Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему. Конспект урока на тему "пословицы и поговорки" Пословицы и поговорки поурочный план

Конспект урока " Пословицы и поговорки".
Литературное чтение 2 класс
Автор: Кленова Екатерина Викторовна
Описание: Данный урок ­ урок открытия новых знаний предназначен для 2
класса, программа "Школа России". Конспект урока разработан по ФГОС.
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Цель: познакомить учащихся с пословицами и поговорками, как яркой
образной форме народного творчества.
Задачи: развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки,
обогащать словарный запас, воспитывать умение высказывать своё мнение.
Ресурсы:
­ компьютер, проектор, принтер, доска; презентация к уроку;
­ конверты с заданиями для работы в группах;
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Учитель: расшифруйте слова, написанные на доске.
ц л с и о ы о п в и в и о п к о р о г
Всё верно – пословицы и поговорки.
Учитель: Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного
народного творчества – о пословицах и поговорках. Кто знает, что такое
пословицы и поговорки? (Заслушиваются ответы учащихся)
Работа со словарём.
­Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У
вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и
пословицы. (Дети отвечают)
На слайде появляются такие же определения. (Поговорка­это краткое
народное изречение, в которой отражается народная мудрость.

Пословица­ это краткое народное изречение с поучительным
содержанием.)
­Послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится­
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
(Учащиеся вспоминают известные им пословицы, поговорки)
3.Работа по теме урока
­Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей)
(Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь
насмех», «Землю красит солнце, а человека ­ труд». Часто эти части
рифмуются. Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое
сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым,
обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка –
перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
­Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и
поговорки. Возможно, возникли они в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Ведь пословицы украшают речь,
делают ее яркой, образной.
Учитель: (Работа по интерактивной доске) Сейчас я прочитаю
стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласиться,
Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот кто правду прямо скажет;
Что долг день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10)
(Объяснение пословиц)
4. Физкультминутка
(Дети имитируют все движения паучка.)
Паучок с лавки упал,
Ненароком лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
5. Продолжение работы по теме урока.
­ Каждая группа получает задание и в течение нескольких минут его
выполняет, а затем отчитывается о проделанной работе.
1 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
2 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми
век живи
любишь кататься
лучше поздно
семь бед
6. Работа по учебнику.
один ответ
чем никогда
век учись
он все в лес смотрит
люби и саночки возить
­ Прочитайте пословицы и поговорки на с.26­27 учебника. Почему так
говорят? (Ответы детей)
­Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки? (Ответы детей)
­ Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что
мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен,
и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.
­Ребята, как вы думаете, есть ли пословицы у других народов? (Ответы
детей)
­Конечно, каждый народ на протяжении своего существования составлял свои
пословицы, поговорки.
Например: зарубежная ­ Восток ли, Запад ли, а дома лучше. А русская ­ В
гостях хорошо, а дома лучше.
Или ­ Бесполезно плакать над пролитым молоком. Русская ­ Слезами горю не
поможешь.
У удмуртского народа тоже есть свои мудрые изречения. Может кто­то из вас
их знает? (ответы учащихся дополняет учитель)
 Когда в семье согласья нет, всяк сам себе хозяин.
 В недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят.
 Мольба матери и со дна моря тебя вытащит.
 Молодой делает, старый ­ советует.
7. Закрепление изученного материала

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 А класс Русский язык

Тема: «Пословицы и поговорки».

Задачи урока: формирование мотивации на учебную деятельность,

умение находить и различать пословицы и поговорки;

развитие коммуникативной способности учащихся,

орфографической зоркости, умение связывать предложение,

обогащать словарный запас и речь учащихся;

воспитание чувства ответственности за жизнь окружающих,

отрицательного отношения к бездушию, лицемерию;

повышение социальной активности учеников посредством

решение актуальных проблемных ситуаций; воспитание

интереса к языку.

Цель урока: формирование понимания и систематизации знаний,

соотнесение известного с новым; ознакомить с пословицами

и поговорками и умение работать с текстом.

