Музеи пабло пикассо в испании. Пабло Пикассо - биография, личная жизнь художника: Я умру, никогда никого не полюбив Пабло пикассо испанец

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) (1881 - 1973) великий французский художник испанского происхождения, основоположник кубизма. Помимо живописи и рисунка он также занимался графикой, скульптурой, керамикой и дизайном. Пикассо оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Его идеи получили развитие в работах большого числа подражателей. Пикассо считается одним из самых плодовитых художников в истории. Список его работ составляет более 20 тысяч наименований.

Творческий путь Пикассо весьма разнообразен. Были в нем и периоды уныния, и периоды радости, периоды увлечения различными художественными техниками, цветовыми экспериментами и стилистическими формами живописи. Но самое главное, что он во всем и всегда был новатором, выражая свое удивительное и неповторимое видение мира.

С ранних лет Пабло продемонстрировал интерес к живописи. Любовь к изобразительному искусству ему привил его отец Хосе Руис Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет Пикассо пишет свою первую картину «Пикадор». С этой работой он не расставался до конца своей жизни.

В возрасте 13 лет он поступает в школу искусств в Ла-Корунье, а в 14-летнем возрасте - в школу изящных искусств Ла-Лонха, куда, несмотря на возраст, блестяще сдает вступительные экзамены на конкурсной основе. Затем он учится в Мадриде в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В 1898 году Пикассо возвращается в Барселону, где вступает в художественное общество «Els Quatre Gats».

С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Это трагическое событие сильно потрясло художника. Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901).

За «голубым» следует «розовый» период (1904 - 1906). В это время на смену унынию приходят более жизнеутверждающие, романтические, цирковые и театральные образы. В работах появляются розово-золотистые и розово-серые тона. Героями их становятся акробаты, танцовщицы, клоуны и бродячие артисты (пример, «Девочка на шаре», 1905).

На смену экспериментам с цветом и настроением приходит увлечение необычными формами, найденными в работах Сезанна и африканской скульптуре. Пикассо всерьез экспериментирует с деструкцией и деформацией, отвергая традиции натурализма. Новое увлечение приводит его к созданию совершенно нового направления в изобразительном искусстве - кубизму. В своих работах Пикассо представляет пространство и объекты в виде простых геометрических фигур (пример, «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909).

В 1916 - 1919 годы Пикассо принимает участие в постановке новаторского «Русского балета» Сергея Дягилева. На протяжении этих лет он увлеченно занимается сценографией, создает декорации и костюмы. Скандальная слава балета приносит Пикассо большую популярность в широких кругах парижского бомонда.

В это время он знакомится с балериной «Русского балета» Ольгой Хохловой. Через некоторое время они женятся. Успех и семейное счастье возвращают в творчество художника классическую технику исполнения. В работах вновь появляются ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица.

В середине 20-х Пикассо проникается идеями сюрреализма . В мир его картин входят образы бессознательного. Воображение мастера, распаленное неурядицами семейной жизни, порождает то абсурдных и бесформенных монстров, то орущих или разорванных людей, то каких-то агрессивно-эротических человекоподобных существ (пример, «Фигуры на берегу моря», 1931).

В начале 30-х годов Пикассо серьезно увлекается скульптурой. Он творит величественные бюсты и женские ню, сюрреалистические фигурки, животных и полуабстрактные формы, среди которых особое место занимают гравюры к «Метаморфозам» Овидия (1930).

Во время гражданской войны в Испании (1936 - 1939) художник сопереживает республиканцам, борющимся с режимом Франко. В 1937 году после бомбежки и разрушения города Герника в провинции Бескайя (Испания), он пишет свою знаменитую картину «Герника». Громадное полотно, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. В это время он сближается с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой переезжает жить на Средиземноморское побережье Франции. Работы, созданные с середины 40-х до середины 50-х, отличаются атмосферой идиллии и гармонии с природой. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Помимо написания картин в это время Пикассо увлекается восстановлением традиционного народного мастерства. Он активно занимается скульптурой, изготовлением статуэток животных, декоративных блюд и тарелок, кувшинов и пр.

В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции и активно поддерживает пацифистские идеи. Его произведения пользуются огромным успехом. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) - самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира»; статуя «Человек с ягненком» (1943 - 1944); живописные панно «Война» и «Мир» (1952); панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 - 1957); ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе; вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velázquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и др.

Умер Пикассо 8 апреля 1973 года. Похоронен, в соответствии с собственным завещанием, во дворе принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Пабло Руис Пикассо является одной из самых заметных фигур, оказавших огромное влияние на искусство 20-го века. За свою продолжительную творческую карьеру, длившуюся более 75 лет, он создал тысячи творений, среди которых не только живописные полотна, но и гравюры, сценографии, керамика, мозаика и многочисленные скульптуры, выполненные с использованием разнообразных материалов. Он был одним из самых революционных художников в истории западной живописи. Пикассо творил и развивался в своей стихии с невероятной жизненной силой, в ускоренном темпе, свойственном стремительному веку. Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней. Испанский художник был центральной фигурой в развитии кубизма, заложил основы понятия абстрактного искусства.

Детские годы

Пабло появился на 25 октября 1881 года в Андалузском регионе юга Испании. После появления на свет акушерка решила, что младенец мертв, так как роды были продолжительные и тяжелые. Его дядя, доктор по имени Сальвадор, буквально спас новорожденного, выпустив дым от сигары в сторону малыша, который немедленно отреагировал на запах отчаянным ревом. Полное имя, полученное при крещении, содержит 23 слова. Он был наречен в честь различных святых и родственников.

Его отец Хосе Руис Бласко происходил из древнего, богатого рода северо-запада Испании. Он был художником, преподавал в школе изящных искусств, основанной Академией художеств и расположенной в здании Сан-Тельмо, старом монастыре иезуитов, и служил куратором в муниципальном музее. Школа искусств в Малаге работала с 1851 года. Своей фамилии художник обязан матери Марии Пикассо Лопес. Он активно использовал ее начиная с 1901 года.

