Классные часы для начальных классов на тему: Культура поведения. Классный час "культура поведения" Классный час теме культура поведения

Классный час "О культуре поведения в школе" Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками. Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться. Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся. Оснащение и оборудование:  Столы со стульями для групп  Задания групп для обсуждения одной тем  Подсказки по каждой теме (общие для всех)  Бумага и фломастеры для записи  Мультимедиа проектор  Интерактивная доска Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса. Содержание классного часа Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить. Ход классного часа До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа. Вводное слово учителя Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа ­ школьный класс. Что такое класс? Класс ­ объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями,

школьными товарищами, библиотекарем; в магазине ­ с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому­то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”. Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия). Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д. Самостоятельная работа в группах. Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации. Задание Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека) Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения. Правила:  Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях ­ это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.  Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

 Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.  Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.  Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе “Сокровищница народной мудрости” На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения: У себя как хочешь, по делам гляди. Не дорог подарок – молчание – золото. О пустяках спорить – По одежде не суди, Слово – серебро, а в гостях – как велят. дорога любовь. дело упустить. Хоть не богат, и от слова погибель. От слова спасенье, На незваного гостя В деревню, где живут одноногие, От одного слова, не припасена и ложка. а гостям рад. да навек ссора. надо идти на одной ноге. Смысл каждого высказывания обсуждается. Далее учащимся дается следующее задание: Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя. Темы: 1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость) 2. Правила поведения в школе 3. Обязанности дежурного класса Подсказки

 Форма  Прическа сменная или вторая обувь  Приветствие учеников и взрослых  Обращение к друг другу  Мусор  Бережливость  Вежливость  Опоздания  Прогулы  Плееры и сотовые телефоны  Повседневная речь в школе  Манера общения  Чужие вещи  Поведение в столовой  Поведение во время линеек и мероприятий  Приход в школу  Пропуск уроков  Школьное имущество  Соблюдение правил безопасности  Забота о младших и слабых  Решение спорных вопросов  Курение в школе  Поведение на уроках  Поведение на переменах  Употребление непристойных выражений  Обязанности старшего дежурного по школе  Обязанности дежурного класса  Поведение на школьных вечерах и дискотеках Итак, начнем. ­ Из какой книги отрывок? Кто автор? Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама, как вошла, сразу и сказала: ­ Что – то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Федор кота притащил. А папа сказал: ­ Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот не помешает. ­ Назовите героев повести? ­ Кто из них вам больше понравился? Почему? ­ Расскажите, что вы знаете о дяде Федоре? ­ Как дядя Федор встретил кота? ­ Почему дядя Федор ушел из дома?

­ Куда он отправился? ­ Как у кота появилась фамилия Матроскин? ­ Как дядя Федор и Матроскин встретили Шарика? ­ Почему Шарик умел говорить? ­ Почему Шарик попросился жить к дяде Федору? Расшифруйте героев. Найдите лишнего героя. ФДР, РММ, ДМ, МТ. МТРСКН, ПЧКН, ШРК. ГВРШ, МРК, ХВТЙК. Назовите четвертое слово, которое логически связано с третьим так, как первое со вторым. Мурка – Гаврюша, Римма ­ … Федор Печкин – велосипед, Матроскин ­ … корова Мурка Мурка – сарай, Шарик ­ …будка. Кроссворд. То, что Матроскин считал главным в найденном дом. (печка) Кто такой Митя?(трактор) Мама и папа по отношению к дяде Федору? (родители) Профессор, изучавший язык животных. (Семин) Профессия Печкина. (почтальон) Что заменило зимой печку в доме дяди Федора? (солнце) Заменитель бензина для трактора? (продукты) Как бабушка называла профессора Семина? (Ваня) Прозвище галчонка. (Хватайка) Имя теленка. (Гаврюша) Деталь костюма, по которому узнали дядю Федора. (пуговица) Кто съел стол в доме дяди Федора?(бобренок) Мечта Матроскина. (корова)

