Мильштейн, натан миронович - биография. Биография Натан мильштейн биография

Биография

Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра. В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем, при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.

Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи. Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.

Творчество

Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.

Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году, каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).

Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона, Бруха, Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха, за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми» за лучшее классическое исполнение. Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона (1968).

Большая часть творческой жизни Натана Мироновича Мильштейна прошла за пределами России – и все же он остается одним из самых ярких представителей русской скрипичной школы.

Детство будущего скрипача протекало в Одессе. Он был одним из семи детей в еврейской семье – не имевшей отношения к музыке, но состоятельной, и об образовании детей родители заботились наилучшим образом. Натан не ходил в школу – для него наняли домашнего учителя, а гувернантка обучала его иностранным языкам (что впоследствии очень пригодилось в жизни). Натан был задиристым мальчишкой, но по иронии судьбы именно мать соседского мальчика Иосифа Ройзмана (будущего участника Будапештского квартета), которого он обижал чаще всего, посоветовала его родителям нанять учителя музыки. Поскольку сестра осваивала фортепиано, брат – виолончель, для Натана родители выбрали скрипку. Уроки специально нанятого студента консерватории не нравились Натану, и он сопротивлялся, как мог – но однажды мать привела его на концерт десятилетнего Яши Хейфеца. Выступление вундеркинда – мальчика, который был всего на три года старше его, так поразило Натана, что он твердо решил стать скрипачом. Родители привели его к известному педагогу – Петру Соломоновичу Столярскому. Под его руководством Натан достиг больших успехов. Юный музыкант исполнил сложнейшее произведение – Концерт Александра Константиновича Глазунова – в присутствии автора и удостоился одобрения (несмотря на изменения, внесенные им в скрипичную партию).

В 1914 г. Мильштейн продолжил обучение в Санкт-Петербурге у Леопольда Семеновича Ауэра. «Чудо-ребенок» стал в столице истинной сенсацией – ему рукоплескала светская публика, включая дочерей императора. Но после революции, когда Ауэр уехал за границу, Натан вернулся в Одессу. В 1921 г., будучи в Киеве на гастролях, он познакомился с Владимиром Самойловичем Горовицем. Встреча оказалась судьбоносной – скрипача и композитора связала творческая дружба. Именно они в 1923 г. впервые исполнили в СССР Первый скрипичный концерт Сергея Сергеевича Прокофьева в версии для скрипки и фортепиано. Дуэт молодых музыкантов – «детей советской революции», как их тогда называли – пользовался большим успехом, они получили от Троцкого разрешение на зарубежные гастроли. Выехав в Европу, они решили не возвращаться на родину.

Покинув родную страну в 1925 г., Мильштейн выступает в Берлине, Гамбурге. Нельзя сказать, что он имел там ошеломляющий успех, но критики отмечали его прекрасную технику. Затем он отправился в Париж, где смог осуществить свою мечту – встретиться с Эженом Изаи. Бельгийский скрипач был его кумиром с тех пор, как Натан в детстве побывал на его концерте в Одессе. Изаи тепло принял молодого скрипача, одобрил его исполнение каприсов Никколо Паганини и пригласил к себе на вечер камерного музицирования. Здесь Мильштейну предложили исполнить партию альта, на котором он прежде никогда не играл, но отказаться было нельзя – ведь первую скрипку играла Елизавета, королева Бельгии. Она стала поклонницей творчества Мильштейна, неоднократно приглашала его на гастроли в Брюссель и стоя аплодировала на его концертах.

Через некоторое время Мильштейн концертировал в странах Южной Америки. Во время этих гастролей на него обратил внимание Поль Бешерт, австрийский менеджер, который предложил музыканту выступить в Вене. Во время этого концерта в музыкальной столице Европы скрипач был расстроен, увидев, как мало публики, но ему объяснили, что утонченные знатоки и ценители, а также критики приходят к концу концерта – послушать, что музыкант исполнит на бис. Мильштейн блестяще сыграл на бис «Полет шмеля», последовала восторженная рецензия – и дальнейшие концерты прошли с аншлагом.

Обосновавшись в Париже, Мильштейн бывал в музыкальных салонах французской столицы, где встречался с Артюром Онеггером, Пабло Пикассо, Игорем Федоровичем Стравинским. Важным событием в его жизни стало знакомство с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который пришел на его концерт. Скрипач и композитор стали друзьями – Сергей Васильевич даже советовался с Мильштейном, работая над фортепианными транскрипциями скрипичных сочинений Иоганна Себастьяна Баха.

С 1939 г. Мильштейн жил в США, а в 1946 г. получил гражданство этой страны, но позднее он возвратился в Европу и обосновался в Лондоне. К этому времени основу его репертуара составляли произведения Феликса Мендельсона-Бартольди, . Особенно любил скрипач концерты Людвига ван Бетховена и . Он сделал немало транскрипций произведений различных композиторов, особую известность приобрела его «Паганиниана».

