Легенды и мифы Древней Греции. Кем были дети Асклепия

Асклепий (Эскулап)

В древнегреческой мифологии – бог врачевания, сын Аполлонаи нимфы Корониды(по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену со смертным. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Гермес по просьбе Аполлона вынул из ее чрева младенца Асклепия. Аполлон отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил мальчика искусству врачевания. Асклепий достиг таких высот в этом деле, что мог не только лечить больных, но и воскрешать мертвых, тем самым лишая Аида новых подданных. Уязвленный Аид пожаловался своему брату Зевсу, и тот убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, которые врачевали греков во время осады Трои. Среди детей Асклепия – блистательные дочери Гигиея, Панацея, сыновья Подалирий и Махаон, участвовавший в Троянской войне.

У Гомера Асклепий – смертный, супруг Эпионы. Ученик Аполлона и кентавра Хирона. Участник похода аргонавтов. Культ и оракул Асклепия были широко распространены в Эпидавре.

В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап, или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого?????????) – натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. Когда в 293 г. до Р. Х. тяжелая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.

В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу – Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.

Асклепий – бог медицины в древнегреческой мифологии. Древние римляне бога врачевания называли Эскулапом. Есть основания полагать, что речь идет о реальном человеке, жившем в древности и занимавшемся лечением соотечественников. После смерти великого врачевателя, спасшего много жизней, обожествили и причислили к лику святых. Упоминание об Асклепии встречалось в некоторых письменных источниках, в частности, в трактате «Герметика», принадлежащего перу теософа, мудрецу и мыслителю, богу грамоты Гермесу Трисмегисту.

Биография

Асклепий был сыном Апполона, которому приписывали способность отпускания грехов и очищения души убийц, а также талант бога-врачевателя. Матерью Асклепия была царевна Коронида, павшая от руки любимого. По другой информации матерью юноши была Арсиноя. Мифы и легенды о матери Асклепия противоречивы, в разных источниках представлена совершенно разная информация. Сократ писал, что о родителях Асклепия доподлинно неизвестно, так как они выбросили младенца в лесу. Случайно обнаружившие его охотники забрали ребенка и передали его на воспитание Хирону, который обучил приемного сына врачеванию. По другой легенде Асклепий рожден грешной матерью, которая зачала ребенка от Апполона, а затем влюбилась в другого, за что была сожжена на костре. Однако прежде чем она сгорела, из ее чрева извлекли младенца, который не успел родиться. Херон, которому отдали мальчика на воспитание, был благородным, мудрым и добрым кентавром, в отличие от своих собратьев. Он некогда учился у Апполона грамоте и искусству охоты. Также Хирон умел лечить. Все свои знания он передал пасынку, который значительно превзошел своего учителя. Асклепий был женат и имел семерых сыновей, которые также пошли по стопам отца и посвятили свою жизнь медицине. С детьми Асклепия связано несколько легенд. По одной из них сын Асклепия сделал умирающей девушке кровопускание, чем спас ее. Эта легенда дает нам понять, что кровопускание начали практиковать еще до нашей эры. Другая легенда гласит, что другой сын бога извлек из тела раненого воина стрелу и посыпал рану чудодейственным лекарством. После этого рана быстро затянулась и воин выздоровел. Асклепий умел лечить от множества болезней и воскрешал мертвых, которые ушли из жизни. Зевсу не пришлась по нраву деятельность Асклепия, который нарушал порядок жизни. Врачеватель прогневал Аида, который пришел с жалобой на самовольного врачевателя к Зевсу. Аид рассказал, что простой смертный нарушил земные законы, который ввел сам Зевс. Из-за самовольника-врачевателя люди перестали бояться смерти и стали бессмертными, хотя это была исключительно прерогатива богов. Чтобы Асклепий не смог воскрешать простых смертных, разгневанный Зевс послал на него молнии, которые и убили самого врачевателя. Люди были расстроены такой несправедливостью и чтобы увековечить память целителя, обожествили его. Они стали повсеместно строить храмы, где молились своему поверженному целителю.

Изображение Асклепия

В самом раннем периоде культа бога врачевания в Древнем Риме Асклепия изображали в виде змеи, а не в виде человека. Позже его стали изображать на монетах в виде подтянутого и мудрого старика (примерно так же изображали и всех остальных богов с человеческим ликом). До нашего времени сохранились изображения Асклепия, датируемые, по всей вероятности, II-III веком до рождества Христова. Это так называемые посвятительные рельефы – посвящение к лику на камне, фрагменты статуй, произведения глиптики, монеты и чеканки. Асклепий изображался со своими священными животными (змеями и петухами). В дальнейшем, когда Асклепия стали считать покровителем всех медиков, именно змея, обвивающая чашу, стала символом медицины. Этот символ был выбран из-за изображения Асклепия с посохом, обвитым змеями. До эпохи Возрождения Асклепия также изображали в окружении медицинского инструмента и лекарств, потому что он также считался покровителем аптекарей.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А. Сербский В.П. Сеченов И.М. Склифосовский Н.В. Фёдоров С.Н. Филатов В.П.
Французские

Врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, где жрецы лечили своих соотечественников с помощью магических и эмпирических приемов.

Сын Аполлона

Существует несколько теорий о происхождении Асклепия. Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.

Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал врачевания, кентавр жил на Пелионе - горе на юго-востоке Фессалии.

Обучение у Хирона

Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).

Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.

Гибель

Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.

После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.

До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия - древнеримский бог врачевания Эскулапий.

Посох Асклепия

В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия - международный

Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.

В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.

Культ

Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре - городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами - сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.

Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия - соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.

Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.

Жрецы

Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.

Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз - ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем - Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.

Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.

Древнегреческая медицина

Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).

В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.

Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.

Место Асклепия в древнегреческом пантеоне

Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.

Другая сторона образа Асклепия - его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.

У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия - богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.

Семья и потомки

По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.

У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона - знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.

Старшая дочь бога врачевания Гигиея - богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей - традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.

Следующая дочь Асклепия - Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея - легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия - Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.

Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).

Эскулапий

В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.

В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея - символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.

Греческая мифология представляет собой сборник рассказов, написанный древними греками. Главными героями этих рассказов были, естественно, греческие боги. Двенадцать главных греческих богов жили на горе Олимп. Во главе всех стояли — Бог Зевс и его жена Гера. За ними шли: Деметра, Посейдон, Аид, Гефест, Афина, Дионис, Афродита, Аполлон, Артемида и Гестия. Этот список олимпийских богов у разных источников – разный. Но ни в одном из них, конечно, не упоминается медицинский бог Асклепий
Дело в том, чтоАсклепий не всегда был богом. Как утверждает греческая мифология – юноша родился простым смертным и лишь потом стал богом медицины и целительства.

Но, несмотря на это, популярность бога Асклепия была невероятной и не только в Древней Греции. Народы всех стран бассейна Средиземного моря шли к храмам Асклепия, чтобы поклониться и просить у него помощи. Развалины этих великолепных сооружений можно увидеть и в наше время.

Даже развалины храмов Асклепиона поражают своей грандиозностью.

История бога Асклепия довольно интересная. По сути, это повествование о наказании.

Как родился бог Асклепий

Бог Асклепий был сыном бога Аполлона и смертной женщины Коронис. Девушка, будучи беременной, влюбилась в юношу по имени Ишис. Когда Аполлон узнал об их тайном романе, он отправил свою сестру Артемиду на землю для того, чтобы она убила Коронис. Артемида убила Коронис, и ту сожгли на погребальном костре. Однако Аполлон, терзаемый чувством вины перед нерожденным ребенком, спас его, вырвав из чрева уже горящей матери.


Бог Аполлон, покровитель медицины, отец Асклепия. Деталь барельефа одной из стен храма бога Зевса в Олимпии, (прибл. 460 год до н.э.)

Считается, что это было первое кесарево сечение в истории человечества. Аполлон поручил ребенка кентавру Хирону — странному, но мудрому существу, получеловеку-полулошади, который был известен своими навыками в медицине. Хирон принял Асклепия и стал его наставником.


Три главных медицинских божества греческой мифологии — Аполлон, кентавр Хирон, бог Асклепий. Изображение находится на одной из уцелевших после извержения Везувия, стен, в Помпеях, (прибл. I век нашей эры).

Навыки и возможности Асклепия

Со временем будущий бог Асклепий стал известным целителем, прославившимся исключительными навыками. Помимо искусства хирургии, Хирон научил его эффективному использованию различных медицинских препаратов (в том числе и афродизиаков), а также заклинаниям.

Уже став врачевателем, Асклепий утверждал, что получил от богини Афины кровь Горгоны, имеющую магические свойства.


Фрагмент барельефа фронтальной части храма богини Артемиды на острове Корфу (прибл. 600 — 580 год до н.э.). Вероятно зодчие хотели, при помощи этого барельефа, отогнать от здания злых духов, так как считалась, что от взгляда Медузы Горгоны каменеют все, в том числе и злые духи.

Горгоны — мифические монстры с головами женщин, со змеями вместо волос, с крыльями, с когтями и с бронзовыми глазами. Эти существа могли превратить человека в камень. Кровь из левой части горгоны убивала все живое, в то время как кровь из правой стороны возвращала мертвого человека к жизни. Таким образом, имея в руках мощнейшее средство исцеления, Асклепий ходил из города в город и лечил людей.

