Методические приемы и методы обучения. Приемы обучения

Методы и приемы обучения

Методы обучения и их классификация

Методы обучения, или способы учебной деятельности. Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъек­том метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде (применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследователь­ских целях). Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения.

Классификация методов. Существуют различные основы для классификации методов. Например, в 60-е гг. были выделены методы на основе логических операций - индуктивный (от фак­тов - к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидак­тическим целям - методы изучения материала, закрепления, про­верки знаний. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности по­знавательной деятельности учащихся. Были разработаны классификации методов с учетом уров­ней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их само­стоятельности. Приведем их в сравнении.

Методы обучения

Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Все остальные методы - про­дуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея­тельность учащихся, которая может проходить в трех направле­ниях: 1) включение поиска в познавательные и практические за­дания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках); 2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказатель­стве или изложении конкретных положений; 3) организация це­лостного исследования учащихся под руководством учителя (ис­следование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).

Рассмотрим более подробно классификацию методов по источ­никам приобретения знаний.

Прежде всего, словесный метод. Слово - это древнейший спо­соб общения. Социолог Вильбур Шрамм подсчитал, что 500 млн лет занял у человека переход от устной речи к письменной, 5 тыс. лет - от рукописного письма к печатному станку и 500 лет - от печатного станка к телевидению.

Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предпола­гает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Ме­тод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование историчес­кой картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.

Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моде­лей, вычерчивание схем.

Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в чистом виде - только при словесном методе. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средства­ми обучения - с письменными источниками, учебными и нагляд­ными пособиями.

Многообразие приемов

Приемы как виды деятельности. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адек­ватных им приемов деятельности учащихся.

Под приемами понимают действия с предметами, а также сло­весные или письменно-графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы - это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логи­ческих схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют докумен­ты в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Чтобы создать представление о развитии одной страны за все ее периоды, учитель дает задания выписать в хронологической последовательности важнейшие события вместе с основными дата­ми.

Структура исторического материала
и способы его изучения

Факты, события, явления, процессы

Факты в обучении истории. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком.

Структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах на­учного познания). В процессе обучения ученики овладевают эле­ментами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс. Они, например, выявляют сущность событий, проводят их сравнение. Что же означают эти категории?

Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. Как писал М. Горький, «учат, воспитывают фак­ты, всегда - факты, идеи сопутствуют фактам». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действи­тельности, конкретной ситуации. Например, фактом является присоединение Иваном III Новгорода к Московскому княжеству в 1478 г.

Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопо­ставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов - это инструмент познания истории.

Конкретными фактами достигается образность изложения ис­торического материала. Рассказывая о вооружении феодала при Карле Великом, учитель приводит данные о стоимости его воору­жения, выраженного в количестве коров: шлем - 6 коров; латы - 12; меч с ножнами - 7; набедренник - 6; копье и щит - 2; боевой конь - 12. Кроме вооружения, для военного похода требовались продовольствие, повозка с упряжкой лошадью или вьючное жи­вотное для перевозки этого продовольствия и конюх при живот­ном.

Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отече­ственная война, второго порядка - Курская битва. В фактах вто­рого порядка могут быть выделены первичные эпизоды истори­ческих знаний - танковое сражение в районе Прохоровки.

Из сочетания фактов разного порядка возникает образ истори­ческого события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые уче­ники должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскры­ваются более полно и подробно. Конспективно излагаются не­основные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяс­нению основных теоретических положений.

При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональ­ность. Большей образности требуют факты для учащихся сред­него звена, и большей документальности, доказательности - для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоре­тический материал. При изложении содержания урока у млад­ших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоцио­нальной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.

На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотно­шение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.

События - это значительные единичные факты. К ним отно­сятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конк­ретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, вре­мени, участников. В данном случае имеется в виду, что револю­ция - это качественные изменения в развитии общества, а восста­ние - массовое вооруженное выступление. Исторические явле­ния часто отражают черты, характерные для определенного пери­ода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества ха­рактерны барщина и оброк.

Процесс - это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связую­щим звеном в них бывают причины и следствия. Например, про­мышленный переворот - это процесс, характеризующийся пере­ходом от мануфактуры к машинному производству.

К процессу относится и самопознание истории. Оно начинает­ся с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обо­гащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем луч­ше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и силь­нее».

Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан также с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности.

Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов

Представления. На основе изучаемых фактов в сознании уча­щихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий. Учение должно основываться не на отвлечен­ных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности.

Исследователи 50-60-х гг. XX в. смогли доказать, что для формирования у учащихся правильных, полных представлений недостаточно только демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Необходимо также использовать приемы, содействующие закреплению и уточнению этих представ­лений. К таким приемам относятся словесное описание, рисова­ние или графическое воспроизведение объекта.

Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно в млад­шем и среднем звене учащихся. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представ­лений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В против­ном случае ученики осовременивают прошлое. В их ответах воз­можны такие фразы: рабы древнего Рима жили плохо, ходили в рваных джинсах; древние греки плавали на пароходах.

Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-по­литическая, историко-культурная жизнь людей и др.); об истори­ческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

Если учащиеся усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то это ведет к вербализму в обучении («вербалис» (лат.) - устный, словесный). При вербаль­ном обучении исторические факты сообщаются сухо, без раскры­тия их значения и влияния на судьбы людей, не задевают учащих­ся за живое.

Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Методис­ты обращают внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обо­гащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку рас­крываются их новые стороны, существенные признаки, связи, от­ношения с другими понятиями.

Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Психологи еще в 50-е гг. доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последо­вательности: от наглядных представлений - к первоначальным понятиям, от менее сложных - к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, - к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия. К приемам создания исторических представлений относятся описание содержания ис­торической картины, анализ события или факта, сюжетный рас­сказ, практические действия учеников (рисование, работа с плас­тилином, изготовление макетов).

Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с макетом плуга. Ученики узнают, что плуг это земледельческое орудие труда. Учитель предлагает ученикам нарисовать схематический рисунок плуга. Затем замечает, что, кроме плуга, имеется много других орудий труда. Представления о них формируются эмпири­чески на основе иллюстраций. Однако само понятие орудия труда активно применяется не в начальной, а в средней школе. Для малышей это понятие еще сложно, так как обобщает слишком большое число представлений. Итак, ученик прошел следующий путь познания от представления к понятию: плуг - земледельче­ское орудие труда - орудие труда (понятие). Ученикам дается простейшее определение понятия: это знания о сущности предме­та или явления.

Работа с понятиями продолжается в среднем звене учащихся. Учитель демонстрирует рисунки орудий труда и пред­лагает ученикам определить их признаки, т.е. указать, чем одно орудие труда отличается от другого. Путем анализа ученики вы­ясняют устройство орудия труда (например, назначение основ­ных частей плуга, их взаимосвязь), качества орудия труда (ост­рый лемех плуга).

Таким образом, в качестве первоначального определения учи­тель дает признаки определяемого понятия или называет его со­ставные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоре­тического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам. (Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими матери­альных и духовных ценностях.)

Таким образом, понятия, усваиваемые в начале обучения исто­рии, являются первичными и находятся в тесной связи с пред­ставлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на образы. В 7-8 классах начинается переход от преимуще­ственно конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому.

Для определения понятия важно отобрать существенные при­знаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее су­щественные. Например, наиболее существенный признак сельской общины состоит в том, что земля считалась общей собственно­стью. Существенный признак, сущность - это самое главное, без чего данное событие или явление существовать не может.

Такой признак, как «владение» является неотъемлемой частью понятия «феод». Для усвоения понятий «феод», «феодальное по­местье» надо знать общие существенные признаки всех феодов и всех феодальных поместий. Определяя понятие, ученик отвечает на вопрос: что это такое? Определение понятия обычно начинает­ся с ключевого слова. Для натурального оброка таким словом будет «взносы», а для барщины - «работа».

2. Установи отличительный (видовой) признак.

3. Составь из этих элементов формулировку определения.

Структуру этой последней логической операции разъясняется так: формулируя определение понятия «крепостной», учащиеся находят родовое понятие «феодально-зависимый кре­стьянин» и видовой признак «прикрепление к земле феодала».

Вот фрагмент урока по выявлению учени­ками понятия «феодализм»:

Выслушав рассказ учащихся об основных занятиях населения в древ­нерусском государстве, учитель спрашивает их:

Что же в это время представляло главную ценность? Скот? Примитивная соха или плуг? Жилище?

Ученики: Нет. Земля. Без земли не нужны ни плуг, ни волы. Где нет хороших пахотных угодий, там не нужно и жилище.

А кому же принадлежала земля?

