Книжная выставка к юбилею линдгрен. Книжная выставка в библиотеке. шведской писательницы Астрид Линдгрен

С 20 по 25 марта в Детской библиотеке и библиотеках-филиалах проходили мероприятия в рамках Недели детской книги .

20 марта в Детской библиотеке прошло познавательно-развлекательное мероприятие «Астероид Линдгрен, или «Звездная Астрид» . Началась встреча с знакомства с биографией маленькой Астрид, так как свой творческий путь она начала еще в школе и одно из ее сочинений было опубликовано в местной газете. Ребята совместно с библиотекарем О.В. Жулановой вспомнили такие знаменитые произведения автора, как «Пеппи Длинныйчулок», трилогию о «Малыше и Карлсоне», которая считается шедевром мировой литературы и в России это, пожалуй, самая популярная книжка. Разгадав правильно кроссворд о Малыше и Карлсоне, в итоге получили фамилию знаменитой шведской писательницы – Линдгрен. Открытием для ребят было сообщение о памятнике толстячку Карлсону, установленному в Одессе. Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени знаменитого толстячка их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом Карлсона – вареньем из большой стеклянной банки.

Ребята познакомились с незнакомыми им произведениями писательницы: «Эмиль из Лённеберги», «Рони – дочь разбойника», «Мио, мой Мио», «Приключения Калле Блюмквиста», «Расмус – бродяга» и др. Мероприятие сопровождалось показом красочной презентации по творчеству А. Линдгрен и фрагментов мультипликационных и художественных фильмов, снятых по произведениям Астрид.
С интересом дети узнали, что многие произведения Линдгрен переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. Астрид Линдгрен стала первой шведкой, которой при жизни установили памятник в Стокгольме. А Российская академия наук в 1996 году обратилась к писательнице с просьбой дать согласие назвать открытый учеными астероид № 3204 ее именем и она согласилась и с улыбкой попросила ее впредь называть «Астероид Линдгрен». В конце встречи ребятам была предложена игра "Сложи слово". Разделившись на три команды, они складывали из разных частей названия известных книг Линдгрен. За хорошую работу дети получили сладкие призы.

21 марта в Детской библиотеке говорили о жизни и творчестве К.И. Чуковского, 135-летний юбилей которого отмечаем 31 марта. Участниками познавательно-игровой программы «Сказки дедушки Корнея» стали учащиеся, посещающие площадку школы № 4. Библиотекарь Е.А. Недбайлова познакомила детей с биографией и творчеством писателя. Затем, разделившись на две команды, ребята соревновались в составлении стихотворений Чуковского, которые были разделены на части и перемешаны. Ведущая называла героев сказок, а ребята угадывали, какие поступки они совершали. В конкурсе «Путаница» нужно было поменять местами буквы, чтобы получилось слово. Затем участники разгадывали кроссворды. В следующем этапе, по картинкам с разными предметами, определяли, кому из героев сказок они принадлежат. Библиотекарь зачитывала цитаты из произведений Корнея Ивановича, а ребята должны были их продолжить. За правильные ответы команды получали жетоны. По окончании всех конкурсов были подведены итоги, все участники прекрасно справились с заданиями и в качестве поощрения получили небольшие сладкие презенты.

Игра-путешествие , проводимая сотрудником Детской библиотеки И.А. Овсянкиной , «И начнёт мне бабка сказки говорить…» вводит детей в волшебный мир сказки. Чтение отрывка из стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и демонстрация картин В.М. Максимова «Бабушкины сказки», И.Я. Билибина «Иван-Царевич и Жар-птица», В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт» создали необходимую сказочную атмосферу.
Путешествуя по «Саду невиданной красы», ребята угадывали волшебные сказочные цветы, вспоминали названия сказок, авторов, наслаждались прекрасной музыкой П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Игра «Цветик-семицветик» помогла ребятам вспомнить авторские и народные сказки, для этого нужно было правильно сложить два великолепных цветка.
Отрывок из мультипликационного фильма «Винни-Пух и день забот» по сказке А. Милна не только развеселил ребят, но и послужил своеобразным мостиком между этапами игры. Сова – символ мудрости, поэтому естественно перейти к конкурсу «Что? Где? Когда?», вспомнив о мудрости и загадочности этой удивительной птицы. Ребята угадывали отрывки из сказок, пытались разгадать тайну чёрного ящика, рассматривая картинки с изображением сказочных домиков, вспоминали «кто в домике живёт». Игра сопровождалась демонстрацией книг. К сожалению, ребята, верно угадывая сказки, не всегда помнят фамилии авторов. Поэтому на последний слайд презентации были выведены обложки книг, о которых шла речь, чтобы дети лучше запомнили материал.

