Образ катерины презентация. Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза. Анализ образа Катерины



Морозова Н.Т. В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Морозова Н.Т. Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1. соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ – приличный, скромный


Морозова Н.Т. Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


Морозова Н.Т. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки? - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Морозова Н.Т. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…» «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»


Морозова Н.Т. Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1. Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


Морозова Н.Т. Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»



Морозова Н.Т. Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? -Через что пришлось переступить Катерине? -На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?


Морозова Н.Т. Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?


Морозова Н.Т. Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - -Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.) Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)




Морозова Н.Т. "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Морозова Н.Т. - Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы? Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Морозова Н.Т. В детствеВ семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное жить согласно своей душе Для Кабанихи главное подчинить, не дать жить по-своему


Морозова Н.Т. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется




Морозова Н.Т. Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике


Морозова Н.Т. Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4 слайд – женщина в 19 векеженщина в 19 веке 5 слайд – «Домострой»«Домострой» 6 слайд - Катерина Катерина 7 слайд – Вид на Волгу Вид на Волгу 8 слайд - Катерина Катерина 9 слайд - церковьцерковь 10 слайд – девочка, служба в церквидевочка, служба в церкви Свет в церкви 12 слад – Кабаниха, Катерина, Борис Кабаниха, Катерина, Борис 13 слайд – Дикой и Кабаниха Дикой и Кабаниха 14 слайд – вечерний моционвечерний моцион Калинов 15 слайд - Катерина Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара Катерина и Варвара 17 слайд – Катерина Катерина 18 слайд- под сводами церквипод сводами церкви 20 слайд – покаяние Катериныпокаяние Катерины 21 слайд – картина Васнецовакартина Васнецова 22 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом 27 слайд - Катерина Катерина 28 слайд – Катерина и Тихон Катерина и Тихон

Цели:

— выяснить, почему Катерина способна противостоять «темному царству»;

— проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

— понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ ОСТРОВСКОГО ГРОЗА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока литературы

в 10 классе на тему:

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Цели:

Ход урока

    Организационный момент урока.

    Терминологический диктант.

    Проверка выполнения домашнего задания.

Дома нужно было подготовить сообщения о женских образах драмы А. Н. Островского «Гроза»

Угадайте о ком идет речь?

(Слайды №3, №4)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №5, №6)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №7, №8)

IY . Обощение ответов обучающихся. Слово учителя.

Имена героинь пьесы имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греческого «чужеземная», «грубая».

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы «темного царства», она живет так, как ей велит ее совесть.

Y . Постановка учебных задач урока. (Слайд № 9)

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству», проследим, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Эпиграфом урока являются слова самой героини: «Такая уж я зародилась, горячая!» (Слайд № 10)

YI . Работа по теме урока.

1) Черты характера Катерины.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)

(неспособность лицемерить и лгать, прямота.)

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт. Почему?

(Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

2). Работа с текстом: чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл.7)

3) Работа с таблицей.

Какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа? Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное – жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное – подчинить, не дать жить по-своему

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Какое влияние оказала жизнь у Кабановых на Катерину? (Слайд № 11)

4). Работа в тетради. Опорная запись:

(запись вывода в тетрадь)

Вывод: Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

В чем же выражается протест Катерины?

(В любви. Это и есть стремление жить по законам своей души.)

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь?

Определение по словарю Ожегова (Чтение словарной статьи)

5) Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен» (Читает ученик)

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»

6) Доклад учащегося

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

7) Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

8) Беседа:

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

(Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях).

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех).

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

(Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки).

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.(Работа с текстом)

Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких.

Но обретает ли Катерина свободу?

(С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Значит, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним, она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

9. Работа с текстом. (д. 4, явл. 6)

- Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

«Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).

В христианстве покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам).

А как ведёт себя Борис?

(Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства»).

10. Работа с текстом. (д. 5, явл. 3).

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса.

Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

(Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!»).

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию).

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход?

Притом обратите внимание на то, что девушка она была религиозная, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Звучит романс «А напоследок я скажу»

(Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию, т.к. после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)

(Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова)

Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

YII . Подведение итога урока.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке и запишем его в тетрадь:

YIII . Домашнее задание.

Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок по пьесе»



  • Угадайте о ком идет речь?
  • Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?
  • Эта героиня довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?

В её образе является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости.

  • Охарактеризуйте данный образ.


Тема урока: «Образ Катерины в драме А. Н. Островского « Гроза»»

Цели:

Выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;

Проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.


Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Катерина (Г.Кирюшина)


Влияние жизни у Кабановых на Катерину: А) Осознание своей обреченности Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Вывод:

Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.


Ответьте на вопросы:

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Сможет ли город Калинов жить по-старому?


Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.


Домашнее задание.

Прочесть статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы». Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.


Презентацию выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Глебовская СОШ»

Курского района Курской области

    Технология

    Форма урока: урок-размышление.

    Оборудование:

    «Сама жизнь - не что иное, как … сотворение

    Альбер Камо

    ХОД УРОКА

    I. Организационно - целевой этап:

    1.Организационный момент

    2. Постановка задач

    Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока - «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

    Показ 4 презентаций. Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

    демонстрация очередного слайда презентации).

    А что теперь видите вы?

    Учитель.

    Учител ь.

    Проблемный вопрос:

    Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке исформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

    (

    II. Операционно - познавательный этап:

    5. Информационный поток?

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза» »

Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».

По пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Разработала: Жандосова Г.З.

Сабақ/Урок: 8 (15-16)

Тақырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.

Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Тема. Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Задачи:

    Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

    Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;

    Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.

Технология информационно -коммуникативная

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.

«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение

души, которым человек обязан себе…»

Альбер Камо

ХОД УРОКА

I. Организационно – целевой этап:

1.Организационный момент

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.

2. Постановка задач

Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

3. Проверка домашнего задания : Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.

Показ 4 презентаций.Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

4. Мотивация учащихся к уроку

Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередного слайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

II. Операционно – познавательный этап:

5. Информационный поток

    Работа в группах.

Задание первой группе:

    Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!»

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы . Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием.)

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)

Задание третьей группе:

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам».

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.) Виткова К сения

Инсценировка фрагмента из пьесы «Отъезд Тихона в Москву»

III . Рефлексивно – оценочный этап:

    Ответ на вопросы:

    1. Каковы были предпосылки гибели Катерины?

      Был ли иной путь у Катерины? (Работа с понятием неизбежность)

      Почему А.Н.Островский назвал пьесу «Гроза»?

    Приём «Помощь психолога»

- Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно,есть)

Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся ситуации?(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и познавательные книги, консультации,а также различные рекомендации в области психологии)

-Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?

(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения, стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)

Найти себя – дороги нет короче,

Найти себя – дороги нет длинней;

Найти себя – открыть в душе источник,

Найти себя – и сделаться сильней!

Юрий Энтин

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

    Тема (существительное).

    Два определения (прилагательные).

    Действия (три глагола).

    Ассоциации (четыре существительные).

5. Действия (три глагола).

6.Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Бедная Катерина

5. Домашнее задание.

1 Написать сочинение-эссе на тему «Гроза как явление природы и образ-символ в драме «Гроза»

2 Душевная драма Катерины (по пьесе А..Н.Островского «Гроза»

3 Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

    Итог урока

-Оценивание работы учащихся в группах

-Оценивание презентаций групп

-Позитивное завершение занятия

На доске крепятся изображения островов с названиями «Остров познания», «Остров счастья», «Остров безразличия», «Остров сомнения», «Остров интереса». Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь

Задание второй группе:

    Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

Задание четвёртой группе:

    Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям

Задание третьей группе:

    Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после

Предмет литература

Класс 10

Тема урока Катерина в системе образов. Протест против

«темного царства»

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Настроить обучающихся на активную работу на уроке, исполнительность, раскованность в высказываниях собственного мнения;

Предупредить о доброжелательном настрое гостей, чтобы избежать излишней нервозности и смущения.

Приветствие обучающихся.

2.Вступительное слово учителя.

Цель этапа:

Активизировать внимание обучающихся на цели, задачах урока.

Слайд 1. Портрет А.Н.Островского

На предыдущем уроке мы рассмотрели образы обитателей города Калинова, дали им характеристики. Цель нашего урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор.

Слайд 2. Тема, цель урока, портрет Катерины.

    Цель урока:

выявить

    какое место занимает Катерина в системе образов драмы;

    почему она не может жить по законам «темного царства»;

    почему героиня сделала такой выбор.

3.Опрос по драме «Гроза»

Цель этапа:

Выявить подготовленность обучающихся к восприятию нового.

Чтобы лучше понять образ Катерины, вспомним нормы и мораль, по которым живет город Калинов, вспомним его обитателей.

Экспресс-опрос. Карточки(3). Дается карточка(№4) с индивидуальным заданием.

-«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». Почему так говорит Кулигин?

Как вы понимаете слова Бориса: «Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно»?

Как относятся к поучениям Кабанихи ее домочадцы?

4.Раскрытие темы.

Цель этапа:

Определить главные черты характера Катерины;

Ответить на вопрос «В чем состоит конфликт Катерины с окружающим?»

Выявить отношение к поступку Катерины.

Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Варвара убеждена, что без притворства не обойтись, Тихон убеждает Кабаниху в своем послушании, а сам рад «бежать» из дома хоть ненадолго. А Катерина?

Катерина миролюбиво пытается унять Кабаниху, мягко возражает ей. Еще никто не пытался возразить Кабанихе, противоречить ей.

С первых реплик Катерина предстает особой героиней, а в разговоре с Варварой признается, что мечтает быть…(птицей)

Слайд 4. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»

Послушаем монолог «Отчего люди не летают…» Выступает подготовленный ученик.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?

Откуда же появились такие черты, если город живет по своим принципам?

Да, в родительском доме Катерина жила по-другому.

Слайд 5. «Да здесь все как будто из-под неволи»

Что переживала Катерина в доме Кабанихи?

Теперь давайте определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим.

Слайд 6.Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

На слайде появляются черты характера героини, обучающиеся называют те принципы, по которым проходит жизнь в доме Кабанихи, приводят примеры из текста.
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта, бескорыстие - грубость и брань
Честность, непосредственность – обман

Сделаем вывод.

Для Катерины - главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

Слайд 7. «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, ..что я другого люблю?»

Любовь является движущей силой сюжета. Когда мы узнаем о любви Катерины к Борису?

Ответ по карточке. Индивид. задание. Работа с текстом д.2, явл2

Карточка №4. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой? Приведите примеры. Каково ее чувство к Борису? Зачитайте реплики.

Слайд 8. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Вспомним сцену прощания с Тихоном. Как ведет себя Тихон с матерью?

Послушаем диалог Катерины и Тихона.(действ.2, явл.4 – начало)

Выступление с индивидуальным заданием. Чтение диалога.

Какой мы видим Катерину?

Какое значение имеет сцена «Проводы Тихона» в развитии дальнейших действий?

(Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может. Смысл этой сцены - отчаянная попытка героини предупредить беду, заставить себя любить мужа)

Ключ…Ключ от опостылевшего дома властной Кабанихи…Ключ счастья, пусть минутного, но счастья быть рядом с любимым…

Слайд 9. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Индивидуальное задание. Исполнение монолога с ключом. (действ.2, явл.10)

Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в ее речи? Смогла ли ваша одноклассница передать это в монологе?

По-разному исполняли роль Катерины актрисы.

Слайд 10. Первая исполнительница роли Катерины Никулина-Косицкая.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Слайд11. Гликерия Николаевна Федотова.

Актриса выделяла мечтательность и религиозность в характере Катерины, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию героини, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к ней.

Слайд 12. Мария Николаевна Ермолова.

Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Конечно, были и есть и другие исполнительницы роли Катерины. Все они по-своему интерпретировали этот образ.

Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних? Может быть, она встает на тот же путь лжи и обмана, что и Варвара?

Диспут: любовь Катерины – это искреннее чувство или протест?

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу. Да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Слайд 13. «Грешна я перед Богом и перед вами!»

Чем объясняется раскаяние Катерины? Какой вы видите героиню в сцене всенародного покаяния? Это первый кульминационный момент драмы.

Коротко расскажите о событиях действия 5.

Слайд 14. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Прочитаем последний монолог Катерины(действ.5, явл.4)

Это второй кульминационный момент.

Почему Борис не мог спасти Катерину?

Послушаем романс «Под лаской плюшевого пледа» (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова, исполнительница В.Пономарева).

О какой любви поется в романсе? (Это любовь – самопожертвование, как и любовь Катерины)

Был ли у Катерины иной выход?

Как под влиянием поступка Катерины, ее трагической судьбы выражают протест против деспотизма самодуров другие герои?

Слайд 15. Сделаем вывод.

    В системе образов Катерина занимает…

    Она не может жить по законам «темного царства», потому что…

    Героиня избрала выход - самоубийство, чтобы…

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.

Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».

Слайд 16. Задание на дом.

5.Задание на дом.
Цель этапа:

Обобщить сказанное на уроке в виде записи;

Подготовиться к сочинению.

Слайд8. Домашнее задание.

Выполнить письменное задание: обобщить материал по образу Катерины, составить и записать сложный план «Образ Катерины»