Кто такой Айвазовский – биография: кратко о жизни и творчестве. Иван Константинович Айвазовский (краткая биография) Где похоронен айвазовский иван константинович

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Замечательный художник маринист Иван Константинович Айвазовский, как известно родился Феодосии в армянской семье у Константина и Рипсиме Айвазовских 29 июля 1817 г, если по армянски более точно фамилия звучит, как, Айвазян, хотя в быту и в доккументах фамилия отца могла звучать, Гайвазовский.

С самого раннего детства у молодого Айвазовского были выявлены наклонности к искусству, как самоучка он научился играть на скрипке и конечно очень тяготел к рисованию. На способности молодого дарования внимание обратил тамошний архитектор Кох Я.Х., который просвятил мальчика некоторым азам рисования и живописи.

Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию,

Успехи в рисовании айвазовского раскрывались все более и более, слухи о молодом таланте дошли до градоначальника Феодосии, который помог устроить юношу оканчивающего уездную школу в более авторитетное заведение в гимназию в городе Симферополе. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И.Л. и Гросса оценившего молодой талант в Айвазовском, направляет его в Петербург в академию художеств и там молодого художника зачисляют на учебу в 1833 г. , где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин.

В академии Айвазовский упорно развивает свое мастерство и 1835 году была закончена работа с картиной Вид на взморье в около Санкт Петербурга и воздуха над морем , за эти первые произведения художнику была присвоена серебряная медаль Для дальнейшего развития молодого мариниста направляют к известному французскому художнику Ф. Таннеру.

Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится.

Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика.

Характер Таннера был не простой, строгий, обучая Айвазовского некоторым секретам мастерства, он запрещал ему всякое вольнодумство в создании работ не по теме, тем не менее Айвазовского тянуло к тематике своих картин и в тайне от строгого учителя создает 5 работ в 1837 г. и смело выставляет их в академии художеств, которые получили положительные отзывы.

На непослушание художник Филипп Таннер обращается к царю Николаю 1 с жалобой на своего ученика, соответственно царь уважая Таннера приказывает картины Айвазовского снять с выставки а художника наказать. Этот момент был конечно не приятен для молодого мариниста, прошло долгих шесть месяцев после этого каверзного случая, когда несколько все забылось его наконец простили за его прошлое не академическое поведение и направили в кафедру батальной живописи для занятий более близкому для Айвазовского, это морская живопись с военной тематикой под руководством профессора А. И. Зауэрвейда.

В данном классе художник раскрывает себя с еще большим успехом к 1837 году он заканчивает свой морской пейзаж под названием Штиль, картина получает много отзывов, смотря на это в академии Ивану Айвазовскому вручают Большую золотую медаль, это была мечта всех студентов академии. Дополнительно к медали он заслужил право посетить свой родной Крым и поездка в Европу.

В Крыму Айвазовский продолжает заниматься творчеством, пишет ряд своих любимых морских пейзажей, его приглашают к участию в военных действиях, где художник наблюдает высадку морского десанта на реке Шахе в Черкессии и создает наброски для будущей картины Десант отряда в долине Субаши, впоследствии выкупленную царем. В 1839 году Айвазовский заканчивает обучение в художественной академии и получает звание дворянина.

В обширной биографии художника очень много связано с Турцией, где редкий талант Айвазовского был очень высоко оценен.

В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции возглавлявшей Литке Ф. П. Художник посетил Стамбул, который впечатлил художника своей необычной красотой. Этот город художник еще раз посещал в 1856 году, его принимают, как дорого гостя сам султан Абдул-Меджид 1-й, который был поклонником таланта художника имевший в своей картинной галерее работу Ивана Константиновича. Воодушевленный приемом султан наградил художника почетным орденом Нишан Али.

В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула. Султан просто души не чаял в этом мастере пейзажа, часто приглашал его во дворец и впоследствии художником было написано дополнительно около 20 работ. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой - орденом Османии 2-й степени. Чуть позже через год, Айвазовский подготовит новые пейзажные работы в подарок с русской тематикой Зима в Москве и картина Вид на Петербург с моста Святой Троицы.