Реквизит: выставка книг, карточки индивидуальные и раздаточные,

Тип урока: урок – игра «Электронная почта».

Вид урока: нестандартный урок.

Методы обучения: объяснительный, частично – поисковый, словесный.

Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

І. Побуждение.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- А теперь поздоровайтесь с гостями! Садитесь.

- Кто дежурный в классе?

- Кого нет в классе?

2. Сообщение цели и задачи урока.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

Сегодня наш урок будет необычным. Урок – игра «Электронная почта»

- У вас дома есть компьютер? (Да)

- А электронная почта? (Да)

- Что такое электронная почта?

(отправляем сообщение, переписываемся с друзьями, отправляем

рисунки, фото, музыку, но для этого нужно создать свой сайт.)

А в старину люди писали письма и отправляли через почту.

И это письмо ждали 3 - 4 дня. А сейчас всё это можно сделать через электронную почту и мгновенно получаешь письмо или сообщение.

- Тогда начинаем наш урок.

Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками.

Итак, начинаем нашу игру. Сейчас каждая группа должна выбрать название для своего сайта.

1 группа – храбрый лев 2 группа – мудрая сова 3 группа – умный щенок

І тур. « Домашнее задание»

Каждая группа зачитайте своё сообщение, которое пришло на ваш сайт:

Что вам было задано на дом? (с.146 упр.330. Допишите фразеологизм)

Сломя голову – быстро зарубить на носу – запомнить

Клевать носом – дремать в час по чайной ложке – мало

Сидеть, сложа руки – бездельничать сложить голову – погибнуть

Задирать нос – зазнаться от всей души - искренно

ІІ.Осмысление

ІІ тур. « Запомни и ты»

4. Новая тема.

1. Работа с текстом.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение: одна из трех групп должна показать театрализованное представление.

- Сегодня какая группа у нас выступает?

(наша 1 группа, но участвует все группы, так как много героев)

    Итак, начинаем наше представление. (с.154 упр.351) – выступление детей

    Дария: так давайте жить дружно, уважать друг друга и любить. С давних пор известно, что «дружба не покупается и не продается» и что дружба дороже всех богатств. Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на эту тему. Дружба верна не лестью, а правдой и честью.

    Молодцы, ребята! Объяснение учителя.

    Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы

2. Вопросно – ответная беседа.

- Цыплят по осени... Жизнь дана на добрые....

- Кто не работает, тот... У страха...

- Кашу маслом...

ІІІ тур. « Необычное сообщение»

5. Закрепление.

1. Письменная работа.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение:

Закончите начатые пословицы.

Пушинка к пушинке – станет мягко в корзинке.

Ум – хорошо, а глупость плохо.

Лес рубят – щепки летят

Тяжело в ученье – легко в бою

2. Игра «Как белка в колесе»

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Век живи – век учись

ІІІ. Рефлексия

І V тур. «Диалог в режиме « onlin е»

3. Самостоятельная работа с.153 упр.348

Следующее наше сообщение: Допишите пословицы.

Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ум – хорошо, а глупость плохо. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехи час. Не спеши языком, а торопись делом. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись. Кто не работает тот не ест. Труд всегда дает, а лень портит.

V тур. «Агент »

4. Работа по группам

Вам надо отправить сообщение, другу используя пословицы.

(с.152 упр.345) – работа по карточкам.

1 группа – 2 пословицы.

2 группа – 2 пословицы.

3 группа – 2 пословицы.

1 группа – любишь кататься, люби и саночки возить. Яблочко от яблони далеко не падает.

2 группа – Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лес рубят – щепки летят.

3 группа – Тяжело в ученье – легко в бою. У страха глаза велики.

5. Работа с одаренными детьми

с.154 упр.351 (в, а, в, б, б, б, а, б, а, а)

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

а) не ест; а) по труду;

в) крепко спит; в) по делам;

в) не испортишь; в) подождут;

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

6. Работа со слабоуспевающими детьми

с.152 упр.344 (а, а, а, в)

7. Игра «Кто быстрее?»