Когда кто-то произносит слово «заповедник», то далеко не все окружающие смогут объяснить, а что это такое? Ребята, посещающие площадку Центра творчества детей и молодёжи, на тематическом часе , проведённом сотрудником Детской библиотеки Сальниковой О.В. в рамках проекта «Заповедная земля» , научились разбираться в этом понятии.
Они узнали, что заповедник – это часть суши или акватории (моря, озера, реки), где люди решили сохранить природные условия такими, какими они бывают без вмешательства человека, что на территории заповедника запрещена всякая хозяйственная деятельность: строительство, прокладка дорог, вырубка леса, охота, рыбалка, даже сбор грибов и ягод. С удивлением узнали ребята, что уже в первобытные времена у многих племён в обычае было делать какую-либо территорию недоступной для охоты, жилья и даже посещений «обычными людьми». На эту территорию накладывалось своеобразное табу – нельзя! Правда, запрещали не для того чтобы сохранить нетронутым кусочек природы, а из-за религиозного культа, обычаев племени...
Поразила ребят информация о том, что в настоящее время в мире существует более тысячи заповедников, национальных парков и около 70 тысяч охраняемых территорий. Если говорить о России, то на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 110 заповедников, больших и малых, всемирно известных и тех, чья известность не простирается дальше родного края. Много это или мало? На первый взгляд – много, но с другой стороны, общая площадь заповедников составляет чуть больше 1 % от территории нашей страны.

Уже стало традицией заканчивать Неделю детской книги конкурсной программой «Читатель года». Мероприятие состоялось 25 марта , в нём приняли участие читатели младшего школьного возраста, которым предстояло пройти несколько этапов конкурсной программы, состоящей из разминки, отборочного тура и основного конкурса. Все этапы объединяла тема литературных героев любимых детских книг.
В разминке участвовали все желающие, отвечая на вопросы викторины «Из чего состоит книга» и состязаясь в игре под названием «Что любит книжка». Отборочный тур также включил всех ребят, пришедших на мероприятие – 15 человек и состоял из 3-х конкурсов: «Сказочная мозаика», «Литературный калейдоскоп» и «Загадки о волшебных предметах». Дети вспоминали сказки по предложенным сюжетам, перечисляли героев произведений, называемых ведущей Л.В. Шелепневой , по иллюстрациям находили отгадку-предмет. За каждый правильный ответ ребята получали жетоны, по количеству которых определились участники основного конкурса.
За первым заданием, во время которого каждый участник должен был представить себя и рассказать о своих увлечениях, последовало ещё шесть литературных испытаний в виде викторин, шарад, ребусов, игр и кроссвордов. Напряжённая борьба выявила победителей среди юных книгочеев. Призовые места нынешних лучших читателей года распределились следующим образом:
Гран-при завоевала Кухтинова Ангелина , 1 место занял Турлевский Лука , 2 место досталось Иванову Михаилу , в борьбе за 3 место победил Целин Кирилл. Примечательно, что все нынешние призёры учатся в школе № 4. В качестве подарков победителям традиционно вручены замечательные книги.

Торжественное открытие Недели детской книги «В стране Фантазий и Проказ, и озорных Затей» в библиотеке-филиале № 1 прошло 20 марта . Мероприятие началось с презентации всех мероприятий, которые планировали провести в библиотеке во время весенних каникул. Далее провели литературную викторину по произведениям детских писателей о героях-путешественниках. Ребята вспомнили произведения А. Волкова «Волшебник изумрудного города», Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», Н. Носова «Незнайка на луне» и др. Посетители приняли участие в разнообразных познавательных и весёлых конкурсах: «Портрет сказочного героя», «Самый любознательный», «Посвящение птице» и др.
Юные читатели познакомились с новинками детской литературы, посетили выставку работ участников экологического конкурса рисунков и поделок «Пернатые друзья» и проголосовали в номинации «Приз зрительских симпатий».
В течение Недели библиотекари провели обзор книжной выставки «Главная фишка – умная книжка». Ребята познакомились с новыми книгами из серий «Великие русские путешественники», «Энциклопедия великих людей» и «Детям о великих людях».
25 марта провели игру–викторину «Старые новые сказки». Русские народные и авторские сказки знакомят ребят с культурой, обычаями, они являются бездонным кладезем для создания мультфильмов для детей всех возрастов. Самые маленькие читатели – воспитанники подготовительной группы детского сада, совершили сказочное путешествие вместе с библиотекарями. Но прежде чем отправиться в путь, ребятам предстояло пройти испытание на смекалку и сообразительность, с которыми они легко справились. Дети побывали на солнечной полянке загадок, затем оказались в дремучем лесу возле избушки на курьих ножках - вспомнили все сказки, где героиней является Баба Яга.
Мероприятие сопровождалось яркой красочной презентацией. Разгадать все вопросы викторины, отыскать нужные волшебные предметы, ребятам помогли находчивость и внимательность. В библиотеке была оформлена книжная выставка «Мир добрых сказок».

