Каком углу иконы правильно повесить. Какая икона должна висеть над входной дверью: значение

В эти постовые дни поразмышляем немного о нашей православной традиции - располагать святые иконы над входом в наши жилища – будь то икона над входной дверью в прекрасный особняк, или икона над входом в дом в деревне, икона над дверью в квартиру. Икону можно встретить даже над входом в светские учреждения. И это не дань «моде на православие», а, скорее, желание следовать сложившейся давно и возрождаемой в наши дни традиции.

Если для православного человека семья – это малая церковь, то его собственный дом – это малый ковчег, в котором домочадцы укрываются от бурь житейского моря. И верующий человек, призванный быть светильником веры для окружающих, не может и не должен жить раздвоенной жизнью – в храме он один, а дома – совсем другой, чтобы не напоминать собой героя детской книги «Витя Малеев в школе и дома».

Конечно же, дом не может быть «копией» храма, но внутренняя собранность, воспитанное участием в богослужениях благоговение не должно улетучиваться у нас, как только мы оказываемся за храмовой оградой. Сохранить целостность нашего внутреннего мира помогает молитва – наше обращение к Богу, эта непрерванная нить нашего единства с Господом.

Мы живем в удивительное время – время сверхскоростей, бешеных темпов, новых технологий. Ежедневно подвергаемся внешней экспансии информационных потоков. И во всем этом жизненно важным остается необходимость сохранения невредимым своего собственного внутреннего мира. Зачастую мы слишком самоуверенны, за что бываем посрамлены, ибо «гордым Господь противиться…». А если с верой прибегаем к молитве, то можем быть уверены, то Господь, Богородица, Небесные Силы и сонм святых угодников непременно оградят нас от неугомонной невидимой брани темных сил. Для верующего человека икона над дверью в квартиру – не оберег, не пугало. Да, икона, конечно, обладает огромной силой не допускать зла, так как все, кто изображается на образах – это или Сам совершенный Свет и Добро или те, кто этому служит и наделены властью от Творца. Когда мы располагаем святые иконы над входом в наши дома, мы не просто свидетельствуем, что здесь почитают Творца неба и земли, но и невольно собираемся и мыслью, и чувствами, возвращаем себя из мира «больших гонок» в атмосферу нравственных идеалов, домашнего уюта, благословенного мира собственного дома.

Какую икону располагают над входной дверью?

В православной традиции принято располагать над входом изображение Распятия, икон Спасителя и Богородицы, Ангельских Сил. Вполне вероятно, что традиция эта перекликается с началом росписей храмов, появлением фресок. Икону или Распятие можно расположить и с внутренней стороны двери. Ибо, покидая дом, мы мысленно осеняем себя крестным знамением, читая молитву Кресту, испрашиваем благословения на путь у Спасителя и Пресвятой Богородицы.



Над дверью можно поместить любой образ, но особо почитаемы в таких случаях иконы Пресвятой Богородицы – «Непроходимая дверь», «Нерушимая стена», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская», Архангела Михаила, Ангела Хранителя.




Наши иконописцы за свои многолетние труды создали прекрасные образы Пресвятой Богородицы, среди них есть удивительной красоты «Семистрельная. Умягчение злых сердец», прекрасная икона «Нерушимая стена», в разных школах написанные иконы Архангела Михаила, Ангела Хранителя, святого великомученика и Победоносца Георгия.

В нашей мастерской можно купить иконы ручной работы : Покрова Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Архангела Рафаила, выполненные в московской канонической школе иконописи, полиграфический вариант в багетной раме иконы Богородицы «Семистрельная. Умягчение злых сердец». Также, совсем недавно, нашими мастерами изготовлен красивый крест ручной работы с расположенными по его осям иконками Спасителя, Божией Матери, почитаемых у нас святых угодников.

Мы всегда рады нашим гостям и ждем Вас с искренним расположением души.

Пусть в наших сердцах всегда живет вера в Бога и негасима будет свеча молитвы.

Боже, милостив буди нам, грешным!

