Кто такие домовые и что они делают. Домовой. Что говорят исследователи

В народном сознании издавна жило представление о сущностях незримо пребывающих рядом с человеком. Люди всегда подразделяли этих существ на добрых и злых, одних остерегались, с другими пытались вступить в контакт, заручиться их поддержкой и помощью. Большинство стихийных духов — это существа астрального мира и одно из них, с кем человек сохранил возможность общения до сих пор — это домовые.

Само слово домовой появилось на Руси в 17 веке. Тем не менее представление о духе двора и дома, сходном по некоторым проявлениям с домовым, находят в записях относящихся к 15 веку. И разговор об этих существах стоит начать с того, что они всё-таки существуют, независимо от того, верим мы в них или нет. Они живут рядом с нами, почти в каждом деревенском доме, в каждой городской квартире, возле телевизора и компьютера.

О невидимых жильцах своих домов, на Руси всегда отзывались с почтением и уважением. Не позволяли себе не только ругаться их именем, но даже произнести его вслух боялись, чтобы не оскорбить незримого соседа. Называли уважительно: «хозяин», «дедушка», «кормилец», «соседушко», «сам».
Давайте и мы с вами предположим, что домовые — реальность, и что это гости из параллельного мира. Тогда сразу же возникает масса вопросов. Случайно ли попадают они в наш мир или сознательно тянуться к человеческому жилью? Что притягивает их в одни дома и отталкивает от других? Что их держит в нашем мире: не хотят уходить сами или не могут выбраться? Так какой же он, этот загадочный «дедушка»?

Домовой — дух не светлый и не чёрный, он как обычный человек, есть в нём и хорошее и плохое. Домовые — существа меркантильные. Селятся они с нами потому, что им это выгодно. Они получают кров и пищу и платят человеку за это тем, что помогают ему во всех делах. Очень часто в семьях, которые ведут свой род из далёкого прошлого, живёт такая сущность. Поэтому, домовые чаще всего приживаются в семьях, которые выбирают себе сами и живут в них до тех пор, пока род не вымрет.
Домовой хорошо относится к святым символам, не боится молитвы, не подвержен действию изгоняющих обрядов, даже петушиный крик, которого боится вся нечистая сила, ему не страшен. Всё это означает полное отсутствие враждебности со стороны этой силы для человека. Он проявляет себя, как доброжелательный к людям хозяин дома, но защищает в первую очередь не только ваше жильё, а больше всего ауру окружающего пространства. Одна из его работ — это очищать дом от отрицательной энергетики, которую человек приносит с собой извне. Но если домовой ещё молод, силы не набрал, а работы много, он начинает слабеть и тогда дом приходит в упадок.

Очень часто домовой может приходить в дом и по своему желанию и притягивает его туда в первую очередь, характер людей. В доме, где живут работящие люди, и домовой такой же: следит за хозяйством, не даёт случиться пожару, незримо будит хозяев в момент опасности. Если же хозяева ленивые, то и домовой не особо старается притянуть в дом богатство и прибыль. Хороший домовой в доме, хозяева с ним ладят, тогда будет здесь богатство, счастье, спокойствие и беды будут обходить такой дом стороной.
Очень ярко проявляется характер домового в его большой заботе о домашних животных, о лошадях и коровах. Он их кормит и лечит, но бывает иногда капризен в выборе масти скота. Если у домового появится нелюбимая скотина, то он её всячески мучает и непременно изведёт, если хозяин от неё вовремя не избавится. Но, получив скотину себе в «масть», по душе, он её холит, поит, заплетает лошадям гривы. Эти «косы» ни в коем случае нельзя расплетать.
Точно так же домовой плетёт и путает волосы людям. Вот один из таких ярких примеров: » Мы с мамой собирали ягоды в лесу и не заметили, как стемнело. Решили в темноте не искать дорогу назад, а переночевать в ближайшей деревне. Ночевать нас пустили в новый дом, где пока никто не жил. Хозяйка постелила нам на полу, пожелала спокойной ночи и ушла. Ночь прошла, вроде бы, тихо. Но утром я обнаружила, что мои чудесные косы были расплетены и превратились в какой-то ужасный кокон. Все волосы были перепутаны, взбиты и будто вымазаны смолой. Ленточки валялись в двух метрах от постели. Часа три ушло на то, чтобы расчесать и привести волосы в порядок. В некоторых местах пришлось выстригать целые пряди. Слёз от боли и обиды я пролила немало. Глядя на мои мучения, хозяйка горестно покачала головой, и вдруг сказала: » Ой, милая деточка, это твоими волосами ночью «дедушка — суседушка» поиграл, видно, они ему очень понравились, отберёт он их у тебя, это точно — отберёт». Домой добрались нормально, а через неделю обнаружили, что меня укусил энцефалитный клещ. Пролежала в больнице полтора месяца, постоянно мучили страшные головные боли, и волосы пришлось отрезать».

Главной особенностью домового является его умение исполнять роль посредника между людьми и другими духами. В качестве примера можно привести существование обряда принесение жертвы через домового для лесовика. Делалось это в случае пропажи скота, который заблудился в лесу. Он мог заступиться перед лесным хозяином за человека, потребовать назад несправедливо отобранную корову или лошадь.
Хотя домовые очень доброжелательны и контактны, но далеко не с каждым, даже в своём роду, они заводят дружеские отношения. Поэтому, при появлении нового жильца надо просить домового, чтобы он не обижал его, посчитал своим, принял под покровительство приехавшего в гости родственника, стал сберегать родившегося ребёнка, не пугал животных. Если в вашем доме есть такой незримый помощник, и вы смогли с ним подружиться, то вам крупно повезло, т. к. вы не только сможете получить ответы на интересующие вас вопросы, но и заручитесь поддержкой «маленького» друга. Но пока мы не обращаемся к нему за помощью, он не стремиться нам помогать. А если отнестись к нему серьёзно, подкармливать, разговаривать, тогда он и помочь может по мере сил.