Согласно преданию, одним из первых произнесенных слов было «piz», сокращение от «lápiz», что означает «карандаш». Пабло любил рисовать с детства. Отец полностью контролировал художественное образование сына. Он сам давал ему уроки и отправил его в возрасте пяти лет в школу, в которой работал. Будучи сыном академического живописца и воодушевившись его работами, Пабло начал творить с раннего возраста. В детстве его отец часто брал его в бой быков, и одна из его ранних картин содержала сцену корриды.

В 1891 году отец получает преподавательскую должность в институте в Ла-Корунье, а в 1892 году Пабло поступил в это же образовательно заведение в качестве ученика. В течение трех лет он получал классическое художественное образование. Под академическим руководством отца он развивал свой художественный талант с необычайной скоростью.

Годы обучения

В январе 1895 года, когда Пикассо был подростком, его младшая сестра Кончита умерла от дифтерии. Это трагическое событие повлияло на планы семьи. К этому же периоду Хуан был принят на должность учителя в художественную академию в Ла-Лондже, и семья переезжает. Отец способствовал независимости Пабло, сняв ему студию в Барселоне.

Год спустя он был принят в качестве студента королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Он продемонстрировал свою замечательную способность, завершив за один день вступительный экзамен, на который был отведен целый месяц, несмотря на то, что был моложе, чем официально требовалось для обучения. При финансовой помощи своих родственников Пабло отправляется учиться в Мадрид в конце 1897 года. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. В кафе он подружился с молодым каталонским живописцем Карлосом Касахемасом, с которым в последствии переехал во Францию.

В 1900 году в Барселоне состоялась первая выставка Пикассо, а осенью он отправился в Париж.

Парижский период

На рубеже двадцатого века Париж являлся центром международного художественного мира. Для живописцев это была родина импрессионистов, которые изображали окружающий мир с помощью мазков или штрихов из несмешанных цветов, чтобы создать ощущение реального отраженного света. Хотя их работы и сохранили определенные связи с окружающим миром, наблюдались определенные тенденции к абстракционизму. Покинув Испанию, Пикассо на Всемирной выставке в Париже представил свою картину «Последние мгновения».

Однако поездка в столицу искусства была омрачена. Друг художника впал в депрессию из-за несчастной и болезненной любовной истории с танцовщицей из Мулен Ружа. Они решили провести отпуск в родном городе Пикассо, но этому не суждено было случиться. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Пабло был настолько раздавлен этой потерей, что это не могло не отразиться на его творчестве. Он пишет несколько портретов друга в гробу. Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты, изобилующими голубыми тонами. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет. Он рисовал людей с удлиненными чертами лица. Некоторые из его картин этого периода изображали бедняков, нищих, печальных и мрачных людей.

Два выдающихся примера работ «голубого периода Пикассо»:

  • «Старый гитарист»;
  • «Нищий старик с мальчиком»;
  • «Жизнь»;
  • «Женщина с пучком волос».

В 1902 году были организованы две выставки художника. Тем не менее он живет и работает практически без средств к существованию в комнате Макса Якоба. Из глубокой депрессии по поводу смерти близкого друга Карлоса Касахемаса помогла выйти любовная история с Фернандой Оливье, бывшей сначала его моделью. Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Картины стали наполняться более теплыми цветами, среди которых оттенки красного, бежевый, оранжевый. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Сюжеты представляли изображение более счастливых сцен, среди которых была и цирковая тематика.

Пикассо обзавелся постоянной парижской студией в 1904 году. Его студия вскоре стала местом встречи художников и писателей города. Вскоре в круг друзей вошли поэт Гийом Аполлинер, Макс Якоб, Лев и Гертруда Штайн, Андре Салмо, два агента: Амбруаз Волларда и Берта Вайль.

С 1905 года он все больше интересовался изобразительным приемами. Этот интерес, по-видимому, пробудился благодаря поздним картинам Поля Сезанна.

В период между 1900 и 1906 годами он перепробовал почти все основные стили живописи. При этом его собственный стиль изменился с необычайной скоростью. Штайны знакомят его с Анри Матиссом. Портрет Гертруды Штайн, начал череду опытов портретной абстракции, вдохновленных иберийской скульптурой, выставку которой Пикассо посетил в Лувре весной 1906 года.

Пикассо и кубизм

«Авиньонские девицы» стали попыткой Пикассо забыть свои прошлые отношения. Выполненная в новой революционной манере, под влиянием искусства Сезанна и Негро, картина стала основоположником зародившегося живописного направления, родителем которого считается Пикассо.

Вместе с живописцем и другом Жоржем Браком в 1907 году начал свои изобразительные эксперименты. Кубизм явился новой художественной концепцией художника, посредством которой Пабло попытался бросить вызов общепринятым законам копирования природы. Объекты ложатся на полотно путем сокращений и разлома объектов, чтобы подчеркнуть две размерности холста.

Между 1907 и 1911 годами Пикассо продолжал разлагать видимый мир на более мелкие грани монохромных плоскостей. При этом его работы становились все более абстрактными. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. Именно в этот период он начал использовать песок или штукатурку в своей краске, чтобы придать ей текстуру. Он также применял цветную бумагу, газеты и обои, чтобы придавать полотнам дополнительную выразительность.

Русская жена Пикассо

Сотрудничество Пикассо с режиссерами балетных и театральных постановок Пикассо начал в 1916 году. Придуманные и реализованные декорации и костюмы балетов Дягилева поражали публику с 1917 по 1924 год. Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году. В 20-х годах двадцатого века художник и его жена Ольга продолжили жить в Париже, часто путешествовали и проводили лето на пляже. Из-за возникшего у Пикассо на стороне романа с молодой француженкой, повлекшего беременность и рождение внебрачного ребенка семья распалась. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. Развод не случился, и Ольга оставалась женой художника до конца своих дней из-за нежелания Пабло соблюдать условия брачного договора.

Новые свершения

В несколько этапов Пикассо отвернулся от абстракции и свет увидела череда картины в реалистичном и безмятежно красивом классическом стиле. Одной из самых известных работ стала «Женщина в белом». Написанная всего через два года после «Трех музыкантов», спокойная и не привлекающая излишнего внимания к себе эпатажностью, в который раз продемонстрировала легкость, с которой мог выразить себя.

