Тарифы и Нормативы
Все мы знаем, что в обязанность жильца входит оплата жилищно-коммунальных услуг. За неоплату или просрочку платежа грозят санкции вплоть до вызова в суд, ареста имущества и запрета выезда за границу. Но есть исключения, когда жилец имеет полное законное право не оплачивать услуги по ЖКХ. Их немного, но о них следует знать и пользоваться.
Для начала нужно четко уяснить, какие услуги и в каком качестве должны получать все жильцы. И уже исходя из того, оказаны они или нет, а если оказаны, то в каком качестве, оспаривать начисление платы за них.
Бесперебойное круглосуточное снабжение
Все виды коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) должны подаваться бесперебойно и круглосуточно в течение всего года. Отопление, в свою очередь, должно подаваться бесперебойно и круглосуточно в течение отопительного сезона. При этом законом допустимы перерывы в оказании коммунальных услуг.
- Холодное и горячее водоснабжение может прерываться, но не более 8 часов в месяц всего и не более 4 часов подряд, а в случае аварии - 24 часа. Для горячей воды есть дополнительное исключение - это пресловутое плановое отключение раз в год (обычно, летом), которое может длиться до двух недель. Для водоотведения исключений меньше: не более 8 часов в месяц (всего), не более 4 часов подряд даже в случае аварии.
- Электроснабжение может прерываться не более двух часов подряд, если есть два независимых взаимно резервирующих источников питания, если источник только один, электричество могут отключать на срок до суток. О том, сколько на дом имеется источников питания, нужно узнать у исполнителя.
- Газоснабжение может прерываться не более 4 часов всего в месяц.
- Для отопления существуют такие стандарты: всего не более суток за месяц и не более 16 часов подряд — при температуре воздуха в жилых помещениях выше 12 °C; не более 8 часов подряд — при температуре воздуха 10-12 °C; не более 4 часов подряд — при температуре воздуха 8-10 °C.
Качество водоснабжения
Немаловажным моментом является не только сам факт предоставления услуг, но и их качество. Главное - холодная и горячая вода по своему составу и свойствам (цвету, вкусу, запаху, прозрачности и т. п.) должна соответствовать нормам СанПиН 2.1.4.1074-01. Отклонение от норм не допускается ни под каким видом!
Давление воды в кране должно быть не менее 0,03 Мпа. Этот параметр проверить легко: трехлитровая банка должна заполниться за 8,5 секунд. Если для этого требуется больше времени - можно вызвать специалиста с манометром. Но прежде, проверьте - до конца ли вы открыли кран?
Что касается температуры воды, то если горячая вода забирается прямо из тепловой сети, ее температура должна быть не меньше 60 градусов Цельсия. Если где у тепловой и водопроводной сети общий водонагреватель, но разные системы труб, минимальный порог температуры - 50 градусов. Верхний порог для любых систем - 75 градусов. В ночное время допускается отклонение от нормы не более чем на 5 градусов, в дневное - не более чем на 3 градуса.
Качество электроснабжения
Напряжение и частота электричества ни под каким видом не должны отклоняться от стандартов ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92.
Качество газоснабжения
Отклонение свойств газа от требований законодательства России (ГОСТ 5542-87) не допускается. Давление в сети газоснабжения должно быть не меньше 0,0012 Мпа. Отклонение допустимо не более чем на 0,0005 МПа.
Качество отопления
Важнейший показатель - температура воздуха в жилых помещениях. Она должна быть не меньше +18 градусов, а в угловых комнатах - не ниже +20. В холодных регионах, где температура наиболее холодной пятидневки года -31 °C и ниже, температура жилых помещений не должна быть меньше +20 градусов. Но при этом комната должна быть хорошо утепленной, а температура замеряется в центре самой большой комнаты квартиры на высоте 1 м. Отклонение не может превышать 3 градуса ночью, при этом допустимое превышение - не более 4 градусов. В дневное время отклонение температуры недопустимо.
Давление в чугунных трубах должно быть не более 0,6 Мпа, а в системах конвекторного и панельного отопления, калориферах - не более 1 Мпа. Отклонения не допускаются.
Исполнитель может временно отключить коммунальные услуги, но только в строго оговоренных случаях:
- нужно провести плановый ремонт и профилактику;
- случилась авария, чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие;
- внутридомовые коммуникации в аварийном состоянии;
- потребитель нарушает правила: подключился к сетям в обход счетчика или использует слишком мощные приборы;
- потребитель задолжал за три месяца и больше.
Причем, в случае аварии или стихийного бедствия исполнитель не обязан предупреждать об отключении услуги. Также он может это сделать без предупреждения, если жилец подключился к внутридомовым системам, то есть, к примеру, вывел розетку в подъезд. Также, если выяснилось, что потребитель использует оборудования с недопустимой мощностью, или если он получил предписание отключить услугу из-за аварийного или угрожающего состояния внутридомовых инженерных систем.
Исполнитель услуги должен предупредить об отключении услуги в том случае, если потребитель накопил долг по услугам. В данном случае предупреждение должно последовать за 30 дней. Если же проводится планово-профилактический ремонт, то предупредить об этом исполнитель должен за 10 рабочих дней. Причем отключение услуг не должно повредить общее имущество или привести к непригодности жилища для постоянного проживания.
То есть, несоблюдение любого из перечисленных требований может служить основанием для перерасчета или отмены платы за коммунальные услуги. При предоставлении услуги ненадлежащего качества, к примеру, если состав воды не соответствовал стандартам, то за каждый день оказания такой услуги можно не платить. Если перерывы в поставках коммунальных услуг превышают допустимые, ее стоимость должна снизиться на 0,15 % за каждый лишний час перерыва.
Если давление в системе горячего или холодного водоснабжения было ниже, чем полагается, на 25%, то ежемесячная оплата должна быть снижена на 0,1 % за каждый час такого снижения давления. А если давление в системе отопления не соответствует нормативному и отличается от установленного больше чем на 25%, то оплата за день, в который вода хлестала, вообще не вносится.
За отклонение температуры горячей воды оплата снижается за каждый час нарушения. А если она упала ниже 40 градусов, то ее уже можно оплачивать как холодную. За каждый час, в который напряжение и частота в электросети не соответствовали стандарту, плата уменьшается на 0,15%, а если температура помещения отклоняется выше или ниже допустимой нормы, то ежемесячная оплата снижается на 0,15% за каждый градус отклонения.
Запомнить все требования качеству сложно - поэтому сохраните себе ссылку на этот материал. А дальше, собственно, ответ на вопрос, обозначенный в заголовке: "Когда можно не платить за коммунальные услуги?"
1. Неоказание или оказание некачественных жилищно-коммунальных услуг.
Если жилец получает жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества или не получает их вовсе, он имеет право добиться перерасчета платежа. Но для этого нужно доказать сам факт неоказания услуги или оказания некачественной услуги. Только доказанный факт может служить основанием для перерасчета.
Для того чтобы его доказать, первым делом нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Она должна быть указана управляющей организацией. Обращение может быть как устным, в том числе по телефону, так и письменным. Жилец должен указать свои имя, фамилию, отчество, адрес проживания и описать проблему. В свою очередь сотрудник службы обязан также сообщить свои фамилию, имя, отчество, регистрационный номер заявления и время ее приема.