Раньше в каждом православном доме богатой и бедной семьи, простой и знатной почетное место уделялось иконам. Где-то ютилась скромная полочка, а где-то целый иконостас. В состоятельных домах имели богатый и роскошный оклад, являясь показателем высокого положения хозяина дома. В современных квартирах, увы, уже не всегда соблюдается эта добрая традиция, а главное место в комнате занимает телевизор или компьютер, но, к счастью, постепенно прежние обычаи восстанавливаются. Икона вновь становится бережно хранимой семейной реликвией, которую берегут, которой выделяют почетное место в доме. Впрочем, расположение икон в квартире вовсе не является случайным. Красный угол (или как его ещё называли: передний угол, святой угол, божница) должен располагаться в определенном месте. Чтобы обитатели дома могли обратить свои мысли к Богу, читая вечерние и утренние молитвы, чтобы могли сосредоточиться и направить свои помыслы к небесам, следует соблюдать определенные традиции при выборе места.

Когда человек обращается с молитвой к Богу, обычно он становится лицом на восток, именно поэтому при строительстве храмов алтарь устанавливается таким образом, чтобы он располагался на восточной стороне. Следуя этому обычаю, правильное расположение икон в квартире - восточная стена комнаты. Конечно же, не всегда планировка квартиры позволяет это сделать, потому что на восточной стене могут располагаться окна. Рядом с окном и батарей икону ставить не стоит, так как это может привести к её порче из-за сквозняков или батарейного жара. В этом случае от восточного расположения придется отказаться. Несмотря на то, что желательно вешать икону именно так, нет ничего страшного и в другом размещении, ведь искренняя молитва будет всегда услышана, независимо от того, на какой стороне при этом висел святой образ. Важно, чтобы перед иконой было достаточно свободного места, чтобы те, кто будет молиться, могли полностью погрузиться в свои мысли, не отвлекаясь на неудобства и тесноту. Особенно это важно для большой семьи, где на молитву может собраться несколько человек. Расположение икон в доме может быть различным, иногда их помещают над кроватью. Например, вешается у изголовья, чтобы беречь и хранить покой спящего, преисполняя его чистыми помыслами.

Что касается выбора комнаты, в которой стоит повесить икону, то здесь решение полностью ложится на плечи хозяев жилища. Она может располагаться и в гостиной, и в прихожей (например, над входом в дом), и даже на кухне. Если у вас нет отдельной столовой, и ваша семья трапезничает на кухне, то непременно стоит расположить там икону, чтобы можно было помолиться перед приемом пищи. Хорошей идеей будет расположить икону в спальне, чаще всего здесь находит свое место образ тезоименитого святого. Некоторые считают, что в спальне молодоженов нельзя устанавливать икону, но мнение такое ошибочно . Непременно стоит повесить икону в детской, это может быть , которая будет оберегать ваше чадо.

Вы выбрали комнату, в которой бы хотели разместить икону, нашли подходящую стену, как же правильно будет её установить? Вы можете обустроить специальную полочку, либо выбрать киот - специальный шкафчик для икон. Если у вас нет такой возможности, то может быть просто повешена на стену. В том случае, если икон несколько, тогда имеет смысл выстроить их в гармоничную композицию, которая будет приятна для глаз. Стоит также узнать, как лучше сочетать разные иконы по смыслу. Кроме того, иконы святых не следует вешать выше, чем образ Спасителя и Богородицы. Выше них может располагаться только . Принято ставить икону Спасителя справа от молящегося, а Богородицы слева. Изображения всех остальных святых должны располагаться ниже, соблюдая иерархию . Очень важно отметить, что иконы должны быть расположены таким образом, чтобы рядом не было других, несоответствующих вещей. Современная квартира может быть наполнена самыми разными предметами: картинами, книгами, техникой, фотографиями и тому подобным. Пусть у иконы будет свой собственный уголок, в котором не будет ничего постороннего. Среди книг, игрушек или сувениров не место святому образу. Отнеситесь к нему с уважением, чтобы это место было особенным в доме.

Правильно расположение икон в доме помогает вам открыть окно к светлому и духовному, озаряя ваше жилище радостью и светом.

Нередко верующие люди задумываются о том, чтобы повесить икону над входной дверью. Размещение святого образа выполняет не только роль дополнительного украшения, но и наполняет дом положительной энергетикой. От того какое именно изображение вы выберете зависит его влияние на обитателей квартиры.

