Можно ли научиться играть на гитаре без слуха. Все ли могут научиться играть на гитаре? "Подъезжаем" к ноте

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!

Часто приходится слышать, – у меня нет таланта.. – это не мое.. – я никогда не научусь играть на гитаре.. Открою маленький секрет, ни у кого нет таланта! Все гитаристы, которые хорошо играют, в свое время усердно тренировались и тренируются постоянно, те кто начинал с малого возраста, естественно имеют преимущества!

Развеем мифы!

Можно сравнить с языком, в детстве гораздо легче выучить языки, но с возрастом становится все сложнее, слова некоторые выговорить не получается, слова быстро забываются, также и с гитарой, пальцы с возрастом не будут уже такими гибкими, но все равно, научиться играть на гитаре никогда не поздно!

Так же есть такой миф, о музыкальном слухе , который нельзя развить, который придумали в свое время преподаватели музыкальных школ! Вы спросите для чего? Все просто, с учениками у которых есть явная склонность к музыке, заниматься гораздо проще и именно из-за этого мифа, люди теряют надежду и даже при всем желании, не пытаются развивать слух и заниматься музыкой!

Методика

На данный момент, существуют разные методики, по которым можно развить идеальный слух и освоить виртуозную технику игры на гитаре! Но сперва, вы должны определиться, чего вы хотите? Хотите играть и петь свои любимые песни с друзьями? Тогда воспользуйтесь , выучите несколько аккордов, несколько переборчиков и вы и друзья останетесь довольны, а если вы хотите стать профессиональным музыкантом, тогда вам дорога в музыкальную школу, а лучше даже частного учителя!

Если у вас и правда есть желание играть на гитаре , так учитесь, уделяйте гитаре хотя бы 15-30 минут каждый день и вы не заметите, как в скором времени научитесь, если же вы тупо хотите играть на гитаре, не уделяя времени тренировкам, то даже не берите в руки гитару!

Всего неделя по 15-30 минут в день, и вы сможете сыграть пару своих любимых песен, еще неделя и вы уже сможете петь и играть без запинок, еще неделя и вы уже знаете больше чем 3 блатных аккорда, а в конце месяца вы сможете сыграть так, что слушатели начнут просить сыграть еще!

Кстати, есть человек, у которого нет рук, но он играет лучше некоторых гитаристов с руками! Подумайте над этим!


Если есть вопросы, пишите в комментариях!

Миф 1 - "У меня нет слуха:("

Очень часто я слушал эту фразу от разных людей, которая на самом деле является заблуждением. Сначала разберёмся с термином "музыкальный слух". К обычному слуху он не имеет никакого отношения. Музыкальный слух - это способность человеческого мозга узнавать ноты и определять их высоту на слух. Музыкальный слух есть у всех людей , только развит он бывает по-всякому - у кого-то хуже, у кого-то лучше. Он имеет свойство развиваться, то есть улучшаться. Лучше всего, если он начинает развиваться с самого детства.

Человек с развитым музыкальным слухом может узнавать, отличать ноты по высоте (в сольфеджио есть такое упражнение - играется мелодия, а ученик должен на слух записать ноты). Если слух плохой - то и узнавание нот и отличие их по высоте даётся труднее. Есть такое понятие как "абсолютный музыкальный слух" - это природный дар, обладая которым человек может без напряга узнать любую ноту, а также "снять" композицию на слух, переписав её в ноты. Человек, обладающий абсолютным слухом, может с ходу сказать, каким по высоте является тот или иной звук, будь это хоть просто удар металлическим предметом по пустой бутылке.

Как проверить свой музыкальный слух. Вот простой пример. Играются несколько звуков, например 5, и вам говорится, какая нота у какого звука. Сыграли раза 2, сказали вам все ноты. Затем вам играют любую их этих нот и спрашивают, какая это была нота. Если слух хороший, то это не составит труда. Если абсолютный - ошибка просто исключена. Чем лучше слух, тем больше нот и качественнее может узнать человек. Например с плохим слухом можно и 1 ноты из 3х не угадать, с абсолютным же можно угадать и 20 из 20.

Ещё один аспект музыкального слуха - способность различать расстояние между нотами (различать их высоту). Между нотами существует расстояния - 1 тон или половина тона. Приведу пример: между нотами ДО и РЕ расстояние 1 тон. Так вот, чем лучше музыкальный слух, тем лучше человек чувствует это расстояние.