Как известно Россия часто воевала с Турцией, но на данном этапе в 1878 году, война была прекращена и был подписан мирный договор, в залах турецкого дворца висели картины Ивана Айвазовского, эта выставка благотворно способствовала духу мирных отношений между двумя сторонами. также в честь мира и дружбы картины принадлежащие турецким коллекционерам выставлялись в России и на этот раз художник был награжден алмазной медалью самим султаном Абдулом Хамидом 2-м. а в 1847 году ему присвоили почетное звание профессора академии художеств Петербурга. Можно выделить одну из работ того периода в 1848 году Чесменский бой с характерным морским сражением. Но военная тематика работ иногда сменялась лирическими полотнами морских стихий 1849 году Буря на море ночью

В 1950 году художник снова удивляет современников неожиданным очередным шедевром Девятый вал , работа никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. Хотя в столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста, но все как видим обошлось и мастер живописных морских стихий продолжал создавать и радовать публику своими шедеврами. В 1853 году из под кисти художника выходят полотна: Картина Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии , с очень красивым закатом Море. Коктебельская бухта

60-е и 70-е годы 19 века можно с уверенностью назвать полным расцветом творчества Айвазовского. Обилие картин о море, среди этих произведений заметны: Всемирный потоп , Лунная ночь в Константинополе 1862 г, Вид Одессы с моря 1865 г, Морской вид 1867 г, В бурю 1872 г, Радуга 1873 г, Ночь. Голубая волна 1876 г. и другие работы.

В начале 80-х годов художник создает ряд картин среди которых одно из самых его заметных полотен картину Черное море . Несмотря на то, что картина написана в сдержанных тонах и море отражено в пасмурный день, тем не менее картина получила множество положительных отзывов. Сам Крамской отметил картину, как самое грандиозное в творчестве художника. Одна из красивейших работ тихого моря в 1885 году Штиль

Работая вплоть до конца 19 века Айвазовский художник не перестает удивлять тогдашнюю публику все новыми работами в 90-е годы его талант не ослабевает в этот период созданы картины Шторм 1897г, масштабное произведение Среди Волн 1898 г и картина В бурю 1899 г

В 1900 году весной в апреле художник творил очередную картину Взрыв корабля, но картина так и не была закончена, 19 апреля 1900 года художник скончался в своей мастерской. Ныне его мастерская в Феодосии это дом музей Айвазовского

За свою творческую историю Айвазовским было создано более шести тысяч полотен, много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами со многих стран мира. Его полотна и сегодня продаются и оцениваются огромными суммами, все это говорит об уникальном таланте пейзажиста-мариниста у которого и по сей день нет равных

Знаменитые картины Ивана Айвазовского:

Морское сражение при Наварине 1827 г.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835 г.
Ночь. Контрабандисты 1836 г.
Ветряная мельница на берегу моря 1837 г.
Морской берег 1840 г.
Неаполитанский залив 1841 г.
обережье в Амальфи 1841 г.
Венеция 1842 г.
Гондольер на море ночью 1843 г.
Кораблекрушение 1843 г.
Мхитаристы на острове св. Лазаря 1843 г.
Вид Феодосии 1845 г.
Морской вид с часовней 1845 г.
Спасающиеся от кораблекрушения 1844 г.
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 г.
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) 1846 г.
Башня. Кораблекрушение 1847 г.
Чесменский бой 1848 г.
Девятый вал 1850 г.
Буря 1850 г.
Синопский бой 1853 г.
Буря над Евпаторией 1861 г.
Всемирный потоп 1864 г.
Черное море ночью 1870 г.
В бурю 1872 г.
Черное море 1881 г.
Прибой 1895 г.
Буря у берегов Одессы 1898 г.

Айвазовский Иван Константинович

Имя при рождении

Ованнес Айвазян

Дата рождения

Место рождения

Феодосия (Крым)

Дата смерти

Место смерти

Феодосия (Крым)

Российская империя

Художник-маринист, баталист

Императорская Академия художеств, Максим Воробьёв

романтизм

Влияние на

Архип Куинджи, Юлия Бразоль

Детство и учёба

Крым и Европа (1838-1844)

Дальнейшая карьера

Айвазовский и Феодосия

Последние дни жизни

Работы в современном мире

Крупнейшие собрания работ

Легенды об Айвазовском

Памятники в Феодосии

Памятник в Кронштадте

Памятник в Ереване

Памятник в Симферополе

Топонимика

В филателии

Хищение картин

Фильмография

Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян ; 17 июля 1817 год - 19 апреля 1900 год) - всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почетный член Императорской Академии художеств, почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовскиx

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовской. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна ». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян ). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; в совершенстве владел 6 языками.