27 марта состоялось торжественное закрытие Недели детской книги, провести которое библиотекарям помогли ученицы 9 класса школы № 5. Участники мероприятия путешествовали с литературными героями: Сказкой, Золушкой, Буратино и Котом в сапогах по Стране весёлого детства, а отрицательные герои сказок всех запутывали и мешали. Для того, чтобы всё вернуть на свои места, дети разгадывали загадки о героях сказок, играли в игры «Я, ты, он, она», «Звёздный дождь». В заключение прошло награждение лучших читателей библиотеки.

Так называют её в её родной стране и за рубежом. Как и у датского писателя, сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. А сказочное, волшебное рождается в книгах Линдгрен из игры, из выдумки самого ребёнка.


Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца. Девочка хорошо училась в школе, а её сочинения так нравились учителю по литературе, что он прочил ей славу Сельмы Лагерлёф, известной шведской романистки.




Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинный чулок" Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая всё время просила маму о чём-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками.


Линдгрен, А. Пеппи Длинныйчулок: повести-сказки / Астрид Линдгрен. - СПб. : Азбука, ОНИКС, с. : ил. История про Пеппи обращена ко всем, и маленьким, и большим, у кого весёлый нрав и доброе сердце, кто умеет смеяться над смешным и печалиться над печальным и незаметно учиться таким образом «уму-разуму».


Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, «если жить что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»


Первой книгой Астрид Линдгрен, переведённой на русский язык, стала повесть "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше". Карлсон – пожалуй, самый популярный в России герой А. Линдгрен. О нём снято несколько мультфильмов, поставлен спектакль, который многие смотрели.


Линдгрен, А. Три повести о Малыше и Карлсоне: / Астрид Линдгрен. - М. : Дет. лит., с. : ил. В книгу вошли три повести про обыкновенного мальчика Сванте Свантенсона, по прозвищу Малыш, и его необыкновенного друга Карлсона.


А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? Не в Стокгольме, а в Одессе. Он установлен во дворе известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы, Герман Наумович Коган, с детства полюбил доброго друга детей и поставил ему памятник.


Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом сказочного героя - вареньем из большой стеклянной банки.


Героев Линдгрен отличает непосредственность, пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью. Сказочное и фантастическое соседствует с реальными картинами жизни обычного шведского городка. Линдгрен, А. Мио, мой Мио! : повести-сказки / Астрид Линдгрен. – СПб. : Азбука, с. : ил. С ужасными чудовищами сражается храбрый принц Мио, которого раньше звали просто Буссе, и был он сирота, и жил на шведской улице Уппландсгатан. Ему было всего 9 лет, когда он появился в Стране Далекой. Злодеев можно победить, если ты не трус и защищаешь дорогих тебе людей. В книгу также вошли и другие сказки шведской писательницы: «Солнечная поляна», «Стук-постук» и др.


Линдгрен, А. Эмиль из Лённеберги: повести / Астрид Линдгрен. – СПб. : Азбука, с. : ил. Приключения «Эмиля из Лённеберги" - одна из самых популярных и любимых детьми во всем мире книг Астрид Линдгрен. Она о вихрастом мальчугане с голубыми глазами, который только и делает, что озорничает. Ну кому придёт в голову вылить тесто на своего папу, поджечь перо на шляпе у пасторши и накормить петуха и поросенка пьяными вишнями? В книгу вошли четыре повести о маленьком сорванце. Издание украшают замечательные цветные иллюстрации.


