Особенности китайской живописи. Китайская живопись. Краткий экскурс Особенности китайской живописи кратко

Традиции китайской живописи в течение всей истории ее развития крепко связаны с графикой и каллиграфией, именно в этом виде искусства большое значение имеет такое средство художественной выразительности, как линия. Многие картины, написанные в традициях китайской живописи, выполняются в очень сдержанных цветах. Причина этого в том, что в старину мастера пользовались минеральными красками, изначально имеющими нежные тона.

Живопись в Китае, как и каллиграфия, пользовалась большим уважением и почетом среди людей всех классов, многие императоры и высокие сановники были прекрасными художниками. За многовековую историю Китая живописное искусство развивалось, художники различных поколений то отказывались от древних традиций, создавая новые школы изобразительного искусства, то опять возвращались к истокам. Китайская живопись ценится знатоками до сих пор, а современные технологии позволяют приобрести оригинальные произведения китайских художников в стране Восходящего Солнца без посредников.

Жанры китайской живописи

В живописи Китая есть несколько традиционных жанров, которые складывались веками, и до сих пор являются характерными для искусства этой страны. Одним из них является портретная живопись, люди на таких картинах писались в полный рост в окружении природных форм или объединенных какой-то сюжетной линией.

Смотреть на видео жанры и философия китайской живописи

Также в китайской живописи очень популярным до сих пор является жанр «цветы и птицы». На работах, выполненных в этом жанре, художники изображали прекрасных птиц и разнообразные растительные формы. В изображение каждого цветка или птицы мастером вкладывается определенный символический смысл, что делает толкование такого живописного произведения более глубоким и интересным. Еще один популярнейший жанр китайской живописи – анималистический, в нем китайские художники дошли до вершин мастерства при изображении животных в весьма своеобразном стиле. Также к этому жанру можно отнести живописные работы с птицей-фениксом и драконом.

Где можно купить китайскую живопись в интернете

Наиболее простой и удобный вариант приобрести китайские картины – заказать в интернет-магазине, который специализируется на поставке товаров этого вида из Китая. При желании купить китайскую живопись,

Мир природы, ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин - свитков, помогающих показать мир во всем его многообразии.

Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тущь Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная «гун-би» /»прилежная кисть»/, фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая - свободная и как бы незавершенная «се-и» /» живопись идеи»/, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, - «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы - «ян», а вода связывалась с темным мягким и пассивным женственным началом - «инь».

Отношение к природе и миру диктовало и особые законы построения пространства. В средневековых китайских пейзажах применялась не линейная, а рассеянная перспектива. Живописец смотрел на открывающийся вид словно с высокой горы, отчего горизонт поднимался перед ним на необыкновенную высоту. Вытянутая форма свитка способствовала передаче огромного пространства. Для того, чтобы создать впечатление дальних и ближних расстояний, художник делил картину на несколько планов, высоко поднятых один над другим. Таким образом, дальние предметы оказывались самыми высокими. На переднем плане размещалась обычно группа деревьев, скал или других крупных предметов, с которыми соотносились все части пейзажа. Планы связывались туманной дымкой или водным пространством, как бы отдаляющими на огромное расстояние дальние предметы.

Раннее средневековье (4-6 вв.)

Раннее средневековье - тревожная и смутная пора. Непрерывное вторжение кочевых племен длилось почти сто пятьдесят лет, Китай был разделен на ряд государств. Юг и север страны на несколько столетий оказались отрезанными друг от друга, там сложились свои государства, возникли свои столицы. На юге, куда бежала основная часть населения, важнейшим культурным центром стал Цзянькан, расположенный неподалеку от современного Нанкина. На севере, захваченном племенами кочевников-сяньбийцев, к концу 4 века образовалось крупное царство Северная Вэй, столичными центрами которою стали Пинчэн /современный Датун/ и Лоян. Захват севера кочевниками принес не только бедствия и разрушения, но и сыграл важную роль в судьбе Китая. Он помог установлению культурных связей с азиатскими народами. В это же время возник буддизм.


Популярности буддизма помогло его умение приспособиться к среде, куда он проникал. Буддизм сблизился с местными культами и верованиями, а Конфуция и Лао-цзы - основателей древних учений Китая - включил в число буддийских божеств. Вместе с буддизмом в Китай пришли неведомые раньше образы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей. По примеру Индии и Афганистана в стране началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в честь буддийских святых и паломников.