Ученики: Сначала земля принадлежала всей общине, а потом лучшие общинные земли стали захватываться родовой знатью. Земля стала соб­ственностью отдельных, более знатных, сильных людей. Они, захватывая все больше земли, начинают закабалять тех крестьян, которые селятся на этих землях. Таких землевладельцев называют боярами.

Как же называется такой строй? Где мы встречались с ним?

Ученики: Такой строй, когда одни (феодалы) владеют землей, а основ­ная масса населения, живя на их земле, попадает к ним в зависимость (закрепощается), называется феодальным. Он господствовал в средние века и в Западной Европе, и в Азии.

В старших классах предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических поня­тий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запомина­ния. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся воз­можность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко време­ни обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определения.

Не просто дать определение понятия «государство». На уроках истории древнего мира в 5 классе детям дается такое определение: «Государство - это сила, с помощью которой рабовладельцы удер­живали в повиновении крестьян и рабов». Однако это определе­ние устарело и лучше дать следующее: «Государство - это форма самоорганизации общества». В старших классах это определение будет углубляться и конкретизироваться: «Государство - это форма самоорганизации общества, форма, которая зависит от самого общества, его структуры, особенностей его развития, от обстоя­тельств, на него влияющих… Это прежде всего аппарат управле­ния обществом в интересах всего общества…».

При отработке определения «сословие» ученики обращаются к справочным изданиям. Сословие - это социальная группа, обла­дающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной органи­зации, включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разру­шение сословий.

Термины. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Лишь с одинаковым пониманием слов в сознании учащихся будет связано примерно одинаковое содержание изучаемого. Требуется также специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный.

Термины объясняются по-разному. Так, если они обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Или же, демонстрируя рисунки, дает пояснение происхождения назва­ний предметов, вооружения. Например, древнерусской рогатине дал название укрепленный на конце древка крепкий рог.

Возможно генетическое объяснение терминов: полюдье - сбор князем дани по людям; объяснение при помощи подборки однокоренных слов: дань - давать - подаяние, промысел - промыш­лять - промышленность.

Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, рус­ское слово деревня возникло от слов деру, драть. Прежде чем строить дом, хозяйственные постройки, подготавливали участок земли, выдирая кусты и деревья. Слово горожанин произошло от слова город, церковно-славянское гражданин - от слова град. Сло­во слобода (поселок стрельцов, купцов или ремесленников, сво­бодных от подати) происходит от древнерусского слова свобода.

Географические названия, термины можно объяснять, перево­дя их на русский язык. Например, Геллеспонт - «море Геллы»; Фермопилы - «Горячие ворота»; Пелопоннес «остров Пелоп-са»; Месопотамия - «Междуречье»; прогресс - движение вперед; банкрот от итальянского banka (скамья) и rotta (ломать) - сломанная скамья. Если в средневековой Италии менялу денег уличали в обмане, то о его голову ломали скамью, на которой он сидел. Отсюда нетрудно понять и происхождение слова банк.

Некоторые термины объясняются местом происхождения пред­метов. Например, пистолет назван по месту изобретения - Пистоя в Италии. Возможно также объяснение слов с помощью сино­нимов: турнир - состязание. Иногда учитель обращается к фоне­тическим изменениям слова. С 1519 г. в немецком городе Иоахимстале стали чеканить монеты, которые по месту изготовления ста­ли называть иоахимсталерами или просто талерами. От этого на­звания, измененного в соответствии с английской фонетикой, произошло название доллара.

Слово царь произошло от латинского цезарь, а оно, в свою оче­редь, - от личного имени Кая Юлия Цезаря, постепенно превра­тившегося в составную часть императорского титула. На Руси им­ператоров Византии сначала называли цезарями, потом - царями.

На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе. Так, говоря о русском государстве XIV-XV вв., нельзя употреб­лять термины солдаты, офицеры. Ведь в то время регулярной армии еще не было, К названиям более позднего времени отно­сятся также слова командир, патруль, барин, лакей, зал (частично иностранного происхождения). Вместо них следует употреблять старые русские слова: воевода или начальник, дозор, боярин, поме­щик, слуга, палата.

Через слова-термины, свойственные данной эпохе, передаются ее эпические особенности. Рассказывая о битвах периода Древней Руси, учитель так характеризует вооружение русских воинов: меч-кладенец или булатный меч, копье червленое, лук тугой, стрелы острые.