Итак, музыкальный слух есть у всех людей.

Миф 2 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу играть на гитаре"

Этот миф вытекает из первого. Чаще люди говорят, что "у меня нет слуха, поэтому...", но мы уже разобрались в том, что слух есть у всех людей, просто он бывает развит по-разному.

На самом деле, чтобы играть на гитаре, или же на ещё каком-либо музыкальном инструменте, совсем необязательно иметь хороший музыкальный слух. Хороший слух нужен, если вы хотите например играть в группе (да и то не всегда), хотите "снимать" композиции на слух по аудиозаписям, или же заниматься какого-либо рода импровизацией (да и то не всегда). Конечно же, иметь хороший музыкальный слух - это полезный плюс, но отсутствие его не имеет критического значения. Правда, есть некоторые ограничения - например у такого инструмента, как скрипка. Вот там слух действительно важен.

Итак, если у вас плохо развит музыкальный слух, вы можете не смотря на это смело заниматься гитарой, или же каким-либо другим музыкальным инструментом (правда, есть исключения).

Миф 3 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу петь"

В этом случае люди тоже чаще говорят, что у них "нет слуха". Слух есть у всех, и у всех он имеет свойство развиваться. Если у человека действительно плохой слух, то это будет помехой в пении, но всё же эта помеха устраняется путём тренировок, направленных на улучшение музыкального слуха. Если постоянно тренироваться, то слух постепенно улутшится, и перестанет быть помехой в пении.

Итак, плохой слух конечно является помехой в пении, но это устраняется путём тренировок.

Миф 4 - "У меня нет способностей, поэтому я не могу играть на гитаре"

Это полная ерунда. Играть может каждый. По крайней мере, на среднем уровне точно. Наличие способностей или таланта играет важную роль, только если вы собираетесь стать действительно гитаристом высокого уровня. Или же например пойти учиться в музыкальную консерваторию. Безусловно, наличие способностей или же их отсутствие влияет на процесс обучения, но решающим не является. Даже медведя можно научить ездить на велосипеде. Также важным фактором является голова - наличие ума и скорость восприятия материала.

Итак, большие у вас способности или нет - не суть важно, главное - стремление.

Начнём с того, что, раз вы разговариваете, голос у вас точно есть:).

Вам должно быть известно, что говорим мы, используя голосовые связки, которые находятся у нас в горле. Связки эти похожи на мышцы (точно не знаю), и также, как все другие мышцы, их можно развивать и тренировать. Человек может пользоваться своими голосовыми связками как инструментом - брать определённые ноты, тянуть звуки и т.д. Основной смысл в пении под музыкальный инструмент (под любой, а не только под гитару) заключается в том, что музыкальный инструмент издаёт звуки определённой высоты - ноты, например мелодию, или аккомпанемент, а наши звуковые связки при пении подстраиваются под эти звуки, то есть поют в унисон со звуками, которые издаёт музыкальный инструмент.

Пользуясь своими голосовыми связками, как инструментом, человек заставляет их звучать в унисон с музыкальным инструментом, вот это и есть смысл пения. Говоря простым языком, чтобы петь, нужно научиться управлять своими голосовыми связками так, чтобы они звучали на одной высоте с музыкальными нотами. На самом деле, достигается это не так уж сложно (на простом уровне), наш голос так устроен, что сам стремится подстроиться под звуки музыки.

Утверждение, что у человека "нет голоса" связано как раз с тем, что связки у такого человека попросту не приучены звучать в унисон с музыкальным инструментом. Научиться такому действию может абсолютно любой человек, в этом нет ничего сложного, нужно только лишь тренироваться.

Ещё один момент. Голос, как известно, бывает хороший или плохой. Я просто приведу пример, и вы сами поймёте суть. Хороший голос - Николай Басков, плохой - дядя Вася из кв. №... Вобщем вы, я думаю, меня поняли. Голос может быть от природы с хорошим потенциалом - тогда у вас есть шанс стать вторым Басковым, или он может быть плохим - тогда максимум вы сможете петь где-нибудь в ресторане и т.д.