В выделенных клетках: Простоквашино ­ В какой деревне жили наши герои? ­ Как друзья выбирали себе дом? Нарисуйте этот дом на доске. (зачитываю отрывок из книги стр.14­ 15) ­ Когда дядя Федор приехал в Простоквашино, учился ли он в школе? ­ Наконец, настало то время, когда дядя Федор поступил учиться в школу. Э. Успенский рассказал об этом в своей книге «Дядя Федор идет в школу» ­ Давайте пофантазируем, в какой класс попал дядя Федор, какие правила в этой школе? Игра «Какой ты ученик» Хлопай в ладоши, если ты согласен с советом, который соответствует правилам поведения в школе. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Если очень нужно что­то спросить, можно перебить разговор взрослых. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного». Не надо ябедничать. В школе каждый отвечает сам за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. «Доскажи словечко» На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все … (понятно).

Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают. На перемене … (отдыхают). Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не … (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда …(готовым). Анализ ситуаций. Б. Заходер «Перемена» ­ Какие ошибки в поведении допустил Вова? «Федя на перемене» Федя позвал Ваню: ­ Иди сюда! Смотри, что у меня есть, ­ он показал Ване бомбочки. Мальчики отошли к окну. Бах! Бах! – прогремели взрывы. Дети, бегавшие вокруг, испугались. Подошел учитель физкультуры, осмотрел подоконник. Он забрал у Феди бомбочки и сказал: «Пойдемте в учительскую. Там поговорим» ­ Как, вы думаете, о чем шел разговор в учительской? ­ Почему нельзя делать то, что сделали Федя и Ваня? ­ А можно ли взрывать бомбочки на улице? ­ Подумайте, все ли можно приносить с собой в школу? ­ Как нужно вести себя на перемене? О чем можно поговорить с друзьями на перемене?

«В гардеробе» Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде, чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе. Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Олега, наступает ему на ногу. Олег даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу. ­ Здравствуйте, Елена Николаевна! – громко и весело крикнул он. ­ Какие ошибки в поведении допустил Федя? ­ С помощью каких слов он мог это сделать? «В столовой» Ребята завтракают в столовой. Ваня взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул. ­ Что вы скажете о поведении Вани в столовой? ­ Объясните, как нужно обращаться с хлебом? ­ Можно ли сказать, что Петя пошутил? ­ О каких правилах поведения мы вспомнили? ­ Как вы думаете, дядя Федор и его одноклассники соблюдают эти правила? ­ А вы собираетесь соблюдать эти правила? ­ Действительно, для того, чтобы жилось нам всем в классе комфортно, надо все эти правила выполнять! Игра «Комплимент» ­ мягкую игрушку.До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов. Самонаблюдение Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки. Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” ­ “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”. Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье прочные и устойчивые привычки поведения.

"ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО ­ "ВЫСТОЯТЬ" (беседа) Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Ведущий. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941 ­ 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Ученица. Они накинулись, неистовы, Могильным холодом грозя, Но есть такое слово "выстоять", Когда и выстоять нельзя, И есть душа ­ она все вытерпит, И есть земля ­ она одна, Большая, добрая, сердитая, Как кровь тепла и солона. И. Эренбург Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. ­ Как вы понимаете слово ­ "подвиг"? Учащиеся рассуждают. Ведущий. Подвиг ­ это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко­фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. Звучит 7­я симфония Шостаковича. На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского. Разве для смерти рождаются дети, Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо ­ ты помнишь, Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" Родина? Родина? Мы от свинцовых розг Падали в снег с разбега, Но ­ поднимались в рост Звонкие, как победа! Как продолжение дня, Шли тяжело и мощно… Можно убить меня, Нас убить невозможно! Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Ученик. Вспомним их поименно… Горем вспомним своим! Это нужно не мертвым Это нужно живым!

