Н тэффи преступник рассказы в кратком содержании. Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. верно, это псевдоним

1 урок

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель:

-Откройте содержание учебника и найдите фамилию авто­ра и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступник».)

-Знакома ли вам писательница?

-Найдите в словаре значение слова «преступник».

-Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?

Работа по теме урока

Работа по учебнику

-Что значит «страсти»?

-О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58-61.)

-Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?

-Кто рассказал нам эту историю?

-Кто же «преступник»?

-Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание ка­рандаша.

-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)

-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?

-Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.)

-Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш - «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната - «скучная, се­ренькая, все блеклое и унылое».)

-Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка по­пробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)

-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Домашнее задание: с. 58 – 61 – читать, составить описание карандаша

2 урок

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части рассказа на с. 61-63.)

-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)

Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.

-Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете про­должить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет ка­рандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.)

-А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Ани­шит Йокоповны.

-Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)

-Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

-Сработал ли план маминой подруги?

-Чем же закончилась эта часть?

-Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Под­твердите словами из текста.

Домашнее задание

Составить рассказ о Вовке.

3 урок.

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Работа по теме урока

-Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем рассказ в учебнике на с. 64-67.)

-Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?

-Найдите восклицательное предложение во втором абзаце.

-Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?

-Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрас­ного?

-В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?

-Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?

-Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном на­перстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вы­зывает у Вовки восхищение?

-Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?

-Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи?

-Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?

-А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

-А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.

-Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента.

-А сестра Буба - настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.

-Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите са­мые смешные строчки.

-Почему смешно, когда мы читаем?

-Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

(Чтение последней части рассказа на с. 68-69.)

-Что вы можете добавить к характеристике Вовки?

-Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?

-Почему эта реакция кажется смешной?

Домашнее задание

Пересказ данной части рассказа

Тема:
Контраст. Надежда Тэффи «Преступник» .Урок 1.

Цели урока:
Учить детей, опираясь на высказывания и поступки героя,
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократ Продолжить учить учащихся обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования. Совершенствование навыка выразительного чтения, умения работать с дополнительными источниками информации (словарями и т.д.)

Оборудование:
Портрет писательницы. Учебник русского языка ч.2. Таблички со словами: преступник, надобности, порядочный, легальный, пазуха, тактика, заправский.

План урока.

Этапы урока
Условия
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Активизация знаний.
Обсудить аспекты при-роды смешно-го в литератур
ных произведе
ниях.

Вывешивается табличка «преступник»
Вспомните пожалуйста название главы в которую входят произведения Марины Бородицкой «На контрольной», Михаила Яснова «Подходящий угол».

Давайте вспомним почему нам было смешно изучая эти произведения.

Сегодня и на последующих уроках мы познакомимся с произведением Надежды Тэффи «Преступник».
Найдите значение слова в словаре.

Смешно, когда что-то не получается или получается наоборот.

Объяснение нового материала.

Знакомство с писательницей Надеждой Тэффи.

Чтение текста учителем.

Надежда Тэффи - см. приложение.

В тексте встретились новые слова. Найдите значения этих слов в словаре.
«надобность» «порядочный»
«легальный» «пазуха»
«выгорело» « тактика»


Постараться, чтобы дети, опираясь на текст, сами определили возраст мальчика-героя рассказа.

Найти описание карандаша в тексте.

Постараться, чтобы дети сами обнаружи
ли контраст,ко
торый усилива
ет впечатление красоты каран
даша.

Попросить детей подтвердить при помощи текста, что Вовка не сразу решился само-вольно взять чужие каранда
ши.

Обсудить смысл послови
цы «Коготок увяз, и всей птичке конец»

Физ.минутка.

Помочь понять моти-вы поведения Вовкиной мамы.

Обсудить,почему план, приду манный Верой не сработал.

А сейчас прочитаем текс по цепочке.

Опираясь на кого, мы можем определить возраст Вовки?
Подтвердите свой ответ словами из текста.

