Картины современных художников мира. Живопись маслом: интересные художники XXI века Современное искусство 21 века живопись

Главенствующим течением 20 века стал абстракционизм – замена реальных объектов на рисунке на геометрические фигуры и цветовые сочетания. Одним из основоположников этого направления был русский художник Василий Кандинский ( 1866-1944). Его работы представляли собой отражение мыслей и чувств художника – красочных и беспорядочных. Наиболее Кандинского – «Колебание», «Композиции», «Восток» и «Москва» – вошли в золотой фонд мирового абстракционизма.

Современные абстракционисты

Сегодня одним из самых популярных считается американский живописец Кристофер Вул (1955 г.р.). Он занимается созданием монохромных полотен из пересекающихся , а также изображением больших черных букв на белом фоне.

Подражает в некоторых работах своему великому соотечественнику Пабло Пикассо молодой, но уже довольно знаменитый испанский художник Фернандо Висенте (1963 г.р.). Одна из нашумевших серия его картин посвящена женскому телу с анатомическими особенностями, другая – географическим картам с изображением континентов в виде фигур животных . Художник работает в Мадриде и постоянно публикует свои иллюстрации в газете El Pais.

Реализм на полотнах

Несмотря на бурное развитие абстрактных жанров изобразительного искусства, реализм по-прежнему остается популярным как в 20, так и в 21 столетии. Среди современных российских художников наиболее известным представителем реализма является Александр Шилов (1943 г.р.). Его главный жанр – портрет, отражение человека и его индивидуальности. За вклад в развитие отечественного искусства Шилов получил множество наград, среди которых Орден «За заслуги перед Отечеством», «Орден Почета» и «Орден Александра Невского».

Не менее яркий российский художник-реалист – Илья Глазунов (1930 г.р.). Монументальные работы этого живописца отражают исторические сцены, зарисовки из жизни города, а также служат иллюстрациями к известным произведениям русской литературы.

Экспрессионизм в искусстве живописи

Американскую реальность отражает в своих работах художник и фотограф Ричард Принс (1949 г.р.). В его уникальном стиле сочетаются традиции поп-арта и экспрессионизма. Темы работ Принса – ковбои, банды байкеров, знаменитости – все, что близко и понятно типичному американцу.

Один из самых известных современных художников Востока является китайский живописец Цзен Фаньчжи (1964 г.р.). Его работы полны экспрессии, гротеска и эмоциональной выразительности. Наиболее известные серии картин художника: Hospital Series и Mask Series. Его авторская интерпретация «Тайной вечери» была продана на аукционе «Сотбис» за 23,3 миллиона долларов.

Современным искусством можно восхищаться, его можно критиковать или просто не понимать. Тем не менее оно своеобразно, оригинально и является «зеркалом» нашего времени.

Связанная статья

«Золотой век» русской живописи – это, конечно, ХIХ век. В то время появилась целая плеяда талантливейших мастеров. Много замечательных художников подарил России и «серебряный век» - рубеж ХIХ – ХХ веков. Тогда и были созданы произведения, которые по праву можно назвать лучшими образцами живописи России.

Шедевры романтической живописи

Первая половина ХIХ века – это период романтизма в живописи, отмеченный расцветом искусства портрета. К лучшим образцам романтического портрета можно отнести «Девочку в маковом венке» Ореста Кипренского, «Кружевницу» и «Портрет сына Арсения» Василия Тропинина, а также два не схожих между собой портрета Александра Сергеевича Пушкина, созданные Кипренским и Тропининым. Особое место в галерее портретов романтического периода занимает «Всадница» Карла Брюллова. Здесь персонажи показаны в движении, а не в традиционных статичных позах. Кисти Карла Брюллова принадлежит и первый настоящий шедевр русской исторической живописи – картина «Последний день Помпеи».

Знаменитые полотна передвижников

Новую эпоху в истории русской живописи открывает творчество передвижников. Они создают гениальные реалистические полотна самых разных жанров. Одним из крупнейших представителей бытового жанра становится Василий Перов. Печальное и в то же время трогательное впечатление оставляет его знаменитая «Тройка». Историческая теперь развивается на национальном материале. Среди ее лучших образцов – «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина.

Покоряют своей красотой пейзажи передвижников. Картины незатейливой русской природы обретают под их кистью новизну и особое очарование. Первым подлинно национальным русским пейзажем становится картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Традиции Саврасова продолжает его ученик Исаак Левитан. Настоящей поэзией проникнуты его многочисленные лирические пейзажи, в том числе – «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень».

Мир русских сказок и былин создает в своем творчестве Виктор Васнецов. Пожалуй, в нашей стране нет человека, который не был бы знаком с его замечательными произведениями «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», «Богатыри».

Лучшие работы художников «серебряного века»

Крупнейшим представителем русского символизма, по праву, считается Михаил Александрович Врубель. Самая известная и, возможно, из его работ – сказочно прекрасная «Царевна-Лебедь». К числу лучших образцов живописи России можно отнести и замечательные, не похожие друг на друга образы, созданные представителями художественного объединения «Мир искусства», - «Дама в голубом» Константина Сомова, «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, «За » Зинаиды Серебряковой. Восхитительные, яркие и красочные картины русских праздников разворачивает на своих полотнах «Масленица», «Троицын день» Борис Кустодиев.

Русская живопись – это целый мир, полный ярких образов, поэтической красоты и постоянных открытий. И, разумеется, названными работами перечень лучших образцов живописи России далеко не исчерпывается.

Видео по теме

Самое неблагодарное занятие – оценка и формирование рейтингов в искусстве. Невозможно сравнить вальс Мендельсона и арию «Аве Мария», картины «Мона Лиза» и «Черный квадрат», «Слово о полку Игореве» и стихи Гёте. Все эти прекрасные, гениальные творения человека надо просто смотреть, слушать и хранить.

Инструкция

«Девятый вал». Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. На холсте размером 221х332 см великий русский Иван Айвазовский в 1850 году изобразил борьбу со стихией четырех моряков, потерпевших . Огромные сине-зеленые волны, подсвеченные заходящим светилом, вот-вот захлестнут обломок мачты – последнюю опору несчастных людей. Айвазовский написал более шести тысяч произведений, и все они были признаны при жизни автора. Художник творил быстро. Одна из его знаменитых картин была написана за время урока в художественной школе как для учеников.

Картина «Мона Лиза» («Джоконда») находится в Париже в Лувре, написана великим художником Леонардо да Винчи в 1505 году. Весь мир узнал о ней после того, как в 1911 году полотно было украдено работником музея. Историки-искусствоведы установили имя женщины, изображенной на знаменитой картине. Ею оказалась жена торговца из Флоренции Лиза Герардини. Ее загадочная улыбка стала темой многих новых произведений, философских размышлений и диспутов.

Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича, созданная в 1915 году, до сих пор вызывает неоднозначное отношение, споры и различные умозаключения. Каждый может взять белый лист и

Крупные международные аукционы все чаще включают современных русских художников в свои торги послевоенным и современным искусством. В феврале 2007 года Sotheby’s провел первые и ставшие почти сенсационными специализированные торги русским contemporary art, которые принесли 22 аукционных рекорда. «Артгид» решил выяснить, кто же из наших современных художников собрал самые большие суммы на международных аукционах и, составив топ-10 самых дорогих ныне живущих русских художников по результатам аукционных продаж, обнаружил некоторые любопытные закономерности. Все цены продаж приводятся по данным аукционных домов с учетом премии покупателя.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Ночной фитнес. Фрагмент. Courtesy авторы (www.dubossarskyvinogradov.com)

Разумеется, не могло быть никаких сомнений в том, кто именно стал лидером аукционной гонки: грандиозного «Жука» Ильи Кабакова, проданного в феврале 2008 года на Phillips de Pury почти за £3 млн, помнят, наверное, все, кто интересуется современным искусством. Забавный детский стишок, текст которого написан на деревянной панели с жуком, даже приобрел в искусствоведческо-рыночной интерпретации глубокомысленную интонацию: «Вырывается мой жук, прыгает, стрекочет, он в коллекцию мою попадать не хочет» — это метафорически означает азарт коллекционера современного искусства, за этого самого жука торгующегося. (Процитированный Кабаковым стих, сочиненный архитектором А. Масленниковой, поэтом-любителем из Воронежа, напечатан в детском сборнике стихов, считалок и загадок «Между летом и зимой», вышедшем в 1976 году в издательстве «Детская литература», — а Кабаков эту книжку иллюстрировал. Правда, того жука в его черно-белых иллюстрациях не было).

Следует добавить, что если бы мы составляли не топ-10 самых дорогих ныне живущих художников, а топ-10 их самых дорогих работ, то картины Кабакова заняли бы в этом списке первые три места. То есть три самых дорогих произведения ныне здравствующего русского художника принадлежат именно ему — помимо «Жука» это «Номер люкс» 1981 года (Phillips de Pury, Лондон, 21 июня 2007, £2,036 млн) и «Каникулы № 10» 1987 года (Phillips de Pury Лондон, 14 апреля 2011, £1,497 млн). Вдобавок ко всему, щедрый Кабаков «подарил» еще один рекорд венскому аукциону Dorotheum — год назад, 24 ноября 2011 года картина «В университете» ушла там за €754,8 тыс., став самым дорогим произведением современного искусства, когда-либо проданным на этом аукционе.

Серебряного призера, вероятно, многие также назовут без труда — это Эрик Булатов, чей холст «Слава КПСС» был продан за рекордную для художника сумму на том же самом аукционе Phillips de Pury, что и кабаковский «Жук».

А вот третье место нонконформиста Евгения Чубарова, чья поздняя работа «Без названия» ушла в июне 2007 года на Phillips de Pury за £720 тыс., можно было бы назвать неожиданностью, если бы не тот факт, что несколькими месяцами раньше, в феврале того же года Чубаров уже произвел сенсацию на Sotheby’s в Лондоне, на специализированных торгах российским современным искусством, где его работа с тем же названием (точнее, без него) была продана за £288 тыс. (при верхней границе эстимейта в £60 тыс.), не только побив предполагаемый топ-лот того аукциона, картину Булатова «Революция — Перестройка» (цена продажи £198 тыс.), но и став самым дорогим на тот момент произведением ныне живущего русского художника. Кстати, вот она, ирония колебания курсов валют: в ноябре 2000 года полиптих Гриши Брускина был продан в Нью-Йорке за $424 тыс., и тогда в фунтах стерлингов это составляло £296,7 тыс., а в феврале 2007 года, когда устанавливал свой первый рекорд Чубаров, — уже только £216,6 тыс.

Произведения обладателей четвертого места Виталия Комара и Александра Меламида — нередкие и довольно успешные лоты западных аукционов, хотя их эстимейты редко превышают £100 тыс. Вторая по цене работа дуэта — «Ялтинская конференция. Суд Париса» — была продана на аукционе Macdougall’s в 2007 году за £184,4 тыс. Но следует учесть, конечно, что картина, принесшая им четвертое место, принадлежит к довольно ранним и редко появляющимся на аукционах работам и что она экспонировалась в 1976 году на первой (и очень громкой) заграничной выставке Комара и Меламида в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке.

Следующие за Комаром и Меламидом Олег Васильев и Семен Файбисович стабильно держат на аукционах высокую планку. Васильев был третьим на том необыкновенно успешном аукционе Phillips de Pury 2008 года, который принес рекорды Илье Кабакову и Эрику Булатову, а Файбисович — четвертым. Тогда картина Васильева «Вариация на тему обложки журнала “Огонек”» 1980 года была продана за ₤356 тыс. при эстимейте ₤120 тыс., а «Еще один взгляд на Черное море» Файбисовича 1986 года — за £300,5 тыс. при эстимейте £60-80 тыс. Работы обоих художников часто приносят на аукционах шестизначные суммы.

Правда, аукционную славу Файбисовичу принесли вовсе не рекордные «Солдаты», а картина «Красавица», проданная на Sotheby’s 12 марта 2008 года — это были вторые по счету торги аукционного дома современным русским искусством, если не считать московского аукциона 1988 года. Картина (другое ее название — «Первое мая») ушла тогда за £264 тыс. при эстимейте £60-80 тыс., между покупателями за нее развернулось настоящее сражение. Еще одна картина Файбисовича «На московской улице» на том аукционе превысила эстимейт в два раза и была продана за £126 тыс. Добавим, что, по данным портала Artprice, Семен Файбисович — единственный из российских художников, вошедших в топ-500 самых продаваемых в 2011-2012 годах.

Примерно то же самое можно сказать и о занимающем восьмое место в топ-10 Олеге Целкове. Уже полвека назад нашедший свой стиль и тему, узнаваемый и авторитетный художник, он регулярно снабжает аукционы своими флуоресцентными круглыми рожами, имеющими неизменный успех. Вторая по цене картина Целкова «Пять лиц» продалась в июне 2007 на MacDougall’s за £223,1 тыс., третья, «Двое с жуками», — в ноябре того же года на том же аукционе (MacDougall’s всегда выставляют на торги нескольких Целковых разного ценового диапазона) за £202,4 тыс.

Грише Брускину в аукционной истории русского современного искусства выпала особая роль еще с 1988 года, с московского аукциона Sotheby’s под названием Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art, где его «Фундаменталный лексикон» был продан за сенсационные £220 тыс., в 12 раз выше эстимейта. Примерно то же самое, а может быть, даже еще сенсационнее, произошло и с полиптихом «Логии. Часть I» в 2000 году на Christie’s в Нью-Йорке: полиптих ушел за $424 тыс., превысив верхнюю планку эстимейта в 21 (!) раз — уже одно это может считаться своеобразным рекордом. Вероятнее всего, эта необычайная покупка обусловлена не в последнюю очередь значимостью имени Брускина как героя легендарных московских торгов Sotheby’s, потому что никакие другие аукционные продажи Брускина даже близко не подходят к этим суммам.

Цена на Оскара Рабина не колеблются, а неуклонно и очень заметно растут, особенно на работы советского периода — все самые дорогие проданные на аукционах работы этого мастера написаны в конце 1950-х - начале 1970-х годов. Это (помимо его рекордного «Социалистического города») «Бани (Нюхайте одеколон “Москва”, 1966, Sotheby’s, Нью-Йорк, 17 апреля 2007, $336 тыс.) и «Скрипка на кладбище» (1969, Macdougall’s, Лондон, 27 ноября 2006, £168,46).

Десятку сильнейших замыкают представители более молодого поколения — Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, чьи самые дорогие картины были проданы на Phillips de Pury (вторая по стоимости — «Последняя бабочка», 1997, Phillips de Pury, Нью-Йорк, $181 тыс.). Эти художники, в общем, продолжают тенденцию, довольно отчетливо заметную в рейтинге самых дорогих картин ныне живущих художников. О ней речь чуть ниже, а пока вот, наконец, список самых дорогих произведений ныне живущих русских художников.


Топ-10 произведений ныне живущих российских художников

1. Илья Кабаков (р. 1933). Жук. 1982. Дерево, эмаль. 226,5 x 148,5. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 28 февраля 2008. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Цена продажи £2,93 млн.

2. Эрик Булатов (р. 1933). Слава КПСС. 1975. Холст, масло. 229,5 х 229. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 28 февраля 2008. Эстимейт £500-700 тыс. Цена продажи £1,084 млн.

3. Евгений Чубаров (р. 1934). Без названия. 1994. Холст, масло. 300 х 200. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 22 июня 2007. Эстимейт £100-150 тыс. Цена продажи £720 тыс.

4. Виталий Комар (р. 1943) и Александр Меламид (р. 1945). Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича. 1972. Холст, масло, коллаж, золотая фольга. 175 х 120. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 23 апреля 2010. Эстимейт £100-150 тыс. Цена продажи £657,25 тыс.

5. Олег Васильев (р. 1931). Перед закатом. 1990. Холст, масло. 210 x 165. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 12 марта 2008. Эстимейт £200-300 тыс. Цена продажи £468,5 тыс.

6. Семен Файбисович (р. 1949). Солдаты. Из серии «Вокзалы». 1989. Холст, масло. 285,4 x 190,5. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 13 октября 2007. Эстимейт £40-60 тыс. Цена продажи £311,2 тыс.

8. Олег Целков (р. 1934). Мальчик с воздушными шариками. Холст, масло. 103,5 х 68,5. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 28 ноября 2008. Эстимейт £200-300 тыс. Цена продажи £238,4 тыс.

9. Оскар Рабин (р. 1928). Город и луна (Социалистический город). 1959. Холст, масло. 90 х 109. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 15 апреля 2008. Эстимейт $120-160 тыс. Цена продажи $337 тыс. (£171,4 по курсу доллара к фунту стерлингов на апрель 2008 года).

10. Александр Виноградов (р. 1963) и Владимир Дубосарский (р. 1964). Ночная тренировка. 2004. Холст, масло. 194,9 x 294,3. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 22 июня 2007. Эстимейт £15-20 тыс. Цена продажи £132 тыс.

Известно, что аукционные цены — вещь иррациональная и по ним нельзя судить об истинной роли и значимости художника в художественном процессе. Зато по ним и по топ-лотам можно примерно судить о коллекционерских предпочтениях. Каковы же они? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть экспертом. Они очевидны. Во-первых, все художники (разве что кроме Александра Виноградова и Владимира Дубосарского) — «живые классики» в летах, причем весьма солидных. Во-вторых, почти у каждого из них рекорды установили не работы последних лет, а намного более ранние, то есть закономерность «чем старше — тем лучше» актуальна и здесь. В-третьих, все без исключения произведения из топ-10 представляют собой станковые картины. В-четвертых, это все картины большого и очень большого размера. Более или менее «стандартными» в этом отношении можно считать разве что «Город и луну» Оскара Рабина и «Мальчика с воздушными шариками» Олега Целкова, все же остальные здорово превышают в высоту (даже не в ширину) человеческий рост. Наконец, для всех этих художников так или иначе актуальна тема советского (в частности, нонконформистского) прошлого, во многих случаях акцентированная в их работах. Похоже, наши коллекционеры испытывают острую ностальгию по этому самому советскому прошлому (общеизвестно, что русское искусство на Западе покупают именно русские собиратели).

Более молодые, чем остальные лидеры аукционных продаж, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский несколько упрямо пытаются выломиться из десятки суровых нонконформистов, но это только на первый взгляд. На самом деле если представить себе, кто из следующего за Кабаковым, Булатовым, Рабиным, Васильевым, Целковым поколения наилучшим образом может соответствовать вышеперечисленным критериям покупаемости (станковые картины больших размеров, перепевы советских жанров, мотивов и стилистики), то, вероятно, это и окажутся Виноградов и Дубосарский, достойные наследники мэтров предшествующих десятилетий. По крайней мере если судить по аукционным продажам.

В Абакане, Петрозаводске, Саратове, Тамбове, Искитиме и в других городах виртуальных филиалов Русского музея в «Ночь кино» 24 августа состоится премьера фильма «Вильгельм Котарбинский. Искусством... мечтать»
  • 22.08.2019 Документальные ленты о русских художниках начнут показывать в субботу, с 16:00 в конференц-зале Инженерного корпуса (Лаврушинский переулок, дом 12)
  • 21.08.2019 Вертолет, на котором он летел, задел линии высоковольтных передач и рухнул в море. Пассажиры и пилот погибли
  • 19.08.2019 Это те же, что ранее сделали носки «Третьяковский авангард» с супрематическими композициями. В новой серии St.Friday Socks замахнулись на русскую классику из учебников. Она так и называется: «Хиты Третьяковской галереи»
  • 16.08.2019 Памятник «Первым строителям Петербурга», установленный на месте старых православного и немецкого кладбищ в 1995 году, фактически наполовину разрушен. Его хотят восстановить, но мешает правовая неопределенность
    • 23.08.2019 Статистика продаж на завершившихся торгах - 12 из 20 лотов
    • 19.08.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и два - печатной графики и две работы в смешанной технике
    • 16.08.2019 В этот раз, напомню, кроме 20 лотов регулярных торгов, мы выставляли дополнительно 11 произведений в рамках кураторских торгов «Русская классика»
    • 13.08.2019 17 августа в «АртЛитфонде» на Винзаводе состоится очередной аукцион современного искусства, в котором примут участие 136 художников и их 200 живописных, графических и скульптурных работ
    • 13.08.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и один - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка. Плюс 11 лотов «Русской классики»!
    • 13.08.2019 Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
    • 09.08.2019 По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами

    Искусство современной живописи - это произведения, созданные в настоящее время или в недалеком прошлом. Пройдет определенное количество лет, и эти картины станут достоянием истории. Произведения живописи, созданные в период начиная с 60-х годов прошлого столетия и по сегодняшний день, отражают несколько направлений современного искусства, которые могут быть отнесены к категории постмодернизма. Во времена модерна творчество художников-живописцев было представлено шире, а в 70-х годах ХХ века произошло изменение социальной направленности искусства живописи.

    Актуальное искусство

    Художники современной живописи представляют в первую очередь новые течения в изобразительном творчестве. В культурной терминологии существует понятие "актуальное искусство", которое в чем-то соотносится с понятием "современная живопись". Под искусством актуальным художники чаще всего подразумевают новаторство, когда живописец обращается к темам ультрасовременным, независимо от их направленности. Картина может быть написана в и изображать какое-либо промышленное предприятие. Либо же на полотне присутствует ландшафтный пейзаж с пшеничным полем, лугом, лесом, но при этом вдали непременно будет нарисован комбайн. Стиль современной живописи предполагает социальную направленность картины. В то же время пейзажи современных художников без социального подтекста ценятся гораздо выше.

    Выбор направления

    Начиная с конца 90-х годов художники современной живописи отказываются от производственной тематики и переводят свое творчество в русло чистого изобразительного искусства. Появляются мастера тонкой портретной живописи, пейзажных сюжетов, натюрмортов в стиле фламандского рисунка. И постепенно в современной живописи стало проявляться подлинное искусство, ни в чем не уступающее картинам, созданным выдающимися художниками 18-го и 19-го веков, а в чем-то даже превосходящее их. Сегодняшним мастерам кисти помогает развитая техническая база, обилие новых средств, которые позволяют в полной мере отразить задуманное на холсте. Таким образом, художники современной живописи могут творить по мере своих способностей. Разумеется, качество красок или кистей немаловажно в процессе написания картин, но все же главным является талант.

    Абстрактный экспрессионизм

    Современные художники придерживаются методов живописи, которые допускают использование негеометрических штрихов, наносимых во множестве на полотно большого размера. В ход идут большие кисти, иногда малярные. Подобную живопись трудно назвать искусством в классическом значении этого слова, однако абстракция - это продолжение сюрреализма, который появился еще в 1920 году благодаря идеям Андре Бретона и сразу нашел массу последователей, таких как Сальватор Дали, Ганс Хофман, Адольф Готлиб. В то же время художники современной живописи понимают экспрессионизм по-своему. Сегодня этот жанр отличается от своего предшественника размерами полотен, которые могут достигать трехметровой длины.

    Поп-арт

    Противовесом абстракционизму стал концептуальный новый авангардизм, пропагандирующий эстетические ценности. Современные художники стали включать в свои картины изображения известных личностей, таких как Мао Цзэдун или Мэрилин Монро. Это искусство получило название "поп-арт" - популярное, общепризнанное направление в живописи. Массовая культура пришла на смену абстракционизму и дала начало особому виду эстетики, которая в красочной, эффектной манере преподносила публике то, что было у всех на слуху, какие-то события последнего времени или изображения широко известных людей в разных жизненных ситуациях.

    Основоположниками и последователями поп-арта были Энди Уорхол, Том Вессельман, Питер Блейк, Рой Лихтенштейн.

    Фотореализм

    Современное искусство многогранно, нередко в нем возникает новое направление, объединяющее в себе два или больше видов изобразительного творчества. Такой формой самовыражения художника стал фотореализм. Это направление в живописи появилось в США в 1968 году. Его придумал художник-авангардист Луи Мейзель, а представление жанра произошло два года спустя, в Музее Уитни во время выставки "Двадцать два реалиста".

    Живопись в стиле фотореализма связана с фотографией, движение объекта как бы замораживается во времени. Художник-фотореалист собирает свой образ, который будет запечатлен на картине, при помощи фотографий. С негатива или слайда изображение переносится на холст путем проекции или с помощью масштабной сетки. Затем создается полноценная картина с применением технологий живописи.

    Расцвет фотореализма пришелся на середину 70-х годов, затем произошел спад популярности, а в начале 90-х жанр вновь возродился. Маститые художники работали в основном в США, среди них было много скульпторов, которые также создавали свои произведения с помощью проекции изображения. Наиболее известные мастера живописи на основе фотореализма - это Ричард Эстес, Чарльз Беллет, Томас Блэквелл, Роберт Демекис, Дональд Эдди, Дуэйн Хансон.

    Художники-фотореалисты молодого поколения - Рафаэлла Спенс, Роберто Бернарди, Чиара Албертони, Тони Брунелли, Оливье Романо, Бертран Мениэль, Клайв Хэд.

    Современные художники России

    • Серж Федулов (род. 1958), уроженец Невинномысска Ставропольского края. Участник нескольких выставок в Латинской Америке и Европе. Его картины отличаются реалистичностью и контрастными сочетаниями цветов.
    • Михаил Голубев (род. 1981), окончил художественный класс Омской школы живописи. В настоящее время живет в Санкт-Петербурге. Отличается необычной манерой творчества, все его работы - это картины-размышления с глубоким философским подтекстом.
    • Дмитрий Анненков (род. 1965) в Москве. Окончил Художественный институт имени Строганова. Популярен за рубежом, но предпочтение отдает российским выставкам. Искусство Анненкова реалистично, художник является признанным мастером натюрморта.

    Русские импрессионисты

    • Алексей Чернигин, русский художник-импрессионист (род. 1975), является сыном известного художника Александра Чернигина. Изучал живопись и графический дизайн в художественном училище Нижнего Новгорода. Окончил Нижегородский архитектурный институт по специальности "Дизайн в промышленности". Член Союза художников России с 1998 года. С 2001 года преподаватель в НГАСУ на кафедре "Интерьерный дизайн".
    • Константин Лупанов, краснодарский художник (род. 1977). Окончил Промышленную академию при Госуниверситете культуры и искусств по специальности "Монументальная живопись". Участник многих художественных выставок в и Санкт-Петербурге. Отличается редкой манерой масляной живописи с закручиванием мазка. Картины Лупанова полностью лишены контрастных сочетаний цветов, изображения как бы перетекают одно в другое. Сам художник называет свои работы "веселой, безответственной мазней", однако в этом заявлении есть доля кокетства: картины на самом деле написаны вполне профессионально.

    Русские художники, рисующие в стиле ню

    • Сергей Маршенников (род. 1971), один из самых известных российских художников современности. Окончил Уфимский колледж искусств. Его картины - это пример вопиющей реалистичности. Работы производят впечатление художественного фотоснимка, настолько точна композиция и выверен каждый штрих. В роли натурщицы чаще всего выступает жена живописца Наталья, и это помогает ему в создании чувственной картины.
    • Вера Васильевна Донская-Хилько (род. 1964), внучка известного оперного певца Лаврентия Дмитриевича Донского. Ярчайшая представительница современной русской живописи. Рисует в стиле сюжетного ню. В творческой палитре художницы можно встретить красавиц из восточного гарема и обнаженных деревенских девушек на берегу реки в ночь праздника Ивана Купала, русскую баню с выходом разгоряченных женщин на снег и купанием в проруби. Художница рисует много и талантливо.

    Современные художники России, их творчество вызывают все больший интерес ценителей изящных искусств во всем мире.

    Современная живопись как мировое искусство

    В настоящее время изобразительное творчество приняло формы, отличные от тех, которые были востребованы в 18-м и 19-м веках. Современные художники мира обратились к авангарду в более узкой интерпретации, полотна приобрели утонченность и стали более содержательными. Общество сегодня нуждается в искусстве обновленном, потребность распространяется на все виды творчества, в том числе и на живопись. Картины современных художников, если они выполнены на достаточно высоком уровне, раскупаются, становятся предметом торга или обмена. Некоторые полотна входят в списки особо ценных произведений искусства. По-прежнему востребованы картины из прошлого, написанные великими живописцами, но все большую популярность приобретают современные художники. Масло, темпера, акварель, другие краски, помогают им в творчестве и успешной реализации задуманного. Живописцы, как правило, придерживаются какого-то одного стиля. Это может быть пейзаж, портрет, батальные сцены либо другой жанр. Соответственно, для своего творчества художник выбирает определенный сорт красок.

    Современные художники мира

    Наиболее известные современные художники отличаются по манере письма, их кисть узнаваема, иногда даже не нужно смотреть на подпись внизу полотна. Известные мастера современной живописи - Перлстайн Филип, Александр Исачев, Фрэнсис Бэкон, Станислав Плутенко, Питер Блэйк, Фрейд Люсьен, Майкл Паркес, Гай Джонсон, Эрик Фишл, Николай Блохин, Василий Шульженко.

    Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

    Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

    Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

    Трехмерная графика в искусстве XXI века

    Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

    Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

    Уличное искусство 21 века

    Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

    Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

    Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

    Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

    В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

    Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

    Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

    Формы

    На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

    Реди-мейд

    Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

    Анаморфозы

    Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

    Биологические жидкости в искусстве

    Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

    Живопись XX-XXI века

    Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

    Супрематизм

    Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

    Поп-арт

    Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

    Футуризм

    Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

    Современное искусство в России XXI века

    Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

    Новое поколение

    Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

    Музеи современного искусства

    Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

    Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

    Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

    Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.