В последние годы жизни Мильштейн выступал реже, но слава его не становилась менее громкой. Среди его поклонников были французский премьер-министр Леон Блюм, Муссолини, Рузвельт. Нередко его спрашивали, почему он не хочет возвратиться в СССР, но скрипач отвечал, что он – еврей из России, имеющий гражданство США, живущий в Англии и немало времени проводящий в Швейцарии – не может считать своей ни одну страну. Натан Миронович Мильштейн скончался в 1992 г., так и не вернувшись на родину.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Мильштейн обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра. В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем, при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты часто выступали в трио с виолончелистом Григорием Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР.

Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи. Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.

Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.

Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году, каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).

Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона, Бруха, Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха, за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми» за лучшее классическое исполнение. Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона (1968).

Двоюродный брат Н. М. Мильштейна - американский кинорежиссёр Льюис Майлстоун.

комментарий
Юлия Мильштейн 28.06.2016 07:49:13

Было интересно прочесть биографию выдающегося скрипача и моего однофамильца - Натана Мильштейна. Любовь к его музыке мне привил мой друг - Дмитрий Мазуров


Отличный музыкант
Юлия Мазурова 20.09.2016 09:38:35

Натан Мильштейн - превосходный скрипач! Его музыка меня умиротворяет и настраивает на позитивный настрой)

Ната́н Миро́нович Мильште́йн (31 декабря 1903 , Одесса - 21 декабря , Лондон) - родившийся в Российской империи американский скрипач еврейского происхождения.

Биография

Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года , затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра . В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем , при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина . В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским , также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.

Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе , где его тепло принял Эжен Изаи . Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.

Творчество

Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, тёплого и искреннего звучания.

Мильштейн - автор ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году , каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).

Выступая с ведущими оркестрами и дирижёрами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона , Бруха , Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха , за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми » за лучшее классическое исполнение . Среди других наград Мильштейна - звание Офицера Ордена Почётного легиона ().

Двоюродный брат Н. М. Мильштейна - американский кинорежиссёр Льюис Майлстоун .

Напишите отзыв о статье "Мильштейн, Натан Миронович"

Ссылки

  • (англ.) на сайте Allmusic
  • (англ.)

Примечания

Отрывок, характеризующий Мильштейн, Натан Миронович

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.
Павлоградский полк, находившийся в той части армии, которая была в походе 1805 года, укомплектовываясь в России, опоздал к первым действиям кампании. Он не был ни под Пултуском, ни под Прейсиш Эйлау и во второй половине кампании, присоединившись к действующей армии, был причислен к отряду Платова.
Отряд Платова действовал независимо от армии. Несколько раз павлоградцы были частями в перестрелках с неприятелем, захватили пленных и однажды отбили даже экипажи маршала Удино. В апреле месяце павлоградцы несколько недель простояли около разоренной до тла немецкой пустой деревни, не трогаясь с места.
Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны; по нескольку дней не выдавали ни лошадям ни людям провианта. Так как подвоз сделался невозможен, то люди рассыпались по заброшенным пустынным деревням отыскивать картофель, но уже и того находили мало. Всё было съедено, и все жители разбежались; те, которые оставались, были хуже нищих, и отнимать у них уж было нечего, и даже мало – жалостливые солдаты часто вместо того, чтобы пользоваться от них, отдавали им свое последнее.

Мильштейн Натан Миронович

Натан Миронович Мильштейн (31 декабря 1903 (13 января 1904), Одесса — 21 декабря 1992, Лондон) — советский и американский скрипач еврейского происхождения.

Натан Мильштейн родился в далёкой от музыки многодетной семье (его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К»; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей). Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Леопольда Ауэра. В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, и в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с Владимиром Горовицем, при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Григорием Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио.

Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи. Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. В 1945 году женился на Терезе Кауфман. Мильштейн продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.

Мильштейн — один из самых ярких воспитанников русской скрипичной школы. Его игру отличали красивый серебристый звук и совершенная техника, а интерпретации — вкус и безупречное чувство формы. Репертуар Мильштейна состоял в основном из классических и романтических сочинений, а также сочинений для скрипки соло Баха. Биограф Мильштейна, французский музыковед Б. Гавоти охарактеризовал его искусство словами: «Виртуозность, точность, разнообразие».

Мильштейн выступал с лучшими оркестрами мира и ведущими дирижерами —С. Кусевицким, Л. Стоковским, Б. Вальтером, В. Фуртвенглером, В. Гольшманом (1893-1972) и другими, гастролировал по всему миру, в том числе неоднократно выступал в Израиле. После эмиграции из СССР никогда не был на родине. Мильштейн сделал ряд звукозаписей, среди которых концерты для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, М. Бруха, П. Чайковского и А. Глазунова, пьеса «Ниггун» из цикла «Ба‘ал-Шем» Э. Блоха и другие.

Среди сочинений Мильштейна — «Паганиниана» для скрипки соло (фантазия на темы Паганини, 1954, входит в репертуар ряда выдающихся скрипачей), каденции к скрипичному концерту Бетховена и другие. Воспоминания Мильштейна «Из России на Запад» записаны С. Волковым (родился в 1944 г.).