Кто делает куклы профессия. Мастер кукол (Художник-кукольник). — А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла

В Магаданском колледже искусств в этом году открывается новое отделение – «Актер театра кукол». Обучение будет проходить как в колледже (общие дисциплины, такие как: история театра, сценическая речь, сценическая пластика, хореография, вокал и другие), так и в театре кукол (специальные предметы: работа с куклой, технологии ее изготовления).

Срок обучения – три года десять месяцев; начало, как и везде, – первого сентября.

Главная причина, по которой решили создать отделение – нехватка актеров в кукольном театре. Сейчас здесь трудятся семь человек (всего же рабочих мест – шестнадцать!), причем только один из них – мужчина, отсюда и нехватка мужских ролей. Нагрузка на коллектив колоссальная, учитывая то, что в год проводится около трехсот спектаклей, и в планах руководства – расширение спектра деятельности труппы. Подробнее об этом, а также о профессии в целом, – в интервью с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ:

– На самом деле, это было обоюдное желание, необходимость, потребность, как нашего театра, так и колледжа искусств, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Среди работников театра мало людей, которые имеют специальное образование актера – кукольника. Тут понятно почему. Во-первых, это отдаленность нашего региона от центральных регионов страны, где этих специалистов готовят. Во-вторых, даже если брать центральные регионы, то выпуск именно кукольников не такой уж и большой. Каких специалистов готовят: актеров, бутафоров – раньше так назывались художники по куклам, то есть люди, которые делают полностью материальную часть спектакля; все, что связано с куклами, с реквизитом.

К ним еще относится художник-конструктор по куклам, который занимается их механикой; художник-конструктор по декорациям, художник-модельер. Сейчас это называется и проще, и сложнее одновременно – художник-технолог театра кукол. Он должен уметь многое: и рисовать, и лепить, то есть делать все – от замысла до воплощения куклы в жизнь. Вот таких замечательных специалистов выпускают у нас в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам особенно нужны актеры, как мужчины, так и женщины. Потому что работы становится больше, зрителей больше, напряженность достаточно ощутима: те актеры, которые есть сейчас, очень устают, конечно, потому что проводится по два спектакля в день, да плюс репетиции – это очень тяжело, и физически, и морально. И вот мы совместно с директором магаданского колледжа искусств Арамом Хукасовичем Айдиняном решили открыть театральное отделение со специализацией «Актер театра кукол». Лицензия уже получена, программа готова, осталось дело за малым – набрать курс.

Как будут обстоять дела с трудоустройством будущих выпускников отделения?

Актер-кукловод сам по себе является универсальным актером. Он может работать и в театре кукол, и в театре драмы, и в музыкальной комедии, и в опере. Есть случаи, когда люди нашей профессии работают даже в балете. Чего нельзя сказать про остальных актеров: актер театра драмы, например, навряд ли сможет работать в театре кукол, потому что ему в учебном заведении не преподавали мастерство актерской куклы. А кукловоду преподают и то, и другое. Он знает специфику и нюансы почти всех смежных профессий; изучает и пение, и танцы, и хореографию. В общем, курс для актера-кукловода точно такой же, как и для актера драматического театра, только плюс еще дополнительные предметы. Поэтому люди, окончившие это отделение, смогут работать где угодно, даже в кино. Очень много сейчас моих сокурсников работают в Москве, в Санкт – Петербурге, и я постоянно их вижу в фильмах, которые сейчас снимаются. Я это все говорю затем, чтобы убрать сложившийся стереотип по поводу нашей профессии. Что актер-кукольник – это не тот, про которого любят говорить, что он просто балуется с игрушками на сцене. На самом деле это очень сложная профессия, она пользуется большим спросом и популярностью. И если человек с этим дипломом захочет устроиться в любой театр – его туда примут, хотя все зависит, конечно, от того, талантлив он или нет. Вот кто интересуется нашей профессией, но все еще думает, что это какие-то куклешки-игрушки, то я рекомендую зайти на наш сайт, посмотреть фотографии и спросить у тех людей, которые ходят с детьми к нам в театр: «Что такое актер-кукольник?». В последние годы театр посетило очень большое количество зрителей, среди которых были и иногородние гости: из Москвы, Ялты, Курска, Таганрога, Ростова и т.д.

