Как называют участника торгов. Что такое интернет-аукцион. Электронный аукцион как возможность продать любую вещь

Иногда редкие вещи, предметы искусства и коллекционирования (например, монеты, значки или марки) можно приобрести не только в антикварных или художественных салонах, но и на аукционах.

Слово "аукцион" имеет латинское происхождение и образовано от слова, которое буквально означает "увеличивать".

Что такое аукцион: определение

Аукцион - это общественная продажа вещей, приобретение которых переходит к тому, кто сможет заплатить за них большую цену. Помимо антиквариата, это могут быть также и товары особенных свойств и качеств. Например, это овощи и фрукты, пушнина и меховые товары. Лошади также могут быть представлены на аукционах. Также бывают аукционы подержанных автомобилей. Это далеко не весь список товаров, которые могут быть проданы на торгах. Но, ведя речь об аукционах, не стоит забывать и нематериальную сферу, которая может быть представлена различного рода активами. Например, это могут быть акции, облигации и др.

Смысл аукциона

Основная суть аукционов заключается в удобстве их проведения и для покупателей, и для продавцов. Оно выражается в том, что отпадает необходимость поиска активных участников торгов - продавцов и покупателей. На аукционе здесь и сейчас в онлайн-режиме формируется цена и спрос на конкретный товар. И эта цена, как правило, оказывается самой выгодной.

Правила проведения аукциона

Аукцион, как было замечено, является тем местом, где осуществляются торги. Таким образом, аукцион представляет собой инструмент для совершения сделки. И эта процедура должна быть четко прописана и организована по определенным правилам. Правила эти закрепляют порядок проведения аукциона (его этапы) и особенности поведения на каждом этапе. В общепринятой классификации этапов выделяют 4 шага любого аукциона: подготовку, осмотр товаров, аукционный торг, исполнение аукционной сделки. Особое место во всей процедуре занимает третий этап - непосредственно торг, где путем повышения цены аукционисты добиваются реализации товара.

Виды аукционов

Существует множество оснований для разделения всех аукционов на группы. Так, можно выделить типы аукционов только по представляемым на них товарам. Но классификация использует более широкие категории, например, отрасли. И в таком случае говорят об отраслевых аукционах, среди которых можно выделить следующие: валютный, лесной, золотой, депозитный и другие. Все типы аукционов можно условно разделить на следующие виды:

  1. По инициативе - принудительные и добровольные. Принудительные аукционы совершаются чаще всего при изъятии ценностей у собственника, а добровольные - при личном желании.
  2. По количеству участников - открытые и закрытые. Будет ли аукцион открытым или закрытым, объясняется фактом присутствия на аукционе всех желающих или условно ограниченного круга лиц.

Большая часть непосвящённых обывателей считает, что аукцион – это открытые торги различными ценными предметами: коллекционными и антикварными вещами, образцами высокого искусства, драгоценными изделиями. Но на деле процедура аукционных торгов может применяться для заключения договоров купли-продажи товаров самого различного назначения. К примеру, в международной практике распространены аукционные торги кофе, чаем, ценными мехами, прочим сырьём и готовыми товарами.

Виды и понятие аукциона в России аналогичны понятиям, общепринятым в мировой торговле. Вместе с тем, российскими законами регламентируется список товаров, запрещённых к продаже посредством аукционных торгов. В связи с этим, предпринимателям, собирающимся приобрести через аукционы товары, облагаемые пошлинами и налогами, следует обратиться к услугам соответствующих специалистов. Это профессиональные юристы, работающие в сфере , предпринимательской деятельности и налогообложения.

Во всём мире существуют и специализированные аукционы, занимающиеся продажей определённых видов товара. Так, наиболее знаменитые торговые аукционные дома, получившие известность во всём мире, — Сотбис и Кристи, — специализируются на продаже антиквариата, драгоценностей и предметов искусства.

Помимо общепринятого в мировой торговой практике понятия «аукционные торги», в российском законодательстве данный термин имеет юридическое значение, регламентируемое соответствующими положениями и статьями нормативных актов.

Российский гражданский кодекс определяет термин «аукцион» как один из видов публичных торгов. В соответствии с данным кодексом, все организаторы и участники аукционов являются субъектами правовых отношений, имеющими соответствующие права и обязанности.

Виды и понятие аукциона в России содержат следующие положения, определяющие его характер:

  • Открытые аукционные торги – проводятся в присутствии всех лиц, желающих принять в них участие.
  • Закрытый аукцион – к участию в нём допускается только определённый круг лиц, специально приглашаемых организаторами торгов.