Сначала учитель знакомит учеников с происхождением слова-термина и лишь затем с его понятием. Так, термин опричнина был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова опричъ - кроме. В XIV-XV вв. опричниной называли ту часть удель­ного владения, которую после смерти великого князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. Эта вдовья опричнина после смер­ти княгини заново делилась между сыновьями.

По сходству с этой опричниной Иван Грозный назвал свой удел с особой территорией, войском и госаппаратом. От Московского Кремля опричную часть города отделяла река Неглинная. В нее входили районы современного Арбата, Воздвиженки, Пречистен­ки. В дальнейшем под опричниной стали подразу­мевать систему внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати.

Рассказав о структуре исторического материала и способах познания, остановимся на применении устного метода обучения при изложении фактического и теоретического материала, о котором мы с вами будем говорить уже на следующем занятии.

Текст 1

Метод

Методы обучения -

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе выделяются следующие приемы:

Так, прием может выступать элементом как метода -

объяснение является самостоятельным методом прием обучения, входящий в метод практической работы .

методом объяснения работа с учебником выступает как прием метод работы с учебником , то дополнительное объяснение .

Таким образом, .


Текст 3

Словесные методы обучения

(методы словесной передачи и слухового восприятия информации)

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания активно его воспринимают и усваивают. Словесные методы предполагают активную преподавательскую деятельность.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения . С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины, связанные с учебным материалом. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, инструктаж.

Рассказ. Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, применение примеров.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняется непосредственное восприятие детей. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Лекция. В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью , чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Этот метод используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок (20-30 мин).

В ходе лекции используются приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, приемы активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала) и др.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения. Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключает учащихся к взаимодействию. В отличие от них беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы. Возможны беседы, в ходе которых ученики под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает его и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой : чтение, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов, конспектирование, составление опорного конспекта текста и другие.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже надо использовать подсказывающие вопросы и вопросы, требующие однозначных ответов типа «да» или «нет».

Эффективность работы с учебником зависит от правильной ее организации. Необходимо отбирать посильный для учащихся материал. Работу с учебником и учебной литературой начинать с объяснения учителя. Следует поставить перед учащимися основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

Условиями эффективного применения рассказа и проведения лекции является четкое продумывание лекции, логически последовательное изложение всех пунктов плана, подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения. важно обеспечить доступность, ясность изложения, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.


Наглядные методы обучения

(методы с опорой на наблюдаемые предметы, явления)

Использование наглядных методов и приемов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления .

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств . Источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия . Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами . Как отдельный вид наглядный метод обучения просто теряет смысл. Показ иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять . Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, делает учебный процесс более привлекательным . Особенно важна и даже необходима наглядность при обучении в младших классах.

К наглядным методам обучения относятся: наблюдение, метод иллюстраций и метод демонстраций.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты, основные признаки, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке или на экскурсии.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий : плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. В дошкольном возрасте часто используются приемы: показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.), показ образца при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, работы технических установок, различного рода аппаратов. К демонстрационным методам относят также показ кино- и видеофильмов и диафильмов. К приемам, сопровождающим демонстрации относится показ способа действия. Он используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. В ходе применения наглядных методов используются приемы: обеспечение лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Текст 3

Текст 3

Текст 1

Понятия: методы и приемы обучения

Метод (от греческого слова metodos - буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способы достижения дидактических целей.

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Взаимосвязь методов и приемов:

1. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой , когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала , когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

2. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы .

3. Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения , в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием . Если же в ходе урока используется метод работы с учебником , то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием .

Таким образом, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения .


— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта . Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:
  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.
Словестные методы обучения:
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником , книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Применение познавательных игр и программное обучение

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит:

  • от цели и содержания предстоящей НОД.
  • от оснащенности педагогического процесса.
  • от личности педагога, его способностей и ответственности.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения . В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы . Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно

Методы

Словесные:

Рассказ педагога,

Чтение художественной литературы.

Наглядные:

Наблюдение

Демонстрация, рассматривание картины, репродукции.

Практические:

Упражнение,

моделирование.

Дидактические игры,

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

1. Наглядные методы:

Наблюдение,

Демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях, а также в незапланированных ситуациях.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям .

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений :

1. Длительные - дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта.