Письменное заявление, скорее всего, будет более эффективным. Неплохо было бы к нему приложить фотографии, доказывающие неоказание услуг, к примеру, невывезенный мусор или лопнувшие трубы. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна причина неоказания услуги, он должен уведомить об этом заявителя. Таким образом, управляющая организация признает факт неоказания услуги или ее ненадлежащего качества. Это должно быть зафиксировано в регистрационном журнале. Данная отметка служит основанием для перерасчета.
Если же он не в курсе проблемы, то он должен согласовать с заявителем точное время установления факта неоказания услуги. Это должно произойти в течение трех рабочих дней. Затем должна быть проведена проверка с участием представителя коммунальной службы и заявителя. По ее итогам составляется акт, который они должны подписать. Этот акт также служит документом, по которому жилец имеет право затребовать перерасчет.
Но управляющие организации нередко не признают за собой вины и не соглашаются с претензиями заявителя. В этом случае должна быть проведена вторичная проверка. На нее уже приглашаются представители госжилинспекции и общественного объединения потребителей. И по итогам ее также составляется акт за подписями потребителя, исполнителя, инспектора и общественного представителя.
Допускается вместо проверки с представителем госжилинспекции проведение независимой экспертизы, расходы за которую несет управляющая организация. Здесь также должен быть подписан соответствующий акт. Имея на руках этот акт, потребитель уже имеет полное право требовать перерасчета. В акте должно быть указано нарушение параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг.
В дальнейшем управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, или ресурсоснабжающая организация при непосредственном управлении домом должна провести перерасчет. Для этого нужно составить письменную претензию на имя руководителя организации в двух экземплярах, и вручить его либо руководителю либо должностному лицу управляющей организации. Если в управляющей организации отказываются получать эту претензию или отказываются ставить отметку на втором экземпляре, можно отправить ее в организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. Это уведомление будет служить доказательством, что организация получила претензию. Если и после этого там откажутся удовлетворять претензию, следует обратить в контролирующие органы и в суд, где можно уже затребовать компенсацию о нанесения морального вреда.
2. Поездка в отпуск или командировку
В том случае, если в квартире не установлены индивидуальные счетчики, можно требовать перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае временного отсутствия жильцов в квартире. Порядок перерасчета за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. Сразу отметим, что перерасчету подлежат только холодное и горячее водоснабжение, канализация и газоснабжение. Другие виды услуг ему не подлежат. Потребитель может потребовать перерасчета в том случае, если он отсутствовал в квартире более пяти дней, причем, день отъезда и день приезда в зачет не идут. Кроме того, максимальный срок отсутствия, за который можно потребовать перерасчет, составляет полгода. Потом следует заново писать заявление и подавать документы.
Теперь, собственно, какие документы нужны. В идеальном варианте следует написать заявление в управляющую организацию до отъезда. Но можно это сделать и после возвращения, но главное - подать заявление и документы в течение 30 календарных дней после приезда. В заявлении должен быть указан период, за который следует произвести перерасчет. К заявлению нужно приложить документы, доказывающие отсутствие жильца в квартире в указанный период. Такими документами могут быть справка о командировке, справка о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту временного пребывания и так далее. Справки или их копии должны быть скреплены подписями должностных лиц, печатями и заверены. По тому же алгоритму следует действовать, если отсутствуют родственники. К примеру, сын учится в вузе в другом городе. Чтобы не платить за него, следует раз в полгода получать справку с места его учебы и подавать ее вместе с заявлением.
Вскоре для россиян появится еще одна возможность легально не платить за жилищно-коммунальные услуги. В стране запускается единая государственная информационная система ГИС ЖКХ. Все управляющие и ресурсоснабжающие организации будут обязаны размещать на портале ГИС ЖКХ информацию о начислениях потребителям с соответствующими расчетами. Если потребитель не найдет на сайте эту информацию, он имеет право не платить по платежкам до тех пор, пора эта информация не появится. Штрафы и пени за это начисляться не будут.
ну что, продолжим, бо как смотрю подобные вопросы в нашем правовом возникают с завидной периодичностью...Выступал в защиту протестного неплательщика, когда на него ТСЖ "малыгина 4" подало в суд
Сначала было проиграно дело в суде первой инстанции, подали кассационную жалобу - и обрушили решение судьи Громовой.
Одновременно подали жалобу в Управление Роспотребнадзора. Как и все госорганы - просто кормушка. Но для имитации своей деятельности инспектора проводят как бэ проверки. И ПОДШИВАЮТ все - что им дадут. Вот на этом председатель ТСЖ и попалась -к ее объяснению был подшит протокол общего собрания с решением, которого не былоТогда запросили ИФНС - предоставьте все: что имеется в регистрационном деле.... Получили... Сильно удивились. Потому что нашли много чего интересного... в частности протокол заседания правления, на котором якобы "руководителем" была избрана Галина Кузнецова
Но та проживает в соседнем доме - на Попова, 7, тогда как на собрании по выборам правления участвуют только жильцы своего дома. Столкнулись с интересной схемой - помимо председателя правления Дмитрия Иванова, правление "избрало" на несуществующую в Уставе должность "руководителя" Галину Кузнецову. Мало того, своим решением правление поручило председателю составить трудовой контракт с руководителем. Он составил... но так, что у Кузнецовой оказались все права председателя.
Все эти хитрости стали предметом нового разбирательствва в суде. Решением Центрального районного суда от 29.12.2009 (вошло в законную силу 29.03.2010) "избрание" Кузнецовой и заключение с ней трудового контракта признаны недействительными.
НО Кузнецова не сдается - на оборотной стороне платежек от имени ТСЖ оказался намечатанным текст с таким смыслом: "Инициативная группа" - а далее перечисляются фамилии - жалуется, поэтому жителям придется раскошелиться на 10 с лишним процентов больше. Тем самым было опорочено доброе имя членов "инициативной группы". Некоторые, кто поглупей, могли подумать: из-за их жалоб происходит рост затрат на содержание дома
В ответ пошло обращение в суд за защитой чести и достоинства. НО в суде первой инстанции выиграть не удалось, Не беда в кассации удалось отыграть: 12 апреля 2010 суд второй инстанции "отказное" решение районного суда отменил и принял новое решение: иск удовлетворить, взыскать в пользу истцов компенсацию морального вреда - по 1 тысяче руб
Пока в судах барахтались, много документов появилось, из которых можно было усмотреть самые разные составы уголовно наказуемых деяний... Написали сурьезную бумагу в милицию - те поначалу займемся... Но потом взад-назад - отказать в возбуждении уголовного дела. Через прокуратуру, через многочисленные визиты к милицейскому рукводству, через затраты на проведение исследования бухгалтерских документов довели дело до решительного окрика из прокуратуры... И вот появляется долгожданное постановление о возбуждении уголовного дела.
Так что корабль ТСЖ был торпедирован. НО находился на плаву. В это время пошла кассационная жалоба
В Судебную коллегию по гражданским делам
Тюменского областного суда
Ответчик:
Представители ответчика
Истец:
ТСЖ «Малыгина четыре» (далее – ТСЖ)
г. Тюмень, ул. Малыгина, 4
КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА на решение Центрального районного суда г. Тюмени
(судья...)