Живая газета (монтаж)       Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне. Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. Людмила Павличенко ­ снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. А.К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил. А.Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг".  М.П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.  Мусса Джалиль (Залилов) ­ замечательный писатель, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.  Ю.В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.  Федор Полетаев Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь. За подвиги в годы войны четверо наших земляков ­ ямальцев получили звание героя Советского Союза это Александр Евстафьевич Звягин, Николай Васильевич Архангенский, Иван Васильевич Корольков, Анатолий Михайлович Зверев.      Александр Евстафьевич Звягин ­ летчик. Он совершил 153 успешных вылета. Николай Васильевич Архангенский то же летчик. Он сделал более 220 вылетов. 14 января 1945 г. он погиб при выполнении боевого задания. Иван Васильевич Корольков ­ боевой подвиг совершил в 1943 г. при форсировании Днепра. После окончания войны вел большую педагогическую деятельность. Анатолий Михайлович Зверев добровольцем ушел на фронт. Он погиб в 1944 г. в боях на берегах западной Двины. Звание героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Запомните их имена (все вместе). Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! Ученик. "Солдат становится героем" ­ статья фронтового журналиста Евгения Кригера. "Судьбу человека на войне во многом определяет именно первый бой. Плохо, если первый бой сложится неудачно, это может на долгое время лишить человека уверенности в своих силах, воля его будет надломлена ожиданием второй неудачи. Георгию Токареву не повезло. В первом бою он пережил гибель самолета, близость смерти и мучительное чувство обиды. Двадцатилетний юноша из летной школы атаковал знающих, умелых убийц, громивших города Польши, Франции, Бельгии,

Греции. Он бился отчаянно, и его все­таки сбили. Ему удалось спастись, выбраться из кабины горящего самолета, высвободить парашют. Токарев не дал обиде свалить себя, он сохранил главное ­ мужество. Первое поражение он сделал для себя школой. Он выверил каждое свое движение в том первом бою. Он искал ошибки и нашел все до одной. Творцом событий в бою должен быть он сам, летчик Георгий Токарев. Не ждать решения врага, а первому решать, стать хозяином боя с первой минуты. И когда враг почувствует это, он будет побежден. Сержант Токарев учился в боях. В бою против двух "мессеров" над истерзанным Сталинградом ему понадобилось целых 30 минут, чтобы сбить одного из них, но все же он сбил его! Над Курском Георгий Токарев участвовал в бою против пятисот вражеских самолетов и увидел тогда, как выглядит настоящий разгром неприятельской воздушной армады. Но тогда он был уже лейтенантом. К тому времени он уже сбил в одиночных и групповых боях одиннадцать фашистских самолетов. В июне бывший сержант уже командовал эскадрильей. Вот почему ему не стыдно было рассказывать о том, что в первом бою его сбили. Одиннадцать раз он уже успел рассчитаться за свою первую обиду". Ученик. Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье "Двадцать восемь русских пушек" рассказывает, как дрались наши солдаты. Июль 1943 г. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Вот один из них сидит рядом со мной после невероятного, непонятного мне боя. Ему всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только что сделал он и его товарищи". Такой он маленький и такая чистота в его глазах, с такой пылкой преднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его и щеки и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою? Какой­то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец, Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать маленький, хрупкий юноша? Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих кровью друзей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела ­ прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в ка­нал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка. Трудно одному стрелять из пушки, которую в бою обслуживают шесть человек. Шестой снаряд был для танка смертельным. Танк издыхал в жадном воющем пламени, и так как другие наши орудия еще стреляли и делали свое дело, то фашистские танки отпрянули от страшного места, повернули в строну, уходя от гибели. Тогда только он спустился в ровик, где стонали батарейцы Сальков и Волынкин, пытаясь перевязать их, но тут новый снаряд поднял пушку на воздух и Колю взрывной волной швырнуло на землю. Оглушенный, окровавленный, изнемогающий, он один дотащил двух товарищей до медсанбата. Только потом он узнал, что наши артиллеристы, и сам он в том числе, на опасном, обнаженном участке длинной в шесть километров отбили атаку трехсот фашистских танков. Представляю себя, каким собранным, напряженным и яростным был юноша­артиллерист, спасавший положение на своей огневой позиции, мстивший за своего командира и своих старших товарищей. Но я видел его бесконечно добрым и нежным. Слабая улыбка теплилась на его лице. Да он победил! Ярость и нежность. Гнев, но не злоба. Беспощадность к напавшим, но снисходительность к пленным. Разящим врага, но спасающим из огня его детей. Стойким в тяжелом бою, в неблагоприятной обстановке, бесконечно трудолюбивым в титанических условиях, какие требовал от бойцов фронт в каж­дый из дней войны. Такими были наши солдаты на войне. И, прежде всего, они были людьми, убежденными в своей правоте, в святости дела, за которое они шли на смерть".