Биография

Детство и учёба

Отец художника - Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.

Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву Александру Ивановичу. После окончания феодосийского уездного училища, Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение - выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого - в командировку за границу на шесть лет.

Крым и Европа (1838-1844)

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на Острове св. Лазаря, где после многих лет разлуки, повстречался со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на библейскую тему - картину "Хаос. Сотворение мира".

Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Еще одна картина на тему сотворения мира - картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.

В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. За четыре года пребывания за границей Айвазовский из талантливого начинающего художника вырос в первоклассного мастера с совершенно определившимся мироощущением. Блестящее дарование, изумлявшее всех, свобода и быстрота, с какой писал художник, поэтичность замыслов, стремление в воплощению самых разнообразных, часто необычных, впечатлений и образов - от лирических лунных ночей до «Хаоса в момент мироздания».

Дальнейшая карьера

В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских прибрежных городов. Его карьера была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника, что соответствовало званию адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на-Дону, где встречался с Мкртичем Хримяном (1820-1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I.

В Таганрог для паломнического приюта с часовней Императорского православного палестинского общества, представителем которого в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне. За этот дар художник был удостоен личной благодарности Председателя Общества великого князя Сергея Александровича.

Айвазовский и Феодосия

После завершения осенью 1845 года плаванья с адмиралом Литке Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ и получил разрешение остаться до следующего мая. Но в том же году Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной и обосновывается в Феодосии. Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, уезжал в Петербург, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии» , сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.

Айвазовский активно занимался делами Феодосии, её благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Айвазовский открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России и подготовив формирование своеобразной школы живописцев крымской природы (Киммерийская школа живописи).

Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году; мемориал также был утрачен). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 году. Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге с 1892 по 1894 год - в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.

Айвазовский среди прочего инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве в Феодосии библиотеки.

В 1886 году Феодосия испытавала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника» , - так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку отСтарого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

В 1880 году художник открывает в своем доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершенные работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу. Текст завещания Айвазовского гласил

И.К Айвазовский стал первым кому было присвоено звание почетного гражданина города Феодосии.

Последние дни жизни

Описание внешности художника в последние годы его жизни оставил преподаватель Феодосийской мужской гимназии Ю. А. Галабутский, близко наблюдавший Ивана Константиновича

Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший.

Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметен был нерусский акцент, говорил он несколько затруднённо и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил с спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать.

Юрий Галабутский. Айвазовский. По личным воспоминаниям. К 100-летию со дня смерти художника

Перед самой смертью он написал картину «Морской залив» ; а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля» , которая осталась незаконченной. Всего за свою жизнь он написал около 6000 картин и устроил 125 персональных выставок.

Иван Айвазовский похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском "Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817 - 1900".

Творчество

У Айвазовского смолоду сложился свой взгляд на творчество, а отсюда и свой метод работы. «Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится её рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...»

Айвазовский, безусловно, был впервую очередь маринист. Всякую тему он стремился использовать как предлог для морской живописи. Если он пишет картину «Приезд Екатерины II в Феодосию», то большую часть холста занимает изображение Феодосийской бухты, города, лежащего в кольце древних стен, морского прибоя, такого особенного в этом месте, с волнами, широко ложащимися на песчаный берег. Если он пишет картину «Наполеон на острове Св. Елены», то и здесь сам сюжет картины является только предлогом для изображения восхода солнца над океаном. В «Гибели Помпеи» город тоже написан со стороны моря, по которому спешат корабли с людьми, ищущими спасения.

В 1845 году средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами Константинополя.

Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века были полны для Айвазовского крупных событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году. В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Она явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением русской живописи романтического направления.

