Онегин портрет. Биография евгения онегина. Объективность в показе дворянства начала XIX века

Евгений Онегин - молодой дворянин и аристократ, главный герой величайшего романа в стихах А.С Пушкин «Евгений Онегин», который создавался русским гением на протяжении восьми лет. В данном произведении, названном выдающимся литературным критиком XIX века В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», Пушкин отразил все свои мысли, чувства, понятия и идеалы, его жизнь, душу и любовь.

В образе главного героя автор воплотил тип современного человека его эпохи, который на протяжении всего романа, как и Пушкин взрослеет, умнеет, набирается опыта, теряет и приобретает друзей, совершает ошибки, страдает и заблуждается, принимает решения, кардинально меняющие его жизнь. Само название романа показывает центральное место героя в произведении и особенное отношение Пушкина к нему, и хотя у него нет прототипов в реальной жизни, он знаком с автором, имеет с ним общих друзей и реально связан с реальной жизнью того времени.

Характеристика главного героя

(Евгений с Татьяной, встреча в саду )

Личность Евгения Онегина можно назвать довольно сложной, неоднозначной и противоречивой. Его эгоизм, тщеславие и высокие запросы как к окружающей действительности, так и к самому себе - с одной стороны, тонкая и ранимая душевная организация, мятежный дух, стремящийся к свободе - с другой. Гремучая смесь этих качеств делает его человеком незаурядным и сразу привлекает внимание читателей к его персоне. Мы знакомимся с главным героем в возрасте 26 лет, он описывается нам как представитель петербургской золотой молодежи, равнодушный и наполненный злостью и желчной иронией, не видящий ни в чем смысла, уставший от роскоши, праздного безделья и прочих земных развлечений. Чтобы показать истоки его разочарования в жизни Пушкин рассказывает нам о его происхождении, детстве и отрочестве.

Онегин родился в аристократической богатой, но позже разорившейся семье, получил довольно поверхностное, оторванное от реалий русской жизни, но вполне типичное для того времени образование, которое позволяло ему легко владеть французским языком, танцевать мазурку, непринужденно кланяться и обладать приятными манерами для выхода в свет.

Окунувшись в беззаботную светскую жизнь с её развлечениями (посещение театров, балов, ресторанов), любовными романами, полным отсутствием обязанностей и необходимости зарабатывать себе на жизнь, Онегин быстро пресыщается и чувствует настоящее отвращение к пустой и праздной столичной мишуре. Он впадает в депрессию (или как тогда это называлось в «русскую хандру») и пытается отвлечься, найдя себе какое-то занятие. Сначала это литературная проба пера, которая закончилась полным провалом, затем запойное чтение книг, быстро ему наскучившее, и наконец бегство и добровольное затворничество в деревенской глуши. Изнеженное барское воспитание, не привившее ему любви к труду и отсутствие силы воли, привели к тому, что ни одно дело он не смог довести до логического завершения, он слишком долго провел времени в праздности и лени, и такая жизнь испортила его окончательно.

Приехав в деревню Онегин избегает общества соседей, живет уединенно и обособленно. По первых порах он даже пытается некоторым образом облегчить жизнь крестьян, заменив барщину «легким оброком», но сказываются старые привычки и проведя одну единственную реформу, ему становится скучно и уныло и он все бросает.

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Настоящими подарками судьбы (их Онегин эгоистично не оценил и беспечно отбросил) стала искренняя дружба с Ленским, которого Евгений убил на дуэли, и возвышенная, светлая любовь прекрасной девушки Татьяны Лариной (тоже отвергнутая). Став заложником общественного мнения, которое он самом деле так презирал, Онегин соглашается на поединок с Ленским, ставшим ему по-настоящему близким по духу человеком, и смертельно ранит его на дуэли.

Эгоизм, равнодушие, безразличие к жизни и душевная черствость не позволили ему оценить великий дар любви, предложенный судьбой и он на всю жизнь остается одиноким и неприкаянным искателем смысла жизни. Повзрослев и поумнев, он снова встречает Татьяну в Петербурге и без ума влюбляется в ту роскошную и блестящую светскую даму, которой она стала. Но уже поздно что-то менять, его любовь отвергнута из-за чувства долга и Онегин остается ни с чем.

Образ героя в произведении

(Картина Ю. М. Игнатьева по роману "Евгений Онегин" )

Образ Онегина в русской литературе открывает целую плеяду героев, так называемых «лишних людей» (Печорин, Обломов, Рудин, Лаевский), которые мучаются в окружающей их действительности, находятся в поисках новых моральных и духовных ценностей. Но слишком слабохарактерны, ленивы или эгоистичны, чтобы предпринимать какие-нибудь реальные действия, которые могут изменить их жизнь в лучшую сторону. Финал произведения неоднозначен, Онегин остается на распутье и еще может найти себя и совершить действия и поступки, которые пойдут на благо общества.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Речевой портрет - это речевые предпочтения личности, совокупность особенностей, которые делают ее узнаваемой.