В книгу вошли три повести Астрид Линдгрен, посвященные приключениям юной жизнерадостной Кати из Стокгольма. Веселому обаянию этой героини, устремившейся в путешествия, покоряются не только различные города и страны, но и `прекрасный шведский принц`, которого Кати поначалу приняла за потомка Казановы. Линдгрен, А. Приключения Кати: повести / Астрид Линдгрен. – СПб. : Азбука, с. : ил.


Среди самых главных - премия имени Г-Х. Андерсена, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО, различных правительств, «Серебряный Медведь». Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия.



Этот городок стал местом объявления лауреатов ежегодной международной премии памяти Астрид Линдгрен "За произведения для детей и юношества». Решение было принято шведским правительством после кончины Астрид Линдгрен



Всем известно, что дети большие непоседы. Им трудно усидеть на одном месте, всегда хочется попрыгать и поскакать, даже в библиотеке. И такая возможность появилась у учеников 4 класса «Б» гимназии №5 г. Мурманска – для них сотрудниками Мурманской областной детско-юношеской библиотеки было подготовлено специальное мероприятие – «С книжкой вприпрыжку или День непосед с героями Астрид Линдгрен» . Ведь именно эта шведская писательница писала книги об очень веселых и активных героях, которые совсем не прочь пошалить: О Пеппи Длинныйчулок, Малыше и Карлсоне, Эмиле из Леннеберги.

Вот и наши четвероклассники, разбившись на две команды, участвовали в различных забавных конкурсах. Они по очереди рисовали с закрытыми глазами портрет Карлсона, выли, как самые лучшие в мире приведения, делали мумий с помощью туалетной бумаги. Ребята проявили свою артистичность, когда изображали артистов цирка с помощью пантомимы, ведь они тоже, как Пеппи, хотели бы побывать в цирке; представляли себя дикарями из воинственного и богатого племен. Весело прошел конкурс «Близнецы» и были отгаданы все загадки-обманки.

Ребята были приятно удивлены, узнав, что в библиотеке иногда можно вот так повеселиться, поиграть и даже попрыгать и громко покричать. Но как прекрасно иногда достать из кармана свои любимые стихи и прочитать их вслух! Именно это и сделали ребята. В этот день они пришли в библиотеку не с пустыми карманами, у каждого в кармашке было свое любимое стихотворение, которое они и прочитали вслух. Ими оказались произведения Олега Бундура, Григория Остера и Александра Сергеевича Пушкина.

Вот так весело и ярко началась у наших читателей Неделя детско-юношеской книги, которая пройдёт в Мурманской области под девизом «Каждый день открытия!» А впереди у юных читателей МОДЮБ – масса невероятных литературных открытий.

Мочкина М.Д., педагог-библиотекарь

МБОУ «Ытык-Кюельская средняя

общеобразовательная школа № 2

имени Д.А.Петрова» Таттинского улуса

Респулики Саха (Якутия).

Литературный праздник, посвященный к 100 – летию

шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Используемые методы:

Словесный: выступление школьного библиотекаря, инсценировка и чтение отрывков из сказок «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинный чулок».

Наглядный: использование портрета, выставка книг.

Предварительная подготовка:

Цели: - развитие интереса к чтению

Пропаганда книг Астрида Линдгрена

Приучить работать в микроколлективе

Участники: учащиеся 4 класса

Оформление: портрет писательницы, книжная выставка

Класс делится на 4 команды, придумывают их названия

I. Жизнь и творчество прославленной писательницы, лауреата Международной золотой медали Ганса Христиана Андерсена Астрид Линдгрен.

14 ноября 1907 года в газете маленького шведского городка Виммербю в рубрике «Родились» среди двух объявлений было опубликовано: «У арендатора Самуэля Августа Эриксона – дочь Астрид Анна Эмилия». Так впервые появилось в печати имя Астрид Линдгрен, будущей прославленной писательницы, лауреата Международной золотой медали Ганса Христиана Андерсена.

В семье Эриксонов было четверо детей. Каких только игр они не изобретали! Астрид придумывала сказки и рассказывала их брату и сестрам. В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке выдумщице литература. Одно из ее сочинений было даже опубликовано в газете ее родного города.