Миф 6 - "Под гитару нужно обязательно петь"

Это полная чушь и ерунда. Дело в том, что гитара имеет 2 стороны медали: бардовскую и музыкальную. Традиция пения под гитару возникла уже давно. Раньше поэты читали свои стихи просто так. Но потом они стали брать в руки музыкальные инструменты (среди них оказалась и гитара), стихи накладывать на музыку, и таким образом получились барды - поэты, которые свои стихи выражают посредством песни. Далее гитара становилась всё более популярной в плане инструмента для аккомпанемента.

А вот в качестве музыкального инструмента она и по сей день практически не популярна. До начала 19 века на гитаре как на музыкальном инструменте (имеется ввиду игра пьес, произведений и т.д.) играли разве что только в Испании и странах Латинской Америки. В остальных странах - очень-очень мало, практически не играли. Даже в самой Испании гитара считалась скорее инструментом для увеселения, а игра на ней классических произведений, например Баха, Моцарта и т.д. - это вообще был нонсенс. Только благодаря величайшему гитаристу Андресу Сеговии гитара приобрела такую известность, какую имеет сейчас. Но об этом не здесь.

Гитара - это спецефический инструмент, на котором можно очень успешно играть всё что угодно - классику, разные пьесы, романсы, произведения и т.д. Многие люди говорят, что "под гитару нужно обязательно петь", только потому, что привыкли видеть её исключительно как инструмент для аккомпанемента песням. Тем более, что практически все певцы используют именно гитару для пения. Редкая музыкальная группа обходится без этого инструмента. Вот откуда пошёл такой миф.

Итак, на гитаре можно очень успешно играть, как на полноценном музыкальном инструменте. Играть музыкальные произведения любых жанров и направлений. И петь под неё совершенно необязательно.

Миф 7 - для обучения (или для начала) подойдёт дешёвая гитара

Так думают многие люди, и сильно при этом заблуждаются. Мысль состоит в том, что для начала для обучения можно купить инструмент попроще, тысячи за 2, а потом уже если понравится и захочется, купить подороже. К сожалению, дело обстоит иначе. Дешёвые гитары обычно делаются из самых дешёвых и простых материалов, зачастую криво. Из-за этого качество звука у инструмента часто бывает просто катастрафически плохое. Кроме того, помимо звука, у гитары есть ещё такое понятие как удобство игры. Это и высота струн над ладами, и исправность грифа и деки, и т.д.

Играть на неудобной гитаре и к тому же с плохим звуком, это всё равно что ездить на машине со сдутыми колёсами. Неудобно и неприятно. Игра на таком инструменте может просто-напросто отбить желание учиться. А если играть на хорошем инструменте, с хорошим звуком, на котором удобно играть, то гитара сама будет проситься вам в руки. Поэтому, если вы хотите учиться с интересом и пользой, то лучше не жалеть денег и приобрести сразу более-менее хороший инструмент.

Конечно же, за 12 т.р. сразу не стоит покупать, лучше где-то в пределах 5-6 т.р. В таком случае вы себе гарантируете качественное и приятное обучение. Если вы пока ещё не разбираетесь в игре на гитаре, лучше при покупке позвать в помощники знающего человека, желательно не соседа, который играет на 3х блатных, а именно знающего, например попросить помочь выбрать за плату учителя из музыкальной школы. Есть люди, которые этим часто занимаются, именно ходят и выбирают (это больше распространено в крупных городах). Пусть вы потратите лишние деньги, зато играть будете на хорошем инструменте, а не на лопате.

По поводу фирм ничего не могу сказать, ибо все они разные, а выбирать лучше, смотря разные гитары разных марок. Вполне может быть так, что гитара за 4 т.р. от одного производителя лучше, чем аналогичная гитара другого производителя, но за 6 т.р.

Миф 8 - Электрогитара круче акустики (или классики)

Часто слышу такое от многих людей. Здесь есть 2 разных заблуждения:

1) Под акустикой имеют ввиду акустическую гитару с металлическими струнами, которую чаще всего используют для игры песен;

2) Под акустикой имеют ввиду, скажем так, "неэлектрогитару", на которой нельзя исполнить характерный электрогитарный звук, гитара, которая не подключается к колонкам и т.д. По это описание попадает классическая гитара, а также та же гитара из первого пункта, которая с металлическими струнами. Ну ещё сюда можно наполовину отнести акустику со звукоснимателем.