Кормить это астральное существо надо в прямом смысле слова, но поглощает он, конечно же, не саму еду, а её энергетику. Питается он аурой воды и в основном, аурой мучных изделий. Оставили вы батюшке-домовому свежего хлеба на столе, а наутро ломоть уже обветрился, потемнел, вкуса не имеет и есть его нельзя. Но, ставя еду, обязательно скажите, что это для него. Обычай «задабривания» домового существует очень давно. Чаще всего, в качестве подношения, использовали хлеб, молоко или кашу, произнося при этом соответствующие фразы с выражением добрых намерений и просьбой принять конкретный дом под покровительство. Домовой, как и все не очень светлые существа астрального мира, не любит солнечный свет и поэтому обитает в укромных местах жилища, где темно, тепло, сухо и никто его не потревожит.

Никогда не забывайте об именинах домового, которые приходятся в ночь с 10 на 11 февраля. Если в этот день вы не поставите ему угощение, он обидится, и не будет помогать вам целый год. Чтобы избежать этого, вы можете провести следующий ритуал: возьмите чистую белую скатерть и постелите вечером на стол, лучше на кухне, т. к. обычно домовой живёт именно там. На скатерть поставьте угощение: стакан воды, булочку или кусочек свежего белого хлеба, солонку с солью и блюдце с сахаром. С домашними договоритесь, чтобы до утра на кухню никто не заходил, а то могут спугнуть гостя. Потом подойдите к столу и, глядя в правый угол кухни, трижды скажите: «Дядюшко-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (своё имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь». Затем уходите не оглядываясь. Всё, что вам нужно вы узнаете во сне. Почему во сне? Домовой — это дух, он может проникнуть в сновидение и сообщить хозяевам своё имя. И если вам потребуется потом его помощь, трижды повторите про себя его имя, а что надо будет делать дальше, он знает сам. Но беспокоить его можно лишь в случае крайней необходимости, а не по простому любопытству.
Домовой, с которым люди хорошо и по правилам общаются, может предупредить хозяев о грядущих бедах или важных переменах в жизни. Обычно невидимый, а только слышимый домовой стонет и плачет перед бедой, наваливается и давит человека к переменам, причём уже неотвратимым, а появляется и становится видимым к несчастью. Подобные истории — не такая уж редкость: «Всё началось ещё 40 лет назад: ночью я почувствовала, что меня кто-то душит. Я тут же проснулась и рукой ощутила рядом с собой что-то лохматое, вроде собаки. Страшно испугалась, и оттолкнула её рукой. Утрам соседка посоветовала: «Если ещё раз придёт, ты спроси — к худу или к добру?». Я так и сделала, и он ели слышно ответил: «Хорошо». Вскоре я выиграла в лотерею очень приличную сумму денег». Или, «Однажды ночью я проснулась от ощущения, что меня кто-то щекочет. Кто-то схватил меня острыми когтями за большой палец ноги, а другой рукой, покрытой шерстью — это нечто щекотало мне ступню. Я инстинктивно дёрнула ногой, и ему это не понравилось. Я буквально оцепенела от страха, стала прятать ноги под лежащего рядом мужа. Утром рассказала всё свекрови, и та объяснила это так — домовой выживает меня из квартиры. И правда, вскоре мы получили новую квартиру. Пророчество домового было хорошее, поэтому мы позвали его с собой».

При общении с нами, такие существа астрального мира, как домовой, могут принимать какие угодно формы. Долго живущий в одном доме домовой приобретает конкретные черты внешности, повторяющие внешность главы семьи, или какого-то умершего родственника. Но чаще всего встречается такое описание: маленькое, лохматое существо, или набольшего роста старичок в тулупе, весь покрытый шерстью. Вот, что рассказал нам очевидец: «В детстве по ночам я видел в доме маленького старика. Белая одежда, белые волосы и борода, маленькое тело и огромная круглая голова. Один раз он прыгнул мне на грудь и придавил меня. Я ясно видел его лицо, его глаза, короткие маленькие ножки старика не доставали даже до постели. Но тем не менее, я не смог его скинуть, не мог кричать, не мог пошевелиться. Но вот, с вырвавшимся криком, в отчаянном усилии я сумел сбросить его. Он упал на пол с таким грохотом, что в доме всё затряслось и зазвенело. На мой крик и грохот отозвалась мать. После моего рассказа она долго читала молитву и сказала мне, что это, наверное, приходил домовой».
Домовой очень сильно привязан к доброму хозяину, и поэтому, если тот переезжает в другую квартиру и по незнанию не берёт его с собой, он сильно скучает. Поэтому, при переезде в новый дом, его обязательно нужно приглашать с собой особым обрядом, иначе забытый домовой может просто «рассыпаться».

Если вы хотите подружиться с вашим домовым никаких посредников вам не нужно, просто постарайтесь найти с ним общий язык, узнать его привычки, разговаривайте с ним и будьте уверены, он вас внимательно слушает. Ваше признание, является для него большим и радостным событием. Ну а если домового у вас нет, мы советуем пригласить его в дом. Ведь там, где он живёт, больше порядка, достатка, а в семье — лад.
И до тех пор, пока существуют такие знания, мы верим, что возможно ещё не всё потеряно для нас в отношении старых традиций, может быть, кое-что мы ещё можем возродить, не забыть тот язык общения с силами теневого мира, который создавали наши предки.