Они приезжали и говорили, что наши спектакли ничуть не хуже, а в некотором плане даже лучше тех, что показывают в крупных городах России. Что это очень сложная и интересная работа. И, конечно, актер в основном у нас работает перед ширмой, а не за ней, как принято считать. Все-таки зритель хочет видеть такое шоу на сцене, чтобы были и люди, и куклы; чтобы представление было красочным и красивым и главное – с неожиданными моментами, как это было в спектакле «Принцесса на горошине»: у нас на сцене шел настоящий дождь, актеры работали на высоте, над сценой чуть больше двух метров. То есть артисту нужно обладать достаточно хорошей физической выносливостью и вестибулярным аппаратом. Я вот лично в восемьдесят пятом году поступил в Днепропетровское театральное училище на курс актера-кукловода, и до сих пор не жалею об этом.

Думаю, мы приложим все силы, чтобы подготовить настоящих актеров с большой буквы, которые будут востребованы в любом театре нашей страны. Могу сказать абсолютно точно, что наш театр предоставит им всем рабочие места. Программа обучения очень разно­образна, и поэтому при внимании к себе, к предметам, при желании, если человек будет точно знать, чего он хочет достичь, то во время обучения на этом отделении он будет расти как личность, физически и морально, и эстетически.

В принципе, для девятиклассника поступление в колледж и получение среднего специального образования, а тем более актерского, – это даже выгоднее и лучше, чем заканчивать одиннадцать классов. Смотрите: девятый класс закончил – надо учиться еще два года. За два года ты получаешь просто среднее образование. А если к этим двум годам еще добавить полтора, то уже выйдешь готовым специалистом со средне-специальным образованием. И с этим дипломом будет проще поступить в высшее учебное заведение, потому что, естественно, предпочтение отдается людям, которые уже что-то умеют.

Какими качествами должен обладать будущий специалист – кукловод?

Прежде всего, это – любовь к своему делу. Если ты творческий человек, и тебе нравится находиться на сцене, дарить людям радость. У нас актриса одна говорила, что актер должен быть тщеславен. Если он не тщеславен, то это уже не актер. У наших сотрудников, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель того, что человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Очень большое трудолюбие должно быть, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве. Помимо этого человек должен обладать чувством юмора, харизмой, обаянием, правильно поставленной речью и художественным вкусом.

Дмитрий Юрьевич, у вас, как у руководителя театра, какие планы на будущее? Если проблема кадрового голода себя исчерпает в ближайшие несколько лет?

Очень хотелось бы, чтобы мы вышли за возрастные рамки театра кукол, разнообразили репертуар и начали работать со зрителями более старшего возраста – среднего школьного. Сделать какую-нибудь постановку ТЮЗовскую. В последнее время зрители просят нас о спектакле для взрослых, но с тем количеством людей, которые сегодня работают у нас, мы этого сделать не можем. Поэтому ждем всех желающих освоить профессию кукольника.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

Абитуриенты будут проходить предварительные отборочные прослушивания, чтобы показать степень своего таланта. Это могут быть такие задания как, например, прочесть отрывок из басни, прозы, стихотворения. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны исполнить две – три песни или романса. Это и элементарные танцы, какой-то специальный этюд по заданию экзаменатора. И, конечно, будет знакомство с общим уровнем культуры абитуриента, кругом его интересов, его познаниями в различных отраслях искусства (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Для этого будет проводиться специальное собеседование, на котором могут быть заданы вопросы на выявление общего кругозора человека. И только после этого будет приниматься решение о допущении абитуриента к экзаменам (русский язык и литература в письменной форме).

По словам Дмитрия Шаповалова, на протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, а преуспевающим в учебе студентам будет выплачиваться стипендия.

Вступительные испытания начнутся с шестого июля.

Чтобы узнать подробнее о новой специальности, можно обратиться в приемную комиссию колледжа искусств по телефонам: (413-2) 65–03-47, (413-2) 60-54-55. Или в кукольный театр, где все желающие в ходе экскурсии смогут лично ознакомиться с профессией актера-кукольника.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА.