2. Кратковременные — занимает небольшой отрезок времени.

3. Повторные — многократное наблюдение за одним объектом.

4. Сравнительные — для сравнения предлагаются два наблюдаемых объекта и больше.

дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

Объект наблюдения должен быть интересен для детей.

Объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.

Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей.

Детям дается целевая установка для наблюдения.

Усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей.

Обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

Наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы . Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов .

Данный метод влияет на развитие :

  • Наблюдательности,
  • Мыслительных процессов (сравнение, различение, обобщение, анализ).
  • Обогащение речи,
  • Воображение,
  • Творческую деятельность ребенка,
  • Расширение кругозора.

Виды картин :

  • специально созданные дидактические картины.
  • Репродукции картин известных художников.
  • Книжная графика.
  • Предметные картинки.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. После просмотра проводится беседа по ранее подготовленным вопросам.

Очень важен порядок вопросов , посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.

1. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»).

2. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).

3. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами.

Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

2. Наглядные приемы

В обучении детей используются наглядные приемы обучения:

  • показ способов действий - раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным.
  • показ образца. - используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

3 .Практические методы обучения.

Практические методы обучения - это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Ведущие практические методы обучения

Упражнение,

Опыты и экспериментирование,

Моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Типы упражнений :

- подражательные упражнения - ктаковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.

- конструктивные упражнения - в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

- творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

3. ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать,

4. показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением,

5. для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования.

6. выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка , направленные на определенный результат.

Например, воспитатель организует несложный эксперимент , в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут ) различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление.

Выявление скрытых признаков предметов осуществляется с помощью элементарных опытов . В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега - в воду; опыты с песком и глиной, с воском .

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования разработан: Д Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения : реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей:

Звуковому анализу слов (Л. Е. Журова),

Конструированию (Л. А. Парамонова),

Для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева),

Представлений о труде взрослых (В. И. Логинова Н М.Крылова) и др.

Виды моделей :

1. Предметные - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.(технические игрушки).

2. Предметно-схематические - существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. (календарь природы).

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков символов.

4. Игровые методы:

Игровые методы:

Дидактическая игра,

Воображаемая ситуация в развернутом виде,

Игровые приемы:

Внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий,

Загадывание и отгадывание загадок,

Введение элементов соревнования,

Создание игровой ситуации.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков :

  • переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием.
  • от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию.
  • Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

Дидактическая игра является наиболее распространенным игровым методом Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В.Н.Аванесова).

  • Первая функция - совершенствование и закрепление знаний.
  • Сущность второй функции - дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы : внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).

К игровым приемам такжеотносятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).

5. Словесные методы и приемы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию , ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Словесные методы :

Рассказ педагога,

Чтение художественной литературы

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль , если он не перегружен деталями , а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, В.А.Осеевой и др.), рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику :

Свободное владение материалом.

Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

Выразительность речи.

Требования к рассказу:

Художественность формы

Динамичность содержания

Новизна

Необычность информации.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу . В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина).

Виды бесед

Этические - воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Познавательные - тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям :

Вводные беседы - готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

Обобщающая (итоговая) беседа - проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Чтение художественных произведений.

Предполагает ряд требований :

  • Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
  • Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
  • Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа).
  • После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
  • В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие :

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):

Требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера — М.Н.Скаткина:

Объяснительно-иллюстративный метод,

Репродуктивный метод,

Метод проблемного изложения,

Частично-поисковый, или эвристический, метод,

Исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского , включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Педагогические технологии.

В настоящее время человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) «оглядывается» назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется.

Этой общей тенденции соответствуют процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы превратить школьное образовательное пространство из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся систему, основанную на самопроектировании и способствующую решению многообразных и сложных задач становления личности в культуре, т.е. такое образовательное пространство, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

Создание же условий, при которых ученик является субъектом деятельности, т.е. становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами. Среди этих способов, как правило, выделяют три. И построены они, во-первых, на основе интереса к знаниям, во-вторых, на основе увлекательного способа изучения предмета и, в-третьих, на мотивации учения.

