Компьютеры в школе эссе. Идеальный инструмент. Компьютер в школе: за и против. Топик "Компьютеры в нашей жизни"

Гаевая Дарья. Гимназия, Раменское, Московская область, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Мой мир.

Pros and cons of computers

Computers were invented many years ago, but we began to use them recently. The technical progress is constantly developing. People always create new computer technologies. The computer has become a part of our daily life. Many people use computers at work, school, and at home, but we have not yet realized the advantages and disadvantages of the computer.

On the one hand, computers help us and make our life easier. We can solve many problems using them. We can buy clothes, food and, even cars. This device has replaced typing machines, cinema, and record players. We can draw pictures with the help of various special programs,do difficult math operations, or design. Computers are used in every scientific sphere. They help to develop physics, chemistry, biology, mathematics, and other areas of science.

On the other hand, the latest thing today is the Virtual Reality. People live in this reality and forget about real life. They can speak to each other, fall in love, enjoy life only in social Networks. Moreover, small children play computer games too much. It’s harmful for children’s psychology. An international group of psychologists have suggested recently that anyone who surfs the Internet for long periods is clinically ill and needs a medical treatment. In addition, computer radiation is dangerous for human health.

To sum it up, people must understand that the computer is a useful device, but they should think how and for how many hours to use it. We should spend less time using the computer. We shouldn’t forget about real life and other activities.

Компьютеры были изобретены много лет назад, но мы начали использовать их совсем недавно. Технический прогресс постоянно развивается. Люди создают новые компьютерные технологии. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Многие люди используют компьютеры на работе, в школе и дома, но мы еще не осознали все преимущества и недостатки компьютера.

С одной стороны, компьютеры помогают нам и облегчают нашу жизнь. Мы можем решить многие проблемы, используя компьютер. Мы можем купить одежду, еду и даже автомобиль. Это устройство заменило печатную машину, кино и проигрыватель. Мы можем рисовать картины при помощи специальных программ, производить точные математические операции, или заниматься дизайном. Компьютеры используются в каждой научной сфере. Они помогают развивать физику, химию, биологию, математику и другие области науки.

С другой стороны, последним нововведением сегодня является виртуальная реальность. Люди живут в этой реальности и забывают о настоящей жизни. Они могут говорить друг с другом, влюбляться, развлекаться только в социальных сетях. Кроме того, маленькие дети играют в компьютерные игры слишком много. Это вредно для детской психики. Международная группа психологов доказала недавно, что любой, кто использует Интернет в течение длительного времени клинически болен и нуждается медицинской помощи. К слову, компьютерное излучение опасно для здоровья человека.

Подводя итог, люди должны понимать, что компьютер является полезным устройством, но необходимо думать, как и сколько часов им пользоваться. Мы должны тратить меньше времени, используя компьютер. Не должны забывать о реальной жизни и других времяпрепровождениях.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игрыи т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями и так далее... И однозначного ответа все равно нет.

Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Аргументы "ЗА":

Компьютерные игры развивают у ребенка :

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    визуальное восприятие объектов;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать;

аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

добиваться своей цели;

совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» или «ты просто гений», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Аргументы "ПРОТИВ":

Плохо то, что при несоблюдении режима дня компьютер превращается из друга во врага. Проще говоря, большинству детей очень трудно остановиться, оторваться от увлекательной игры и переключиться на другие занятия. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий. Необходимо помнить, что маленький ребенок – это очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения самочувствия ребенка, повлиять на его психику, поэтому появляется возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Проблема «золотой середины» - когда компьютер является другом и помощником, но не единственным источником удовольствия, остро стоит во многих семьях. Практически, у каждой семьи свои рецепты того, как ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и оградить его от «компьютерной зависимости». Ведь вопрос о том, чтобы запретить компьютерные игры, уже не ставится. Речь идет только о разумном ограничении времени общения детей с компьютером и о том, чтобы не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

    Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.

    Расположите компьютер на столе вуглу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.

    Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

    Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер.

    Проветривайте чаще комнату, для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.

    Протирайте экран чистой тряпочкой или губкой до и после работы на компьютере.

    Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.

    Помните!!! Без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а близорукие дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.

    После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Как правильно подобрать компьютерную мебель для ребенка

Для детей ростом 1150 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см., высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см.; выше 130 см – соответственно 60 и 36 см.

Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше).

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Посадка устойчивая: ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра.

Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Как выбрать игру для вашего ребенка

    Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована.

    Системные требования детских игр, как правило очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.

    Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого ориентирована игра (правда, если ваш ребенок не может справиться с заданием, не расстраивайтесь, очень часто производители завышают требования к игрокам).

    Игры должны соответствовать возрасту как по содержанию, так и по качеству оформления.

    Старайтесь выбирать игры отечественного производителя.

Как познакомить ребенка с игрой

    Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.

    Если в игре есть герои сказок или мультфильмов желательно познакомиться с ними (героями) заранее.

    Также нужно объяснитьребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить значение очков на экране: количество очков, количество жизней и т.д.

    Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.

Классный час: "Компьютер в жизни школьника: «за» и «против»"

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.

2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.

3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

4. Развитие мышления, памяти, внимания.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Презентация.

3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.

2. История происхождения компьютера.

3. "Дискуссионные качели".

6. Оборудование рабочего места.

7. Знакомство с «золотыми правилами» работы с компьютером.

8. Выводы.

Используемая литература:

1. Жуйков Е. А. , Леонова Л. Н. «Школьник за компьютером» Москва 2007 г;

2. ;

3. ;

5. .

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. "История происхождения компьютера".

Во время рассказа учитель демонстрирует слайды.

Слайд 2: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

Слайд 3: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".

На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

Слайд 4: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.

Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

Слайд 5: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

Слайд 6: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

Слайд 7: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время

рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но

послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".

Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Аргументы "За" использование компьютера:

Материал при подготовке к урокам

Полезная информация

Обучающие программы

Сочинение музыки, стихов

Почта, общение по Интернету

Библиотека на дому

Медицинское обследование

Игры

Покупки, информация по Интернету

Игры в шахматы

Рисование, т.д.

"Против"

Ухудшение зрения

Искривление осанки

Избегание живого общения

Не знаком с настоящей библиотекой

Вредное излучение

Множество агрессивных игр

Ошибочная информация

Ошибки в вычислениях

Сбой машины, т.д.

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?

Выслушивается мнение детей.

Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.

Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

4. Знакомство с упражнениями для зрения.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (Повторить 4–5 раз).

в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)

г) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)

д) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

е) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)

5. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.

б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.

в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.

г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.

д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.

е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.

ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

6. Оборудование рабочего места.

    Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

    Стул обязательно должен быть с твёрдой спинкой.

    Сидеть за монитором ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см.

    Стол, на котором стоит монитор, следует поставить в хорошо освещённое место, но так, чтоб на экране не было бликов.

    Для увлажнения воздуха в комнате рекомендовано ставить аквариум.

7. «Золотые правила» при работе за компьютером.

Итак, мы сели работать за компьютер. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья. Но… даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.

Но есть неформальный «Свод золотых правил», который поможет предотвратить заболевания, а от работы за компьютером получить максимум удовольствия.

Сразу нужно оговориться, что эти правила не помогут, если не выполнять их в системе всем членам семьи.

Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений здоровья.

    Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, танцевальная, для глаз. Выучить разминки несложно, сложнее контролировать их самостоятельное применение.

    Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно.

    Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе. Временные рамки работы за компьютером колеблются в зависимости от возраста ребенка. Кроме того, от долгого сидения за компьютером возникает так называемый грудной синдром.

    Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к появлению заболевания, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации рабочего места и режима работы, в частности делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для рук.

    Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером. Ухудшение зрения у детей нарастает от 4% в 1 классе до 25% на выходе из школы. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Рабочее место должно быть достаточно освещено. Нужен хороший монитор, правильная его настройка и использование качественных программ. Специальное питание для глаз. Гимнастика, разминки для глаз.

    Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку.

8. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?

Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.

Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.

Обязательно позаботься о своём зрении.

Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.

Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Самоанализ воспитательного мероприятия

    Тема воспитательного мероприятия была выбрана и предложена студенткой-практиканткой и согласованна с классным руководителем в период прохождения практики с 11.02.2013. по 6.04.2013. в МОУ СОШ № 4 г. Ртищево. Именно эта тема показалась нам наиболее подходящей для учащихся 5 класса, потому как она более полно показывает место компьютера в жизни школьника. Данная тема полностью соответствует интересам и уровню развития классного коллектива, а также возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

    Цели воспитательного мероприятия сформулированы четко и лаконично. Они полностью соответствуют общей концепции, целям и задачам плана воспитательной работы школы и плана воспитательной работы классных руководителей, ввиду того, что в данной школе и в данном классе.

2.1. Реализация воспитательных целей мероприятия прошла успешно. Воспитательная ценность мероприятия несомненна. В ходе мероприятия формируются такие компоненты личностной культуры личности как: развитие личности, культура поведения, культура общения, тактичность, культура выражения мыслей и эмоций, уважение к труду, коллективизм.