Все девочки (ладно, не все, это тоже гендерный стереотип) любят играть в куклы. Ну мы, LADY, точно любим. Поэтому рады сообщить, что у нас появился свой талисман — девочка, которая похожа на нас и на наших читательниц.

Так же, как и мы, девочки, она начнет худеть уже завтра. Но сегодня — любимый морковный торт!

… Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это.


Понимает, что срочно нужно менять образ. Да, точно — стать брюнеткой и сделать завивку. Завтра!


Собиралась помыть полы на кухне, но случайно загрузила «Секс в большом городе»…


Она переживает, когда чувствует, что к ней относятся просто как к хорошенькой кукле…


Душу в нашу куклу вдохнула мастер-кукольник Юлия Кузьмицкая, участница выставок «Панна Doll’я», «Млын» и Fashion Market.

Она смеется, мол, часто спрашивают: «А где вы личики для кукол покупаете? А платья?».

На самом деле кукла начинается с чистого лица. Всё, что мы видим, делают руки мастера: от скульптурной работы по лепке лица до пошива туфелек! А сделать так, чтобы у куклы был характер, — ещё важнее!

Сейчас свои куклы Юлия делит на три категории: паненки-белорусочки, задумчивые Джейн Эйр и принцесски с характером (наша — как раз такая!).

Нужно ли оканчивать специальные курсы, чтобы создавать таких девочек, не боится ли сам мастер своих созданий и можно ли в Беларуси прожить, занимаясь только авторскими куклами, — в нашем разговоре.

— Юлия, ваша работа была как-то связана с творчеством? Откуда такое увлечение?

— Совсем нет! Но я всегда с уважением относилась к ручной работе и любила интересные авторские вещи, выставки мастеров. На одной из них — «Млын» — обратила особое внимание на кукол. Одну купила для себя. Потом вторую, третью… (улыбается )

Рассматривая их, заинтересовалась тем, как они сделаны. Погуглила, посмотрела на кукол в разных стилях и влюбилась в работы мастера Ирины Хочиной — их можно увидеть в её блоге «Понарошку». Её куклы очень живые, у них добрая энергия, и они похожи на детей. Наверное, её пример меня особенно вдохновил. Я подумала: рисовать люблю, шить, вязать умею — стоит попробовать. И начала учиться созданию кукол сама…

— А когда были маленькой, кукол любили?

— Да, это любимая игрушка с детства. Возможно, поэтому я на них и сфокусирована: многие мастера делают и мягкие игрушки, но мне интересны только куклы, их лица — я всегда их запоминаю.

Лицо своей первой куклы тоже помню, конечно! Это была большая немецкая кукла с тёмно-каштановыми волосами и карими глазами, звали её Кира. Такое сильное впечатление она на меня произвела! Помню кукол, которые были после неё… Но она — самая!

— А первая кукла, сделанная своими руками, какой получилась?

— Она была рыженькой и вполне себе симпатичной девочкой. Когда в Сети среди кукольников проходил флешмоб «Моя первая кукла и кукла, которую я могу сделать сегодня», нашла её фотографии. И мне не было стыдно за то, что получилось. Правда, личико у неё тогда было плоским, нарисованным.

А я достаточно быстро перешла к скульптурному текстилю — когда лицо сделано вручную, нос, губки — всё объемное, настоящее, живое.

К наряду тоже отношусь серьёзно. Ведь это как с женщиной: можно её в ситец одеть, а можно — в шелка с ручной росписью. Разное ведь впечатление будет! Для своих кукол я выбираю итальянское кружево, батист ручной окраски, натуральный шелк… Всё это, конечно, приобретается за свои деньги. Недешево, но и результат того стоит!

А что самое сложное в работе мастера-кукольника?

— Честно говоря, делать куклу на заказ. Некоторые мастера отказываются от этого, потому что в любом случае ты должен подстраиваться под чужой вкус и ограничивать себя определенными рамками. Да и нервничаешь: хоть бы понравилось человеку, получилось так, как он хочет…

— А вы можете отстаивать свою точку зрения?

— Не приходится, так как ко мне зачастую обращаются люди, которым близко мое видение. «Заявки» по цвету волос и глаз принимаю, но остальное — в моих руках.

— Есть что-то в работе с куклами, что вы не любите?