В данной работе мы пытаемся исследовать «речевой портрет» литературного героя. Актуальность работы обусловлена недостаточной разработкой как теоретических, так и практических аспектов по теме исследования, отсутствует единая общепринятая схема анализа.

Научная новизна исследования состоит в попытке составить речевой портрет Евгения Онегина. Мы исследуем лексический и синтаксический уровни, особенности речевого поведения, которые рассматриваются в совокупности с языковыми особенностями.

Речевой портрет литературного героя как способ выражения языковой личности является вопросом интересным и актуальным. Языковая личность Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина стала объектом нашего исследования .

Предмет исследования - монологические высказывания Евгения Онегина как отражение в языке индивидуальных черт характера человека в их соотнесении с проявлением типического в речевом поведении его современников.

Цель исследования - составить речевой портрет литературного героя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить литературу, посвященную исследованию речевого портрета в русской лингвистике;

Проанализировать монологи персонажа, описать лексические и синтаксические особенности речи Евгения Онегина;

Выявить индивидуальные и типические особенности речевого поведения и их отражение в языке героя.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей две главы, выводов и списка использованной литературы.

В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы изучения речевого портрета как отражение индивидуальных и типических проявлений языковой личности. Вторая глава посвящена особенностям речевого портрета литературного героя, языковому анализу текста, его лексическим и синтаксическим особенностям, речевому поведению Евгения Онегина.

В написании данной работы использовались труды в области «речевого портрета» таких авторов, как: Караулов Ю.Н., Гончарова Е. А., Чурилина Л.Н., Китайгородская М.В., материалы Литературного энциклопедического словаря под общей редакцией В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. В работах этих исследователей, описывающих «речевой портрет», выделяются характеристики, необходимые для проведения анализа речевого портрета. К ним относятся особенности языковых единиц и речевого поведения, представляющие наибольший интерес в исследовательском плане. Именно поэтому в описании «речевого портрета» литературного героя мы рассмотрим основные возможные и реализованные в современной лингвистике способы его анализа.

Результаты данной работы могут быть использованы для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в школьной практике.

Речевой портрет как отражение индивидуальных и типических проявлений языковой личности

В языкознании сформировалось особое направление, изучающее языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приемы описания которого разрабатываются в середине 60-х годов ХХ века М.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных личностей, М.В. Панов создает ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» . Исследователь выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения. Существует много исследований, посвященных языковой личности современного политического деятеля, студента, школьника. Кроме того, существует понятие национального речевого портрета, подразумевающего определение особенностей, присущих национальной языковой личности.

Объектом изучения может стать и персонаж художественного произведения. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов, М.В. Пьянова, А.К. Жунисбаева.

Л.Н. Чурилина выявляет соотношение понятий «ментальный лексикон», «внутренний лексикон» и «индивидуальный лексикон» и представляет словарь персонажа - «список слов, в совокупности составляющих его дискурс». Индивидуальный лексикон в ее работе описывается как «система, обслуживающая коммуникативные потребности отдельной личности», с помощью которой возможна реконструкция «фрагментов индивидуального образа мира» .

Речь персонажа с позиции лексики и синтаксиса рассматривает Е.А. Гончарова: « лексический состав фразы дает представление об образно-понятийной сфере персонажа, а ее синтаксическая организация отражает особенности логико-экспрессивного сцепления образов и понятий в процессе их познания» . Особое внимание уделяется явлениям повтора и многозначности. По Е.А. Гончаровой, представление об особенностях речевой структуры персонажа дают не только повторы лексического уровня - любимая лексика, лексика социально и территориально окрашенная, - но и тяготение к однотипным синтаксическим конструкциям.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. Одним из этих параметров является лексикон языковой личности - уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность. Следующей ступенью исследователи называют тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень - прагматикон, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации.

Все три уровня данной модели соответствуют уровням языковой личности в модели Ю.Н. Караулова. По определению Ю.Н. Караулова, языковая личность «есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» . В языковой личности, по его мнению, можно выделить три структурных уровня. Первый уровень - вербально-семантический (инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком, уровень речевой культуры. Второй уровень - когнитивный , актуализирующий знания и представления, присущие социуму (собственно языковой личности) и создающие коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, выражение и отражение ценностных смыслов как личностных, так и культурно-исторических. И третий уровень - прагматический, который включает выявление мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.

Параметры языковой личности до конца еще не разработаны. Обычно она характеризуется определенным запасом слов, имеющих ту или иную частотность употребления, которые заполняют синтаксические модели. Если модели достаточно типичны для представителя данного языкового коллектива, то лексикон и манера речи могут указывать на его принадлежность к определенному социуму, свидетельствовать об уровне образованности, типе характера, указывать на пол и возраст и т.д., то есть становятся составляющими речевого портрета.

