Как выработать любовь к чтению. Вашего ребенка заинтересуют. В доме должны быть книги

Родители беспокоятся за счастье детей. Старшее поколение надеется, что их потомки будут здоровы, успешны и умны. Именно поэтому мама с папой стараются быть разборчивыми в выборе спортивных секций, а также прививать ребенку любовь к чтению.

Зачем нужно прививать ребенку любовь к чтению

Стремление к новым знаниям определяет будущий успех ребенка. Каждый вид деятельности влияет на личность ребенка и развитие его навыков: занятия спортом укрепляют здоровье и силу воли, интеллектуальные игры развивают логику и мышление, а чтение воспитывает нравственность, формирует убеждения, мировоззрение, ценности.

Детей стоит приучать к чтению, потому что книги:

  • расширяют кругозор;
  • положительно влияют на развитие эстетики и формирование вкусов;
  • развивают образное и логическое мышление;
  • расширяют словарный запас;
  • развивают память;
  • влияют на развитие речи.

Как вдохновить ребенка читать

1. Не заставляйте

Чтобы ребенок проявил подлинный интерес к литературе, он должен появиться изнутри. Родительское давление, особенно в малом возрасте, лишь принесет дискомфорт и негатив.

Если ребенок пока не желает читать и вообще оставаться с книгой наедине, ничего страшного. В это время вы можете сами сесть за книгу, показывая положительный пример. Как только любознательный малыш начнет вас расспрашивать, что вы такое читаете, отвечайте на все его вопросы. Расскажите ребенку, что у вас в руках, почему книга вас зацепила. Будьте хитрее. Если вы купили ребенку книжку, то пусть ее обложка будет яркой, а первым читателем будет сама мама.

Более того, позвольте малышу самому делать выбор. Каждая книга несет свою пользу. И даже если ребенок попросит вас купить ему комикс, не отказывайте. Ведь именно интересные книжки с картинками станут проводниками к серьезной и увлекательной классике в будущем.

2. Читайте вслух, начиная с рождения ребенка

Возможно, ребенок не разбирает многие конструкции и понятия слов, но стихотворения и сказки, которые читают родители, создают чувство близости и безопасности. С 10 месяцев у ребенка формируется словарный запас, и чем раньше вы начнете над этим работать, тем насыщеннее он будет.

Только не переусердствуйте. Внимание ребенка в этом возрасте держится не дольше четырех минут, а в три года это цифра вырастет до 20 минут. Не торопитесь — всему свое время.

3. Сделайте чтение увлекательным

Превратите чтение и саму покупку книги в игру. Придя в магазин, дайте малышу корзину и разрешите самому выбрать книгу. Или садитесь за книжку с чаем и сладостями и читайте по ролям. Создайте ребенку комфортную среду.

4. Не торопитесь

Знакомство с книгой должно происходить постепенно. Начинать стоит с небольших историй, постепенно увеличивая нагрузку. Чтение будет не длительным, зато регулярным.

Это касается и родителей. Согласитесь, очень странно, когда нечитающие родители пытаются пристрастить детей к литературе. Это сродни курящим родителям, которые отговаривают детей от сигареты. Не будьте курильщиками — будьте книгофилами. Ну хотя бы 20 минут в день. Главное, чтобы ребенок видел пример.

5. Учите стихи

До 8 лет ребенок поглощает информацию с бешеной скоростью и интересом. Поэтому даже удивляться не стоит, что заучивать стихи в этом возрасте очень легко. А вот к средней школе это становится уже сложнее.

По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , книги регулярно читают 28% всех детей в возрасте до 15 лет. При этом в период от 10 до 15 лет книгоманов становится все меньше. Дело не в желании, а в школьной нагрузке, которой с каждым классом становится больше. Поэтому дети если и выбирают литературу, то либо «практичную», либо «развлекательную». «Душевная» поэзия же остается за рамками детских интересов. Поэтому если и прививать любовь к стихам, то стоит это делать с детства. Пусть и маленькими шажками, но регулярными.

6. Создайте круг по интересам

Если у вашего ребенка есть друг, которого родители также приучают к чтению, приглашайте их в гости. Ребенку будет интереснее заниматься чтением в компании ровесника. Можно превратить это, например, в кружок коллекционеров, где экспонатами будут книги. Предложите ребятам собрать свою собственную библиотеку.

Соберите домашнюю библиотеку детских книг

7. Читайте бумажные версии

Обратите внимание на формат книги. Нет ничего плохого в электронных форматах, вроде планшета или e-book, но читать с яркого экрана на ночь точно не рекомендуется. Дело в том, что устройства подавляют выработку мелатонина — ночного гормона, отвечающего за режим. Поэтому что касается формата, делайте упор на бумажные носители.

Любое знакомство с литературой в нашей жизни начиналось с фольклора, а именно с русских народных сказок, где героями являются величественные богатыри, загадочная Баба Яга и эпичный трехглавый Змей Горыныч.

«Сказки 3/9 царства» продолжают традиционные сюжеты, сохранив народный колорит, дух приключений и мораль. Авторы добавили яркие иллюстрации, занимательные диалоги и понятные истории героев, благодаря которым ребенок может чему-то научиться.

«Эх, Вовка!»

Хулиганская жизнь из знаменитых дворовых историй приобрела бумажный и приличный вид. «Эх, Вовка!» — это сборник веселых и поучительных историй, рассказывающий о нелегкостях школьной жизни.

Неожиданная двойка, прогулянные уроки и крепкая дружба— все это собирательный образ весельчака, который любит беззаботную жизнь.