По мере того, как у Айвазовского накапливались огромный творческий опыт и знания, в процессе работы художника произошёл заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создаёт остов будущей картины по воображению, а не по натурному рисунку, как обычно это делал в ранний период творчества. Его карандашные эскизы к картинам в самых общих чертах передают только схему композиции задуманной картины. Вместе с тем они настолько выразительны в своей простоте, что по ним сразу угадывается сюжет картины, а часто и сама картина. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Например, к последней его картине «Взрыв корабля» имеются три варианта эскиза. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей...»

Третью поездку в Константинополь, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Константинополя, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Константинополя и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен.

Айвазовский первый среди русских художников задолго до организации «Товарищества передвижных выставок» стал устраивать выставки картин не только в Петербурге, Москве или столицах европейских государств, но и во многих провинциальных городах России: в Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других.

Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».

Морские пейзажи

Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Батальные сюжеты

Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота - Наваринский бой, Чесменский бой, Синопский бой. Две картины Айвазовские посвятил подвигу брига Меркурий, много интересных картин, посвящённых обороне Севастополя. Среди них такие, как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя». С началом Крымской войны художник организовал в Севастополе выставку своих батальных картин. Впоследствии долгое время отказывался покинуть осажденный Севастополь и только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров, Айвазовский уезжает в Харьков, где находилась в тот момент его жена с дочерьми. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею. Картина была написана под непосредственным впечатлением от посещения художником осаждённого города.

Восточные сюжеты

Пейзажи

Армянские сюжеты

Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы, которые дарил армянским церквям Феодосии. Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Саркиса), где он был когда-то крещен и впоследствии похоронен.

Работы в современном мире

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например, в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.

Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)

В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского на тот момент. 24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby’s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

Крупнейшие собрания работ

Картины Айвазовского находятся в лучших музеях мира. В то же время многие провинциальные музеи России, также обладают картинами художника, но как правило, менее выдающимися. Часть картин находится в частных собраниях. Крупнейшие коллекции работ художника находятся в:

  • Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского
  • Третьяковской галерее
  • Государственном Русском музее
  • Национальной картинной галерее Армении
  • Музее-заповеднике Петергоф
  • Центральном военно-морском музее

Автопортрет художника хранится в галерее Уффици.

Семья

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского стали известными художниками.

Дети

  • Елена + Пелопид Латри
    • Латри, Михаил Пелопидович , художник
    • Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию живописца).
    • София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе
      • Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд . Сын: Генри Сенфорд
      • Гаяне Микеладзе
  • Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен
    • Ганзен, Алексей Васильевич , художник-маринист. + Олимпиада
  • Александра + Михаил Лампси. Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского.
    • Николай Лампси + Лидия Соломс . С 1907 по 1909 годы - директор Картинной галереи в Феодосии. Дети: Михаил, Ирина, Татьяна
    • Иван Лампси
  • Жанна + К. Н. Арцеулов
    • Арцеулов, Николай Константинович , кораблестроитель и художник-маринист
    • Арцеулов, Константин Константинович , русский пилот и художник-иллюстратор

Вторая жена - Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856-1944), армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Анна Никитична пережила своего мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.

Легенды об Айвазовском

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако уже про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского. Однако, никаких доказательств правдивости этой легенды не существует.

Память

Памятники в Феодосии

  • В 1930 г. у дома художника был установлен памятник работы скульптора И. Я Гинцбурга, каменный постамент исполнил известный феодосийский мастер Яни Фока. На пьедестале лаконичная надпись: "Феодосия – Айвазовскому". Первоначально открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году - столетию со дня рождения Айвазовского, но революционные события отодвинули этот срок.
  • Фонтан Айвазовского, выполненный по проекту и на средства самого художника был конечной точкой водопровода, предназначавшегося для раздачи воды, поступавшей в город из источников, принадлежавших художнику. Изначально фонтан думали назвать именем Александра III и даже была приготовлена плита с именем государя, но затем, Высочайшим Указом было велено дать фонтану имя Айвазовского. Место, где имя императора заменили на Айвазовского до сих пор отчетливо видно. В дореволюционное время у фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
  • В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького), в благодарность семье Айвазовского за подаренную горожанам воду из Субашских источников, был построен фонтан-памятник. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, которая держала в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу, и, переполняя её через края, спадала в бассейн, который возвышался над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника. В период Великой Отечественной войны памятник был утрачен. В 2004 году фонтан был воссоздан (скульптор Валерий Замеховский) с новой надписью "Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.