Черты буддийской пластики периода Северная Вэй ощутимы и в живописи, в содержании и стиле которой произошли заметные сдвиги. В период раннего средневековья, наряду с храмовыми росписями, получил развитие и тип китайской повествовательной картины на свитках. Особенно расцвела эта светская линия живописи на юге страны, где традиции китайского искусства не были прерваны иноземными нашествиями, и где сгруппировался цвет китайской интеллигенции. Здесь окончательно установились форма и предназначение картин. Главную роль играли горизонтальные свитки-повести, включавшие в себя, помимо живописи, и текстовые вставки. Ими могли быть поэмы или изречения мудрецов. Они выполнялись красивым каллиграфическим почерком,по стилю близким почерку живописному. Хотя свитки и не были связаны, как правило, с буддийской тематикой, на характер светской живописи все же оказали влияние привнесенные в нее буддизмом созерцательные настроения.

Гуляя по Запретному городу, мы сказали экскурсоводу, что хотели бы познакомиться с китайской живописью. Она отвела нас в павильон с картинами 11-20 веков. Было очень интересно увидеть вживую эти непривычные европейскому глазу полотна. Сказать, что китайская культура полностью отличается от европейской - это всё равно, что ничего не сказать. Европейские художники создавали рисунок, образы с помощью объёма и форм, цвета и светотени, а отличительной чертой китайской живописи является то, что образы создаются посредством линейного рисунка. Живопись и каллиграфия очень близки. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. И художники, и каллиграфы используют одни и те же материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и тушь. Для работы с цветом используют полихромы, золотое правило, которых - тушь не должна преграждать путь цвету, а цвет не должен преграждать путь туши.

Го Си. "Начало весны в горах" Свиток. Тушь. 11 век.


Му Ци. "Обезьяна с детёнышами". Тушь. 13 век.

Отличительные черты:

Многоточечная и рассеянная перспектива, которая в отличие от фокусной даёт возможность создать художественную картину мира, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства;

Лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета;

Выразительные, ритмичные контуры;

Плоский, линейный рисунок, без светотени;

Основной идейный принцип заключается в стремлении передать в живописи настроение художника, дух всего живого, сущность, а не внешнее натуралистическое сходство.

Вместо подписи китайские художники оставляли на картине пометку личной печатью.

Лу Чжи. 1496-1576.

Коротко расскажу о жанрах, хотя, конечно, каждый из них заслуживает целой статьи.

Пейзаж "горы и воды". Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества и уединения от мирской суеты. Художник старался передать лирическое настроение, призывал к гармонии и единению с ней. Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов должна была вызвать мысли о величии вселенной, в которой человек лишь песчинка, её часть. В этом, кстати, состоит ещё одно отличие китайской живописи от европейской, где человеку уделялось главное внимание.

Живопись "цветов и птиц". Здесь большое значение имеют символы.

Портрет. Этот жанр играет не самую значительную роль. Здесь можно выделить два направления:
1) Конфуцианская традиция социально-этической значимости человека. Художники данного направления изображали мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Они работали в основном в цвете, в детальной, скурпулёзной манере.
2) Второе направление опиралось на даосско-будийскую философию ценности личности человека, и поэтому художники стремились раскрыть неповторимые черты характера. Они создавали образы поэтов, отшельников, святых. Преимущество отдавалось рисованию тушью в свободной эскизной манере.

Анималистический жанр, в котором важно понимать смысл иносказаний.

Излюбленные символы:

Деревья (ива - символ утончённой женской красоты, сосна - сдержанность и стойкость, бамбук - символ человеческого характера, высоких моральных качеств)

Цветы (хризантема - символ возвышенного одиночества, скромности и целомудрия, множество цветов - символ расцвета китайского искусства, лотос - символ внутренней чистоты)

Рыбы, птицы, животные (сорока - символ чистой совести, голубь - символ мира, две рыбки, селезень с уткой, две бабочки - символ супружеского счастья)

Китайскую живопись также называют традиционной китайской живописью. Традиционная китайская живопись восходит к периоду неолита, около восьми тысяч лет назад. Найденная на раскопках цветная керамика с нарисованными животными, рыбой, оленями, и лягушками показывает, что в период неолита китайцы уже начали использовать кисти для рисования.