После короткого обращения к классицизму мастер стал известен своими сюрреалистическими работами, пришедшими на смену кубизму.

В период с 1925 по 1930-е годы он в определенной степени был связан с сюрреалистами, а с осени 1931 года особенно интересовался скульптурой. В 1932 году, в связи с проведением крупных выставок в галереях Жоржа Пети в Париже и Доме искусств в Цюрихе, известность Пикассо заметно возросла. К 1936 году испанская гражданская война оказала глубокое влияние на Пикассо, апогеем которого стало написание самой известной из его картин. «Герника» — аллегорическое осуждение фашизма, мощный образ, изображающий реалии и войны и ее последствий.

Эта работа была заказана правительством для павильона Испании перед Парижской всемирной ярмаркой. Она изображает катастрофические разрушения в городе во время гражданского восстания. Работа была завершена в течение шести или семи недель. Выполненная полностью в черном, белом и сером цвете, шириной в 25 футов и высотой в 11, картина служит квинтэссенцией боли и страданий народа от жестокости. Пикассо применил живописный язык кубизма к ситуации, возникшей из социального и политического сознания.

Политические взгляды Пикассо

Пикассо публично заявил в 1947 году, что он коммунист. Когда его спросили о мотивах, он заявил: «Когда я был мальчиком в Испании, я был очень бедным и осознавал, как живут бедные люди. Я узнал, что коммунисты ориентированы на нужды бедных. Поэтому я стал коммунистом». После смерти Иосифа Сталина коммунисты Франции обратились к художнику с просьбой написать партийного деятеля. Его портрет вызвал шумиху в руководстве коммунистической партии. Советское правительство забраковало его портрет.

Несмотря на то, что Пикассо был в изгнании из своей родной Испании после победы в 1939 года генералиссимуса Франсиско Франко, он отдал более восьми сотен своих ранних работ Барселоне. Но из-за неприязни Франко его имя так и не появилось в музее. Среди огромного количества выставок Пикассо, которые проводились во время жизни художника, наиболее значительными были экспозиции в Нью-Йорке и Париже.

В 1961 году Пабло взял в жены Жаклин Роке, и они переехали в Мужен. Там Пикассо продолжил свою плодотворную работу, которая не прекращалась до конца его дней. Одним из последних произведений был автопортрет, сделанный карандашом на бумаге «Автопортрет, стоящего лицом к лицу к смерти». Он умер через год в возрасте 91 года в своей тридцатипятикомнатной вилле на холме Нотр-Дам- де-Ви в Мужен 8 апреля 1973 года.

Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертворожденным. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спасло ребенка везение — его дядя, Don Salvador, курил сигары, и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо. Новорожденный скорчил гримасу и зашелся в плаче. Если бы не курение, Пабло Пикассо мог бы и не появится на свет как известный художник…

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в анадалузской провинции Испании, в городе Малага. Его отец, Хосе Руис Бласко, был художником, поэтому неудивительно, что Пабло начал рисовать с детских лет. Свою первую картину маслом он написал в 8 лет, а в 13 лет поступил в Барселонскую Академию художеств, поразив приемную комиссию своим талантом. Именно в это время Пабло берет себе фамилию матери — Пикассо— считая, что она лучше звучит, а также для того, чтобы его не путали с отцом. Три года спустя юный художник уже учился в мадридской академии Сан-Фернандо, считавшейся лучшей в Испании.


Хосе Руис Бласко

В 1900 году Пикассо посещает Париж — культурную столицу Европы, и через два года, в 1902, начал рисовать картины в серо-голубых и сине-зеленых холодных тонах. Этот период его творчества прозвали «голубым периодом». В 1905 году Пикассо создаёт легендарную «Девочку на шаре» — картину с более теплыми розовыми тонами. Так и состоялся переход от меланхоличного «голубого периода» к жизнеутверждающему «розовому»

“Девочка на шаре”

В 1907 году Пикассо прекращает эксперименты с цветом. Его больше интересует анализ формы и ее деформация. Так рождается его первая работа в жанре кубизма под названием «Авиньонские девицы». На протяжение следующих лет Пикассо ломает линии и объемы, рассекает лица на портретах на отдельные элементы, превращает отдельные элементы в геометрические формы и блоки. Его работы хорошо раскупаются, и художник, несколькими годами ранее чуть-ли не нищенствующий, становится очень обеспеченным человеком.

«Авиньонские девицы»

В 1916 году Пикассо создавал эскизы костюмов для одного из спектаклей Сергея Павловича Дягилева, где он и познакомился с Ольгой Хохловой, одной из балерин труппы, и в 1918 году женился на ней. Через 3 года спустя у них родился сын, Поль. После свадьбы Пикассо расстался с богемной жизнью: теперь он был состоятельным человеком и влиятельным членом общества. В этот период Пикассо частично отходит от кубизма и снова возвращается к реалистичному искусству.

Портрет Ольги

В 1925 году Пабло Пикассо написал картину «Танец», давшую начало сюрреалистическому этапу его деятельности, причем не только в живописи, но также и в скульптуре. В 1927 году художник встретил 17-летнюю Марию Терезу Вальтер, у них возник роман, она стала его любовницей и моделью. В 1935 году Мария Тереза родила ему дочь, но уже год спустя они расстаются. В это же время Пикассо расстается и с женой, хотя официально они остаются женаты до смерти Ольги в 1955 году. Его моделью на следующие девять лет жизни становится французская художница и фотограф Дора Маар. Ее лицо Пикассо ломал и искажал в своих работах "Плачущая женщина", "Портрет Доры Маар с кошкой" и других. Теперь перейдем к самым знаменитым картинам Пабло Пикассо:

"Плачущая женщина"

"Портрет Доры Маар с кошкой"

В 1937 году художник создал одну из самых легендарных своих работ - «Гернику» — в память об одноименном городе в Басконии, разбомбленном итальянской и немецкой авиацией. В период Второй мировой войны Пабло Пикассо остался в Париже, и в 1944 году даже вступил во Французскую коммунистическую партию.