Единого определения понятия «речевой портрет» в науке пока не существует. В нашей работе под речевым портретом мы будем понимать набор определенных качеств языковой личности, которые являются, как правило, отражением в речи присущих ей психологических черт и выражаются определенным набором языковых средств.

Итак, индивидуальный речевой портрет демонстрирует яркие особенности характера отдельного человека, но обязательно отражает определенные (типические) особенности группового речевого поведения. В настоящее время модели описания речевого портрета опираются на изучение особенностей функционирования в текстах, созданных языковой личностью, единиц разных уровней языковой системы, в первую очередь, лексического и грамматического, а также на изучение и описание особенностей речевого поведения.

Речевой портрет Евгения Онегина - героя романа в стихах А.С.Пушкина

2.1.Языковые особенности монологов

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Талантливо созданная речевая характеристика героя - украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик - один из инструментов профессионального литератора. Речевой портрет - это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной).

Принимая во внимание трехуровневую модель языковой личности, предлагаемую Ю.Н. Карауловым, можно выделить несколько параметров описания речевого портрета. Одним из наиболее информативных является лексикон - на этом уровне исследуется словарный запас конкретной языковой личности, уровень владения лексико-грамматическими средствами языка. На основе анализа лексикона можно выделить обобщенные смыслы, которые дадут представление о системе ценностей в отраженной речевыми произведениями картине мира данной личности. На следующем уровне анализируются особенности речевого поведения, включающие мотивы и цели в системе социальных ролей, характеризующих данную языковую личность и реализующихся в конкретной коммуникативной ситуации. На первом этапе исследования, прочитав роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», мы получили представление о многих чертах характера главного героя из рассказа самого автора. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества 20-х годов 19 века. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..." Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне его еще больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Причину противоречий в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условий жизни помогают понять его монологи. Нами изучено 3 отрывка из произведения: в первой строфе романа рассуждения героя о своем дяде, монолог-исповедь, прозвучавший в ответ на письмо Татьяне Лариной (4 глава), и письмо Онегина в 8 главе. На основании анализа можно сказать, что герой говорит правильным литературным языком. Онегин не отличается многословием: в данных отрывках общее количество словоупотреблений - 629, из них существительных - 139, глаголов - 108, прилагательных - 46, наречий - 32. Как видим, в морфологическом строе речи заметно преобладают имена существительные, что позволяет нам считать Евгения Онегина языковой личностью именного типа. В преобладании именных частей речи находят языковое выражение такие черты характера, как сдержанность, уравновешенность, рассудительность. Мы предполагаем, такое количество глаголов говорит о способности к действию. Малое количество прилагательных и наречий свидетельствует об отсутствии эмоциональности, в характере преобладают холодность, скрытность и равнодушие.

Рассмотрим лексико-грамматические особенности монологов Евгения Онегина.

Лексические особенности

Первая строфа романа, представляющая прямую речь героя, вводит читателя непосредственно в середину действия, которое получает продолжение лишь в конце главы с LII по LIV строфу. Подчеркнуто-бытовой и сатирический характер эпизода придает зачину пародийный характер. В тексте 61 лексическая единица. Наиболее частотными являются имена существительные - 15 и глаголы -13. Тематика одна - стенания молодого человека из-за необходимости «с больным сидеть и день и ночь». С этим же связано и нагнетание в первой строфе фразеологизмов разговорной речи: «самых честных правил», «не в шутку занемог», «лучше выдумать не мог», «его пример другим наука», казалось бы, восхваляющих дядю. Но вызывает недоумение выражение «уважать себя заставил», которое можно считать оксюмороном. Разве можно заставить уважать? Через эти фразеологизмы выражается отношение Онегина к ситуации. Молодой человек вынужден ехать к умирающему дяде, ухаживать за ним. Иначе он не получит наследство. И, не испытывая к «больному», «полуживому» никаких родственных чувств, Онегин с тоской думает о скуке, подстерегающей его, называя вынужденную заботу об умирающем богатом родственнике «низким коварством». В одной строфе упоминание и бога и черта, наверное, свидетельствует о легкомысленности героя.

