Крепостной художник тропинин. Василий Тропинин – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge. Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь - Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова - в подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын - Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

ТВОРЧЕСТВО

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.

Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.

В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.

Тропинин Василий Андреевич (1776- 1857), живописец.

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова.

Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин.

В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения - по прихоти помещика он был отозван из Петербурга.

До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни.

Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей.

Среди лучших работ - портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов.

В картинах «Кружевница» (1823 г.), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа.

Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы.

Лучший портретист первой половины XIX века. Из под его кисти вышла целая московская летопись той эпохи.

Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Так сложилось исторически, что общество негативно относится к крепостничеству. Однако и тут была своя иерархия, и семья Тропининых занимала высокое место в ней. Отец русского художника за службу управляющим получил личную свободу, правда, семья его осталась крепостной. Четыре года мальчик обучался в новгородской «народной школе».

В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году.

Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. В то время многие дворяне жили трудами крепостных, потому что так диктовала эпоха крепостничества, даже либеральные. По другому они жить не умели.

В Петербурге, посилившись у графа Завадовского, обуреваемый страстью к живописи, молодой художник берёт уроки у проживавшего там же профессионального художника. За что получал наказания. Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика.

Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.

В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Росла слава портретиста, известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Спустя год, за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.

С 1824 года, на протяжении тридцати лет, Тропинин живёт в доме Писаревой на Ленинке близ Большого Каменного моста. Тропинин писал портреты знаменитых людей, становился известным и общепризнанным художником, у него было много заказов. Русский художник близко сошёлся с другим не менее известным художником – Брюлловым.

В 1856 году русский художник потерял жену, с которой жил душа в душу. Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. Сын Арсений создал в доме хорошую обстановку, чтобы хоть как-то сгладить горе отца.

Ах, не говорите этого… Старуха моя умерла, да и дверей тех нет…»

Тропинин В.А.

Художник имеет в виду двери на Ленинке, на которых посетители оставляли автографы, не застав художника дома. «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».

Известные произведения Тропинина Василия Андреевича

Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием.

В своих картинах Тропинин верен «натуре», но изображает художник только хорошее. Вот и здесь – мягкие локоны, «скруглённые» черты лица, «чувствительность». Задумчивый и в то же время беспокойный взгляд в сторону, отражает мечту. Большое внимание художник уделяет и предметам одежды, изображая домашнюю, повседневную одежду он тщательно выписывает детали. Любимые золотисто-охристые тона, как утверждает история, позаимствованы у учителя С. Щукина.

Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Он первым исполнил алябьевского «соловья». С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Здесь всё в движении, жизнь кипит, а палитра, прежде скупая, разгорается многообразием ярких красок.

Герой портрета только что оторвался от чтения книги, которая символизирует не «официоз», а широту интересов и артистизм. Портретируемый чуть улыбается.

Иные меня обвиняют в том, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок - я их пишу с натуры.

Тропинин В.А.

Любимый приём русского художника изображение портретируемого в халате, в свободной, не принуждённой позе. Тем самым Тропинин старается подчеркнуть естественность образа.

«Портрет А.С. Пушкина» (1827). Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

В 1827 году были созданы два портрета, посвящённые поэту, они как будто противопоставлены друг другу. В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета. В портрете Тропинина А.С. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Из истории картины известно, что когда её отсылали за границу Соболевскому, её подменили копией, а оригинал долго блуждал по московским закоулкам пока его не приобрёл князь М. Оболенский. Картина сильно пострадала. Её подлинность была подтверждена Тропининым. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Когда же был организован музей А.С. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.

Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Несмотря на домашний образ, Пушкин остаётся здесь поэтом романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Халат написан торжественно, напоминает античную тогу, ниспадает с плеч, подчёркивая гордую осанку великого поэта. На шее поэта небрежно повязан шейный платок, из под которого выступает воротник свободной рубашки. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из которых – подарок Е.К. Воронцовой. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

Картина «Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля исполнена в 1844 году, хранится в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, в Москве. Этот портрет самый известный из автопортретов Тропинина. И в автопортретах и в портретах главной задачей художника является стремление сохранить образ человека для памяти близких ему людей. В этом портрете мы видим призвание художника, свободу творчества.

Всё-то я был под началом, да опять придётся подчиняться… Нет в Москву

Тропинин В.А.

Москва всегда противопоставлялась затянутому в мундир Петербургу как место, где с тем или иным успехом можно было жить по своей воле. И уезжая, художник сделал сознательный идеологический выбор.

Доброе, открытое, интеллигентное лицо художника, в котором трудно найти следы крепостничества. К 1840-м годам Тропинин практически «переписал» всю Москву, за что стал почти достопримечательностью второй российской столицы. Эту неразрывную связь подчёркивает «заоконный» пейзаж. Тропинин любил халат, встречал в нём и гостей.

Я усвоил это платье, в нём свободнее работать…

Тропинин В.А.

Левой рукой Тропинин крепко сжимает палитру и кисти – столь «властный» жест кажется даже не совсем органичным для человека, о доброте которого ходили легенды.

Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.

Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН (1776-1857),
великий русский художник, мастер портрета

Родился Василий Андреевич в селе Карповка Новгородской области в крепостной семье. Способности к рисованию проявлял ещё мальчиком, когда учился в Новгородской городской школе. В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской Академии художеств.

Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял Степан Семёнович Щукин (лучший портретист Академии художеств). Тропинин жил в доме учителя. Платить юному художнику за проживание и питание было нечем, поэтому Тропинин старался быть полезным приютившему его учителю: готовил ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали.


«Семейный портрет Морковых»

Портрет Натальи Морковой — одно из самых вдохновенных произведений художника:


В 1823 году появляется одно из самых популярных произведений Тропинина - «Кружевница». Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Уделяет внимание и художник деталям, мы видим, кружева, ящик для рукоделия.


Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи.

«Золотошвейка»

В начале 1827 года Александр Сергеевич Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность образу поэта придаёт гордая осанка и устойчивая поза. У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил М. А. Оболенский. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, «что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой», и только почистил его.

«Портрет А.С. Пушкина»


Василий Алексеевич Тропинин в течение своей жизни написал около 300 произведений. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву».

Портреты С. С. Кушникова, бывшего военного губернатора Москвы и С. М. Голицына, попечителя московского учебного округа.

«Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок».

Будучи уже признанным художником, Василий Тропинин оставался крепостным графа Моркова. В украинском имении Морковых великий художник Тропинин исполнял обязанности домашнего живописца и лакея.

Для одного из крупнейших русских живописцев своего времени, немолодого человека, обремененного семьей, положение крепостного становилось все горше и унизительнее. Мечты о творческой свободе, о независимом от прихотей самовластного вельможи образе жизни не оставляли художника. И подспудно они сказались в этом незаказном домашнем портрете, наполнив его поразительным ощущением эмоциональной раскованности и чистоты.

«Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих» - эти слова Василия Андреевича Тропинина вспоминаются, когда смотришь на портрет его сына, Арсения.


„Портрет сына"... Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты!
Написанный в теплых, золотистых тонах, портрет Арсения Тропинина и сегодня остаётся одним из лучших детских портретов в мировой живописи.

Художник Василий Тропинин получил свободу только в 47 лет, а его сын Арсений остался крепостным, и это было большим горем художника.

На странице представлены картины Тропинина Василия Андреевича, особенностью которых, несомненно, является изящная эстетика, нежность, открытость и простота людей. Художника можно назвать сентименталистом.

Но Тропинин не приукрашал лица на своих портретах, он именно так их и видел.

И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение получать от работы радость и удовлетворение.

Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал. «Крестьянский мальчик с топориком», «Девочка с куклой», «Мальчик со щеглом», «Девочка с собакой», портрет сына и другие портреты пронизаны невинностью, непосредственностью и мечтательностью.

Автопортрет Тропинина.

На фото картина «Женщина в окне». Тропинин.

Портрет писался по мотивам «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Душевная, простая женщина с непосредственным интересом взирает на мир из окна.

На фото картина «Девочка с собакой». Тропинин.

Девочка прижимает к себе испуганную собачку. А у неё скорее удивлённый и заинтересованный взгляд. Светлый образ ребёнка на картине.

Картины Тропинина с детьми сентиментальные, нежные и милые. Любил художник детей!

Кружевница. Тропинин.

Самая известная картина художника!

На ней изображена простая и добрая девушка, с любовью кружевами занятая. Она оторвала свой взгляд от работы и с игривым интересом смотрит на вошедшего. Ей и работа интересна, и люди.

Картины Тропинина наполнены теплотой и нежностью.

Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль

Добродушный взгляд у художника!

Гитарист. Тропинин.

Художник не раз рисовал гитаристов. На этой картине молодой человек взирает на слушателя, которому только что исполнял на гитаре мелодию собственного сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате.

Обыденная, но содержательная жизнь!

Картины Тропинина нежны и содержательны.

Девочка с куклой. Тропинин.

Нравится девочке играть с куклой. Нежно так она её в руках держит. Милый ребёнок!

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Ершовой с дочерью.

Картины Тропинина наполнены любовью и теплотой особенно к детям!

Портрет сына художника, Арсения

Похож сын на отца!

На фото портрет Брюллова. Тропинин.

Брюллов держит в левой руке папку с холстами, а в правой кисточку.

На фото картина «Нищий старик».

За картину эту Тропинин получил звание академика. Работа на заказ. Тема нехарактерная для художника.

На фото картина «Старый солдат». Тропинин.

На фото картина «Мальчик со щеглом».

Держит мальчик в правой руке маленького щегла. Слева и клетка для него. С удивлением мальчик смотрит куда-то в сторону.

На фото «Крестьянский мальчик с топориком».

Прелестный ребёнок уже трудится. На правом плече у него топорик, на голове соломенная шляпа, украшенная цветами. Взгляд устремлён куда-то вдаль. Чистый и невинный у него взгляд.

Все картины Тропинина с детьми чисты и невинны!

На фото картина «Девушка с горшком роз». Тропинин.