Конспект урока появление неравенства и знати. Презентация к уроку "появление неравенства и знати"

Появление неравенства и знати

Проверка домашнего задания:

1. Когда возникло земледелие?

2. Что было раньше: появление «людей разумных» (т. е. таких людей, как

Мы с вами) или возникновение земледелия? Насколько раньше?

(«люди разумные» появились на 30 тыс. лет раньше»).

3. Вспомним особенности первобытного земледелия. Он пишет на доске, а ученики в тетрадях:

Три главных орудия труда земледельцев

Какие слова надо вписать под номерами 1, 2, 3. Вписав слова «каменный топор», «мотыга», «серп», (откройте рисунок с. 20).

4. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? Какое занятие лучше обеспечивало людей пищей: земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.

Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.

Изучение нового материала:

1. Развитие ремесел.

Откройте § 5, п. 1; ри­сунки «Ручное изготовление глиняного сосуда», «Гончарный круг», с. 24

Примерно 9 тыс. лет назад, люди заметили, что некоторые «камни» имеют необычный желтовато-красны и цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И «камни» ли это? Учитель объ­ ясняет , что странными «камнями» были красноватые куски самородной ме­ди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились вы­плавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например топор, Последнюю мысль иллюстрирует рассмотрение рисунка «Отливка топора» (с. 25).

Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами пе­ред каменными. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок твердого камня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные мололи древних топоров -каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один и) помощников ученою взял в руки медный топор, другой помощник - каменный. По часам засекли время - и... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только пятнадцать минут, а медным -за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева.

Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся мед­ное острие затачивали заново, а выщербленный каменный нож или обломившийся каменный наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нуж­но, никуда более не годился. А кусок меди, принявший не ту форму, можно переплавить или перековать заново. Из меди дела­ли мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Н аряду с медными орудиями люди продол жали широко использовать орудия из камня - полностью заменить камень медь не могла.

2. Изобретение плуга.

Об изобретении упряжного пахотного ору­дия путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии мы прочитаем (§ 5, п. 2).

Огромные преимущества вспахивания земли плугом по сравнению с рыхлением се мотыгой доказывает опыт, поставленный уже знакомым нам российским ученым С. А. Семеновым. Пол его руководством изготовили модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно.было обработать участок земли одного и того же размера. В плуг впрягли лошадь. Один из помощников ученого повел лошадь за узду, непрерывно понукая ее. Другой, напрягая все силы, нажимал на рукоятки плуга. Пахоте мешали корни и трава, которые опутывали плуг, поэтому «пахарь время от времени останавливался и очищал плуг ногой. Несмотря на помехи, оказалось, что обработать поле с помощью плуга и лошади можно в пятьдесят раз быстрее, чем мотыгой.

3. У каждой семьи свое хозяйство .(Распад родовых общин)

Пахота на быках, применение медных орудий привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно возросла. Вместе с тем исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Принадлежавшее общине стадо было поделено между семьями. Землю также поделили на участки, которые перешли в пользование семей.

Подумайте вот над чем. Семьи получили примерно одинаковые участки земли, плуги, мотыги, рабочий скот. Проходит время - и неизбежно одни семьи становятся богаче, а другие - беднее. Почему это происходит? Все люди разные - одни прилежные, работящие, другие с ленцой, под любым предлогом отлынивают от работы. Бывает и так, что какую-то семью постигало несчастье, например отец и старший сын погибли на охоте в лапах медведя, остались женщины и дети, которым пришлось работать на поле, ухаживать за скотом. Или такая беда: дикие звери вы­топтали чей-то участок, засеянный пшеницей... Причины могли быть разные, но результат один - возникло имущественное нера­венство: это означает, что одна семья владела многими головами скота, орудиями труда, изделиями из металла, большим запасом зер­на, которого могло хватить и на семена, и на еду до нового урожая. А другая семья нуждалась в самом необходимом...