Голодный как…(волк). Грязный как ….(свинья). Хитрый как …(лиса).

Здоров как ….(бык).

8. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем занимались на уроке?

9. Домашнее задание: с.153 упр.349

1 группа

Любишь катат..ся, люби и саночки возит…Яблоч..ко от яблони далеко не пада..т.

2 группа

Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезт... Лес рубят – щепки л..тят.

3 группа

Т..жело в ученье – ле..ко в бою.

У страха глаза в..лики.

КАРТОЧКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

Цыплят по осени …. Друзья познаются ……

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

Кто не работает, тот… Суди не по словам, а ……

а) не ест; а) по труду;

б) всегда с заботою; б) по работе;

в) крепко спит; в) по делам;

Кашу маслом …. Семеро одного ……

а) заправлять опасно; а) не ждут;

б) как окрошку квасом; б) ждут;

в) не испортишь; в) подождут;

У страха …. Жизнь дана на добрые ……

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

КАРТОЧКА

Пушинка к пушинке – …. Лес рубят - ……

а) станет мягко в корзинке; а) щепки летят;

б) и выйдет перинка; б) деревья губят;

в) не найдёшь серединки; в) природу не любят;

Ум – хорошо – …. Тяжело в ученье - ……

а) а глупость – плохо; а) подкрепись печеньем;

б) а два лучше; б) дождись развлеченья;

в) а способностей нет; в) легко в бою;

Класс: 6

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;
  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
  • показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
  • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

III. Актуализация

– Что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
– В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

V. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

VI. Работа с учебником

– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
– Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

VII. Сравнительный анализ

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

X. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

Цели: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
создать условия для самостоятельного поиска детьми необходимой информации с использованием различных источников;
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всём протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица не даром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.Пушкин, П.Катенин, И.Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирёва. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками: о справедливости, мечте, благодарности и неблагодарности
По барину и говядина.
По работе и плата.
У сильного всегда бессильный виноват.
Кто плут, для того сделан кнут.

Не бей Фому за Еремину вину.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Нет такой птицы, чтобы пела, да не ела.
Каждый сверчок - знай свой шесток.
Что посеешь, то и пожнешь.
Где права сила, там бессильно право.
Как аукнется, так и откликнется.
Поплатится не сват, а тот, кто виноват.
По Сеньке шапка.
Око за око, зуб за зуб.
Каков привет, таков ответ.
Без сомнения, бережливость лучше расточительности, но также неоспоримо, что она хуже полезной затраты. Генри Форд
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем её такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Луций Анней Сенека (младший)
Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. Марк Тулий Цицерон
Слишком многие тратят деньги, которые не заработали, на то, чтобы купить вещи, которые им не нужны, и произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. Уильям Роджерс
Расточительность подражает щедрости. Марк Тулий Цицерон
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. Аристотель
Поток богатств теряется в песках расточительности. Пьер Буаст
… Хотим жить, искренне ведь хотим, с одной женщиной, но мечтаем иметь гарем из всех женщин мира. Хотим жить интересно, а живём так себе. Хотим новое, а оберегаем старое. Так верим в жизнь вообще и так безысходно устаём от каждого её дня… Сергей Арзуманов
Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год.
Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь. Ник Вуйчич
Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся ещё прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Анатоль Франс
Никогда не позволяйте вашему прошлому стать больше, чем ваши мечты. Дуглас Ивестер
Человек живет мечтами. Эрих Мария Ремарк
Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу. Антон Чехов
Обидно, когда твои мечты сбываются у друга.
Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность. Виктор Гюго
Так тяжело и горько, когда тебе в лицо швыряют твои же лучшие намерения и доброту! Энн Бронте
Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков. Томас Фулле
Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Дейл Карнеги
Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца. Франсуа де Ларошфуко
Никогда неблагодарность не ранит человеческое сердце так, как в том случае, когда она исходит от людей, ради которых мы решились на неблаговидный поступок. Генри Филдинг
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.