— Ну… (Задумывается. ) Наверное, работа с волосами — это всё-таки не самая приятная часть процесса. Вряд ли многие об этом знают: волосы кукол, которые выглядят как настоящие, сделаны из козьей шерсти. Они приходят мне руном по почте из России. И пахнут они… козой. Как в деревне. Собака моя, учуяв этот запах, сразу же демонстративно уходит — очень ей этот запах не нравится.

Ну, а мне не очень нравится мыть эти кудри, вычёсывать и окрашивать. С оттенком, кстати, трудно угадать: покупаешь красивый «коричневый перламутр», а получаешь девочку с фиолетовыми волосами. (Смеется. )

Парикмахерские процедуры поэтому могут занимать не один день… Но эксперименты — важная часть развития в любимом деле.

— А рисование? Чтобы нарисовать кукле красивое лицо, нужно оканчивать какие-то курсы?

— Курсы я не проходила, но рисовать любила с детства. Помню, как художничала на обоях. Меня ругали, естественно, тогда я пряталась под кровать — и рисовала там. (Смеется. )

И эта тяга к рисованию на протяжении следующих лет никуда не ушла. Просто не находила в полной мере реализации, пока я не занялась куклами.

Конечно, не сразу получалось — много читала и пробовала на практике. И самое трудное в этом: понять на полпути, получилось личико или нет, невозможно. Картинка складывается, только когда провёл последний штришок.

Если не получилось — начинай сначала… У меня на балконе целый мешок неудавшихся кукольных голов. Да, звучит жутковато… (Смеется. )

Сын говорит: «Мам, что за фильм ужасов: какую шуфлядку ни откроешь — там голова!». Ну не могу выбросить — и всё тут. Это напоминание о том, как я училась тому, что умею сегодня. Да и потом… Они как будто живые, одушевлённые. Я даже цветы увядшие с лёгким сердцем выбросить не могу. Как будто попользовался, пока они красивые, а потом на помойку — что-то неправильное в этом есть.

— А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла?

— Нет — и образ, и характер, и имя — всё появляется в процессе. Идея трансформируется на каждом этапе создания куклы, и это гораздо интереснее, чем придумать всё наперёд. Поэтому я заранее шью сразу несколько платьиц и подбираю волосы разных цветов — чтобы подходили к личности куклы, которая появится на свет.

— Мне показалось, или они все у вас грустно-удивленные?

— Мне часто говорят, что они грустные. А я отвечаю: «Да нет, просто умные!».

Хотя, может, и так. Говорят, что куклы всегда похожи на мастера, который их создал.

Я тоже достаточно серьёзная, задумчивая — вот и не получаются у меня девчонки-улыбашки.

— А «позитивные девочки» более востребованы, как и в реальной жизни?

— Как и в реальной жизни: на каждый типаж — свой ценитель. (Улыбается. )

— Трудно расставаться с куклами, в которые часть себя вложила?

— Конечно! Иногда даже фотографии с ними подольше не выкладываю в Сеть, думаю: «Пусть ещё со мной побудет, меня порадует». Последнюю куклу-любимицу Иванку везде возила с собой и даже носила из комнаты в комнату. (Улыбается. )

Но, с другой стороны, я ведь делаю кукол для людей, которые относятся к ним так же, как я. Вот и новая хозяйка Иванки пишет: «Юля, я всё время ношу её с собой! Иногда даже разговариваю с ней». Я улыбаюсь, потому что мне знакомо это состояние…

— У многих людей есть фобия кукол… Сталкивались с такими?

— Да, иногда можно услышать: «Очень красивая кукла, но как представлю, что проснусь ночью, а она на меня смотрит — аж мурашки». У меня всё наоборот: сниму всех кукол с полки, когда к выставке готовлюсь, обернусь — и так пусто становится. Даже не по себе… А одна из покупательниц — женщина с Дальнего Востока, берёт уже третью куклу — говорит: «Мне так нравится им в глаза смотреть — они как живые!». Всё зависит от восприятия…

— Я заметила, что вы делаете кукол с национальным колоритом… Есть запрос?