Памятник в Кронштадте

15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постсоветской России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор - Владимир Горевой. В церемонии открытия памятника среди прочих приняли участие представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая.

Памятник в Ереване

В 1983 г. скульптор Хачар (Рафик Гарегинович Хачатрян) создал медный скульптурный портрет «Иван (Ованес) Айвазовский, великий маринист».

1 мая 2003 года в центре Еревана в одном из скверов возле Дома камерной музыки был установлен памятник работы Огана Петросяна.

Памятник в Симферополе

Памятник братьям Айвазян (собственно Ивану и Габриелу) установлен по инициативе и на средства армянского национального общества Крыма «Луис». Скульпторы - Л. Токмаджян с сыновьями, архитектор - В. Кравченко. Сквер имени П. Е. Дыбенко, площадь Советская.

Топонимика

Именем Ивана Айвазовского названа одна из центральных улиц Феодосии, где художник построил свой дом-галерею. Ж/Д станция Феодосии также названа в честь художника, который, как известно, активно выступал за строительство железной дороги. Селение Шейх-Мамай, где Айвазовский владел имением, было впоследствии переименовано в Айвазовское. Во многих городах России и стран ближнего зарубежья имеются улицы Айвазовского (например, в Москве, Севастополе, Харькове и Ереване).

В филателии

Почтовые марки СССР

Объекты, названные именем художника

  • Лайнер Airbus A321 (VP-BQX) авиакомпании «Аэрофлот» «И. Айвазовский».
  • Теплоход «Айвазовский».

Хищение картин

Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже приведён далеко не полный список краж картин художника:

  • 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники задержаны, похищенные картины изъяты.
  • В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
  • В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея под видом реставрации, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка по решению суда уничтожена.
  • Ранее, в 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина не найдена.
  • В 2001 году из Ташкентского Музея Искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник задержан спустя 3 месяца, похищенные картины после двухлетней реставрации возвращены в музей.
  • В 1997 году из частной коллекции в Москве похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1871). В мае 2015 года картина «всплыла» на лондонском аукционе Сотбис.
  • В 1992 году из Сочинского художественного музея украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (не найдена картина Кустодиева «Крыши»).

Фильмография

  • «Айвазовский и Армения» (документальный фильм). 1983 год.
  • Айвазовский. Гражданин Феодосии (фильм 1) и Айвазовский. Дар судьбы (фильм 2). Лентелефильм, 1994.
  • В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский» .
  • Сюжет о художнике в проекте «Российская Империя» (10 серия, часть 2. Николай II).
  • Всемирный потоп (Серия из программы "Библейский сюжет", посвященная Айвазовскому).

Архив

Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Награды и регалии

1856 год

  • орден «Нишан-Али» IV степени (Турция)

1857 год

  • орден Почётного легиона (Франция)

1859 год

  • орден Спасителя (Греция)

1865 год

  • орден Святого Владимира (Россия)

1874 год

  • орден Османие II степени (Турция)

1880 год

  • «Алмазная медаль» (Турция)

1890 год

  • орден Меджидие I степени (Турция)

1893 год

  • орден Белого орла (Польша)

1897 год

  • орден Святого Александра Невского (Россия)

Известный маринист XIX века Иван (Ованес) Айвазовский родился 200 лет назад в Феодосии, в семье разорившегося армянского купца. Отец Константин (Геворк) переехал в Феодосию из Галиции, куда в XVIII веке переселились его родители из Западной Армении.

"Отец Ивана был купцом. Владел шестью языками. Переехав в Феодосию, он свое непривычное для русских имя Геворг заменил именем Константин. Здесь же родился будущий художник Ованес Айвазян", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заслуженный деятель культуры Армении Шаген Хачатрян.

Отец будущего мариниста стал писать свою фамилию с приставкой "hay" (в переводе с армянского - армянин). В русском языке буква "h", была заменена на "г" — так появилась фамилия Гайвазян.