В первом пункте я ещё могу согласиться, конечно, тот, кто играет на электрогитаре, будет наверно покруче того,кто просто лабает на 3х аккордах. Но следует учесть, что у тех, кто поёт песни, есть тоже свои степени сложности, и всё может быть совсем не так просто как кажется на первый взгляд. Существует авторская песня, целенаправленные занятия вокалом, а видели бы вы, как некоторые играют на акустике блюз и поют при этом... Такое электрухе даже не снилось.

Теперь рассмотрим второй пункт. Электрогитара, и, скажем так, "обычная гитара" - это совершенно разные инструменты, которые не поддаются сравнению. Взять хотя бы такие параметры как способы звукоизвлечения, или изначальное предназначение. Всё абсолютно разное. Поэтому говорить, что электрогитара круче и лучше акустики - грубая ошибка. Сравнить их невозможно ни по каким параметрам, так же, как нельзя сравнить легковую машину и грузовую - у них просто разные цели.

Абсолютный слух - способность определять ноту саму по себе. В зависимости от степени развития абсолютного слуха, человек может слышать ноту инструмента и определять ее. В данном случае речь идет о врожденном навыке слышать звуки. Данная способность есть не у всех, и, насколько мне известно, не является тренируемой (за исключением пары пособий, о которых позднее). Так что если постучав по батарее, вы не можете определить ноту, то, скорее всего, вы не обладаете абсолютным слухом.

Относительный слух - это навык (именно навык) слышать ноты в их взаимодействии друг с другом. Иными словами, это умение слышать интервалы, определять тональности, аккорды и все с данной областью связанное. Относительный слух является навыком, который возможно развивать как целенаправленно, так и в процессе освоения электрогитары (или любого другого музыкального инструмента). Разумеется, есть определенные методики развития относительного слуха, которые могут помочь вам развить его быстрее.

Не надо огорчаться, если у вас нет абсолютного слуха, на этом ваша музыкальная карьера не обрывается, и вот по какой причине. Относительный слух и абсолютный по своей природе разные, и применение их разное. Простой пример - двум людям в аудитории играют ноты Ля-До, первый человек обладает лишь абсолютным слухом и определяет их как Ля и До, второй владеет лишь относительным и слышит м.3 (малую терцию). Что происходит? Первый слышит ноты отдельно, второй определяет контекст. Дело в том, что в музыкальной практике носители абсолютного слуха используют его в паре с относительным, что, безусловно, дает им преимущество. Однако относительный слух сам по себе является вполне самостоятельным навыком, который полезен по нескольким критериям.

Хорошо тренированный относительный слух позволяет быстрее подбирать мелодии (так как любая мелодия это взаимодействие нот и ритма друг с другом), проще ориентироваться в заданной тональности и гармонии. В перспективе это соединяется с визуализацией гитарного грифа, что позволяет, выражаясь абстрактно, «видеть ноты на грифе», а также иметь представление как они звучат (абсолютный слух в данном случае имел бы формулировку «видеть ноты на грифе и знать, как они звучат»).

Абсолютный слух не всегда является благом и навыком, которым можно бравировать и выставлять напоказ. Довольно часто случается так, что носитель абсолютного слуха имеет настолько тонкое восприятие, что это порождает ряд проблем, среди которых: он слышит малейшее расхождение в настройке в группах, оркестрах при прослушивании музыки. Иными словами, у него постоянно «не строит», что, сами понимаете, отнимает определенную долю комфорта при прослушивании. Более того, лично вам было бы весьма любопытно знать, что сосед работает в 9 утра в субботу перфоратором на ноте Фа-диез, но скорее всего только первые минут пять. Потом, я думаю, это потеряло бы всякий смысл, и ситуация усугубилась бы тем, что, например, именно фа-диез - ваша самая нелюбимая нота.

Подводя итог, хочу сказать, что наш главный вопрос (можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?), на самом-то деле, поставлен не совсем верно, ведь слух можно развивать как отдельно, так и одновременно с умением играть на гитаре. Надеюсь, теперь вы поняли, почему.

Разработанная мною методика обучения поможет Вам быстро и эффективно научиться играть на гитаре, одновременно развивая слух на любой стадии. От вас требуется только желание и упорный труд!


Я считаю, что в мире невозможного не существует. Здесь вопрос в другом: какова планка, которую Вы себе ставите? Как и любой навык, слух развивается и подлежит тренировке.

Попробуем сравнить развитие слуха с изучением иностранных языков. Вопрос: может ли человек, ни разу не слышавший какого-то слова, не ассоциируя его с определенным контекстом, узнать и понять его в ситуативном контексте? - Очевидно, это будет невозможно. Поскольку у человека отсутствует подобный опыт, с которым он мог бы сравнивать - именно поэтому он вряд ли сможет догадаться 100%. Или, другими словами, у него просто не будет точки отсчета в виде определенного знания. Такому человеку навык восприятия иностранного языка "на слух", не говоря уже о способности говорить на каком-либо иностранном языке, будет казаться неким врожденным талантом, данным одному, и отсутствующему у другого.

На самом деле это не так. Человек потенциально (или в "архетипе") обладает огромным запасом знаний, но эти знания хранятся у него в пассивном состоянии. Разница между ним, и человеком, который умеет пользоваться этими знаниями лишь в том способе, которым этот человек обрабатывает информацию, а также в глубине концентрации на предмете. Ну и конечно, в наличии достаточной практики в конкретной области. Опыт показывает, что для того, чтобы играть песни "по слуху", понимать их структуру и т.д. - мастерства особого не требуется. Тот объем информации, который уже освоен на инструменте - то же самое Вы и сможете сыграть "по слуху", - это не составляет труда.

Музыка по строению в основе своей имеет математическую структуру и подчиняется определенным законам построения, гармонических последовательностей и средств развития, которые были открыты еще давно. Начиная со времен своего появления на заре развития человечества, с развитием науки и техники, музыка претерпевала значительные изменения. Усложнялись гармонии (способ соотношения звуков "по вертикали" и их взаимодействие между собой), появлялись новые музыкальные формы, развивалась мелодика. Также, менялись и музыкальные инструменты, в частности, гитара. Вместе с появлением новых инструментов, менялись и приемы исполнительства на них. И даже техника игры на гитаре претерпевала изменения в нескольких ракурсах одновременно. Т.е. применительно к инструменту физиологические особенности разных людей работали по разным логическим принципам, которые были основаны на определенных физических законах. Также и в процессе даже одной жизни музыканта, в процессе того, как продолжается его обучение игре на гитаре , изменяется и его образ мышления, оттачивается исполнение и звукоизвлечение, происходит эволюция его, как исполнителя.

Что касается самой гитары - на ней с изменением формы корпуса, усовершенствованием акустических свойств конструкции, - изменялась посадка за инструментом, менялась постановка рук, углы, под которыми пальцы соприкасались со струной (сам момент звукоизвлечения). Вместе с этими процессами неизбежно менялось и мышление, и репертуар. Музыкальное полотно усложнилось в несколько раз. Одновременно с этим возникло огромное количество совершенно различных мелодических и гармонических систем, посредством которых излагалась музыкальная мысль, не говоря уже об изменениях в области педагогики.

Таким образом, делаем вывод, если музыка по структуре своей логична, - следовательно, она подлежит изучению. Значит, и любой навык, относящийся к данной области, - развиваем. Главное в данном вопросе: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается и тренируется. Степень владения слухом возрастает прямо пропорционально приложенным усилиям, в ходе уроков на гитаре. Процесс совершенствования слуха происходит вместе с развитием общего исполнительского мастерства спонтанно. Кроме того, существуют определенные методики по развитию этого навыка специально.

Также, в музыкальном слухе, как и в любой другой деятельности, существует множество нюансов. Одному легче воспринимать ритм, другому - гармонию, третий лучше ориентируется в мелодике, четвертый - хорошо чувствует и слышит бас.
Особенно явно это можно проследить на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизации.

Самые одаренные в музыкальном плане люди имеют эти составляющие в виде одной целостной системы организации музыкальных звуков. До наших времен живы мифы о феноменальном музыкальном слухе Моцарта, который мог записывать нотами целые музыкальные полотна, прослушав композицию всего один раз! То же самое мог "проделывать" Глазунов. На данных примерах просматривается синтез слуха и памяти. А, например, такой композитор, как Скрябин, имел "цветное" восприятие, т.е. воспринимал музыкальное полотно в-целом и звуки по отдельности цветами. Каждый звук для него обладал своим тоном и яркостью. В науке такое явление называется "синестезия".

Возможно ли играть то, что хочешь, "по слуху"? - Да, возможно. Сколько времени потребуется, чтобы этому научиться? - Столько же, сколько потребуется, чтобы научиться играть на гитаре в зависимости от поставленной "планки".