— Был хороший заказ на куклу с национальным колоритом — её хотели подарить чиновнику, который приехал в Беларусь с официальным визитом из Москвы. На тот момент ничего такого у меня не было, но я задумалась о том, что это действительно хороший подарок. Долго сопротивлялась внутренне этому «колориту», потому что первая ассоциация — красно-зеленый флаг. Вряд ли это сочетание можно органично вписать в образ моих кукол. (Улыбается. )

Я не люблю такое, люблю нежные и сложные оттенки. Но, кажется, удалось придумать более тонкий подход — за счёт деталей, орнамента — и куклы получаются с тем самым национальным колоритом, но при этом — хорошенькие паненочки.

— А сколько времени нужно, чтобы создать такую куколку?

— Дней десять минимум… Возможно, если б не было основной работы, получалось бы быстрее.

— А если бы была возможность заниматься только куклами — согласились бы?

— Да, конечно… Я знаю многих мастеров — но они не из Беларуси, — которые живут только куклами. И это счастливые люди.

Но я пока не могу себе это позволить. Заработок от кукол нерегулярный и непредсказуемый — в нашей стране не так много ценителей авторских кукол. А я пока несу ответственность, в том числе и финансовую, за своего сына.

Но у меня есть мечта, что когда-нибудь я смогу заниматься только тем, что по-настоящему люблю, а мои куклы будут нравиться многим женщинам и делать их счастливее!

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА

Во многих случаях кукловод управляет разработанной им самим куклой, т.е. выступает также как и "кукольник " (мастер-изготовитель самой куклы). Часто эти 2 термина смешиваются.

В переносном смысле "кукловод" - манипулятор , cерый кардинал .

Известные кукловоды

    Prague-Marionette.jpg

    Кукловод с марионеткой на Карловом мосту, Прага

История

См. также

Напишите отзыв о статье "Кукловод (профессия)"

Отрывок, характеризующий Кукловод (профессия)

– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.

Многие из актеров Центрального театра кукол пришли к профессии кукольников, пройдя школу драматического театра (МХАТ, театр Мейерхольда, Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и другие), где они уже были знакомы с «системой» Константина Сергеевича Станиславского. Постижение же «системы» в театре кукол было тем сложнее, чем более изощренные задачи ставил перед театром его постоянный постановщик, его главный режиссер. Многому способствовало личное дарование Образцова и его, казалось, стихийно-естественное приятие системы, органичное ощущение ее законов.

Один из ближайших соратников Образцова, актер и режиссер Е. В. Сперанский, вспоминает именно об этом, поражавшем актеров на первых порах качестве Образцова-актера. «Все было поразительно в его манере исполнения – и глубокая актерская искренность, и невиданные дотоле в театре кукол психологические паузы, и полные жизненных ассоциаций подтексты, точность каждого жеста, оправданность каждой интонации, совершенная слитность голоса актера и поведения куклы – все это производило ошеломляющее впечатление, открывало огромные перспективы в развитии актерского искусства в театре кукол».

Большинство актеров-кукольников сравнительно легко восприняло новый метод. Иной раз им казалось на репетициях, что они изучают только строй, логику слов и поступков персонажа пьесы, на самом же деле в это время происходила и наиболее тонкая, сложная часть работы актера: он привыкал к своему герою, вырабатывая привычку действовать и думать как бы от его имени. И чем фантастичнее были кукольные герои и неожиданнее – предлагаемые обстоятельства, тем увлекательнее оказывалось для актера «влезание в шкуру образа». И тем более привлекали его не столько сами поиски неповторимых повадок невиданных чудищ, сколько отбор из найденного тех крупиц сценического и словесного действия, которые становились доказательно-убедительными на сцене.

Обращение на первых этапах деятельности коллектива к освоению элементов «системы» Станиславского представлялось в ту пору многим деятелям искусства чудачеством, неоправданной претензией. Спустя два-три десятилетия работа по «системе» Станиславского в театре кукол стала аксиомой, вошла в практику советских кукольников как одна из азбучных истин. Недаром, собравшись в январе 1963 году на юбилейное заседание, посвященное памяти Станиславского, деятели театра кукол Г. Крыжицкий, В. Громов, Е. Сперанский и другие единодушно отмечали, какую огромную роль играет учение великого реформатора сцены в работе советского театра кукол. Притом подчеркивалось, что почти каждая из глав книги Станиславского «Работа актера над собой» – будь это «Действие!», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства» или «Воображение», «Сценическое внимание», «Куски и задачи», «Сверхзадача», «Сквозное действие» – имеет такое же прямое отношение к актеру-кукольнику, как к актеру драматического театра. Но однако работа кукольников над постижением образа по «системе» К. С. Станиславского содержала и свои огромные специфические трудности.

