Можно ли научится играть на гитаре без слуха. Гитара для взрослых. Какие произведения можно разучивать на уроках гитары

В каждом из нас живут какие-то нераскрытые способности и, может быть, таланты, о которых мы даже не подозреваем. Многие люди с удовольствием обнаруживают их у себя рано и начинают успешно развивать. Желание научиться играть на гитаре когда-то посещало почти каждого человека, но не каждый решается попробовать себя в новой области. А, между прочим, совершенно зря. Гитара - это прекрасное времяпровождение, возможность порадовать друзей любимыми песнями, а также и чей-то жизненный путь. Для тех, кто захотел освоить этот прекрасный инструмент и не знает с чего начать, профессиональный гитарист и преподаватель Владимир Наумов даст несколько советов.

Люди какого возраста обычно приходят к вам учиться?

— Примерно 70% моих учеников - это люди в возрасте от 12 до 22 лет, остальные 30% - это более взрослая аудитория.

А есть ли возрастной порог, после которого уже поздно начинать обучение на гитаре?

— Нет. Обучение можно начать хоть в 60 лет. Конечно, стоит отметить, что выдающихся результатов в таком возрасте будет нереально достичь, но научиться сносно аккомпанировать и играть несложные вещи можно.

Все ли могут научиться играть на гитаре? Необходимо ли обязательно иметь хороший слух для этого?

— Если человек действительно хочет научиться играть - он научится... вне зависимости от его врождённых музыкальных данных. Ключевое здесь слово "действительно", так как часто бывает, что люди не до конца осознают свою потребность в игре на гитаре и недооценивают объём работы, который необходимо будет выполнить. Что касается музыкального слуха, то он является своего рода мышцей и, следовательно, при желании его можно развить до необходимого человеку уровня. Так что совсем не обязательно иметь какие-то выдающиеся слуховые способности для того, чтобы начать обучение. Люди, которые думают, что им медведь на ухо наступил, в 99,9% случаев заблуждаются, так как недопонимают сам механизм работы музыкального слуха.

Можно ли самостоятельно освоить гитару дома, или для этого необходим преподаватель?

— Тут всё зависит от музыкальных целей, которые преследует человек. К примеру, если цель - научиться играть простой аккомпанемент из десяти-двадцати аккордов, то с такой задачей вполне можно справиться и самостоятельно . Если же человек в будущем хочет стать серьёзным профессиональным музыкантом, то тут без наставника не обойтись. В любом случае, всем начинающим, вне зависимости от целей, я рекомендую хотя бы несколько месяцев позаниматься с опытным преподавателем, который покажет, как правильно взаимодействовать с гитарой, разъяснит основы нотной грамоты и поможет развить чувство ритма. Это сэкономит начинающему гитаристу кучу времени и убережёт от проблем и разочарований в будущем.

— Что прежде всего нужно сделать человеку, когда он принял решение учиться играть на гитаре и как правильно выбрать инструмент?

В первую очередь человеку нужно чётко определиться с целями и с тем, как он хочет обучаться: самостоятельно или с преподавателем. Далее, попросить какого-нибудь знающего знакомого помочь выбрать инструмент. Если человек решил заниматься с преподавателем, то следует попросить об этом преподавателя. Самому без соответствующих знаний и опыта лучше не рисковать, так как можно нарваться на некачественный инструмент, занятия на котором не принесут должной радости и пользы. Таких "гитар - подставок для струн" полным - полно в магазинах города.

Как правильно выбрать преподавателя?

Преподавателя необходимо выбирать, исходя из собственных музыкальных целей. Допустим, если человек хочет играть классическую музыку, то и преподавателя нужно выбирать такого, который специализируется на классике . Если же, к примеру, человек хочет научиться классно аккомпанировать в разных стилях на электрогитаре, то преподавателя нужно выбирать уже именно по этому параметру . Во время разговоров/переписок с кандидатами в преподаватели нужно сразу прояснять этот момент. Также желательно разузнать о музыкально-исполнительском опыте преподавателя. Стоит понимать, что чем больше у преподавателя педагогического стажа, исполнительского опыта и чем он серьёзнее как музыкант в целом, тем в большинстве случаев будет больше стоить час его времени. Далее, если человек нашёл удовлетворяющего своим запросам преподавателя, необходимо назначить с ним встречу. На этой встрече человек сможет поближе познакомиться с преподавателем, послушать его игру, задать все интересующие вопросы касательно программы обучения, оплаты, преподавательского опыта и т.п. Обычно на этой встрече становится окончательно понятно подходит ли этот преподаватель конкретно тебе, или же стоит поискать другого.

Все, кто играет на гитаре, или хочет научиться играть на ней в будущем, могут вступить в сообщество

Можно ли хорошо играть на гитаре, если у вас нет музыкального слуха? На этот вопрос ответ такой: нет :(

Можно ли научиться хорошо играть на гитаре, если у вас нет музыкального слуха? На этот вопрос ответ: да :)

Давайте разберемся, почему ответы именно такие…

Ну почему играть без слуха не выйдет, думаю, понятно. Если вы не можете слышать свои собственные ошибки в игре, следовательно, не сможете и улучшить свою игру самостоятельно (именно поэтому многим начинающим, кто осваивает гитару самостоятельно, это дается очень не просто). Если вы не будете тренироваться различать ноты по высоте, вы рискуете разучить найденную партию песни с ошибкой, так как не заметите ее при разборе. Вы даже можете и не определить, настроена ли ваша гитара нормально, а это может привести к тому что, все сыгранное вами будет звучать плохо. Играть с другими музыкантами будет сложнее. Именно поэтому нормально играть на гитаре без более менее развитого музыкального слуха не получиться.

Почему же, все таки, можно научиться играть на гитаре, если у вас нет врожденного умения? Ответ очень простой – это умение можно натренировать и приобрести! Очень в редких случаях у людей действительно отсутствует музыкальный слух, когда человек не различает звуки по высоте вообще. Если вы можете слышать музыку, значит с вашим слухом все в порядке. Он лишь нуждается в небольшой тренировке. Хорошие учителя гитары знают об этом и обязательно дают своим ученикам упражнения на развитие музыкального слуха, соответствующие их уровню. Вот самые просты из них:

Промычать сыгранную на гитаре ноту. Сыграйте любую ноту на 5-й струне гитары, от 3 до 8 лада (в этот диапазон обычно легко попасть с любым голосом). Только не торопитесь попасть в ноту тут же и сделать это в долю секунды (чаще всего я вижу на своих уроках именно такую ошибку), если ваш музыкальный слух, еще не настолько хорош. Начните мычать с более низких нот, а дальше повышайте голосом высоту. Слушайте и анализируйте, когда высота пропетой вами ноты и сыгранной совпадут. Не бойтесь экспериментировать и пробовать спеть еще выше или еще ниже, когда вам кажется, что вы делаете что-то совсем не то. Из любых ошибок при этом процессе вы извлечете пользу, так как сама попытка анализа, определить совпадают две ноты или нет уже большое дело. Не переживайте если у вас не получится это упражнение сразу. Со временем, выполняя такое упражнение, ваш слух будет становиться все лучше и лучше. Запишите себя отдельно на диктофон и послушайте себя со стороны. Так заметить ошибки и проанализировать правильно ли вы все делаете, будет гораздо легче. Попросите вашего учителя посмотреть и послушать, как вы делаете это упражнение, возможно, он даст вам несколько советов.

Когда у вас будет получаться первое упражнение, пробуйте промычать известную мелодию. Не торопитесь и используйте советы, данные в предыдущем упражнении.

Если вы ищите учителя акустической или электрогитары в Москве, который помог бы вам развить ваш музыкальный слух и привел бы вас к желаемому уровню игры – свяжитесь со мной и я помогу вам.

Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое ?

Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса . Не все могут повторить услышанный звук.

Музыкальный слух – это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.

Для того чтобы петь, необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.

Да, подбирать на гитаре то, что хочешь, "по слуху" вполне реально... Но при ряде условий, первым из которых будет собственно умение играть на гитаре. Вторым – наличие музыкального слуха. Без него не обойтись. Он напрямую влияет и на скорость освоения игры на инструменте и на способность воспроизводить звуки на слух. Наличие слуха – необходимейшая составляющая композиторского навыка.

Посмотрите на историю музыки и вы найдите немало доказательств этому утверждению. Наиболее одаренные композиторы обладают целостной системой организации музыкальных звуков, воспринимая звук не только как отдельную музыкально-техническую категорию, а представляя его в целостности музыкального произведения.

Подбирать "на слух" может каждый, даже Бах и Бетховен

Вспомните Иоганна Баха, страдавшего слепотой, или Бетховена, которого поразила глухота к концу жизни. Великим композиторам органы слуха и зрения, казалось бы необходимые при обучении музыкой, были уже не нужны к закату их музыкальной деятельности. Они могли сочинять музыку и без их помощи, потому что был талант и отточенный годами навык. Всё то же самое необходимо и обычному человеку во многих сферах его жизнедеятельности.

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

Попробуем сравнить способность человека играть на гитаре «по слуху» со способностью сочинять стихи. Чтобы писать стихи, нужно, по меньшей мере, уметь писать и читать. Не прочитав ни одного стихотворения вы вряд ли сможете понять и оценить саму структуру и технологию стихотворчества. Качество данного занятия, конечно же, будет зависеть от начитанности и от того, насколько вы целостно отображаете мир, людей, предметы и связи между ними.

Нужно слушать и воспринимать

Так и в игре на гитаре: нужно уметь играть, во-первых, слушать и воспринимать произведения, написанные для гитары, во-вторых, и в-третьих, уметь воспроизводить не только отдельные звуки на инструменте (как отдельные слова на письме), а соединять их в общую музыкальную картину.
Многие люди не пишут стихов и не сочиняют музыку и даже не пробуют подбирать её на инструменте. Но это не значит, что они не способны это делать.

Мы живем в мире вещей и связей между ними, мы бессознательно наблюдаем за этим миром, пассивно накапливая знания о нем. Знания «выходят наружу» и дополняются, когда человек концентрируется на определенном предмете. Занимаясь конкретным делом, развивая в себе определенные способности, мы достаем из кладовых своего мозга всё, что касается нашего дела. И уже в ходе практических тренировок наши знания обретают целостную форму.

Что такое унисон в музыке?

Чтобы подбирать "на слух" не обязательно быть профи

Посмотрите, когда человек пытается набирать музыку на инструменте, он ориентируется на свои представления о музыке и звуках, полученные в жизни, на знания о самом инструменте. И поэтому для того чтобы подбирать мелодии на гитаре не обязательно быть профессионалом, достаточно обладать начальным музыкальным образованием (или навыком).

В процессе концентрированной практики человек не просто тренирует свои навыки, он совершенствует свое мастерство, расширяет восприятия, в итоге, он формируется как музыкальный исполнитель. Постоянные занятия музыкой развивают наш слух, выделяя особые нюансы восприятия звуков в нашем сознании. Это особое восприятие демонстрирует наиболее сильные и слабые стороны музыканта.

К примеру, у одних более развита гармоника, у вторых – ритмика звукового ряда, третьи ориентированы на мелодику. При профессиональном умении - как высшей ступени, которую человек может достигнуть при концентрированной практике - подобные нюансы сглаживаются. Но профессиональное владение инструментом и не всем нужно.

В принципе, невозможных вещей не существует. Вопрос в другом: каковы поставленные задачи? Слух , как и любой навык, подлежит тренировке и развитию.

Проведем небольшую аналогию между обучением игре на гитаре и изучением иностранных языков. Можно ли услышать и понять то, что говорится на другом языке, не зная слов, ни разу не слыша их в контексте? Ответ очевиден – скорее всего невозможно. Не с чем сравнивать, поэтому нельзя догадаться. Другими словами: если нет точки отсчета в виде определенного знания, – развитый слух воспринимается как талант, который одному дан, другому нет.

От рождения человек обладает широким спектром неразвитых способностей. Их возможно трансформировать в практические знания. Чтобы научиться слышать структуру простых песен, исполняемых на гитаре , особого мастерства не требуется. Что освоено на инструменте – то, при некоторой тренировке, может быть .

Музыка в своей основе математична. Есть определенные каноны красоты, открытые давно. С развитием науки и техники музыка также претерпевала серьезные метаморфозы. (способ построения аккордов и их взаимодействия) усложнялась, изобретались новые музыкальные формы и новые музыкальные инструменты, менялись приемы исполнительства.

Также менялась и конструкция гитары как акустического инструмента. Техника игры на гитаре развивалась в нескольких потоках одновременно (различные школы исполнительства). Одна и та же физиологическая основа (в данном случае – строение рук) логично работала, опираясь на различные законы биомеханики.

Применительно к – изменялись углы соприкосновения пальца со струной (звукоизвлечение), изменялась посадка, постановка рук, мышление, репертуар. С развитием химии струны с жильных поменялись на нейлоновые. Музыкальное полотно усложнилось многократно, возникло множество совершенно новых гармонических и мелодических систем изложения музыкальной мысли.

Но вернемся к предмету. Если музыка логична, значит она подлежит изучению, и любой навык, имеющий отношение к данной области, – развиваем. Главное: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается , тренируется прямо пропорционально приложенным усилиям. Развитие идёт параллельно росту уровня исполнительского мастерства. Также существуют методики, развивающие навык восприятия музыки на слух. Как и в любой деятельности, здесь существует множество градаций. Один человек лучше воспринимает ритм , другой – гармонию . Третий лучше ориентируется в мелодике , четвертый – глубже воспринимает бас . Подобное различие в слуховом восприятии можно ясно увидеть на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизационные линии.