«Герника»

После войны Пикассо отправляется на юг Франции вместе с молодой художницей Франсуазой Жило, родившей ему двоих детей и до их расставания в 1953 году служившей ему музой. Семь лет, с 1948 по 1955, семья художника проводит в городе Валлорис, знаменитом своими керамическими мастерскими. Там у Пикассо пробуждается любопытство к керамике, сохранившееся до конца его жизни. Большое внимание он уделяет пацифизму. Одна из работ этого периода — «Голубь мира» — становится эмблемой Первого Всемирного конгресса сторонников мира.

В 1961 году престарелый Пикассо женится на 34-летней Жаклин Рок, подвигшей его на серию портретов. Именно ей Пикассо посвятил больше всего своих работ. Жаклин становится последней женщиной в бурной жизни любвеобильного художника и остается с ним до последних дней. В 1960-е годы Пикассо занимался переосмыслением классики: его работы в кубическом стиле были своеобразными вариациями на тему картин выдающихся художников прошлого (Мане, Гойи, Веласкеса). Один из талантливейших людей XX века умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года во французском городе Мужен, на собственной вилле. После себя Пабло Пикассо оставил десятки тысяч работ, изменивших представление об изобразительном искусстве, и славу одного из наиболее выдающихся художников столетия. Его картины в настоящее время входят в число самых дорогих работ, продаваемых на аукционах.

“Первая картина”

Пабло Пикассо осваивал технику рисунка и живописи с восьми лет: сначала под руководством отца, преподавателя рисования в Малаге, а затем в Художественной школе в Ла Корунье , куда переехала семья. С 1895 года Пикассо начал заниматься в Школе изящных искусств Барселоны.

14-летний Пабло Пикассо
1895, Барселона

Его масштабная композиция «Наука и Милосердие» [«Science and Charity»] (1897, музей Пикассо, Барселона) была отмечена на выставке в Мадриде. Пикассо легко поступил в Королевскую Академию художеств Сан Фернандо в Мадриде (1897), но, недовольный методами преподавания, вернулся в Барселону и сблизился с авангардистами, встречи которых проходили в кабаре «Четыре кота» [«Els Quatre Gats»]. Реализм ранних работ художник под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека и Теофиля Стейнлена стал видоизменяться («Свидание», около 1900).

В 1900 году Пикассо отправился в Париж, где на Всемирной выставке экспонировалась его картина. Здесь он открыл для себя искусство Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Синьяка; начал писать в технике пуантиллизма. Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Пикассо, которая получила положительный отзыв в журнале «Revue blanche» (1901).

В 1901 году покончил жизнь самоубийством близкий друг художника Карлос Касахемас . Его смерть потрясла Пикассо; он возвращался к образу Касахемаса, вместе с которым приехал в Париж, снова и снова, в целой серии картин, отмеченных преобладанием холодных синих тонов. Так начался «голубой» период творчества художника (1901-1904). Написанные под влиянием Эль Греко произведения тех лет сочетали в себе аскетизм в отображении окружающей среды с отчетливым драматизмом образов. Героями картин Пикассо были нищие, цирковые артисты, проститутки из тюремной больницы («Две сестры», 1902; «Жизнь» [«La Vie»], 1903, Кливлендский музей искусств; «Старый еврей и нищий», 1903).


1 / 3

Пабло Пикассо
Жизнь
1903
Холст, масло. 196,5 х 128,5
Кливлендский музей искусств, Кливленд

В 1901-1903 годах художник постоянно переезжал из Барселоны в Париж и обратно.

Весной 1904 года Пикассо окончательно обосновался в Париже, поселившись в «Плавучей прачечной» [«Bateau-Lavoir»] — своего рода коммуне художников, куда наведывались такие поэты, как Андре Сальмон , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . В 1904 году Пикассо познакомился там с Фернандой Оливье , которая на несколько лет (вплоть до 1912) стала его подругой и моделью.

“Плавучая прачечная” на Монмартре
1967
Getty Images / Fotobank

Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906

С конца 1904 года начался « розовый» период (1904-1906) творчества Пикассо, для которого характерно смягчение эмоционального строя картин и доминирование розового и светло-охристого оттенков. Прообразами странствующих актеров, которых по большей части представляют эти утонченные композиции, выступали акробаты и клоуны из парижского цирка Медрано , друзья Пикассо и сам художник («Семейство бродячих комедиантов», 1905, Национальная галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905).

В 1905 году патронами Пикассо стали Лео и Гертруда Стайн . В их доме он встретил Анри Матисса, чьи смелые эксперименты с цветом и формой вдохновили его на более радикальные художественные поиски. Работы Гогена в Осеннем Салоне (1906) и ретроспектива Поля Сезанна (1907) подсказали Пикассо путь к лаконизму; произведения первобытных культур — к примитивизации («Портрет Гертруды Стайн», 1906, музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В 1907 году Пикассо приступил к работе над большой композицией «Авиньонские девушки» [«Les Demoiselles d’Avingnon»] (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта картина, как и другие произведения периода раннего кубизма («Танец с покрывалами», 1907; «Дриада», 1908), в том числе величайшее его достижение — «Три женщины» (1908), строилась на резких геометрических деформациях объемов.

Пабло Пикассо
Авиньонские девушки
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Осенью 1908 года Пикассо познакомился с С. И. Щукиным; через год тот приобрел у художника первую картину — «Даму с веером», 1909.

С конца 1908 года началось сотрудничество Пикассо с Жоржем Браком; они постоянно встречались, вместе работали, продвигаясь от одной стадии кубизма к другой.

