Конспект урока по изобразительному искусству на тему " Портрет: пропорции лица человека" (4 класс). Конспект по Изо "Портрет.Виды портретов" Урок по изо портрет

Краевой педагогический фестиваль

«Инновационный поиск – 2013.Компетентностныйподход на уроках и во внеурочной деятельности».

Развернутый план-конспект урока

« К артина – портрет»

Учитель изобразительного искусства

МБОУ НОШ №12 «Гармония»

Ст. Каневской Каневского района

Серга Елена Серафимовна

2013 год

Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.

Курс «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год. Автор программы народный художник России, академик, член РАО и РАХ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, ряда международных премий Б.М. Неменский.

Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.

Тип урока - учебный диалог.

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

воспитательные : формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;

развивающие : развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Планируемые результаты:

предметные

  1. сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
  1. сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
  1. сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

личностные

  1. сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
  1. сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
  2. сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
  3. сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
  4. сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

коммуникативные

  1. сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
  2. сформировать умение принимать участие в диалоге,
  3. сформировать умение принимать участие в работах группами,
  4. сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

познавательные

  1. сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
  2. сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
  3. сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
  4. сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
  1. сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

регулятивные

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы на уроке. Фронтальная . Работа в группах . Самостоятельная.

Ресурсы урока: интерактивная доска

  1. экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
  1. дидактический раздаточный материал: опорные карточки;
  2. книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, пособие для учащихся «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А. Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  3. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.
  4. Подведение итогов.

Развёрнутый план-конспект урока .

  1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

  1. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Саша: - Это музеи.

Дети: - Это здание Эрмитажа...

Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.

Дети: - Русского музея...

Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!

Учитель: - У кого какие еще мнения?

Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

(Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?

Дети: - Нет!

Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...

(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").

Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!

Дети: - Разных людей.

Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.

Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.

Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...

Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.

Дети: - Настроение разное и профессия!

Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - Человек!

Витя: - Портрет!

Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.

Учитель: - Молодцы!

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

3.Работа по теме урока.

Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет В. Мамонтовой.

Девочка с персиками.

Портрет М.Я. Симонович.

Девушка, освещенная солнцем.

Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!

Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!

У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!

Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас?

Дети – Он сидит в кресле.

Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Дети – Да! Трудно!

Учитель – Почему вы так решили?

Дети - …

Учитель - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

Автопортрет. И.Е. Репин.

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!

Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.

Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…

Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.

(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!

Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.

Учитель - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет.

(На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.))

«Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой

В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников.

(На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец кубанского художника Крысина Виктора Михайловича).

Учитель: - Рассмотрите картину - портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека?

(Дети обычно быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ).

Учитель: - Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на

минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диало г.

(Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные).

Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете?

Дети: - У Вас есть внуки?

Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы?

Дети: - А какие картины Вы ещё написали?

Дети: - За какой срок был написан портрет?

Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился?

Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой?

Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны ?

(Дети обычно правильно выделяют вопросы).

А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи.

(На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  1. Художник, живописец, портретист.
  2. Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
  3. Полотно, холст, картина, портрет.
  4. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

(Группы намечают построение текста.

Класс слушает «экскурсоводов»).

Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям?

Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица.

Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз.

Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо...

Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы?

Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора.

Соня: - По-хозяйски!

Лена: - Уверенно стоит!

Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек.

Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона?

Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место.

Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник.

Учитель: - Ваши мнения?

Саша: - Я соглашусь с обеими девочками...

Учитель: - Хорошо!

Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод.

Лиза: - У неё натруженные сильные руки.

Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких.

Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4. Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся .

Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.

Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта

В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».

(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)

5 . При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.


Тема :Портрет: пропорции лица человека 4 класс

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта; дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

научить изображать голову человека;

развивать наблюдательность, творческую активность;

воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.

Регулятивные УУД: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Познавательные УУД: анализ и сравнение произведений искусства.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока. Образец портрета (рисунка), поэтапные рисунки

Литература: Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство . Учебник. 4 класс

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

4. Самостоятельная работа

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

I .Орг.момент

II .Актуа лизация

III. Изучение нового материала

Физкультминут

ка.

IV . Практическая работа.

.

V .Подведение итогов. Рефлексия

Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах. -Все готовы к уроку, ничего дома не осталось?
Все на месте? …Хорошо, молодцы. Садитесь
)

Молодцы, правильно.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Что такое натюрморт?

Что такое пейзаж?

Что мы сегодня будем учиться рисовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадайте загадку

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет)

Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет)

Тема нашего урока так и звучит

Портрет: пропорции лица человека

А что такое портрет?

Презентация Слайд1,2

Какие бывают портреты

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По формату Слайд 3--

По жанру:

Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

Портрет-картина -человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой.

Костюмированный портрет - человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

Семейный портрет

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Как известно у человека бывает разное настроение.

Давайте отдохнём, поиграем.

Игра «Эмоции». Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете: Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

Работа с учебниками. Перед вами иллюстрации с изображениями портретов, нарисованных известными художниками, посмотрите на них и скажите, что их объединяет.

Посмотрите внимательно и скажите

что художники стараются передать в портрете?

А как можно узнать характер человека?

Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

Русская земля богата талантами. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.

А теперь мы с вами побудем немного художниками. Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать?

Совершенно верно. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать

Рисунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства.

Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала можно попробовать рисовать лицо человека поэтапно, простым карандашом.

1. Общий контур лица человека самый важный

Чтобы нарисовать правильно портрет человека важно точно сделать первый контур, контур лица.
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке.
Возможно придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию.
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа.
Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш.
Не забудьте нарисовать уши.

3.Глаза - главная часть портрета человека

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета.
Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза.
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос.

Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы.
Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам.
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги.
Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.

Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. .

Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте цветными карандашами или фломастерами.

Давайте посмотрим, как вы сегодня постарались на уроке. Сейчас каждый похвастается своим рисунком и затем мы их вывесим на стенд.

Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок.

Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку и можете идти на перемену.

Приветствие.

Ответы детей.

(Портрет)

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.

По формату

головные (оплечные)

погрудные

поясные

по бедра

поколенные

во весь рост

Художники нарисовали портреты

Портреты разных профессий, разные возраста

Портрет

Познавательные УУД

1 . Ф ормируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

    Формирование умения высказывать своё предположение.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование умения составлять план деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 . Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционального отношения к портрету

2. Формирование понимания значения сочетания различных портретов.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Конспект
урока изобразительного искусства во 2 класс б
Тема: Портрет.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
-анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о портрете, о маме;
- читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выполнять работу со сверстниками;
- договариваться, приходить к общему решению.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет.
- рисовать женский портрет, его характерные черты; владеть практическими умениями и навыками.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями искусства, формировать способность воспринимать прекрасное;
Развивающая: развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
Образовательная:
Изобразительная: учить рисовать женский портрет по алгоритму;
Техническая: совершенствовать навыки рисования портрета методом геометретизации с основой на вспомогательные линии карандашом, совершенствовать навыки рисования кистью (№6 при закрашивании лица, причёски, фона;
Композиционная: учить при рисовании располагать части лица симметрично в соответствии с алгоритмом рисования портрета;
Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом лица человека.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация урока, репродукции картин; альбом, простой карандаш, ластик.
План урока
Организационный момент (2-3 мин)
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Постановка темы и целей урока.
Изучение нового материала. (15 мин)
Практическая работа. (20 мин)
Выставка детских работ. (2-3 мин)
Итог. Рефлексия. (2-3 мин)
Ход урока
I.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка (В.А.Моцарт) Представьте, что вы в картинной галерее. Как вести себя надо (не шуметь)
Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
Какое литературное произведение мы недавно изучали о жанрах живописи? Кто помнит автора? Кушнер Александр Семёнович
Кто вспомнит и расскажет строки о пейзаже, о натюрморте, о портрете?
Мне бы хотелось проверить сможете ли вы точно определить жанры художественных произведений.
РАБОТА ПО ГРУППАМ:
1-ый ряд определяет номера картин натюрмортов. Дайте определение натюрморту
2 ой ряд определяет номера картин пейзажей. Дайте определение пейзажу
3-ый ряд определяет номера картин портретов. Дайте определение портрету
Отчитывается один человек - мы считаем.....
- Рассмотрите репродукции картин. Обратите внимание, что общего на всех картинах.
-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно послушайте загадки. - Итак, первая загадка:
1) Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит
И заботится о вас, не смыкая ночью глаз? (Мама)
2) Если, дети, вы ленивы, непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?- «Всё она, родная». (Мама)
3) Кто пришёл ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить? Чаю - в кружечку налить?
Кто косички мне заплёл? Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал? Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? (Мама)
- Какая общая тема объединяет эти загадки? (мама)
- Итак, все загадки о маме.
3. Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Совершенно верно. Тема нашего урока «Портрет мамы».
-Какая будет цель урока? (учиться рисовать портрет мамы, узнаем больше о том, какие бывают портреты.)
4. Изучение нового материала.
Ребята, что такое портрет? (варианты детей)
-Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер, настроение человека.
-О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)
1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил человек (эпоха).
2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать представление о его положении в обществе.
3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление о профессии человека.4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека.5. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление об увлечениях человека.6. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать о характере, о настроении человека.
-Какие части лица помогают создать настроение?
НАСТРОЕНИЕ в портрете слайд
-Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого человека, нарисованного в портрете? (Радость, плач, удивление, злость, смех, страх)
Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры.
Игра ЭМОЦИИ. Повернитесь лицом друг к другу. Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете. Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.
По жанру портреты бывают:
Индивидуальный портрет – портрет, включающий одного персонажа.
По формату: в полный рост, по бёдра, поясной, погрудный, портрет головы.
Групповой портрет – портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.
Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку:
«Есть в комнате портрет, во всем на вас похожий.Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже.Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет...» (зеркало)
Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.
Сказочный портрет – это очень красивая сказка, смотреть на этот портрет очень приятно и необычно. При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают отдельные части лица, увеличено, условно, иногда комично.
Литературный портрет - описание словами внешнего вида героя, его костюма, манер поведения, речи, жестов, его жилища, интерьера.
Вспомним, литературный портрет какого героя мы составляли? Что это такое? опишите героя?
- Как вы думаете, достаточно ли полученных сегодня знаний для того, чтобы приступить к работе? (Нет) Что ещё нужно нам узнать?
-Хотели бы вы нарисовать портрет мамы?
-Посмотрите как это сделали другие дети. (показ детских рисунков)
“Мама” - это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.
-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «мама»? - Так, хорошо.… Еще что?
- Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека! Слово "мама" - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождая нас всю жизнь.
-Чему учит нас мама? Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
1. Поэтапное рисование портрета
-Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета.
Когда рисуешь, художники говорят пишешь, нужно выбрать ракурс. Что такое ракурс? Изображение человека с разных точек зрения.
-В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.
-Как вы понимаете, что значит в анфас? В анфас значит лицом к смотрящему.
В профиль? В профиль значит вид лица сбоку.
Может быть ещё полупрофиль.
1 этап. Делаем эскиз
- Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму имеет голова? (овальную).
1.Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его.
2.Овал делим на четыре равные части горизонтальной линией. И сейчас каждую часть делим еще на равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно. Вспомогательные линии рисуем сильно не нажимая на карандаш, чтобы потом их было легко стереть.
3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца- сами открываются. (глаза)
Переходим к прорисовке глаз.
Намечаем линию глаз – горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей. Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза.
Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это показано красной стрелкой. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.
Он бывает самым разным: длинным, гордым, важным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
4. Прорисовываем части лица. Рисуем нос.
Намечаем линию носа – вертикально посередине. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа. Делим её пополам в нижней части – это кончик носа.
Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. (улыбка)
5.Прорисовываем рот.
А также добавьте линии для полости рта на полпути между носом и подбородком. Линию, которая обозначает нижнюю губу сделайте шире.
Опустив прямые линии из центра глазных зрачков – они соприкоснутся с внешними уголками рта. Губы имеют величину 2-х глаз, при улыбке может быть чуть шире.
Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо)
6.Прорисовываем уши.
Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз – определите верхние кончики ушей. Проведя линию от нижних кончиков ушей – вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше, чем вы думаете.
От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (волосы)
7.Рисуем волосы. Намечаем волосы. Прически
8.Рисуем шею. Шея по ширине равна 2/3 ширины головы. Плечи шире головы в 2 раза.
9. Придайте портретам ваших мам индивидуальные черты
Не забудьте стереть лишние линии.
2 этап. Рисуем в цвете.
-Представим набросок портрета в цвете.
-Вспомните, какой цвет лица у вашей мамы.
-Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)
-Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?
-Правильно! Если у вашей мамы светлая кожа с розовым оттенком, то можно смешать розовый с белым, чтобы получить телесный цвет, нужно смешать желтый цвет (охра) и белый.
Во время рисования звучат песни о маме, идёт презентация "Наши мамы"
5.Первичное закрепление.
Что такое портрет?
Какие бывают портреты и чем они пишутся? (Литературный, живописный, семейный, сравнительный, целостный, детальный, сатирический, общий, словесный, психологический, женский, детский, исторический, фантастический, групповой)
Какие две составляющие есть у портрета, которые надо учитывать при рассмотрении и описании?
4. Что мы можем узнать нового при рассматривании живописного портрета?
5. Как называется художник, пишущий портреты?
6. Какие действия можно производить с портретом? (Писать, хранить, изучать, рассматривать, беречь, найти, купить, продать, подарить, вешать, искать, рисовать, подправлять, любить, любоваться, заказывать, прятать, снять, испортить, рвать, оценивать)
6. Рефлексия.
-Ребята, у каждого из вас на парте лежит круг (пульт). На одной стороне подпишите ваше имя и фамилию. Переверните на другую сторону.
1. -Если у вас все получалось, не возникало никаких затруднений, было интересно, НАЖМИТЕ А.
2. -Если вам было сложно воспринимать информацию, что-то не получалось, НАЖМИТЕ В
ВЫСТАВКА РАБОТ
- Спасибо за урок! До свидания!

Урок изобразительного искусства, УМК «Гармония», 2 класс

Тема: «Портрет»

Цель: формировать знания о портретном изображении, научить выполнять портрет графическими материалами.

Задачи:

    совершенствовать умения рисовать графическими материалами, продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    развивать графические навыки в рисовании портретов;

    способствовать воспитанию у учащихся доброго отношения к сказочному герою, маме, другу.

Оборудование: учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствует учеников, представляется им, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

    Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку, найдите в ней ошибку. Когда исправите ошибку, узнаете тему нашего урока сегодня:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется буфет .

Какую ошибку вы заметили?

Конечно же! Так какова тема сегодняшнего урока?

Верно, сегодня мы поговорим о таком жанре изобразительного искусства как портрет и будем учиться рисовать портрет.

Слушают учителя.

Картина называется не буфет , а портрет .

Тема урока «Портрет».

Регулятивные: понимание поставленной учебной задачи; самостоятельное формулирование темы урока.

    Изучение нового материала.

Как вы понимаете, что такое портрет?

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание».

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет – это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника – передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности.

С особой тщательностью художник обычно изображает глаза.

Рассмотрим репродукции картин в учебнике на с. 96-97.

Вспомните, что глаза называют зеркалом души. Как вы считаете, почему?

Всё верно, ведь взгляд человека отражает его внутреннее состояние.

Иногда художники специально увеличивают размер глаз, чтобы показать их выразительность. Выразить – значит воплотить какую-нибудь мысль, идею или чувство.

Как вы понимаете выражение «пустые глаза»?

Когда мы говорим «пустые глаза», то имеем в виду глаза, которые ничего не выражают.

Знаете ли вы, что такое автопортрет?

Автопортрет – это изображение человеком самого себя. Многие известные художники рисовали автопортреты.

Посмотрим, как же правильно нарисовать лицо человека.

Сначала рисуется овал лица. Затем определяются пропорции лица, то есть места изображений основных частей – глаз, носа, губ, ушей. Для этого овал делят тонкой линией пополам вдоль, а затем ещё пополам поперёк. Затем рисуются глаза, причём расстояние между глаз должно быть равно длине самого глаза. Потом рисуется нос, причём крылья носа не должны превышать расстояния между глаз. Затем рисуется рот, линии рта совпадают с серединами глаз. Потом можно нарисовать уши, а можно закрыть их волосами при желании.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Открывают учебники.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Рассматривают автопортреты художников на слайде.

Смотрят показ последовательности рисования портрета на слайде и показ учителя на доске.

Коммуникативные: умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Личностные: эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира, произведений искусства.

Регулятивные: определение последовательности действий; умение работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

    Творческая практическая деятельность учащихся.

Ваша задача сегодня – изобразить портрет. Это может быть ваш автопортрет или портрет любого человека: мамы, своего друга, любимого сказочного героя. Подумайте, кого вы хотите нарисовать, затем приступайте. Рисунок выполняйте графическими материалами.

Контролирует ход работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

Выполняют творческое задание самостоятельно.

Познавательные: овладение приемами рисования портретного изображения.

    Демонстрация готовых работ.

Кто уже справился с работой, покажите всему классу ваши рисунки. Не забудьте подписать их, придумать название.

Демонстрируют получившиеся рисунки.

Коммуникативные: расширение навыкав общения; обсуждение индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности.

    Подведение итогов, рефлексия.

С каким новым жанром изобразительного искусства мы сегодня познакомились?

Поднимите руки, кому понравилось рисовать портрет; кому было трудно; кому было интересно.

Урок окончен, убираем свои рабочие места.

Ответы детей.

Личностные: анализ результатов своей деятельности на уроке.

Акмолинская область

Зерендинский район

С.Викторовка

Урок изо искусства во 2 классе

Тема: «Портрет»

Подготовил: Учитель изо и черчения

Сергазина К.Ж.

Урок изобразительного искусства по теме: «Портрет ». 2 класс

Цели: -Учить различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; рисовать по представлению портрет мамы;

Развивать художественно- графические навыки и умения, творческое воображение;

Воспитывать любовь и уважение к матери;

Тип урока: комбинированный

Дидактический принцип: принцип научности, доступности и посильности обучения, Методы изложения: словесный, наглядный, частично –поисковый, сравнение практической работы

Оборудование: иллюстрации- У.Ажиева «Казахская Мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда» и др., таблица «Рисование портрета»; стихи о маме, альбомы, краски, кисти, вода, салфетки.

Ход урока:

1.Орг. момент (проверка готовности к уроку).

2 . Повторение пройденного.

(на доске картины)

К каким жанрам живописи относятся картины, которые вы видите на доске.

(натюрморт-изображение различных предметов; пейзаж- изображение природы; портрет- изображение человека). Зачитать стихи о жанрах изо искусства.

3. Определение темы урока.

Послушайте отрывок из песни Гладкова и вы узнаете над чем мы будем работать.

(куплет из песни Гладкова «Песня о картинах»)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас-

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина называется портрет!

Что же будем рисовать? (портрет)

А вот чей портрет будем рисовать, кто догадается?

* В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

*И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, Птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!

А какая она, ваша мама? (ответы детей-2-3 предложения)

4.Изучение нового материала.

Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем небольшое расследование.(проблемная ситуация).

Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

Она симметрично делится на две части: правую и левую.

Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.

Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

А где расположены глаза? (под бровями)

Примерно на середине лица. Посмотрите друг на друга. Так ли это? Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

Какой формы у человека нос? Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)

Вы должны помнить мимике лица- выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Физминутка.

Мамам надо помогать!

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метем.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Будем нашу маму ждать,

И с улыбкою встречать.

5.Практическая работа.

Выберите, как вы расположите лист: горизонтально или вертикально, Нарисуйте овал, разделите его на три части: нарисуйте глаза, брови, нос, губы. Не забывайте о мимике. Дорисуйте детали: волосы, веснушки, очки.

6.Выставка и анализ работ, оценивание.

Почему ваши работы называются « портретами»?

Все ли удалось, что вы задумали?

На что нужно обратить внимание в следующий раз?

Я вижу с какой любовью вы рисовали портрет мам. Все работы оцениваются отметкой «пять».

6.Итог .

Сегодня вы рисовали портрет по представлению.

Какое настроение у вас в конце урока? Что особенно понравилось? Что узнали нового?

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучшей нашей…(мамы).

7.Уборка рабочих мест.(песня Гладкова «Песня о картинах»).