Меловые карьеры беларуси как доехать. Опасная красота. Белорусские Мальдивы спрячут от туристов

Удивительно-чистый белый песок на пляже, лазурный или бирюзовый цвет чистейшей воды, прекрасные скалистые обрывы на берегу водоёма - кто бы мог подумать, что это всё имеется не на далёких Мальдивах или Сейшелах, а буквально совсем рядышком - в Беларуси. Сегодня я расскажу о Красносельских карьерах, в которых можно даже купаться.

Оказывается, в этой маленькой, но гордой стране есть своё рукотворное чудо света, которое уже стало туристической меккой местных жителей, но о нём мало известно за пределами Белоруссии. Называется оно - Красносельские карьеры. Зрелище, надо сказать, потрясающее и необычное. Кажется, что находишься, где-то в субтропиках и только деревья на берегу напоминают, что это всё наше, родное.

Где находятся Красносельские карьеры?

Найти эти карьеры самостоятельно достаточно трудно. Они не указаны в туристических маршрутах и помочь может только интернет или местные жители. Удивительно, но эти прекрасные места до настоящего времени не облюбовала ни одна туристическая компания, которая организовывает туры по Беларуси. Здесь нет кемпингов, отелей, многочисленных сервисов, и эти прекрасные пляжи можно назвать дикими. Всё потому, что хозяином всего этого является ОАО "Красносельскстройматериалы" - завод, который добывает здесь мел. Именно, благодаря работе огромных БЕЛАЗов этого предприятия и образовались многочисленные карьеры, количество которых сегодня исчисляется десятками. Сама компания озабочена только добычей мела и её мало волнует, что в эти места каждое лето стекаются сотни туристов. Более того, повсюду висят таблички - «купание запрещено». Объясняется это просто: места не оборудованы, здесь нет спасателей и других специализированных служб, которые готовы в любой момент прийти на помощь. Но на таблички никто не обращает внимания. Чтобы полюбоваться потрясающими пейзажами и искупаться в чистейшей прозрачной воде, люди постоянно приезжают в эти прекрасные места.


Как сюда добраться?

Добраться до этих красот можно на собственном авто или общественным транспортом. Для начала, нужно приехать в город Волковыск. Он находится в Гродненской области Беларуси (посмотреть на карте ). Это достаточно приличный районный центр и здесь есть даже неплохие гостиницы. Сами карьеры находится примерно в 15 километрах от города, возле городского посёлка Красносельский, от которого они и получили своё название. Попав в этот посёлок, добраться до карьеров уже труда не составит, достаточно просто спросить у местных жителей, где они находятся. Пока не доберёшься непосредственно до этих уникальных водоёмов, пейзажи будут окружать не очень приятные. Посёлок достаточно мрачноватый, и только огромной массой возле него возвышается местный цементный завод, которому, кстати говоря, уже более 100 лет. Добыча мела здесь ведётся практически круглосуточно, а дорога к карьерам покрыта специфической белой пылью.

Оказаться в непосредственной близости от карьеров на собственном авто достаточно трудно. Все подъезды перегорожены шлагбаумами. Говорят, сделано это для того, чтобы случайно не произошло обрушение берега, и машина не упала прямо в воду. Вроде бы, такой несчастный случай в этих местах уже был. Поэтому, остановившись возле шлагбаума, необходимо прошагать приличное количество метров, прежде чем и откроются те самые, удивительные пейзажи.


Что из себя представляют карьеры?

Сами карьеры по своей структуре напоминают небольшие норвежские фьорды - резкие, обрывистые берега и, уходящие вдаль водоёмы. Это такие вытянутые в длину озёра, небольшой ширины. При этом все карьеры отличаются друг от друга. Есть достаточно старые водоёмы, к которым подобраться очень трудно. Они окружены лесом и кустарником. Добраться до берега по крутому склону на этих карьерах бывает очень опасно.


Есть действующие карьеры, но там туристу совершенно неинтересно, поскольку повсюду стоит пыль, ездит тяжёлая техника, да и воды в этих местах ещё нет. Самые же популярные у людей места - это те карьеры, которые были отработаны лет 10-20 назад. Здесь берега ещё не спели покрыться густой растительностью, а туристы уже протоптали тропинки и организовали что-то, наподобие пляжей.