Медаль "Золотая звезда" Медаль "Золотая звезда "Героя Советского Союза" учреждена 1 августа 1939 года. Учреждена в целях особого

отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги. Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Награждению подлежали лица, проявившие трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР ­ орден Ленина; знак особого отличия ­ медаль "Золотая Звезда"; грамота Президиума Верховного Совета СССР. Звание Героя Советского Союза ­ являлось высшей степенью отличия советского периода, самое почетное звание в советской наградной иерархии. Медаль "За отвагу"

Учреждена 17 октября 1938 года. Награждению подлежали: военнослужащие Советской Армии, Военно­Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР, за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Допускалось награждение лиц, не являющихся гражданами СССР. Медаль "За отвагу" ­ вторая, после медали "ХХ лет РККА", по времени учреждения в СССР. Медаль "За отвагу" является высшей советской медалью и располагается при ношении перед остальными медалями (подобно ордену Ленина в системе советских орденов). Поскольку медалью награждались за личный подвиг, то награждался ею, в основном, рядовой и сержантский состав, реже младшие офицеры. Старшие офицеры и генералитет практически не награждались медалью "За отвагу". Носится на левой стороне груди и при наличии орденов и других медалей СССР располагается после орденов.

Орден Отечественной войны Орден Отечественной войны учрежден 20 мая 1942 года. Состоит из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждению подлежали лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно­Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Награждение орденом Отечественной войны может быть повторяемо за новые подвиги и отличия. Орден Отечественной войны ­ первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали. Орден Отечественной войны I степени носится награжденным на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского.

Орден Отечественной войны II степени носится на правой стороне груди и располагается после ордена Отечественной войны I степени. Орден Славы Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью. Награждению подлежали лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Награжденные орденами Славы всех трех степеней удостаиваются права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты ­ старшины; имеющие звания старшины ­ младшего лейтенанта; младшие лейтенанты в авиации ­ лейтенанта. Орден Славы был учрежден в один день с орденом "Победа". Основной особенностью данного ордена является то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации

также и младших лейтенантов). Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, что в сталинские времена было по меньшей мере неожиданным. Орден Славы носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена "Знак Почета" в порядке старшинства степеней. Орден "Победа" Орден "Победа" учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы. Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии. Для награжденных орденом "Победа" учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена "Победа". Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце.

Орден "Победа" ­ единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно­часовой фабрике. Орден "Победа" носится на левой стороне груди на 12­14 см выше пояса.

Классный час « ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ»

При проведении классного часа были использованы технологии: личностно- ориентированные, групповые, игровые.

Цель: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета,проработанными и внедренными самими учащимися в результате

групповой работы по темам классного часа.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам

поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование класса:

Задания группам для обсуждения

Подсказки по теме

Мультимедиа проектор

Фломастеры

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в

школе, школьного этикета.

Содержание классного часа

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы.

Ход классного часа

Классный руководитель. Ребята,послушайте внимательно стихи и определите тему нашего классного часа.

(Ребята читают стихи, а на экране появляются слайды)

1-й слайд

Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет

А он по лестнице ползет.

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отвлекает.

2-слайд

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3-й слайд

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щеки

Руковишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!-

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

4-й слайд

Весь урок Наташа с Лизой

Пишут Владику записки!

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за этим целый час.

