Корзухин возвращение из города описание. Художник корзухин и его картины. Лучшие картины Корзухина А.И

Сегодня всё больше имён открываются для нас с таким фантастическим размахом, что становится стыдно — за банальное невежество к настоящим русским гениям прошлого и настоящего. По неведомым мне причинам человечество научилось признавать вклад русских гениев в развитие разных направлений русской культуры только тогда, когда человека нет в живых. Таких примеров дикое множество.

Очередное имя в списке «забытых» — Корзухин Алексей Иванович.

Настоящая легенда своего времени, один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Но почему мы так мало знаем о таких выдающихся художниках?

Все дело в том, что советские искусствоведы относили работы Алексея Ивановича к второстепенным. Это уже спустя года картины Корзухина на аукционах будут продаваться по баснословным ценам, а русского живописца признают одним из лучших. Сейчас картины художника экспонируются во многих музеях России.

Сегодня мы переосмысливаем творчество, открываем все больше новых имен, интересуемся биографиями, даём трезвую оценку и с грустью признаемся в своей культурной деградации.

А вместе с тем, хочется поклониться мастеру, чьё творчество без всяких сомнений пробуждает самые светлые чувства родства и национальной принадлежности, идентичности с русской культурой, русской живописью.

«Возвращение из города», (1870) .

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени.


«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) - Государственная Третьяковская галерея. За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.


«Девичник» (1889) - Государственный Русский музей


Алексей Иванович Корзухин родился в Екатеринбурге 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.

В 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.

В 1858 году он поступил в Академию Художеств, где проучился вплоть до 1863года.

Возок. 1891

«Птичьи враги», (1887) - Государственный Русский музей

У краюшки хлеба, 1890

«Петрушка идёт!», (1888) - Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника. Среди характерных произведений Корзухина: «Поминки на деревенском кладбище», «Птичьи враги», «У краюшки хлеба».

Великолепны картины мастера «Перед исповедью» — 1876–1877 год, первый вариант которой находится в Картинной галерее Твери, а второй в Третьяковской галерее и «В монастырской гостинице». На картине изображен быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Корзухин часто брал церковные заказы. Принимал участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя.

«Перед исповедью», (1877) - Государственная Третьяковская галерея.


«Похороны собаки», (1871) - Витебский художественный музей

«Разлука», (1872) - Государственная Третьяковская галерея

В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.

«В монастырской гостинице», (1882) - Государственная Третьяковская галерея

«Воскресный день», (1884) - Харьковский художественный музей

Весь талант художника можно увидеть в картине «Воскресный день». Эта картина особенная в творчестве мастера. В композиции картины изображен один из дней обычной русской семьи. На поляне собрались все ее члены, здесь есть и дети и их няня.

Малыш в ее заботливых руках и нежных руках улыбается и смеется. У всех у них прекрасное настроение. То же самое отражает состояние природы, солнышко ясно светит, пригревая семейство. Кучер весело играет на гармошке, отец и мать весело пританцовывают, поднимая настроение всем присутствующим.

В середине композиции изображен закипающий самовар. Семейство скоро будет трапезничать и пить чай. Старший сын задорно машет рукой в пляс родителей. Возле него без дела лежит одинокая балалайка. Девушка в синем наряде накрывает на стол. Возле мальчика девчушка в белом, слушает музыку гармони и улыбается.

В его «Воскресном дне» поражает композиция деталей. Тут все прорисовано до мелочей. Вещи семьи лежат в большой груде, там и зонтик, и сумка, и одежда. Вся лесная композиция играет удивительными красками: деревья словно живые, трава невероятно зеленая и сочная, местами цветут лесные цветочки. Над озером легкая туманная дымка, вдали виднеются большие деревья.

От такого живого и веселого сюжета, веет семейным теплом, простотой смехом, запахам приятного обеда. Семья изображена очень искренне. Зрителю хочется самому попасть на эту веселую поляну, закружиться в безумном танце, подыграть гармонисту и просто побывать в этой удивительной весенней атмосфере.

«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) - частное собрание


Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) - Государственный исторический музей

Боярышня. 1882

Портрет Александра III, (ранее 1894) - Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Художник явился невольным свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, после чего испытал тяжелое нервное потрясение. С этого времени художник часто болеет, но продолжает активно работать. Самой знаменитой работой этого периода явилась Тайная вечеря для кафедрального собора в Риге.

«Надоел», (1886)

«Крестьянские девочки в лесу», (1878) - Пермская государственная художественная галерея

Крестьянские дети.

Бабушка с внучкой. 1879

Сбор недоимок, 1868

Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Корзухин Алексей Иванович признан одним из самых талантливых российских жанровых художников. К сожалению, при его жизни искусствоведение не относилось к нему серьезно, хотя сегодня его работы представлены в разнообразных музеях и пользуются огромным спросом на выставках.

(1835 – 1894)

Алексей Корзухин занимает видное место в истории развития бытового жанра в русской живописи второй половины 19 века. Участник знаменитого «бунта четырнадцати», учредитель и казначей Артели художников, он был среди 17 живописцев, подписавших Устав Товарищества передвижных художественных выставок, хотя в выставках передвижников участия не принимал.

Лучшие картины Корзухина отличает наблюдательность и знание народного быта, он с большим умением запечатлел в своих произведениях характерные типы купечества, ремесленников, крестьян. Помимо собственно бытового жанра, Корзухин выступал и как портретист, работал в области религиозной живописи.

