Микеланджело сикстинская капелла описание. Сикстинская капелла в риме, италия. Никакой обнаженки или, как художник стал штанописцем

Дата публикации: 2014-07-20

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) - бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:
Практическая информация:

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете - 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.






Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

План-схема фресок свода


Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.


Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём - святой Иона, на противоположной стороне - святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.








Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.


Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре - Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета - «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Лишь малая толика сокровищ католической церкви доступна сегодня для публичного осмотра в музеях Ватикана. Но каждый экспонат из этой коллекции бесценен. Не имеет себе равных и внутреннее убранство дворцов, галерей и двориков, где выставлены шедевры искусства нескольких тысячелетий. А Сикстинская капелла – это, без ложного пафоса, апофеоз творения рук человеческих на пути служения высокому искусству.

Билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу

Единственная проблема, которая может возникнуть у туриста, решившего увидеть бесценные экспонаты из папской сокровищницы и всемирно известную роспись Сикстинской капеллы – длиннющие очереди из желающих купить билеты в музеи Ватикана .

С учетом того, что доступ открывается в 9 утра, а посетителей на территорию впускают, в зависимости от дня недели, до 13:00-16:00 (за 1-2 часа до закрытия), удовольствие потерять драгоценные 3-4 часа, продвигаясь к кассе, представляется весьма сомнительным. К тому же сил на осмотр музеев, после стояния в очередях уже может не хватить. Про то, как очередь выглядит в живую и как ее обойти, BlogoItaliano снял в Ватикане отдельное видео:

В последнее воскресенье каждого месяца вход в музеи бесплатный. Но расслабляться не стоит. Во-первых, чтобы настолько удачно спланировать поездку в Рим, нужно очень постараться. Во-вторых, очередь из жаждущих пройти внутрь даром раза в три длиннее обычной. В-третьих, музеи в этот день работают по сокращенному графику, и посетителей перестают запускать внутрь уже в 12:30.

Если «воскресник» совпадет с большим церковным праздником, бесплатный поход по ватиканским музеям можно смело отменять.

Сегодня билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу можно купить онлайн

Но если уж сам Папа Римский активно пользуется твиттером, было бы удивительно, если бы билеты в музеи Ватикана не распространялись онлайн. Уточнить актуальную стоимость и забронировать их на любой удобный день.

Кстати, через интернет можно купить билеты не только в Сикстинскую капеллу и музеи Ватикана, но и на другие популярные достопримечательности Рима. Больше об этом – в нашей статье .

Photos by: detroitstylz, arnabg, vgm8383, xiquinhosilva

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы как произведение искусства

В 1508 году римский папа Юлий II поставил перед молодым скульптором Микеланджело непростую задачу - расписать свод Сикстинской капеллы в кратчайшие сроки. На тот момент художнику было 33 года и до этого он никогда не занимался настенной живописью.

Приступая к работе, Микеланджело Буонарроти построил подмостки у потолка - и то лежа, то стоя, запрокинув шею, наносил фрески. Картины под сводом Сикстинской капеллы изображают девять сюжетов из Книги Бытия, которые разделяются на три группы:

  • I - сотворение Мира;
  • II - создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая;
  • III - испытания, которые выпали на долю всего человечества.

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Первая композиция, которую выполнил Микеланджело, называется «Потоп» - всемирная катастрофа, которая обрушилась на людей. В центре плафона Сикстинской капеллы расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь. Эта картина является одной из наиболее знаменитых в истории мировой живописи. Другая тема центрального произведения - «Сотворение Евы», а заключительная - «Грехопадение и изгнание из Рая».

Спустя четверть века, с тех пор как Микеланджело Буонарроти подарил Риму свои произведения под сводом церкви, новый понтифик Павел III назначил ему новую задачу. Художнику предстояло расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась величайшая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537 - 1541 годах.

Техника росписи такой масштабной картины заключалась в том, что вся фреска была разделена на фрагменты в Сикстинской капелле - всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело изобразил ангелов, в центре - Иисуса и деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание привлекает нижний ярус, где изображен Конец времен и Страшный суд - грешников спускают в Ад, а праведники восходят в Рай.

1. Снаружи Сикстинская капелла - не примечательная церковь 15 века, схожа с типичным крепостным сооружением.

2. До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику предстояло отреставрировать некоторые картины предшественников или нанести сверху свои фрески.

3. В медицине появился термин «Синдром Сикстинской капеллы» - потеря сознания при резком запрокидывании головы. Чтобы посмотреть шедевр под потолком, нужно запрокидывать голову, при этом пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Человек с таким нарушением теряет сознание.

4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре она названа «Сикстинской капеллой первобытной живописи». На камнях нарисованы сюжеты эпохи позднего палеолита, возраст изображений примерно 20 тысяч лет.

5. Известно, что молодой художник Микеланджело нехотя взялся за работу расписывать Сикстинскую капеллу, об этом свидетельствуют строки из стиха, который он написал: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу… Да подбородком вклинился в утробу. Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу полез к горбу, и дыбом борода, и с кисти на лицо течет бурда…».

6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свое толкование фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинное значение изображений.

Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу

Режим работы : понедельник - суббота - с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Цена билета : 16 евро (полный); 8 евро (льготный).
Правила посещения : фото и видеосъемка запрещены.

В 100 метрах от Сикстинской капеллы находится и другая известная достопримечательность Ватикана - Собор Святого Петра .

Сикстинская капелла на карте Рима

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Обзор об истории Сикстинской капелле, ее фресках.

А также, о том, как в капелле проходят главные выборы Папского государства и Римско-католической церкви - конклав.

Сикстинская капелла: основные факты:

Сикстинская капелла, похожая на прямоугольную шкатулку и примыкающая с Собору Св. Петра, внешне выглядит как крепостное сооружение.

Несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни как часть Апостольского дворца, Сикстинская капелла изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения .

В наше время Сикстинская капелла является одной из составных частей Ватиканских музеев, приносящих весомую часть доходов в бюджет государства-града Ватикан. В тоже время она продолжает является частью Апостольского (Папского дворца). В капелле проходят голосования по выборам Пап — конклав .

Суровый внешний вид капеллы контрастирует с внутренним интерьером, украшенным роскошными фресками.

Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

Что такое капелла

Что такое капелла в смысле строения? Капелла — это помещение (обычно прямоугольной формы) для собраний христиан, но формально не имеющее статуса церкви . Обычно в капелле служит священник, который также служит в другой, основной для него, церкви. В русском языке синонимом капеллы является термин часовня. Однако, в отличие от капеллы, в часовне может не быть алтаря.

Вид с птичьего полета на Сикстинскую капеллу и Ватикан.

Стоп-кадр из фильма «Град Ватикан».

Чем прославилась Сикстинская капелла

На иллюстрации из журнала «Шпигель»:

Сикстинская капелла подготавливается к проведению конклава (выбора Папы) в 2005 году.

Видна алтарная стена с фреской «Страшный суд» и потолочные фрески по мотивам Ветхого и Нового завета.

1. Фрески. Как архитектурное сооружение Сикстинская капелла прославилась своими фресками Микеланджело . Эти фрески представлены как на потолке, так и на алтарной стене. Фрески на потолке был расписаны Микеланджело по заданию Папы Юлия II в 1508 −1512 гг., а фрески «Страшный суд» спустя два с лишним десятилетия по заданию Папы Павла III. И в том, и другом случае фрески Микеланджело заменили собой работы более старых мастеров.

Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд»); и предсказательниц — сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима), и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» — греком Плутархом.

Позднее христианские авторы стали видеть в сохранившихся записанных пересказах сивилл пророчества о пришествии Христа. Благодаря последнему обстоятельству сивиллы оказались и на фресках в Ватикане. Что же касается лодочника Харона, то Микеланджело, как считается, вспомнил о нем под впечатлением произведения Данте. Но об этом несколько ниже, также ниже и том, что некоторые фрески Сикстинской капеллы потрясли ватиканскую мораль.

Чуть ниже мы поговорим и об истории Сикстинской капеллы. А пока отметим, что сооружение было построено в 1475 — 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере, в стиле крепостного сооружения как часть (ныне его старая часть) Апостольского (Папского) дворца .

Сикстинская капелла была сооружена на месте существовавшей ранее на том же месте Cappella Maggiore («Большой капеллы»), снесенной для строительства ныне существующего строения. Сикстинская капелла всегда служила Папской капеллой и местом для проведения собраний; ее внутреннее убранство, за исключением фресок, также отличается скромным видом .

2. Место конклава . Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап, или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом») , на которые собираются кардиналы. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. (Квиринальский дворец в Риме — ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства .

Как проходят конклавы в Сикстинской капелле? Бенедикт XVI в 2007 году своим Proprio motu (папское постановление, название от лат. фразы «по собственной инициативе») внес изменения в Апостольскую конституцию Universi Dominici Gregis. Теперь Папа избирается только большинством в 2/3 (Бенедикт XVI отменил существовавшее ранее правило выбора Папы в исключительном случае простым большинством). В остальном выборы Папы происходят по правилам, утвержденным Иоанном Павлом II.