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 ноября 2009 г. был удовлетворен иск ТСЖ о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими средствами, расходов на представителей. С указанным решением не согласны. Считаем его вынесенным с грубыми нарушениями закона - по следующим основаниям:
1. Нарушено требование норм процессуального права
Первое. Был заявлен иск о погашении долга за коммунальные услуги, но в ходе разбирательства 17.08.2009 ответчик представил на 162 листах доказательства полной и своевременной оплаты всех счетов за коммунальные услуги, после чего истец в порядке ст.39 ГПК РФ заменил требования о взыскания задолженности за коммунальные услуги требованиями о взыскании задолженности за работы и услуги по ремонту и содержанию общего имущества.
В соответствии с п.10 Пост. ПВС от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении»
«Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения».
Это существенное обстоятельство не отражено в описательной части Решения.
Между тем изменение предмета иска существенно повлияло на возможность правильного разрешения дела, поскольку для доказательства образования задолженности за содержание и ремонт общего имущества необходимы были совершенно иные средства доказывания, чем для доказательства задолженности по коммунальным услугам, а вся доказательная база была сформирована под первоначальные исковые требования.
На стр.3 Решения суда указано (со ссылкой на закрытый перечень в ст.137 ЖК РФ), что размеры обязательных платежей и (или) и взносов для каждого собственника определяются на основе смет доходов и расходов, а на стр.5 Решения суд признал, что перечисленных доказательств в деле нет:
«…собственниками помещений в д.4 по ул. Малыгина в г. Тюмени не установлены размеры платежей за коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту помещений…»
Установив такое обстоятельства по делу, суд должен быть придти к выводу об отсутствии доказательств, о признании иска бездоказательным, а, следовательно, необоснованным, однако вопреки установленному судом обстоятельству, суд удовлетворил необоснованные исковые требования о взыскании задолженности, чем нарушил требования ст.195 ГПК РФ.
Второе. Из содержания ст.137, ч.2 ст. 145 и ч.5 ст.155 ЖК РФ следует, что размеры обязательных платежей и (или) взносов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома определяются в три этапа:
1) определяются общие для всего дома затраты на содержание и ремонт общего имущества
2) утверждается на общем собрании смета доходов и расходов,
3) с учетом общей площади дома рассчитывается удельная стоимость затрат на содержание и ремонт помещений – своеобразный «тариф», необходимый для расчета ежемесячных взносов собственников в зависимости от их доли в праве общей собственности
Поскольку тариф является расчетной величиной, сугубо индивидуальной, зависящей от перечня общего имущества конкретного дома, набора тех услуг и работ, на который согласились собственники помещений этого дома, а также и сметы доходов и расходов, утвержденной общим собранием собственников, никто иной не вправе принять тариф, обязательный к определению размеров обязательных платежей и (или) взносов.
В обход порядка, установленного в законодательстве, истец использовал не расчетную, а произвольную величину тарифа, которая никак не связана ни с составом общего имущества, ни с ценой услуг дворников, электриков, сантехников, управленцев, о чем указано на лд. 185, т.1 - в Выписке из Протокола №1 общего собрания от 30.08.2006 по п.6 повестки дня.
Суд принял этот письменный документ как допустимое доказательство, чем допустил нарушения требований норм процессуального права.
В нарушение ч.5 ст.67 ГПК РФ суд не убедился, что документ исходит от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, и подписан лицом, имеющим право скреплять документ своей подписью. Выписка исполнена на листке бумаги без реквизитов юридического лица и без заверения печатью юридического лица.
Согласно п. 31 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста от 19.12.2006 № 372, Выписка из протокола общего собрания должна содержать фамилию и подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола, но указанная Выписка не оформлена подписью председателя собрания.
Номер повестки дня не соответствует тексту Протокола №1 общего собрания участников долевого строительства от 31.08.2006, который имеется в регистрационном деле в ИФНС-14. В Протоколе №1 – 5 пунктов повестки дня, и среди них нет вопроса о применении так называемых «городских тарифов», а в Выписке из Протокола №1 значится 6-й пункт повестки дня: «Порядок оплаты содержания квадратного метра …»
Согласно п.14 Пост. ПВС РФ от 26 июня 2008 г. «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»
«При возникновении сомнений в достоверности исследуемых доказательств их следует разрешать путем сопоставления с другими установленными судом доказательствами, проверки правильности содержания и оформления документа, назначения в необходимых случаях экспертизы и т.д.»
Однако суд согласился считать Выписку достоверной, мотивируя свою позицию тем, что в государственный орган под видом Протокола №1 был сдан документ с умозрительными изъятиями (Решение, стр.6):
«имеющиеся различия в выписках из протокола не являются основанием для признания их недействительными, поскольку представители истца пояснили, что в выписке протокола, представляемой ими по запросу в соответствующий государственный орган, указывается только та информация, которая необходима для данного учреждения»
Такого рода объяснения участника судебного разбирательства, закрепленное судебным актом, налагает на суд обязанность в порядке ч.3 ст.226 ГПК РФ направить материал в органы дознания или предварительного следствия для проведения проверки, поскольку ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации …» требует представления не специально «препарированного», а подлинного протокола:
«при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:… б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ».
Письмом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 2 Мая 2007 Г. N 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги»
«В соответствии с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Законодательство РФ не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления».
Поэтому постановления администрации г. Тюмени могут быть применены исключительно к домам муниципального жилого фонда, где не выбран способ управления домом (п.4 ст.158 ЖК РФ).
Во избежание искажения позиции ответчика указанные доводы были закреплена письменно в виде Отзыва; сторона истца не представила возражений на доводы, содержащиеся в Отзыве, а суд уклонился от рассмотрения и оценки представленных доводов. Суд не указал в Решении, почему эти возражения ответчика полностью проигнорированы, тем самым подтвердил явное нарушение требований, указанных в ч.4 ст.67 ГПК РФ.
2. Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела
Первое: о членстве в ТСЖ. Отметив в своем Решении (стр.3) о необходимости рассчитывать платежи и взносы для каждого собственника, суд не указал, однако, что ответчик является членом ТСЖ, что подтверждено Выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 62-63).
Членство в ТСЖ порождает неимущественные права:
а) Любой член организации вправе обращаться к органам управления организацией с вопросами о сведениях, касающихся общих дел, в частности о доходах и расходах организации, а согласно ч.2 ст.32 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» «сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда …не могут быть предметом коммерческой тайны»
Согласно п. 7.3. Устава член ТСЖ имеет право ознакомиться с документами ТСЖ, в частности с решениями органов управления. В суд были предоставлены доказательства уклонения ТСЖ от дачи информации о решениях общих собраний, в частности об утвержденных сметах доходов и расходов. Для получения решений общих собраний пришлось обращаться в Управление Роспотребнадзора и в суд. Но несмотря на эти обращения, до настоящего времени не удалось получить информацию о штатном расписании и о фактических затратах на оплату труда работников, занимающихся содержанием общего имущества.
Вместе с тем судом не исследованы обстоятельства, почему эти важные вопросы укрываются от членов ТСЖ, тогда как именно сокрытие информации о расходовании полученных от собственников помещений средств послужило причиной протестного приостановления оплаты предъявляемых ответчику счетов по статье «содержание и ремонт общего имущества дома».
б) В п.5.8 Устава заложена обязанность правления «контроль за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов» (дефис 2-й), однако в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств исполнения правлением этой обязанности – не было ни одного заседания правления с вопросом о задолженности членов ТСЖ. Этот вопрос еще не является актуальным.
Членство имеет решающее значение для разрешения дела, поскольку статьей 155 ЖК РФ внесение платы за помещение определяется в зависимости от этого юридически значимого обстоятельства:
· для членов ТСЖ - по части 5 указанной статьи,
· а для собственников, не являющихся членами ТСЖ, - по части 6.
Ни по Уставу, ни по закону члену некоммерческой организации не требуется заключение договора на оказание услуг со стороны своей организации. У члена ТСЖ возникает обязанность вносит обязательные платежи и (или) взносы. А ответчик не отказывался исполнить эти обязанности после предоставления информации о расчетах этих обязательных платежей и (или) взносов на основе утвержденной общим собранием собственников сметы доходов и расходов.
Поскольку в Решении суда не отмечено, что ответчик является членом ТСЖ, допущенная судом неполнота судебного акта оставляет возможности для обсуждения вопроса о заключении договора, а также о выполнении или уклонения от выполнения условий договора. Между тем, по практике Европейского Суда, явно неполная мотивировочная часть решения суда нарушает п. 1 ст. 6 Конвенции («право на справедливое судебное разбирательство"), о чем указано, в частности в Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу Татишвили против России (§ 62, 63) от 22 февраля 2007 г. // Case of Tatishvili v. Russia (Application N 1509/02).
Второе: о понесенных затратах. Ответчик заявлял о готовности возместить фактически понесенные затраты, но со стороны истца не было представлено ни штатного расписания работников, выполнявших содержание и ремонт общего имущества дома, ни одного акта осмотра мест общего пользования, ни одного акта выполненных работ за 2007-2008 гг. Тем самым истец подтвердил, что своим обращением в суд он злоупотребляет правом. Между тем по смыслу ч.1 ст.156 ЖК плата за содержание и ремонт помещения устанавливается
«в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме…»
И только.
Судебной практикой – например Постановление ФАС СЗО от 02.04.2007 по делу N А56-31339/2006 – подтверждено, что платежи и взносы, установленные товариществом собственников жилья (ТСЖ) для собственников помещений в многоквартирном доме и использованные ТСЖ по назначению в соответствии с принятой им сметой, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль. В ином случае возникает основание считать, что некоммерческая организация занимается неуставной деятельностью и потому подлежит ликвидации, а незаконно извлеченные доходы – возврату собственникам.
Отсутствие в деле документального подтверждения выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту дома (штатного расписания, актов осмотра, актов выполненных работ) свидетельствует о том, что в суд не было представлено доказательств нарушения имущественных интересов ТСЖ, и что иск направлен на достижение незаконной цели - получить необлагаемые налогом доходы, что противоречит задачам гражданского судопроизводства, указанных в ст.2 ГПК РФ.
3. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат закону
«Расчет задолженности произведен истцом на основании действующего законодательства, в том числе с учетом постановления Администрации г. Тюмени от 27 января 2006 г. №1-пк, …»
- и в этом же абзаце в обоснование приведенного вывода указано:
«Между истцом и ответчиком сложились фактические отношения, в соответствии с которыми истец поставляет услуги по управлению многоквартирным домом, а ответчик оплачивает поставленную услугу».
i)Относительно фактических отношений, которые «сложились». Истец не обращался в суд за установлением юридического факта вовлечения субъекта права в фактические отношении (но не правоотношения) или признания отношений сложившимися, а суды не наделены нормотворческими полномочиями, им не дано право разрешать жилищные споры посредством признания отношений фактическими и (или) сложившимися.
Правоотношения между истцом и ответчиком урегулированы законодательством: согласно п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ услуги по управлению домом (администрирование) входят в состав работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, а согласно «ПРАВИЛ содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Пост. Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N491
(п.16):
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: …
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
· путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;
(п.17):
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансированияIi) Относительно «учета» постановлений органа местного самоуправления в фактически сложившихся отношениях. Вопросы оплаты услуг по содержанию общего имущества для членов ТСЖ регулируются ч.5 ст.155 ЖК РФ:
5. Члены товарищества собственников жилья…, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья….
Кроме того:
· согласно п.5.8 Устава ТСЖ в обязанности правления ТСЖ входит составление смет доходов и расходов и представление их на утверждение общему собранию,
· согласно пп.8 п.4.9.8 Устава общее собрание утверждает годовой план финансовой деятельности товарищества, а на основе его согласно пп.4 п.4.9.8 Устава устанавливает размер обязательных платежей и взносов членов товарищества
· согласно п.7.5 Устава член товарищества вносит обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Ответчик неоднократно заявлял о готовности исполнить свои обязанности сразу после представления утвержденного общим собранием размера обязательных платежей и (или) взносов, определяемых на основе смет доходов и расходов.
4. Нарушения норм материального права
Первое. Нормативные правовые акты Правительства РФ на основании ч.1 ст.11 ГПК РФ входят в число нормативных актов, применение которых обязательно для судов при разрешении гражданских дел. Согласно ч.4 ст.5 ЖК РФ жилищные отношения на основании ЖК РФ регулируются также постановлениями Правительства. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены «ПРАВИЛА содержания общего имущества в многоквартирном доме». Однако суд не указал, что руководствуется указанными Правилами.
Пунктом 34 «ПРАВИЛ содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлена очень узкая область применения муниципальных тарифов:
34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления … по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.
Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В домах, где создано ТСЖ, применение муниципальных тарифов не допускается
Из содержания п.4 ст.158 ЖК РФ также следует, что применение муниципальных тарифов для оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах, где выбран способ управления, вообще недопустимо, поскольку тарифы разрабатываются исключительно для тех домов, где не был выбран способ управления.
Второе. В своем Отзыве ответчик указал, что истец воспользовался услугами представителя, оплату труда которых он предъявляет ко взысканию СВЕРХ задолженности по содержанию помещений, тогда как в нормах материального права указано, что содержание помещений включает все управленческие расходы, в том числе и затраты на взыскание долгов, что следует из пункта 29 «ПРАВИЛ содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491:
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, ВКЛЮЧАЯ ИСТРЕБОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ВЫПОЛНЯЮЩИХ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
Таким образом, предъявление исковых требований по оплате услуг представителей в судебном производстве по взысканию задолженности противоречит требованиям действующего законодательства, а потому не подлежит удовлетворению.
Суд уклонился от оценки данных возражений и возложил на ответчика оплату представителей, вопреки установлениям обязательного для всех нормативного акта.
Третье. Суд незаконно удовлетворил требование о взыскании процентов за пользования чужими средствами в порядке ст.395 ГК РФ. Эта норма относится к ответственности за нарушение обязательств. Но между истцом и ответчиком не было заключено никакого договора, а потому не могло возникнуть обязательств, вытекающих из договорных отношений.
Мало того, между членом некоммерческой организации и самой организацией не могло быть заключено договора. Отношения внутри организации регулируются Уставом и внутренними документами.
Наконец, в ч.14 ст.155 ЖК РФ установлена иная норма ответственности по сравнению со ст.395 ГК РФ, а согласно ч.8 ст.5 ЖК РФ в случае расхождения норм в федеральных законах и ЖК, принимается норма, указанная в ЖК РФ.
Четвертое. На стр.4 Решения изложено содержание п.17 ст.2 Федерального закона 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Поскольку истец отказался от требования о взыскании задолженности за коммунальные услуги, применение этого закона к разрешению спора о задолженности за содержание общего имущества привело к неправильному разрешению спора.