Лексика монолога-исповеди из 4 главы представляет две тематические группы, которые условно можно назвать «чувства», «семья». Порядка 296 лексических единиц в этом монологе. Наиболее частотными являются имена существительные - 61. Исповедь Онегина, которая превратилась в «проповедь», противопоставлена письму Татьяны. На первом месте лексика, связанная с чувствами - любовь, искренность, волненье, блаженство. Торжественность и высокопарность речи придают использование устаревших грамматических форм и высокой лексики (внимая, молвил, нашед, младая дева, ужели), определение, образованное от литературного термина («без блесток мадригальных»), эмоциональные, выразительные эпитеты («любви невинной», «умолкнувшие чувства», «печальных дней», «души доверчивой», «чистой, пламенной душой», «строгою судьбой», «легкие мечты»), метафоры («признанья души», «жребий повелел»). Неоднократное повторение слова «душа» - 4 словоупотребления - служат для противопоставления героев: Онегин о себе - «чужда душа моя», «не обновлю души моей», и о Татьяне - «души доверчивой признанье», «чистой, пламенной душой». Лексика сцены объяснения Онегина с Татьяной подкупает высоким благородством и честностью: «умолкнувшие чувства», «пленился». Читая суровую «проповедь» Татьяне, Онегин старается быть искренним. Он объективно оценивает свой характер, привычки, образ жизни. В своей исповеди Онегин признается Татьяне в том, что он не сможет быть её хорошим мужем. В тексте представлена тематическая группа слов со значением «семья, дом»: домашний круг, отец, супруг, невеста, подруга, супружество, семья, жена, муж, брат. Явная ирония звучит при описании возможной семьи: перифраз «какие розы нам заготовит Гименей», слова «низкого», разговорно-бытового стиля «бесить», «судьбу, однако ж, проклиная». Онегин говорит: «Супружество нам будет мукой». Эпитеты, которыми награждает Онегин возможного мужа, несут негативную окраску: «недостойный», «скучный», «нахмурен, молчалив, сердит и холодно-ревнив». Такой муж не сможет сделать Татьяну счастливой. Онегин не верит в любовь, он сравнивает её с «деревцом», которое время от времени сбрасывает свои листья, Онегин считает, что любовь между людьми так же непостоянна, и поэтому он может любить Татьяну только «любовью брата». Наиболее частотным в этом отрывке являются однокоренные существительные, объединенные темой «любовь» - 6 словоупотреблений. Но это не признания в любви, наоборот, отрицание её: «сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас», «люблю любовью брата». Видимо, чувство любви недоступно Онегину. Онегин доверяет здесь лишь своему рассудку и жизненному опыту, не доверяя своей душе. Онегин, пытаясь убедить Татьяну, уповает на жребий - 2 словоупотребления: «…когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел», «…ужели жребий вам такой назначен строгою судьбой». Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой ("спаситель" или "соблазнитель"), а просто как хорошо воспитанный и вполне порядочный человек, который "очень мило поступил с печальной Таней". Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни.

В письме Онегина из 8 главы 272 лексические единицы. Наиболее частотными являются имена существительные - 63, глаголы - 51. В письме Онегина можно выделить одну тематическую группу. Главная тема отрывка связана с понятием «любовь» («печальной тайны объясненье», «в вас искру нежности заметя», «ловить влюбленными глазами», «бледнеть и гаснуть... вот блаженство!», «томиться жаждою любви»). Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которых за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная любовь и поэтическое чувство. Онегин в начале романа и в конце его - это разные люди. Во втором отрывке преобладает количество личных местоимений «я», «мое» - 22 словоупотребления в сравнение с «вы», «вас» - 15, то есть герой больше говорил о себе, даже выказывал свое превосходство, не исповедовался, а «проповедовал Евгений»: «учитесь властвовать собою: не всякий вас, как я, поймет: к беде неопытность ведет». В третьем отрывке количество местоимений «я» (17) - «вы» (19) и их производных примерно одинаково. Человек уже думает не только о себе, но и в большей степени о любимой. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, способный любить. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни и страсти. Об этом свидетельствуют эмоциональные метафоры («искра нежности», «затеи хитрости», «томиться жаждою любви», «волнение в крови»), оксюморон (злобному веселью), эпитеты («печальной тайны», «горькое презренье», «гордый взгляд», «привычке милой», «постылую свободу», «мольбе смиренной», «притворным хладом», «хитрости презренной»). Здесь находим «высокую» лексику («внимать», «тягостны», «смиренной»), слова «низкого», разговорно-бытового стиля («тащусь»), славянизмы («уст», «хлад», «боле», «укор»). В письме Онегин часто использует слова, связанные с «высшими силами» («душу», «Боже мой», «вот блаженство», «наудачу», «судьбой отсчитанные дни», «в мольбе моей смиренной», «ваш укор», «и предаюсь моей судьбе»). В речи главного героя, который является проводником мыслей самого автора, появляется афористичность: «Я думал: вольность и покой//Замена счастью».

Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности - пишет любовное письмо замужней даме. Понимая, что он может навредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит: лишь « видеть вас, повсюду следовать за вами». Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин - тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, - не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить: «И, зарыдав, у ваших ног // Излить мольбы, признанья, пени». И в итоге герой признает себя побежденным: «я сам себе // Противиться не в силах боле; // Все решено: я в вашей воле // И предаюсь моей судьбе». Здесь почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», - пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то - и счастье и несчастье одновременно.

Таким образом, анализ лексической организации отрывков отражает процесс духовного просветления личности героя. Об этом свидетельствуют изменения в лексике: в количественном составе, а в большей степени в качественном составе лексики. На смену подчеркнуто-бытовому характеру первого монолога Онегина с немногословной разговорной лексикой приходит эмоциональная речь, богатая высокой лексикой, метафорами, эпитетами.

Синтаксические особенности

Монологические высказывания, которые мы исследовали, небольшие по объему: в первой строфе 3 предложения, в следующих двух отрывках по 18 предложений. Всего 59 предложений, из них только 10 простых, остальные сложные, причем со значительным преобладанием бессоюзных сложных предложений (19), 7 сложноподчиненных предложений. Простые предложения в основном восклицательные (Какое горькое презренье// Ваш гордый взгляд изобразит!) или вопросительные (Чего хочу? С какою целью открою душу вам свою?). Бессоюзие сложных предложений с несколькими рядами однородных членов придает динамичность стиху, выражающую взволнованность героя. Среди осложняющих структуру компонентов встречаются также вводные слова (быть может, однако ж), что указывает на способность к рефлексии.

Средством выражения эмоций являются экспрессивные синтаксические конструкции, среди которых встречаются:

Лексические повторы: «…мне дорог день, мне дорог час»; «ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал»;

Инверсии: «с вами днем увижусь я»; «в мольбе моей смиренной»; «открою душу вам свою»;

- анафора: «Когда бы жизнь домашним кругом// Я ограничить захотел;//Когда б мне быть отцом, супругом// Приятный жребий повелел;// Когда б семейственной картиной // Пленился я хоть миг единый…»;

Градация: «излить мольбы, признанья, пени…», «…пред вами в муках замирать, бледнеть и гаснуть».

Таким образом, использование Онегиным в своей речи преимущественно сложных предложений, выражение эмоций через экспрессивные синтаксические конструкции говорит об образованности героя, владеющего всеми нормами литературного языка.

2.2. Особенности речевого поведения

Создание речевого портрета включает в себя анализ речевого поведения. Под речевым поведением понимают обычно осознанные (реже неосознаваемые) речевые поступки, совершаемые языковой личностью в определенной ситуации общения и направленные на решение коммуникативной задачи. В речевом поведении так же, как и в использовании языковых единиц, проявляются индивидуальные и типические черты языковой личности.

Монологи и письмо Онегина - это и есть речевые поступки. Неформальный характер общения позволяет адресанту выразить свои мысли и чувства с максимальной свободой и полнотой.

В начале романа монолог Онегина обращен к самому себе, его чертыханья по поводу вынужденной поездки в деревню - это разговор с самим собой. Мы еще не знаем героя, возникает интрига, желание узнать подробности жизни «молодого повесы».

В 4 главе описывается свидание Татьяны Лариной и Евгения Онегина, предполагается диалог между молодыми людьми, но мы слышим только Онегина. «Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его». Поэтому, на наш взгляд, можно именовать данный отрывок монологом, в котором начинает раскрываться характер Онегина. Можно сказать, что этот молодой человек искренен не только перед самим собой, но и перед Татьяной. Онегин пытается донести в своей речи, что они не могут быть вместе. Он не любит её, он, уставший и разочарованный в жизни, не способен её оценить.

В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и Онегин готов к гибели («заранее писать к прадедам готов о скорой встрече»). Он действительно сумел «забыть себя»: преданность чувству сильнее страха смерти, он, «как дитя влюблён». Он дорожит каждым мгновением жизни, в которой присутствует Татьяна.

Обязательной этикетной частью монолога и письма является обращение. Знание этикетных формул и умение ими пользоваться - важная составляющая коммуникативной компетенции: их использование - это признак вежливости, свидетельствующий об уважении к адресату, и признак воспитанности самого пишущего. Онегин на протяжении всего письма обращается к Татьяне на «вы» («вас оскорбит»; «глядеть на вас»). Это проявление вежливости или сдержанность чувств? Он не способен забыться в своем чувстве любви и невольно (как Татьяна) перейти на «ты». В Онегине нет этой полной самоотдачи: казалось бы, он влюблен, но, страстно признаваясь в любви, продолжает контролировать свои чувства, мысли, речь.

Таким образом, особенности речевого поведения не просто соотносятся с выявленными нами ценностными смыслами данной языковой личности, но и определяются ими. Речь Евгения Онегина является безупречной с точки зрения соблюдения языковых норм, соответствующих не только 1 половине 19 века, но и началу 21 века. Речь литературного героя отличается выразительностью, логичностью, доступностью, ясностью изложения, богатством словарного запаса. Наблюдается строгое соблюдение всех этических норм общения: знание и применение речевых формул приветствия, просьбы, прощания, благодарности, обращение на «вы». Общекультурная составляющая обеспечивает богатство как пассивного, так и активного словарного запаса. Умение мыслить обеспечивает логичность изложения мыслей.

Заключение

В ходе исследования монологических высказываний из романа «Евгений Онегин» мы убедились, что в художественной литературе речевой портрет раскрывает отличительные черты и свойства действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. А.С.Пушкин подбирает для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передают основные особенности изображаемых им характеров и позволяют читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии. Это достигается при помощи тщательного выбора лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие. Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц.

В монологах Евгений Онегин предстает как уникальный человек - со своим набором слов, характерными речевыми оборотами, «любимыми» синтаксическими конструкциями. Анализ языка монологов позволил нам выявить те нравственные ценности, которые были важны Онегину в разные периоды жизни. Исследование дало возможность проследить эволюцию характера персонажа с начала произведения до его финала.

Каждая языковая личность существует в пространстве культуры своего времени и того социального слоя, к которому принадлежит. Поэтому в индивидуальном речевом портрете обязательно отражаются типические черты коллективного речевого портрета. Так и в речевом портрете Евгения Онегина нашли отражения черты типичного представителя русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, которая, «живя без цели и трудов», критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике, не находила смысла жизни, не умела любить и не смогла стать счастливой.

Использованная литература

1. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте / Отв. ред. З. Я Тураева. - Томск: Издательство Томского университета, 1984.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Караулов Ю.Н. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.

3.Китайгородская М.В. Русский речевой портрет/ Китайгородская М. В., Розанова Н. Н.- Фонохрестоматия. - М.: Наука, 1995.-128 с.

4. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Крысин Л.П. // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106

5.Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева - М.: Сов. энциклопедия, 1987.

6. Пушкин А.С. Евгений Онегин/ Пушкин А.С. - М.: Просвещение, 1986. - 256 с.

7. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук/ Тарасенко Т. П. - Краснодар, 2007.

8. Чурилина Л.Н. Языковая личность в художественном тексте/ Чурилина Л. Н. - М.: Флинта: Наука, 2011.

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Образ Онегина… Сколько раз брались и будут браться за его освещение совершенно различные люди?.. Наверное, даже не сотни тысяч (учитывая школьную программу и специальные направления высшего образования). Скорее всего, миллионы раз россияне и жители зарубежья пытались написать о нем. Этот знаковый образ не только очаровывает своей художественностью и эстетичностью; он в свое время реально вдохновлял интеллигенцию начала XIX века вывести Россию из тупика социального развития на столбовой путь социального и промышленного прогресса.

Место «Евгения Онегина» в творчестве Пушкина

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Свою семилетнюю работу над романом в стихах «Евгений Онегин» сам классик считал подвигом. Это был предельно честный взгляд «поэта, первого на русском Парнасе» на окружающее его российское общество, включая высший свет. Он писал о своем поколении, и это придавало ему сил… Впервые отечественный литератор поднялся на Голгофу реализма и попытался честно и высокохудожественно представить то, что волновало на то время самых передовых людей России. Это было его любимое творение. Специально него Пушкин придумал специфическую «онегинскую» строфу - 14 строк с рифмованием по формуле CCddEffEgg.

Объективность в показе дворянства начала XIX века

Александр Сергеевич, следуя принципам реализма, честно и откровенно показал, что социальный слой дворян, по сути - управляющий Российской державой, перестал быть движущей силой прогресса. Дворянство прошлого века - люди, сформировавшиеся в Екатерининскую эпоху, в которых просматривалась и горячая кровь, и решимость совершать для Отечества поступки и подвиги - выродилось. Кануло в Лету славное время побед и утверждения славы России золотого XVIII века. Служба в офицерском звании уже не прельщала дворян. Представителей высшего света увлекла гонка за чинами и наградами. Они с упоением занимались различными интригами, кознями. Зачастую дворяне ставили личное благополучие и свою частную жизнь выше интересов общества. Кроме того, они были главной политической силой, заинтересованной в сохранении крепостного права. Ведь именно право повелевать судьбами миллионов людей составляло основу их влияния в государстве.

Пассивность Онегина - продукт великосветского воспитания

Евгений Онегин - представитель другого, неслужилого поколения дворянского сословия образца начала XIX века. Онегин - в прошлом офицер, но он разочаровался и уволился (по словам Пушкина, ему наскучили «и брань, и сабли, и свинец»). Служение Отечеству как идея создания приближенного к монарху слоя общества, характерная для золотого XVIII века, сто лет спустя перестала быть актуальной для дворян. Хотя это были самые образованные люди на то время.

Это как раз и помогает осознать читателям романа предельно честный образ Онегина

Очевидна попытка Пушкина, этого удивительного мастера слова, создающего образ Евгения, запечатлеть, донести читателям типичные черты противоречивого современника из образованной молодежи России, в котором бурлят силы, искрятся мысли, который, в конце концов, обладает определенным капиталом и связями, вполне достаточными, чтобы реализовать нечто прогрессивное и нужное. Однако он пассивен. Он взял на себя роль умного наблюдателя окружающей жизни, а не ее участника. Он чем-то напоминает мраморного мальчика из сказки Андерсена «Русалочка». Его обаяние, красота, ум - холодны. Возможно, поэтому образ Онегина трагичен…

Куда мог бы приложить силы Евгений?

Этому человеку с его экономическими знаниями, исходя из исторической обстановки, реально было куда приложить силы. Экономика России отставала. Не было железных дорог. Капиталистические предприятия находились в зачаточном состоянии. сковывало человеческий ресурс огромной страны. Однако он бездеятелен и, что поразительно, общество не подталкивает, не мобилизует его (человека, несомненно, передового) на решение этих важных задач. Российское общество - аморфно, оно подчинено влиянию высшего света. Дворянская молодежь, получая образование европейское (точней, профранцузское), полностью изначально социально дезориентирована! Как глубоко засосал ее искусственный, эфемерный, оторванный от российской действительности мирок высшего света!

Жандармское подавление декабристского движения

А высший свет, по крупному счету, подчинен личным эгоистическим интересам отдельных конкретных людей. Как мы видим - круг замкнут. Настоящая «уловка - 22»! Не это ли послужило толчком к созданию декабристского движения? В ответ на волнения передовой мысли император Николай I, а затем и Александр I (последний, в меньшей мере) выбрали план строительства полицейской державы, план, чуждый интересам россиян. Жертвой такого типа государства стал и сосланный в южную ссылку Пушкин. «Онегин», роман в стихах, начал создаваться именно в южной ссылке поэта, благодаря друзьям пребывание его Сибири за «возмутительные стихи, наводнившие Россию» в последний момент заменили, смягчив наказание.

Роман Пушкина - предвестник перемен

Вспомним, какими словами начинается известный написанный профессором Толкиеном роман-трилогия. Он начинается волнующей мыслью о том, что во всем мире ощущаются перемены, во всех его стихиях, что эти перемены - близки, что они вот-вот грядут.

Нам кажется, что подобное ощущал веком ранее и Александр Сергеевич, накануне создания своего выдающегося произведения. Средством выразить и дать ощутить сорокамиллионной России потребность реформ послужил образ Онегина в романе в стихах, знаковом художественном и реалистическом сочинении России начала XIX века.

Роман Пушкина был мощным интеллектуальным ударом по отжившему крепостному праву.

«Онегин» - произведение народное

Есть еще один аспект в произведении Пушкина. Напомним, что для самого Александра Сергеевича «Евгений Онегин» был любимым произведением. Поэт, следуя похождениям своего главного героя, создает предельно широкую картину государства российского. В книге мы встречаем и персонажей высшего света, и поместных дворян, и крестьянство. Кроме фактического показа всех слоев общества, Александр Сергеевич демонстрирует вкусы, моду того времени, направления общественной мысли.

Именно поэтому Петр Плетнев, друг поэта, назвал роман «карманным зеркалом», а Виссарион Григорьевич Белинский - произведением в высшей степени народным. И это несмотря на то, что образ Онегина в романе во многом привязан к высшему свету. С одной стороны, он презирает его, пренебрегая его условностями, предельно ясно показывая читателю, что люди «оттуда» не отличаются ни глубокими знаниями, ни самоотверженным трудом для Отечества. А с другой, он не может отдалиться от него настолько, чтобы полностью пренебрегать его мнениями и оценками. Александр Сергеевич писал о своем герое, что великосветская «хандра … бегала за ним… как верная жена».

Онегин становится дворянином поместным

Мы знакомимся с Евгением в самом начале романа, когда он, небогатый дворянин, зимой 1819 года внезапно для себя становится наследником почившего помещика, приходящегося ему дядей. Образ Онегина в романе Пушкина, воспитанного гувернером-французом, индифферентен ко всему тому, что сам поэт любил: русскому языку, русской природе, народной культуре, фольклору. Он безупречно владеет французским языком, умеет любезно вести разговор, владеет «наукой страсти нежной». Александр Сергеевич живописно рассказывает о посещении Онегиным театров и ресторанов.

До он вел обычную для молодежи своего круга жизнь, растрачивая ее на салоны, балы, рауты, театры. Однако ему претили салонные нравы. Он стал избегать приглашений.

Образ Онегина в романе Пушкина - это типаж образованного дворянина, осознающего тлетворность крепостного права. Его отличают холодный логический ум и благородство души. Характерно, что войдя во владение имением, он заменил тяжелую для крестьян барщину «оброком легким». Однако деятельным владельцем крестьянского хозяйства он так и не стал. Как типичный представитель господствующего класса, он не испытывает ни малейшей потребности в любой работе, полезной для общества. Попытавшись заняться литературным трудом, он вскоре охладел к этому занятию, как саркастически написал Пушкин. Онегин, став поместным дворянином, остался великосветским человеком. Все предыдущее воспитание не привило Евгению адаптации к любой деятельности. Для него весь уклад жизни людей, создающих общественные блага, чужд, не вызывает интереса, а также желания участвовать в нем деятельно. Этот недюжинный, глубокого ума человек, словно греческий герой Антей, лишенный связи с родной землей, выглядит бессильным и бесполезным, не имея какой-либо цели в жизни.

Испытание любовью

Именно в период пребывания Евгения в деревне проявляется его характер. С одной стороны, он избегает общества пустых и ограниченных окружающих помещиков. С другой, как показывает анализ «Онегина», он не выдерживает испытания любовью.

Внутренняя противоречивость главного героя романа наиболее рельефно отображается в его отношениях с Татьяной Лариной. Татьяна - самый любимый персонаж для самого Александра Сергеевича среди всех, когда-либо созданных им. Она, воспитанная на романах, увидела в Евгении «тот самый» типаж романтического героя и искренне влюбилась в него. Ее письмо с признанием, написанное летом 1820 года, - шедевр литературного выражения человеческих чувств.

Следует признать, что женские образы в романе «Евгений Онегин», а в особенности Татьяна Ларина, гораздо естественнее, чем главный герой романа, оторванный от реальной народной действительности, витающий в своих размышлениях. У нее, в отличие от главного героя, имеется такая черта личности, как близость к народному восприятию мира, искренность. Шум и суету света она называет «ветошью маскарада». назвал этот показ «русскости» в образе Татьяны (что напрочь отсутствовало в Евгении) - подвигом.

Действительно, до пушкинской Татьяны в искусстве народ и представители дворянства скорей противопоставлялись, но не ассоциировались в принципе.

Испытание дружбой

Литературный герой Онегин отличается «души прямым благородством». Как пишет о нем Пушкин, Евгений - «добрый малый» и его личный друг. Более того, на одной из собственноручно изображенных иллюстраций к роману он показывает себя рядом с Онегиным у перил Невского моста. Евгений привязывается душой к друзьям. Примером могут послужить его дружеские отношения с Владимиром Ленским, восторженным восемнадцатилетним поэтом. Тот, получив образование в Германии, проникся там духом романтизма. Будучи поэтом, он энергичен, бойко сочиняет восторженные стихи. Впрочем, анализ «Онегина» показывает, что дружба эта проистекает по законам высшего света. Кроме совместного приятного времяпровождения на балах и в гостях, а также дружеских советов друг другу, такая дружба предполагала огромное эго каждого из молодых людей. Это вполне допускало и лелеяние взаимных обид, и возможность отомстить другу за какое-то мелкое и временное неудобство.

Совершенно глупо с точки зрения элементарного здравого смысла выглядит история дуэли Онегина и Ленского 14 января 1821 года, закончившаяся трагически для последнего. Следуя понятиям света, боясь прослыть трусом, не отменил дуэли обладающий холодным острым умом Евгений Онегин. Герои романа, конечно же, могли уладить свои отношения и не прибегая к оружию. Нравы высшего света навязали им извне депрессивную и неадекватную схему поведения.

Евгений Онегин после дуэли

Зимой 1821 года Онегин отправляется в путешествие. Так было заведено у дуэлянтов - уехать, чтобы потом, по прибытии, пересуды поутихли. А Татьяна в это же время выходит замуж. Онегин же в 1823/1824 проживает в Одессе (хронология совпадает с пребыванием там самого Пушкина). А зимой 1824/1825 годов возвращается в Санкт-Петербург.

Здесь он встречается с Татьяной. Он уже искренен. Лед его сердца растоплен. Евгений объясняется в любви… Однако Татьяна уже другая… Мать семейства, мужнина жена, хранительница очага. Превыше движений своей души она ощущает личную ответственность за сохранение своей семьи.

Пушкин… Онегин… Татьяна… Какую замечательную картину чувств изобразил великий мастер слова!

Знаковость образа

Начиная с пушкинского Евгения Онегина, в русской литературе появляется традиция изображать «героев времени». Классики, начиная именно с Александра Сергеевича Пушкина, начали задаваться вопросом о том, кто он такой - типичный для данного времени человек, определяющий прогресс общества. Вослед за пушкинским героем на суд публики предстал лермонтовский Григорий Александрович Печорин. Сравнительная и Печорина показывает, что они оба - дворяне, их скептицизм, неверие во многом - плоды внутренней жандармской политики России после событий 14 декабря, политики недоверия к людям. Сущность обеих этих личностей - протест против окружающей действительности, стремление отыскать и реализовать себя.

Вывод

Образ Онегина - знаковый для творчества Пушкина. Его сочностью и художественностью восхищались и восхищаются. Это - не серая личность, он - персонаж фактурный. Его отличают глубокий разум, умение проанализировать и определить реальные мотивы и рычаги процесса. Он хорошо разбирается в людях. Различные образы в романе "Евгений Онегин" словно притягиваются магнетизмом главного героя романа.

В нем есть и черты автобиографические. Однако поэт полностью не ассоциирует себя с Онегиным. Он не идеализирует Евгения, указывая на присущие тому недостатки. Его он называет своим другом. Себя же Александр Сергеевич ассоциирует с «голосом от автора».

Роман Пушкина, как известно, заканчивается на неоконченном действии. Поэтому каждый читатель сам имеет право самостоятельно домыслить - сможет ли Евгений найти себя, или же так и проживет жизнь - бесцельно.

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.