Чем заинтересовался Вовка?
Найдите в тексте описание карандаша. С чем сравнивает Вовка карандаш? Обратите внимание на интонацию, с которой описывается карандаш. Найдите слово, которое усиливает эту интонацию.

Сколько попыток предпринимал Вовка, чтобы заполучить карандаш «честным» путем? Зачитайте.

Объясните смысл в выражения «Но дело не выгорело».
И что значит «переменил тактику»?

Скажите понимал ли Вовка, что он совершил преступление? Зачитайте ответ.

Зачем нужен был ему карандаш?

Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой.
Объясните смысл пословицы.

Чтение текста учащимися.

Почему Вовкина мама так переживает за поступок сына? Продолжите мысль Анишит Йокоповны.

Почему она не хочет возвращать карандаши сама?

А в жизни родители переживают за своих детей? Почему?

Найдите в тексте слова, зачем мама с Верой придумали план разоблачения Вовки?
Чего опасается мама Вовки?

Сработал ли план Веры? Почему? Подтвердите словами из текста.

На старшую сестру Бубу, которой 6 лет.

Карандашом.
С единствен-ной радостью мира.
Описание карандаша идет с воск-лицательной интонацией.
Кра-со-та!

Чтобы проти
вопоставить
красоте каран
даша (она-он, серенькая-бле
стящая)

2 попытки: выдать за свой, затем попросил порисовать.
Но когда у него ничего не получи-лось он изменил свой план, чтобы получить карандаш.

Да. «Вовка отлично понимал, что ».
«Карандаш был ему нужен как »

Сделав один раз что- нибудь плохо, хочется сделать это ещё раз.

Ей стыдно за сына. Она хочет,чтобы Вовка сам понял что он сделал.
Маме очень важно,чтобы Вовка осоз-нал,что брать чужое нельзя.
Так как Вовка ещё несовершен-нолетний ответствен-ность за его поступки несут родители.

«Надо что-то предпринять».
Что ему не составит труда ещё раз взять чужое.
Нет. «Лучше пожалуй»

Обобщение
Дать характе-ристику Вовке
и его поступ-ку.

Корректно обсудить с детьми случа-лось ли с ними такое?
Почему автор Надежда Тэффи зовет своего героя Вовка, а не Вова?

Какие черты характера она раскрывает нам в Вовке?

Скажите пожалуйста а с вами такое случалось?
Наверное потому, что он немножко не послуш-ный.
Вовка-малень
кий, умный, но в тоже время и глупе
нький, интере
суется краси-выми вещами
Да.

Домашнее задание

1. Найдите интересные факты из жизни Надежды Тэффи.
2. Нарисуйте, какой карандаш «украл» Вовка.
3. Выразительное чтение с.50-55.

Приложение.

Надежда Тэффи
Тэффи, Надежда Александровна (наст. фамилия Лохвицкая, по мужу Бучинская) (1872-1952), русская писательница.
Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям 27 апреля (9 мая) 1872 в С.-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губ.). Дочь профессора криминалистики, Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».
. Считалось, что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.
Излюбленный жанр Тэффи миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. В мире, где утрачены многие идеалы,истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде эта тема преобладает во многих рассказах. Под конец своего творческого пути сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама подготовить к печати Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.
Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.

Серия уроков в рамках ГМС «Развитие коммуникативных способностей на уроках литературного чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»».

Тема: Контраст. Надежда Тэффи «Преступник» .Урок 2.

Тип урока: Формирование и совершенствование ЗУН и ОУУН.


представлять себе черты его характера.
но перечитывать и просматривать текст по разным основа
ниям: для подтверждения своего ответа.
Продолжить учить учащихся обнаруживать в тексте конт-
раст и объяснять смысл его использования.
Совершенствование навыка выразительного чтения, уме-
ния работать с дополнительными источниками информа-
ции (словарями и т.д.)
нально окрашен его смех.


Учебник русского языка ч.2. Таблички со словами:
почтенной, галун, моральную, прельстился.


Луценко Ольга Александровна.

План урока.