«Мы свободны в выборе физических возможностей героя» – это правило, провозглашенное мастерами ГЦТК, казалось, несло громадное облегчение в тех трудностях, какие всегда испытывали актеры драматического театра, связанные определенной «физикой» своего тела, лица, голоса. Мы знаем, с каким поразительным блеском были сыграны в ГЦТК его легендарные герои из лирико-героического репертуара – Аладдин, Труфальдин – и герои комические – персонажи «Необыкновенного концерта», «Чертовой мельницы», «Божественной комедии».

Свобода в выборе внешнего облика играемого персонажа не облегчила, однако, а неизмеримо усложнила работу кукольников. И актеру драматического театра, работающему по «системе» Станиславского, порой бывает весьма трудно подчинить весь свой сложный психофизический аппарат созданию художественного образа. Не менее, если не более сложен творческий процесс по переплавке актерского состояния в действия, поступки находящейся в руках актера театральной куклы. Ширма, с одной стороны, помогает актеру, скрывая всю кухню творчества. С другой – она требует добавочных усилий, чтобы донести до зрителя актерскую эмоцию, переплеснуть ее в зрительный зал. Актер здесь никогда впрямую не встречается со зрителем, в поле его зрения попадают лишь запястья, пальцы актера, вдетые в тело куклы.

Пересекаясь в точке движения куклы, встречные эмоции – актерская и зрительская – и высекают ту искру, которая делает куклу живой, думающей, чувствующей. Но как невероятно сложен этот способ ощущения актером зрителя через куклу! Как близка и слитна с актером должна быть кукла! Сколь естественными должны стать все ее анатомические причуды! И с какой непосредственностью, органичной легкостью должен актер импровизировать с этой куклой, воспринимая на лету и ощущая новые акценты, которые ему подсказывает его второй великий режиссер – зритель.

В театре кукол теперь говорят: актер и зритель общаются между собой через куклу. Добавим к этому, что не только со зрителем, но и с партнером актер общается лишь через куклу. Через куклу свою и куклу партнера ведет путь к сердцу живого человека – товарища по спектаклю. Это необычайно усложненное общение требует от актеров не только специальных профессиональных навыков – умения оживлять свою куклу, передавать через нее эмоцию ее кукольному партнеру и при всем этом ощущать рождение ответной эмоции у партнера-человека.

Актеры ГЦТК открыли для себя истину: как только играющий роль артист прекращает такую сложную, многослойную форму общения и обращается непосредственно к своему партнеру, кукла немедленно умирает в его руках. В том-то и дело, что живет она, театральная кукла, в этом условно-психологическом театре только при условии, если ее мертвое тело пронизывает искрящийся ток актерской человеческой эмоции, если действует вольтова дуга, воспламененная искрами пересекающихся эмоций, контактов играющих за ширмой актеров и смотрящих на кукол зрителей.

Не просто сделать куклу для этого театра. Еще труднее найти формулу бытования этой куклы. И сделать живыми все секунды жизни персонажа: ведь мертвой кукле, если она формальна, пуста, не за что скрыться, спрятаться. У нее нет ни живого человеческого обаяния, ни дыхания, ни мимики. А если кукла в этом театре не живет, не думает, не чувствует, она становится в лучшем случае гальванизированным трупом.

Общение разножанровых, разнофактурных кукол представляет собой особую сложность в этом театре. Помимо того, что ими может быть и не найден верный градус общения, различная условность, на которой строятся кукольные образы, может привести к взаимоуничтожению двух общающихся персонажей. Зритель не только в таком случае не поверит в правду происходящего на сцене – он усомнится в самой достоверности оживления мертвой материи. Он не только не увлечется логикой развития характеров, жизнью «человеческого духа» на сцене, но вообще станет относиться к этим куклам не более, чем к двум роботам – механическим манекенам.