5-й слайд

«Да, интересный был урок,-

Сказал Антону Игорек,

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал»

Но промолчал в ответ Антон

Он весь урок считал ворон.

6-й слайд

Каждый день в большом пакете

Бутерброды носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест,

Принимается за жвачку,

Лучше бы решал задачку!

7-й слайд

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

7-й слайд

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей,

Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша

В нашей школе не дает

8-й слайд

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда.

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать

Лучше уж поголодать.

9-й слайд

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями достойно общаться,

И хороших манер не стесняться

Классный руководитель .

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?

(ответы детей)

Классный руководитель . Ребята,скажите,существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?

(ответы детей)

Классный руководитель . Конечно же, да! Ведь существуют правила поведения в театре, в клубе, в магазине, в библиотек и на дискотеке - и нельзя перепутать одно с другим – не поймут, да и самому будет неудобно. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они?

(ответы детей)

Классный руководитель . Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется «школа». С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что же такое школа. Это – то место, где мы учимся, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

А теперь проведём мы с вами тест.

1.Твоя одноклассница растерялась у доски, не смогла решить задачу, получила двойку и на перемене расплакалась. Как ты поступишь?

а) ты во все услышание скажешь: « Эх, ты! Я бы эту задачу в два счета решил»;

б) Утешишь девочку: «Подумаешь, какая-то математика! Вон смотри, какая у тебя смешная игрушка на ранце. Новая. Где купила?

в) предложишь после уроков разобрать задачу.

2.В твоем классе объявили день уборки. Что ты предпримешь?

а)постараешься увильнуть любым способом,ссылаясь на занятость и плохое

самочувствие;

б)останешься после уроков,но будешь больше веселить одноклассников новыми

анекдотами;

в) примешь активное участие в уборке.

3. Ты на уроке. Как поступаешь?

а) сидишь и всем видом показываешь, что ты внимательно слушаешь учителя;

б)стараешься слушать учителя,но время от времени не прочь переброситься с соседом по парте словами или смешинками;

в) ты пришел в школу учиться и ты учишься, стараясь не витать в облаках, чтобы не пропустить что-то важное.

4.Твой сосед по парте уже неделю болеет и не ходит в школу. Как ты поступишь?

а) выздоровеет - придет, все болеют;

б) будешь звонить ему каждый вечер по телефону и рассказывать ему все

школьные новости;

в) предупредишь родителей, что будешь заходить к своему однокласснику, чтобы помочь выполнить школьные задания.

Результаты теста:

Если среди ответов большинство ответов « а », ты хочешь быть лидером, всех главнее, всех умнее. Но нельзя добиваться такого положения за счет унижения других. Ты рискуешь остаться без друзей.

Если большинство ответов « б » - ты веселый, общительный человек, способен поднять в компании настроение.Но попробуй помогать друзьям не только словами, но и делами.

Большинство ответов «в», ты – настоящий товарищ, на тебя можно положиться.

Работа в группах.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Порядок время бережет.

Смысл каждой пословицы обсуждается. К нам пришли ученики « Лесной школы»

Сценка 1

Мальчик, играющий роль Гуся, в растрепанном виде, помятой рубашке мечется по комнате, ищет свои вещи.

Костя:

Почему рубашка смята?

Гладил я ее когда-то!

И пиджак запропастился-

Как сквозь землю провалился

Галстук, где ты? Отзовись! И на шее появись.

Стасик

Повторять хочу я снова!

К школе надо быть готовым.

Без нужды не суетиться,

В школу вовремя явиться.

(открывают первое правило)

Сценка 2

За партой сидят две девчонки-Мартышки и шепчутся.

Лера

Вчера не до школы, подружка, мне было,

Поэтому я свой портфель не сложила,

А утром сегодняшним в класс торопилась,

И что же в итоге, смотри, получилось! (показывает пустой портфель)

Соседка, прошу, ты меня выручай

И ручку, листочек, линейку мне дай.

Таня

В будущем, дети, учтите:

В портфеле с собой всегда приносите

Все вещи, что в школе бывают нужны.