2.2.Реализация развивающих целей мероприятия прошла успешно. Было обеспечено развитие мышления, внимания, памяти, восприятия учащихся, обеспечены речевая активность и развитие творческих сил и способностей личности.

2.3.Реализация образовательных целей мероприятия прошла успешно. Происходили систематизация и обобщение уже известных учащимся знаний. Ими были получены новые знания о вреде и пользе использования компьютера в повседневной жизни.

    Выбор содержания воспитательного мероприятия был вполне обоснован. Считаю, что степень новизны материала находилась на приемлемом уровне. И хотя нового материала было не совсем много, его актуальность и привлекательность для школьников несомненна. Студентка-практикантка использовала дополнительную методическую литературу при подготовке, а также использовала сеть интернет.

    В рамках подготовительного этапа деятельность организатора была эффективной и упорядоченной. В подготовке к уроку была задействована только студентка-практикантка, которой, однако, удалось в подготовительный период вызвать у учащихся интерес, понимание значимости предстоящей работы, а также сформировать к ней положительное отношение.

    Практическая реализация урока прошла успешно. Было обеспечено своевременное (запланированное) начало всех этапов данного мероприятия. Время, отведенное на его проведение было использовано максимально рационально.

    Методика проведения традиционна. Коллективная работа сочеталась с индивидуальной (хотя индивидуальной было сравнительно меньше), учащиеся проявляли активность и эмоциональность в ходе данного урока, ребята работали очень слаженно, взаимодействие между ними проходило успешно.

    Результативность данного урока находится, на мой взгляд, на высоком уровне. Поставленные цели были решены довольно успешно. Взаимоотношения учащихся и студентки-практикантки, возникшие в ходе урока можно считать доверительными.

    Думаю, что коммуникативная и организаторская грамотность студентки проявились на высоком уровне в ходе данного мероприятия. Мне удалось организовать и настроить на активную работу и открытое общение всех учащихся. Ребята активно отвечали на вопросы учителя,каждому хотелось внести личное мнение при ответе на заданные вопросы.

    В ходе урока значительных недостатков выявлено не было.

Сочинение на английском языке За и против компьютеров/ Computers: For And Against с переводом на русский язык


На английском языке. Why We Go To School
Computers now are an essential part of our life. I can’t imagine my life without a computer. There so many advantages of using a computer.
First of all they make our lives easier. Computers help us at school, university, at work. It’s faster to write something on computer, than by hand, it’s more convenient to send emails than letters by post. I often use computer in my studies, for example, if I need to read a book I can easily download it from the Internet. I also use Internet to search for information I need for school.
I like watching movies very much. But I don’t like these movies shown at our cinemas and the choice is not so wide. Using my computer I can find any movie I like and moreover I can watch films in English.
Computer and Internet help me to communicate with my friends who live in other countries and find new friends. It would be difficult to stay in touch with them without computer, but with the help of it we can send emails to each other, share photos, music and so on.
But unfortunately some people keep no measure in using computers. Children and teenagers are addicted to computer games and don’t have time for studying or reading books. Some of them prefer online chatting to face to face communication with their friends. Computer harms our psychological state and eye sight.
So I think computers are really useful if we don’t use them excessively.

Перевод на русский язык. За и против компьютеров

Компьютеры сейчас – неотъемлемая часть нашей жизни. Я не могу представить себе жизнь без компьютера. Существует столько преимуществ использования компьютера.
Прежде всего, они делают нашу жизнь проще. Компьютеры помогают нам в школе, университете и на работе. Намного быстрее набрать текст на компьютере, чем написать от руки, намного удобнее отправить электронное сообщение, чем письмо по почте. Я часто использую компьютер для учебы, например, если мне нужно прочитать книгу, я могу просто скачать ее из интернета. Я также могу найти информацию, которая мне нужна для школы.
Я люблю смотреть кино. Но мне не нравятся те фильм, которые показывают у нас в кинотеатрах, и выбор не очень большой. С помощью моего компьютера я могу найти фильмы, которые хочу и, более того, можно смотреть фильм на английском.
Компьютер и интернет помогают мне общаться с друзьями, которые живут в других странах и находить новых друзей. Было бы сложно поддерживать контакт с ними без компьютера, но с его помощью мы можем посылать друг другу электронные сообщения, делиться фотографиями, музыкой и так далее.
Но, к сожалению, некоторые не знают меры в использовании компьютера. Дети и подростки зависимы от компьютерных игр и у них нет времени на учебу и чтение. Некоторые предпочитают общаться с друзьями онлайн, а не лицом к лицу. Компьютер отрицательно воздействует на психологию человека и зрение.
Я думаю, что компьютеры полезны во многом, если мы не злоупотребляем ими.