Жорж Брак в своей мастерской на Монмартре
1910
Rue des Archives / Vostock Photo

Лето 1909 года художник провел в Каталонии, где исполнил серию кубистических пейзажей («Завод», 1909). К 1910 году Пикассо пришел к почти абстрактным композициям, сохраняющим лишь наиболее существенные детали объекта — «атрибуты», как называл их сам мастер. Одной из вершин кубистической живописи этого времени стал «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Вскоре, вслед за Браком, Пикассо начал вводить в свои композиции буквы и усеченные лексемы, прибегая к сложной, не всегда очевидной словесной игре. С 1911 года под флагом кубизма в Салоне Независимых выступали последователи Пикассо: Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Константин Бранкузи. Сам Пикассо выставлялся в Лондоне, Берлине (1911, Сецессион), Москве («Бубновый валет»), Мюнхене (1912, «Синий всадник» [«Der Blaue Reiter»]) и Нью-Йорке (1913, Армори-шоу [«Armory Show»] ). Продажу своих картин художник с 1910 года доверил Даниэлю-Анри Канвейлеру.

С весны 1912 года в живопись Пикассо вернулись цвет и реальные детали («Столик в кафе», 1912).

1 / 3

По примеру Брака он обратился к коллажу и введению в красочное полотно неживописных фрагментов из газет, картона и бумаги, а также настоящих предметов. Пикассо применял одновременно несколько графических и живописных техник, экспериментировал с фактурами, добавляя в краски песок или опилки, использовал бумажные и напылительные технологии. Следующим шагом стало для него создание кубистических конструкций, или ассамбляжей. Трехмерные произведения, стирающие границы между живописью и скульптурой, свидетельствовали о появлении нового пластического языка, который оказал колоссальное влияние на общеевропейский художественный процесс.

В 1916 году по инициативе Жана Кокто С. П. Дягилев пригласил Пикассо участвовать в постановке балета «Парад». Парижская премьера «первого сюрреалистического спектакля» (1917) имела успех, и Пикассо еще на протяжении 10 лет сотрудничал с Русскими балетами, оформив в общей сложности шесть постановок. В 1918 году Пикассо женился на балерине дягилевской труппы О. С. Хохловой.

Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо с женой, балериной Ольгой Хохловой, на фоне афиши балета «Парад»
1917

Период 1917-1925 годов ознаменован в творчестве художника поворотом к классическим формам. Начав с обращения к Доминику Энгру и Огюсту Ренуару («Ольга в задумчивости» [«Olga pensive»], 1923, Музей Пикассо, Париж), Пикассо пришел к «колоссальному» стилю с мощными, близкими греческой архаике формами и экспрессивными деформациями («Две женщины, бегущие по пляжу» [«Deux femmes courant sur la plage»], 1922, музей Пикассо, Париж). На художника посыпались обвинения в измене со стороны кубистов; дадаисты называли его «мертвым художником». Но совсем скоро Пикассо, демонстрируя неисчерпаемость своего пластического лексикона, перешел от неоклассицизма и декоративного кубизма к сюрреалистическим, полноцветным, чувственным композиции с биоморфными фигурами («Танец» [«La Danse»], 1925, Галерея Тейт, Лондон). Это преображение совпало по времени с появлением в жизни художника Марии-Терезы Вальтер . «Я стремлюсь к сходству, превосходящему по глубине саму реальность», — утверждал Пикассо, которого сюрреалисты провозгласили «великим начинателем».



1 / 3

Пабло Пикассо
Ольга в задумчивости
1923
Пастель. 105 х 75
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Две женщины, бегущие по пляжу
1922
Гуашь, фанера. 32,5 х 41,1
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Три танцовщицы
1925
Холст, масло. 215,3 х 142,2
Галерея Тейт, Лондон

В 1932 году в Париже и Цюрихе прошли крупные ретроспективы Пикассо. В середине 1930-х годов художник на время оставил занятия живописью и начал писать стихи. В это десятилетие в его произведениях частотны мотивы насилия и борьбы, доминирует трагическое начало. В 1937 году бомбардировка немецкой авиацией баскского города Герника побудила Пикассо всего за месяц написать для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже колоссальную черно-белую композицию «Герника» (Музей королевы Софии, Мадрид), вызвавшую огромный резонанс в Европе.

Самый продуктивный живописец в истории человечество.

Он же и стал самым успешным художником, заработав за свою жизнь более миллиарда долларов.

Он стал основателем современного авангардного искусства, начав свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм и отдав дань сюрреализму.

Великий испанский живописец, основоположник кубизма. За свою долгую жизнь (92 лет), художник создал настолько огромное количество картин, гравюр, скульптур, керамических миниатюр, что оно не поддается точному подсчету. По данным разных источников, наследие Пикассо составляет от 14 до 80 тысяч произведений художественного искусства.

Пикассо уникален. Он принципиально один, ибо удел гения – одиночество.

25 октября 1881 года в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес произошло радостное событие. На свет появился их первенец, мальчик, которого назвали по испанским традиция длинное и витиевато – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или просто – Пабло.

Беременность была тяжелой – худенькая Мария еле выносила малыша. А роды и вовсе выдались тяжелыми. Мальчик родился мертвым…

Так посчитал доктор, старший брат Хосе Сальвадор Руис. Он принял малыша, осмотрел его и тут же понял – неудача. Мальчик не дышал. Доктор шлепал его, поворачивал вниз головкой. Не помогло ничего. Доктор Сальвадор взглядом намекнул акушера, чтобы тот унес мертвого ребенка, и закурил. Клуб сизого сигарного дыма окутал посиневшее лицо младенца. Он конвульсивно напрягся и закричал.

Случилось маленькое чудо. Мертворожденный ребенок оказался живым.

В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Его отец был учителем рисования в художественной школе Малагии и по совместительству был хранителем здешнего Художественного музея.

Хосе после Малаги, переехав с семейством в городок Ла Корунья, получил место в школе изящных искусств, обучая детей живописи. Он же стал первым и, возможно, главным учителем своего гениального сына, подарив человечеству самого выдающегося художника XX столетия.

О матери Пикассо мы мало что знаем.

Интересно тот факт, что матушка Мария дожила до триумфа сына.

Через три года после рождения первенца Мария родила девочку Лолу, а еще через три -младшенькую Кончиту.

Пикассо был очень избалованным мальчиком.

Ему позволялось делать положительно все, он же чуть не погиб в первые минуты своей жизни.