Сегодня у многих можно встретить икону в доме

Особенности размещения икон в доме

Часто люди, желающие разместить икону в доме, задаются вопросом – можно ли её вешать над входной дверью и как лучше разместить? Обычно в доме обустраивается особый уголок для расстановки наиболее значимых для человека икон. Особых требований по этому поводу не предусмотрено, но все же существует ряд рекомендаций:

  • Устанавливать икону лучше всего в восточной части квартиры, особенно это касается основного образа, но тем не менее для привлечения положительной энергетики допустимо повесить её возле входной двери.
  • Необходимо обеспечить чистоту уголка. Постоянная уборка – обязательное условие, поэтому предмет должен находиться в зоне досягаемости для хозяйки.
  • Желательно дополнить лик Святого рушником.
  • Расчистите пространство на том месте, куда вы планируете повесить икону, не стоит использовать другие обереги и талисманы.
  • Можно разместить образ напротив входа, чтобы защитить дом от нечистой силы и негативной энергетики.

Нежелательно размещать иконы вблизи фотографий членов семьи, а также других изображений и бытовой техники.

Для отталкивания негативной энергетики можно повесить икону в детской комнате на восточной стене

Что несет с собой икона

Для некоторых людей размещение над дверью иконы – это всего лишь очередное веяние моды или некая традиция, передавшаяся от старшего поколения. Религиозные православные люди относятся к этому вопросу более серьезно. Независимо от причины, по которой вы решили использовать такой символ, икона несет вместе с собой определенную смысловую и энергетическую нагрузку.

Что же несет с собой лик Святого? Прежде всего, принято считать, что он помогает человеку поддерживать духовную связь с Богом и высшими силами. Также икона служит неким оберегом от плохого влияния извне, особенно если она находится непосредственно перед входом. В целом она наполняет дом положительной энергетикой и несет с собой благословение для его обитателей и их гостей.

Также считается, что некоторые образы имеют специфическое влияние. Например, некоторые из них способны положительно влиять на характер человека, предотвращать ссоры в семье, другие же отвечают за здоровье и исцеляют недуги. Особое влияние оказывают покровители, их выбирают индивидуально, поэтому в некоторых случаях допускается размещение возле дверей нескольких изображений.

Икона принесет в дом благополучие и мир в семье

Какие иконы чаще всего вешают над входной дверью? Самыми популярными являются икона Божьей Матери «Семистрельная» и «Вратарница». Также весьма популярны персональные ангелы-хранители.

Правила установки образа возле входной двери

Для того чтобы святой образ принес пользу для вашего жилья следует соблюдать некоторые правила относительно его размещения. Для начала необходимо выбрать, какую именно икону вешать возле входной двери. Для этого нужно обратить внимание на её значение и приписываемы ей свойства.

Некоторые образы лучше размещать именно над проемом, чтобы каждый входящий в дом как бы получал некий энергетический заряд. При этом он будет дополнительно наделять ваше жилье положительной энергетикой. Если же повесить икону напротив двери, вам удастся оттолкнуть от себя весь негатив извне, однако строгих рекомендаций по поводу выбора места нет, главное здесь – это чистота ваших намерений и соблюдение общих правил размещения икон.

Рассмотрим подробнее несколько самых популярных образов, которые чаще всего вешают вблизи входа. Возможно, один из них и будет для вас самым подходящим.

Образы святынь над дверным проемом отдают каждому входящему часть своей энергии

Божья Матерь «Семистрельная»

Одним из самых широко используемых изображений Святых является икона Божьей Матери с мечами. Иными словами её часто называют «Семистрельной». На ней изображена Божья Матерь в одиночестве. В руках она держит мечи, семь или шесть штук, в зависимости от вариации иконы, они как будто вонзаются ей в грудь. Такое их расположение является неким символом страданий Матери. Ножи могут располагаться в трех позициях:

  • три слева и четыре справа;
  • по три над ладонями и один в центре под ними рукояткой книзу;
  • по три с каждой стороны.

Сила иконы заключается в том, что она способна исцелять недуги и защищать её обладателей от негатива. Она известна легендой о своем появлении, когда исцелила человека, нашедшего её под ступенями колокольни.

Для дома Семистрельная Божья Матерь ценна прежде всего тем, что способна уберечь его от проникновения воров и прочих недоброжелателей. К тому же она улучшает эмоциональную обстановку и препятствует возникновению бытовых ссор, её альтернативное название напрямую указывает на эти свойства. Она отгоняет дурные мысли и помогает справиться с негативными эмоциями. Сила иконы не зависит от того, была ли она освящена или нет, это настолько сильный образ, что можно использовать даже обычную копию или вышитую картину.

Семистрельная икона в доме защищает от всякого негативного состояния членов семьи

Это еще одна икона с изображением Божьей матери, которая отлично подходит для размещения возле входной двери. Она также известна под названием «Нерушимая стена» или «Оранта». По легенде она охраняла Киев и пока лик Святой был в городе, он ни разу не был завоеван.

К свойствам этого образа приписывают чудодейственную силу, направленную на охрану дома. Она помогает защитить жилище от недоброжелателей, воров, а также нечистой силы и колдовства. Сила образа направляется на всех обитателей дома и охраняет жилье даже во время отсутствия его хозяев. Если к вам придут гости с плохими намерениями или негативными мыслями, направленными в вашу сторону, «Вратарница» поможет отвести их. Вскоре недоброжелатели сами покинут дом, так как будут ощущать некий дискомфорт.

«Вратарница» — одна из важнейших православных святынь, защищает от самых разных негативных событий, от вторжения в дом воров и недоброжелателей

Ангел-хранитель

Еще один беспроигрышный вариант при выборе подходящей иконы для размещения на входе в квартиру – это лик вашего персонального покровителя или ангела-хранителя. Здесь предварительно нужно определить конкретного Святого, который закреплен за вами.

Определить своего покровителя можно по дате рождения. Этот образ послужит защитой для человека и принесет ему успех в жизни.

Ангел-хранитель помогает в любой беде

Существует целый порядок определения вашего ангела. Самым распространенным способом является соотношение с датой вашего рождения, однако это далеко не единственный вариант. Можно обратиться к имени, под которым вас крестили в церкви. Обычно оно соответствует имени какого-нибудь мученика или великомученика. Образ этого человека поможет вам справиться с трудностями жизни и принесет спокойствие и достаток в ваш дом.

Также можно выбрать покровителя самостоятельно. Определяющим фактором при этом становится конкретная цель, которую вы желаете достичь с помощью иконы. Например, это может быть изображение Святого, которое имеет свойства укреплять семейные узы и усиливает атмосферу любви и взаимопонимания между домочадцами. Другим людям полезнее будет разместить над входом лик для исцеления болезней и укрепления здоровья. В каждом конкретном случае существует свой перечень подходящих икон. Конечно же, это вовсе не означает, что она каким-то чудодейственным образом решит за вас все проблемы, но, по крайней мере, у вас появиться уверенность в своих силах и вдохновение на духовном уровне.

Независимо от того, какую именно икону вы выберете, она в любом случае благоприятно повлияет на ваш дом и создаст положительную энергетику. При переезде в новую квартиру можно также освятить жилище, чтобы благословить его обитателей.

Древняя православная традиция - устраивать в доме божницу или молельню - существует на Руси издавна. Сегодня, даже в стеснённых жилищных условиях, верующие стараются иметь дома хотя бы несколько образов. Место, где должны стоять иконы в квартире, выбирается согласно установленному обычаю: святые лики обращаются к молящемуся с востока. Таким образом комната становится подобием церкви, которая всегда ориентируется алтарём на восходящее солнце.

Иконы для дома

В старину первыми иконами, которые молодая семья приносила в новый дом, были венчальные. Ими родители благословляли и молодых, и их будущее жилище. Святыни, как правило, переходили по наследству. Как благословение передавались иконы Спасителя, Св. Троицы и Божией Матери.