Почему здесь вода лазурного цвета?

Всё достаточно просто. Потрясающий лазурный оттенок воды здесь обеспечивает смесь мела и кальция. Дно не зарастает, поэтому вода и остаётся удивительно прозрачной. Главное, что купаться здесь абсолютно безвредно. Вода чистая, дождевая и не имеет никаких вредных примесей. Мутной она может только стать, если разворошить меловое дно.

Единственной проблемой для отдыхающих может стать глубина карьеров. Здесь достаточно трудно аккуратно зайти в воду. Буквально через метр от берега уже становится очень глубоко, поэтому детям купаться здесь действительно опасно. Правда говорят, что на одном из карьеров есть место, где можно отдыхать даже с детьми.

Каждый из этих водоёмов уже получил своё название. Если местные их называют «Линзы» под разными номерами, то туристы именуют карьеры в зависимости от цвета воды или пейзажа: «бирюзовое», «столбы» и другие названия.



Что омрачает эти пейзажи?

Поскольку отдых дикий, то красивую картинку омрачают горы мусора, который здесь никто не убирает. Даже, если аккуратно оставлять пакеты в общей куче, она всё равно останется, потому что мусоровозы сюда не ездят. Жаль будет, если лет через 10 эти места станут просто огромной свалкой мусора, ведь благоустройством здесь никто не собирается заниматься. Более того, местные говорят, что уже сейчас за въезд на территорию завода можно получить серьёзный штраф.

Однако, это не отпугивает любителей экстремального отдыха. Как мне стало известно, буквально за несколько лет здесь побывали десятки тысяч людей и это - далеко не предел, поскольку популярность карьеров возрастает с каждым годом. Люди приходят сюда пешком, приезжают на велосипедах и машинами.

Как сложится судьбы этого райского уголка - неизвестно, но всезнающие белорусы говорят, что эти белорусские Мальдивы - не единственные в стране. Скоро такие же появятся в Брестской и других областях страны, ведь залежи мела - один из немногих природных ресурсов, которого здесь имеется в избытке.

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска


Маршрут, обозначенный зеленым на карте, мы частично подсмотрели на globus.tut.by, частично разработали сами:

Значительная часть нашего пути проходила по магистрали М1 (Е30). Судя по утренней погоде, день должен был выдаться теплым, ясным и солнечным.

Однако, когда мы отъехали от Минска километров 160, небо плотно затянуло тучами, погода переменилась, термометр на приборной панели медленно пополз к +13 С. Остальное время нашего путешествия прошло в ожидании дождя. За Ивацевичами свернули с М1 (Е30) на Р44 и въехали в Коссово. Вот и костел святой троицы, где в 1746 году крестили Тадеуша Костюшко. Собственно, одной из целей нашего путешествия была попытка ознакомить сыновей с историей "сапрауднага рэвалюцыянера", незаслужено обойденного курсом соответствующего школьного предмета:

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.


На окраине Коссово в исторической усадьбе Меречевщина находится одно из двух наиболее вероятных мест рождения Тадеуша Костюшко. Там, благодаря помощи США (Костюшко- почетный гражданин США и Франции), восстановлен былой облик усадьбы. Так ли она выглядела ранее - вопрос, нас поразило эмоциональное сходство усадьбы с калифорнийским Форт Росс .


Внутри усадьбы - очень симпатичная, ухоженная экспозиция, не претендующая на историческую справедливость:


А рядом и вовсе красотища с живописным прудом на фоне просторов:


Лебединое семейство подарило нам полчаса восторга. Кто сказал, что они гадкие утята?


Рядом с усадьбой есть вся инфраструктура: и кафе (говорят, вкусно, мы были еще задолго до обеда), и маленький гостевой дом, где можно переночевать.

А совсем рядом, в пешей пятиминутной доступности великолепный дворец промышленных магнатов Пусловских (1838 год). Думаю, мы были одни из первых, увидевших дворец в таком ракурсе полностью. Еще пару месяцев назад он был почти полностью закрыт лесом и тот же globus предлагал совсем другие фото. Помните сказку о спящей красавице? Не знаю, как у вас, а по мне она и спала именно в таком дворце за дремучим лесом. Сожжен партизанами (как не прискорбно) в 1943 году. Может быть когда-нибудь мы увидим его во всем великолепии.


Дворец на реставрации, правда активных работ не наблюдалось, возможно потому, что была суббота. По замыслу дворец должен был напоминать старые английские замки.:


Ружаны от Коссово совсем близко. Более масштабных руин в Беларуси нет. Размеры дворцового комплекса Сапег поражают воображение - это больше чем полноценный стадион. Построен дворец первой половине 18 века. В центре имелся парадный двор с регулярным парком, куда можно было попасть через триумфальную арку главных ворот:

Таким он был когда-то:


Таким он сохранился до наших дней. Интересное решение придумано реставраторами. Восстановлен первоначальный вид въездного флигеля, где обустроился маленький музей. Парадный вид флигеля позволяет путешественику додумать (представить) то, как все было при Сапегах. Тем не менее сам дворец дышит историей, не дать бы только ему и дальше разрушаться.


Побродим по дворцовым "аппартаментам"

Полюбуемся на старинный камин:

Заглянем в винный погреб:

Вид из дворцового комплекса на поселок Ружаны:

Координаты GPS поселка Ружаны: : N52°51"53"" E 24°53"26"" .

Следующей точкой нашего путешествия должны стать озёра на месте меловых карьеров под поселком Красносельский.

Меловые карьеры под Красносельским и карьерные озера
В поселке Красносельский главная достопримечательность - завод стройматериалов республиканского значения. Сырье для этого завода - мел, который добывают в меловых карьерах. Карьеры делятся на действующие и заброшенные. Некоторые заброшенные карьеры оказались со временем затопленными подземными водами, в результате имеем несколько озер с водной гладью лазурного цвета. "Белорусские мальдивы..." :))
Ехали, как и многие, чисто интуитивно. Выезжаем из Ружан и едем дальше по Р44 в сторону Волковыска, огибаем его справа, и всё так же по Р44 движемся в сторону поселка Красносельский. Долго ли коротко едем, может уже и проехали эти карьеры с озерами? На нашей карте их нет вообще (эти озера слишком малы для карты области), в навигаторе такого объекта как эти озера тоже нет.
Обновление от 23 мая 2014 :
Но вот навстречу стали попадаться карьерные самосвалы БеЛАЗ - мы на верном пути! :)


БелАЗ этой модели не очень большой - занимает ровно половину этой дороги, в ширину метра 3,5-4, разъехаться с ним - нет никаких проблем. Более крупных моделей самосвалов мы не увидели. И на БелАЗах почему-то нет гос.номеров - ни спереди, ни сзади:) . БелАЗы из разрабатываемых карьеров возят выкопанный огромными экскаваторами мел на находящийся неподалеку завод "Красносельскстройматериалы". Покрытие дороги и придорожные кусты с деревьями покрыты тонким слоем меловой пыли:


Вот и первое карьерное озеро:


Берега обрывистые, крутые. Вода в озере теплая и именно такого цвета, как на экране - синевато-лазурная, даже не смотря на явную непогоду:

И еще одно озеро, рядом с первым, где за 10 минут можно поймать двух крохотных карасиков:

Время обеда уже подошло, а у нас еще куча планов. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Пообедали в Волковыске, сфотографировали детей у памятника волку и взяли курс на Слоним по дороге Р99. Следующий пункт - оборонительная церковь в Сынковичах - деревне Зельвенского района. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. В правой передней башне одну из бойниц приспособили под жилище дикие пчелы.

Слоним. Что ни дом, то историческая ценность. К сожалению, день подходил к концу и толком посмотреть город нам не удалось.
В этот день в школах проходили выпускные вечера, центр города был перекрыт для парада выпускников.

Атмосфера праздника наполняла весь город, красивая традиция, пора и Минску перенять.