Постановляя Решение, суд не применил также положения закона, относящиеся к содержанию своего имущества – статьи. 224, 249, 290 ГК РФ, статьи 155 и 156 ЖК РФ, Федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации …»
Наши возражения, указанные в Отзыве (т. II), не нашли отражения в Решении, но постановляя решение об удовлетворении исковых требований по взысканию процентов по ст.395 ГК РФ - в нарушение требований ч.4 ст.67 и ч.4 ст.198 ГПК РФ, - суд не указал, почему он принял сторону истца и проигнорировал позицию ответчика, соответствующую требованиям специального закона.
5. Нарушен принцип беспристрастности суда
В Решении суда на стр.5 указано:
«Расчет задолженности произведен истцом …, расчет сомнений у суда не вызывает»
При этом суд ошибочно придал юридическое значение двум листочкам, не отражающим существо дела
i) в «расчет» принят необоснованный «тариф» от 8,06 до 11, 52 руб/кв.м, хотя нет никаких доказательств, что «тарифы» были установлены органами управления ТСЖ в рамках сметы доходов и расходов, принимаемой общим собранием
ii) в «расчет» принята площадь 284,2 кв м. В эту площадь входит личная собственность, которая никакого отношения не имеет к общему имуществу дома. Суду был представлен расчет, подтвержденный графическим материалом, о том, что в собственности ответчика находится всего………………….. 325,3 кв м,
из них пристроенная часть ……. 190, 93 кв м,
а за вычетом ее - площадь, подлежащая учету при расчете затрат, относимых на содержание общего имущества дома составляет:
325,3 – 190,93 = 134, 37 кв м.
Эти доводы истцом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд принял «расчет», в котором площадь, подлежащая учету при расчетах взносов ответчика, определена заведомо неверно и составляет 284,2 кв м.
iii) «расчет» включает разовый взнос в сумме 8995 руб. в отсутствии решения о такого рода «сборах», о чем свидетельствует Протокол №1 собрания от 31.08.2006, находящийся в регистрационном деле в государственном органе – ИФНС-14
iv) «расчет» включает коммунальные услуги в сумме 5687,49 руб., хотя в объем измененных исковых требований коммунальные платежи не входят, поскольку истец отказался от иска за коммунальные услуги; к тому же коммунальные услуги ответчиком оплачиваются исправно, потому что нет оснований полагать, что эти платежи присваиваются недобросовестно исполняющими свои обязанности ответственными сотрудниками ТСЖ.
v) «расчет» включает заведомо не обоснованные услуги по вывозу ТБО за ноябрь (368 руб.) и декабрь 2006 г (368 руб.) , т.е за период, предшествующий использованию помещений со стороны ответчика, что подтверждено судом – на стр.3 Решения указано, что помещение ответчику передано по акту 23 апреля 2007 г.
vi) «расчет» подписан неустановленным лицом, никем не заверен, выполнен на двух не прошитых листах, листы не имеют реквизитов юридического лица, тогда как согласно ч.5 ст.67 ГПК РФ при оценке письменных доказательств суд обязан убедиться в том, что такое письменное доказательство исходит от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписано лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержит все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Если при таких обстоятельствах у суда «расчет» не вызывает сомнений, то сомнения появляются у участников процесса в части обеспечения беспристрастности суда.
Согласно ст.12 ГПК РФ суд при рассмотрении гражданских дел обязан сохранять
объективность и беспристрастность. Но доводы со стороны ответчика отклоняются без объяснения мотивов.
Европейская Конвенция налагает на государство обязательство обеспечить беспристрастность суда, в ином случае фиксируется нарушение ч.1 ст.6 Конвенции. При этом любые сомнения по этому поводу принимаются во внимание. Так по делу Pullar, 30 указано:
«… суд должен быть объективно беспристрастным, то есть предлагать дос*таточные гарантии, чтобы исключить какие-либо сомнения по этому поводу»
Кроме того, практикой Европейского Суда выработан объективный подход, который
«приводит к вопросу о том, позволяют ли определенные факты, поддающиеся проверке, усомниться в беспристрастности судьи…» (Padovani, 27; Saraiva de Caralho, 35)
Отказ суда следовать предписаниям ч.4 ст.198 ГПК РФ в части представления доводов, по которым суд отвергает те или иные доказательства, свидетельствует о наличии фактов, позволяющих усомниться в беспристрастности судьи. С учетом требований ст.12 ГПК РФ, ч.1 ст.6 Европейской Конвенции это обстоятельство составляет повод для отмены судебного решения на основании п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ
Кроме того, в протоколе судебного заседания – л.д. 107, т.II – отмечено, что судом приобщено к материалам дела копия квитанции от 23.10.2009 о частичной оплате предъявленного ТСЖ счета 11/13 от 07.10.2009. При этом суду была предъявлена на обозрение квитанция с подлинной («синей») отметкой банка. При таких обстоятельствах, даже удовлетворяя иск, суд обязан был сторнировать сумму расчетной задолженности на величину погашенной суммы, однако не сделал этого, в результате чего в нарушение закона с ответчика сумма по счету 11/13 взыскана в двойном размере
***
Как следует из изложенного
· суд не провел надлежащей подготовки к разбирательству дела,
· обстоятельства, имеющие значение для дела, были судом определены неправильно,
· суд постановил решение на недостоверных и противоречащих закону доказательствах,
· выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела,
· состязательного процесса равноправных сторон не была обеспечена,
· в решении суда проступают явные признаки субъективной небеспристрастности,
· решение не содержит полного и ясно изложенного ответа на возражения ответчика, тогда как все доводы истца, несмотря на их противоречие с требованиями закона, принимались судом
· несмотря на зафиксированное судом нарушение требований закона со стороны истца, в правоохранительные органы не был направлен материал о проведении проверки на наличие признаков уголовно наказуемого деяния.
Разбирательство проходило с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Наконец, Решение, вынесенное 12 ноября 2009 г., было оформлено в окончательном виде в нарушение ст.199 ГПК РФ спустя 18 дней – 30 ноября 2009 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361 – 365 ГПК РФ, ПРОСИМ
решение Центрального районного суда г. Тюмени по гражданскому делу №2-3339/2009 от 12 ноября 2009 по иску ТСЖ «Малыгина четыре» отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе
на основании п.17 Пост. ПВС РФ от 24.06.2008 №12 «О применении судами норм ГПУ РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в адрес Центрального районного суда г. Тюмени вынести частное определение о допущенных нарушенияхПриложение:
Копия настоящего для истца,
Документ об оплате государственной пошлины
Ответчик
Представители ответчикаПонятия «фактические отношения» нашли применение лишь в семейном праве: «фактически брачные отношения».
Оплата коммунальных услуг является главной обязанностью собственника жилья. В случае игнорирования или просрочки счета ЖКХ к жильцу применяются санкции. Это может быть как обыкновенная пеня к ежемесячному платежу, так и судебная повестка или арест имущества. Благодаря введению подобных штрафных мер в сознании россиян прочно укоренилась мысль, что оплату коммунальных услуг нельзя пропускать ни в коем случае. Мало кто знает, что существует ряд исключений, когда собственник имеет право законно не оплачивать счета от жилищно-коммунальных управляющих компаний. Ниже подробно рассмотрено, за какие услуги ЖКХ можно не платить.