В старину считали, что в каждом жилище есть настоящий «хозяин», имя которому - домовой. Он хранит семью владельца от бед, приглядывает за хозяйством, помогает в трудную минуту. Но может это существо и навредить. Случается это, если его обижают. О том, как выглядит домовой, пожалуй, точно не знает никто. Но до нашего времени дошло много преданий и легенд, из которых мы можем узнать массу интересного об облике этого существа, его характере и наклонностях.

Кто такой домовой?

Древние славяне верили в различных мифических существ, которые охраняли леса, поля, болота, водоемы и деревни. До наших дней дошли легенды о существовании в каждом доме, будь то на селе или в городе, домовых, которые заботились о своих хозяевах и являлись покровителями их жилищ. Называли такое существо по-разному: домовойко, хатник, голбешник, запечник, дедушко-браток, господарь, хозяин и так далее. Все зависит от того, где этот мифический герой живет. Запечник, понятное дело, водится за печкой, овинник - в овине, банник - в бане и так далее. Сегодня мы размышляем: «А существует ли домовой вообще?» А во времена наших прабабушек в него верили абсолютно все. Считалось, что есть он в каждой семье.

Если хозяева дома куда-либо переезжают, то непременно должны взять с собой своего домового. Иначе бед семье не миновать. Были люди, которые утверждали, что видели это существо. Предстает он перед очевидцами в образе маленького волосатого старичка. А как выглядит домовой в реальности, пожалуй, не знает никто. Ведь иногда он может принять облик одного из домашних животных. Так, например, наша кошка может долго вертеться в ногах, когда мы готовим на кухне. Зайдя в комнату, можно обнаружить, что Мурка спокойно спит на диване. «Кто же это был?» - удивляемся мы. Внешний вид покровителя дома может многое рассказать о его владельце. Если семья духа хорошая, зажиточная, владеет крепким хозяйством, то и создание это имеет облик приятный, ухоженный. А если хозяин бедствует, пьет горькую, богатства не имеет никакого, то и домовой его выглядит болезненным существом в старых лохмотьях. Редко кто мог увидеть его. Появлялся дух только в особых случаях. Например, когда его вызывали особым заклинанием или когда он сам изъявлял желание кому-то показаться. Считается, что увидеть его - это плохой знак. Так «хозяин» дома предупреждает своих подопечных о грозящей опасности. Вообще, с этим существом связано много легенд и народных примет. О них будет рассказано ниже.

Предания о происхождении существа

Древние славяне считали, что домовой - это не кто иной, как первородок семьи, ее давно умерший член, которому Господь дал возможность искупить свои земные грехи служением живым родичам. Есть и другие предания о том, как появилось это сказочное существо. Вот одно из них: «У первых людей, Адама и Евы, было много детей. Однажды господь позвал всю семью в гости. Но не захотел Адам вести всех детей к Богу, а взял лишь двоих сыновей - Каина и Авеля. Но разве можно что-то от Господа утаить? Рассердился он на Адама и превратил оставшихся в доме детей в духов. Они стали добрыми существами, не относящимися к нечистой силе». А еще о происхождении домовых рассказывали так: «Рассердился Бог на восставших против него злых демонов и сбросил их на землю. Некоторые из этих представителей нечистой силы попали и в дома людей. Поселившись рядом с человеком, эти духи обжились и обмякли, стали добрыми ему помощниками. В отличие от других своих сородичей: кикимор, леших, водяных и прочих. Наши предки пытались представить себе, как выглядит домовой. Его рисовали маленьким сморщенным старичком с веселыми живыми глазками и большой бородой.

Считалось, что живет он в среднем 500-600 лет. Рождается старичком, а вот умирает - младенцем. Чем он моложе, тем больше ему лет.

Голбешник из северорусских легенд

В каждой местности нашей необъятной родины по-своему представляли мифического хозяина дома. Жители северного региона России верили, что в каждой семье живет существо, которое никто не видит. Зовут его голбешник. Откуда это странное название? Считалось, что живет дух под печкой за перегородкой (голбец) со стороны подполья. Существо это доброе, заботится о хозяйстве семьи, часто ворчит. Но при этом зла никому не делает. Считалось, что если такой домовой в доме, значит, хозяева его защищены от бед и козней плохих людей. Но если в семье поселялся другой дух, называемый гнетко, то могло случиться и несчастье. Это существо наваливалось на человека во время сна в образе домашнего животного и душило. Закончиться это могло плачевно: утром родственники находили спящего мертвым. Поэтому гнетко старались «вывести» из дома. Истории про домовых из жизни похожи на сказки. Однако очевидцы утверждают, что многие явления в наших квартирах, те, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла, происходят по вине духов, здесь обитающих. Существовали и другие разновидности домового в преданиях западных и северных селений: лизун (зализывал шерсть у домашнего скота и волосы у маленьких детей), пастень (являлся в виде привидения на стенах дома) и так далее. Такое многообразие облика домашнего опекуна характерно для поверий этого региона России.

О характере и «роде деятельности» духа

Как мы уже выяснили, домовые бывают чаще добрыми, чем злыми. Все зависит от того, хороший или худой хозяин в доме, и от того, как он относится к духам, обитающим в его жилище. Если владельцы заботятся о чистоте в комнатах, о здоровье скота на дворе, о своем материальном достатке, то это существо во всем помогает своим подопечным. Что делает домовой? Он защищает дом от воров, предупреждает о грозящей опасности, водит дружбу с хозяйским псом и лошадьми. С последними он любит часто баловаться, например, заплетать им гривы в косички. А вот если он невзлюбит какую-либо скотинку, то замучает ее до смерти. Поэтому дальновидный хозяин, приобретая новых питомцев, старается угодить духу. Он покупает особей тех пород и мастей, что по душе дедушке-братушке.