Практическая информация

Где находятся Красносельские меловые карьеры? Как найти меловые карьеры? Подробная карта

Координаты GPS меловых карьеров - N 53.289539° , E 24.50346° .
А теперь без GPS (найти по GPS - тут много ума не надо:)). Сразу оговорюсь - добраться к меловым карьерам и карьерным озерам будет удобно только на своем транспорте. Не обязательно машина или мотоцикл, но хотя бы велосипед иметь нужно. Но вариант с велосипедом подойдет только ярым любителям велотуризма. Что касается общественного муждугороднего транспорта и как доехать на нем - я не в курсе, не пробовал.
Итак, выдвигаемся в путь к меловым карьерам на своем транспорте. Если вы будете стартовать из Минска, то вам придется проехать 270-280 км, затратить 3-3,5 часа времени в одну сторону. Карта:

Ориентир для поиска меловых карьеров - город Волковыск. Выезжаем из Минска в сторону Бреста, становимся на М1 (Е30), проезжаем мимо Баранович и вскоре сворачиваем на дорогу Р99 на Слоним. Проезжаем мимо Слонима, через Зельву и приближаемся к Волковыску. Не дозжая Волковыска будет перекресток, на котором вы должны будете свернуть правее на дорогу Р44 и двигаться по ней в сторону Гродно и поселка Красносельский. Едете по Р44, пока не увидите с левой стороны заводские постройки - это завод стройматериалов в поселке Красносельский. И примерно здесь же будет съезд (или путепровод) : налево - в поселок Красносельский, направо - в сторону деревни Новоселки. Съезд этот обозначен на карте цифрой 1:

Поворачиваем направо в сторону деревни Новоселки, едем, достигаем эту деревню и проезжаем ее насквозь. Она имеет практически нежилой вид, покосившиеся домики и заборы, все это щедро припорошено мелом. Вообще, мел там везде - на дорогах, вдоль дорог все деревья и кусты в мелу. Ваш автомобиль и одежда к окончанию поездки также будут пропитаны и присыпаны меловой пылью. После Новоселок проедете еще километра 2 и увидите с правой строны заброшенные меловые карьеры, а в них - карьерные озера. Те самые, ради которых вы ехали:) . Да, все дороги, по которым ехали, - асфальтовые, грунтовок на пути не было.

В общем, почти приехали. Если у вас внедорожник или мотоцикл или велосипед, то можно свернуть с дороги и попробовать по пересеченной местности проехать поближе к берегу. А если автомобиль с низкой посадкой, то дальше придется пешком, надо лишь машину убрать с дороги - рядом БелАЗы ездят и нещадно пылят мелом. Убрать с дороги машину можно, съехав на любую второстепенную грунтовку - их там будет две или три, что-то типа кармана или ответвления от асфальтовой дороги. Дальше двигаемся по пересеченной местности, метров 100-200 необходимо преодолеть. И вы окажетесь у ближайшего карьерного озера (на карте выше обозначено "Озеро 1"). Другие озера тоже рядом, смотрите карту выше.

Многие спрашивают - а есть ли рядом с озерами какая-нибудь инфраструктура - гостиница, гестхауз, магазин хотя бы? Там нет ничего из перечисленного, вообще ничего нет. Потому, что там белорусская глубинка без прикрас. Глухомань страшная и ебеня дикие. И еще потому, что данные карьерные озера - это ведь никакая не зона отдыха, не путайте. Все карьеры принадлежат заводу "Красносельскстройматериалы" и то, что в некоторых заброшенных меловых карьерах на образовавшихся озерах туристы повадились отдыхать, купаться и ловить рыбу - это на свой страх и риск отдыхающих и рыбаков. В целом, там абсолютно дикие места, только проносящиеся мимо БелАЗы вносят нотку цивилизации.
В день, когда мы приезжали была пасмурная дождливая погода и рабочий день, поэтому толп отдыхающих мы не увидели. Но в погожие выходные дни народу там бывает немало.
Озера имеют глубину в десятки метров, вязкое дно и крутые берега. Купание в этих озерах в некоторой степени опасно, имейте это ввиду. Дышать меловой пылью также не полезно. Подумайте об этом. Но один раз увидеть эти озера - это стоит того!

Путешественники, любители дикой природы и острых ощущений не обходят своим вниманием меловые карьеры под белорусским городом Волковыском. Чем же последние так привлекательны, почему их называют "белорусскими Мальдивами", стоит ли планировать отдых в этом месте?

Чем привлекательны Волковысские карьеры

Меловые карьеры Волковыска прозвали и и раем для фотографов, и белорусской туристической Меккой. В добавок ко всему, эта достопримечательность "дикая", так как отдых здесь не только не предусмотрен, а даже запрещен. Но это место продолжает ежегодно привлекать тысячи поклонников палаточного отдыха.

Причина тому - необычная и даже фантастическая панорама для среднеевропейской местности: лазурная, даже ярко-изумрудная, насыщенно бирюзовая вода, заполняющая карьеры (благодаря оставшемуся на их дне мелу), высокие белоснежные берега-обрывы, покрытые молодыми деревцами, огромные валуны будто бы инопланетного происхождения. Достаточно посмотреть на меловые карьеры Волковыска на фото, чтобы появилось желание увидеть эти места воочию.

Карьеры, раскинувшиеся на площади, примерно равной тремстам футбольных полей, - поистине райское место для "дикарей". Путешественники любуются окружающей сюрреалистичной природой, жарят шашлыки, поют песни у костра, загорают, купаются в бирюзовых водах, делают завораживающие фотографии (некоторые белорусские музыкальные исполнители облюбовали эти места для съемки своих клипов).

Кроме этого, меловые карьеры Волковыска интересны:

  • дайверам - местные воды не уступают красноморским или мальдивским;
  • экстремалам - крутые валуны, обрывы, немаленькая длина (1-4 км) и глубина карьеров (15-40 м - глубина вод, 40 м - высота насыпи) привлекают любителей прыжков с тарзанкой и без нее;
  • рыбакам - ряд карьеров запружен рыбой.

На протяжении несольких лет карьеры посетило около сотни тысяч туристов.

Меловые карьеры Волковыска: как доехать

Как добраться на своем автотранспорте? Следует ехать по трассе Р44 до города Волковыска, далее свернуть по указателям к поселку Красносельскому - карьеры находятся непосредственно возле него.

Для путешествующих без авто пригодится следующая схема:

  1. Поезд или электричка, следующие по направлению "Минск-Барановичи".
  2. Поезд до Волковыска.
  3. В Волковыске пересесть на пригородный автобус до пг. Красносельский (попросить остановиться перед деревней Новоселки).
  4. Далее по навигатору пешком до места следования.

Координаты меловых карьеров (Волковыск) на карте: 53.283386, 24.488854.

История удивительной местности

Столь любимые многими карьеры - это искусственно созданные водоемы, образовавшиеся в результате добычи полезного ископаемого - мела. Ведется она уже более ста лет - с 1914 года. Богатство земель Беларуси меловыми залежами - следствие того, что когда-то ее территория была дном гигантского Мирового океана.

Достопримечательностью поселка Красносельского являются также и удивительные кремниевые шахты, которые вырубили наши предки примерно 5 тысяч лет назад для добычи породы, широко использовавшейся в производстве орудий труда. Однако сегодня они законсервированы, а план музея, посвященного им, остался всего лишь проектом на бумаге.

Волковысские карьеры: страшно красиво

Так как туристический отдых возле Волковысских карьеров неорганизованный, то здесь нет обустроенных мест для пикника, а также биотуалетов, источника питьевой воды, спасателей на берегу. А мусор после некоторых туристов превратил некоторые прекрасные склоны в натуральную свалку.

При приближении к карьерам путешественников пытается остановить знак "Опасная зона", который те благополучно игнорируют. А зря. По словам спасателей, здесь ежегодно тонут люди. Существует и вероятность обвалов, ведь "стены" карьеров ничем не укреплены. Столь привлекательные на вид ласковые изумрудные воды ужасают результатом проб - они содержат в себе объем штаммов кишечной палочки, в сотню раз превышающий допустимый! А мел, который растворен в водах карьера, не только сушит кожу, но, попадая в легкие, оседает в них, что легко может спровоцировать астму.