400 лет назад в Польше, Западной Белоруссии существовали братские школы. Учителя в этих школах считали, что только с помощью образования можно победить врага. А главное для них было – следование заповеди: «Прежде люби детей, а потом учи». На сегодняшний день эта заповедь также актуальна, только следуя ей можно добиться успеха. Гораздо позже Н.К. Крупская утверждала, что любая истина из уст ненавистного учителя – ненавистна. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Саморазвитие же личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, который, обеспечивается учителем использованием современных развивающих педагогических технологий.

Технология I

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа .

1-й этап – это «Вызов» (мотивация) . Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. (Например начать с названия текста. О чем он? Заинтересовать ребенка.)

2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично (тот же опорный сигнал по Шаталову или план, только развернутый на плоскости и минимизированный комментариями).

3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.

Технология II

«Коллективно-взаимное обучение».

Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.

На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.

Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:

  • совершенствуются навыки по данному материалу;
  • включается в работу память;
  • каждый ученик чувствует себя более свободно;
  • несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
  • формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.

Технология III

«Модульное обучение».

Весь материал по какой-либо большой теме делится на отдельные блоки. Задания могут быть разного уровня, т.е. присутствует личностно-ориентированный подход в обучении. В каждом блоке обязательно должна содержаться проверочная работа.

Урок по модульной технологии можно построить, используя несколько форм работы. Например:

1-й этап урока – это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления; формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика, а раз полемика - значит сотрудничество.

2-й этап урока – конспект-лекция. Т.е. учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схематическую модель излагаемого материала и т.д. и тому подобное. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.

3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. после 2 этапа учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, на сколько усвоен материал.

Технология IV

«Интегративный подход в обучении».

Известно, что профильный характер старшей ступени требует более глубокого, прагматичного характера обучения. Принцип междисциплинарной взаимосвязи, позволяющий обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования, является основным принципом интегративного обучения.

Практическое применение системы интегративного обучения показывает , что эта система:

  • формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;
  • обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;
  • способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;
  • имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.

При освоении интегративного курса необходимо обозначить предметно-содержательный аспект, а именно:

  • минимум информативности, которая включает в себя теоретический и фактологический блоки знаний;
  • языковой аспект: выражения теоретических знаний и лексико-грамматические средства выражения фактологических знаний;
  • коммуникативный аспект: при помощи лексико-грамматических средств тематического словаря совершенствуется коммуникация с целью информирования своего собеседника-слушателя;
  • познавательный характер интегративного курса, который предполагает широкое использование текстового материала, так как текст – источник приобретения знаний как теоретических, так и фактологических.

Таким образом интегративный курс предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.

Технология V

«Технология работы с аудио- и видеоматериалами».

Основными задачами использования такой технологии на уроках являются:

  • «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;
  • развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.;
  • обучение анализу урока или фрагмента;
  • обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.

Работа по данной технологии базируется на 3-х известных в методике этапах работы с аудио-, видеоматериалами:

1-й этап – работа до просмотра/прослушивания;

2-й этап – просмотр/прослушивание;

3-й этап – работа после просмотра/прослушивания.

Эта технология позволяет

  • формировать у учеников чувство уверенности – «я тоже так могу»;
  • «шлифовать» свои знания, навыки, умения;
  • развивать у учеников навыки самостоятельной деятельности.

Очень полезно приобщать к проведению урока по этой технологии учеников, которые в будущем, возможно, станут учителями, т.к. это помогает развивать и прививать творческий подход к организации проведения урока; позволяет научить серьезному отношению к выполняемой работе; и, самое главное, помогает создавать у учеников ощущение нужности для школы.

Технология VI

«Здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии на уроках помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда.

На уроках учитель должен максимально снизить негативное влияние нервно-физического напряжения, а для этого, «переключать» детей с одной деятельности на другую. Включать в уроки небольшой блок изученного материала, физминутку и музыкальную паузу. Все это дает дополнительную энергию, радостное настроение, появляется блеск в глазах детей. Знакомый материал – это определенные знания, умения и навыки, а они помогают достичь такой степени эмоционального благополучия, которая позволит детям полноценно «прожить» урок (на первом этапе урока). Второй этап урока, как правило, предполагает какую-то проверку, а это всегда стресс («вдруг, неправильно!»). Лучший способ быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. В конце урока оставить время для музыкальной паузы - это превосходный способ снять напряжение, ведь хорошая музыка оказывает положительное влияние, как на физическое состояние, так и на психику.

Технология VII

«Метод проектов».

Всякий намеченный комплекс работ, необходимых для достижения некоторой цели, называют проектом.

Каждая отдельная работа, входящая в комплекс (проект), требует затраты определенного времени. Некоторые работы могут выполняться только в определенном порядке. Существуют работы, входящие в комплекс, которые могут выполняться независимо друг от друга, одновременно.

Метод проектов - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суть метода проекта – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные проекты (информационные), практико-ориентированные (прикладные).

Как пример, проект по теме: "What are you going to be?"

Проблема: правильный выбор профессии.

Тип проекта:

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке коммерческого предложения своей рабочей силы на иностранном языке.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с профессиями, сферой их деятельности;
  2. Изучить профессии родителей;
  3. Определить специфические профессии региона;
  4. Сделать выбор в пользу одной из профессий;
  5. Уметь аргументировать свою точку зрения;
  6. Обосновать необходимость и полезность выбранного вида деятельности для других;
  7. Уметь предложить свою специальность в коммерческих целях на иностранном языке;
  8. Планируемый результат: ученики разрабатывают план своего города через несколько лет, создают его проект и представляют как коммерческий продукт.

Материалы:

  • фотографии,
  • иллюстрации.

Время работы: 6 уроков.

Работа над проектом:

Урок № 1.

1. Знакомство и активизация лексики по теме «Профессии»:

а) название профессии;
б) место работы;
в) характеристика деятельности.

2. Активизация грамматических структур:

а) глагол to be с названием профессий, употребление неопределенного артикля;
б) предлоги места при указании места работы;
в) I think, аргументация своего мнения.

Урок № 2.

  1. Знакомство и активизация лексики, обозначающей профессиональные действия.
  2. Работа над выпуском брошюры “What do you know about these professions?"

Урок № 3

Обсуждение профессий родителей и выпуск газеты.

Урок № 4

Знакомство с профессиями, определяющими специфику:

Выпуск брошюры (название профессии, иллюстрации, описание профессиональных действий). Работа в группах со словарем, обмен информацией между группами.

Урок № 5.

1. Активизация грамматических структур:

I" m going to ...
I want to ...
That"s why ..., аргументация своего выбора.

2. Обсуждение и защита минипроекта "My future job".

Урок № 6.

Защита проекта "Our town in future".

Учащиеся, предлагая свою рабочую силу как – коммерческий продукт, создают свой город. Обсуждение другими учащимися данных предложений и выбор одного из предложенных заведений.

Дается оценка данному проекту.

1-й прием

Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.

Например возьмем для обобщения тему «Зима» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,

1-я строка – Зима. (Тема)

2-я строка – Сезон года. (Что это?)

3-я строка – Зима – суровая пора. (Какой сезон? Что свойственно?)

4-я строка – Держитесь люди, скоро лето! (Свои эмоции)

5-я строка – Готовь сани летом, телегу – зимой. (Пословица или цитата)

или тема «Безразличие»

1-я строка – Безразличие (Тема)

2-я строка – Опасная черта (Что это?)

3-я строка – Равнодушие всегда опасно. (Чем это выражено?)

4-я строка – Безразличие должно быть наказуемым. (Свое отношение, эмоции)

5-я строка – Безразличный друг хуже злейшего врага. (Цитата)

2-й прием

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления. Данный прием называется «кластер», в переводе с английского – гроздь.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..»».

Используя этот прием применяю следующие формы работы :

  • обсуждение в парах;
  • дополнение друг друга;
  • работа в группах.

Результат этой работы заключается в некой таблице:

Гроздей может быть сколько угодно, это зависит от темы.

Например тема «4 типа вопросов»:

3-й прием

Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете. Например на русском языке по теме «Числительные»:

В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»

4-й прием

Этот прием называется «пенсил», в переводе с английского карандаш. Данный прием ни что иное, как чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Итак, каждый учитель может придумать свою систему пометок, при чем ею можно варьировать. Например:

  1. + (то, что знаю);
  2. * (новая информация);
  3. ? (об этом хочу узнать больше);
  4. ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

5-й прием

Чтение с остановками – это прием который также можно применять на любом предмете по любой теме.

Рассмотрим этот прием на примере урока литературы, при работе с эпизодам. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов. В конце урока предложить детям вспомнить пословицы и/или цитаты по теме.

В качестве домашнего задания, после проделанной работы, может быть предложено изложение по тексту.

Как вы сумели заметить, этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.