Не жалует покровитель лишь козлов. Считается, что он их боится. Очень любит этот дух проказничать. Настоящий домовой - большой шутник. По ночам он возится на кухне, гремя тарелками и чашками. Иногда может что-то разбить, натоптать. Вставшие домочадцы вряд ли застанут озорника за его занятием. Увидят они лишь осколки разбитой посуды, грязь на кухне, нехорошие надписи на стене и так далее. А может быть так, что хозяйка, оставившая подходить тесто или молоко на плите, отвернулась всего на минутку, а продукты уже на полу. Говорят: «Балует домовой». В квартире он любит чистоту и порядок. А вот ленивых, жадных и несправедливых хозяев частенько наказывает. И одними шалостями здесь не обходится. К жадному хозяину пустит в дом воров. У несправедливого устроит пожар так, что владелец все потеряет, и так далее. Но больше всего не любит домовой, когда о нем забывают. Если хозяин не чтит духов-опекунов своей семьи, то эти существа начинают вредничать и проказничать. Чтобы их задобрить, достаточно оставить угощение в уголке дома или двора. Привередливостью в еде они не отличаются. Поэтому угощением может быть все съестное: сладости, хлеб, молоко, зерно и так далее.

«Родственники» домового

Кикимора. Является ближайшей родственницей духа-покровителя дома. Выглядит как женщина-карлик с головой с наперсток и телом худым, как соломинка. Может жить как в доме за печкой (домашняя), так и в поле, в лесу, болоте (болотная или лесная). Относится к злым духам. Если это домашнее существо, то оно частенько шумит по ночам, мешает хозяевам спать, вредит их скоту (чаще курам), бьет посуду.

Избавиться от нее довольно сложно. Зато можно защитить свое жилище, чтобы не могли в нем проказничать кикимора и домовой. В квартире нужно проделать следующее: обвязать солонку на столе пояском из можжевельника. Если кикимора изводит хозяйских кур, то над насестом необходимо повесить оберег - горлышко разбитого кувшина с кусочком красной ткани. Наши предки считали, что в этих безобразных особей женского пола превращаются умершие некрещеные младенцы. Кикимора болотная или лесная представала перед людьми в образе маленькой сухой старушонки в лохмотьях, неряшливой и немного чудаковатой. О ней ходили легенды как о похитительнице маленьких детей, вместо которых она подкидывала родителям заколдованное полешко.

Банник. Так же как и кикимора, является ближайшим родственником духа-опекуна. Он даже внешне очень похож на домового. Часто его изображают как маленького темного старичка с длинной, покрытой плесенью бородой. Живет он в бане. Обожает проказничать. То кипятком кого-то ошпарит, то стуком в стенку испугает. Как задобрить домового-банщика? Оставить ему горбушку ржаного хлеба, смачно посыпанную солью. Это его любимое угощение. А в только что выстроенной бане проводят особый жестокий ритуал: берут черную курицу и, не ощипывая ее, душат и закапывают тут же в землю у порога. Считается, что таким образом можно уберечься от козней духа.

Леший. Это лесной дух. В каждой местности его называли по-разному: и лешак, и лесовик, и хозяин леса, и дедушка-лесовой, и прочее. Он заботится о лесе, о зверях и птицах, его населяющих. Многие думают, что он добрый. Однако этот дух ко всем относится по-разному. Хорошему человеку поможет выбраться из леса, если тот заблудится. А вот плохого нарочно запутает: начнет пугать, аукать, заставит бесцельно бродить кругами. Как выглядит леший, никто не знает. Считается, что это невидимый дух. В древних сказаниях его представляют как одинокого большого старика, напоминающего дряхлое дерево. Грибники и ягодники порой могут пройти мимо него и не заметить. Это и немудрено: только внимательно вглядевшись, можно рассмотреть волосы, похожие на прутья, руки и ноги, напоминающие корни деревьев, бороду, покрытую лишайниками. Хотя нередко дух леса может принимать и обличие какого-нибудь растения или животного. Некоторые люди рассказывали о встрече с ними в лесной чаще. Они встречали неприметного человека, лица которого запомнить не смогли. Незнакомец беседовал с ними, помогал выбраться. А по приходе домой люди не могли даже описать его. Никто не мог вспомнить, как он выглядит. Считалось, что живет леший в деревянной избушке в темном густом ельнике вдали от человеческих глаз. Все звери и птицы, чувствуя приближение смерти, приходят к дому духа, чтобы найти здесь последний приют. Он заботится о своих подопечных. Так, в голодное время он гонит стаи зверей на прокорм в другие леса. Именно с этим явлением связывали массовые миграции животных. Издавна лешего люди старались задобрить, так как в деревнях они жили дарами леса. Рассердившись, дух мог много бед принести человеку. Одна из них - похищение скота. Для деревенского хозяйства это было большим уроном. А мог леший выкрасть и младенца из колыбели. Вместо ребенка родители утром находили сноп соломы, чурбан или полено. Похищенных детей, как считалось, духи леса воспитывали, передавая им тайные колдовские знания. Такой человек впоследствии становился знахарем либо злым магом.

Гуменник. Это дух, живущий в гумне (деревянная пристройка у дома для сушки сена). Если не поладить с гуменником, он может устроить пожар в своем владении, и хозяин останется без сена. Домашних животных ему будет кормить нечем. Считается, что это самый злобный дух из всех вышеупомянутых. Задобрить его крайне трудно. Единственный способ сделать это - принести в жертву ему черного петуха. Ритуал этот кровавый. Поступают следующим образом: приносят в гумно пироги и петуха. На пороге птице отрубают голову и кропят кровью все углы в строении. Пироги оставляют тут же. Уходят не оглядываясь. Обычай был наиболее распространен в Костромской губернии.