Детям на рождение дарили иконы с ликами их небесных покровителей. В подарок семье могли преподнести семейный образ с несколькими святыми. Из паломнических путешествий привозили открытки с храмами и монастырями, купцы старались заказать богато оформленный лик своего покровителя - Святителя Николая. Всё это размещалось в красном углу, служившем неотъемлемой частью интерьера дома или избы. Обязанностью детей было протирать божницу от пыли и читать при этом молитвы.

Расположение иконостаса в квартире

В старину уже при начале строительства знали, где в доме должны располагаться иконы. Фасад с тремя окнами выводили на восток, вход обращали к западу. Иконостас размещали в одном из восточных углов. Из-за роскошного устройства этого угла его называли красным, т. е. красивым.

При строительстве современных многоэтажек меньше всего думают о божницах, поэтому удобные для них углы и стены часто оказываются ориентированными в другие стороны света. Некоторых верующих это смущает, однако проблема решается просто . В этом случае следует руководствоваться такими соображениями:

Если нет возможности выделить свободный уголок, полочки иконостаса можно разместить на свободной от картин и фотографий стене. В крайнем случае образки ставят в книжный шкаф под стекло. В этом случае нужно освободить от посторонних предметов часть полки, куда помещаются святыни.

Как составить и оформить божницу

Из каких предметов состоит домашний иконостас, как расположены иконы, фото святых мест, лампады, свечи и другие святыни - всё это должно способствовать главному: сосредоточенной молитве .

Если в семье нет наследственной святыни, то надо начать эту традицию, заказав каноническую икону Спасителя или Божией Матери на доске. Для лучшей сохранности образ помещают в киот - ящик со стеклянной крышкой. Святыню следует поставить в центре угловой полочки, напротив расположить лампаду.

Лики святых нужно правильно расставить справа и слева, соблюдая их чины. Ближе к Спасителю определить место для Иоанна Предтечи и Ангелов, за ними ставятся мученики, святители, преподобные. При небольшом количестве икон этот порядок необязателен. Соблюдая благочестивый народный обычай, можно украсить красный угол рушниками.

Изображения Спасителя и Богородицы должны быть больше по размерам, чем остальные. Если в семье имеется большая старинная икона святого, то правильней будет поместить её отдельно, в другой комнате. В крайнем случае сооружается вторая полка, под основной.

Кроме лампады, на полочках иконостаса раскладывают святыни, подаренные или привезённые из паломнических поездок, фотографии храмов, сосуды со святой водой, освящённую вербу, кусочки просфоры.

Бывает, что со временем на полочках накапливается много маленьких бумажных иконок, которые могут разлететься от порыва ветра. Их можно наклеить на фанеру и сделать общую рамку.

Вместо лампады допустимо использовать свечи, не пренебрегая техникой безопасности. Горящую свечу обязательно тушат прежде, чем лечь спать. Огонёк лампады не представляет опасности, но даёт много копоти. Предметы, составляющие божницу, необходимо протирать от пыли и гари чистой тканью, не бывшей в употреблении.

Ветхие иконы и освящённые растения, которые потеряли вид и рассыпаются , полагается сжигать в чистом месте, пепел закапывают или пускают по реке.

Иконы для других помещений

Помимо иконостаса верующие размещают образы и в других комнатах. Обычно придерживаются следующих традиций:

  • Ангел-хранитель - над входной дверью.
  • Святые Покровители - над детской кроватью.
  • Деревянный крест - на стене в спальне (для молитвы и целования перед сном).
  • Прп. Ефросин Палестинский (повар) - на кухне.
  • Прп. Сергий Радонежский (покровитель учащихся) - над рабочим столом школьника и т. д.

Необходимо тщательно следить за чистотой всех икон в доме. Под каждым образом можно прикрепить листок с текстом краткой молитвы. Следует помнить, что сами по себе святыни не защищают дом. Помощь Господа и святых следует лишь в ответ на молитву перед изображениями их ликов.

Традиции, связанные с красным углом

Красный угол (божница) в старину определял поведение жителей и гостей дома. Многие из этих привычек сохраняются и в современной жизни:

Кстати, «красный угол» почитается и сегодня. Можно заметить, что в кабинетах государственных учреждений флаги и символические предметы располагаются по старой традиции - в самом заметном и почётном, «переднем» углу.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000