По-моему, компьютер как футбол. Ни тому, ни другому детей учить не приходится - они сами овладевают необходимыми знаниями, необъяснимым для взрослых образом.


Помнится, как в эпоху еще первого Буша на всех часах и электронных аппаратах Белого Дома нужно было поменять время с зимнего на летнее. Секретная служба справлялась с этим делом так медленно, что президент рассердился и позвал своего 10-летнего внука, который в пять минут завершил операцию.


Конечно, чтобы компьютерные навыки смогли развиться в юном возрасте, нужно, чтобы у ребенка был компьютер. Многие считают, что именно с этого и начинается путь в новую утопию. Во всяком случае, об этом писал апостол компьютерного века Николас Негропонте. Десять лет назад, в своем бестселлере «Цифровой мир» он предсказывал, что жизнь, в которой человек работает не с вещами, а с информацией, как он выразился - «не с атомами, а с битами», станет разительно другой: она будет лучше. Особенно для жителей обойденного прогрессом Третьего мира. Негропонте писал:


Вместо того, чтобы уничтожать социальную несправедливость, «грабя награбленное», компьютер обещает выровнять шансы, дав в руки каждому ребенку тот же образовательный инструмент, что пока доступен лишь детям «золотого миллиарда». Нивелируя ущербность географических и исторических условий, тотальная компьютеризация сделает конкурентоспособными всех, начиная с папуаса из самой глухой деревни Новой Гвинеи.
Включившись в мировой круговорот информации, Третий мир сделает решительный шаг из нищеты и невежества к знаниям и процветанию.


«Конечно, не даром», - говорят критики. В одночасье на неподготовленную молодежь, которая и телевизор-то видит лишь когда показывают футбол на сельских праздниках, обрушатся все богатства интернета - вместе со всем накопленным им мусором…


О том, что получится из этой цифровой утопии, можно - хотя бы отчасти - судить по американскому примеру. Сейчас, когда к концу подходит очередной учебный год, Америка в очередной раз подводит итоги и в очередной раз огорчается ими: американские ученики по-прежнему уступают сверстникам из многих стран. Причем, прежде всего - школьникам дальневосточного региона, который как раз и составит самую опасную конкуренцию Америке в XXI веке.


Еще обиднее, что компьютер, на который педагоги возлагали такие надежды, отнюдь не всегда справляется с возложенными на него задачами. Так, результаты самого крупного исследования, проведенного техасским Центром по вопросам образования, показали, что нет разницы между уровнем успеваемости в школах, где с 2004 года учатся с лэптопами, и в школах, где учатся без них.


Этот вывод подтверждают многие учителя-практики. Последнее время среди преподавателей школ стали слышны жалобы на то, что портативный компьютер, лэптоп, не помогает, а мешает процессу обучения. Им пользуются, чтобы передавать друг другу ответы на экзаменах, загружать порнографические материалы из Интернета, проникать в местные бизнесы. Лэптопы часто ломаются, школьная сеть всегда перегружена и постоянно «замерзает». В результате некоторые американские школы пришли к заключению, что от лэптопов толку нет вообще, и отказались от них.


Как уживаются лэптоп и школьное образование? На этот вопрос корреспондент Радио Свобода Ирина Савинова попросила ответить профессора Марка Варшауэра, автора книги «Лэптопы и грамотность: беспроводное обучение» (Mark Warschauer. Laptops And Literacy: Learning in the Wireless Classroom).


- Когда в американских школах начали использовать компьютеры?
- Лэптопами в школе начали пользоваться в 1995 году. С тех пор число школ, где используют компьютеры, увеличивалось. Сперва их дороговизна была серьезным препятствием к более широкому применению. В 1990-х они стоили несколько тысяч долларов. Сегодня можно приобрести лэптоп за 300-500 долларов. Их стоимость будет еще больше уменьшаться. Сегодня 24% американских школьных районов обеспечены индивидуальными компьютерными программами. К 2011 году 50% школ перейдут на лэптопы или какие-то другие портативные компьютерные приспособления для обучения.


