Основание и становление усадьбы
Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати — дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.
Усадьба «Останкино», 18 век. photo: Ghirlandajo , Public DomainУсадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного.
, Public Domain
Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.
Создание дворца-театра
В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович.
unknown , Public Domain
XVIII-XIX века
Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино, А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...» Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.
Shakko , CC BY-SA 3.0
Музей-усадьба Останкино
С 1918 - государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.
Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.
Архитектурный ансамбль усадьбы
Храм Святой Троицы
Lodo27 , GNU 1.2
Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.
Парадный двор
Vladimir OKC , Public Domain
Парк
Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая — в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.
В 2014 году после объединения территорий ВДНХ и парка «Останкино», ранее с 1932 по 1991 год называвшегося Центральным парком культуры и отдыха им. Ф.Э. Дзержинского. Зеленый бельведер, в отличие от Белой эстрадной площадки, напоминающей советскую традицию, скорее, создан в полном соответствии с традиционной садово-парковой французской и итальянской архитектурой.
Как пройти к бельведеру от Главного входа ВДНХ
От арки Главного входа идите вперед, минуя памятник В.И. Ленину, павильон «Центральный», павильон №19. Когда подойдете к макету ракеты-носителя «Восток», сворачивайте налево в сторону космического корабля «Буран» и «Москвариума». Далее вновь поверните налево - перед вами окажется кафе «Шашлычок». Пройдите мимо него по тропинке, минуя вход в Зеленый театр ВДНХ, - слева на пригорке увидите зеленый бельведер.
Исторический экскурс
«Намерен в Останкине я строить театр...», - сообщил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю А. Агапову 13 февраля 1790 года. Этим повелением можно было бы начать историю Останкинского театра-дворца и его прекрасного парка.
Граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809 г.) Художник И.П. Аргунов
Останкино не случайно было выбрано местом для строительства дворца. Николай Петрович мечтал проявить свой вкус и знания, cовершить поступок большой общественной значимости и тем увековечить свое имя в отечественной истории. И именно Останкино, расположенное недалеко от Москвы, явилось подходящим местом для осуществления подобного замысла.
К весне 1797 года основной этап строительства был завершен, хотя работы продолжались и в 1798 году. 25 апреля Останкинский дворец и парк предстали перед гостями во всем своем великолепии.
Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка «Парнас» с беседкой «Миловзор».
Беседка «Миловзор» в парке Останкино
Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника - настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клены и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли пять искусственных прудов. По задумке хозяина там же и был размещен Парк скульптур.
А в наше время в соответствии с лучшими традициями садово-паркового искусства в парке «Останкино», присоединенном к территории ВДНХ в 2014 году, возводится прекрасный бельведер (от итал. belvedere или от фр. belevue - «прекрасный вид»).
Впервые это слово вошло в употребление в Италии, где оно означает или постройку, исключительно сооруженную для того, чтобы из нее любоваться красотой вида, или башенку (вышку), возведенную с той же целью над крышей дома или дворца. Такие бельведеры часто встречались в Риме, например на вилле Медичи.
Во Франции «бельведером» часто называют постройку в виде павильона или беседки, расположенную в конце сада или парка, где можно отдохнуть или спрятаться от палящих лучей солнца или дождя, а иногда просто приподнятую площадку в саду или парке, обнесенную валом из дерна, с которой открывается красивый вид. Для любования парком служили и искусственные холмы (их насыпали из земли, вынутой из ложа прудов). Холм, к вершине которого вела спиральная дорожка, часто называли в честь греческого горного хребта с источником вдохновения - Парнасом. Такие холмы можно и сейчас видеть не только в парке «Останкино», но и во многих других подмосковных усадьбах и дворцах нашей страны.
«Искусство создания и украшения садов». Бельведеры. П. Буатар (1830 г.)
Бельведерами называются также многие дворцы в Европе, расположенные в особенно красивых пунктах, как, например, дворцово-парковый ансамбль Бельведер (Belvedere) в Вене, построенный архитектором И.Л. Хильдебрандтом в стиле австрийского барокко как резиденция принца Евгения Савойского.
Интересно, что ради любования прекрасными видами в их полноте и цельности применяли особые средства. Любители пейзажей в XVIII столетии ходили по холмам и долинам с вогнутым тонированным зеркалом в кармане. Найдя подходящую сцену, они ловили зеркалом лучшую ее часть и наслаждались этой живой картиной.
В природно-историческом парке «Останкино»
, образованном в 1998 г., преобладают рукотворные ландшафты.
Его территория поделена между музеем-усадьбой «Останкино», Главным ботаническим садом Российской академии наук и Всероссийским выставочным центром (эти учреждения обеспечивают управление ООПТ). Грандиозные сооружения - символы «эпохи покорителей космоса» - соседствуют здесь со старинными дворцами и храмами, а пестрые сады - с островками естественной природы.
В древности долину Яузы населяли вятичи - здесь найдены их курганы и селища X - XIII в. В конце XVI в. эта местность, именовавшаяся Осташково, была вотчиной дьяка Посольского приказа В. Я. Щелканова и его родственников, затем перешла к Черкасским и стала называться Останкино.
В 1678 - 83 гг. в Останкино
крепостной стольника князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер П.С. Потехин на берегу большого вырытого пруда выстроил каменную церковь во имя Живоначальной Троицы. Это интереснейший образец старинного русского зодчества, архитектурный стиль которого назван «московское узорочье». Храм имеет сложную «хоромную» композицию и разнообразный декор, включающий архивольты кокошников и арок, пояса-карнизы, изразцы. В 1878 г. к нему была пристроена колокольня.
В 1743 г. дочь А.М. Черкасского вышла замуж за графа П.Б. Шереметева - богатейшего вельможу, сына фельдмаршала, соратника Петра I. Жил граф в другом своем имении, Кусково, а Останкино
- с его оранжереями, садами, слободкой мастеровых - служило хозяйственной вотчиной.
Его сын Н.П. Шереметьев большой любитель искусств, обучал и поддерживал талантливых крепостных. С их помощью он создал в Останкине дворец-театр, который своими размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены не уступал лучшим театрам Европы. Зал, оформленный в голубых и розовых тонах, вмещал 250 зрителей и почти столько же актеров на сцене. Во дворце была собрана коллекция ценнейших произведений искусства. Самую видную роль в создании дворцово-паркового комплекса сыграл крепостной художник и архитектор П.И. Аргунов. По его проекту парк украсили пейзажные композиции, в северной части и в живописной долине р. Каменки появились пруды, были построены оранжереи, где помещалась уникальная для того времени коллекция в 6 тыс. растений.
К концу XIX в. земли усадьбы
застраивались дачами, парк стал местом прогулок горожан. В 1917 г. ансамбль взят под опеку Моссовета, в усадьбе организовали музей творчества крепостных. Ныне это Музей-усадьба «Останкино».
В природноисторическом парке «Останкино»
сосредоточено огромное разнообразие растений: более 10 тысяч видов и сортов со всего мира.
В южной части усадебного парка преобладают молодые посадки: береза, тополь, ясень, лиственница, туя западная, ель колючая, бархат амурский, каштан конский. В северной части сохранились старые липы, вязы, могучие белые тополя и дубы-патриархи возрастом до 180 лет.
Ландшафт Останкина разительно изменился с постройкой в 1964 -1969 гг. колоссальных сооружений телецентра и передающей станции-башни высотой 533 м (проект Н.В. Никитина).
На территории усадьбы действует конный центр - можно прокатиться верхом или даже в карете. Достопримечательности парка "Отсанкино"...