Позже семья художника числилась в документах как Гайвазовские, на польский лад. Иван Гайвазовский уже с малых лет проявляет талант художника. Он рисует на стенах домов Феодосии разные пейзажи, в которых обязательно присутствует море. В то время градоначальником Феодосии был Александр Казначеев. Однажды, прогуливаясь по улицам города, он увидел подростка, рисующего на стенах домов углем.

"Ованесу тогда было около десяти лет. Он нарисовал углем на белых стенах - воображаемом мольберте, старую крепость с бушующим морем", — сказал Хачатрян.

Казначеев сразу же распознал в маленьком мальчике большой талант. С тех пор он его поддерживал, так как семья разорившегося торговца с трудом сводила концы с концами. По окончании феодосийского казенного училища, юный художник не без поддержки Казначеева был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Глава Феодосии написал в Петербург письмо с рекомендацией обязательно взять на вакантное место талантливого юношу армянского происхождения. Казначеев не прогадал — академию художеств Айвазовский окончил с золотой медалью. К 27 годам Иван стал уважаемым членом академии и постепенно становится популярным художником. Император России приглашает его во дворец и заказывает ряд полотен.

В 1840 году, после многолетних раздумий, Иван и его старший брат Габриэл решили поменять фамилию на Айвазовский. Они решили сделать фамилию более благозвучной и писать ее по-русски Айвазовский, а по-армянски — Айвазян.

Решение было принято в Италии, в армянской Конгрегации Мхитаристов на острове святого Лазаря. Сюда Иван или Ованес приехал в качестве стипендиата Петербургской Академии художеств, а Габриэл с юных лет учился в здешней школе.

"Айвазовский в своих письмах не раз упоминал, что считает некорректным написание своей фамилии, как Гайвазовский", — сказал Хачатрян.

Иван на полотнах, посвященных армянской тематике, подписывался Айвазяном, все остальные его работы были подписаны "Айвазовский".

По словам Хачатряна, сегодня Айвазовский считается русским маринистом, он воспитывался в традициях русской живописной школы.

Однако в письмах, адресованных армянскому Католикосу Нерсесу Аштаракеци, маринист пишет, что служит армянскому народу и прежде всего считает себя армянином.

(Гайвазовского) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени "Иоанн").

С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря покровительству сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе , а затем в Академии художеств в Петербурге, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учебы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем" , в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить (на два года раньше положенного срока) его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ , а после этого — в командировку за границу.

Таким образом, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял натурные работы в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал мастерство в Италии в качестве пенсионера (получал содержание — пансион) Академии художеств.

Полотна "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840) были куплены императором Николаем I. В Риме художником были написаны картины "Буря" и Хаос". За полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" в 1843 году он был награжден золотой медалью на Парижской выставке .

С 1844 года Айвазовский являлся академиком и живописцем Главного Морского штаба России, с 1847 года — профессор, с 1887 года — почетный член Петербургской Академии художеств.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. В течение своей жизни он совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Франции и других европейских странах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, в 1898 году совершил путешествие в Америку .

Известность получили его полотна "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия". Картина "Четыре богатства России" принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона .

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет .

Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.

В 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Среди них наиболее известны "Наварринский бой", "Чесменский бой" (обе — 1848), изображавшие морские сражения, серия картин "Оборона Севастополя" (1859), "Девятый вал" (1850) и "Черное море" (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии . Последней картиной художника стала "Взрыв корабля", описывающая один из эпизодов греко-турецкой войны , которая осталась незавершенной.

Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академий художеств.

© Sotheby"s Полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя и Босфорского залива"


Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. По его настоянию в городе был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога. В 1881 году Айвазовский . В 1890 году в Феодосии был установлен фонтан-памятник "Доброму гению" в ознаменование заслуг художника.

Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Был похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб-Саркис).

Его картины хранятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которая включает 416 работ, из них 141 — живопись, остальные — графика. В 1930 году в Феодосии у дома художника был воздвигнут памятник ему. В 2003 году памятник Айвазовскому , — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Петербурга Кронштадте.

Художник был дважды женат. Его первой супругой была гувернантка Юлия Гревс, в семье родились четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).

Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом (востоковедом), писателем .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников