Какое имя у савельича. Сочинение на тему «Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Капитанская дочка» образ Савельича

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю. Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством. И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича. В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро». Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки. Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям. И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина. За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать. Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет. Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства. Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.

Образ Савельича стал собирательным образом всех крестьян, которые были вынуждены трудиться на благо своего барина, терпеть унижения и быть бесправными.

Савельич был крепостным, также как его отец и дед, у Гриневых. Когда исполнилось пять лет, он был приставлен к мальчику воспитателю. Это была «новая должность» для старика. А получил он ее за покорность и послушание. Теперь Савельич был свободен от грязной и тяжелой работы, он принялся обучать Петрушку грамоте.

Обучение продолжалось целых семь лет. За это время Савельич очень привык и привязался к мальчику. Когда отец Гринева нанял нового учителя французского и немецкого языка, старик был эти очень не доволен и не понимал зачем спускать деньги на этого «проклятого мусье». Савельич не хотел, чтобы новый учитель стал лучшим учителем, чем он сам.

Позже, Савельич едет с Гриневым в Белогорскую крепость, чтобы присмотреть за своим воспитанником. Нужно отметить, что именно Савельич воспитал в Гриневе те сильные черты характера, которые помогли ему сохранить свою честь и достоинство и не предать императрицу.

Говоря про Савельича, нужно отметить, что он был глубоко верующим человеком. Подтверждением этому могут служить его высказывания: «Господи владыко», «побойся бога», «ради бога» и т.д. Но, не смотря на свою набожность, Савельич не был скуп на твердое словцо.

Говор Савельича наполнен народными поговорками и пословицами. Он любил много рассказывать про себя, но старался не анализировать свои действия. Смыслом всей своей жизни Савельич считал служение своему барину. Он готов пожертвовать свою жизнь ради счастья своего хозяина. Савельич до конца остался верен Петру Гриневу.

В образе Савельича сумел показать нам всю широту русской души и многогранный характер простого русского человека. Именно через образ Савельича автор выразил свой протест против крепостного права.

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гри­нёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, бу­ран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

Ответ

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось об­щаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, после­дующие главы тоже начинаются с народных песен, так что де­ло здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование.

В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отноше­ние к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства.

Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совест­ливого молодого человека, который искренне привязан к кре­постному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям — иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно.

Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремле­нием Петра ехать сквозь буран.

Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не бы­ло — по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размыш­ления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно -вот ещё только маленькое облачко на горизонте — и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сход­ство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-­вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения.

Сон Петруши имеет глубокий смысл для дальнейших со­бытий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринё­вым — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила буду­щих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши бу­дут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и при­зывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубо­кое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность.

А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «На­ружность его мне показалась замечательна. Он был лет соро­ка, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов — это, скорее всего, под­стрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет де­лать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («за­ткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Иллюстраций к данной главе в учебнике-хрестоматии нет.


Архип Савельич – один из персонажей исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Несмотря на то, что он не является главным героем, его образ – один из самых интересных в произведении.

Савельич – крестьянин, слуга Петра Гринёва, сопровождающий юношу. В его образе автор хотел воплотить всё лучшее, что может быть свойственно крестьянскому сословию. Но положительные качества Савельича не видны читателю с первого взгляда, они раскрываются постепенно, по ходу сюжета романа.

Во вступлении произведения Савельич предстаёт как рассудительный, умный и дальновидный слуга, для которого важна не оплата за свою работу, а благополучие «воспитанника», его правильное воспитание и приобщение к русским традициям. Так, он отрицательно относится к французу-учителю, не выполнявшему свои обязанности («Куда как нужно нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!)» Кроме того, ещё одно ценное качество Савельича - ведение трезвого образа жизни («За трезвое поведение пожалованному мне в дядьки»), что удивительно, ведь в то время стояла проблема чрезмерного пристрастия крестьян к спиртному.

Основная часть произведения показывает читателю другую сторону образа Архипа Савельича – он упрям, ворчлив, готов отстаивать своё мнение до последнего и любит читать наставления. Он очень бережлив, задумывается о благосостоянии своего «воспитанника», поэтому старается оградить его от необдуманных расходов.

Кроме того, Савельич отрицательно относится к тому, что Пётр Гринёв «жалует заячий тулупчик с барского плеча» бродяге, который помог им найти путь в буран. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке») И такая реакция Савельича неслучайна: автор хотел показать его умение видеть людей насквозь, то есть с первого взгляда понимать сущность окружающих. Именно по этой причине слуга Петра Гринёва первым узнаёт в Емельяне Пугачёве, предводителе восстания, того самого бродягу.

Во время нападения крестьян на Белогорскую крепость Савельич совершает благороднейший поступок, достойный внимания и уважения читателей. Помня о наказе матери Петруши «смотреть за дитятей», а также благодаря бесконечной верности, преданности, готовности пожертвовать собой ради «воспитанника», старик предлагает Пугачёву казнить его, вместо Петра: «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Такое поведение Савельича удивляет даже Пугачёва, «разбойник», поражённый преданностью и верностью слуги, сохраняет жизнь и ему, и Петруше.

Даже после таких потрясений Савельич остаётся верным Петру, он всюду сопровождает юношу («Я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину», «Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану»). Но несмотря на это, когда Гринёв просит его отвезти возлюбленную к родителям, слуга выполняет поручение, каким бы тяжёлым психологически оно не было. Это в очередной раз доказывает бесконечную верность Савельича Петруше.

Таким образом, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» образ Архипа Савельича занимает особое место. Слуга выступает в роли верного, преданного слуги, готового забыть о своих убеждениях ради «воспитанника» и даже отдать за него жизнь.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Архип Савельев это второстепенный персонаж, но при этом один из главных образов в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Пожилой крестьянин, воспитывающий главного героя произведения, Петра Гринева, был «за трезвое поведение пожалован» молодому барину в дядьки. Архип очень привязался к молодому барину, ведь тот буквально вырос у него на глазах. Савельич чувствует ответственность за судьбу своего молодого хозяина. Под опекой дядьки Гринев обучался грамоте, с ним же отправился на службу. Слуга по-доброму и искренне заботится о Петрушке, по-отечески беспокоится за его будущее.

Характеристика героя

(Анаталий Шишков в роли Архипа Савельича из к/ф "Капитанская дочка", 1958, СССР )

Савельич - мужчина в солидном возрасте. Одежда его, как и у всех крепостных, простая и поношенная. Любит поворчать (об этом говорит фраза «не переспорить упрямого старика»), он очень упрям и крайне недоверчив (это очевидно из фразы «зная упрямство дядьки…»), а вместе с тем очень хозяйственен и ответственен. При этом Савельич не пьет, что для крестьян редкость. Речь персонажа не всегда правильно построена, наполнена просторечивыми выражениями.

Так автор произведения приближает его к народу, раскрывает в процессе повествования его простую человеческую натуру. Такая речь героя помогает лучше понять его характер. Фраза «...дитя причесан, умыт, накормлен» говорит о том, что Архип воспринимает барина как своего ребенка, нуждающегося в постоянных заботе и уходе.

Образ героя в произведении

(Кадр из кинофильма "Капитанская дочка", 1958, СССР )

Савельич позиционирует себя как верного слугу: «я раб ваш» или фраза «всегда усердно вам служил» говорят об этом, а также слова «верный холоп ваш» подчеркивают данное утверждение. Савельич искренне убежден, что крестьяне существуют, чтобы честно работать на своих хозяев, но эта преданность далека от рабского подчинения и приниженности. Так, в ответ на хамское письмо Андрея Гринева, отца Петра, от отвечает «...я не старый пес, а верный ваш слуга...».

Образ Савельича довольно многогранен, что обычно не характерно для второстепенных героев. Архип Савельев тщательно продуманная личность, со своими представлениями о чести, порядочности и законе. Так, Савельич предлагает Петрушке не отдавать денег по карточному долгу, когда молодой барин сильно проигрался. Ведь те, кому Гринев проигрался, воспользовались его молодостью и опьянением, а значит в отказе платить не будет нарушения дворянской чести.

Не задумываясь, Савельич вмешивается в ход дуэли Гринева и Швабрина «...бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча!», падает к ногам Пцгачева, умоляя пощадить «дитя».

Трудно недооценить роль этого героя в повести. Савельич является своеобразным отражением положительных народных качеств, и можно сказать, что именно таким образом Пушкин формирует характеристику в принципе всем крепостным. Через его образ автор раскрывает несправедливое со стороны дворян отношение к людям подневольным, а также абсолютную покорность этих простых людей своей судьбе. С помощью образа Савельича Пушкин хотел передать своеобразное послание к дворянам - вспомнить, что крепостные тоже живые люди и явно заслуживают хотя бы немного человеческого уважения.