Что нужно знать об оказании коммунальных услуг
Каждый хоть раз задавался вопросом: «Плачу огромные деньги за коммуналку, можно ли как-то понизить квартплату?». Чтобы знать, как не платить за ЖКХ, требуется предварительно разобраться в особенностях и правилах предоставления услуг.
Человек имеет право получать стандартные услуги ЖКХ в бесперебойном режиме. Это правило касается водоснабжения и канализации, обеспечения жилых помещений газом и электроэнергией. Отопление также является стандартной жилищной услугой, оно бесперебойно подается во время отопительных сезонов.
Закон допускает перерывы в предоставлении услуг ЖКХ. Они возможны в следующих случаях:
- Допускается временное приостановление подачи холодной и горячей воды в квартиры или частные дома. Остановка не должна быть более 4 часов в день и более 8 в месяц. В случае аварийной ситуации максимально возможное ограничение водоснабжения составляет 24 часа.
- Горячее водоснабжение законно отключается раз в год в летний период. Максимально возможный срок планового отключения – 2 недели.
- Отключение подачи водоотведения не может превышать 4 часов в сутки даже в аварийной ситуации. Суммарное время отключений в месяц не должно быть больше 8 часов.
- Законно приостанавливать подачу электроэнергии можно не более чем на 2 часа подряд. При аварийных ситуациях этот срок увеличивается до 24 часов.
- Подача газа в квартиры и частные дома может быть прервана не более чем на 4 часа ежемесячно.
- Отопление можно приостанавливать на 24 часа ежемесячно, разовый лимит отключения составляет 16 часов. На законодательном уровне зафиксировано, что при прерывании отопления температура жилых помещений должна быть не ниже 10-16 градусов.
Если срок отключения отопления составляет менее трех часов, то допускается понижение комнатной температуры до 8 градусов.
О качестве ЖКУ
Когда управляющая компания оказывает коммунальные услуги, качество которых не соответствует установленным нормам, жилец может сэкономить на их оплате, получив перерасчет. Практика показывает, что процедура получения перерасчета не отличается легкостью, требует достоверных доказательств факта неоказанных услуг.
Ниже представлена пошаговая инструкция доказательства оказания услуг ненадлежащего качества:
- Обнаружив факт нарушения норм жилищно-коммунального кодекса, стоит сразу же обратиться в отделение аварийно-диспетчерской службы.
- При обращении нужно назвать сотруднику свои личные данные: ФИО и место регистрации.
- Объясните проблему, дождитесь, пока ее зафиксируют, составят заявление.
- Работник службы должен представиться, назвать свой регистрационный номер. Необходимо записать эти данные, а также время и дату собственного обращения.
Важно! Для составления заявления не обязательно лично обращаться в отдел аварийно-диспетчерской службы. Это можно сделать устно, позвонив на горячую линию, или письменно, отправив письмо почтой.
Практика показывает, что письменная форма подачи заявления является более эффективной. К своему письму вы можете приложить фотографии, подтверждающие некачественное оказание ЖКУ. Когда работник диспетчерской службы осведомлен о причинах ненадлежащего качества услуг, он самостоятельно оповещает о них составителя заявления. Ответное письмо аварийно-диспетчерской службы можно считать признанием факта неоказания ЖКУ или оказания ЖКУ низкого качества. Данный факт фиксируется в регистрационном журнале управляющей компании, что является основанием для процедуры перерасчета.
Когда работник службы не знает о причинах проблемы заявителя, он обязан уточнить у него точные часы фиксации непредоставленной услуги. Согласование должно произойти не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. После этого представителями коммунальной организации в присутствии заявителя проводится проверка. Ее итогом выступает составление акта, который подписывается обеими сторонами. Акт – документ, позволяющий жильцу сэкономить, легально получив перерасчет.
Особенности получения перерасчета
На практике коммунальные компании крайне редко признают свою вину, соглашаясь с претензиями заявителя. Поэтому распространено проведение вторичной проверки.
Особенности вторичной проверки:
- В ней принимают участие не только сотрудники коммунальной компании, но и представители государственной жилищной инспекции, а также члены общественного объединения потребителей.
- По завершении проверки составляется акт, который подписывают все участвующие стороны.
- Вторичная проверка может быть заменена независимой экспертизой, расходы за проведение которой целиком ложатся на коммунальную компанию
Важно! Акт, составляемый по итогам проверки, отражает параметры качества оказания ЖКУ, наличие неоказанных услуг.
В случае выявления во время вторичной проверки каких-либо несоответствий и нарушений управляющей компанией или ТСЖ составляется новый коммунальный расчет жильца.
Чтобы заказать вторичную проверку, нужно:
- Письменно оформить претензию на руководителя коммунальной компании в двух экземплярах.
- Лично вручить ее руководителю либо его доверенному лицу.
- В случае отказа в принятии претензии, стоит направить ее в компанию посредством заказного письма с уведомлением о получении.
- Коммунальная компания может отказаться от претензии после получения, тогда стоит обратиться за помощью в вышестоящие органы – в суд.
После рассмотрения дела о не оказанных услугах судом выносится решение, подлежащее беспрекословному выполнению. Нельзя точно сказать, сколько будет длиться судебное разбирательство. Процесс может затянуться на длительный промежуток времени. В судебном порядке заявитель может потребовать не только перерасчета, но и материального возмещения морального ущерба.
Просрочка квартплаты без последствий
Многих жильцов волнует вопрос, можно ли законно не платить за коммунальные услуги. В мае 2011 года на законодательном уровне было принять постановление, утвердившее особые правила квартплаты.
Важно! Все жильцы обязаны ежемесячно оплачивать коммунальные платежи. Квитанции нужно оплатить до 10 числа каждого месяца. Отказываясь выплатить коммуналку, жилец обрекает себя на пени и штрафы.
Сколько можно не оплачивать ЖКУ? Жилец может повременить с квартплатой до окончания календарного периода при условии, что ранее у него не было не погашенных задолженностей и просрочек.
Возможные штрафные санкции для должника:
- Начисление пени. Оно составляет 1/300 от рефинансированной ставки, начисляется ежедневно.
- Отключение услуг, по которым не были заплачены квитанции. Исключение составляет отопление и холодное водоснабжение.
Лица, проживающие в муниципальных домах, могут быть выселены в случае систематического игнорирования платежей.
Способы, как не платить за квартплату, предполагают отказ от определенных видов услуг.
От каких ЖКУ можно отказаться
Чтобы сэкономить на квартплате, жилец вправе отказаться от некоторых жилищно-коммунальных услуг. Для оформления отказа нужен факт, подтверждающий непользование ЖКУ.
Важно! Доказать неиспользование определенных коммунальных услуг можно с помощью счетчика. Если прибором будет зафиксировано, что жилец не прибегал к снабжению в течение календарного периода, он вправе не выплачивать квитанции.
Коммунальные услуги, за которые можно не платить в целях экономии:
- водоснабжение (как холодно, так и горячее);
- подача электроэнергии;
- подача газа.
Жилец может отказаться от отопления в приватизированной квартире или частном доме, если установит соответствующий счетчик.
Правила составления отказа от ЖКУ
Для отказа от оплаты ЖКУ недостаточно просто перестать ими пользоваться. Жилец обязан обратить в отделение обслуживающей его управляющей компании.