Радио Ватикана сформулировало в своей передаче от 18/04/2005 описание процедуры конклава , проходящей в Сикстинской капелле, следующим образом:

Труба печи в Сикстинской капелле.

Временно устанавливаемая печь служит для сжигания бюллетеней по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а дым для оповещения публики и журналистов.

«(В период конклава) производится четыре голосования в день: два утром и два после обеда. Через каждые семь голосований будет объявлен перерыв для молитвы и свободных коллоквиумов продолжительностью максимум 24 часа. Во время этих перерывов будут предложены наставления... (читаемые одним из кардиналов).

Надпись в верхней части избирательных карточек, имеющих прямоугольную форму, гласит «ligo in summum Pontificem». В нижней части каждый из кардиналов должен указать, кому отдает предпочтение — «тайным образом», как подчеркивает Universi Dominici Gregis, и «ясным почерком», «по возможности неузнаваемым».

Затем кардинал складывает вдвое карточку и, держа ее на весу, относит к алтарю, где, перед вложением ее в (избирательную) урну, должен произнести: «Призываю в свидетели Христа Господа, моего судьи, что отдаю свой голос за того, кого считаю достойным быть избранным, по Богу». Потом, как известно, происходит подсчет голосов, и проколотые и нанизанные на бечевку карточки сжигаются в чугунной печи. Когда Папа будет избран, традиционный дымок... будет сопровождаться звоном колоколов базилики Св. Петра».

В сообщении упоминается печь. Эта чугунная печь, с длинной трубой, уходящей под потолок, на период конклава устанавливается в Сикстинской капелле. В 2005 году, кроме традиционной печи, была установлена современная вытяжка.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»: Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»:

Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

По дыму из этой трубы публика и журналисты на площади Св. Петра узнают о результатах голосований кардиналов в Сикстинской капелле в период конклава.

Если никто из кардиналов во время тура голосования не получает большинства, достаточного для его избрания Папы, к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым — сигнал для собравшихся на площади перед собором святого Петра, что Папа ещё не избран. После же успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий, что новый Папа избран.

Отметим, что начиная с конклава 2005 года, кардиналы не запираются для ночевки после голосований все вместе в одном помещении, примыкающем к Сикстинской капелле, в которое раньше для целей кардинальских ночевок в период конклава специально привозили кровати из одной римской семинарии . Радио Ватикана отмечало в апреле 2005 года:

«Кардиналы отныне не будут физически «закрыты» в одном помещении; вплоть до конклава, на коем был избран Иоанн-Павел II (в 1978- м году), когда ситуация буквально оставалась таковой — «cum clave», то есть под ключом.

Впервые кардиналы-выборщики будут занимать разные помещения (Domus Sancthe Marthae, Сикстинская капелла и места проведения литургических Богослужений). Им предстоит перемещаться из одного места в другое, но — без контактов с внешней средой.

(Domus Sancthe Marthae — Дом Св. Марты — построенная в Ватикане в 1996-м году, при Папе Иоанне Павле II, гостиница для кардиналов и гостей Св. Престола с отдельными номерами, где в период конклава в отдельных номерах, отключаемых от средств медиа и связи, теперь пребывают кардиналы конклава . Прим. сайт).

Перед началом первого заседания конклава кардиналы колонной — крестным ходом, после мессы «pro eligendo papa е» в Соборе Св. Петра, отправляются, распевая религиозные песнопения, в Сикстинскую Капелл у.

Перед тем, как запереть на ключ двери Сикстинской капеллы, ватиканский церемониймейстер, обращаясь ко всем, не входящим в число избирателей, восклицает «extra omnes! — «выйдите все!».

После избрания новоизбранный Папа приносит краткую клятву. Тот, кто будет избран новым Папой, обязуется верно исполнять munus Petrinum — Петрово служение Верховного пастыря Католической Церкви.

Таково краткое описание церемонии конклава, проводимого в Сикстинской капелле.

Сикстинская капелла: история создания и фрески

Путеводитель по Риму и Ватикану, изданный итальянским издательством «Bonechi», отмечает:

«Самая знаменитая капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольни по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере .

Сикстинская капелла — это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами Кафедры хоров .

Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело которые по праву считаются вершиной ренессансного искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 гг. при Папе Сиксте IV .

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим Папой Юлием II для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 гг.

Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл (предсказательниц, Прим. сайт), размешенных в боковых поясах между треугольниками распалубок.