Алексей Иванович Корзухин родился 11 (23) марта 1835 года в селе Уктус (Уктусские заводы) Пермской губернии в семье горнозаводского крестьянина. Первые художественные навыки получил у Ф.С.Князева, преподавателя черчения Горного училища в Екатеринбурге.

Учился в Императорской Академии художеств в 1857-1863 годах в классе исторической живописи у П.В.Басина, Ф.А.Бруни и А.Т.Маркова. В 1861 году за картину “Пьяный отец семейства» (КМРИ) награжден малой золотой медалью.

В 1863 Алексей Корзухин вышел из ИАХ в числе четырнадцати других художников, отказавшись писать картину на предложенную Советом Академии тему, получив звание классного художника 2-й степени.

Член-учредитель Санкт-Петербургской артели художников, долгое время состоял её казначеем. Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, подписавших его Устав (1870), но в выставках ТПХВ не участвовал и в 1872 выбыл из него.

Жил в Санкт-Петербурге, преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1864-1871). Исполнял заказы по росписи храмов в Москве (в т.ч. и храма Христа Спасителя), Ельце, Риге, Херсонесе.

За картину «Поминки на кладбище» (ГРМ) в 1865 получил звание классного художника 1-й степени. За картину «Возвращение с сельской ярмарки» (ГТГ) в 1868 Корзухин был удостоен звания академика. Действительный член ИАХ с 1893 года.

«Перед исповедью», (1877) - Государственная Третьяковская галерея.

Русский художник, один из лучших жанровых живописцев, типичный представитель искусства «передвижников». Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте. Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.
Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года. В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.
В 1860 был освобожден от обязательной горной службы. В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.
С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.



«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) - Государственная Третьяковская галерея

Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.
В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия.
Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II,Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.
Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.


«Поминки на деревенском кладбище», (1865) - Государственный Русский музей


«Возвращение из города», (1870) - Государственная Третьяковская галерея.


«Сбор недоимок», (1868) - Государственный музей истории религии


«В комнатах», (ранее 1894) - Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств


В красном углу.


«В монастырской гостинице», (1882) - Государственная Третьяковская галерея


Возок. 1891


Воскресный день. 1884


«Девичник», (1889) - Государственный Русский музей


«Девочка», (1877) - Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник


«Крестьянские девочки в лесу», (1878) - Пермская государственная художественная галерея


«Крестьянские дети», (ранее 1894) - Козьмодемьянский
художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева


«Надоел», (1886) - Пермская государственная художественная галерея


«Петрушка идёт!», (1888) - Саратовский государственный
художественный музей им. А. Н. Радищева


«Похороны собаки», (1871) - Витебский художественный музей


«Птичьи враги», (1887) - Государственный Русский музей


«Разлука», (1872) - Государственная Третьяковская галерея


«У краюшки хлеба», (1890) - Государственный Русский музей


«Шутка», (ранее 1894) - Государственный музей Грузии


«Канун Рождества», (1869) - Государственный Русский музей


«Сцена из истории Стрелецкого бунта.
Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) - частное собрание


«Бабушкин праздник», (1893) - Государственный Русский музей


«Боярышня», (1882) - Тюменский музей изобразительных искусств


Портрет А. В. Вышеславцева, (1880) - Тамбовская областная картинная галерея


Портрет неизвестного, (1866) - Владимиро-Суздальский


Портрет Р. Г. Судковского, (ранее 1894) - Николаевский
художественный музей имени В. В. Верещагина


Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) - Государственный исторический музе


Портрет Александра III, (ранее 1894) - Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Корзухин Алексей Иванович —великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра. Его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.


взято с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post425999604/

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа

«Петрушка идёт!». (1888).


«Девичник» (1889).

«Перед исповедью». (1877).


«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868).

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870).

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890).

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас - значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: "Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок (1868)».

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову - единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Автопортрет». (1850).

Алексей Иванович Корзухин

Русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.

Корзухин Алексей Иванович (1835-1894)

Русский художник, мастер живописи, типичный представитель искусства "передвижников". Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 (23) марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Уехав в 1857 в Петербург, учился в 1858-1863 в Академии художеств; в 1860 был освобожден от обязательной горной службы. Участник "бунта четырнадцати" (1863), был членом-учредителем "Артели художников" (1864) и "Товарищества передвижников" (1870), однако в силу организационных и идейных разногласий (Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом) участия в выставках товарищества не принимал. Жил в основном в Петербурге.

В 1860-е годы сложилась его "классически-передвижническая" живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: "Поминки на деревенском кладбище" (1865), "Птичьи враги" (1887), "У краюшки хлеба" (1890; все работы - в Русском музее); наиболее известны последние две картины - с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей. Большими удачами мастера явились также полотна "Перед исповедью" (1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й - в Третьяковской галерее) и "В монастырской гостинице" (1879-1882, Третьяковская галерея), на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел "Монастырской гостиницы" народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму. Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение. С той поры много болел, хотя и продолжал активно работать (исполнив, в частности, "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге, 1891). Умер Корзухин в Петербурге 18 (30) октября 1894.

Картины художника

В монастырской гостинице


Возвращение из города


Возвращение с сельской ярмарки


Воскресный день