Вы их никогда забывать не должны.

Открывают правило:

Сценка 3

Никита

Главный помощник в учебе - учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай. НЕ РВИ И НЕ МНИ.

Славный учебник научит всему-

Будь благодарен за это ему.

(открывают правило):

Береги школьные учебники!

Сценка 4

Мальчик в костюме Волчонка делает вид, что портит парту

Артём

Школа – это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь ее должны-

Нам хулиганы не нужны.

(открывают правило):

Береги школьное имущество .

Сценка 5

Эвилина Ох, я, Овечка, кудряшкам не рада.

Мама, обрезать косички мне надо!

Дергают их забияки – мальчишки,

Грустно, обидно и больно мне слишком!

Дима Вот так проблема! Мальчишки, учтите:

Девочек в классе своем берегите;

За косы не дергайте, не обижайте,

С ними дружите и их защищайте.

(открывают правило):

Никого не обижай

Сценка 6

Звенит звонок. Зверушки начинают рыться в портфелях.

Наташа Опять к уроку не готовы!

Хочу, зверята вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Прошу к занятиям без лени

Готовиться на перемене!

Как только прозвенел звонок,

Мы сразу же начнем урок.

открывают правило:

.

Ирина

Учитель в классе - самый главный,

Он добрый друг, наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему,

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет!

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем- то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

(открывают правило)

Уважай учителя!

Даша Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И пятерки тот получит,

Кто сидит и честно учит,

Кто работы не боится,

Кому нравиться учиться,

Тот, кто хочет умным стать

И про все на свете знать!

(открывают правило)

Старайся хорошо учиться.

Темы:

Правила поведения на уроке

Правила поведения в столовой

В течение 5 минут идет обсуждение темы в группах, вносятся предложения обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге.

Отобранные пункты ребята защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

По окончании классного часа принимается решение:

Следовать неукоснительно правилам, которые составили на классном часе.

Итог классного часа.

Понравился ли вам классный час?

Что больше всего понравилось?

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Готовь школьную одежду заранее.

Собери в портфель все, что необходимо для уроков заранее.

Береги школьные учебники!

Береги школьное имущество .

Никого не обижай

Подготовься к уроку на перемене .

Уважай учителя!

Старайся хорошо учиться.

Правила поведения на уроке

Правила поведения на перемене

Правила поведения в столовой

Cлайд 1

Cлайд 2

Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения

Cлайд 3

Компоненты культуры поведения Культура деятельности Культура общения Культурно-гигиенические навыки

Cлайд 4

Культура деятельности на уроках в играх в выполнении трудовых поручений Воспитывать: умение содержать в порядке рабочее место, где ребенок занимается, трудиться; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к вещам, книгам и др.

Cлайд 5

Культура общения Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; Приемы обращения с просьбой, вопросом; Умение просить извинения; Правила поведения в общественных местах; Правила поведения в гостях; Правила поведения при знакомстве; Умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания.

Cлайд 6

1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора. 2. Важно понимать другого человека. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей. 4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания. 5. Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями. Всё это и многое другое формирует характер.

Cлайд 7

Культурно-гигиенические навыки и привычки Умываться; Чистить зубы; Причесываться; Делать утреннюю гимнастику; Содержать в чистоте свою одежду и др.

Cлайд 8

Методы и приемы воспитания культуры поведения Пример педагога; Этические беседы; Речевые логические задачи; Задачи практического характера; Сюжетно-ролевые игры; Совместная деятельность детей.

Cлайд 9

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть "Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало говори!"

Cлайд 10

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

Классный час №1 "Культура общения"

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

    Классовая и историческая сущность общения людей.

    Гуманистическое содержание современного этикета.

    Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2 "Эстетическое и этическое поведение человека"

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А.П.Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым листком,

выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К.С. Станиславский

Основные вопросы темы:

    Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

    Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

    Что такое "манера". Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

    Тактичность и деликатность. Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4 "Твое поведение в школе"

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина – это дисциплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав школы.

Классный час № 5 "Твое поведение в общественных местах"

Основные вопросы темы:

    Как вести себя на улице?

    Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

    Ты в городском транспорте.

    Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек"

Люблю, но реже говорю об этом

Люблю людей, но не для многих фраз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир "Отношение к женщине определяет степень культуры нации"

Основные вопросы темы:

    Нужны ли рыцари в наши дни?

    Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7 "В гостях и дома"

Основные вопросы темы:

    Правила поведения за столом.

    Ты принимаешь гостей.

    Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

Приложение 5

Примерная тематика классных часов

по развитию интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

В. И. Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?

Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Великие творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

10 класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

Пока я мыслю, я живу.

Юмор в жизни человека.

Приложение 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«КЛАССНЫЙ ЧАС В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ : повышение компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствование формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладение классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ЗАДАЧИ:

    проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;

    выявить сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода в воспитании;

    определить пути и способы освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    изучение методической литературы по обсуждаемой проблеме;

    создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета;

    проведение анкетирования среди педагогов школы по проблеме подготовки и проведения классного часа;

    посещение классных часов с целью изучения технологий, используемых при проведении воспитательных мероприятий классными руководителями;

    разработка памяток для классных руководителей по технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

    оформление стенда методической и художественной литературы по проблеме педсовета;

    подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

    Введение в тему педагогического совета (заместитель директора по воспитательной работе):

(На экране – тема педсовета «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»).

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Целью проведения воспитательных мероприятий в форме классных часов должно являться способствование формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной, трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

В ходе анкетирования, проведенного в 3-4 классах нашей школы, выявлено, что более 60% учащихся чувствуют себя на классном часе, как на уроке: слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают монологи учителя «о чем-то» (40%), разговоры об успеваемости (25%), обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). (Результаты анкетирования выводятся на экран).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

    Классный час как форма воспитательной работы

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогике понимается под такой формой работы, как классный час. С этой целью проанализируем результаты анкетирования педагогов об их определении классного часа и об отношении классных руководителей к этому виду воспитательной работы (на экран выводятся результаты анкетирования педагогов).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Из этого можно вывести следующее определение понятия «классный час»: классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (определение выводиться на экран).

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением задачи содействия становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения во все компоненты классного часа.

    Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

(практическая часть педсовета проводится руководителем методического объединения классных руководителей)

Чтобы педагоги, присутствующие на сегодняшнем педсовете, имели возможность лучше понять технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, предлагаем Вам на практике смоделировать алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников (педагогам предлагается распределиться на 4 группы и создать экспертную группу).

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Участникам каждой группы, в состав которой входят «учащиеся», «родители», «классные руководители», используя метод брейнсторминга («мозгового штурма»), предлагается определить темы классных часов, учитывая возрастные особенности, интересы младших школьников. (Работа в группах 5-7 минут, заслушивание представителей групп, оценка работы экспертной группой).

Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Используя методику составления цветограммы «Почва», из тем, определенных участниками групп, предлагается распределить темы классных часов на «слои». Верхний «слой» - карточки зеленого цвета – первоочередные темы, подлежащие обсуждению на классном часе; средний «слой» – карточки желтого цвета – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний – карточки красного цвета – то, что можно обсудить еще позже (представители групп зачитывают результаты выполнения задания). В результате работы предлагается уточненная тема классного часа «Я в мире, мир вокруг меня».

