Как реализовать проект с помощью краудфандинга

Сегодня мы поговорим о том, что такое краудфандинг , чем и кому он может быть полезен, рассмотрим показательные мировые примеры краудфандинга и немного остановимся на том, как развивается краудфандинг в России, Украине и других постсоветских странах. Рекомендую не пропускать эту статью, а обязательно с ней ознакомиться, поскольку сейчас это явление довольно распространенное, и нужно хорошо знать, что оно из себя представляет, чтобы не стать жертвой мошенников.

Что такое краудфандинг?

Итак, что такое краудфандинг. Сам термин заимствован из английского языка (crowdfunding), и дословно означает “финансирование толпы”. Более литературно краудфандинг можно перевести как “народное финансирование”.

– это привлечение средств для финансирования какого-либо проекта (как коммерческого, так и нет) от любых желающих. Людей, которые собирают средства для финансирования проекта через краудфандинг, называют реципиентами, а людей, которые сдают средства – донорами.

На сегодняшний день наибольшее распространение получил краудфандинг в интернете: для него используются как социальные сети и другие популярные веб-ресурсы, так и специализированные сайты, посвященные именно этому – площадки краудфандинга.

Наиболее часто с помощью краудфандинга собирают средства на следующие цели:

  • Операции и лечение;
  • Оказание отдельным людям или группам людей;
  • Волонтерская помощь;
  • Финансовая поддержка спортсменов, музыкантов, деятелей культуры и искусства;
  • Финансирование политических компаний и проектов;
  • Благоустройство определенных территорий;
  • Финансирование , привлечение инвестиций в бизнес.

Последний вариант, как правило, предполагает вложение средств в проект не на безвозмездной основе, а с расчетом на получение определенной прибыли. Этот вид краудфандинга получил название краудинвестинг .

Перед тем, как начать сбор средств, реципиент должен обязательно обозначить и обосновать сумму, которую необходимо собрать, для того чтобы проект осуществился, либо был запущен в работу. А по мере поступления средств он ведет учет и отчитывается перед донорами о том, сколько средств уже собрано, и куда они потрачены, предоставляя подтверждающие документы.

Важной особенностью краудфандинга является то, что каждый донор лично проникается идеей проекта, верит в нее, и потому готов безвозмездно или же с желанием получить прибыль вложить в проект определенную сумму.

На сегодняшний день обороты краудфандинга в мире исчисляются десятками миллиардов долларов в год, при том, что подсчеты очень приблизительные, получить более точный результат здесь достаточно сложно.

Примеры краудфандинга.

Рассмотрим несколько известных примеров краудфандинга.

Пример 1 . Посредством краудфандинга финансировалась президентская компания действующего президента США Барака Обамы в 2008 году. Тогда только на этапе предварительных выборов взносы на общую сумму 272 млн. долларов внесли более 2 млн. граждан страны, преимущественно все эти взносы были небольшого размера.

Пример 2 . В 2012 году при помощи краудфандинга российская рок-группа “Би-2” собрала 1,25 млн. рублей на запись своего альбома “Spirit”.

Пример 3 . Американский король ужасов Стивен Кинг однажды выложил в сеть первую главу своей новой книги с просьбой добровольно перечислить 1 доллар за ознакомление с ней. Так очень быстро было собрано 2 млн. долларов.

Пример 4 . Британская кинокомпания Spanner Films за период с 2004 по 2009 годы посредством краудфандинга собрала более 1 млн. фунтов стерлингов на съемку документального фильма “Век глупцов”, который был посвящен проблеме глобального изменения климата на планете. Согласно условиям сбора средств, всем участникам проекта на протяжении 10 лет с момента выхода фильма выплачиваются роялти (часть дохода компании).

Пример 5 . В 2012 году при помощи краудфандинга были собраны средства на создание знаменитых видеоигр Adventure и Wasteland 2: в сборе приняли участие более 87 тысяч доноров, которые собрали свыше 3 млн. долларов на каждую из игр.

Площадки краудфандинга.

С развитием этого способа привлечения финансирования сначала в наиболее развитых странах, а затем в России и СНГ стали появляться так называемые площадки краудфандинга: специализированные интернет-ресурсы, на которых каждый желающий может зарегистрироваться, создать свой проект и открыть сбор средств на его реализацию.

Вот список наиболее популярных мировых площадок краудфандинга:

  • kickstarter.com
  • indiegogo.com
  • gofundme.com
  • 99designs.com
  • crowdflower.com

На площадках краудфандинга есть возможность выбора проектов по разным критериям: тематика, объем финансирования, процент уже привлеченных средств, стадия реализации и т.д., что существенно упрощает работу как для реципиента, так и для доноров/инвесторов.

Площадки краудфандинга выступают неким гарантом между донорами и реципиентом (все опубликованные проекты проходят тщательную проверку), однако за свои услуги они взимают комиссию, которая, как правило, составляет 10% от каждой операции по перечислению средств.

Сбор и взносы средств через площадки краудфандинга с хорошей репутацией существенно снижают риски мошенничества, о которых я расскажу чуть позднее.

Краудфандинг в России.

В России в последние годы тоже начал активно развиваться краудфандинг, уже известны примеры успешно реализованных проектов, которые были профинансированы именно таким способом.

Предлагаю вашему вниманию список популярных площадок краудфандинга в России:

  • boomstarter.ru
  • planeta.ru
  • smipon.ru (С миру по нитке)
  • thestartman.ru

Конечно, российский краудфандинг в своем развитии пока очень далек от мировых аналогов, тем не менее, можно констатировать, что он развивается и его обороты растут.

Краудфандинг и мошенничество.