Народные приметы

Люди издревле верили, что если жить по законам природы, уважая ее покровителей, то можно не опасаться чего-то плохого. Считалось, что при переезде в другой дом нужно обязательно позвать духа-опекуна с собой.

Делали это следующим образом: брали старый сапог или шапку и, держа вещь в левой руке, обходили весь дом против часовой стрелки. При этом нужно было произнести такое заклинание: «Дедушка-соседушка, вот тебе наши сани, поехать жить с нами. Там дом, домовой, пойдем жить со мной. Веди и свою госпожу, как умею, награжу». Обходить квартиру нужно тогда, когда вынесут всю мебель. Уходить следует последним, закрыв дверь на замок. А вот как поступали наши предки, когда хотели, чтобы добрый домовой переехал с ними на новое место: на новоселье клали одну монетку в подпол, а иногда и четыре (по числу углов в доме). Первый каравай, что пекли в печи новой хаты, вынимали, срезали с него горбушку, солили и бросали за печку, чтобы угостить своего покровителя. Есть и много других народных примет, связанных с этим существом:

Если домовой часто по ночам душит своего хозяина, нужно пригласить в дом священника, чтобы он трижды его освятил.

Если дух жилища часто проказничает, докучает своим подопечным, нужно положить горсть чабреца в подушку.

Если домовой не любит хозяина, нужно зарыть голову или череп козла перед порогом дома.

Если поутру жильцы обнаруживают на своем теле синяки, значит, дух недолюбливает их, нужно его задобрить.

Если существо гладит хозяина теплой и гладкой рукой - это к благополучию, а если холодной и шершавой - к несчастью.

Если кто-либо из знакомых впервые остается на ночлег в квартире, нужно спросить разрешения у «хозяина» дома. В противном случае он рассердится и не даст человеку отдохнуть ночью, толкая и притесняя его. И это при том, что никто никогда его не видел и не знает, как выглядит домовой. Фото его не существует. Однако многие утверждают, что ощущали беспричинное беспокойство и волнение в подобной ситуации.

Услышать стоны или вой покровителя дома - к смерти его хозяина.

Как вызвать домового?

Считается, что увидеть духа-опекуна дома можно только в том случае, если он сам этого пожелает. Люди издревле гадали, как выглядит домовой. А находились и такие, которые утверждали, что в определенный момент замечали, как маленькое человекоподобное, обросшее густой шерстью существо наблюдало за ними. Деревенские жители полагали, что это является недобрым знаком. Так дух предупреждает об опасности. А как сделать, чтобы нам явился домовой? Как вызвать его, знали многие крестьяне, жившие на селе. Способ довольно простой. Нужно в ведро с чистой водой бросить неиспользованный гребень и оставить на три дня. По истечении времени там находили человеческий волос. Его доставали и сушили. В определенный момент на несколько секунд мог показаться дух дома.

Но не всегда он являлся в человеческом обличье. Бывали случаи, когда люди рассказывали о том, что при входе в овин или на скотный двор видели огромного черного кота, который при их появлении бросался в угол и исчезал. Об этом говорили так: «Домовой показался».

Как задобрить «хозяина» дома?

В старые времена люди побаивались домовых и старались всячески «умаслить» их. Духи обожают, когда люди вспоминают о них, оставляют угощение и поздравляют с праздником. Существует несколько способов того, как задобрить домового. Самый простой из них - оставить небольшой гостинец в уголке комнаты. Еще «хозяин» дома обожает, когда его называют ласково. Слово «домовой» он не любит. Ему больше по душе прозвища «дедушко», «хозяюшко», «доброжил», «сам» и так далее. Этот дух очень чувствителен к подвоху со стороны человека. Поэтому, говоря с ним, нужно вкладывать в слова душу, произносить их от сердца. У этого существа есть и свой праздник - в ночь с 9 на 10 февраля. Нужно обязательно угостить в этот день своего домового чем-нибудь вкусненьким. У древних славян даже существовала такая традиция: сварить специально для него сладкой каши и поставить вечером за печку. Считалось, что если забывать об этом дне, домовой рассердится и начнет пакостить своим хозяевам.

Друзья детей и кошек

Если в семье есть малыш, то он наверняка знает, как выглядит домовой. Настоящий покровитель жилища лишь в исключительных случаях может показаться главе семейства или хозяйке. А вот дети его видят часто, особенно маленькие. Он их любит, оберегает от опасностей, пресекает их баловство с острыми предметами и спичками. Малыши, видя странное существо в доме, не пугаются его. Возможно, они воспринимают его как часть интерьера. Часто можно наблюдать, как ребенок играет с кем-то невидимым, смеется и кричит. Домашние животные, вероятно, тоже видят маленького человечка. По их реакции всегда можно угадать, домовой в доме или нет. Если кошка смотрит пристально в угол, шипит без причины, собака тревожно облаивают это место, можно быть уверенным, что перед вами дух-опекун. Если животное бегает за невидимкой, играет с ним, значит, домовому оно пришлось по душе.

А вот если в квартире кошки, собаки и прочая живность не приживается, гибнет или пропадает, значит, дух невзлюбил их.