Жезл бога Асклепия

Бог Асклепий в древние времена почти всегда изображался в виде человека средних лет с жезлом, вокруг которого была обвита змея. Змея символизировала самое тяжелое заболевание, излечить которое, по тем временам, было практически невозможно, и таким заболеванием считался укус змеи.

Однако Асклепий спасал людей и от этой напасти, о чем символизировал его посох, впоследствии получивший название жезл Асклепия. Этот жезл (он изображен на шапке сайта) и в наше время остается символом врачей во всем мире.

Личная жизнь Асклепия

О частной жизни Асклепия известно очень мало. Доподлинно можно сказать, что он был женат на Епионе и имел девять детей, (трое сыновей и шесть дочерей). Дети так же имели склонности к врачеванию. По некоторым свидетельствам, будущий Бог Асклепий участвовал в Троянской войне, на греческой стороне, и там спас Филоцтетеса, известного древнегреческого героя, укушенного змеей.


Бог Асклепий. Фигура находится на метопе храма в Эпидавре (приб. IV век до н.э.).

От чего умер Асклепий

Асклепий, в годы своей медицинской практики, совершил много чудесных исцелений и возвратил к жизни бесчисленное количество уже умерших людей, делая к тому же их бессмертными. Эта практика сильно возмущала бога подземного мира Аида. Бог Аид считал, что мертвые души по праву принадлежит ему. Больше того, и Зевс, главный олимпийский бог, был согласен с Аидом, полагая, что деятельность Асклепия нарушает нормальное положение вещей в природе. Так как люди рождены чтобы умереть, а не для того, чтобы жить вечно. Представив себе проблемы, которые появятся в будущем, если все люди смогут жить вечно, Зевс, по подстрекательству Аида, решил наказать Асклепия.


Бронзовый шлем, украшенный древним медицинским символом из двух переплетающихся змей. Считалось что подобный шлем в состоянии обеспечить магическую защиту своему владельцу (прибл. IX — IIV век до н.э.).

Однажды, когда терпение Зевса закончилось, он поразил Асклепия молнией, показав всем людям, что любой человек, даже тот, у которого отец бог, имеет только один вариант завершения жизненного пути. И тем более, никому из смертных не позволено переступать запретную черту сверх своей компетенции. А кто позволит себе такое – будет безжалостно наказан. Также Зевс показал людям, что, как бы ни велик был человек, между ним и богом лежит пропасть, которую ни одному смертному не удастся преодолеть. Однако Зевс был достаточно справедливым богом, он признал заслуги Асклепия перед человечеством, и в награду за них превратил врачевателя в созвездие, чтобы тот мог вечно жить в небе.

Ну, а если все это перевести на современный язык, то можно ответить коротко – Асклепий умер от .

Храмы Асклепия

После смерти Асклепия люди стали превозносить его как бога. Считалось, что даже мертвый Асклепий был способен излечивать болящих, избавляя их от мучений. Благодарные выздоровевшие пациенты стали возводить прекрасные храмы в честь Асклепия. Храмы эти называли Асклепионами . Это были прототипы будущих госпиталей. Туда спешили как страждущие, так и те, кто учился медицине, дабы узнать новые секреты врачевания. Говорят что Гиппократ, отец медицины, учился и начал свою медицинскую карьеру в Асклепионе на острове Кос.


Графическая реконструкция храма Асклепион.

Бог Асклепий был чуть ли не единственной надеждой больных людей того времени. Культ его начал ослабевать с распространением христианства. Но и сейчас все еще можно найти развалины этих прекрасных некогда храмов и встретить тех, кто верит, что излечиться им помог именно Бог Асклепий .


Рисунок на древнегреческой чаше. На рисунке изображены злая волшебница Цирцея и мореплаватель Улисс. Цирцея уже нпоила волшебным зельем спутников Улисса и они превратились в свиней. Теперь Церцеа хочет превратить в свинью и Улисса. Однако план Цирцеи не срабатывает, потому что, Улисс получил от бога Гермеса противоядие.

До Асклепия все врачеватели чаще наносили вред людям, чем лечили их. Главной представительницей таких «врачевателей» была Цирцеа, которая практиковала превращение людей в свиней.

Считается, что прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в VII в. до н.э., был царь Фессалии и прославленный врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до н.э.), о нем и его сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает Гомер в «Илиаде». Сыновей Асклепия звали Махаон и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые дети». Махаон был знаменитым военным хирургом, а Подалирий прославился врачеванием внутренних болезней. Махаону удалось вылечить раненного Парисом Менелая, а Подалирий поставил правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству. Гомер упоминает в своих поэмах об эпидемиях чумы, о лечении ран и укусов ядовитых змей, использовании серы как лекарства и серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний. В его поэмах отражена дошедшая до нашего времени терминология греческих врачей, содержатся сведения о применении лечебных средств, заимствованных у египтян и персов, об отношении греков к военным врачам. Одним из них был Махаон, «бессмертным подобный» , который смог сначала вынуть из раны стрелу, хотя «заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом вылечить рану:

Исторические параллели:

Асклепия часто называют первым в истории медицины богом врачевания, потому что до него боги — покровители врачебного искусства были не только «божественными врачевателями». Так, египетский бог Тот считался изобретателем письменности, покровителем писцов и хранителем священных знаний. Вавилонский бог Эа, обитатель водных глубин, был покровителем мудрости, частью которой было искусство врачевания. Асклепий и все члены его семьи были врачами. Сыновья и дочери олицетворяли различные аспекты врачебного искусства — лекарственное лечение (Панакея), хирургию (Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание (Те-лесфор) и профилактическую медицину (Гигиея и Огле). Все они, согласно мифам, обучались медицине у своего отца.

Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона — бога мудрости, поэзии, музыки и красоты. Аполлон привез его на гору Пелион к знатоку целебных трав кентавру Хирону.

Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека.

Исторические параллели:

О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие «истинной» музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата «Весны и осени Лю Бувэя» («Люйчиш чунь-цзю», IIIв. до н.э.): «Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия... Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию». Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется «музыке-ритуалу»: «Музыка смутных времен... Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям — цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах — сумятица, все тело — в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение...»

Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.

Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство — кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой — губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Аск-лепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Так Асклепий стал почитаемым богом врачебного искусства. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости.

Забота о теле была характерна для культуры Древней Греции. Об этом напоминает, пришедшая из античных времен поговорка: «В здоровом теле здоровый дух». Здоровый образ жизни ценился очень высоко, и культ Асклепия имел большое значение. Знаменитые Олимпийские игры, где атлеты соревновались в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска и копья, участвовали в состязании колесниц, были первоначально религиозными церемониями в честь Зевса. На земле Олимпии, согласно преданию, он одержал победу над своим отцом Кроном. От даты проведения первых Олимпийских игр в 776 г. до н.э. греки вели летосчисление.

Храм Зевса в Олимпии украшала фигура Зевса Олимпийского — великое творение греческого скульптора Фидия, одно из семи чудес света. Колоссальная фигура сидящего на великолепном троне бога в венке из оливковых ветвей занимала треть помещения храма и достигала высоты 17 метров, почти касаясь головой потолка. В одной руке Зевс держал изображение богини победы Ники, в другой — жезл с изображением орла, священной птицы Зевса.

Исторические параллели: Атлеты и гимнасты античного мира часто нуждались во врачебной помощи. У них бывали обмороки и разрывы сосудов, случаи удушья и внезапной смерти. Гиппократ указывал на необходимость специальной диеты и режима для атлетов, на пагубные последствия быстрых переходов от праздности к спортивным состязаниям. Он писал об опасности слишком обильного питания, к которому часто прибегали атлеты для укрепления сил. В «Эпидемиях» он приводит в пример «борца Бианта, прожорливого от природы», у которого разлитие желчи было вызвано чрезмерным употреблением непрожаренной свинины и крепкого вина, пирогов и сладостей. Аристотель указывал на необходимость правильной и разнообразной диеты для атлетов. Римский врач Гален осуждал ремесло атлетов, считая его губительным для души и тела. К такому выводу его привел собственный опыт: в 30 лет, желая прослыть искусным борцом, он получил опасную для жизни травму. Главной причиной болезней атлетов греческие и римские врачи считали избыток и чрезмерную плотность телесных соков, что приводило к растяжению и закупорке сосудов.

Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос. Здесь продолжался род Асклепиадов (потомков Асклепия). Первоначально врачи были кровными родственниками: профессия передавалась от отца к сыну, отношения между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда Асклепиады стали принимать с свою среду и «посторонних» юношей, семья превратилась во «врачебное общество», однако по старой традиции все относились друг к другу

как родственники. Врачи Греции были свободны от обязанностей перед государством. Их привлекали на службу по добровольному согласию и только на время эпидемий или военных походов.

В VI-V вв. до н.э. были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия — асклепийоны, предназначенные для лечения больных. Тяжелобольные и умирающие не допускались в храм. Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр на Пелопонессе. На его территории находились и храмы других богов (Аполлона, Афродиты, Артемиды), большой жертвенник для приношений, кипарисовая роща и бассейны с водой из минеральных источников.. Кроме того, в асклепийонах были бани, библиотека, гимнасий (место, где юноши обучались философии, литературе, политике, а также занимались гимнастикой), стадион, театр. Важной частью храма был абатон — место для сна. Абатон представлял собой крытые галереи вдоль стены храма.

Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:

«Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами °б исцелениях. Ей казалось неверным, неве- роятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой».

«Человек с язвой в животе. Во сне он увидел

лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью».

Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи — «асклепиевы ужи», олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.

Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.