Пошаговая инструкция, как не платить коммунальные платежи, отказаться от них:
- Лично посетите управляющую компанию, имея при себе документ, подтверждающий личность.
- Составьте в письменной форме заявление на отказ от услуг.
- Приложите к заявлению основания для отказа от пользования услугой.
После рассмотрения заявления квартиру жильца должны посетить представители коммунальной организации. Цель визита заключается в подтверждении неиспользования ЖКУ.
Экономьте на ЖКХ
В Российской Федерации предусмотрены различные льготы и субсидии, снижающие ставки на налоги или коммунальные услуги. Экономьте на оплате ЖКХ с их помощью.
Важно! Государство также предоставляет скидки на оплату ЖКХ определенным категориям граждан.
Кому предоставляются льготы:
- инвалидам;
- героям труда;
- участникам Великой Отечественной войны;
- ветеранам, получившим увечья во время боевых действий;
- лицам, пострадавшим во время аварии на чернобыльской АЭС;
- многодетным семьям;
- семьям, имеющим ребенка-инвалида.
Сколько составляет льготная скидка:
- 50% — для федеральных льготников;
- менее 50% — социально незащищенные категории граждан с низким уровнем дохода.
Некоторые льготы на пользование коммунальными услугами предоставляются беженцам с Украины, подтвердившим свой статус. Подробно о них следует узнавать в управляющих компаниях, закрепленных за конкретным жилым объектом.
Последствия не уплаты ЖКХ в приватизированном жилье
После процедуры приватизации человек становится собственником жилья. В случае уклонения от уплаты коммунальных услуг, к нему будут применены более жесткие штрафные санкции.
Возможные последствия неуплаты ЖКУ в приватизированной квартире:
- опись имущества с целью его последующей реализации;
- изъятие описанной собственности в случае непогашения долга в установленный срок;
Если реализация описанного имущества не покроет долгов ЖКУ приватизированной квартиры, то в судебном порядке могут быть заморожены счета собственника. Ежемесячно может удерживаться процент его заработной платы.
Ежемесячно мы делаем массу платежей: коммунальные, за всевозможные услуги связи, за детские сады-кружки-секции, кредитные и так далее. Однажды ситуация может оказаться очень неблагоприятной: выясняется, что сделать все необходимые выплаты просто невозможно! И сэкономить не на чем. Возникает вопрос: можно ли отложить какие-то платежи до лучших времён? Например, коммунальные?
Сколько можно не платить квартплату без последствий?
Животрепещущий вопрос: сколько можно не платить за коммунальные услуги? И вообще, кто решает, когда и с какой периодичностью платить «коммуналку»? Если подойти к вопросу строго, то шестого мая 2011 года Правительство РФ своим Постановлением №354 утвердило специальные Правила.
В пункте 66 чётко указано: платить необходимо каждый месяц. Прошёл январь – необходимо рассчитаться за коммунальные услуги до десятого февраля. И так далее.
Есть оговорка: если только договор управления не предусмотрит что-то иное. Однако отличные от Правил предоставления коммунальных услуг сроки оплаты встречаются довольно редко.
Получается, что не платить «коммуналку» можно только до тех пор, пока не кончится месяц. Это при условии, что нет долга за более ранний . Но это по закону.
Фактически ситуация бывает совсем иной. У каждого из нас даже в пределах одного подъезда найдётся какой-нибудь сосед-неплательщик. Долги временами исчисляются десятками тысяч рублей. Даже вроде бы дисциплинированные граждане нередко становятся должниками. То некогда размер задолженности узнать, то времени нет заплатить, то зарплату на работе задержат.
В зависимости от региона и политики самой управляющей организации задолженность по квартплате за один – два месяца обычно не порождает сколько-нибудь серьёзных мер. Однако чем больше долг, тем суровее могут быть меры.
О том, что будет, если не платить коммунальные платежи, мы расскажем далее.
Что ждет должника?
Многих интересует вопрос о том, а что же будет если не платить квартплату. Ниже даны возможные «карательные» меры, которые ужесточаются вместе с ростом задолженности.
- Начисление пени. По закону это 1/300 ставки рефинансирования в день. Последняя известная ставка рефинансирования – чуть больше 8%. Это означает, что на каждую тысячу рублей долга будет ежедневно «набегать» 28 копеек. Мелочи? А если долг уже 100 тысяч рублей?
- Отключение некоторых коммунальных услуг. Нельзя лишать жильцов отопления и холодной воды. А вот без горячей можно остаться запросто. Правда, во многих старых домах нельзя «отрубить» отдельную квартиру, так что неплательщики пользуются всеми благами цивилизации. В любом случае о таких мерах пресечения должны предупредить за 30 дней до их применения.
- Невыдача всевозможных справок. Например, чтобы оформить жилищную субсидию, необходима справка о размере коммунальных платежей. Представители обслуживающих организаций часто пускаются в этакий шантаж: погасите задолженность – будет вам справка. Такие меры незаконны. Конечно, неплательщик «коммуналки» неправ, но бороться с ним УК обязаны только законными способами.
- Выставление должников на всеобщий позор. Бывают случаи, когда жильцы дома видят на дверях подъездов объявления: у такой-то квартиры такая-то сумма долга. Не будет погашена задолженность – готовьтесь к суду. В подобных объявлениях возможны варианты, например: «По вашему дому задолженность такая-то, отопление включено не будет! Из-за должников пострадают добросовестные плательщики!» Впрочем, за такие «перлы» любая УК может дорого поплатиться.
- Судебное разбирательство. Не каждая обслуживающая организация решается на подобные меры. Судебный процесс – дело небыстрое. Последующее взыскание денежных средств тоже может затянуться.
- Выселение. Такая мера применима только для муниципального жилья. Собственника выселить из жилья, чтобы продать его и возместить убытки, нельзя. По некоторым сведениям, возможность принять подобный закон рассматривается.
Какие именно меры выберет обслуживающая организация, зависит от региона, солидности компании и суммы долга. Далее мы расскажем о том, как законно можно не платить квартплату и пени за коммунальные платежи.
Законные способы уклонения от оплаты
Не все неплательщики становятся такими в силу своей недобросовестности. Любой из нас может однажды потерять работу, столкнуться с необходимостью выплатить за что-либо крупную сумму, оказаться в другой неблагоприятной финансовой ситуации.
Единственный реальный способ не платить коммунальные платежи, если формирование долга по квартплате неизбежно — попытаться договориться с УК. Результатом должно стать специальное соглашение: жилец не платит, УК не взыскивает.
Отсрочка уплаты «коммуналки» едва ли будет беспроцентной, к этому придётся приготовиться хотя бы морально. Время послабления определяется соглашением, обычно оно составляет полгода – год. Однако УК не обязана заключать подобные договоры и может отказать своим просителям.
Известный юрист также расскажет о способах снизить сумму, которую ежемесячно приходится отдавать в качестве квартплаты:
Что делать собственнику?
Очень неприятной может стать ситуация, когда одни жильцы квартиры добросовестные плательщики, а другие – нет. Рассмотрим два самых типичных случая. И первый из них наступает, когда один из собственников не платит за платежи
по коммунальным услугам.
Не платит один из совладельцев
Допустим, квартирой владеют двое, оба прописаны и совершеннолетние. В квартире не установлены всевозможные счётчики. Значит, квартплата очень тесно связана с количеством прописанных в жилье людей. Совершенно очевидно: «коммуналка» должна делиться на двоих. А если один из них в этой квартире не живёт? Здесь возникает масса вариантов.