- Такое будущее ждет школу в Америке. А как обстоят дела в других странах?
- Есть одна очень интересная международная программа. Она называется «Один ребенок - один лэптоп». Ее создали в Массачусетском технологическом институте Николас Негропонте и Симор Паппер, основоположники компьютерного образования в США. Они разработали недорогой и прочный вид лэптопа, подходящий для детей школьного возраста. Оптовая цена одного составляет 150 долларов. В ходе переговоров они склонили правительства некоторых стран Африки, Азии и Латинской Америки к приобретению миллиона таких лэптопов для нужд образования в их странах. Я думаю, через год-два этот проект осуществится.


- Профессор, расскажите, чем преподавание в школах с помощью лэптопа хорошо и чем плохо?
- Главным преимуществом лэптопа является то, что он способствует развитию у учащихся соответствующего XXI веку умения получать и накапливать знания. Всего несколько десятилетий назад не требовалось умения самостоятельно найти и оценить информацию. Сегодня мультимедийное обучение возможно только в компьютерном классе, где учащиеся стали изучать предметы более глубоко. Это стало возможно только с помощью огромных ресурсов интернета и аналитических средств компьютера. С использованием компьютера резко улучшилось качество письменных работ - компьютер ведь располагает к редактированию. При этом, надо учесть, что компьютерные программы ввели не для того, чтобы улучшить показатели уровня успеваемости. Ответы на тесты школьники по-прежнему пишут карандашом на бумаге. Компьютерные программы нужны для того, чтобы молодые люди чувствовали себя уверенно в мире современной технологии. Мы живем в открытом и свободном обществе. Лэптоп и интернет помогают растить любопытных и независимых исследователей. Компьютер позволяет учащемуся активно участвовать в процессе обучения. Но компьютер остается сравнительно дорогим. И его применение не сказывается сразу же на отметках стандартных тестов-экзаменов, которые сдают школьники в Соединенных Штатах. Чтобы компьютер себя оправдал, должно пройти больше времени.


В своей книге вы говорите, что те школы, которые отказались от лэптопов, сделали это слишком поспешно: требуется время, чтобы научить преподавателей обращаться с новой технологией и внедрить ее в процесс обучения. Каким должен быть учитель компьютерной эпохи?
- Мы знаем, что преподавателям лучше удается обучение пользованию компьютером, если они сами хорошо умеют это делать. Учитель должен быть сравнительно молодым, из тех людей, кто выросли с компьютером. Учитель должен с таким же интересом относиться к компьютеру, как его ученики. Учитель может быть лидером, а лэптоп - всегда только машина. Учителя преподают детям теорию, факты, законы, учат процессу аналитического, творческого и критического мышления. На всех уровнях образования необходимо, чтобы фокус был на педагогике, а не на передовых технологиях.


Вы сказали, что «если мы растим стандартно образованных людей, тогда лэптопы нам ни к чему. Если мы хотим, чтобы из наших детей выросли новые гении, вроде режиссера Джорджа Лукаса и главы Apple Стивена Джобса, лэптоп незаменим». А учитель - заменим?
- Приведу пример. Есть такой проект «Сетевая наука». Школьники в американских школах, и не только в американских, но и во всем мире, собирали научную информацию. Например, одним из заданий было замерять количество осадков, другим - определять кислотность воды в местном водоеме. Эту информацию школьники сгружали в интернет. Накопилась большая база данных. Тут обнаружилось несколько проблем в использовании этих фактов. В одних школах ученики не умели соотносить местную информацию с общенациональной, в других не знали, как эти данные анализировать. К тому же, ученики из разных городов, не знали, как обсуждать научные вопросы. Но в тех же школах, где учителя научили ребят, как извлекать и анализировать информацию, как пользоваться научной терминологией и инструментами интернета, все получили пользу от участия в проектах. Отсюда вывод: там, где учителя сыграли роль наставников, обучивших школьников искусству научного эксперимента, компьютерная технология укрепила и углубила школьное знание.


- Значит, все по-прежнему зависит от профессионализма учителя?
- Хороший преподаватель - прежде всего руководитель процесса автономного приобретения и накопления учащимися знаний и навыков исследования и умения оценивать информацию. Преподаватель критикует работу учащегося, показывает, как улучшить ее. Это - как с обучением работать молотком и обучением столярному делу. Мы не учим работать молотком, не учим работать на компьютере. Говорят, дети учатся сами обращаться с компьютером. Но дело не в том, что они сами выучат «Пауэрпойнт» (Powerpoint) или «Пэйнт» (Paint), или другую программу. Важно, что они не только повышают свою эрудицию, но учатся писать и редактировать, анализировать и исследовать. И компьютер служит идеальным инструментом для обретения таких навыков.