Особняк морозовой в глазовском переулке. Особняк М.К. Морозовой

galik_123 в Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

История этого строения датируется началом XIX в., когда в 1819 г. на территории обширного владения было начато строительство главного дома усадьбы генеральши А.П. Глазовой. Первоначально был построен северный одноэтажный жилой флигель вдоль красной линии Земляного вала. Здание было поставлено на каменный цокольный этаж, а верхний деревянный этаж обложен в один кирпич. Одновременно был заложен каменный цокольный этаж основного объёма.
Ансамбль главного дома был в основном отстроен уже к 1821 г. Двухэтажный с мезонином дом и южный флигель были деревянными, обложенными кирпичом и оштукатуренными. Полуциркульные крылья, соединявшие главный корпус с уличными флигелями, были выстроены в камне. По центральной оси находилась полукруглая ротонда с колоннами и лестничными сходами в палисадник. Основной вход в здание осуществлялся через каменное крыльцо со стороны южного торцевого фасада.
В таком виде здание просуществовало до 1869 г., когда по требованию его новой владелицы княгини Е.В. Гагариной дом был частично перестроен. Судя по сохранившимся планам и фасадам, основные габариты и композиционная схема дома сохранились, лишь незначительно была увеличена южная пристройка для входа в здание. Предположительно в это время ампирная отделка фасадов была изменена на новую.

В 1879 г. для К.С. Попова, владельца пассажа на Кузнецком мосту (ул. Кузнецкий мост, д. 12), чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк. Проект принадлежал Александру Ивановичу Резанову, академику архитектуры, профессору Императорской Академии художеств и её ректору по архитектуре. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль «неогрек».

В 1894 г. особняк вновь перестраивается уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца – фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой первоначальный стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком переходами. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве Мамонтовой).

В официальной записке значилось, что Мазырину предписывается вести ремонт дверей, печей и окон. Однако, очевидно, что именно при его участии на первом этаже главного дома появляются шесть парадных залов, оформленных в различных стилях: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный», «греческий», «английский», «малый английский», а также «египетская» лестница.
Художественное оформление этих интерьеров близко по стилистике к интерьерам дома А.А. Морозова на Воздвиженке (ул. Воздвиженка, 14), дома А.В. Морозова в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., д. 21) и другим образцам интерьеров того времени.

Михаил Абрамович Морозов, как и его знаменитый брат, Иван Абрамович, любил живопись, коллекционировал её и дружил со многими художниками. В 1892–1910 гг. в особняке М.К. и М.А. Морозовых бывали: художники К.А. Коровин, С.А. Виноградов, В.В. Переплетчиков, А.М. Васнецов, И.С. Остроухов, чьи картины составили основу картинной галереи М.А. Морозова; М.А. Врубель, В.И. Суриков, А.Е. Архипов; скульптор П.П. Трубецкой; писатель Л.Н. Толстой, поэт Андрей Белый (Борис Бугаев); актер М.П. Садовский; музыканты: директор и профессор Московской консерватории В.И. Сафонов; композиторы А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер; философы: Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и др. В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны, и знаменитый портрет сына хозяев – Мики Морозова.

Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала ещё до революции.
При последнем владельце усадьбы Михаиле Константиновиче Ушкове с 1910 по 1917 г. никаких строительных работ не велось.
В 1917 г. владение было национализировано. В главном доме в 1918 г. был открыт клуб им. Октябрьской революции (позже – клуб «Освобождённый труд» фабрики Гознак), на открытии которого выступал В.И. Ленин.
В 1923–24 гг. в северной части сада была устроена летняя эстрада.
В 1952 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска из мрамора с бронзовым барельефным портретом В.И. Ленина и с текстом: «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании на открытии клуба им. Октябрьской революции Хамовнического района 10 ноября 1918 г.».

В дальнейшем здание неоднократно передавалось различным учреждениям и организациям, в том числе здесь располагался дом пионеров, райком партии, в результате чего планировочная структура здания периодически трансформировалась. В ходе эксплуатации уникальное убранство интерьеров было доведено до крайне неудовлетворительного состояния, многие элементы интерьеров были утрачены, а декоративные росписи значительно повреждены.

В 1980-х гг. здание перешло в собственность Верховного Совета СССР, в связи с чем на объекте были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы.
В 1993 году дом был передан банку «Российский кредит».
В настоящий момент здание находится в собственности Российской Федерации и не используется.

Объект культурного наследия федерального значения.

Если кто не знал, то ежегодно в Москве проводятся так называемые Дни исторического и культурного наследия, в рамках которых простым смертным предоставляется возможность посетить архитектурные достопримечательности города, двери которых в остальные дни для широкой публики закрыты. Конечно же, нельзя просто так прийти и попасть, скажем, в Дом Пашкова. Существует предварительная запись, которая, впрочем, также гарантией не является. Особый ажиотаж вызывает посещение посольств иностранных государств, располагающихся в знаменитых московских особняках. В общем, это отдельная история.

И вот мне в мае, можно сказать, случайно удалось попасть в Посольство Дании, которое занимает особняк Маргариты Кирилловны Морозовой в Пречистенском (Мёртвом) переулке. Не предел мечтаний, в том смысле, что роскошных интерьеров там нет, но дом по-своему примечательный.



Построен он был в примерно в 1820 г. для гвардии капитана Н.И. Воейкова, потом принадлежал Гурьевым, пока в 1910 г. его не приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца.

Морозова, в девичестве Мамонтова (Савва Мамонтов – её двоюродный дядя) - московская красавица, меценатка, хозяйка одного из самых известных литературно-музыкальных салонов того времени, учредительница московского Религиозно-философского общества. Она дружила со Скрябиным, в неё были влюблены Андрей Белый и философ Евгений Трубецкой.

Вам наверняка знаком этот портрет кисти Серова. Так вот это и есть Маргарита Кирилловна Морозова.


Супруг Морозовой Михаил Абрамович, представитель знаменитой купеческой династии, был страстным коллекционером, и оставил после себя одно из самых крупных в России собраний живописи импрессионистов. После его смерти она подарила бОльшую часть коллекции мужа Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и Эрмитажу. А кроме того продала роскошный дворец на Смоленском бульваре, его свадебный подарок, и решила купить жилье поскромнее, остановив свой выбор на особняке в Мёртвом переулке.

Для обустройства нового жилища по своему вкусу Морозова пригласила молодого архитектора Жолтовского. Спустя годы он станет знаменитым советским архитектором, а пока дом Маргариты Кирилловны был одним из его первых заказов. Так в 1913 г. у ампирного особняка появилась большая пристройка для холла и большого зала приемов с выходом в сад через террасу.

1.

2.

3.

4.


Парадный вход в дом Жолтовский сделал в виде окруженной восемью колоннами ротонды с круглым сводом. Холл украшают бюсты принцессы Дагмар (она же российская императрица Мария Фёдоровна), и её отца короля Кристиана IX. Тут нас встретил посол Дании в России господин Томас Винклер.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Это большой зал приемов, в котором собирались известные художники, философы, музыканты и ученые. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами выходящего в сад балкона, с тем чтобы в любое время дня в комнату проникал солнечный свет. Пилястры, карниз с растительным орнаментом и круглые медальоны – вот вся отделка, просто и изящно.

12.

13. Бюст Г.-Х. Андерсена работы Бурганова.

14.

15.

16. Портрет принцессы Луизы Датской.

17.

18.

19.

20.

21. Во дворик выйти не дали, там велись какие-то работы.

22.

23.

24. Парадная столовая.

25.

26.

27.

28. Через зал приёмов и проходную комнату направляемся в библиотеку.

29.

В начале XIX века здесь, на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка, находилась усадьба генеральши Глазовой. Но уже в 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. В Санкт-Петербурге им был построен дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. В Москве он руководил внутренней отделкой храма Христа Спасителя.

Особняк на Смоленском бульваре был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца К. С. Попова, первым заложившего чайные плантации на Кавказе. Внешний вид особняка и его интерьеры были решены в стиле "неогрек": помпейская гостиная, русская столовая, зал в стиле ампир...

Однако в 1894 году особняк вновь перестраивается, теперь уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова, который так же не чужд был романтики.

Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединен с небольшими двухэтажными флигелями. Ордерный декор веранды стилизует мотивы греческой классики. Интерьеры здания представляют собой необыкновенный сплав различных стилей и культур. Египетскую парадную с таинственными знаками на стенах охраняют сфинксы, а прежде здесь находился самый настоящий саркофаг с мумией. И в рассказе "Похороны мумии" описан случай, когда компания во главе с Морозовым решила вскрыть саркофаг. "Зачем же у вас в доме покойник" - спросил он (профессор Г.А. Захарьин)у хозяина дома. "Какой покойник?" - перепугался Морозов. "А мумия?" - не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать". По сюжету мумию похоронили, на самом же деле саркофаг вместе с содержимым был передан в 1896 году в дар Румянцевскому музею... Восточные узоры в гостиной неотличимы от лучших образцов арабского декоративного искусства. Помещение бывшего зимнего сада было приспособлено для размещения обширной живописной коллекции Морозова.

В особняке часто бывал художник В. А. Серов. Здесь же он написал известный портрет хозяина дома.

После смерти Михаила Абрамовича особняк перешёл к его вдове Маргарите Кирилловне. При ней в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции. Здесь бывали композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт , посвятивший хозяйке поэму и несколько стихотворений.

В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе стал размещаться райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района.

В 2019 году завершилась реставрация фасадов особняка.

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013