Меловые карьеры Волковыска - это и техническая зона. Автомобили туристов мешают проезду служебной техники предприятия "Красносельскстройматериалы", являющегося собственником этих земель. Руководство компании настроено сделать эту зону закрытой для путешественников.

Карьеры Волоковыска сегодня

Хотя и велись обсуждения о перепланировке территории карьеров в полноценную зону отдыха, "оздоровлении" вод, сглаживании берегов, проекты остались только проектами. В 2015 году была запланирована рекультивация карьеров, которая призвана погубить их прекрасный вид: некоторые линзы решено было сгладить, некоторые - перекопать. Основную дорогу туристов перерыли непроходимыми канавами. Цель этого, по словам властей, - профилактика несчастных случаев.

В качестве альтернативы остались карьеры под Березой, Любанью, Слуцком и Солигорском.

Таким образом, сегодня можно полюбоваться только остатками той красоты, которой совсем недавно славились меловые карьеры Волковыска. Вместо затратного облагораживания необыкновенной местности для туристов местными властями был выбран курс на ее уничтожение во имя безопасности "диких" отдыхающих.

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.

Наконец-то наступило реальное лето, вернулась жара и отдыхающие толпами отправились на "беларуские Мальдивы" - забояненные, но не ставшее от этого менее привлекательными карьеры под Волковыском. Множество постов написано, но вставлю и я свои пять копеек (сегодня только о хорошем).

Технология создания такой достопримечательности и точки притяжения отдыхающих/фотографирующихся довольно проста. Местность, где они расположены, богата месторождениями мела, добыча которого долгие годы производит ОАО "Красносельскстройматериалы" (завод выпускает цемент, трубы, известь и всевозможные строительные смеси). Добыча ведется открытым способом, в карьере. После завершения эксплуатации техника переезжает на новое место, а брошенный карьер постепенно затапливается грунтовыми водами. Из-за меловой взвеси в воде (или растворов солей?) вода принимает такой нереальный цвет, а перепады высот лишь добавляют живописности. Не удивительно, что в "сезон" здесь одновременно могут находиться тысячи человек.
Людей я не очень люблю, особенно в больших количествах, поэтому для поездки был выбран не самый теплый месяц - апрель.

Сначала мы решили поехать на старые карьеры, расположенные ближе к Красносельскому и старому (заброшенному) заводу. Сейчас производство вынесено за территорию поселка.

Польскольку их эксплуатация завершена десятки лет назад, склоны и территория вокруг успела зарасти лесом. Сейчас эти "линзы" скорее походят на горные озера.

За годы вода потеряла свой изумрудный цвет.

Склоны крутые и высокие, спуск к воде довольно опасен (для пущего эффекта снято на фишай).

"Туристов" здесь не встретишь, зато есть рыбаки. Сначала я решил что это какая-то птица, да зум рассмотреть помог.

В целом мне здесь понравилось, только лес больно дикий и найти место для стоянки найти проблематично. Позже двинулись в сторону новых карьеров.

Путь к ним пролегал через завод и технологическую дорогу, по которой транспортируют породу. Сама дорога и все к ней прилегающее покрыто равномерным слоем мела.

Не смотря на "заброшенность", карьеры являются технологической территорией. Разумеется, не предназначенной для отдыха и "туристов", которые иногда по пьяни здесь тонут или попадают под обвалы.
Проникновению препятствует охрана с автоматами и тяжелая техника ничего. Только на машине сложновато подъехать.

Но это все ерунда, мотивированному человеку не трудно пройти километр-другой.

Вид снизу...

И сверху.

К сожалению, времени было мало и мы осмотрели только один карьер. Зато самый большой, почти 2 километра длиной. Дальше можно не комментировать.

Как итог. Во время апрельского походика мы встретили всего трех человек и почти не увидели мусора, зато в прошедшие выходные ситуация отличалась разительно. Я обещал не писать о плохом-) К посещению карьеры рекомендую, но лучше не летом. Правда там сейчас рядом целое маковое поле...