«Сказки страны Фантазёрии»

Отличные сказки, как выяснилось, пишут и в наше противоречивое время. «Сказки страны Фантазёрии» — это классический сборник авторских сказок, который берет за основу наш современный быт с его ценностями и русские сказки с их душой и добротой.

«Улетные приключения с Жевжиком»

Продолжая историю с Жевжиком, обаятельным инопланетянином из журнала «Непоседа», компания «Юнилайн» решила посвятить этому фиолетовому кумиру целую книгу.

Новые приключения посвящены знакомству мальчишки Непоседы и внеземного гостя. Вместе они раскроют тайны космической жизни, а также узнают, что такое настоящая дружба.

Более того, авторы продолжают встраивать в свои произведения дополненную реальность. Поэтому в конце книги есть «Дневник Жевжика». Скачайте бесплатное приложение на смартфон, наведите камеру на страницы книги и дневник оживет.

Чтение является прекрасным времяпрепровождением, отправляющее детей в отдаленные романтические путешествия. Благодаря чтению дети могут приобретать себе новых друзей, увеличить словарный запас, а также грамматические навыки. Но, как привить ребенку любовь к чтению? Как его заинтересовать чтением и помочь ему полюбить сами книги?

Ведь если дитя любит читать, у него больше шансов на успех во всех сферах жизни. По данным психологических исследований, начитанные дети, как правило, лучше учатся, имеют больше шансов . Также среди них более низкий уровень безработицы, чем среди тех, кто не любит чтение.

Когда чадо становится школьником, родители начинают говорить ему: «Читай больше – будешь грамотным». Но не все дети тут же бросаются к книжным полкам. Иногда мамам и папам приходится прилагать определенные усилия, чтобы их ребенок полюбил читать. Почему?

Детки с удовольствием воспринимают информацию, воспроизводимую различными гаджетами: смартфонами, планшетами. А при чтении книг им нужно визуализировать, понимать, быть внимательными, то есть проявлять какие-то усилия. Делать это у многих детей нет желания.

  1. Заставляют ребенка читать. Через силу, угрозы, скандалы очень трудно добиться позитивного результата. Чем чаще дитя заставляют читать, тем больше он этому сопротивляется.
  2. Воздержитесь сравнивать свое чадо с успехами других детей. К примеру, Саша, Наташа прочитали уже по 5 книг, а ты не можешь прочитать даже одну. Подобное сравнение может привести к разочарованию, озлоблению. Вместо мыслей о чтении, он будет поглощен какими-то внутренними переживаниями.
  3. Избегайте ставить перед вашим чадом нереальные задачи. Например, когда дитя еще плохо читает, требуете прочитать целую книжку. Естественно деточка вряд ли сможет это сделать.

Как заинтересовать ребенка чтением

Данные советы применимы к малышам.

Читайте с рождения вслух. Это не связано с новомодными обучающими программами «с пеленок». Просто до сих пор нет наиболее эффективного способа поощрять своих детей любить книги и чтение. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.

Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном (у нас была семейная традиция: муж каждый вечер перед сном прочитывал дочери 1-2 сказки либо детские рассказики). Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.

Совет: продолжайте почитывать вашему чаду, даже если тот умеет сам читать. Просто измените тактику, читайте по ролям, вовлекая дитя в мир книжных историй.

Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, . Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.

Когда мама со своей малюткой, устраивается в уютном кресле и начинает читать интересную сказку, у него это вызывает только положительные эмоции. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение - это спокойно и хорошо.

6 Советов, как родителям привить ребенку любовь к чтению

Данные советы подходят дошколятам либо школьникам младших классов умеющих немного читать. (О том, , прочитайте статью).

Создайте собственную библиотеку.
Книги, журналы, газеты в доме помогут детям рассматривать их как часть повседневной жизни. А ваш личный пример любви к чтению только укрепит эту точку зрения.

Хорошая идея - начать собирать детскую, домашнюю библиотеку, даже если это всего одна полка, а дети еще малы. Когда предлагаете малышу почитать, всегда спрашивайте, где находятся его любимые книжки, а лучше сказочные герои. Например, «на какой полке у нас отдыхает зайчик, волк? Давай его разбудим, чтобы он нам рассказал сказку».

Запрещайте деточке читать.
Приобретя красивую детскую книгу с привлекательными, яркими иллюстрациями часто рассматривайте ее сами, улыбайтесь, чтобы ребеночек отметил для себя новинку в доме. Затем прячьте книгу на видное место, говоря, чтобы тот ее не читал. Говорите, мол, эта сказка, рассказ вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. Как известно «запретный плод сладок», поэтому данный совет работает очень эффективно, помогая полюбить читать книги.

Обрывайте финал.
Читая малышу книгу, останавливайтесь на самом интересном месте. При этом скажите, что он может самостоятельно дочитать, если захочет, а сами займитесь своими делами. Будьте уверены детское любопытство победит. Дитя дочитает, желая узнать, чем все закончилось.

Оживляйте героев книги.
Например, совместно рисуйте картинки прочитанного. Можно допридумывать продолжение сказок или другой финал историй. Постарайтесь к придуманному рассказу нарисовать рисунки с некоторыми диалогами героев, как в книжке. Подобный творческий подход помогает деточке понять: чтение - это интересное приключение. К тому же он может постоянно перечитывать свои «комиксы».