Влияние на культуру

В России образ духа-опекуна как раньше очень любили, так обожают и сейчас. Для нас не важно, есть ли домовые на самом деле. Мы готовы слушать истории о них бесконечно. Достаточно здесь вспомнить популярный мультфильм из нашего детства про домовенка Кузю или книгу Ника Перумова «Русский меч». В 1976 году на телеэкраны вышел художественный фильм-сказка под названием «Деревня Утка». Домового Шишка в нем сыграл легендарный актер Ролан Быков. Не только в русской культуре, но и за рубежом эти странные мифические человечки пользуются популярностью. Так, в гепталогии Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер» есть упоминание о подобных существах - домовых эльфах. Согласно истории серии книг они живут в семьях зажиточных волшебников и прислуживают хозяевам. Получить свободу они смогут лишь в том случае, если владелец подарит им одежду. Тема духов-опекунов нашла свое отражение и в изобразительном искусстве. У замечательного художника Бориса Кустодиева есть картина «Купчиха и домовой». В ней мастер изобразил весьма пикантную сцену: на кровати нежится в полудреме белотелая, ослепительно красивая молодая купчиха, а за нею наблюдает пузатый, поросший густой шерстью, жутковатого вида «хозяин» этой русской жарко натопленной хаты. Смотря на это произведение, можно живо представить себе, как выглядит домовой.

Много историй сегодня можно услышать о полтергейсте в квартирах. Что это: духи ли дома, или какие-то иные сущности - нам не известно. Да и существует ли домовой вообще? Наверное, для тех, кто в него верит, он реален. А для тех, кто убежден в том, что не существует никакой "нечисти", его нет.

Помните сказку про Дурака и Правду? Интересный небольшой рассказ о том, как Дурак купил на базаре Правду. Хорошо сделал, но вот одна беда – девать ее некуда, никто не берет. Думал он, думал и решил резать правду на части. По пол-Правды или по четверть-Правды хорошо берут.

Простая сказка, но с глубоким смыслом. Простая и близкая нам потому, что мы с вами живем в мире, где нужна полу-Правда, где подмена понятий само собой разумеющееся. Как священник, я освящаю квартиры. Всегда рад этому: люди дошли до осмысления того, что надо освятить свое жилье. Освятить жилье, а затем освятить и свою жизнь. Вот она – Правда.

Но зачастую встречаешься с полу-Правдой: подковы, домовые, символы года. Почему полу-Правда? Потому что в сознании народа живет идея о том, что надо освящать жилье церковным чином не для посвящения своей жизни Богу, а потому что надо что-то делать… почистить квартиру от «плохой энергии».

Обычно я сразу же прошу снять все эти амулеты, маски и фигурки домовых, а еще лучше выкинуть. На удивление хозяев квартиры объясняю: домовые – это бесы. «Ну как же так? Они же хорошие», - зачастую следует ответ. Иногда даже читают мне нотации по домовому, дескать, это «добрый дух, освящает дом, способствует семейному уюту и покою». Но все-таки соглашаются со священником и выкидывают подобные изображения, обещают больше не обращаться к нечистой силе.

Кто такой домовой?

Учитывая ту периодичность, с которой приходится обращаться к данному вопросу – давайте разберемся: кто же такой домовой? Возьмем самое простое определение светского ученого – доктора филологических наук Елены Левкиевской: «Домовой (кутный бог) – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных».

Давайте выделим в нем главное. Домовой – это славянский бог, божество славянского языческого пантеона. То есть бог языческий. А теперь попробуем дать православное определение этому понятию. В Священном Писании сказано «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Иными словами, «суть бесы».

Вы хотите, чтобы у Вас дома был бес? Нет? Тогда зачем ставите дома изображения домовых? Иногда в качестве довода, что «они хорошие» слышу, что домовые очень милые. Да, то изображение соломенного человечка сделано хорошо. Только надо помнить, что бесы зачастую являются людям в красивом обличии, а не в своей истинной ужасной сущности. Так что не соблазняйтесь внешним видом: подлинные домовые это не милый домовенок Кузя из советского мультика, а настоящий демон.

Непережитое язычество

Когда рассказываю все это людям, то часто слышу ответ: «это было всегда». Начинаю вспоминать классическую русскую литературу и понимаю, что суеверия в русском народе были всегда очень распространены. Вспомним классическую русскую литературу.

Вот что говорит Тургенев в своем гениальном романе «Отцы и дети» о матери нигилиста Базарова: «была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света». Все в одной куче: и вера и приметы, и гадания, и заговоры.

Почему так? Видимо, приняв Православие в водах Днепра, народ святого князя Владимира на протяжении веков еще должен был изживать из себя наслоения язычества. Большую часть он все-таки смог из себя изжить, но и многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни.

Бытовой сатанизм

Романтизация образа домового произошла весьма быстро. Если посмотреть разные справочники по славянской мифологии, то во многих из них сказано, что домовые считаются безвредными. А если посмотреть современных эзотериков, то они на многочисленных сайтах и вовсе советуют подружиться с домовым, дарить ему подарки, задабривать его. Что значит дарить подарки бесу? Значит поклоняться ему!

В свое время от первых христианских мучеников просили того же: поклониться божеству, принести ему жертву. И когда кто-то по своему незнанию обращается к домовому, дарит подарки, стремится угодить ему, то пусть знает, что он совершает поклонение сатане. Пусть вспомнит подвиг первых христианских мучеников, которые шли на смерть только ради того, чтобы не поклониться бесу, не принести ему жертву. А мы с Вами добровольно на все это соглашаемся.

Освятив квартиру, освятись сам – на мой взгляд, этот принцип должен быть основополагающим для современного человека. Господь всегда идет навстречу человеку. Для этого нужна самая малость – чтобы человек сам стремился к Богу, сделал первый шаг. И для многих наших современников этим первым шагом может стать изгнание бесов из собственного дома. Хотя бы в виде их изображений.

священник Александр Ермолин

Домовой - это добрая душа дома. Это существо заботится о живущих здесь людях, может ухаживать за скотом и помогать хозяину или хозяйка в домашних делах, но только в том случае, если они работящие. Он же охраняет денежные запасы и очень не любит, когда деньги пускаются на ветер без толку.