Третий шаг – уточнение цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов (совета дела, инициативной или творческой группы). Этот этап не представляет сложности для организаторов классного часа.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Группам предлагаются различные виды заданий: 1 группе – по словарям найти определение понятия «толерантность», 2 группе – найти примеры известных произведений, в которых герои были непохожими на других (литературные произведения, кинофильмы, песни); 3 группе – выработать свод правил толерантного поведения; 4 группе – индивидуальное задание: выучить стихотворение А. Усачева «Удивительный гном»; коллективное задание – подобрать вопросы для этого стихотворения.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Этот этап подготовки классного часа очень важен, так как он определяет алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Классный руководитель должен подумать и найти оптимальный вариант проведения классного часа, рационально распределив его время, в то же время включив в сценарный план эмоционально-психический настрой и мотивационную подготовку к участию в коллективном разговоре и деятельности; продумать моменты, когда дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность по самопознанию и саморазвитию. Также следует предусмотреть время для незапрограммированных ситуаций, возникающих в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг – проведение классного часа (моделирование хода проведения классного часа с участниками педсовета).

    Введение в тему классного часа.

Как разнообразен мир вокруг нас. Как противоречив мир внутри нас. Сегодня мы рассмотрим одну из граней внутреннего мира каждого из нас – индивидуальность. Легко ли быть индивидуальным?

    Эмоционально-психологическая подготовка к занятию.

Участникам предлагается из различных по цвету листов бумаги любым способом изготовить макет птицы (вырезать, сложить, нарисовать). Обратить внимание на то, что все птицы непохожи друг на друга, так же как и все люди. Можно предложить объяснить свой выбор цвета бумаги.

    Чтение одним из участников стихотворения А. Усачева «Удивительный гном». Вопросы:

    О чем это стихотворение?

    Что делает нас непохожими на других?

    Что такое индивидуальность?

Каждый участник придумывает два качества, характеризующие его (условие – качества должны начинаться на ту же букву, что и его имя. Например, Татьяна – творческая, терпеливая и т.д.).

    Диагностика «Мой портрет в интерьере».

На фоне своего автопортрета нарисовать (или написать) то, что для него значимо и без чего автопортрет не значим. Это и станет интерьером автопортрета.

    Просмотр мультфильма «Адажио». Вопросы по просмотренному:

    Объясните причины того, что никто не любил белую птицу, и она стала предметом нападок со стороны других?

    Кажутся ли вам эти причины обоснованными и справедливыми?

    Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

    Вспомните известные случаи несправедливого, а может быть даже жестокого отношения (ответы группы № 2).

    Мы все очень разные, но мы должны жить рядом и понимать друг друга. Существует понятие «толерантность». В разных языках оно трактуется по-разному (группа № 1 предлагает варианты объяснения этого понятия в разных языках – английском, французском, арабском, персидском, русском).

    Какими качествами должен обладать толерантный человек? (зачитываются результаты подготовительной работы группы № 3).

    Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»: стать в круг друг за другом, положить лист бумаги на спину впередистоящему. Написать то хорошее, что есть в соседе. Снять листы и прочитать, что там написано.

    Заключительная часть: Каждый из нас неповторим, уникален. Пусть ваша звездочка по имени Индивидуальность всегда живет рядом с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Участникам педсовета предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления результативности проведенного «воспитательного мероприятия»:

    Значима ли для вас лично тема классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

    Комфортно или нет вы чувствовали себя на мероприятии? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные или творческие способности? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт? Да. Нет. Не могу ответить.

    Носил ли классный час духовно-нравственную ценность? Да. Нет. Не могу ответить.

    Какова степень вашей вовлеченности в подготовку и проведение классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

3. Обобщающая часть (заместитель директора по воспитательной работе).

Из всего услышанного на сегодняшнем педсовете давайте совместно определим общие и характерные черты традиционного и личностно-ориентированного классного часа (анализ памятки).

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой компонент

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Организационно-деятельностный компонент

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-объектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитический компонент

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

4. Заключительная часть. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но от того, насколько принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Понятно, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не только готовится на основе слепого воплощения технологических конструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений.

Желаем Вам успехов в Вашей работе!

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

    Отметить системный характер проведения классных часов в соответствии с планом работы школы.

    Классным руководителям совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, приемы и методы их организации.

    Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов, используя материалы педагогического совета.

    Заместителю директора по воспитательной работе и руководителю методического объединения классных руководителей разработать критерии анализа и самоанализа личностно-ориентированного классного часа.