Средний пояс свода украшают Девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека в обрамлении необычайно пластичных фигур обнаженных юношей Ignudi .

Четверть века спустя, между 1536-1541 гг., Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при Папе Павле III Фарнезе. Его новая огромная фреска «Страшный суд» занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна» .

Вот как описывает фреску «Страшный суд» современный автор книги о Ватикане «Тайны Ватикана» Сайрус Шахрад:

«Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени — особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Варфоломея (На фреске Св. Варфоломей держит кусок собственной кожи в знак того, что язычники при его казни живьем ее с него содрали . Прим. сайт).

И все же не страдание, пронизывающее это творение, а его «откровенность» раздражала цензоров того времени. Они потребовали пагубного вмешательства, дабы прикрыть интимные части тела фиговыми листками и набедренными повязками, как повелел Папа Пий IV в 1565 г. (Художник, которому поручили выполнить эту неблагодарную задачу, Даниеле да Вольтера, до конца своих дней носил неблагозвучное прозвище Порточник — il Braghettone.)», — указывает Сайрус Шахрад.

Отметим, что сайт Ватиканских музеев, указывает, что Даниеле да Вольтера «одел» только часть фресок, остальные были «одеты» позднее другими художниками. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти, используя новейшие технологии. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т.к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени . Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.

Мы вернемся к вопросу реставрации и «откровенности» фресок, а также рассмотрим их подробнее в следующем разделе.

Фрески Сикстинской капеллы

Самая популярная потолочная фреска «Сикстинской капеллы»: фреска «Сотворение Адама», изображающая Адама и Бога в качестве почти равноправных партнеров.

Изображение с открытки, предлагаемой для многочисленных туристов и паломников монашками в ватиканском сувенирном магазине в соборе Св. Петра.

На иллюстрации - страница из брошюры Ватиканского радио.

Здесь (слева) показан логотип радиоканала ватиканского радиовещания 105 LIVE, использующий мотивы фрески «Сотворение Адама» из Сикстинской капеллы.

Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Рука человека, и рука Бога... Есть контакт. Жизнь. Энергия. Коммуникации.

Человек встречает Бога. Через Церковь. Но слова являются символами тоже.

Такие слова, как информация, вдохновение и участие. Информация - это то, что мы ищем…Вдохновение - это то, что мы ожидаем найти, имея дело с католическим содержанием.

Участие - это, что удовлетворяет нашу потребность взаимодействовать с тем, что мы только что обнаружили. Если информация соответствует уму...

И вдохновение соответствует сердцу... Участие в наших руках…

Все так просто, как раз, два, три. Все в ваших руках».

Самая растиражированная в наше время во множестве красочных календарей, открыток и альбомов часть потолочных фресок Микеланджело — это фреска «Сотворение Адама» .

Она очень популярна в современной Римско-католической церкви, т.к. подчеркивает как бы партнерский характер Бога и человека, что созвучно настроениям католической церкви в XX-XXI веке .

Фреска «Сотворение Адама» является частью эмблемы и канала 105 LIVE ватиканского радиовещания. Этот FM- канал, запущенный для аудитории в Риме, является самой динамичной частью ватиканского радио, которое традиционно специализировалось на иновещании для заграницы. ).

Говоря об истории потолочных фесок Сикстинской капеллы в связи проведением конклава 2005 года, немецкий журнал «Шпигель» меланхолично отмечал:

«Микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 −1512 гг., наполовину ослеп, т.к. краска постоянно капала ему в глаза . Художнику было 33 лет, когда он начал свой шедевр».

Рассмотрим фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы подробнее.

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолочного покрытия занимают девять картин по тематике Бытия:

Если смотреть от стены, противоположной алтарной, то это картины по темам:

Опьянение Ноя; Всемирный Потоп; Жертвоприношение Ноя; Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая; Сотворение Евы; Сотворение Адама; Отделение вод от земли; Сотворение Солнца и Луны; Отделение света от тени. (Эти картины вы можете посмотреть на нашей иллюстрации справа, для вашего удобства на иллюстрации они снабжены подписями).

Также на потолочной части представлены Сцены из Ветхого Завета (расположены на потолке по четырем углам помещения):

Наказание Амана; Моисей и Медный змий; Давид и Голиаф; Юдифь и Олоферн;

На нашей иллюстрации: Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия.

На нашей иллюстрации:

Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия. Изображения на илл. расположены, начиная от входа в капеллу:

1. Опьянение Ноя;

2. Великий Потоп;

3. Жертвоприношение Ноя;

4. Грехопадение и изгнание из рая;

5. Сотворение Евы;

6. Сотворение Адама;

7. Отделение вод от земли;

8. Сотворение Солнца и Луны;

9. Отделение света от тени;

По периметру потолка чередуются фигуры Фигуры Пророков и предсказательниц — сивилл:

Иона и кит; Иеремия; Иезекииль; Иоиль; Захария; Исайя; Даниил; Ливийская Сивилла; Персидская Сивилла; Эритрейская Сивилла; Дельфийская Сивилла; Куманская Сивилла; а также Предки Христа: Соломон с матерью; Родители Иессея; Ровоам с матерью; Аса с родителями; Осия с родителями; Езекия с родителями; Зоровавель с родителями; Иосия с родителями.

Фреска «Страшный суд»

А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы, и ее персонажах (также см. иллюстрацию ниже, с подписанными персонажами).

Верхняя часть фрески — это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева — крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески — столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом).

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (ignudi, «обнаженный»). (Эти же ignudi «летают» и на потолке капеллы поддерживая гирлянды и медальоны, в которые вписаны ряд картин);

Центральная часть фрески «Страшный суд» — Христос и Дева Мария между святыми Церкви.

Фреска сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда (Сцена взята из Матфея, Глава 25, стихи 31-46).

Христос делает успокоительный жест окружающим. Хотя некоторые исследователи считают, что Христос на фреске изображен с жестом, не успокаивающим святых и избранных, стоящих вокруг, а напротив, изображен с проклинающим жестом.

Богородица безучастно отвернула голову, она спокойно ждет приговора.

Святые и избранные, расположенные вокруг Христа и Богородицы, с тревогой ждут вердикта. Некоторые из них могут быть легко узнаваемы:

Святой Петр с двумя ключами (Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи;

Святой Варфоломей с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет);

Коленопреклоненный Святой Себастьян со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы -язычники (Согласно жизнеописаниям, до того как его схватили по приказу монарха и в наказание за приверженность христианству, Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Фреска «Страшный суд» и ее персонажи.

Ангелы люнеты и игнудии (1.) Верхняя часть фрески - это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева - крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески - столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом)

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (от ignudi, «обнаженный»);

Центральная часть фрески «Страшный суд» - Христос и Дева Мария (2.) между святыми Церкви (3.):

Святой Петр (4.) с двумя ключами; образ ключей - это символ Петра как руководителя-основателя христианской церкви на земле; этот символ взят из библейской фразы Иисуса Христа: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий (5.) с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме;

Святой Варфоломей (6.) с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске (7.) изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская (8.) с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии);

Коленопреклоненный Святой Себастьян (9.) со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники. До того Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (10.) с крестом;

Тут же, в красной накидке, изображен Св. Павел (11.);

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета (12.);

Среди других фигур выделяются две женщины (13.): одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия;

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса (14.), которые пробуждают усопших звуками длинных труб;

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу (15.);

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников (16.) в ад;

В нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон (17.), замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (18.). Судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд»;

На фреске мы видим и фигуры созданий (19.) из подземного мира, из ада;

Слева, рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (с крестом); Тут же, в красной накидке, Св. Павел. Также изображены и некоторые другие Апостолы;

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают усопших звуками длинных труб.

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу.

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников в ад;

Наконец, в нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон, замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело).

Перемежение христианских и античных образов (вроде лодочника Харона) на фреске, как считается, вызвано влиянием историй из «Божественной комедии» Данте.

Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы . Об этом факте упоминает и официальный сайт Ватиканских музеев, управляемых губернаторством Ватикана, отмечая что споры относительно наготы персонажей фресок продолжались в течении многих лет, до 1564 года, когда на заседании Конгрегации принято решение удалить некоторые художественные решения Микеланджело, которые считались «непристойными». Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.

Однако, как отмечает ватиканский сайт, Даниеле да Вольтера (получивший, как уже говорилось выше, в истории за изменение фресок презрительное прозвище «порточник») только начал эту работу, а многие другие драпировки были добавлены в последующие века. Напомним, что ряд драпировок был удален в ходе реставрации 1981-1994 гг.

Выступая на открытии фресок Микеланджело после реставрации в 1994 году, Папа Иоанн Павел II сказал, что одновременно с уничижением человеческого тела перед Богом, человеческое тело также является отражением божественного замысла. Таким образом, Папа Иоанн Павел II одобрил спорные моменты творчества Микеланджело .

На : история создания фресок Микеланджело .