В семь лет мальчику отдали в обычную среднюю школу, но учился он отвратительно. Читать и считать, конечно он научился, но плохо и с ошибками писал (это сохранилось на всю жизнь). Но не интересовался ни чем, кроме рисования. Его держали в школе только из уважения к отцу.

Еще до школы отец стал впускать его в свою мастерскую. Дал карандаши и бумагу.

Хосе с радостью заметил, что у его сына врожденное чувство формы. У него был фантастическая память.

В восемь лет малыш стал рисовать самостоятельно. То, что отец делал неделями, сыну удавалось завершить за два часа.

Первая картина, написанная Пабло, сохранилась по сей день. Пикассо никогда не расставался с этим полотном, написанным на небольшой деревянной доске отцовскими красками. Это “Пикадор” 1889 года.

Пабло Пикассо – “Пикадор” 1889 год

В 1894 году отец, забрал Пабло из школы, и перевел мальчика в свой лицей – школу изящных искусств в той же Ла Корунье.

Если в обычной школе у Пабло не было ни одной хорошей оценки, то в школе отца – ни одной плохой. Он учился не просто хорошо а блестяще.

Барселона… Каталония

В 1895 году, летом семья Руисов переехала в столицу Каталонии. Пабло было всего 13 лет. Отец хотел, чтобы сын учился в Барселонской академии художеств. Пабло, еще совсем мальчишка, подал документы в качестве абитуриента. И тут же получил отказ. Пабло был младше студентов-первокурсников на целых четыре года. Отцу пришлось искать старые знакомства. Из уважения к этому заслуженному человеку приемная комиссия Барселонской академии приняла решение допустить мальчика к участию в приемных экзаменах.

Всего за неделю Пабло написал несколько картин и выполнил задание комиссии – нарисовал несколько графических работ в классическом стиле. Когда он достал и развернул эти листы перед профессорами от живописи, члены комиссии онемели от удивления. Решение было единогласным. Мальчик принят в Академию. Причем сразу на старший курс. Ему не нужно было было учится рисовать – перед комиссией сидел вполне сформировавшийся профессиональный художник.

Имя “Пабло Пикассо” появилось именно в период обучения в Барселонской Академии. Свои первые работы Пабло подписывал собственным именем – Руис Блеско. Но потом возникла проблема -юноша не хотел, чтобы его картины путали с картинами отца Хосе Руис Бласко. И он взял фамилию матери – Пикассо. А еще в этом была дань уважения и любви к матери Марии.

Пикассо никогда не говорил о матери. Но он очень любил и уважал свою мать. Отца он нарисовал в образе врача в картине “Знание и милосердие”. Портрет матушки – картина “портрет матери художника” 1896 году.

Но еще больший интерес представляет картина “Лола, сестра Пикассо”. Она написана в 1899 году, когда Пабло находился под влиянием импрессионистов.

Летом 1897 года в семействе Хосе Руиса Бласко наступили перемены. Из Малаги пришло важное письмо – власти снова решили открыть Художественый музей и приглашали на должность его директора авторитетного человека Хосе Руиса. В 1897 году в июне. Пабло закончил обучение в Академии и получил диплом профессионального художника. И после этого семейство двинулось в путь.

Пикассо не любил Малагу. Для него Малага был как провинциальная жуткая дыра. Он хотел учится. Тогда на семейном совете, в котором участвовал и дядюшка, было решено – Пабло отправится в Мадрид, чтобы попробовать поступить в самую престижную художественную школу страны – в Академию Сан-Фернандо. Финансировать обучение племянника вызвался дядюшка Сальвадор.

Он поступил в Академию Сан-Фернандо без особого труда. Пикассо попросту был вне конкуренции. Первое время он получал от дядюшки не плохие деньги. Нежелание учиться тому, что Пабло уже знал без уроков профессоров, привело к тому, что через несколько месяцев, он бросил учебу. Поступления денег от дядюшки тут же прекратились, и для Пабло настали трудные времена. Ему тогда было 17 лет, и к весне 1898 году он решил съездить в Париж.

Париж его поразил. Стало ясно – жить надо именно здесь. Но без денег он не смог остаться в Париже долго и в июне 1898 года Пабло вернулся в Барселону.

Здесь ему удалось снять небольшую мастерскую в старой Барселоне, написал несколько картин и даже смог продать. Но долго так не могло продолжатся. И снова захотелось вернутся в Париж. и даже убедил своих друзей – художников Карлоса Касагемаса и Хаиме Сабартеса поехать с ним.

В Барселоне Пабло частенько заглядывал в больницу для бедных Санта-Креу, где лечили проституток. Здесь работал его друг. Нацепив белый халат. Пикассо часами просиживал на осмотрах, быстро делая карандашные наброски в блокноте. В последствии эти наброски превратятся в картины.

Конце концов Пикассо перебрался в Париж.

На вокзале Барселоны его провожал отец. На прощание сын подарил отцу свой автопортрет, на котором сверху начертал “Я – король!”.

В Париже жилось бедно и голодно. Зато к услугам Пикассо были все музеи Парижа. Тогда он увлекся творчеством импрессионистов – Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена.

Он увлекся искусством финикийцев и древних египтян, японской гравюрой и готической скульптурой.

В париже у него и у своих друзей была другая жизнь. Доступные женщины, пьяные разговоры с друзьями за полночь, недели без хлеба и самое главное ОПИУМ.

Отрезвление произошло в один момент. Однажды утром он зашел в соседнюю комнату, где жил его друг Касагемас. Карлос лежал на кровати, разбросав руки в стороны. Рядом валялся револьвер. Карлос был мертв. Позже выяснилось, что причиной самоубийства стала наркотическая ломка.

Потрясение Пикассо было столь велико, что он тут же оставил увлечение опиумом и больше к наркотикам никогда не возвращался. Смерть друга перевернула жизнь Пикассо. Прожив два года в Париже, он снова вернулся в Барселону.

Жизнерадостный, темпераментный, бурлящий веселой энергией Пабло вдруг превратился в задумчивого меланхолика.Смерть друга заставил задуматься о смысле жизни. На автопортрете 1901 года на нас смотрит бледный человек усталыми глазами. Картины этого периода – везде депрессия, упадок сил, всюду видишь эти усталые глаза.