Также разыгрывайте сценки из прочитанного в книге. Но для этого каждому самому нужно прочитать свои роли. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и привить любовь к чтению. Ему захочется читать новые рассказы, сказки, чтобы разыгрывать новые сценки.

Смотрите вместе фильмы.
Хотя подобный совет может показаться контрпродуктивным, попытайтесь смотреть фильмы, основанные на детских книгах. При этом восторженно рассказывайте эпизоды, упущенные фильмом. Если деточке эта история интересна, он обязательно захочет прочитать книжку. Также всегда поощряйте прочитать книгу, так как она содержит больше интересных моментов, историй, чем кино.

Устраивайте викторину с призами.
Придумайте , ответы на которые можно найти, прочитав книгу. За правильный ответ поощряйте какими-то вкусняшками. Малышу придется внимательно прочитывать книгу и запоминать мысли, чтобы ответить на вопросы, которые можно заранее озвучить. Данный совет помогает детям научиться осознавать прочитанное.

Как правильно читать с ребенком

  • Даже если малыш совсем кроха, читать надо интересно, с большим чувством. Независимо, какой раз читаете сказку, звучать она должна, как впервые.
  • При чтении можно делать паузы, чтобы ребеночек успевал рассмотреть картинки. Но не стоит долго объяснять, что на них изображено – так малыш может отвлечься от сюжета, и не захочет продолжать чтение.
  • Лучше опытным путем выяснить, книжечки с каким сюжетом больше нравятся крохе, остановив свой выбор пока на них.
  • Маленькие дети любят повторение, поэтому этим нужно пользоваться. Дойдя до определенного места, можно позволить деточке закончить фразу.
  • Восторг карапуза может вызвать также «ошибка» мамы. Малыш с удовольствием поправит, если что-то сказано не так или пропущено вовсе.
  • Можно попросить кроху переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя «помощником».

Какой должна быть книжка для ребенка

Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть:

  • Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны.
  • Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками - все это очень привлекательно для детей.
  • Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения.
  • Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами.
  • Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.


Когда дитя становится постарше, ему нужны другие книги:

  • Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории.
  • Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях.
  • Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память. Что пригодится малышу в школе.
  • Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

Несмотря на обилие печатных изданий, цены на некоторые из них достаточно велики. Для того чтобы не приобрести книгу, которая, возможно, окажется неинтересной, можно выяснить предпочтения малыша, не покупая ее сразу. В этом поможет обычная библиотека. Так можно определить интерес крохи, понять, о чем ему нравится читать больше всего.

Заключение

Иногда родители с отчаянием спрашивают, как привить ребенку любовь к чтению, если у того, нет никакого интереса к этому? Кажется, лучше отказаться от таких попыток, чтобы перестать мучить себя и дитя. Но поверьте, польза от чтения значительно превышает любую борьбу, ведущуюся вами. Любящие читать дети, как правило, более успешны в школе и во взрослой жизни. Подумайте, почему бы не дать детям все шансы быть успешными?

Также стоит помнить, что рассмотренные советы, будут работать, только если дети будут видеть пример родителей. Значит, родители должны принимать непосредственное участие в привитии малышу любви к чтению. Пусть дома будет много книг. Ходите с детьми по книжным магазинам, ярмаркам, библиотекам. Тогда они будут видеть, что вы сами любите читать. Это будет стимулировать интерес ребенка к чтению.

С уважением, Андроник Анна/Елена.

Посмотрите 5 минутное видео , как можно привить ребенку любовь к чтению книжек?

В современном мире жить, не умея читать, невозможно. Благодаря книгам человек расширяет свои возможности, получает новые знания, приобретает социальный опыт, узнает себя и пытается понять других. Любовь к чтению повышает уверенность в своих силах, уровень грамотности и словарного запаса, развивает воображение и креативность, расширяет кругозор и формирует мировоззрение. Конкурс юных чтецов “Живая классика” является одним из способов популяризации детского чтения. А что кроме участия в литературном проекте может привить любовь к чтению? Способами делится детский писатель Анна Гончарова.

Читать вместе с ребенком

Когда малыш еще не знает, как складывать из букв слова, но взрослые регулярно дарят ему волшебство чтения, ребенок постепенно влюбляется в книги. Читать вслух можно по-разному – малышу перед сном или после обеда. Вместе с ребенком, когда он осваивает грамоту. Не бойтесь читать вслух школьнику – совместное чтение помогает легче усвоить школьную программу, сближает вас с ребенком и укрепляет любовь к книгам. Обязательно устраивайте семейные чтения – пусть каждый член семьи читает по очереди небольшой отрывок истории.

Читать самим

Сложно увлечь ребенка тем, чем мы сами не увлечены. Важно, чтобы дети регулярно видели вас с книгой. Вспомните, что давно хотели прочесть, откройте вновь любимые произведения. Читайте перед сном, днем, в дороге. Пусть ваш пример показывает, что книги – естественная, важная и приятная часть жизни.

Ходить в «книжные» места

Есть множество мест, где книги – самое главное. Библиотеки, книжные магазины, выставки-ярмарки и литературные фестивали. В современных библиотеках устраивается множество акций. Там знают о книгах все. И конечно, помогут увлечь детей литературой. Посещайте с ребенком книжные магазины, там не только продаются книги, но и устраиваются встречи с писателями. При любой возможности ходите на книжные ярмарки и фестивали – грандиозные события, объединяющие авторов, художников, издательства и читателей.

