Отношение к народу чацкого и фамусова. Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова "Горе от ума"). Чацкий и Фамусов

Ответ оставил Гость

Отношение к народу и крепостному праву
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених. (Фамусов)
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!! !
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей? !
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!! ! (Чацкий)
к идеалам
фамусовское общество
1. Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают! (Фамусов)
2. Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине. (Фамусов)
Чацкий
1. В науки вперить ум, алчущий познанья.
2. 4. Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
к службе
фамусовское общество
1. Да! их (бумаг) недоставало.
Помилуйте, что это вдруг припало
Усердье к письменным делам! (Фамусов)
2. Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их (дел) ;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (Фамусов)
3. А, главное, поди-тка послужи. (Фамусов Чацкому)
4. Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
(Молчалин Чацкому)
5. Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
(Скалозуб о своём двоюродном брате)
6. Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
(Скалозуб о причинах своего быстрого продвижения по службе)
7. По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил. (Молчалин)
8. Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Чацкий
1. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
2. Кто служит делу, а не лицам.. .
3. Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
(Фамусов о Чацком)
4. Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Чацкий Молчалину о своём отношении к делам и развлечениям)
иностранцам и иностранному
1. И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон.
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжён!
(Чацкий об отношении к иностранному молодого поколения представителей фамусовского общества)
2. А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!. . (Фамусов)
Чацкий
1. Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
2. Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

Нестерова И.А. Фамусов и Чацкий, сравнительная характеристика // Энциклопедия Нестеровых

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" не теряет свою актуальность, так как является отражением человеческих слабостей и пороков, которые остаются неизменными несмотря на исторические перемены.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского к комедии "Горе от ума". 1912 год.

Великая комедия А.С. Грибоедова Горе от ума" была задумана автором в 1816, а увидела свет лишь в 1825 год, да и то не в полной версии, а отрывки. Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком.

Комедия попала под пристальное внимание критиков. Многие из них в своих работах единодушно отмечают, что комедия "Горе от ума" держится особняком в литературе. И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" сравнивает комедию со столетним стариком, чувствующим себя бодро и свежо между могилами старых и колыбелями новых людей, и говорит о том, что "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их и переживет еще много эпох и все не утратит своей актуальности.

В бессмертной комедии нам показана Москва, запечатленная с особой нежностью, очень точно передан быт московского дворянства, его интересы, стремления, взаимоотношения.

Именно благодаря картине московского братства, представленного "фамусовским обществом", выражение "грибоедовская Москва" приобрело нарицательный смысл.

Но все же основой пьесы А. С. Грибоедова стал извечный конфликт "отцов и детей", столкновений интересов "века нынешнего", который символизирует Чацкий, и "века минувшего", очень точно переданного в образе Фамусова. Чацкий и Фамусов противопоставлены на фоне двух разных мировосприятий, двух разных воплощений Москвы.

Фамусов консервативен и совершенно не желает воспринимать тот факт, что мир меняется. Он взращивает вокруг себя таких же твердолобых и хитрых лизоблюдов как и он сам. При этом Чацкий не может претендовать на полноценное олицетворение "века нынешнего", так как он слишком упрям и при этом не готов прикладывать усилия для того, чтобы менять "фамусовское общество". Он не хочет начинать с малого или довольствоваться малым.

Чацкий, как и всякий либерал, не умеет быть понятным. Он чужд как представителям "фамусовского общества", так и простым людям.

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" происходит из-за того, что люди, подобные Чацкому враждебны представителям "фамусовского общества". Павел Афанасьевич и его единомышленники не могут понять всей правоты идей молодого человека.

Уже из первого действия становится ясно, насколько разные люди Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Андреевич Чацкий. В первых же эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, службе ("а у меня что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой"). Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что Павел Афанасьевич, "как все московские", ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье:

Кто беден, тот тебе не пара.

Совсем иным предстает перед нами в первом действии Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает жизнь и времяпрепровождение дворян фамусовского круга.

В первом действии назревает идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, который разворачивается во втором действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Павел Афанасьевич пытается поучать Чацкого:

"Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное – поди-ка послужи".

Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, "на старших глядя". И тут грибодовский герой отвечает фразой которая стала фразеологизмом:

"Служить бы рад, прислуживаться тошно."

Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам", и одобряет тех молодых людей, которые "не торопятся вписаться в полк шутов". Александр Андреевич защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя искусству. В ответ на это Павел Афанасьевич объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов – человек, не признающий в людях низкого сословия человеческого достоинства, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Чацкий же, напротив, выказывает уважение простым людям, называет русский народ "умным, бодрым", а против таких крепостников, как Фамусов, направляет свой гнев в знаменитом монологе "А судьи кто?.."

Различия во взглядах, культуре, морали ярко прослеживается в речи Чацкого и Фамусова. Речь Фамусова – это речь не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие.

Чацкий – человек образованный, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Он страстно отстаивает свои права и глубоко верит в силу разума, в силу слова. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир, едва это представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой. Оно соответствовало его просветительским взглядам. Однако к словам не мешало бы и дела какие-либо демонстрировать. Отсутствие конкретных действий, излишний пафос в сочетании с большим умом и честностью создает образ идеалиста, который не хочет или не может что-то поменять в закостенелом мире взяточников и подлецов, к которому принадлежит Фамусов. В этом и есть основная трагедия Чацкого.

Комедия «Горе от ума» скоро уж 200 лет как является украшением репертуаров многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто ее написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой личности следует напомнить, что этот человек, высокоэрудированный и компетентный, по своему темпераменту был гусаром. Он знал, что такое отстаивать законы чести, и мог отстоять ее на дуэли.

Грибоедов - в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство и Азии. Это поразительно - свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!

Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит какой была сама Россия Грибоедова.

Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века

По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив

Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.

Александр Сергеевич Грибоедов - патриот и гражданин

Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.

Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.

Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня заслуживает пристального внимания.

Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает Это те люди, которые во время увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.

Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, - прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.

Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет - разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление...

Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого

Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.

Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».

Вместо заключения

Впрочем, Александр Андреевич в своем трепетном отношении к образованию не одинок, как показывает проведенный читателями анализ Чацкого, точку зрения которого разделяют внесюжетные персонажи комедии. Это, например, упомянутый Скалозубом, его двоюродный брат, князь Федор, ботаник и химик, а также «упражняющаяся в расколах и безверье» профессура московского педагогического института.

Поэтому уход Чацкого из фамусовского дома мы не воспринимаем как полное игнорирование обществом его взглядов на образование.