Этапы урока
Условия
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Активизация знаний.
Проверка дом. задания.
Выставка ри-сунков.

Что интересного из биографии Надежды Тэффи вы нашли?

Кто такой криминалист?

Дайте объяснения своим рисункам.

Чтение по ролям.
Н.Тэффи была дочерью криминалис-та. Кримина-лист-человек расследую-щий преступ-ления.

Объяснение нового материала.

Постараться чтобы дети сами нашли описание красного наперстка и смогли доказать, что он увиден глазами Вовки.

Попросить учащихся доказать, что Вера придума
ла историю с полицией.

Физ.минутка.
Чтение текста с. 56-59.
Давайте найдем значения слов: «почтенной» «галун»
«моральную» « прельстился»

Что хранила старуха в рабочем столе?

Обратите внимание на описание напёрстка. Использует ли автор прием –контраст. Зачитайте.

Очарован ли Вовка напёрстком? Подтвердите словами из текста.

О какой басне идёт речь в рассказе?

Кто первым начинает беспокоиться что что-то не так?

Какая реакция мамы? Зачитайте.

Выдумала ли Вера историю про полицию.

Верят ли дети тому, о чём говорит Вера? Аргументируйте свой ответ словами из текста.

Что делает их страх ещё более
сильней? Зачитайте.

Кто первым не выдерживает?

Всё для руко-делия.

«Был ещё и третий»

«завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться».

Чтобы Вовка за это время стащил напер
сток.

И.Крылов
«Стрекоза и муравей».

Буба и мама.

«Вовка украл! Как быть?»

«Четыре круг
лых голубых глаза»

Их воображе-ние. « «Ищей-ки» было ужа
сное слово.»

Первичное понимание и закрепление
Чтение текста учащимися.

Поручить детям объяс-нить, почему на этот раз план Веры сра
ботал.

Подтвердите словами из текста слова Анишит Йокоповны.

Какая реакция у детей на придуман
ную историю Веры?

Почему сработал план Веры?

Сумела ли Вера создать такую ситуацию, в которой Вовке пришлось признаваться немедленно, пока ещё не поздно? Подтверди свой ответ словами из текста.

Буба - настоящий друг Вовки? Почему?

«без донышка и яркого, неповторимо яркого красного цвета.»

Дети в ужасе. Они задают «дурацкие» вопросы. Заикаются.

Вовка по-нас-тоящему испу
гался поли-цейских ищеек.

«если вор признается..»

Да. Она не выдает брата. Она плачет и не указывая на Вовку хочет, чтобы Вовка скорее признался сам и спасся от ищеек.

Обобщение
Обсудить с детьми вы-мышленный разговор мамы по телефону с полицией и узнать, что показалось им смешным.
Перечитай отрывок, обведенный рамочкой. Найди смешные строчки.

«донюха-лись и до ка-рандашей и страшно озве-рели. Пришлось им пообещать»
Вовка дает обещание вымышлен-ным собакам.

Домашнее задание

1. Чтение по ролям с. 56-59.
2. Составить план пересказа.
3. Рисунки наперстка.

Серия уроков в рамках ГМС «Развитие коммуникативных способностей на уроках литературного чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»».

Тема: Надежда Тэффи «Преступник» .Урок 3.

Тип урока: Закрепление.

Цели урока: Учить детей, опираясь на высказывания и поступки героя,
представлять себе черты его характера.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократ-
но перечитывать и просматривать текст по разным основа
ниям: для подтверждения своего ответа.
Обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны.
Работать над развитием умения пересказывать основные
моменты текста своими словами.
Выяснить, над чем смеется автор рассказа и как эмоцио-
нально окрашен его смех.
Совершенствование навыка выразительного чтения.

Уровень учебных возможностей учащихся. Класс возрастной нормы.

Оборудование: Портрет писательницы, детские рисунки к рассказу.

Урок составила учитель МОУ « Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска.
Луценко Ольга Александровна.

План урока.

Этапы урока
Условия
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Активизация знаний.
Проверка дом. задания. Выставка рисунков с комментария-ми детей.
Что общего во всех рисунках? Почему все рисунки выполнены в одной цветовой гамме?
Чтение по ролям.

Разбор планов, составленных учащимися.
Пересказ по плану.
Вовка любит всё ярко-красное.

Объяснение нового материала.

Выяснить причины комического эффекта в ситуации с потерянной кем-то булавкой.

Физ.минутка.

Чтение текста учителем.

Зачем Буба обращает внимание на булавку?

Как реагирует Вовка на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?
Подтверди свой ответ словами из текста.

Почему у Вовки не возникло желание подобрать булавку? Она была не такая яркая, блестящая?

Прослеживаются ли смешные нотки в диалоге детей?

Как вы думаете повлияла ли история с полицейскими собаками на решение Вовки не брать чужое?

Что смешного в этом?

Проверить реакцию Вовки.

Вовка реагирует очень бурно. Он резко оста
навливает сестру
«Не смей тро-гать! – прог-ремел Вовка басом»

Нет, потому что он называет булавку «чужой собст-венностью»

Да, потому что булавка такой незначительный предмет, что искать её владельца совершенно бессмысленно

Да. Он же давал «им» обещание.

Что с точки зрения Вовки любое отступление от честной жизни недопустимо.

Первичное понимание и закрепление
Чтение учащихся.

Сопоставить название рассказа с последним абзацем текста чтобы подчерк
нуть шуточ-ный смысл его названия.

Как отреагировала Буба на правильное решение Вовки?
Зачитайте.

Прочитайте внимательно последний абзац. О чем в нем говориться?

Какими деталями подчеркивается, что Вовка ещё маленький?

«Буба отдер-нула свою, и с уважени-ем посмотре-ла на челове-ка, »

Дано описа-ние Вовки.

Гетры, связанные мамой, от него пахло теплым молоком и манной кашей.

Обобщение
Проанализировать название главы и назва-ние рассказа.
Вспомните как называется глава в которой помещен этот рассказ?

Вспомните, как называется этот рассказ?

Кто главный герой?

Почему же этот рассказ оказался в этой главе? Что смешного в этом рассказе?

Как вы думаете, Надежа Тэффи назвала свой рассказ в шутку или всерьез? Почему?

Познакомились ли вы с миром маленького мальчика?
«Продолжаем разгадывать секреты смешного»

«Преступник»

Пятилетний мальчик Вовка.

Есть смеш-ные моменты.
«Клятва» полицейским собакам, реак
ция на ситуа-цию с булав-кой.

Да. Мы увиде
ли, как рас-суждает и ду-мает пятилет-ний мальчик, что для него является цен-ностью и что может его испугать.

Домашнее задание

1. Пересказ.
2. Подготовить сообщение биография К. Чуковского.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты :

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

    Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель : формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

1.знакомство с творчеством автора;

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III .Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: р азвивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV .Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

-Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

- Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

- Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

- Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI . Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Н. Тэффи

Имя Надежды Тэффи должно быть известным каждому ребенку, не говоря уже о взрослых. Хотя эта блестящая писательница не ориентировалась на детскую аудиторию, я все же хочу порекомендовать для чтения детям (не младше 8-и лет) ее чудесный рассказ "Кошка господина Фуртенау", который научит подрастающее поколение таким важнейшим понятиям, как любовь, забота, порядочность и доброта.

Еще один замечательный рассказ - "Преступник" - о маленьком мальчике по имени Вовка, который стал воровать вещи у своих одноклассников и родственников, тоже, на мой взгляд, должен быть прочитан и детьми, и взрослыми.

Итак...

Кошка господина Фуртенау

"Было это дело в маленьком городке, в Зоннебахе, на церковной площади...

Квартирки в Зоннебахе редко пустовали, особенно маленькие, и не успели похоронить старую ведьму, занимавшуюся трикотажем без малого сорок лет, как в ее уютные и чистенькие две комнатки с кухней въехал новый жилец. Это был высокий худой старик, очень серьезный и почтительный. Поклажу привез за ним артельщик на ручной тележке. Крытый клеенкой диван, кресло, складной столик и большую обвернутую зеленой тряпкой клетку. Мальчишки, глазевшие на этот переезд, сразу догадались, что в клетке приехала кошка.

Догадка в тот же вечер подтвердилась, потому что слышно было, как старик звал кошку и она в ответ мяукала.

Питти! Питти! Питти! - звал он. - Хочешь молочка?

И кошка отвечала: - Мау! Мау!

Довольно грубо отвечала. Должно быть, кот, да и не молодой. Так водворился старичок на новом месте. Утром, как и все, уезжал в трамвае в город, вечером возвращался, приносил кулечки, хозяйничал, разговаривал с кошкой, и она отвечала "мау". Сначала соседи, как водится, любопытствовали, спрашивали у сторожихи, кто он, да где служит, и почему никто к нему в праздник не приходит - ко всем ведь кто-нибудь приезжает, либо родные, либо друзья...

Фамилия старичка была Фуртенау. Пошли дни за днями, ночи за ночами. Весенние ясные, летние жаркие, зимние холодные, осенние скучные. Дул ветер, скрипел ржавый петух-флюгер на шпице старой колокольни, плыла луна. Скучно. К старику привыкли, но вот милая его кошечка не особенно соседям нравилась. Начать с того, что надоели вечные разговоры: - Питти! Питти! Питти! Хочешь молочка? Мау! Мау! Просто надоело. Стали даже думать - хоть бы выдрал он эту кошку, чтобы она как-нибудь иначе поорала. Потом вышла такая история..."

О том, какая вышла история и что же это за кошка была, мяукающая басом, вы узнаете, прочитав этот маленький, но, как и все произведения Н. А. Тэффи, содержательный, остроумный и поучительный рассказ.

Преступник

"... Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: "Что это за карандаш?" - не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: "Это нам в школе дали".

С моим Вовкой беда, - испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. - Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает. И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что же делать?

Подожди, я попробую, - решила Вера. - У меня он не отверится. Завтра же приду и поговорю.

Только, ради бога, не очен строго! Он ведь маленький.

Маленький, но психология уже заправского вора. Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьезно и скоро.

Как Вовка был выведен на чистую воду и что с ним случилось дальше? Прочитайте рассказ, и всё узнаете.

Тема урока : Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты : личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;

- работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Коммуникативные:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.

Ход урока

    Оргмомент

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

Здороваться утром:

«Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам»!

«Доброе утро улыбчивым лицам»!

Посмотрите друг не друга, улыбнитесь, повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок.

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока.

1). Насколько активно вы планируете разбирать текст?

Справитесь ли с заданиями, предложенными на уроке?

2). Все ли получится при работе в паре?

3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.

    Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем.

Найдите название следующего произведения и фамилию автора.

Какие цели поставим на урок?

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе.

Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката.

В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..

Надежда Александровна Тэффи работала в е, Одессе,Турции , . Некоторое время жила в Германии.

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи –это не настоящая фамилия, а..

-Верно, это ПСЕВДОНИМ

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».

III .Работа по теме урока

1. Словарная работа.

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно посмотреть значение слов?

Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удасться

Тактика -сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

2. Чтение учителем первого абзаца.

Что значит «страсти»?

3. Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.

О каких же страстях может идти речь?

Прочитаем первую часть и узнаем, кто же преступник?

Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.

Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?

4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? (Он трижды повторяет слово «красота»)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

- - Найдите в тексте описание карандаша.

Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.

Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? (прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение второй части рассказа

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало )

2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 (слайд)

3. Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах. (результаты работы пар выборочно озвучивают)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом.

Совпали ваши прогнозы с результатом?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все цели достигнуты?

А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?

VI . Домашнее задание:

2. По выбору:

а). Нарисовать, каким вы себе представляете Вовку.

б). Составить синквейн о Вовке.