Основы мировых религиозных культур. Семья. Основы мировых религиозных культур Основы мировых религиозных культур орксэ семья презентация

Цели :показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи :формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности,

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Оборудование :мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», видеоролик «Гимн семье», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление :рисунки детей по теме «Семья»,

сочинения «Моя семья»,

пословицы и поговорки о семье,

высказывания великих людей о семье,

выставка семейных фотографий на тему «Моя семья»,

видеоролик «Гимн семье»,

медаль «За любовь и верность»,

Стенд: “Заповеди семейной жизни”

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся

II. Подготовка к изучению нового материала

1.Беседа с учащимися по вопросам

- У каждого человека есть свои ценности.

А что вы понимаете под этим словом?

(запись ответов детей)

Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

2.Чтение стихотворения подготовленным учеником

Как появилось слово “семья”?Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:Сейчас я тебе семь вопросов задам;“Кто деток родит мне, богиня моя”?И Ева тихонько ответила “я”,“Кто их воспитает, царица моя”?И Ева коротко ответила “я”“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?И Ева все так же ответила “я”“Кто платье сошьет?Постирает белье?Меня приласкает?Украсит жилье?Ответь на вопросы, подруга моя!”“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…Сказала она знаменитых семь “я”Вот так на земле появилась семья.

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

3. Словарная работа

Этимология слова - Согласно Ляпунову сѣ мья представляет собой собир. сѣ мь, подобно братия.

Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников

Семья - самое главное в жизни для каждого человека

Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

Её основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

4. Презентация «Памятники семье

Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.

Венценосная семья



Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит

Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из "Анны Карениной":



Построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

Варварское отношение к памятникам

В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов , усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет.



Так памятник выглядел в советское время


Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.


Икона изображает святых муромских чудотворцев Петра и Февронию (в иночестве - Давида и Евфросинию).

2008 год. Указом Президента России объявлен . Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»

В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично,



Гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии находится в

Ныне к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Православная Церковь почитает их как покровителей семьи. В монастырской летописи есть свидетельства о благополучных разрешениях семейных конфликтов и даровании бездетным супругам долгожданного ребенка.








Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благославляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка

IV .Закрепление (компьютер)

Тренажёр - Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

V .Контроль (компьютер)

Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VI.Работа в группах

- Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.

Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)

Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

VII.Итог урока.

Почему в православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

В чём состоит значение брака в буддизме?

VIII Релаксация.

- Что самое интересное было в уроке?

О чём вам захотелось рассказать друзьям?

IX. Видеоролик «Гимн семье».

X. Дом. Задание

(в рабочей тетради)

Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). См. сноску №1.

Петриенко Ольга Михайловна

2012
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня, особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:


  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:


  • ориентации содержания модуля «основы мировых религиозных кльтур»на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного модуля, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - это введение в религиозно-культурную традицию России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для учеников 4 класса.
Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам, и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. При этом каждый ребенок вправе выбрать один из 6 предложенных модулей.

В МБОУ «Гимназия №22» г. Майкопа родителями учащихся был выбран учебный модуль Основы мировых религиозных культур». Этому выбору предшествовал целый ряд мероприятий, предпринятый администрацией гимназии. В связи с предстоящим введением в школьную программу учебного курса «Основы мировых религиозных культур» была разработана так называемая дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».


№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Изучение нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Адыгея по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

2011-2012 гг.

Администрация

2.

Проведение педагогического совета по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

февраль 2012

Администрация

3.

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь-февраль 2012



4.

Проведение родительских собраний по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

5.

Похождение курсовой подготовки на курсах повышения квалификации педагогических работников, которые будут преподавать комплексный учебный курс ОРКСЭ и формирование заявки на январь 2012приобретение учебников по комплексному курсу ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Швецова Н.Н..

6.

Проведение административного совещания по внесению изменений в учебный план гимназии в связи с введением в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года

январь 2012

Директор Андреева И.В.

7.

Формирование нормативной правовой базы (локального акта) по обеспечению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

сентябрь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

8.

Изучение методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2011-2013 гг.

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

9.

Организация встречи родителей с преподавателями комплексного учебного курса ОРКСЭ для ознакомления с особенностями содержания, формами и методами педагогической работы

сентябрь - октябрь 2012

Администрация

10.

Создание для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ необходимых условий, включающих: -организационно-управленческие; -организационно-педагогиеские; -информационное сопровождение; -нормативное правовое обеспечение; -учебно-методическое обеспечение;

март – сентябрь 2012

Администрация

11.

Участие в работе семинаров-совещаний по обмену опытом работы по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

2012-2013 гг.

Администрация

12.

Подготовка и размещение информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте гимназии

сентябрь 2012

Петриенко О.М. Портненко Л.В.

Согласно данному плану мероприятий на первом общешкольном родительском собрании было представлено содержание и краткая характеристика двух основных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На втором собрании родителями был сделан выбор в пользу учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Результаты выбора родителей 3-х классов на 12.03.2012г.



Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

118

99%

1-против


6. Основы светской этики

0

0

Всего:

118

99%

После представленного материала родители заполнили заявления.

Директору


МБОУ «Гимназия №22» Андреевой И.В.

от родителей учащегося (йся)_______ класса

____________________________

Домашний адрес и контактный номер телефона:

_________________________________

Заявление.

Основываясь на наших конституционно закрепленных и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка, в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку ____________________________, возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль_______________________________________________________________________

В рамках изучения данного модуля ______________________ против ознакомительных экскурсий в храмовые сооружения мировых религий.

Родители:

______________________________________________________________ (ФИО, подпись)

Дата _____________________

Кроме того, достаточно убедительным доводом в пользу введения именно данного модуля в нашей школе может являться и тот факт, что с 5 класса учащиеся начинают изучать предмет «Мировая художественная культура». Программа 5-6 классов этого предмета построена на основе изучения мифологических и библейских сюжетов в искусстве, а в 7-8 классах на основе традиций мировых религий. Таким образом, введение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» в МБОУ «Гимназия №22» является логическим предшествующим этапом для изучения и остальных предметов школьной программы.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.В. Данилюк.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» ,должно обеспечить:


  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Приоритетные направления и перспективы

преподавания курса ОРКСЭ по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

высшей квалификационной категории

Петриенко Ольга Михайловна

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Путинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

«Семья»

Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

Путино, 2014

План – конспект урока

1. Тема урока: Семья

2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,

Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,

Воспитание уважения к членам своей семьи.

7. Используемые учебники и учебные пособия:

Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».

9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».

10. План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

4) Как составить семейный герб?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

2. Осмысление учебной задачи

3. Целеполагание

4.Открытие нового знания

5. Физминутка

6.Домашнее задание

7. Закрепление

8. Рефлексия

Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится.

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.

О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)

Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?

Мы также ответим на вопросы:

1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?

3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Как вы понимаете слово «семья»?

Давайте узнаем о происхождении этого слова.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».

Напишите качества дружной семьи.

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?

Каждая группа получает задание.

Проверяем.

Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

Как называются люди, объединённые одной семьёй?

Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?

А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?

Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?

Что же такое семья?

Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.

Каким может быть герб?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть изображено на гербе?

Дома вы нарисуете ваш семейный герб.

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я доверяю свои тайны …

3. Я люблю бабушку за то …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …)

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья».

Я приготовила вам подарок.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом».

Выходят к доске и выбирают «смайлики».

Ученица читает:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

О семье.

Что такое «семья»?

Для чего люди создают семью?

Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Как традиционные религии относятся к семье?

Выстраивают ассоциативный ряд.

Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».

2-3 ученика рассказывают о своих семьях.

Называют признаки дружной семьи.

Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Дети пишут качества дружной семьи.

Как должны жить люди в браке?

(Групповая работа)

Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Ответы учащихся 1-4 групп.

Родственники, родные.

Родителей: маму и папу.

Дети, ребёнок, сын, дочь.

Бабушки и дедушки.

Дядями и тётями.

На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм построить.

Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья».

Возможные ответы учащихся

Продолжают предложения.

Регулятивные УУД (оценка)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУДП

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.

Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»

Семья

Основы мировых религиозных культур

Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»



У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.




Понимание Любовь

Уважение Доверие

Доброта Забота

Помощь Дружба


  • 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


  • Счастлив тот, кто у себя дома.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • При солнышке - тепло, при матери – добро.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.





  • 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
  • 2. http://yandex.ru/images