Говорить о книгах

Обсуждайте с ребенком книги. Что он понял, что узнал, о чем задумался? Что ему понравилось, а что – нет? Чем он похож или отличается от героев? Это поможет вам лучше его понять и стать ближе. Говорите о прочитанных вами произведениях с родными и близкими, делитесь эмоциями, вспоминайте любимые книги и истории из жизни авторов. Пусть «книжные» разговоры будут естественной потребностью – не менее важной, чем обсуждение погоды на улице и еды на ужин.

Подбирать литературу, которая понравится вашему ребенку

Если ребенок не любит читать, скорее всего, он просто еще не нашел «свою» книгу. Предлагайте ему различные жанры и разных авторов. Не понравился познавательный рассказ – пусть попробует детектив или фантастику. Возможно, через полчаса вы не сможете дозваться его обедать – он будет в удивительном мире искать с героями сокровища или лететь на космическом корабле.

Выбирать книги вместе с ребенком

Не только сами выбирайте книги для ребенка, но и предоставьте это ему. Даже если он совсем маленький, придя в магазин или библиотеку, позвольте ему заинтересоваться обложкой или картинками. Дети больше ценят то, что выбирают сами. Возможно, вы и не предполагали, что вашему школьнику нравятся скандинавские мифы, а он уже читает о Торе и Одине в Интернете. Но искать информацию – совсем не то же самое, что читать хорошую книгу. Учите детей выбирать любимую литературу.

Делать из чтения праздник

Чтение должно приносить радость. Пусть каждая новая книга становится событием. Ни в коем случае не наказывайте чтением: «Ты получил двойку – иди читай книгу!» Мотивируйте: когда ты дочитаешь, пойдем на спектакль или посмотрим экранизацию. Радуйтесь приходу книги в дом – можно даже устроить почетное место для новой жительницы книжной полки.

Дарить книги родным и друзьям

Пусть это станет нормой. Выбирайте книжные подарки на Новый год или дни рождения. Выясните, что любит читать лучший друг вашего ребенка или его мама. Упакуйте презент в красивую бумагу, перевяжите ленточкой. Ведь лучший подарок – книга!

Организовать в доме уютное место для чтения

Выберите удобное, хорошо освещенное место в доме. Оно должно быть достаточно уединенным. Читать гораздо легче, когда вокруг тихо, буквы хорошо видны, а сидеть комфортно и уютно. И если ребенок читает – отвлекать его запрещено!

Установить «книжное» правило

Придумайте особое время в выходной день, когда все откладывают свои дела и занятия и хотя бы на пятнадцать минут берут в руки книги. А возможно, у вас будет особое правило – после девяти вечера детям нельзя пользоваться планшетами или смотреть телевизор, но можно читать. Причем столько, сколько захочется.

Придумать ритуал, связанный с книгами

Книжных ритуалов может быть множество – от чаепития после семейного чтения до гадания на свежепрочитанной книге. Приготовьте любимое блюдо героя – скажем, тефтельки от Карлсона. Оденьтесь в стиле эпохи прочитанной истории. Целый день изображайте героев произведения. Нарисуйте вместе иллюстрацию или придумайте продолжение. Пусть вам помогут фантазия и творческое мышление – ведь, как мы уже знаем, у тех, кто любит читать, эти качества отлично развиты.

Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…

Как же воспитать настоящего читателя?

Новое поколение выбирает

Когда моей младшей дочке исполнился годик, в день рожденья мы решили погадать о ее судьбе. На диване разложили несколько предметов, которые символизировали собой жизненные приоритеты. Дискета означала компьютерную грамотность, кукла была образом материнства, пяльцы символизировали рукоделие, книжка – любовь к чтению и науке, расческа – кокетство, кисточка – художественное творчество, долларовая бумажка, понятное дело, финансовую обеспеченность. Даша бодрым шагом подошла к этому изобилию, схватила книжку и пошла в уголок – «читать». Не без труда девочку вытащили из угла выбирать дальше. После долгих сомнений ребенок взял кисточку, а потом – пяльцы для вышивания. В общем, получился образ дворянской девушки – образование, искусство, рукоделие.

«Дашуня, может денежку возьмем?» – спросила мама с тайной надеждой на безбедную старость. Но девочка была тверда и от дальнейших «подарков» судьбы отказалась. «Ну, надо же, – сказала моя приятельница, – такая маленькая, а как к книжкам тянется».

И со вздохом добавила. – А мой балбес в двенадцать лет ничего, кроме компьютера и телевизора, видеть не хочет. Читает только по школьной программе, больше никаких книжек видеть не хочет, даже лишнюю строчку не прочтет, если не задавали. И как его заставить читать, не представляю...

Конечно, наше гаданье было шуточным, но для современных детей проблема чтения стоит довольно серьезно. Психологи, родители и педагоги бьют тревогу: дети и подростки не хотят читать! Между тем, любовь к книге прививается с самых младых ногтей, и уже в возрасте года-полутора ребенок вполне может стать настоящим читателем, пока, конечно, с вашей помощью. Итак, как подружить малышку с книжкой? Что и как читать самым маленьким, как помочь крохе полюбить удивительный мир книги?

Когда начинать?

Начать знакомство крохи с сокровищницей мировой литературы можно еще до рождения. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что с двадцатой недели внутриутробной жизни младенец способен слышать. Обычно, правда, будущие родители предпочитают слушать с малышом любимую музыку, чем читать вслух. Но ребенку в материнской утробе обязательно нужно слушать человеческую речь – и живую, обращенную к нему, и литературные тексты.

Когда я была беременна старшей дочкой, мы с мужем довольно много читали вслух Пушкина. Читали и потом – уже когда она родилась. И любопытно, что под знакомые стихи девочка быстрее успокаивалась, а в пять лет легко выучила длиннющую сказку о царе Салтане. Подчас казалось, что она вспоминает знакомый текст. Вполне вероятно, что так оно и было.

Младшая же наша дочка, находясь в мамином животе, слышала так много разных детских стихов, сказок и песенок, которые мы читали и пели ее сестре, что здесь даже трудно определить ее предпочтения.

Примерно с полугода можно приобщать младенца и к настоящим книгам. Внимательно следите за реакцией малыша: если книжка явно не вызывает у него интереса, лучше немного подождать. Младенец нескольких месяцев от роду вряд ли по-настоящему заинтересуется последними новинками детской литературы. Так что не спешите.

Как правило, книги начинают привлекать карапузов, едва перешагнувших годовой рубеж.

Как читать самым маленьким?

Казалось бы, странный вопрос – бери и читай. Однако, здесь есть свои секреты и особенности. Лучше, если на самых первых порах вы, как это ни парадоксально, вообще обойдетесь без чтения, ведь даже в простых текстах для малыша довольно много незнакомых слов.

Подчас родители жалуются, что ребенок, дескать, не хочет слушать, когда ему читают книжку, в нетерпении перелистывает страницу за страницей, а то и вовсе убегает. Не ругайте малыша за невнимательность и не заставляйте его во что бы то ни стало слушать ваше чтение. Вместо этого представьте себе, что вам читают текст на иностранном языке, который вы понимаете в лучшем случае на четверть. Хорошо, если в наборе незнакомых слов вам удастся хотя бы почувствовать некоторый ритм. Надолго ли хватит вашего терпения?

Постепенно комментарий может расширяться. Сначала – кто изображен на картинке, потом – что он делает, потом – какой он, где, с кем и т.д. Именно так строится наша речь, так слова соединяются в предложение. Когда основные понятия «кто?» и «что делает?» будут усвоены, активно употребляйте предлоги – на, под, снизу, сверху, над, слева, справа и пр. Все это поможет вашему малышу легче ориентироваться в пространстве – как в реальном, так и в изображаемом – и расширит его словарный запас.

Постепенно от комментариев можно переходить к «настоящему» тексту: четверостишьям или коротким (в два-три предложения) подписям под картинками. Хороши в этом отношении сказки В. Сутеева (начать можно, например, с «Трех черных котят» или с «Цыпленка и Утенка»), английские стихи и песенки в переводе С. Маршака, «Цыпленок» К. Чуковского, бессмертные «Игрушки» А. Барто.

Прекрасно, если вы сможете «расцветить» текст танцевальными движениями или простейшей пальчиковой гимнастикой. Например, «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Аты-баты» и т.д. У нас «хитом сезона» было следующее произведение:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

А, может быть, вы и сами придумаете какие-то танцевальные движения?

Старайтесь читать выразительно, пусть даже в сто первый раз. Не спешите, пусть ваша речь будет четкой и в то же время напевной, с яркими интонациями. Для малыша это очень важно, ведь ему гораздо легче и приятнее воспринимать книжный мир не в виде однообразного бормотания, а через красочную жизнь самых различных персонажей.

И самое главное – ваш эмоциональный настрой. Вместе с ребенком удивитесь огромному жирафу и восхититесь пушистой киской. Постарайтесь увидеть все это впервые, глазами малыша. Но для того, чтобы картинки вызывали ваше искреннее восхищение (а иначе нельзя – ведь дети тонко чувствуют фальшь), книги должны быть очень хорошего качества. И здесь мы подходим к сложной проблеме выбора детских книг. Казалось бы, в нынешние времена прилавки магазинов буквально завалены разнообразной книжной продукцией – только покупай. Однако будьте внимательны!

Что читать малышам?

Старайтесь выбирать книжки с качественным переплетом и твердыми картонными страницами, желательно, ламинированными, ведь кроха непременно захочет попробовать такую красоту на зуб.

Для самых маленьких подойдут книжки из пластика и ткани, их можно даже купать, не то, что грызть… Специально для въедливых читателей. Прекрасно, если юный книголюб познакомится с разными фактурами: сейчас стали выпускать книжки, в которые вклеены кусочки ткани, меха, клеенки. Обязательно проводите пальчиками крохи по различным поверхностям, это поможет ему закрепить зрительные образы с помощью тактильных ощущений.

Иллюстрации предпочтительнее достаточно крупные, яркие, но при этом без многочисленных мелких деталей, и уж, конечно, узнаваемые. Если вы сами сомневаетесь в том, кто изображен на картинке – то ли зайка, то ли киска, а, может быть, и мышка, такую книгу не стоит показывать ребенку. Хорошо, если вам удастся найти книги с изображением повседневных вещей, которые малыш видит вокруг себя. Дело в том, что как раз в возрасте года-полутора кроха учится соотносить изображение с реальным объектом. Чем картинка будет ближе к действительности, тем легче и скорее пройдет этот процесс. Согласитесь, довольно трудно соотнести реальную домашнюю кошку, которая мурлычет, ходит на четырех лапах и трется головой о ноги хозяйки, с неизвестным науке зверем в сарафане и кокошнике. Какими бы вам ни казались умилительными и милыми эти картинки, оставьте их на потом.

Рекомендую серию «Моя первая книжка», выпущенную издательством «Росмэн». В серию вошли книги «Слова», «Я учусь», «Техника», «Это я», «Животные», «Времена года», «Буквы», «Цифры». Это книжки небольшого формата (а значит, их удобно брать с собой в поездку, в поликлинику или на прогулку) с гладкими картонными страницами. На каждой странице – несколько тематически подобранных фотографий и подписей к ним.

Если эти ли другие книги по каким-то причинам недоступны, можно сделать их самостоятельно (я делала такие «пособия» для старшей дочки, когда в продаже еще было мало подобных материалов). Для начала запаситесь старыми журналами, книжками, открытками, каталогами автомобилей, одежды и мебели. Вырежьте из них подходящие картинки и разложите по тематическим папкам: например, интерьер, человек, животные, природа, времена года и пр. Эти картинки можно вклеивать в альбомы для рисования или использовать фотоальбомы. В каждый кармашек фотоальбома вложите карточку из белого картона размером 10х15 см. С обеих сторон теперь можно вставлять в прозрачный кармашек картинки и менять их по своему усмотрению. Это даже удобнее, чем наклеивать их в большой альбом. Картинки можно подписывать, а можно этого и не делать – как вам больше нравится.

Кроме ярких иллюстраций и прочного переплета, в книжках есть и содержание. А оно, увы, часто оставляет желать лучшего. Перелистывая в магазине книгу, прочтите несколько случайно открытых строк. Порой в детских текстах встречаются такие перлы, на которых не стоит знакомить малыша с литературой.

Например, мне как-то попались на глаза такие вирши:

  • Пошла коза на огород за листьями капустными,
  • Капусту козочка жует, а настроенье грустное.
  • Наверно, очень нелегко козе дается молоко.

Или такие: - Почему собачка злая ходит, хвостиком виляя? - Или хвостик так обучен, или плохо он прикручен.

Впечатляет, правда? Как говорится, без комментариев...

Кстати, иногда книжки попадают к нам в дом в виде подарков. И у дарителей не всегда есть возможность подробно изучить в магазине детскую литературу: нередко на бегу хватается первая попавшаяся яркая книженция, которая потом торжественно вручается карапузу. В этом случае постарайтесь, прежде чем печатная продукция попадет в руки вашего чада, хотя бы бегло ее просмотреть. Подчас картинки в книге неплохи, но содержание оставляет желать лучшего. В этом случае, лучше обойтись вообще без чтения, ограничившись своими комментариями к рисункам. Кстати, будет неплохо, если свои комментарии вы наберете на компьютере, распечатаете и приклеите внизу страницы. Ведь дети очень ревностно относятся к точному воспроизведению текста. Начав говорить, они непременно будут вас поправлять, если вы хоть чуть-чуть отклонитесь от собственного оригинала. Так что комментарии лучше увековечить.

Выбирая книги для малыша, ориентируйтесь на классические детские произведения. Подойдут простые народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Машенька и медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Возможно, в порыве ностальгии вам захочется перечитать «Усатый-полосатый» или «Дом, который построил Джек» С. Маршака или стихи и сказки К. Чуковского («Телефон», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Бутерброд», «Слониха читает») и пр.

Любимые книги зачитываются до дыр. Вполне возможно, что ребенок «западет» на одну-две книжки и будет требовать их читать по пятнадцать раз в день. Смиритесь. Для того, чтобы прожить, прочувствовать тот или иной сюжет, детям необходимо прослушать его не раз и не два.

Отличный способ закрепить и по-новому увидеть знакомую сказку – показать ее в домашнем кукольном театре. Например, у нас сложилась такая традиция: вся семья по воскресеньям собирается в импровизированном зрительном зале, и каждый по очереди показывает всем остальным какую-то сказку.

Экзамены отменяются!

Конечно, вам обязательно захочется проверить, что усвоил малыш из ваших объяснений, запомнил ли он, где пресловутая киска, отличит ли он ее теперь от коровы.

По большей части это касается так называемой обучающей литературы: книг, предназначенных специально для изучения цветов, форм, размеров, противоположностей и пр.

И каждой маме хочется порой блеснуть перед родными и знакомыми необычайной эрудицией своего крохи (особенно, если речь идет о первенце). Однако не злоупотребляйте ролью строгого экзаменатора! Вполне возможно, что ребенок совсем не настроен отвечать вам, хотя он прекрасно знает, что от него требуют. Сейчас для него самое важное – впитывать максимальное количество информации о мире, а перерабатывать и анализировать ее он будет потом, когда придет время.

И вообще, постарайтесь не нагружать кроху дидактической литературой. Он сейчас учится чувствовать, принимать образ в целом, а не отдельные его части. Поэтому если вы невзначай упомянете, что тот кубик, к которому сейчас тянется малыш, желтого цвета, он скорее запомнит этот факт, чем если вы целенаправленно будете «читать» с ним книги о различных цветах.

Вместо «экзаменов» попробуйте лучше обсудить и пересказать вместе только что прочитанный текст. Принцип построения пересказа – точно такой же, как комментирования картинок. Сначала «кто тут?» Это называние, самое первое речевое обобщение. Потом «что делает?» Если малыш еще не очень хорошо говорит, не бойтесь лишний раз повторить ответ вместо него. Вскоре, возможно, он повторит ваш ответ на своем «инопланетянском» языке или покажет пальчиком. И то, и другое – это настоящее участие в разговоре!

Авторитет книги должен подкрепляться и в ролевых играх, которые кроха постепенно начинает осваивать. Пусть он «почитает» любимую книжку своим куклам, мишкам или зайчикам. А, может быть, в роли благодарного слушателя выступит вернувшийся с работы папа? Обратите внимание, иногда в «чтении» малыша можно услышать явный стихотворный ритм и мелькающие в нем знакомые слова. Это означает, что кроха чувствует ритм речи и пытается его воспроизвести. Стремление «читать понарошку» следует всячески поддерживать у ребенка, это очень важный момент.

Что новенького?

Нередко малыш сколько угодно согласен слушать привычные рассказы по картинкам, но наотрез отказывается знакомиться с новыми книгами. Все очень просто: дети – величайшие в мире консерваторы, и любят они то, что им хорошо знакомо. Значит, нужно помочь войти новым текстам в вашу повседневную жизнь. Заранее выучите несколько новых стихотворений, к которым вы собираетесь приобщить малыша, и читайте их наизусть во время купанья, еды, прогулки и т.д. Если на заучивание стихов времени не хватает, можно распечатать небольшие тексты на принтере (или даже написать их от руки) и развесить тексты по квартире. Тогда можно будет читать, не отрываясь от домашних дел. После такой подготовки ребенку будет гораздо легче воспринять текст в книге.

Можно заранее отметить карандашом самые главные моменты в тексте и начинать чтение с них, попутно объясняя и комментируя сюжет по картинке. Показывайте пальчиком малыша то, на что вы хотите обратить его внимание. Постепенно объем текста будет расширяться, и ребенок сможет с интересом его воспринимать. Если вы в первый и даже в пятый раз не доберетесь до конца – ничего страшного, когда-нибудь это все равно произойдет!

И, конечно, лучший способ познакомить малыша с новым текстом – это игра. Показывая крохе новую игрушку, прочтите о ней коротенькое стихотворенье. Можно устроить и простейшие инсценировки, в которых могут участвовать как игрушки, так и сам малыш. Например, он с удовольствием изобразит качающегося бычка, готового вот-вот упасть с шаткой доски. Или пожалеет и «вылечит» мишку с оторванной лапой. Или покажет, как плюшевый кот не поместился в игрушечный грузовик и перевернул его. Такое «театральное действо» поможет егозе на собственном опыте понять смысл стихотворения.

Постепенно юный читатель сам начнет принимать участие в процессе. Попробуйте, например, читая знакомое стихотворенье, в конце строки перед последним словом сделать паузу. Вполне вероятно, кроха сам закончит строчку. Начинать можно с самых простых, звукоподражательных стихов. Например, таких:

  • Наши уточки с утра – КРЯ, КРЯ, КРЯ,
  • Наши гуси у пруда – ГА, ГА, ГА,
  • Наш индюк среди двора – БАЛ-БАЛ-ДА.
  • Наши гуленьки вверху – ГРУ-РУ-РУ.
  • Наши курочки в окно – КО-КО-КО.
  • А как Петя-петушок рано-рано поутру
  • Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ!

Книги и…?

Для приобщения малыша к миру книг очень важна общая атмосфера дома. Если ребенок видит, что мама не читает ничего, кроме журналов мод или сборника кулинарных рецептов, а папа все свободное время сидит перед телевизором или играет в компьютерные игры, трудно представить, что крохе захочется взять в руки книгу. И уж тем более стать завзятым книголюбом. Так что начинаем, как обычно, с себя…

Можно ли совмещать процесс чтения еще с чем-нибудь?

В то время, когда вы собираетесь почитать малышу книжку, необходимо выключить магнитофон и телевизор, чтобы они не отвлекали ребенка от процесса чтения. Исключением может быть разве что негромкая классическая музыка, специально заранее подобранная под сюжет книги.

А вот диафильмы, наоборот, помогут заинтересовать непоседливого читателя. Почему-то они пользуются неизменным успехом даже у самых искушенных в современной технике малышей. Есть, правда, одна сложность: диапроекторы стали сейчас большой редкостью. Но если вам достался по наследству этот «волшебный фонарь», обязательно используйте его по назначению.

Сама атмосфера таинственного приготовления, белый экран и волшебный луч диапроектора настраивают малыша на что-то необычное и увлекательное. Кадры в диафильмах сменяются быстрее, чем страницы в книге, поэтому видеоряд, подкрепляющий литературный текст, получается более живым и насыщенным. В отличие от настоящих мультфильмов, кадр диафильма можно рассматривать сколько угодно, самим регулируя скорость показа. Вполне возможно, что кроха и сам вскоре захочет прокомментировать «мультик на стене». Обязательно дайте ему попробовать это сделать.

Будьте терпеливы и внимательны, и первые шаги в огромном мире художественной литературы ваш малыш сделает легко и с удовольствием. И, поверьте, ваши сегодняшние усилия потом окупятся сторицей.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Обычно ребятишки очень радуются, когда у них из слогов вдруг получаются слова. Для детей чтение – великое открытие, шаг на более высокий уровень развития. Они горды собой и охотно читают «напоказ». Чтобы привить любовь к чтению, попробуем несколько разных способов.

Способ №1. Любовь к чтению: читаем и играем

Можно взять лист и, рисуя забавных человечков, крупными печатными буквами подписывать их имена. Причем человечков можно называть не только обычными именами, но и смешными: Почемучка, Зазнайка, Редиска... Рисуйте зверей, дома, предметы и подписывайте их названия, а малыш пусть читает.

Крупными буквами напишите два столбика слов. Первый – названия животных (лошадь, корова, кошка…), второй – детеныши (котенок, жеребенок, теленок…). Малыш берет в руки карандаш, читает слова и соединяет линией «маму» с ее детенышем. Таких игр-путаниц можно придумать много: деревья и плоды, кто как «говорит», кто что ест и т.п.

Включайте возможность прочесть что-то в любую ролевую игру с малышом. Играете в машинки – устройте остановки с написанными на карточках названиями: «Цветочная», «Веселая», «Солнечная». Для игр в магазин используйте заменители продуктов – карточки с их названиями. «Дайте мне, пожалуйста, яблоко и апельсин»: малыш отыскивает нужные карточки и выдает «покупателю».

Не забывайте о чтении вывесок на улицах, ценников в магазинах, рекламных щитов. Ребенок видит практическую пользу от умения читать – теперь он сам, без помощи взрослых может получать много новой информации об окружающем мире.

Способ №2. Любовь к чтению: веселые буквы

Для ребятишек, которые недавно освоили грамоту, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение «Кит и кот» Б. Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки!

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады. Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном, на первый взгляд, наборе букв. Действительно, ну что такое «шама»? Оказывается, если поменять слоги местами, то получится «Маша». Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствием в них играют. Предложите малышу читать слова «задом наперед». Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а «додумывают» окончания.

Совет психолога
Родителям надо очень бережно относиться к ребенку, только-только научившемуся немного читать. И не торопить его переходить от чтения отдельных слов к предложениям и текстам. Так уж устроены малыши-дошкольники, что удовольствие им доставляет та работа, с которой они могут легко справиться. Если морально давить на ребенка, регулярно усаживая его за книжку и заставляя биться над непонятным текстом, то можно отбить у него интерес к чтению на долгие годы.
Вывод напрашивается сам собой: не нужно спешить. Пусть этап чтения слов длится так долго, как того захочет малыш. Постепенно вводите словосочетания, простые предложения. И только тогда, когда кроха будет легко с ними справляться, переходите к чтению коротеньких текстов.

Способ №3. Любовь к чтению: загадочные письма

У детей чтение всевозможных посланий идет на ура. Конверт можно тихонечко подсунуть в почтовый ящик утром, по пути на работу, а вечером торжественно выудить его оттуда вместе с малышом. В этих письмах – всего несколько строчек крупными печатными буквами (лучше набирать на компьютере), но обязательно о чем-нибудь интересном. Например, сообщение о том, что вы очень любите своего сына или дочурку, или о том, что взяли билеты в цирк, или купили ребенку интересную книгу. Или о секретном месте в квартире, где спрятан сюрприз. Писать можно от своего имени или подписывать послания именами сказочных героев, или вообще выдуманных персонажей. Подобная игра будет долго занимать малыша.

Наверняка ребенку захочется прочитать суперсекретное письмо, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо молоком или лимонным соком, обмакивая в него ватную палочку, и высушите. Чтобы буквы проявились, бумагу нужно прогладить утюгом (до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы).

Способ №4. Любовь к чтению: книжки-самоделки

Если ребенок отказывается читать «покупные» книжки, попробуйте заинтересовать его книжками-самоделками. Возьмите альбом и пишите в нем от руки крупными буквами небольшие тексты. Если сможете и рисунки нарисовать (очень упрощенные, даже карикатурные) – вообще замечательно! Какие тексты можно писать в таких самодельных книжках? Такие, которые читать будет интересно. Например, дети любят читать докучные сказки. Знаете такие? «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сначала?» Прочитали сказку и опять читаем сначала, пока не надоест. Или вот еще: «Жили-дружили Кот и Воркот. Ели они с одного стола, в окошко глядели с одного угла. Гулять уходили с одного крыльца. Не сказать ли сказку с конца?» А вот вам веселые рифмовки для книжки с «заблудившимися» буквами. Ребятишки их просто обожают!

Я однажды на обед
Белку съел и винегрет.

И у речки, и в лесу
Я пасу свою косу.

Выпал снег в конце недели,
Лапки все скорей надели.

(Ю. Каспарова)


Можно писать короткие познавательные тексты с недлинными предложениями о животных, растениях, о вашем городе, стране. Если ребенок читает достаточно уверенно, попробуйте в некоторых словах менять буквы местами. Чтобы маленький чтец находил такие ошибки и переставлял буквы правильно. Это будет способствовать более осознанному чтению. Сначала будем самодельные книжки читать, а там, глядишь, и обычными заинтересуемся…

Способ №5. Любовь к чтению: совместное чтение

Одно из главных условий «читающего ребенка» – читающие родители. В доме, где малыш с раннего детства видит взрослых с книгами в руках, где вечерние чтения перед сном были приятным ритуалом, нечитающие дети – большая редкость.

Хороший способ ненавязчиво привить любовь к чтению – читать с ребенком по очереди. Допустим, читаете вы ребенку книжку перед сном. Выберите специально такую, где очень крупный шрифт. В какой-то момент говорим ему: «Что-то я плохо вижу, что здесь написано. Может, ты сможешь прочитать?» или «Устали глаза… Почитай немножко ты, а потом я продолжу». Вот так и читаем по очереди: кусочек вы, кусочек – ребенок. Ребятишки с удовольствием включаются в игру.

И, конечно, почаще заходите вместе с малышом в книжные магазины. Давайте ребенку возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Поддерживайте его интерес к чтению любыми способами. И непременно устройте праздник Первой Самостоятельно Прочитанной Книжки, чтобы это событие вызывало у малыша приятные ассоциации. Постарайтесь сделать путь малыша в мир книг интересным и увлекательным. У вас все обязательно получится!