Если семья переезжает в город, многие делают так, чтобы домовой в квартире у них стал жить. Для этого берут шапку хозяина, обходят с ней весь старый дом и уговаривают домового ехать с ними в новое жильё. Говорить нужно ласково, чтобы дух не обиделся и согласился на переезд.

В стародавние времена на Руси в каждом доме обитал охранник и защитник дома. называли его по-всякому - и хозяин, и домовой и доможил. Суть его от названия не меняется. В принципе это существо, или сущность, призванная оберегать дом от всяческих несчастий. Домовой любит работящих людей и хозяек, которые содержат дом в порядке. Мужчина должен работать в поле, а женщина - варить еду, стирать, убирать и за детьми приглядывать. Если всё так и происходит, домовой обязательно станет помогать хозяевам незаметно. Вещь потерянную отыщет и на видное место положит, ребёнка от беды убережёт. Информация о домовом, живущем в семье, передаётся от отца к сыну.

Каждый знает, что для домового обязательно оставляют молоко в блюдечке и что-нибудь вкусненькое. Это существо любит и пирогами полакомиться. Ночью, когда хозяева угомонятся и заснут, домовой выходит из-за печки, где находится в дневное время и обходит свои владения. Если видит, что муж и жена хорошо потрудились, но не успели какие-то дела доделать, может и помочь им. Домашние духи могут быть и озорными - игрушки детские перепутают, кошку испугают, но серьёзного вреда не причиняют никогда. Мелкие неприятности иногда доставляют семейные духи - их детки или племянники, которые по молодости ещё не обзавелись своим домом.

Сколько ли не было сказок и рассказов, вся правда о домовых не известна никому. вся информация о них начинается со слова: "говорят". Так что у каждого человека своё представление об этих существах. Некоторые люди считают их злобными и страшными духами. Однако следует знать, что жестоко домовые поступают только с нерадивыми. Если хозяин поле вовремя не вспахал, да зерном не засеял, а только бражку пьёт да есть просит, дух может и попытаться душить его среди ночи, и с кровати сбросит. Подобным образом и с ленивой хозяйкой поступает. Этим он даёт понять, что пора и за работу приниматься, а не то зимой голод настанет.

Помириться, впрочем с домовым совсем не трудно. Ему понравится, если хозяйка рядом с его блюдечком положит красивую тряпочку. Но ещё больше по душе, когда хозяин с хозяйкой за ум возьмутся, станут прилежно работать, да денежки в кубышку складывать, а не разбазаривать попусту. Тогда домашний дух перестанет их наказывать, и станет помогать по мере сил.

Каждая хозяйка старается задобрить домового, положить ему для еды вкусный кусочек. Иногда, если считают, что этот дух мужского рода, то наливают ему рюмочку водки. Что делает домовой, если любит своё жильё, и хозяев? Оберегает живущих в доме людей от несчастий, приглядывает за животными. Когда в хозяйстве есть лошади, домовик старается их холить и лелеять. В некоторых случаях по какой-то причине может невзлюбить лошадь и тогда гоняет её по конюшне целую ночь, не давая ни поесть, ни отдохнуть.

Бывает и такое, что домовой начинает считать себя не помощником, во всех делах, а хозяином дома. Чтобы выжить неугодных ему людей, он способен даже спровоцировать пожар. Если в доме случаются подобные вещи, следует поставить духа на место, проявить строгость. Хозяин берёт в руки ремень или кнут и обходит весь дом, стегая по стенкам и мебели. В это время нужно строго говорить, чтобы домовой не проказничал, не злился, а старательно делал своё дело и не мешал людям. Но в основном, всё-таки домовик приносит пользу, а не вредит. Иногда он предупреждает о несчастье, насылая вещие сны. Разгадывая их, люди могут избежать различных неприятностей.

Увидеть домового воочию можно только на чистый четверг. В этот день он сидит на чердаке за печной трубой. В другое время заметь духа возможно только боковым зрением. Кажется, что пробежал рядом кто-то косматый, но точно сказать ничего нельзя. Иногда детям показывается домовой, описание его, в большинстве случаев, основано именно на их рассказах. Говорят, что это невысокое лохматое существо с тёмной шерстью, круглыми глазами, подвижными ручками и ножками. Считается, что с детьми он разговаривает и даже отвечает на их вопросы. Чем старше становятся дети, тем реже это происходит.

В некоторых районах России и сейчас считают домового кем-то из предков, который приставлен к ныне живым в качестве помощника. В языческие времена это существо было хранителем рода, защитником от тёмных сил. Когда пришло христианство, домовика назвали почему-то демоном. Священники предостерегают от общения с ним, призывают творить крест и читать молитвы, если домовой начинает проказничать. Как всё это сочетается, неизвестно, реагирует ли вообще языческий дух на христианские символы, вряд ли кто-нибудь может сказать.

В языческие времена домовой считался богом домашнего очага. Ему поклонялись и приносили жертвы в виде хлеба и молока. Христиане объявили его демоном, как и других языческих богов. Однако и сейчас домовика любят, почитают и подкармливают. В ответ домашний дух охраняет покой дома.

Домовой - один из древних оберегов домашнего хозяйства. Если он любит хозяина дома, то всячески помогает ему. Иногда, впрочем дух может рассердиться на ленивого и нерадивого мужика. В этом случае наказывает - душит, бьёт по ночам. От этого у некоторых даже синяки появляются.

И так далее, домовой занимает важное место. Потусторонний дух следит за жизнью людей, помогает нерадивым хозяевам наладить быт и предупреждает любимчиков об опасностях. Неизвестно, где конкретно зародился колоритный персонаж, но следы домового угадываются в сказках и легендах всего мира.