Раньше других стали зажиточными семьи старейшин. Как это произошло? Старейшины, обладавшие большим опытом и умом, продолжали пользоваться уважением остальных общинников. Они разрешали споры между ними, руководили совместными работа­ми но осушению болот, расчистке леса под пашню, выкапыванию пруда, из которого брали воду для полива. В благодарность за это общинники дарили старейшинам скот и зерно, отдавали им наибо­лее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племе­ни собирались вместе, чтобы самого храброго и мужественного выбрать военным предводителем - вождем племени . Во главе со своим вождем вооруженные мужчины нападали на соседнее пле­мя. Если они побеждали, то угоняли скот и пленников, которых обращали в рабство, забирали зерно, оружие и орудия труда, изделия из меди, золота и серебра. У побежденных отбирали пло­дородные земли, которые делили между собой. Большая часть земель и остальной добычи доставалась вождю племени, его дру­зьям и соратникам.

Вождей племен и старейшин называли знатными людьми. Знат­ный означает «знаменитый». Вожди и старейшины добивались того, чтобы уважение к ним распространилось бы на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Знатные гордились прежде всего своими «знаменитыми» предками. Они верили, что в их жилах течет кровь иная, чем у ос­тальных людей; верили в то, что знать по одному рождению имеет право на почет, уважение и власть в племени.

Так возникло неравенство между людьми . Дети, внуки и прав­нуки старейшин и племенных вождей превращались в знатных и богатых людей. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а дру­ гие - незнатные, одни были богаче, а другие - беднее.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Возникновение неравенства

Бедные и богатые

Знатные и незнатные

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1-4.

Тема урока: Появление неравенства и знати.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

Давать полный ответ на вопрос;

Сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: , Свенцицкая Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

· Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

· Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)

· Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

· Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III. Переход к изучению новой темы.

3. Решение творческой задачи

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней , на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

(О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

· Что такое неравенство?

· Как и почему оно появилось?

· Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV. Изучение новой темы.

План.

1) Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

2) Появление неравенства и знати.

3) Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т. п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайдый клик мышки)

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

Слайдой клик мышки)

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь . Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

1. Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

2. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

3. Род занятия человека. (Ремесло).

4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).

5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.

3. Повторить §2 и §3.

Всеобщая история. 5 класс. Учитель истории и обществознания Шмаль Наталья Васильевна МБОУ СОШ №44 г. Сургут

Тема урока:

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

    давать полный ответ на вопрос;

    сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

    выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные Понятие темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

    1. Беседа по вопросам:

    Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

    Назовите основные занятия первобытных людей . (Собирательство и охота)

    Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

        Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть.С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

    Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III . Переход к изучению новой темы.

    Решение творческой задачи

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

( О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

    Что такое неравенство?

    Как и почему оно появилось?

    Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV . Изучение новой темы.

План.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

    Появление неравенства и знати.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

    Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

    Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

    Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

    Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

    Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные.Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

    Как появился плуг?

    Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

    Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

    Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV . Закрепление изученного материала

    Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

    Решение кроссворда.

По горизонтали:

    Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

    Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

    Род занятия человека. (Ремесло).

    Богатые, влиятельные люди . (Знать).

    Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V . Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей.Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

Для этого вспомни:

— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

— Какие первые культуры начал выращивать человек?

— Как первобытные люди обрабатывали землю?

— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

— Как поступали с детенышами убитых животных?

— Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско-товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

Для этого вспомни:

— Из чего люди делали посуду?

— Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

— Первые земледельцы вскапывали землю деревянной… (мотыгой).

— Колосья срезали… (серпом).

— Растирали зерна на… (зернотерках).

— Рубили деревья… (деревянным топором).

— Земледелие и скотоводство возникли в Западной… (Азии).

— Из глины научились делать… (посуду).

— Женщины научились… (ткать) и… (прясть).

3. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками , а чем они занимаются, — ремеслом . Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

— Что такое неравенство?

IV. Изучение новой темы

План

1) Обработка металлов.

2) Изобретение плуга.

3) Распад родовых общин.

4) Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

— Как происходила отливка медного топора?

— Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

— Выяснить, как появился плуг.

— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

6. Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерархия . Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного устройства.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы -«соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

2) социальное положение (сторонники родовой общину скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны);

3) орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же -металлические).

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

  1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. выделение богатых и бедных людей.)

Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку; прочитать § 5 Вигасина или Михайловского, повторить § 2 и 3; повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.