Когда Астрид Эриксон стала взрослой, она переехала в Стокгольм, вышла замуж, начала работать секретарем в книжном издательстве. А еще вечерами рассказывала сказки собственного сочинения своим двум детям, создавала для них самодельные книжки. Однажды в марте 1944 года Астрид Линдгрен вывихнула ногу, и врачи велели ей три недели не вставать с постели. Согласитесь: лежать три недели очень скучно. И Астрид Линдгрен придумала себе занятие. Она начала записывать сказку, которая рассказывала своей дочери.

Так появилась на свет первая героиня Астрид Линдгрен – рыжеволосая веселая девчонка по имени Пеппи.

После огромного успеха сказки о Пеппи появились еще многие – многие книжки и герои: любимый детьми всего света Карлсое и его верный друг Малыш, Эмиль из Леннеберги, Сыщик Кале Блюмквист, Братья Львиное Сердце, Рони – дочь разбойника.

1. Конкурс «Лучший исполнитель роли Карлсона и Малыша»

Инсценировки отрывков сказки (по парам)

Песня Карлсона (в исполнении трио)

2. Конкурс «Самая озорная Пеппи» и «Самая веселая Пеппи»

Чтение отрывков

Танец Пеппи

3. Литературная игра по повести - сказке «Малыш и Карлсон »

Разминка

1. Имя Малыша (Сванте)

2. В каком городе живет Семья Сватиксон (Стокгольм)

3. О чем очень и очень мечтал Малыш? (о собаке)

4. Из чего построил Карлсон высокую башню (из кубиков)

5. Когда у Карлсона был день рождения? (апрель, июнь)

6. Когда Малыш впервые полетел на крышу с Карлсоном, кто пришел за ним, чтобы снять с крыши? (пожарные)

7. Что было написано на табличке, прибитой к домику Карлсона?

(Карлсон, который живет на крыше)

8. В какой стране живут Малыш и Карлсон? (Швеция)

9. Как звали собачку Малыша? (Бимбо)

10. Что подарили Малышу на день рождения брат и сестра? (игрушечную собачку)

11. Почему картина с лисицей называлась «Портрет моих кроликов»? (Лиса съела кроликов)

12. О чем по телевизору выступала домомучительница? (Как она готовит соус)

13. В слове «Карлсон» спрятались два слова. Какие? (Карл и сон)

14. Что по мнению Карлсона является лучшим лекарством?

(Приторный порошок)

4. Какой герой произносил эти слова?

«Когда я себя вижу, мне хочется кричать «Ура». (Карлсон)

«Нет, привидений не было… И я не смогу выступить по телевидению, никогда, только Фрида!..» и она разрыдалась. (Фрекен Бок)

«Да во всяком случае, мы должны подарить ему собаку. Он так давно о ней мечтает. Когда Малыш получит собаку, он тотчас забудет про своего Карлсона». (Папа Малыша)

5. Толковый словарь Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон»)

Приторный порошок - (сладкий порошок = шоколад + печенье + орешки + леденцы)

Плач малютки привидения - (губная гармошка)

Лисий яд – (перец, мясной соус)

Летающая тайна Вазастана - (Карлсон)

Нуле, рас нет - (Рулле, нас нет)

Ксорее в робгарде - (скорее в гардероб)

Курощение – (укрощение)

6. Кроссворд «Герои повести-сказки «Малыш и Карлсон»

Его ограбили жулики (Оскар)

Фамилия Малыша. (Свантесон)

Имя одного из жуликов. (Руле)

За него вышла замуж домомучительница. (Юлиус)

Одноклассник Малыша. (Кристер)

Старший брат Малыша (Боссе)

Маленькую Гюль-фию по настоящему звали …(Сусанна)

(По горизонтали получите имя главного героя)

7. Награждение победителей

Моу Быковская средняя общеобразовательная школа №14

Раменского муниципального района Московской области

Литературный час

« В гостях у Астрид Линдгрен»

Подготовила

Учитель начальных классов

Понкратова Наталья Викторовна

Быково 2017

Цель урока:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А.Линдгрен;

2. Воспитывать доброе отношение к друг другу, к детям, оставшимся без родительской любви и ласки, любовь к животным;

3. Формировать черты характера: находчивость, смелость, умение принимать решение, умение дружить, заботиться о близких.

4. Расширить кругозор детей, развивать устную речь и память, воспитать интерес к творчеству А.Линдгрен.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

книги Астрид Линдгрен

Используемое оборудование:

проектор, экран, презентация «А.Линдгрен – детский писатель».

Ход занятия.

  1. Сообщение темы. Выставка книг, рисунков.

« Я надеюсь, что, быть может,

Книги мои помогут внушить маленьким

Читателям большую человечность,

Большее понимание других людей».

Астрид Линдгрен

(Слайд 1) Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие в гости к писательнице, которую называют «волшебница из Стокгольма» или «волшебница из Швеции». Это Астрид Линдгрен. А ещё её называют «Андерсен наших дней». Как вы думаете почему?

  1. Сообщение об авторе.

(Слайд 2) Линдгрен- автор свыше 40 книг, лауреат многих шведских национальных и международных премий. Среди них полученная на родине медаль, которая носит имя одного известнейших героев детской литературы Нильса Хогельсона. Того самого Нильса, который летал по Швеции вместе с гусиной стаей. Был у Линдгрен и очень весёлый орден - орден Улыбки, врученный польскими детьми, а также Международная Золотая медаль Андерсена, которая присуждается лучшим детским писателям.

(Слайд 3) Стокгольм - столица Швеции, как найти её на карте? На карте мира почти у самого северного полюса мы увидим большую мохнатую собаку , разрисованную коричневой и жёлтой краской. Это скандинавский полуостров. На нём находятся 2 самые северные страны Европы - Норвегия и Швеция. Мохнатым этот полуостров выглядит на карте оттого, что берега его очень неровные: здесь великое множество узких заливов - фьордов, скалистых полуостровков. Швеция занимает «брюхо» полуострова, похожего на собаку, и его огромную зелёную «переднюю лапу». Вот на этой-то «лапе»- а иначе говоря, на восточном побережье Скандинавского полуострова - и находится столица Швеции город Стокгольм. Стокгольм расположен на берегах пролива и 14 островах, связанных между собой высокими мостами. Там-то и провела больше 50 лет наша волшебница. А родилась она на юге Швеции в Смоланде.

Смоланд - страна озёр и скал. Там лесисто, дико и прекрасно. Там много старинных церквей и заросших травой развалин. В краю жили сказки, легенды, предания. Бесконечными северными вечерами дети рассказывали друг другу сказки. Истории Линдгрен были самыми интересными и таинственными.

«Я родилась в старинном красном доме, окружённом яблоневым садом. Я была вторым ребёнком в семье... Усадьба, в которой мы жили, называлась - да и сейчас называется - Нес, и находится она совсем близко от небольшого городка Виммербью, в Смоланде...»

Астрид Линдгрен

(Слайд 4) Будущая знаменитая писательница Астрид Линдгрен - Астрид Анна Эмилия Эрикссон - родилась 14 ноября 1907 года в провинции Смоланд на юге Швеции в семье фермеров. Она стала вторым ребёнком у Самуэля Августа Эриксона и его жены Ханы. Отец занимался сельским хозяйством на арендованном хуторе на самой окраине городка Нэсе. Вместе со старшим братом, Гуннаром, в семье росли три сестры – Астрид, Стина и Игегерд. (Слайд 5) Сама писательница всегда называла своё детство счатливым и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, – «Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хюльта» (1972).

(Слайд 6) В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникли на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова. (Слайд 7) После школы, в возрасте 16 лет, она начала работать журналистом в местной газете. Потом она уезжает в Стокгольм, оканчивает курсы секретарей и в 1931 году находит работу по специальности и в этот же год выходит замуж.

(Слайд 8) По словам Астрид Линдгрен, как писательница она появилась на свет благодаря дочери Карин, которой она рассказывала перед сном всякие истории. Однажды, когда девочка заболела, рассказала историю про Пеппи Длинныйчулок – это имя она выдумала. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. (Слайд 9) После первой истории Пеппи писательница на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. На день рождения Астрид Линдгрен сделала запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления и со своими рисунками.

(Слайд 10) Свою первую книгу Астрид написала в 37 лет, она называлась «Бритт-Мари изливает Душу». Линдгрен отправила на один из шведских литературных конкурсов. И, честно говоря, совершенно неожиданно для себя получила там первую премию.
Вот тут-то
Линдгрен до конца поняла, какое это счастье - возможность писать. И что все невзгоды и неудачи в её жизни - в сущности, «пустяки, дело житейское» . Теперь она каждый вечер мечтала о том, чтобы поскорей начался новый день и настал момент, когда можно будет сесть за письменный стол и остаться наедине со своими героями.

(Слайд 11) Но сенсационную известность принесла писательнице её вторая книга - «Пеппи Длинныйчулок» (1945).

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»). Благодаря которой, завоевала первую премию на литературном конкурсе. В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует», а в 1953 году – завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус».

(Слайд 12) В июне 1996 года в столице Швеции Стокгольме произошло чудо из чудес! Астрид Линдгрен воздвигли при жизни два памятника! Первый – бронзовый бюст писательницы – в парке Тегнера в центре Стокгольма в пяти кварталах от её дома Второй – в парке Юргорден: бронзовая Астрид в беретике сидит в кресле с раскрытой книгой в руках.

(Слайд 13) В нескольких метрах от статуи Астрид в Юргордене стоит целый сказочный дом, целый «Линдгренленд»! В него можно войти, послушать сказки и музыку.

(Слайд 14) Здесь можно купить книги прекрасных сказочников мира и даже проехаться в поезде по сказочной железной дороге и увидеть разные места и многих героев, описанных в книгах Астрид Линдгрен. И ещё именем Астрид Линдгрен назвали малую планету. На сообщение об этом писательница сказала: «Наконец-то я буду летать! Я всю жизнь мечтала об этом!».

(Слайд 15) Произведения Астрид Линдгрен экранизировали и в СССР: это детские фильмы «Приключения Калле-сыщика» (1976), «Расмус-бродяга» (1978), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Проделки сорванца» (по повести «Приключения Эмиля из Лённеберги», 1985), «Мио, мой Мио!» (1987).

(Слайд 16) Также сняты два мультфильма про Карлсона: «Малыш и Карлсон» (1968), «Карлсон вернулся» (1970). В России созданы компьютерные игры по мотивам книг о Пеппи, Карлсоне и по повести «Рони, дочь разбойника».

(Слайд 17) Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 90 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах.

  1. Отзыв о книгах.

Мир героев Линдгрен

Давайте вспомним книги, которые подарила нам писательница

1. «Приключения Калле Блюмквиста» (Слайд 18)

В произведении рассказывается о мальчике-подростке, который мечтал стать сыщиком.

На долю героев книги выпадают встречи с ворами и убийцами, бегство, опасности. Дети всегда готовы прийти на помощь. Они необыкновенно предприимчивы и изобретательны.

2. «Мио, мой Мио!» (Слайд 19)

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и брошенных детей. Нести детям утешение, помогать им, преодолевать трудные ситуации - этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

Маленький герой сказки сирота, воспитанник детского приюта. Его мечта о счастливой жизни, о любящем отце превращаются в чудесную сказку о Стране Дальней. Попав в эту сказку, маленький Мио не только радуется жизни , катается верхом, слушает сказки волшебного колодца, он побеждает жестокого рыцаря Като, который губит всё светлое и прекрасное на земле.

  1. «Расмус-бродяга.» (Слайд 20) Фрагмент фильма

В этой книге читатель познакомится с Расмусом, мальчиком-сиротой, чья жизнь сложилась отнюдь не безоблачно. Ему предстоит пережить немало неожиданных и таинственных приключений и наконец, обрести счастье домашнего очага.

  1. «Ронья - дочь разбойника.» (Слайд 21)

Эта книга о девочке, которая родилась в семье разбойника. О ее жизни, невзгодах, приключениях рассказывается в этом произведении.

  1. «Эмиль из Леннеберги» (Слайд 22)

Действие происходит на маленьком хуторе. Главный герой - шалун и проказник, но он никогда и никого не хочет обидеть, оскорбить , он хочет всем помочь , доставить радость. Астрид Линдгрен своей повестью хотела сказать: из самых шаловливых мальчишек и девчонок, если они умны, добры, честны и сердечны, со временем вырастают замечательные люди.

  1. «Пеппи - Длинный чулок.» (Слайд 23)

Пеппи – одинокая девочка, которая живет без родителей. Она веселая, неунывающая, задорная. О ее приключениях – эта книга.

  1. «Малыш и Карлсон.» (Слайд 24)

Но, пожалуй, самые любимые детьми всего мира герои – это Карлсон и его верный друг Малыш .

Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так: «Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?» «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинныйчулок». Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… ».

Фрагмент мультфильма
4. Викторина-раскраска

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

(Слайд 25-48)

  1. Подведение итогов

В какой стране мы сегодня побывали?

С какой чудесной писательницей познакомились?

Чему же учат книги Астрид Линдгрен? (Любви к ближним, заботиться и помогать сиротам, учат дружить, быть находчивым и т.д.)