Отдельно хочу заострить внимание на том, что под краудфандинг очень часто маскируются банальные . Они распространяют объявления о сборе средств якобы в какие-то инвестиционные проекты, обещая своим донорам внушительную доходность их вложений, но на самом деле собранные средства никуда не вкладываются, доходы предыдущим вкладчикам на первых этапах выплачиваются за счет последующих, а когда пирамида собирает какое-то количество средств – она исчезает.

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо тщательно изучать и анализировать предоставленные документы (даже если вы хотите просто оказать благотворительную помощь, допустим, ребенку на операцию – удостоверьтесь на 100%, что ваши пожертвования не попадут в карман к мошеннику: таких случаев огромное количество). Тем более – если вы вкладываете деньги в краудинвестинг с расчетом на получение прибыли.

Теперь вы имеете некоторое представление о том, что такое краудфандинг, и сможете принимать более грамотные решения, когда столкнетесь с чем-то подобным, а возможно, даже захотите создать собственный проект, финансируемый через краудфандинг.

Не забудьте добавить сайт в закладки и подписаться на наши официальные страницы в соцсетях: здесь вы найдете множество другой полезной и важной информации для вас и ваших финансов. До новых встреч!

Если только вы не прожили последние несколько лет на необитаемом острове, то вы слышали про краудфандинг или про истории людей, которые находят инвестиции в тысячи и миллионы долларов онлайн.

Сейчас существует масса краудфандинговых платформ, со своими особенностями, недостатками и преимуществами. Как же выбрать ту платформу, которая подойдет для вашей идеи лучше всего?

В этой статье мы расскажем о 10 наилучших краудфандинговых платформах, об их различиях и функциях.

1.

Эта платформа позволяет получить денежные ресурсы для креативных проектов на благотворительной основе. Проекты могут разниться от живописи и инсталляций до крутых часов и необычных предметов. Kickstarter – это одна из самых первых платформ, которая уже помогла многим крупным проектам.

2.

В отличие от Kickstarter, эта платформа не ограничивается креативными проектами. На Indiegogo вы можете собрать деньги на все, будь то хобби, благотворительность, стартап или даже личные финансовые нужды. Эта платформа тоже является одной из первых и получила признание благодаря отсутствию каких либо территориальных или любых других границ.

3.

Эта платформа предназначена сугубо для получения инвестиций. Она стала одной из самых быстрорастущих и крупных платформ для инвесторов. Crowdfunder – это уже серьезная платформа для получения финансов на основе инвестиционных соглашений.

Еще одна платформа, основанная на благотворительном финансировании креативных проектов. Отличает Rockethub от остальных наличие программ FuelPad и LaunchPad, которые помогают всем участникам контактировать и кооперироваться меж собой для достижения результата.

5.

Если вы хотите собрать деньги на благотворительность или какие-то нужды, то вам сюда. Особенностью этой платформы является система, которая позволяет отслеживать, сколько денег уже собрали другие организации.

6.

Британская платформа, которая позволяет развиваться маленьким бизнесам. Работа платформы основана на инвестициях. Somolend заключили партнерства с банками, чтоб обеспечить пользователям ссуды и помогать малому бизнесу развиваться.

7.

Если вы хотите создать новое мобильное приложение и ищете финансирование на основе благотворительных взносов, тогда вам сюда. Данная платформа специализируется на приложениях, и, помимо денег, вы сможете найти здесь соответствующее общество.

8.

Вы стартапер в области технологий с уже имеющимся инвестором или в поисках своего «момента Силиконовой Долины»? Эта платформа для вас. Долгое время AngelList не раскрывали поля своей деятельности, но сейчас они вошли в игру. На ресурсе можно найти массу инвесторов, а сама платформа уже помогла топовым стартапам в своей области.

Платформа, позволяющая создать платформу для краудфаундинга. Такую необычную функцию исполняет Invested.in. Ресурс дает возможность и инструменты для создания и развития своего дела. Платформа пользуется поддержкой таких компаний, как Coca-Cola, ATB Financial и других.

10.

Отличием этой платформы является возможность вовлечения сообщества в создание продукта или изобретения. Это значительно облегчает процесс, так как на ресурсе можно найти специалистов в нужной области. Финансирование же на этой платформе основывается на благотворительности.

Эти десять платформ охватывают практически все области и цели, которые можно себе представить. Не имеет значения, ищете вы деньги на что либо, или нет, все равно посетите эти ресурсы и уделите им внимание. Кто знает, возможно вы найдете там что-то, что вас заинтересует.

) это отличный способ получить финансовую помощь для запуска своего бизнеса или для воплощения своих творческих замыслов, и это отличная альтернатива банковскому кредиту.

Краудфандинг это современная альтернатива банковскому кредиту и, как правило, используется стартапами, предпринимателями или творческими людьми, которым нужны деньги для финансирования своих идей.

Говоря простыми словами – краудфандинг это получение денег от множества людей, которые заинтересованы в финансировании вашего проекта.

Краудфандинг может работать хорошо, если у вас есть время и терпение убедить других, что ваша идея прибыльна в плане инвестиций.

Виды краудфандинга

  1. Reward crowdfunding – это наиболее популярный тип краудфандинга. . Он подразумевает получение подарков, бонусов и вознаграждений тех, кто согласится финансировать вашу идею.
  2. Equity crowdfunding – этот тип предполагает продажу небольшого процента вашего бизнеса или предлагает долю в вашей компании в рамках долгосрочных инвестиций.
  3. Debt crowdfunding – это новый тип краудфандинга. Вы просите деньги в обмен на долю в будущем предприятии или на обещания возврата инвестиций.

В большинстве случаев, инвесторы преследуют свою выгоду (доля в готовом бизнесе, финансовое вознаграждение и т. д.), вкладывая деньги в идею стартапа. Но существуют и благотворительные проекты, которые работают по схеме безвозмездного вклада в реализацию идеи.

Способы финансирования

«Все или ничего»

При размещении на краудфандинговой площадке проекта устанавливается определенный срок. Если за заданный промежуток времени вам не удалось собрать всю сумму для воплощения своей идеи, то вы не получаете ничего, а все деньги возвращаются обратно к инвесторам.

«Оставить все»

Даже если вы собрали не всю сумму, собранные средства за минусом комиссии сайта переводятся в счет реализации проекта.

«Вечное финансирование»

Вам дается неограниченное количество времени для сбора средств. Это значит, что инвесторы могут вкладывать в ваш проект до тех пор, пока цель не будет достигнута.

«Переломный момент»

Вы получаете деньги после достижения «контрольной точки». Например, если сбор закрыт на 50%, то средства передаются вам.

«Сделка со свободной ценой»

Вы выставляете какой-то продукт своей творческой деятельности, а инвесторы предлагают цену за него. С помощью таких «аукционов» вы можете собирать деньги на реализацию нового проекта.

Кто может использовать краудфандинг

Любой человек может использовать краудфандинг, и большинство специализированных сайтов не берет дополнительной платы за размещение проектов.

Тем не менее, многие площадки возьмут с вас примерно 5-7% комиссионных, если вы собрали деньги на свой проект.

Если вы не смогли набрать необходимую сумму, с вас ничего не возьмут – так что пробуйте свои силы, в конечном итоге, вы ничего не потеряете.

Как уже упоминалось выше, большинство сайтов попросит вас предоставить вознаграждение для людей, которые будут инвестировать в вашу идею.

Краудфандинг можно использовать для финансирования различных творческих или бизнес идей. Вот несколько самых популярных направлений использования краудфандинга:

  • Бизнес стартапы
  • Проекты фильмов
  • Книгоиздание
  • Предприниматели
  • Благотворительность
  • Научные исследования
  • Информационные технологии
  • Игры и гаджеты
  • Общественные проекты
  • Волонтерская деятельность
  • Поддержка спортсменов, политиков, музыкантов

В общем, все, что нуждается в финансовой поддержке.

Не все краудфандинговые сайты одинаковы, поэтому прежде чем выкладывать свой проект стоит провести некоторое исследование самых популярных краудфандинговых платформ и выбрать наиболее подходящую именно вам.

Платформы для краудфандинга

Российские краудфандинговые площадки

В отличие от зарубежного рынка краудфандинга, в рунете не так много специализированных платформ по сбору денег в поддержку начинающего бизнеса, социальных и творческих проектов.

Самые популярные российские краудфандинговые площадки – это Planeta.ru, Boomstarter.ru и Kroogi.

Ранее пользовались популярностью такие платформы, как Smipon.ru (с миру по нитке) и Together, но по разным причинам эти ресурсы больше не функционируют.

В России существуют и другие краудфандинговые площадки, которые были созданы совсем недавно и на данный момент не успели зарекомендовать себя, как надежные сервисы народного финансирования. Поэтому я расскажу только о популярных и проверенных отечественных платформах.

На этом ресурсе можно собирать средства в поддержку творческих, социальных, технологических проектов, а также в помощь малому бизнесу, гражданским инициативам и благотворительности.

Площадка работает по системе «Переломный момент», то есть вы можете забрать собранные средства при условии преодоление рубежа в 50% на пути к реализации цели.

На конец 2018 года общая сумму собранных средств в рамках платформы Planeta.ru составляет почти 930 млн рублей, а количество успешных проектов перевалило за 4000.

По статистике, каждый третий проект оказывается успешным. Средний чек финансирования с одного инвестора составляет 1500 рублей, а средний сбор для одного проекта приблизился к цифре 300 тыс. рублей.

К основным преимуществам платформы Planeta.ru можно отнести следующие аспекты:

  • Высокий трафик. Ежемесячное количество посещений площадки составляет более 700 тыс. (при этом количество уникальных посетителей за 1 месяц превысило значение в 500 тыс. пользователей).
  • Лояльные условия. В отличие от большинства краудфандинговых платформ (в том числе, и зарубежных), на Planeta.ru вы можете забрать собранные деньги в случае, если не достигли цели на 100%, но проект собрал более 50% необходимой суммы.
  • Возможность продления срока сбора средств. Продлить сбор можно один раз на период, не превышающий изначально обозначенный срок.
  • Отсутствие дополнительных комиссий платежных систем (банковские карты, «Яндекс.Деньги», «Qiwi» и т. д.). Все комиссии уже включены с общую комиссию сервиса.
  • Возможность продвигать свой проект. Если идея оказалась успешной, вы сможете продвигать ее через публикации новостей на сайте платформы и на страницах в социальных сетях.
  • Лояльные условия для открытия своего проекта. Открыть проект может каждый человек, достигший возраста 18 лет и имеющий собственный счет в банке.

Из минусов проекта можно выделить только большие комиссии, которые взимаются при успешной реализации проекта.

Если вам удалось собрать 100 и более процентов от заявленной суммы, то комиссия составляет 10%. А вот если вам не удалось полностью достигнуть финансовой цели, то размер комиссии увеличивается до 15%.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что платформа Planeta.ru является беспроигрышным вариантом для тех, кто планирует запустить собственный проект и нуждается в финансировании.

Даже если вам не удалось собрать нужную сумму, вы ничего не теряете, а значит, однозначно стоит попробовать!

Boomstarter.ru – это универсальная платформа, которая подходит для реализации проектов в таких областях, как еда, дизайн, игры, искусство, издания, мода, мероприятия, общество, музыка, технологии, театр, спорт, хореография, фотография, фильмы и видео.

Площадка функционирует по принципу «Все или ничего».

На 2018 год через платформу Boomstarter.ru удалось успешно реализовать почти 2 тысячи проектов при поддержке 200 тысяч спонсоров.

Общая сумма собранных средств составила почти 370 млн. рублей.

Средний чек пожертвований с одного инвестора колеблется в районе 1500 рублей.

К плюсам краудфандинговой платформы Boomstarter.ru можно отнести:

  • Универсальность. Согласно правилам Boomstarter.ru, вы можете запустить практически любой проект, начиная от социальной программы, и заканчивая бизнес-идеей.
  • Лояльные условия для стартапера. Автором проекта может стать любой гражданин РФ, имеющий паспорт и собственный счет в банке.
  • Небольшая комиссия, взимаемая при достижении финансовой цели. Если вам удалось достигнуть поставленной цели, комиссия сервиса составляет всего 3,5%.
  • Мягкие требования к вознаграждениям. В качестве вознаграждения инвесторам может выступать любой продукт проекта стоимостью от 50 рублей. Это может быть книга, диск и т. д. Финансовые вознаграждения (деньги) на платформе запрещены.

Несмотря на то, что Boomstarter.ru еще не достиг таких масштабов, как аналогичная площадка Planeta.ru, перспектива финансирования собственных идей через данный сервис все-таки есть.

Об этом свидетельствует множество успешно реализованных проектов и стремительное развитие платформы на рынке российского краудфандинга.

Платформа рассчитана на писателей, музыкантов, художников и фотографов, которые желают собрать деньги на реализацию творческих проектов.

В качестве вознаграждений для инвесторов может выступать практически любой продукт, начиная от книги, и заканчивая билетом на свой концерт.

Платформа работает по принципу «Все или ничего». При достижении финансовой цели с автора проекта удерживается фиксированная комиссия 15% с суммы собранных средств.

Причем в правилах платформы прописано, что Kroogi вправе изменить размер комиссии при условии, что стартапер будет предупрежден об этом до момента вывода денег.

Зарубежные краудфандинговые площадки

К наиболее популярным зарубежным площадкам относятся:

Площадка нацелена на развитие и поддержку инициатив, связанных с творчеством.

Здесь могут разместить свои проекты художники, музыканты, дизайнеры и другие люди, деятельность которых связана с искусством. Основные принципы ресурса заключаются в том, что проекты нацелены на создание чего-либо для обмена с окружающим миром (музыка, кино и т.д.).

Kickstarter работает по принципу «Все или ничего».

Ресурс нацелен на инновационные программы, а именно – на достижения в области дизайна и технологий.

Indiegogo работает как по принципу «Все или ничего», так и по системе «Оставить все».

RocketHub использует модель «Оставить все», то есть вы можете забрать все деньги, которые удалось собрать за определенный срок.

Площадка рассчитана на творческие, общественные и инновационные проекты.

Это могут быть видеоигры, музыкальные альбомы, высокотехнологичные продукты, поддержка соло-гребцам, пересекающим Атлантический океан и т. д.

Модель работы Ulule – «Все или ничего».

Ресурс ориентирован на предпринимателей, креативщиков и изобретателей. Здесь вы можете воплотить в жизнь практически любую идею.

Если ваш проект не достигает обозначенной цели, то вы можете забрать деньги инвесторов (модель «Оставить все»).

Описание процесса и схема работы

Все краудфандинг сайты разные, но схема работы у них приблизительно одинакова:

  • Создаем новый аккаунт
  • Пишем краткое описание вашего проекта
  • Указываем сколько денег нам нужно, и устанавливаем лимит времени на сбор средств
  • Рассчитываем расходы на подарки инвесторам

У большинства сайтов политика все или ничего. Это означает, что если вы не наберете необходимое количество денег, то вы ничего не получите. Однако если вы соберете больше, чем вы просите, то вы получите все деньги.

Если ваш проект собрал необходимое количество денег, то вам нужно (вы ДОЛЖНЫ) выполнить свои обязательства по проекту, так как это бизнес контракт. Если вы не в состоянии сделать этого, вы должны будете вернуть деньги инвесторам.

Плюсы и минусы краудфандинга

К основным преимуществами краудфандинга принято относить следующие аспекты:

  • Простота оформления. Чтобы создать проект, вам нужно просто подтвердить свою личность, не вдаваясь в юридические тонкости.
  • Отсутствие рисков оказаться под давлением единственного инвестора. Финансовые рычаги находятся в руках всех инвесторов, которые делают вклад в ваш проект. Такое положение вещей выгодно для стартапа, так как он не рискует оказаться под давлением одного человека.
  • Эффект «сарафанного радио». Инвесторам выгодно рекламировать вас и ваш проект, а значит, они будут делиться информацией со своими знакомыми, повышая вашу личную узнаваемость и узнаваемость вашей программы.
  • Отсутствие юридической ответственности перед инвесторами. Инвестиции в проекты стартапов предполагают под собой серьезный риск потерять вложенные средства. Но если идея не окажется успешной, то вы не обязаны возвращать людям деньги.

Минусов у краудфандинга практически нет, за исключением риска потери авторства (если ваш проект не защищен авторским правом, то он может стать объектом для плагиата).

Все остальное касается корректности размещения своей программы на краудфандинговой платформе – чтобы ваш проект не «завернули», следует внимательно ознакомиться с правилами и условиями конкретной площадки.

Чтобы показать серьезность своих намерений и привлечь потенциальных инвесторов, возьмите на заметку следующие советы:

Составьте подробный план. Вы должны четко прописать этапы работы и обозначить алгоритм своих действий на пути к реализации проекта.
Выберите платформу. Сравните несколько ресурсов, ознакомьтесь с правилами и условиями, выберите тот вариант, который лучше всего подходит для реализации конкретной идеи.
Предложите помощь. Заинтересуйте инвесторов. Вы можете предложить как финансовую помощь (доля в бизнесе, процент от доходов) при условии достижения цели, так и презент в виде продукта творческой деятельности (сувенир, бесплатный доступ к написанным вами книгам и т. д.).
Привлекайте промоутеров. Самое сложное – сделать вашу кампанию узнаваемой, оповестить о ней большое количество людей. Для этого вы можете воспользоваться помощью родственников и друзей, которые расскажут знакомым о вашем проекте. Поучаствовать могут и инвесторы, вложившиеся в вашу кампанию.
Берите пример с успешных стартапов. Изучайте информацию в интернете, общайтесь с людьми и берите на вооружение приемы тех, кому уже удалось достигнуть успеха.
Будьте убедительны и покажите свой профессионализм. Помните, что вы просите о финансовой поддержке абсолютно незнакомых людей. Чтобы получить помощь, вам придется выложиться по полной – показать свою экспертность в данной области и привести убедительные аргументы, почему именно ваш проект достоин финансирования.

Истории успеха

Много людей уже создали успешные проекты и бизнес-стартапы через краудфандинг сайты. Вот несколько историй успеха:

Яна Борщева собрала $8000 на выпуск своего иллюстрированного сборника рецептов украинской и российской кухни. Всем кто пожертвовал деньги на свой проект, Яна обещала копию своей книги и дополнительные призы, количество которых зависит от суммы пожертвования – kickstarter.com

Дмитрий Лазарев собрал пожертвований на сумму более 200000 рублей для русского издания книги Джеральда Вайнберга “Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга” – boomstarter.ru

Дизайнер Netta Shalgi хотел собрать $35000 на выпуск игрушки в форме деревянной лощади. Сбор средств еще не закончен, а он уже собрал более $100000 – kickstarter.com

Один из самых успешных проектов по сбору средств на сайте kickstarter.com. Деньги собирались на организацию предприятия по производству «умных» электронных часов. Организаторы планировали собрать $100000, но идея была настолько успешной, что они собрали в 10 раз больше $10266845.

Добрый день, друзья! Никого из нас не удивить тем фактом, что интернет уже давно стал инструментом для реализации огромного количества всевозможных потребностей. В сети мы и общаемся, и развлекаемся, и даже работаем. А скажите, многие ли из вас задумывались над тем, чтобы использовать интернет для продвижения собственных идей, развития проектов и создания настоящего общественного «бума»? Если вы до сих пор ищете, где взять денег для реализации своих начинаний, не первый год копите деньги, но все никак не можете приблизиться к заветной цели , тогда вам просто необходимо познакомиться с таким явлением как краудфандинг. Это движение возникло относительно недавно, но уже успело набрать немалые обороты. Каков принцип действия краудфандинга, что это вообще такое, и как с его помощью организовать сбор средств на личные нужды, я предлагаю выяснить прямо сейчас .

Краудфандинг: что это?

Сразу хочу сказать, что краудфандинг – молодое и инновационное явление , которое буквально захватило мир бизнеса. С его помощью многие предприниматели получили возможность запустить свои проекты и тем самым заработать на них немалые деньги. В свою очередь всевозможные благотворительные организации и медийные личности могут использовать краудфандинг для получения средств, чтобы профинансировать свои начинания. Но давайте обо всем этом по порядку.

Чтобы краудфандинг перестал быть для нас с вами чем-то далеким и неведомым, думаю, будет уместно углубиться в историю его возникновения. Истоки этого явления берут свое начало в середине 20 века, на рынке ценных бумаг США. Именно в это время развитие рынка стало идти по довольно необычному сценарию – практически половина акций небольших, но активно развивающихся компаний, продавалась при помощи нерегулируемого рынка. Если описывать это явление простыми словами, то получается, что купить ценные бумаги небольшой прачечной мог любой желающий прямо в гараже владельца этого свежеиспеченного бизнеса.

Это привело к тому, что огромные суммы накоплений утекали в бизнес, а большинство простых людей, грамотно вложившихся в акции малоизвестных компаний, через некоторый отрезок времени стали владельцами немалых состояний. Например, одной американской семье удалось всего за 5 лет заработать почти 3 миллиона долларов на акциях компании, которая производила пластиковые стаканчики. Поразительно в этой истории то, что бумаги, которые были куплены в начале 80-х, стоили на тот момент всего пару сотен баксов. Причем историй, подобных этой, довольно много. Компания Apple , как вы помните, также начинала свой путь в гараже.

Влияние на крупные компании

Столь нетипичное для рынка ценных бумаг явление привело к тому, что у небольших компаний стали возникать сложности с регистрацией выпуска акций. Кроме того, рынок, на котором полностью отсутствовало какое-либо регулирование , стал благодатной почвой для спекуляций и заработка на инвесторах, которым продавались бумаги низкого качества. Однако, при этом такое народное инвестирование способствовало развитию малого и среднего бизнеса. Такой способ капиталовложений привел к тому, что продажа акций, долей и паев позволила не одной компании уверенно стартовать и получить необходимую финансовую поддержку на раннем этапе развития бизнеса.


Американский малый бизнес и активно развивающиеся стартапы породили потребность в огромном количестве небольших инвестиций . Согласитесь, что 10-50 тысяч долларов, - это не те деньги, ради которых стоит заморачиваться выпуском акций, их регистрацией и реализацией через посредников вторичного рынка. Именно по этой причине возникла потребность в народном финансировании проектов. Массовое возникновение краудфандинговых площадок привело к тому, что в 2012 году в Америке и странах Европы с государства официально было снято обязательство регистрировать краудфандинговые проекты.

Теория и перевод термина

Поскольку с историей мы более-менее разобрались, самое время выяснить, что говорит о народном финансировании сухая теория. Очевидно, что краудфандинг – заимствованное в нашем языке слово. Чтобы максимально адаптировать это определение под русский язык, имеет смысл обратиться к англо-русскому словарю. Разбиваем термин на две составляющие: crowd – толпа и funding – финансирование, и получаем «финансирование толпой». Дабы выражение было более благозвучно, изменим его на «коллективное финансирование ». В общем-то, название явления говорит само за себя.

Получается, что краудфандинг – это массовый сбор средств для реализации конкретного проекта или идеи. При помощи такого финансирования сегодня активно развиваются благотворительные акции, создается бесплатное программное обеспечение, печатаются книги, пишутся песни и снимаются клипы. Краудфандинг – это замечательная и, к сожалению, одна из немногих, возможностей помочь материально реализовать идеи тем, кто в этом нуждается.

Зачем нужно коллективное финансирование?

По большому счету, основная идея краудфандинга – это реализация человеческих идей . Право выбора, какой проект получит билет в жизнь, а какой останется без средств на существование, остается все-таки за обществом. Краудфандинг как нельзя лучше передает настроения и потребности толпы. С его помощью можно точно выяснить, что волнует простых людей в текущий момент времени.


Думаю, никто из вас не станет спорить с тем, что реализация человеческих нужд – это краеугольный камень любого бизнеса. К сожалению, далеко не все предприниматели понимают потребности потребителей. В свою очередь краудфандинг – это реальное отражение того, чего хочет толпа. Если человеку что-то интересно, значит, у него есть в этом необходимость, а потому он готов вкладывать в это собственные средства.

Представьте себе, что ваш любимый писатель завершил работы над очередной книгой, но издательства по какой-то причине отказываются от ее публикации. Чтобы шедевр увидел мир, автору необходимы деньги. Вы хотите прочесть книгу и готовы помочь писателю материально. В итоге находится сотня или даже тысяча фанатов, которые искренне желают поддержать своего кумира и не отказываются помочь ему в самореализации.

Пожалуй, самой человечной целью народного финансирования является благотворительность . Немалое количество организаций, активно занимающихся судьбами бездомных, инвалидов, пострадавших в результате стихийных бедствий, не имеет собственных средств для реализации своих программ. Для них crowdfinding – это не только способ привлечь к проблеме внимание общественности, но и возможность получить финансовую поддержку от неравнодушных людей.

Кому подойдет краудфандинг?

Главное условие, которому должен соответствовать краудфандинг, - открытость сборов . Реципиенты – те, кто занимаются сбором денежных средств, должны в самом начале создания проекта озвучить ту сумму, которую им необходимо собрать в процессе народного финансирования. Количество средств, которые собираются в течение конкретного периода времени, должно быть открыто для каждого посетителя краудфандинговой платформы. Это же правило должно выполняться и для расходов, и для вознаграждений, если таковые имеют место быть.

Очевидно, что такое финансирование может быть более или менее успешным, в зависимости от того, какой проект выдвигается на суд общественности. В целом, краудфандинг подходит тем, кто:

  • Представляет интересы благотворительных организаций
  • Занимается развитием малого бизнеса или реализовывает стартапы
  • Является представителем творческой среды – писателем, музыкантом и т.д.
  • Активно продвигает интересы собственных увлечений – фанатам, болельщикам

Виды краудфандинга

Если рассматривать краудфандинг с точки зрения бизнеса, то можно выделить его 3 основных вида:

  1. crowdfunding
  2. Debt crowdfunding
  3. crowdfunding

Каждый из них имеет собственных подход к донорским и реципиентским вложениям, а потому о каждом из них я предлагаю поговорить более детально .

Reward crowdfunding


Начнем с самого популярного способа народного финансирования, reward crowdfunding. Главная особенность этого типа сборов в том, что доноры проекта получают определенные награды за свои инвестиции . Сразу скажу, что награды эти крайне редко имеют финансовый характер. Суть поощрения заключается в том, чтобы инвестор получил нужный ему результат от своего вклада. Чтобы вы понимали, как работает такой вид народного финансирования, предлагаю рассмотреть его на живом примере.

Пример

Представим себе, что мы с вами являемся фанатами какой-то музыкальной группы, которой нужно отснять клип стоимостью 100 000 рублей . Таких денег у исполнителей нет, а потому они обращаются за помощью к своим фанатам, то есть к нам. За помощь в реализации проекта музыканты обещают каждому донору определенную награду. К примеру:

  • за материальную помощь в размере 100-500 рублей доноры получат доступ к просмотру клипа сразу же после того, как его съемки будут завершены
  • взнос в размере 500-1000 рублей гарантирует донорам получение доступа к клипу и автограф солиста группы
  • инвестиции в размере 1000—2000 рублей – это все тот же доступ к клипу и постер с изображением кумиров, украшенный автографами каждого из членов группы

На сегодняшний день reward crowdfunding является самым популярным видом народного инвестирования в России, в рамках которого было реализовано немало успешных проектов.

Equity crowdfunding


На втором месте по популярности разместился equity crowdfunding. Этот способ финансирования больше напоминает серьезное инвестирование, поскольку предполагает приобретение ценных бумаг компаний . Такой вариант вложений непременно заинтересует тех, кто ищет , и тех, кто нуждается в дополнительных средствах для развития бизнеса. Сразу хочу предостеречь всех новичков, которые пока слабо понимают, от необдуманных действий. Дело в том, что данный вид краудфандинга не гарантирует донорам получение прибыли . Все риски ложатся исключительно на плечи инвесторов.

Equity crowdfunding – это настоящая находка для представителей малого и среднего бизнеса. Такое инвестирование позволяет в кратчайшие сроки найти средства для реализации грандиозных задач, выполнение которых необходимо для активного развития бизнеса.

Debt crowdfunding

Те, кто дружит с английским языком, вероятно уже поняли, что речь сейчас пойдет о долговом краудфандинге. В целом, этот вариант финансирования во многом схож с предыдущим. Разница его лишь в том, что донор, который выступил в качестве инвестора, получает за свои вложения либо долю в проекте, а, следовательно, и часть прибыли, либо 100% возврат вложенных средств. Должен признать, что такая модель довольно рискована , поскольку до конца не понятно, и что можно получить взамен.

Тем не менее, этот способ привлечения инвестиций активно используется стартаперами. Несмотря на рискованность, его смело можно рассматривать как неплохую альтернативу вкладам в ценные бумаги .

Идентифицируем краудфандинговый проект

Ну а теперь я представляю вашему вниманию 6 отличительных признаков настоящего краудфандингового проекта:

Четко обозначенная цель


Прежде чем создавать проект, каждому реципиенту необходимо озвучить цель, на которую он планирует потратить полученные в результате сбора средства. Сайты, которые занимаются продвижением проектов народного инвестирования, не допускают использование заемных средств на сторонние нужды, о которых не упоминалось в проекте.

Четкие временные рамки

Строгое ограничение по времени позволяет понять, актуальна ли идея, на которую идет сбор средств, в текущий момент времени. Если в заранее установленные сроки проект не успевает получить необходимую сумму, он закрывается, не получая со сбора ни копейки .

Риски

Доноры, которые участвуют в народном финансировании, должны понимать, что у них нет никаких гарантий касательно того, что вложенные средства будут им возвращены. А в том случае, если речь идет о социальных и благотворительных проектах, речь о возврате средств и получении прибыли не идет вовсе.

Гласность


Любой желающий, попавший на страницу проекта, должен иметь свободный доступ к информации о ходе сбора средств, о целях мероприятия и о наградах, которые можно получить за совершение вклада.

Широкая специализация

На мировых площадках по сбору средств рядом могут находиться как музыкальные и литературные проекты, так и проекты, связанные с миром инноваций.

Результативность

Каждый проект должен регулярно отчитываться перед донорами о том, насколько успешно выполняются поставленные цели. Здесь нужно улавливать тонкую грань – если проект оказался убыточным, например, книга не была востребована читателем, то деньги, которые были вложены в стартап, остаются в проекте. Если же писатель в принципе не приступил к работе, отказался писать книгу, то ему придется вернуть те деньги, что дали ему доноры.

Самые популярные площадки

Уверен, что многие из вас по ходу прочтения этой статьи уже гуглили в интернете сервисы, на которых проводится народное финансирование. Если вы всерьез задумались над тем, как заработать на краудфандинге, вам пригодятся такие площадки.

Российские


Американские и европейские


Пара слов о грандиозных успехах

Если вы помните, то в 2008 году, когда на пост Президента США баллотировался Барак Обама , деньги на его предвыборную кампанию были собраны именно за счет народного финансирования. Всего за несколько недель при помощи краудфандинга было собрано свыше 280 миллионов долларов . Именно благодаря поддержке 2 миллионов американцев, не поскупившимся на поддержку Обамы, будущему Президенту Соединенных Штатов Америки удалось провести свою кампанию и впоследствии одержать победу на выборах.

В России успешным примером краудфандингового проекта можно считать сбор средств для записи альбома группы «Алиса» . Буквально за 4 месяца музыканты сумели привлечь колоссальные инвестиции в свое творчество – целых 11 миллионов рублей .

Почему краудфандинг – это выгодно?

Чтобы окончательно убедить вас в том, что краудфандинг – это сплошные выгоды, предлагаю изучить такие его сильные стороны:

  1. В среднем на поиск средств, необходимых для реализации проекта, на краудфандинговых площадках уходит от 10 дней до двух месяцев
  2. Инвесторы, вкладывающие свои средства с целью получения дополнительного дохода, избавлены от необходимости постоянно присутствовать в проекте
  3. Успешные проекты находят свою аудиторию, получают внимание со стороны уже хорошо известных компаний и могут смело рассчитывать на поддержку акул бизнеса
  4. Инвесторы могут заранее выбирать вариант выплаты дивидендов (если таковые предусмотрены)

Нужно признать, что успех в краудфандинге – задача непростая. Ваш проект должен быть выделен донорами среди сотен, а то и тысяч других ему подобных.


Чтобы деньги потекли именно к вам, а не к конкурентам, следуйте этим несложным правилам.

Ставьте реальные цели

Амбиции – это, конечно, замечательно, но для привлечения народных средств, нужно быть реалистом и ставить перед собой только те цели, которые можно выполнить.

Сезонность

Статистика – упрямая дама, с которой крайне трудно спорить. Так вот, она говорит о том, что лето – это самый неблагоприятный период для начинаний. Лучше всего инвестиции работают в середине осени, когда большинство доноров уже успело вернуться из отпусков и заработать денег для инвестирования.

Оригинальность идеи

В краудфандинге важно найти золотую середину между желанием выделиться среди массы прочих проектов, и сохранением реальности цели. Не стремитесь выделиться за счет скатывания в пучины недостижимого.

Будьте щедры в информационном плане

Чем больше вы расскажете донорам о себе, своем бизнесе, планах по его реализации, прошлом опыте и достижениях, тем больше доверия вызовете к себе.

Бизнес-план

Ставьте четкие цели и сроки на их реализацию. Вы должны понимать, кто ваша ЦА, кому будет интересен ваш проект, и кто даст вам денег на его реализацию.

Заключение

В целом, краудфандинг – это отличный старт для тех, кто не имеет собственных средств для развития, но уверен в своих силах, умениях и таланте. Если вы знаете, чем заинтересовать толпу, можете предложить ей то, что она захочет «проглотить» и за что готова платить, — дерзайте ! Ваш успех зависит только от вас самих. Ну а на этом я с вами прощаюсь. До скорых встреч, друзья!

Если вы нашли ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Спасибо за то, что помогаете моему блогу становиться лучше!

«С мира по нитке» — вот как можно охарактеризовать краудфандинг. Дословно это система сбора средств, которая одинаково хорошо подходит как для инвестирования какого-либо бизнес-проекта, так и для выпуска музыкального альбома или книги.

Что это такое

Для того чтобы лучше понять смысл определения обратимся к английскому языку, ведь именно из него пошло слово «crowdfunding». Crowd– это «толпа», аfunding – финансирование.

Цели сбора средств могут быть разными. Так, некоторые компании собирают на какие-либо разработки или инновации, другие же – на выпуск книги, которая несомненно найдет свое применение в народных массах.

Принято считать, что краудфандинг появился одновременно с краудсорсингом, начало которого было заложено в начале 2000-х годов. Конечно, идея краудфандинга намного древнее его официального выхода в свет. Так, например, ту же статую Свободы строили на народные деньги.

Видео — что такое краудфандинг:

Новым методом крайдфандинг может считаться только в сфере бизнеса и инноваций. Сбор денег на финансирование проектов через интернет начал набирать популярность совсем недавно. Сегодня с помощью краудфандинговых платформ финансируют стартапы и некоторые многообещающие формы бизнеса.

На выше представленном рисунке можно видеть в какие сферы вкладывали свои деньги люди еще пару лет назад. На сегодняшний момент ничего не изменилось. Так, социальные нужны и бизнес-проекты – это два самых распространенных направления в инвестировании по способу краудфандинга.

Финансовая и юридическая схема

Роль посредников при данном способе финансирования сведена к минимуму. С помощью краудфандинга можно получить финансирование без привлечения банков или бирж. Весь процесс привлечения инвестиций прозрачен и прост, поэтому он внушает доверие людям, которые решили вложить денежные средства в проект.

Варианты для инвесторов

Условно краудфандинг можно разделить на три большие категории:

  • без вознаграждения;
  • нефинансовое вознаграждение;
  • финансовое вознаграждение.

При отсутствии вознаграждения для инвесторов можно говорить о схеме пожертвования. Пожертвования чаще всего применяются в социально значимых, а также в медицинских проектах. Например, сбор средств на лечение ребенка – это и есть краудфандинг по схеме пожертвования. Люди, которые пожертвовали деньги на лечение, чаще всего получают благодарность в виде упоминания своего имена на социальной странице или сайте кампании.

Нефинансовое вознаграждение часто называют моделью Кикстартера. Модель Кикстартера сегодня – это самый распространенный вид краудфандинга. Она показала свою эффективность в деле: используя ее были успешно проведены сборы средств на всевозможные проекты, начиная от креативных и заканчивая сложными продуктами.

Вознаграждением спонсором могут быть как и упоминание в списке принявших участие в проекте лиц, так и, например, приглашение на концерт или продукция. Предзаказ чего-либо также является подвидом нефинансового вознаграждения. Например, для выпуска книги собираются пожертвования заинтересованных в этом лиц, а затем они получают первые экземпляры книги с автографом автора.

Третий вариант, предполагающий финансовое вознаграждение, можно назвать полноценным инвестированием. В данном случае работают все известные на сегодняшний день инвестиционные модели (например, роялти или акционерный краудфандинг).

Говоря о юридической составляющей краудфандинга стоит отметить, что пока такой способ привлечения инвестиций регулируется только общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Даже в таких развитых странах, как США и Франция нормы, регулирующие народное инвестирование, были закреплены только в 2014 году.

Как его использовать для бизнеса

Для бизнеса краудфандинг не только можно, но и нужно использовать. Однако прежде чем подавать документы на одну из ниже названных платформ необходимо совершить ряд подготовительных мер:

  1. Определить целевой рынок, а также понять для начала для себя кто получит выгоду от вашего выхода на рынок.
  2. Подготовить небольшой план, включающий в себя описание вашей идеи. Постарайтесь чтобы идея и история ее создания была красивой: люди любят правдивые и красивые истории.
  3. Подготовьте ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть в процессе у людей, собирающихся пожертвовать вам свои деньги.
  4. Раскрытие информации по вашему проекту также достаточно значимый пункт.
  5. Выберите платформу для размещения кампании: присмотритесь к давно существующим и качественно выполненным проектам.

Видео — как правильно описать проект для краудфандинга:

Популярные краудфандинговые платформы

Обзор платформ, с помощью которых можно собрать деньги на осуществление бизнес-проекта мы начнем с российских площадок краудфандинга.

В России

  • Планета (planeta.ru) . Существует более 2 лет, популярная и легкая в освоении площадка. Из минусов: система оставляет себе до 28% комиссии от собранной суммы денег. С помощью данной платформы продвигают, прежде всего, творческие проекты.
  • Boomstarter.ru . Также как и Planeta.ru существует на рынке краудфандинга более 2 лет. Комиссия системы до 23%. Наряду с творчеством с помощью данной площадки продвигают и бизнес-проекты.
  • Русини (rusini.org) . Площадка специально заточена на бизнес-проекты. Комиссию система не взимает. С помощью площадки продвигают стартапы и прочие бизнес-разработки. К сожалению, на момент подготовки статьи данный сайт не работал.

За рубежом

Зарубежные платформы более совершенны и более популярны, однако, работать с ними несколько сложнее.

Самой популярной зарубежной платформой является kickstarter.com . Она помогает с финансированием, прежде всего, креативных и творческих проектов.

Еще одной популярной площадкой является indiegogo.com . Этот ресурс уже больше ориентирован на финансирование бизнес-проектов. Плюсом ресурса является небольшая комиссия, которая составляет от 4 до 9%.

Rockethub.com тоже является отличной платформой для инвестирования бизнес-проектов. Это площадка, которая ориентирована на новичков. Сервис отличается компетентной технической поддержкой.

Итак, краудфандинг – это способ привлечь инвестиции в свой проект. Инвестиции можно привлечь практически в любую сферу, например, в стартапы или в благотворительность. Краудфандинг – это отличный метод найти не только финансирование в проект, но и единомышленников.

Видео — можно ли изобретателю собрать деньги в России через краудфандинг: