Оперное творчество верстовского. Музыка романтизма: Алексей Николаевич Верстовский. русский композитор и театральный деятель

(1.3.1799 - 17.9.1862) - российский композитор, театральный деятель. Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем в Петербурге у Дж. Филда, Д. Штейбельта и др. В 1823 году переехал в Москву, где с 1825 года был инспектором музыки, а с 1830 года - и репертуара Большого и Малого театров. В 1848-1860 годах управляющий конторой Дирекции императорских театров в Москве. Центральное место в творчестве Верстовского занимают музыкально-сценические произведения - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.


Сочинения.
Оперы: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина, или сон наяву" (1844), "Громобой" (1857); свыше 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вокальные произведения, в т. ч. баллада "Черная шаль", "Три песни скальда", "Бедный певец" (все 3 - в 1823 году), песни; музыка к спектаклям.
Комментарии к статье:

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать - Анна Васильевна (урождённая Волкова) - происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В 1816 переехал в Санкт-Петербург. Там он был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал свое музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. В. Маурера (скрипка), Брандта, К. Т. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы он начал страстно увлекаться театром, среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В. Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев. Кроме того, Верстовский активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам. Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели большой успех. Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Н. И. Хмельницкий.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили, до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

Годы жизни в Москве были наполнены для Верстовского активнейшей музыкально-общественной деятельностью. Период, когда Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города современники назвали «эпохой Верстовского». Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он закончил Московский университет. Параллельно с этим шла интенсивная композиторская деятельность.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество
2018-02-25 21:34:25

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер - «Пан Твердовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и другие.



Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).

H. Соловьев.

{Брокгауз}

Верстовский, Алексей Николаевич

Композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве. В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой). В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества. В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался. Могила его находится на Ваганьковском кладбище. Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно). Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна. Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки. Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта. В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения. Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем.

(Э. ).

Верстовский, Алексей Николаевич

{Половцов}

Верстовский, Алексей Николаевич

(1799-1862) - русский композитор. В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда , по скрипке и гармонии у Л. Маурера. В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом. В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой. Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству. Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек). Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех.

Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл. Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899.

З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич

(род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель. Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров. В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве. Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ.- 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент из с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816-1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. инспектор музыки, с 1830 г. инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 30-х гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена , эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен . С. 115-116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б . С . Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.

К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 в зале московского Благородного собрания).

Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной обедни».

Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову , о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Б. Модзалевский // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского .

Соч.: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. / МГК. Т. 9. С. 167-187, 189-225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. № 4.

Н. Ю. Плотникова

1830-е

Имя при рождении:

Александр Николаевич Верстовский

Дата рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Алексе́й Никола́евич Версто́вский (1799-1862) - русский композитор и театральный деятель.

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) в имении Растов Сад Тамбовской губернии .

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию . С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (), «Громобой» ( , постановка ) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» () по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом » (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым , текст А. И. Писарева , ) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу , или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 марта
  • Родившиеся в 1799 году
  • Родившиеся в Тамбовской губернии
  • Умершие 17 ноября
  • Умершие в 1862 году
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы XIX века
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Большая биографическая энциклопедия

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия

    Русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества… … Биографический словарь

    - (1799 1862) российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. Аскольдова могила (1835); романсы, баллада Черная шаль (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (Кто брат, кто … Большой Энциклопедический словарь

    - (1799 1862), композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835); романсы, баллада «Чёрная шаль» (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (свыше 30, в том… … Энциклопедический словарь

    Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии 5 (17) ноября 1862, Москва) русский композитор и театральный деятель. Биография С девяти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Санкт… … Википедия

    - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.

Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские годы он провел в родительской усадьбе, где очень часто силами крепостных музыкантов устраивались концерты, на которых звучала музыка Гайдна, Моцарта, а также произведения русских композиторов и обработки народных песен. В такой обстановке, в буквальном смысле насыщенной музыкой, быстро развивались музыкальные способности мальчика.

В молодые годы Верстовский некоторое время учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, после чего посвятил себя искусству. Он становится учеником замечательного пианиста Дж. Фильда. Кроме того, прилежно изучает теорию музыки, пробует свои силы в пении и игре на скрипке. В то же время будущий композитор знакомится с кружком литераторов, актеров и музыкантов, признанным лидером которого являлся А. Шаховский. Связь Верстовского с группой передовых людей той эпохи отразилась на его собственной творческой деятельности: он начал выступать как переводчик пьес, певец и актер в любительских спектаклях, а главное – как автор музыки к театральным постановкам. Вскоре он приобрел популярность как водевильный композитор.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1823 году Верстовский, служивший чиновником в одном из петербургских департаментов, был переведен в Москву. Здесь он познакомился с рядом известных деятелей русского искусства, написал музыку к водевилю Грибоедова и Вяземского «Кто брат, кто сестра», в содружестве с Алябьевым и другими композиторами сочинил музыку к водевилям А. Писарева.

В 1825 году Верстовский поступил на работу в один из московских театров в качестве инспектора музыки. Непосредственная близость к театру натолкнула его на мысль о создании оперы, тем более что его желание было горячо поддержано кружком друзей – московских литераторов, в число которых входили такие известные писатели, как С. Аксаков и М. Загоскин.

Несколько лет упорного труда завершились наконец постановкой в 1828 году на сцене Московского Большого театра первой оперы Верстовского под названием «Пан Твардовский», созданной по мотивам старинной польской легенды. А вскоре состоялась премьера и другой оперы – «Вадим», основанной на фантастическом сюжете известной баллады Жуковского.

В 1835 году была поставлена «Аскольдова могила» – лучшая опера Верстовского, написанная на сюжет одноименного романа М. Загоскина и на долгие годы завоевавшая симпатии слушателей. Действие оперы происходит в Древней Руси, но реальные исторические события, как и в романе Загоскина, переплетаются с вымыслом, а бытовые сцены чередуются с фантастическими эпизодами. Краткое содержание оперы «Аскольдова могила» таково: от Неизвестного юный Всеслав узнает, что он – потомок Аскольда, который в свое время был убит предками ныне правящего князя Святослава. Неизвестный призывает Всеслава к мести и к борьбе за княжеский престол. Чтобы вызвать у него ненависть к Святославу, Неизвестный помогает людям князя похитить Надежду, возлюбленную Всеслава. С помощью своего друга, песельника Торопа, Всеслав освобождает Надежду и бежит вместе с ней. Колдунья Вахромеевна обнаруживает убежище беглецов, после чего начинается их преследование. Однако вскоре приходит весть о милости князя, который разрешает Все-славу и Надежде вступить в законный брак. Всеслав мирится со Святославом, а Неизвестный тонет в волнах Днепра.

Как видно, сюжет оперы не отличается особой замысловатостью, но занимательность интриги, романтическая таинственность и драматизм отдельных сцен сделали ее одним из любимейших репертуарных произведений русской сцены. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».

Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского

Воспроизводя отдаленную эпоху, Верстовский не стремился придать музыке оттенок древности. Напротив, он целиком опирался на современные виды музыкального искусства. В «Аскольдовой могиле» звучат и лирический романс, и баллада, и застольная песня.

Это произведение знаменует собой значительный шаг вперед по сравнению с комическими операми XVIII века. Несмотря на то что здесь еще сохранен принцип чередования музыкальных номеров с разговорными диалогами, сами музыкальные номера под влиянием тех изменений, которые произошли в русской музыке со времени появления первых опер, стали уже другими. Встречаются не только большие, развернутые арии и ансамбли, но и целые музыкальные сцены со сквозным действием. Возросла и роль оркестра. Умелое использование разнообразных инструментальных красок дало возможность Верстовскому создать несколько ярких образов и усилить выразительность музыки.

В первом действии оперы наибольшее внимание привлекает к себе хор рыбаков «Гой ты, Днепр», написанный композитором a capella. Здесь сочетаются широкий распев и мерная маршевая поступь, элементы народного многоголосья и суровые унисонные ходы с аккордовым складом.

Второй хор рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» (также из первого действия) звучит энергично, в равномерном ритме. При этом мелодия верхнего голоса напоминает протяжную песню.

Первое действие содержит также народно-игровую сцену, хоры которой отличаются легкостью, живостью, изяществом мелодической линии. Основаны они на трехдольных танцевальных ритмах, часто встречающихся в польской музыке.

Александр Николаевич Серов

Примечательна ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный» из второго действия, т. к. она является одним из самых ранних примеров большой драматической арии в русской опере. Оркестровая и хоровая звучность помогают композитору нарисовать яркую картину обстановки, в которой происходит действие. Вторая часть арии – стремительное аллегро, заканчивающееся развернутой кодой, – резко противостоит суровой сосредоточенности вступления.

Хор девушек «Ах, подруженьки» (третье действие) интересен сочетанием русских и польских национальных элементов. В вокальной партии звучат интонации городского романса, в то время как аккомпанемент выдержан в ритме полонеза.

Из действующих лиц оперы в первую очередь необходимо обратить внимание на песельника Торопа, наделенного замечательной музыкальной характеристикой. Например, его песня «Близко города Славянска» из третьего действия представляет собой балладу, написанную в сквозной форме. Начинается она в спокойно-повествовательном тоне, но после двукратного повторения основного куплета мажор сменяется минором, а широкая, плавная мелодия – речитативом. В аккомпанементе возникает ритм конского топота и другие изобразительные элементы. Кульминацию сценического действия композитор отмечает «мелодрамой», т. е. говором на фоне инструментального сопровождения. Возвращение вслед за тем основной мелодии дает понять, что музыкальное повествование окончено.

Антракт и хор «Варись, зелье» из четвертого действия созданы в традиции романтической оперы. Музыке антракта композитор старался придать жутковато-фантастический колорит. Сумрачна тональность си-бемоль-минор. Мощное нарастание звучности приводит к тремоло. Неоднократно происходит сопоставление различных регистров, то и дело появляются причудливо звучащие гармонии.

У хора, олицетворяющего нечистую силу, отсутствует самостоятельная партия, и его фактура состоит сплошь из аккордов, дублирующих оркестровые голоса. Каждой фразе хора соответствует мелодия оркестра. При этом отмечается непрерывное нарастание звучности.

Музыка «Аскольдовой могилы» типична для музыкальной практики того времени. Но так как широко распространенный в быту музыкальный материал стал здесь основой для оперных форм нового типа, оперу можно рассматривать как принципиально новый этап в развитии русской оперной драматургии.

После 1835 года Верстовский создал еще три оперы, но они не идут ни в какое сравнение с «Аскольдовой могилой». Появившиеся уже после гениальных творений Глинки, в период расцвета русской классической оперы, они не оказали большого влияния на жизнь русского театра.

Верстовский проявил себя не только как талантливый композитор, но и как театральный деятель, фактически осуществлявший руководство музыкально-театральной жизнью Москвы, а также как режиссер и педагог. Благодаря его усилиям при дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, где готовили музыкантов для оркестра. Верстовский умер в 1862 году. Он внес неоценимый вклад в развитие национального театра.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах Алексей Николаевич Бах Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основатель школы советских биохимиков. Родился в семье техника. С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Алексей Николаевич Верстовский Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бекетов Алексей Николаевич (род. в 1862 г. - ум. в 1941 г.)Архитектор. Создатель ряда зданий, определяющих лицо Харькова.Не потому ли в Харькове не установлен памятник самому, пожалуй, известному зодчему города, что монументальных напоминаний о его делах и так хватает. Что

Из книги автора

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1840–1893), поэт 250 День ли царит, тишина ли ночная. «День ли царит, тишина ли ночная…» (1880?); муз. П. И. Чайковского (1880) ? Апухтин, с. 217 251 Всё для тебя! «День ли царит, тишина ли ночная…» ? Апухтин, с. 217 252 Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные,

Из книги автора

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт 1392 * Отвори потихоньку калитку И войди в тихий садик, как тень, Не забудь потемнее накидку, Кружева на головку надень. «Калитка», муз. Бюкли (1909) Это песенный вариант стихотворения Будищева «Только вечер затеплится синий…» (1897). В