила". К этому же времени относятся и первые песни Пахмутовой. В 1955 году она вместе с Андреем Эшпаем работала над музыкальным сопровождением кинофильма "Экран жизни", а также сотрудничала с музыкальной редакцией Всесоюзного радио. Особенно успешной была ее работа в популярных детских передачах "Внимание, на старт!" и "Пионерская зорька". Весной 1956 года Александра познакомилась с актером столичного ТЮЗа и начинающим поэтом Николае

м Добронравовым, на стихи которого она сочинила песню "Лодочка моторная". Творческое сотрудничество перешло во взаимную любовь, и в августе того же года состоялась скромная свадьба, после которой молодая пара, не имевшая собственного жилья в столице, поехала в свадебное путешествие в Абхазию, где проживала тетя Николая.

Успех пришел к ним не сразу. В 1958 году вышел на экраны фильм "По ту сторону", песня из которого "Забота у нас такая" (слова Л. Ошанина) стала очень популярной, а в следующем году благодаря семейному содружеству Пахмутова-Добронравов появилась песня "Геологи", которую н

е только запела вся страна, но даже взяли в свой репертуар французские певцы.

Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были своеобразной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика – слащавой. "Песню о тревожной молодости" включила в свой репертуар даже немецкая группа "Rammstein", что же касается знаменитой "Нежности", то история космических полетов была бы без нее далеко

не полной.

Московская Олимпиада-80 проходила в очень непростой атмосфере, но буквально все не могли сдержать слез при полете Олимпийского Мишки под мелодию песни "На трибунах становится тише".

У Александры Николаевны не было детей, но множество своих песен она создала для них, в том числе и неувядаемые "Кто пасется на лугу?", "Орлята учатся летать", "Турнир эрудитов".

Среди произведений Пахмутовой – вокальные циклы, кантаты, инструментальная музыка, концерты для симфонического оркестра, один из которых был положен в основу балета "Озарение" (1974). Александра Пахмутова является Нар

одной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, она награждена многими орденами, в том числе двумя орденами Ленина.

С 1968 по 1991 год Пахмутова была бессменным секретарем правления Союза композиторов СССР, а в настоящее время является членом Патриаршего совета по культуре.

Александра Николаевна и Николай Николаевич по-прежнему вместе. Они не частые гости на светских мероприятиях, но 3 ноября 2014 года присутствовали на праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном юбилею Александры Пахмутовой, которую называют самым известным композитором-песенником советского времени.

Эта маленькая и на первый взгляд хрупкая женщина сделала и до сих пор делает для нашей страны много больших и славных дел. Прежде всего она прекрасный композитор-песенник, автор большого количества популярных мелодий для всех возрастов и поколений. Кроме того, Александра Пахмутова – автор серьезных симфонических произведений, балета. Это любимица Советского Союза, а затем и России.

Девочка родилась в небольшой деревеньке близ Сталинграда, ее родители были далеки от музыки и не имели музыкального образования. Но малышка с детства проявляла музыкальные способности: у нее был абсолютный слух, ее тянуло к инструменту, и свои первые шаги в музыке она самоучкой сделала у себя на родине.

Ее первая самостоятельно сочиненная пьеска «Петухи поют» была исполнена задолго до поступления в музыкальную школу. Поэтому у родителей не осталось сомнений в выборе занятия для дочери, и Саша поступила в музыкальную школу, которую окончила в эвакуации в Караганде. Затем, по окончании войны, она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Александра отдавала музыке все свое время: совершенствовала технику игры на фортепиано, сочиняла собственные произведения, посещала композиторский кружок. Эта маленькая девушка была настолько активна и в учебе, и в общественной жизни, что по окончании ЦМШ сомнений не возникло. Конечно, ее дальнейший путь должен лежать в консерваторию на композиторский факультет.

Удивительно, насколько разносторонней личностью является Александра Николаевна. Писать одновременно серьезную симфоническую музыку, балет и суперпопулярные песни дано немногим. По окончании консерватории дипломированный специалист Пахмутова, к тому времени имевшая солидный композиторский багаж, получила полноценную путевку в жизнь.

Казалось, музыканту с таким талантом и профессиональным уровнем впору писать серьезные произведения для симфонических оркестров, но нет. Девушка выбрала единственно правильный путь – эстраду.

«Команда молодости нашей»

На поприще эстрадной песни Александра Николаевна Пахмутова получила всенародное признание. Ее любили все: дети, старшее поколение, прошедшее войну, молодое поколение, только определяющее свой жизненный путь, спортсмены и космонавты, русские женщины и, конечно, руководство Советского Союза.

Казалось, невозможно быть популярной у всех, но нет – талант не знает границ, а активная жизненная позиция каждый раз дает старт на покорение новых и новых высот. В тандеме с поэтом Николаем Добронравовым они создали огромное количество, как сейчас говорят, мегапопулярных песен.

Чем же привлекало слушателей их песенное творчество? Прежде всего полной гармонией и простотой слов и музыки. Тексты песен сразу запоминались, но всегда были интересны и содержательны, а мелодия легко исполнялась и надолго оставалась в памяти. Детский хор Центрального радио по праву считал Александру Пахмутову своей «мамой». Несколько поколений детей выросло и было воспитано на ее песнях:

  • «Беловежская пуща».
  • «Орлята учатся летать».
  • «Сигнальщики-горнисты».
  • «Точка, точка, запятая».

Эти легкие для запоминания песни, задорные и веселые, но и одновременно серьезные, пелись в походах, у костров, в пионерских лагерях, на смотрах строя и песни.

Особое место в творчестве Александры Николаевны занимает спортивная тематика. Она активная болельщица футбольной команды «Ротор», следит за всеми футбольными матчами и часто посещает их. Спортивные песни стали своеобразным девизом для спортсменов: «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта» и знаменитая песня «До свиданья, Москва», исполненная на закрытии Олимпиады-80 в Москве, когда все со слезами на глазах провожали улетающего в небо олимпийского мишку.

Космонавтика и космонавты в Советском Союзе занимали особое положение. Это были герои – покорители звездного неба. И песня «Надежда» в исполнении стала их своеобразным талисманом на орбите.

Ни один из концертов «Песня года» не обходился без песен этого талантливого композитора. Они были на слуху, их любили, за них голосовали.

Дом, семья

Бывает так, что люди многие годы ищут свою «вторую половинку», но у Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Они вместе всегда: и в творчестве, и в поездках, и в домашних делах. Они гармонично дополняют друг друга.

Невозможно представить мелодии или стихи этих авторов по отдельности, хотя у них есть песни, написанные с другими авторами, и это хорошие песни. Но все-таки союз Пахмутова-Добронравов – особенный. Можно смело сказать, что без большой любви, взаимоуважения и взаимопонимания такое успешное соавторство было бы попросту невозможным. Эта маленькая, но такая сильная женщина сумела всецело проявить себя не только в творчестве, но и в личной жизни.

Все, кто исполняет их произведения, а таких исполнителей немало, отмечают безграничную доброту и уважение этой пары. Заслуживает внимания отношение композитора и поэта к исполнителям их песен. Для авторов нет разделения – молодой или маститый исполнитель, они с равным желанием будут доводить вместе с ним свои произведения до совершенства.

Со многими певцами их связывает многолетняя творческая дружба – например, со Львом Лещенко и Александром Градским. Когда слушаешь известные хиты Пахмутовой и Добронравова в исполнении этих мэтров, вновь и вновь переживаешь события, связанные с этими песнями.

Кино и песня

Необходимо отдельно отметить произведения Александры Пахмутовой, написанные для кино. Ее песни и мелодии к художественным и документальным фильмам у многих на слуху. Так, песня «Старый клен» из фильма «Девчата» стала очень популярной после выхода фильма, ее исполняли везде, так как текст и легкая для исполнения мелодия отражали характер и настроения в молодежной среде того времени.

Или более серьезная песня «Нежность» в исполнении из фильма «Три тополя на Плющихе» – настоящий шедевр. В такси, под проливным дождем, простая деревенская женщина красивым и сильным голосом проникновенно поет эту песню. Песни из документального фильма «О, спорт, ты мир!», посвященного событиям Олимпиады в Москве, заставляли всех соотечественников гордиться достижениями советских спортсменов, советского спорта.

Какие бы времена и события ни проходили перед нашими глазами, знаменитые песни Александры Пахмутовой навсегда останутся в нашей памяти и будут идти с нами рядом по жизни. Автор: Елизавета Петрова

Публикации раздела Музыка

Александра Пахмутова. «В песне жизнь моя»

«Нежность» и «Надежда», «Беловежская пуща» и «Команда молодости нашей». «Мелодия» и «Старый клен». Песни-истории. Песни эпохи. Даже одной хватило бы для всесоюзной славы. Александра Пахмутова написала более четырехсот. Песни Пахмутовой украшают любимые фильмы и помогают совершать музыкальные путешествия - от Кубы до Испании, от Камчатки до Воронежа. У каждой песни - своя жизнь, у их создателя - жизнь в песне. Подробнее о творческой биографии композитора - Наталья Летникова.

«Петухи поют»

Композитор Александра Пахмутова. 1961 год. Фотография: kompozitor.su

Александра Пахмутова, Николай Добронравов (за ней), Иосиф Кобзон (второй справа), Фред Юсфин (слева) на стройплощадке будущей Усть-Илимской ГЭС. 1961 год. Фото из семейного архива Пахмутовой и Добронравова. Фотография: trud.ru

Александра Пахмутова. Фотография: pakhmutova.ru

В 1943 году Александра Пахмутова поступила в музыкальную школу при Московской консерватории, а спустя два года как лучшая ученица исполнила скерцо из сонатины для фортепиано собственного сочинения в документальном фильме «Юные музыканты».

«Песня о тревожной молодости»

Принесла Александре Пахмутовой славу композитора-песенника. Автор текста - Лев Ошанин. «И снег, и ветер, / И звезд ночной полет…» - затянула вся страна вслед за героями фильма «По ту сторону» в 1958 году. Не только в Советском Союзе. Свою мелодию Александра Пахмутова услышала в Японии, на большом празднике. Знакомые строчки запел популярный ансамбль «Поющие голоса Японии», а в 2002 году патриотическую песню советского времени исполнила немецкая группа Rammstein.

«Лодочка моторная»

Особая песня в творческой биографии композитора. Начало творческого союза, который 60 лет назад стал союзом семейным. Александра Пахмутова и Николай Добронравов познакомились на радио в студии детского вещания. Пахмутова писала музыку к радиопостановкам, Добронравов, работая в ТЮЗе, читал свои стихи в «Пионерской зорьке». Композитору и поэту поручили творческое задание - написать песню к предстоящим каникулам. Так появилась «Лодочка моторная» и новая семья, которая, как и поется в этой песне - «объедем весь родимый край» , объехала всю страну. Начали со свадебного путешествия - в Абхазию.

В качестве путевого дневника творческой пары - песни. «Беловежская пуща» - музыкальные впечатления о посещении уникального заповедника. Песня породила легенду - про слезы на глазах итальянского посла во время исполнения Большим детским хором Всесоюзного радио. Впечатлительный итальянец сказал, что ничего лучше этой песни и «Ave Maria» детского Миланского хора в жизни не слышал. Мелодия полюбилась всей стране.

Песни для фильмов

Схожая судьба ожидала сотни произведений композитора. Полные особой гармонии песни стали неотъемлемой частью множества кинокартин. Фильм «Девчата» невозможно представить без строчек Михаила Матусовского и задорной мелодии Пахмутовой. Конечно, «было б скучно, наверно, на свете без девчат» , а «Старый клен» часто по ошибке причисляют к разряду народных.

«Три тополя на Плющихе» - это и песня «Нежность» . Хотя изначально Александра Пахмутова была не слишком настроена писать песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать» . Но увидела Доронину и глаза Ефремова … Мелодия родилась буквально за несколько шагов - от Студии Горького до стоянки такси. Песню полюбили и зрители, и космонавты, которые не понаслышке знали, как «дарят звезды свою нежность» .

Песни-посвящения

Юрий Гагарин был другом Александры Пахмутовой, и к первому полету в космос была написана песня «Орлята учатся летать» . Первооткрывателю космоса композитор посвятила вокальный цикл из пяти произведений - энергичных и лирических. «Созвездье Гагарина» . Рассказ о космонавтах-героях и просто людях. «Знаете, каким он парнем был» , - трогательные строки о человеческом обаянии и задоре первого космонавта.

«Мелодия» - музыкальное посвящение для Муслима Магомаева - Тамаре Синявской , которая в тот момент находилась на стажировке в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня Пахмутовой и Добронравова… Тамара ее услышала по телефону.

Песня - как сувенир на память

Александра Пахмутова буквально из каждого путешествия привозила новые песни. Особенно если поездки по заданию. К примеру, в Сибирь - от ЦК комсомола. В начале 60-х «в этот край таежный» отправилась творческая группа: композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников, певец Иосиф Кобзон. Поддерживали молодежь на комсомольских стройках от Иркутска до Братска. В результате родился целый цикл героико-романтических песен «Таежные звезды» и в их числе легендарная «Главное, ребята, сердцем не стареть» .

Больше чем песни

Еще в консерватории Александра Пахмутова писала произведения для симфонического оркестра. В конце 50-х годов ХХ века немецкий музыкальный критик Карл Фриц Бернхардт отмечал оригинальность и содержательность Концерта для трубы с оркестром молодого композитора. В Большом театре на музыку Пахмутовой поставили балет «Озаренность».

Александра Пахмутова - автор многих инструментальных произведений: «Русской сюиты» , увертюр, концертов для оркестра, музыки для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, музыкальных циклов к кинокартинам «Битва за Москву», «О спорт, ты - мир!».

Картина о советских спортсменах с музыкой Пахмутовой хранится в особой видеотеке Международного олимпийского комитета. А песня «До свидания, Москва» , полная лирики и ностальгии, придала московской Олимпиаде особенно трогательные нотки. Как и практически каждая песня Пахмутовой. Даже если мелодии на стихи о комсомоле - в этой песне непременно обнаружится и любовь, и весна.