История происхождения

Возникновение персонажа в Древней Руси связывали с ритуалом «строительная жертва». Жители деревень подходили к постройке нового дома с большим уважением и во время закладки жилища совершали жертвоприношение, гарантирующее спокойную жизнь. Череп жертвы, чаще быка или овцы, закладывали в восточный угол дома. Там, после завершения стройки, и рождался домовой.

Подчинялся домовой исключительно и . Поэтому некоторые обряды, дошедшие до современности, схожи с ритуалами, которые посвящались богу скота. Как и Велес, домовой имел две ипостаси: дорожил (добрый) и дворовой (бес). Позже оба понятия объединились в одном персонаже, придав существу своеобразный характер.


Со временем история появления домового на свет модифицировалась. Незаметным жителем дома стал не потусторонний дух, а призрак умершего человека, связанный родственными связями с семьей, которой принадлежал дом. Не отпетый или назначенный высшими силами усопший обязан был защищать родных и близких.

С приходом на Русь христианства миф о домовом переплелся с библейскими образами. Теперь мужчина, который охранял дома людей, получил статус падшего ангела. Разгневанный Бог выгнал с Небес неугодных сыновей, а те, упав на землю, поселились среди простых смертных. Тот, кто при падении угодил в дом, оставался в нем навсегда.


Со временем церковь открыто высказала осуждение ритуалов, которые направлены на задабривание барабашки. Священнослужители заявляли, что домовые имеют демоническое происхождение, поэтому потусторонних жителей надо изгонять из собственного жилища.

Впрочем, подобные увещевания не искоренили старых традиций. А образ домового (правда, под другими именами) легко найти в русском, украинском, белорусском, болгарском и сербском фольклоре.

Домовой в жизни

Известно поверье, что домовой живет в каждом доме. Мужчина проводит значительную часть времени за печью или на чердаке. В давние времена домовой чаще проживал на конюшне или в сарае, теперь же барабашка прячется в дверном проеме или в еловых ветках, которыми знающие люди украшают квартиры.


Нельзя привязывать к незаметному сожителю оценочное значение. Плох или хорош домовой, зависит только от хозяев или от календарных церковных дат. Если в повседневные дни барабашка практически не проказничает, то в Рождество, на Ивана Купалу и в поминальные дни существо творит пакости. В старину домовой издевался над домашним скотом, а в современных реалиях, часто прячет или разбивает хозяйские вещи.

Никто не знает точно, каково семейное положение домового. Поговаривают, что мужчина живет в браке. Семья домового в точности повторяет состав семьи, в доме которой проживает существо. Поэтому персонажа иногда сопровождают супруга домовиха и дочь домовинка.


Но существует теория, что домовой женского пола – еще одна из разновидностей потусторонней силы. Якобы, если в доме обитают исключительно женщины, то барабашка принимает женский облик. Поэтому домовой вовсе не обязан вступать в брак.

О внешности существа ходит не меньше легенд, чем о происхождении. Точно известно, что домовой обладает зооморфными чертами и способностью к перевоплощению. Мужчина наделен длинными ушами и легко превращается в домашнее животное, чтобы не пугать хозяев.


В богатых домах домовой покрыт густой шерстью, в бедных – тело мужчины лишено растительности. Чаще существо представлено в образе долговязого старика, способного принимать облик умерших в доме людей.

С подопечными домовой общается при помощи разнообразных знаков, редко показываясь на глаза людям. Например, существо душит хозяев квартиры во сне. Эзотерики трактуют такое поведение потусторонней силы двояко. Либо домовой обиделся на жителей дома, либо предупреждает домочадцев о переменах в жизни.


Довольно часто существо гладит хозяев дома. Если человеку посчастливилось почувствовать приятное тепло и мохнатость ладони Домового, то вскоре в семье появятся деньги. Другой исход ждет тех, кто ощутит холодное прикосновение. Это значит, что вскоре семью ждут большие вынужденные траты, к которым стоит подготовиться.

Другие проявления существа связаны с взаимоотношениями между людьми. Домовой не любит ссор и всячески демонстрирует отношение к событиям при помощи шума. Жена домового кричит, если в доме ожидается потеря. За ленивое отношение к скоту или хозяйству семью, где живет домовой, тоже ждет неприятное наказание.

Домовой в культуре

В различных религиях и странах домовой имеет разный набор функций. К примеру, в исламе нет полного аналога домовому. В поверьях мусульман схожим функционалом обладают добрые джинны. Существа селятся в домах, где нет собак, картин и колокольчиков. Джинны одеваются в зеленые одежды и добры к уставшим матерям, поэтому по ночам качают колыбели с новорожденными, чтобы те не плакали.


У славян функционал домового разнится в зависимости от региона. Существо по имени Стопан обитает на юге страны. Потусторонний житель дома предстает перед хозяевами жилища в виде змеи. Основная задача южного домового – забота о семье. Мужчину мало интересует хозяйство, зато Стопан внимательно следит, чтобы в семье не было ссор.

На севере полноправным владельцем дома считался Суседок или Батанушек. Существо отвечает привычным представлениям о домовом. Пожилой мужчина живет в подполе или на чердаке и внимательно следит за хозяйством, оповещая хозяев дома о болезнях скота или надвигающихся переменах.

В Беларуси домовой известен под именами Хатник, Дамавик и Господар и следит за домом и семьей. Белорусский хранитель очага наделен специальной монетой, которая возвращается к хозяину даже после траты. «Паваротны рубель» домовой дарит только добропорядочным хозяевам домов.


В Украине живет «хатнiй дiдко», который призван следить за жильем и скотом.

В Европе похожий персонаж встречается тоже довольно часто, но на зарубежных домовых возложена исключительно функция следить за порядком. Брауни, дуэнде, фейри и прочих европейских духов мало заботят хозяева домов.