Мороз, солнце да ветер. Занятие по речевому развитию в старшей группе: «Мороз, солнце и ветер» Иллюстрации к сказке мороз солнце и ветер

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл. А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер. Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:
– Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:
– Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:
– Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
– Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:
– Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:
– Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:
– Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:
– Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:
– Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.
– Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

– Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
– А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.
– Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.
– Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь.

Уж это дело известное – мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

10-11
Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка.

Цель урока: Продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер». Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
2.Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
3.Воспитывать уважение и любовь к природе.

Ход урока
1.Организационный момент.
Создание эмоционального настроения.
Учитель: В сказке, рассказе, даже во фразе-
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.
Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.
-Это высказывание о загадках.
Учитель: Что знаете о загадках?
Дети: Загадки бывают авторские и народные.
-Загадки относятся к устному народному творчеству.
- Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.

3. Создание проблемной ситуации.
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами.

Ветер
Мороз
Солнце

Учитель: Может быть, кто – нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».

4. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём- то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

5.Первичное восприятие текста.
Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Проверка эмоционального восприятия.
Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.
Дети: Эта сказка о добре и зле.
-О споре Мороза, Солнца и Ветра.
-О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
-Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.
Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?
Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.
Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?
Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
-Волшебное число 3.
-Есть злые и добрые герои.
-Человек разговаривает с природными силами.
Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?
Дети: Олицетворение.

6.Работа над произведением.
Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.
Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.
Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает верхняя прядь волос
Невдомёк недалёкий, простодушный, малознающий человек
Чубы выражает признание за заслуги
Простак не может догадаться, сообразить
Уважить оказать кому – нибудь уважение, выполнив его желание

Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.
(Читает ученик)
Учитель: Из каких частей состоит сюжет?
Дети: Завязка, кульминация, развязка.
Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?
Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.
Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки.
Если трудно, поработайте в парах.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Во что перерос спор?
Дети: Спор героев перерос в драку.
Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?
Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.
- Нельзя себя превозносить и возвеличивать.
Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.
(Дети зачитывают предложение)
Учитель: Какая основная мысль сказки?
Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей.
Прочитайте.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Друзья познаются в беде.
Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.
Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.
Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова - ветер, солнце, старик, мороз.
(Задание даётся по вариантам).
Ответ сообщите на ушко учителю.
Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.
Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; Ветер - самодовольный, хвастливый;
Мороз – лютый и коварный.
Учитель: Как старик относится к силам природы?
Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
- В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.
Учитель: Почему появилась данная сказка?
Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

7.Итог урока.
Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?
Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
8.Домашнее задание.
Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.
Дети: Прочитать сказку по ролям.
-Нарисовать иллюстрации главных героев.
-Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.
-Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».
Учитель: Вот и всё.
Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
–?Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
–?Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Ж?ра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
–?Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
–?Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
–?Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
–?Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
–?Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
–?Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
–?Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
–?Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
–?Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
–?А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.
–?Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.
–?Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное – мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Сказка «Мороз, Солнце и Ветер» о том, как Мороз, Солнце и Ветер силами мерились. А кто в итоге победил? Прочитайте и узнаете.

Мороз, Солнце и Ветер. Сказка для детей

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:

— Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.

— Ну что — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Елена Поддубная
Занятие по речевому развитию в старшей группе: «Мороз, солнце и ветер».

Занятие в старшей группе .

Мороз , солнце и ветер .

Задачи : формировать умение детей слушать сказку «Мороз , солнце и ветер » . Учить давать характеристику персонажа сказки. Активировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Учить составлять сказки по схеме.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Вот он какой» , при этом объясняет : Вы без слов должны рассказать о размерах и формах хорошо известных вам предметов.

Один из вас должен воспроизвести выразительные жесты, которые характеризуют предмет. Например маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий. Дети отгадать, о каком предмете идет речь и рассказать о нем (2-3 раза)

Воспитатель : «Дети я знаю как вы любите сказки и решила вам рассказать новую.» Ее нужно слушать внимательно и понять ее. Но сначала я хочу загадать вам загадки, а вы по отгадкам должны узнать, о какой сказке идет речь?»

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне.

(Мороз )

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце )

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет.

(Ветер )

Загадки вы правильно отгадали. Кто догадался какая сегодня к нам сказка пришла? (ответы детей) . Правильно она так и называется «Мороз , солнце и ветер » ,- говорит воспитатель и рассказывает сказку. Затем спрашивает :

Понравилась ли она вам? Кому какой эпизод больше понравился? (ответы детей) Охарактеризуйте трех мужиков, которые повстречались старику .

Из-за чего поспорили Мороз , Солнце и Ветер ? (ответы детей) Как вы понимаете слово «особица» ? (особенно, лично) Что Даня, ответил старик , когда мужики спросили : «Кому это ты на особицу?» (Ветру)

Кто помнит конец сказки? (ответы) Правильно, ни мороз , ни солнце так старику не нужны , как ветер .

Мороз не мороз , когда ветра нет. Вот почему мне и почету всех больше. Старик – то , видать умудренный, а вам простакам и невдомек. Заканчивается сказка.

А вы как думаете, кому особенно поклонился старик и почему ? (ответы детей) Затем воспитатель раздает две карточки –схемы к сказкам. Один лист девочкам, а другой лист мальчикам. Вы должны по этим схемам рассказать свою сказку. Говорит воспитатель.

Воспитатель выслушивает детей, а затем просит высказать свое мнение. «У кого самая интересная сказка получилась? Спрашивает воспитатель. Посовещавшись, дети решают,у кого самая интересная, веселая и красивая сказка. В конце занятия можно раскрасить свою сказку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Дедушка Мороз принес нам Петю-Петушка» предварительная работа: Рассматривали картину о "Зиме" Слушали сказки о дедушке Морозе Смотрели мультфильмы о празднике Новогоднем Рассматривали.

Занятие по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук в младшей группе Занятие по речевому развитию и развитию мелкой моторике рук в младшей группе МДОУ Детский сад № 34 «Фиалка» воспитатель Сергеева Татьяна.

Занятие по речевому развитию в старшей группе «Чего не стало?» Задачи: закрепить обобщающие наименования: «овощи», «фрукты». Формировать умение правильно образовывать форму существительного.

Занятие по речевому развитию в старшей группе «Правила хорошего поведения» Правила хорошего поведения Цель: учить детей давать оценку поведению персонажей. Развивать отрицательное отношение к грубости, к жадности,.