- При отъезде в командировку, на лечение, просто в гости к родственникам можно уменьшить размер коммунальных платежей. Нужно лишь доказать своё отсутствие: предъявить авиа- или железнодорожные билеты, документы о регистрации по месту пребывания и тому подобное. Заявить о нужно как можно скорее по возвращении. Через месяц никто уже не будет заниматься никакими перерасчётами. Допускается отсутствие в течение полугода.
Важно знать, что плату за отопление не пересчитывают: она зависит от площади квартиры.
- А если один из собственников просто не может жить в этой квартире? Например, второй собственник этому мешает? Фактически платить всё равно должны оба. «Изгнаннику» придётся действовать через суд. Например, потребовать устранить препятствия к проживанию в собственной квартире.
- Что делать, если собственники предполагают, что между ними могут возникнуть разногласия при оплате «коммуналки»? Они имеют право и буквально платить каждый за себя.
О том, что делать, если жильцы-квартиранты не платят за коммунальные услуги, мы расскажем напоследок.
Не платят квартиранты
Собственник может сдать своё жильё в наём, а ответственный квартиросъёмщик – в поднаём. При этом обязанность платить «коммуналку» не перекладывается на квартирантов. Платить за всё обязан собственник или наниматель, даже если фактические жильцы уже накопили солидный долг. С такими неплательщиками придётся разбираться через суд.
На сегодняшний день достаточно много способов в бытовом режиме сэкономить расход электроэнергии или воды, однако в условиях стремительного роста тарифов владельцы квартир нередко задаются вопросом, а как не платить за услуги ЖКХ, которыми не пользуешься? Давайте разберемся, какие виды услуг можно исключить из ежемесячной платежки, и как это сделать.
Услуги ЖКХ, от которых можно отказаться
Изначально очень важно понимать, что в стремлении сэкономить денежные средства на оплате коммунальных нельзя переступать границу безопасности. В частности, не стоит совершать необдуманных и несогласованных действий, которые каким-либо образом могут навредить иным жильцам дома.
Стоит отметить, что отказаться можно исключительно от тех коммунальных услуг, по которым можно установить факт непользования ими, к примеру, с помощью счетчиков. Следовательно, в данном случае не будут нарушены права и законные интересы третьих лиц.
Исходя из этого мы определимся, за какие услуги ЖКХ можно не платить. В частности, можно не оплачивать за холодную или горячую воду, электро- и газоснабжение, но только при условии, если на эти виды услуг поставлены счетчики, и они не потребляются вовсе. При наличии счетчика на воду и без ее использования, оплата за отведение сточных вод взиматься не будет. Кроме этого, можно поставить счетчик тепловой энергии и, полностью отключая батареи, не производить оплату за отопление.
Заметим, что от обращения с твердыми коммунальными отходами отказаться никак нельзя, поскольку невозможно проверить, выбрасывает ли человек мусор в общий контейнер или же нет. Следовательно, производить оплату обязаны все, при этом учитывая число прописанных в данной квартире жильцов.
Такая же ситуация и с жилищными услугами: содержание и ремонтные работы жилого помещения, содержание придомовых площадей и территорий, проведение текущих ремонтных работ общего имущества, обеспечение уборкой подъездов. Исключительно за все указанные услуги необходимо платить по установленным тарифам в обязательном порядке. Стоит обратить внимание, что тарифы на подобные коммунальные услуги устанавливаются управляющими организациями. Полностью отказаться от них ни коем образом нельзя.
Перечень, а также периодичность предоставления услуг, касательно содержания придомовой территории и имущества многоквартирного дома, должны быть прописаны в оформленном договоре по управлению многоквартирным домом.
К кому обращаться, чтобы отказаться от услуг, которыми не пользуешься
Для того чтобы узнать, как не платить за неоказанные услуги ЖКХ, необходимо обратиться в компанию, которая непосредственно занимается предоставлением данных услуг. Как правило, обращаться следует в управляющую организацию или же в ТСЖ и ЖСК. Владелец квартиры обязательно должен предоставить письменное заявление и документ, удостоверяющий его личность.
Всю необходимую информацию, которая касается поставщиков услуг, можно получить у лица, ответственного за управление многоквартирным домом (управляющая компания, ЖСК или ТСЖ).
В момент подачи заявления владелец квартиры должен объяснить, что у него отсутствует необходимость пользования той или иной услугой. После этого, в квартиру к данному жильцу приходит представитель компании для проверки и подтверждения факта технической невозможности использовать определенную коммунальную услугу.
Что делать, если качество коммунальных услуг ненадлежащее
В том случае, если владелец квартиры обнаружил факт предоставления услуги в ненадлежащем качестве или же удостоверился в полном ее отсутствии, необходимо осуществить следующие три шага.
- Вызывается сотрудник ЖКС для дальнейшего составления акта о факте ненадлежащего выполнения услуг.
Для того чтобы вызвать представителя компании, необходимо написать заявление в ЖКС с требованием направить своего сотрудника. Кроме этого, в заявлении потребуется прописать:
- период, в течение которого специалист должен прибыть;
- основную причину вызова представителя коммунальной службы;
Отметим, что срок прибытия представителя прописывается непосредственно в договоре, и составляет 2 рабочих дня с момента получения заявки о вызове.
- Составляется претензия в письменном виде с сотрудником коммунальной службы.
В документе обязательно прописывается вид нарушения и сроки, в течение которых его необходимо устранить. Кроме этого, обязательно необходимо указать требование о дальнейшем перерасчете тарифов на услугу. В том случае, если на вызов сотрудник ЖКС не явился, потребитель получил отрицательны ответ или же был вынесен отказ от подписания претензии, необходимо самостоятельно составить документ-претензию с подписями нескольких потребителей. Отметим, что данный документ должен составляться в двух экземплярах.
При условии, если коммунальная организация в очередной раз уклоняется от принятия официальной претензии от потребителя, последний может защитить свои права в судебном порядке с приложением документации о выявлении и устранении всех нарушений. Кроме этого, возможным является требование денежной компенсации за моральный ущерб.
- Требование провести перерасчет тарифов за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги.
Для этого владелец квартиры должен составить и написать заявление в ЖКС о необходимости провести перерасчет стоимости предоставления услуг. Также, к заявлению необходимо приложить такие документы: заявление о вызове сотрудника коммунальной службы (копия), а также один экземпляр акта-претензии. Подготовленную документацию следует передать непосредственно в ЖКС и получить отметку об их приеме.
В установленные сроки специалисты коммунальной структуры рассматривают акт и принимают соответствующее решение: либо произвести потребителю перерасчет тарифов, либо вынести аргументированный отказ. В том случае, если потребитель получает отказ о перерасчете, а также не получает ответ на поданное им обращение, он вправе отправить жалобу с приложением всех копий документов в управление по защите прав потребителей.
Важно! Если у владельца квартиры отсутствует экземпляр договора с коммунальной структурой, он имеет право потребовать предоставить данную информацию в письменной форме, в которой должно содержаться: перечень предоставляемых услуг, структура тарифной сетки, общий размер обязательного ежемесячного платежа, установленные нормы потребления, периодичность предоставления услуг, а также их подробное описание потребительских качеств и характеристик.
Свои вопросы вы можете задать нашему жилищному юристу онлайн или по телефону.