Этот период сам Пикассо называл голубым – “цветом всех цветов”. На голубом фоне смерти яркими красками Пикассо рисует жизнь. Два года, проведенные в Барселоне, он работал за мольбертом. Почти забыл свои юношеские походы по борделям.

“Гладильщица” эта картина была написана Пикассо в 1904 году. Усталая хрупкая женщина склонилась на гладильной доской. Слабые тонкие руки. Это картина – гимн безысходности жизни.

Он достиг вершины мастерства в очень раннем возрасте. Но он продолжал искать, экспериментировать. В 25 годам он еще был начинающим художником.

Одна из поразительных картин “голубого периода” это “Жизнь” 1903 года. Сам Пикассо эту картину не любил, считал ее не завершенной и находил слишком похожей на работы Эль Греко – а ведь Пабло не признавал вторичности. На картине представлены три времени, три периода жизни – прошлое, настоящее и будущее.

В январе 1904 года Пикассо снова отправляется в Париж. На этот раз полон решимости закрепить здесь любым способом. И ни в коем случае не возвращаться в Испанию – пока он не добьется успеха в столице Франции.

Он был близок к своему “Розовому периоду”.

Одним из его парижских друзей был Амбруаз Воллар. Организовав в 1901 году первою выставку работ Пабло, этот человек вскоре стал для Пикассо “ангелом-хранителем”. Воллар был коллекционером живописи и очень существенно, удачливым торговцем картинами.

Сумев очаровать Воллера. Пикассо обеспечил себе верный источник дохода.

В 1904 году Пикассо познакомился и сдружился с Гийомом Аполлинером.

В том же 1904 году Пикассо встретил первую настоящую любовь своей жизни – Фернанду Оливье.

Неизвестно, что привлекало Фернанду в этом плотном сбитом низкорослом испанце (рост Пикассо составлял всего 158 сантиметров – был одним из “великих коротышек”). Их любовь расцвела стремительно и пышно. Высокая Фернанда была без ума от своего Пабло.

Фернанда Оливье стала первой постоянной моделью Пикассо. С 1904 года он просто не мог работать, если перед ним не было женской натуры. Обоим было по 23 года. Жили они легко, весело и очень бедно. Фернанда оказалась никудышной домохозяйкой. А этого Пикассо в своих женщинах терпеть не мог, и их гражданский брак покатился под уклон.

“Девочка на шаре” – эту картину, написанную Пикассо в 1905 году, специалисты в живописи относят к переходному периоду в творчестве художника – между “голубым” и “розовым”.

В эти года любимым местом в Париже для Пикассо стал цирк Медрано. Он любил цирк. потому что – циркачи, люди несчастливой судьбы, профессиональные скитальцы, бездомные бродяги, вынужденные всю жизнь изобразить веселье.

Обнаженные фигуры на полотнах Пикассо 1906 года спокойны и даже умиротворенны. Они уже не выглядят одинокими – тема одиночества. тревоги перед будущим отошла на второй план.

Несколько работ 1907 года, в том числе и “Автопортрет”, выполнены в особой “африканской” технике. И само время увлечения масками специалисты области живописи назовут “африканским периодом”. Шаг за шагом Пикассо продвигался к кубизму.

“Авиньонские девицы” – над этой картиной Пикасо работал особенно сосредоточенно. Целый год он держал полотно под плотной накидкой, не позволяя взглянуть на его даже Фернанде.

На картине был изображена бордель. В 1907 году когда все увидели картину, разгорелся нешуточный скандал. Картину посмотрели все.Рецензенты в один голос заявили, что картина Пикассо не что иное, кк издательство над искусством.

В начале 1907 года, в самый разгар скандала вокруг “Авиньонских девиц”, к нему в галерею пришел художник Жорж Брак. Брак и Пикассо сразу подружились и взялись за теоретическую разработку кубизма. Основной идеей стало достижение эффекта объемного изображения при помощи пересекающихся плоскостей и построения при помощи средством геометрических фигур.

Этот период пришелся на 1908-1909 годы. Картины, написанные Пикассо в этот период, еще мало чем отличались от тех же “Авиньонских девиц”. На первые же картины в стиле кубизма нашлись покупатели, и почитатели.

На 1909-1910 годы пришелся период так называемого “аналитического” кубизма. Пикассо отошел сезанновской мягкости красок. Геометрические фигуры уменьшались в размерах, изображения принимали хаотичный характер, а сами картины становились сложнее.

Заключительный период становления кубизма называют “синтетическим”. Он пришелся на 1911-1917 годы.

К лету 1909 года Пабло, которому шел тридцатый год, разбогател. Именно в 1909 году денег скопилось столько, что он открыл собственный банковский счет, а к осени смог позволить себе и новое жилье, и новую мастерскую.

Ева-Марсель стала первой женщиной в жизни Пикассо, которая оставила его сама, не дожидаясь, когда ее бросит сам художник. В 1915 году она скончалась от чахотки. Со смертью обожаемой Евы Пикассо надолго утратил способность работать. Депрессия длилась несколько месяцев.

В 1917 году круг общения Пикассо расширился – он познакомился с удивительным человеком поэтом и художником Жаном Кокто.

Тогда и Кокто убедил Пикассо поехать с ним в Италию, Рим, чтобы развеяться и забыть грусть.

В Риме Пикассо увидел девушку и моментально влюбился. Это была русская танцовщица балета Ольга Хохлова.

“Портрет Ольги в кресле” – 1917 г

В 1918 году Пикассо сделал предложение. Они вместе отправились в Малагу, чтобы Ольга познакомилась с родителями Пикассо. Родители дали добро. В начале февраля Пабло и Ольга отправились в Париж. Здесь 12 февраля 1918 году они стали мужем и женой.

Их брак продержался чуть более года и дал трещину. На этот раз причина была, скорее всего. в разнице темпераментов. Убедившись в неверности мужа, они уже не жили вместе, но все же Пикассо не развелся. Ольга осталась супругой художника, пусть и формально, до самой своей кончины в 1955 году.

В 1921 году Ольга родила сына, которого назвали Пауло или просто Поль.

Сюрреализму Пабло Пикассо отдал 12 лет творческой жизни, периодически возвращаясь к кубизму.

Следуя принципам сюрреализма, сформулированным Андре Бретоном, Пикассо, тем не менее, всегда шел своей дорогой.

“Танец” – 1925 г.

Сильное впечатление оставляет самая первая картина Пикассо, написанная в сюрреалистическом стиле в 1925 году под влиянием художественного творчества Бретона и его сторонников. Это картина “Танец”. В работе, которой Пикассо обозначил новый период в своей творческой жизни, много агрессии и боли.

Шел январь 1927 года. Пабло был уже очень богат и знаменит. Однажды на набережной Сены, он увидел девушку и влюбился. Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Их разделяла огромная разница в возрасте – девятнадцать лет. Он снял ей квартиру недалеко от своего дома. И вскоре писал только Марию-Терезу.

Мария-Тереза Вальтер

Летом когда Пабло вывозил семейство к Средиземному морю, Мария-Тереза отправился следом. Пабло поселил ее рядом с домом. Пикассо попросил у Ольги развода. Но Ольга отказывала, ведь день за днем Пикассо становился еще богаче.

Пикассо успел купить для Марии-Терезы замок Буажелу, в которой фактически переселился сам.

Осенью 1935 года Мария-Тереза родила ему дочь, которую назвала Майей.

Девочку записали на имя неизвестного отца. Пикассо клялся, что сразу после развода признает дочь, но когда Ольги не стало, он так и не сдержал своего обещания.

“Майя с куклой” – 1938

Мария-Тереза Вальтер стала главной вдохновительницей. Пикассо на несколько лет.Именно ей он посвятил свои первые скульптуры, над которыми работал в замке Буажелу в течение 1930-1934 годов.

“Мария-Тереза Вальтер”, 1937

Увлеченный сюрреализмом, Пикассо выполнил свои первые скульптурные композиции в том же сюрреалистическом ключе.

Испанская война для Пикассо совпала с личной трагедией – за две недели до ее начала скончалась матушка Мария. Похоронив ее, Пикассо утратил главную нить, связывающую его с родиной.

Есть в стране басков на севере Испании крошечный городок под названием Герника. 1 мая 1937 года немецкая авиация совершила налет на этот город и практически стерла его с лица земли. Известие о гибели Герника потрясло Планету. А вскоре это потрясение повторилось когда на Всемирной выставке в Париже появилось полотно Пикассо под названием “Герника”.

“Герника”, 1937 год

По силе воздействия на зрителя с “Герникой” не может сравниться ни одно живописное полотно.

Осенью 1935-го Пикассо сидел за столиком уличного кафе на Монмартре. Здесь он увидел Дору Маар. и …

Прошло совсем немного времени, и они оказались в общей постели. Дора была сербкой. Их разлучила война.

Когда немцы начали вторжение во Францию, произошел великий исход. Из Парижа в Испанию, Португалию, в Алжир и Америку двинулись художники, писатели, поэты. Не всем удалось спастись, многие погибли… Пикассо никуда не поехал. Он был дома и плевать хотел и на Гитлера и на его нацистов. Удивительно, что его не тронули. Еще удивительно, что сам Адольф Гитлер был поклонником его творчества.

В 1943 году Пикассо сблизился с коммунистами, а в 1944 году объявил, что вступает в коммунистическую партию Франции. Пикассо был награжден Сталинской (в 1950 году). а затем и Ленинской премией (в 1962-м).

В конце 1944 года Пикассо уехал к морю, на юг Франции. В 1945 году его нашла Дора Маар. Оказалась она искала его всю войну. Пикассо купил ей уютный домик здесь же, на юге Франции. И объявил, что между ними все кончено. Разочарование было столь велико, что Дора восприняла слова Пабло как трагедию. Вскоре она помучилась рассудком и угодила в психиатрическую клинику. Там она и прожила остаток дней.

Летом 1945 года Пабло ненадолго вернулся в Париж, здесь увидел Франсуазу Жило и сразу влюбился. В 1947 году Пабло и Франсуаза перебрались на юг Франции в Валорис. Вскоре Пабло узнал радостное известие – Франсуаза ждет ребенка. В 1949 году на свет появился сын Пикассо – Клод. А спустя год Франсуаза родила девочку, которой дали имя Палома.

Но Пикассо не был Пикассо, если семейные отношения длились долго. У них уже начинались ссоры. И вдруг Франсуаза тихо ушла, это было летом 1953 года. Из за ее ухода, Пикассо стал себя чувствовать стариком.

В 1954 году Судьба свело Пабло Пикассо со своей последней спутницей, которая под конец великого живописца станет его супругой. Это Была Жаклин Рок. Пикассо был старше Жаклина на целых… 47 лет. В момент их знакомства ей было всего 26 лет. Ему – 73.

Через три года после смерти Ольга Пикассо решил купить большой замок, в котором можно было бы провести остаток дней вместе с Жаклин. Он выбрал замок Воверенг на склоне горы Святой Виктории, что на юге Франции.

В 1970 году состоялось событие, которое стало его главной наградой в эти последние годы. Городские власти Барселоны обратились к художнику с просьбой дать разрешение на открытие музея его живописных работ. Это был первый музей Пикассо. Второй – в Париже – открылся уже после его смерти. В 1985 году в музей Пикассо был превращен парижский отель “Сале”.

Последние годы своей жизни он вдруг стал стремительно утрачивать слух и зрение. Следом стало слабеть память. Потом отказали ноги. К концу 1972 года он ослеп окончательно. Жаклин всегда была рядом. Она очень сильно любила его. Ни стона, ни жалобы, ни слез.

8 апреля 1973 год – в этот день его не стало. Согласно завещанию Пикассо, его прах был захоронен рядом с замком Воверанг…

Источник – Википедия и Неформальные биографии (Николай Надеждин).

Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец обновлено: Январь 16, 2018 автором: сайт