Живопись Китая – важная часть традиционно й китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств.

Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.

Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.

Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств – поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.

Для китайцев “Живопись в поэзии и поэзия в живописи” была одним из критериев прекрасных произведений искусства.

Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая.

В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи – “примерное поведение и благородство характера”, то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства – поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать – дополняют и обогащают друг друга.

Стили китайской живописи

По средствам художественной выразительности, традиционную китайскую живопись можно разделить на сложный стиль живописи, либеральный стиль живописи, и сложно-либеральный. Сложный стиль – картина нарисована и окрашена аккуратно и упорядоченно, в сложном стиле живописи используется чрезвычайно изысканная манера письма для написания объектов.
Для сравнения, в либеральном стиле живописи используется свободное написание и краткие штрихи, чтобы описать внешний вид и дух объектов, и выразить ощущения художника. Рисуя в либеральном стиле живописи, художник обязан поставить кисть точно на бумагу, и каждый его удар должен быть искусным, чтобы суметь выразить дух картины. Сложно-либеральный стиль живописи представляет собой сочетание двух предыдущих стилей.

Мастера Китайской Живописи

(1863–1957) является одним из самых известных китайских художников современности. Он был универсальным художником, он писал стихи, занимался резьбой по камню, был каллиграфом, а также занимался живописью.

В течение долгих лет практики, Ци нашел свой особый, личный стиль. Он был в состоянии изобразить одну и ту же тему в любом стиле. Его работы отличаются тем, что на одной картине н мог сочетать несколько стилей и методов написания.

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков Традиционного Китая. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин - свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV-VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки , достигавшие в длину 3 м, обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину - 10-15 м. Их смотрели, постепенно разворачивая, как любой рукописный текст, - сверху вниз и справа налево. Созерцание свитка было целым ритуалом. Свитки не были постоянным украшением помещений, поскольку их нельзя держать постоянно натянутыми (они от этого портятся). Хранились свитки в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Горизонтальные свитки нужно было рассматривать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Определенного впечатления глубины и дали в картине художники добивались посредством передачи воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая - свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Наиболее полно и ярко художественная культура Китая проявила себя во время существования двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оказались наиболее значимыми. Художественная жизнь Китая в эти столетия пережила высокий взлет.

Из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. И это не было заблуждением или данью моде. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас поэтический образ красоты природы, который высоко ценился многими поколениями китайцев. Живопись периодов Тан и Сун охватила многие явления жизни. Как никогда приблизилась тогда живопись к поэзии. И хотя выразительные средства этих искусств были различными, язык поэтов и художников стал почти единым. Картины не мыслились без стихотворной подписи на полотне или свитке, а через стихи рождались зримые, живописные образы.

К сунскому периоду относится созданный придворным художником Чжан Цзо-дуань (1085-1145) пятиметровый свиток «По реке в день поминовения усопших», изображающий в мельчайших подробностях повседневную жизнь Кайфына в XII в. На свитке изображены 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.

Живописное искусство той эпохи проявило себя в различных формах - в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась все же свитковая живопись. Многометровые горизонтальные свитки служили своеобразной живописной книгой, куда художник мог вписать огромное множество впечатлений и деталей. При работе над такими свитками от художника требовалось особое умение передавать детали, просторы воды, громады гор. На различных исторических этапах излюбленной была то одна, то другая форма картины. В период Тан предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун - вертикальным.

В период Тан происходит разделение живописи на жанры. Китайская эстетика выделяла 13 жанров живописи. Так появляются произведения на историкомифологические темы, парадный и частный портрет и бытовые сцены, жанр «цветы и птицы» (можно сравнить с европейским натюрмортом), а также пейзаж {«горы и воды»), имеющий несколько разновидностей.

Судя по всему, древнейшим жанром китайской живописи был портрет. Типологическими особенностями этого жанра является нарочитая бесстрастность лиц, заданность позы, наличие символических деталей, передающих не индивидуальность, а социальное положение человека. Бытовая живопись существует в двух главных разновидностях - изображения придворных и простонародных сцен.