Наиболее распространённая форма аукционов в нашей стране – открытые электронные торги, речь о которых пойдёт ниже. Организаторы аукционов несут определённые обязательства по отношению к потенциальным покупателям. Это публичное извещение о проведении аукциона в случае открытых торгов, или индивидуальное приглашение при закрытой форме продаж.

Также устроители обязаны возместить участникам закрытых торгов весь ущерб, понесённый в случае срыва продаж по вине организатора. Устроители должны в день проведения торгов организовать подписание протокола, официально оформляющего результаты продаж. Для правильной юридической регистрации аукциона потребуется помощь юристов-профессионалов в области лицензирования.

Согласно гражданскому кодексу, каждый участник аукциона должен внести задаток, денежный размер которого указывается в извещении о проведении продаж. Кроме этого, ими подписывается официальный протокол, документально заверяющий результаты торгов.

Внесённый задаток возвращается всем участникам в случае отмены аукциона. Также право на возврат задатка имеют все участники, не выигравшие аукцион.
Понятие «аукцион» в других правовых актах

Термин «аукцион» также фигурирует в федеральном законе, регулирующем размещение государственных и муниципальных заказов на проведение различных работ, поставку товаров, оказание услуг – так называемые «госзакупки».

В упомянутом законе под термином «аукцион» подразумевается проведение конкурса на право заключения официального контракта с представителями государственных и муниципальных органов. При этом победителями в данном конкурсе обычно признаётся лицо, предложившее наиболее низкую стоимость предлагаемых услуг.

Аукционная документация строго регламентирует форму заявки от лица, желающего принять участие в данном мероприятии. Официальная заявка должна содержать пакет сопутствующей документации, к которой относятся необходимые лицензии, допуски и разрешения на проведение работ или оказание услуг. Данное положение актуально только в тех случаях, когда контрактом предусмотрено обязательное лицензирование производимых работ. Несоответствие заявки означенным нормам, как и прочие нарушения при её составлении, могут стать причиной отказа в допуске к торгам.

Лицам, желающим организовать аукционные торги или принять в них участие, следует учитывать, что в соответствующие законодательно-правовые акты часто вносятся дополнения и изменения. Так, с начала 2014 г. утратил свою силу прежний закон о госзакупках в связи с принятием нового ФЗ, согласно которому устанавливаются новые положения в области проведения конкурсов среди поставщиков товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Электронная форма аукционных торгов стала активно развиваться в Российской Федерации одновременно с развитием компьютерных технологий, в частности, интернет-пространства. Основной особенностью интернет-торгов является их дистанционная форма проведения при помощи специализированных сайтов и электронных площадок.

Подобная форма аукционных продаж гораздо удобнее их традиционных видов — с непосредственным присутствием участников в помещении, где проводится аукцион. Для того, чтобы участвовать в электронном аукционе потенциальным покупателям, как и организаторам вовсе не нужно покидать своих офисов или домов.

В России виды и понятие аукционов, проводимых при помощи интернет-площадок, могут быть следующими:

  • Торги на повышение. В данном случае победителем конкурса становится участник, предложивший наиболее высокую цену. Подобная форма используется при заключении обычных сделок купли-продажи.
  • Торги на понижение – когда выигрывает соревнование участник, выступивший с самой низкой ценой. Применяется при заключении различных контрактов, в том числе и в области государственного заказа.

Большая часть электронных заказов, размещаемых государственными органами и муниципалитетами, согласно законодательству имеют форму аукциона на понижение предлагаемой стоимости.

Лицам, желающим принять участие в онлайн-аукционах, проводимых при помощи интернета, следует максимально ответственно подходить к оформлению и подготовке официальных заявок. Все нюансы и особенности данной процедуры оговариваются в нормативных актах и регламентах проведения торгов.

В соответствии с гражданским кодексом, определённые обязательства имеют не только устроители, но и участники аукционов. Поэтому, чтобы избежать возможных финансовых рисков, сэкономить свои силы и время, перед принятием решения об участии в торгах следует проконсультироваться с квалифицированными специалистами в области финансов и юриспруденции.

Виды аукционов

Post Views: 177

Сегодня, как и обещал в своей предыдущей , я расскажу Вам о том, какие ещё виды аукционов существуют.

Слово аукцион произошло от латинского слова «auctionis», что означает «увеличение», «рост».

Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена.

Немного истории…

Аукционы были распространены во время Римской империи и часто проводились после военных побед. На них велась торговля военнопленными, а доходы, полученные от этих аукционов, шли на финансирование вооруженных сил. Аукционная торговля использовалась также с целью ликвидировать конфискованную собственность должников. Даже император Маркус Орилиус продавал домашнюю мебель на аукционе для того, чтобы расплатиться с долгами. Самый легендарный аукцион: 28 марта 193 года — продажа всей Римской империи. Победителем торгов стал богатый сенатор Марк Дидий Юлиан, который предложил за Империю 250 млн. сестерциев — по 25 000 на каждого гвардейца, что было эквивалентно их пяти годовым окладам. Однако Дидий Юлиан не смог расплатиться, потерял поддержку гвардии и через 66 дней был убит.

С распадом Римской империи аукционы исчезли, а затем вновь появились в Средневековой Европе: в 1254 году декрет, изданный королем Людовиком IX, учредил профессию аукционера.

Исторически появление современного типа аукционов связывают с Нидерландами конца XVI — XVII веков. Есть предположения, что возникновение этой формы торговли было связано с небывалым расцветом Нидерландов после освобождения от испанского господства и образования первой в Европе республики, основанной на принципах выборности власти и рыночной экономики. Огромный доход приносили недавно завоеванные колонии в Индонезии, Южной Африке и Бразилии; столица Соединенных провинций — Амстердам превратилась в самый богатый город северо-западной Европы. Большое число состоятельных людей, желающих окружить себя предметами роскоши, стало причиной формирования в Голландии оживленного рынка произведений искусства. Относительно узкий круг коллекционеров не уставал покупать и продавать картины эпохи Возрождения и произведения современных художников. Аукционы проходили часто, иногда для них печатались каталоги.

Развитие международной торговли в ХVI-ХVII вв., великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской системы привели к быстрому распространению аукционов по всей Европе. Уже в конце XVII в. они стали привычным явлением в Англии, Германии, Франции, а в первой половине XVIII были созданы аукционные дома «Sotheby’s» и «Christie’s», которые в настоящее время являются лидерами мирового рынка антиквариата.

В Казахстане же аукционы появились намного позже — первые упоминания о них относятся к первой четверти XVIII в. Появление первых терминов аукционной торговли косвенным образом свидетельствует о том, что в Казахстане начала XVIII в. уже проводились аукционы. Это один из первых нормативных документов, регламентирующих продажу с аукциона: в соответствии с ним устанавливается порядок передачи «пожитков к продаже», правила торга (например, — «кто больше давать будет, тому в продажу и написать»), назначаются должностные лица — «вендемейстер», «маклер» и «магистратский член», которые проводят аукцион. Интересно, что «вендемейстер», проводивший аукцион, в конце каждого торга не ударял молотком по столу, а бил в таз.

В указе еще нет терминов «аукция» или «аукцион», но зато использовано выражение «публичный торг». В течение XVIII в. в Казахстане была отрегулирована процедура проведения аукциона, которая очень похожа на современную, создан комплекс основных понятий и терминов, а сама аукционная продажа прочно вошла в практику государственных торговых организаций.

В СССР аукционы проводились исключительно на основе монопольного права государства на данную форму торговли. Можно отметить аукционы по продаже пушнины, проводимые в Санкт-Петербурге Министерством внешней торговли, начиная с 1931 года. На них реализовались шкурки лисицы, соболя, белки (всего около 80% всей пушнины). С 1965 года в Москве начал проводиться международный аукцион по продаже чистокровных рысистых и скаковых лошадей.

Наибольшую популярность аукционы приобрели к середине 90-ых годов. В 1997 году возникли аукционы по закупке продовольственных товаров для армии.

Виды аукционов

Прямой аукцион (английский)

Это один из самых известных и распространенных видов аукционов. Он основывается на установлении минимальной «отправной» цены, базисной для дальнейших торгов, в процессе которых установленная цена постепенно увеличивается. Все поступающие предложения публично оглашаются. Окончательная цена формируется в ходе торга как последняя максимальная цена, предложенная покупателем. Прямой аукцион, как правило, длится фиксированное время (это используется в электронных аукционах, проводимых через интернет) или же до прекращения поступления новых предложений. Если установлена резервная цена (минимальная цена, за которую владелец товара согласен его продать) и она не достигнута в ходе аукциона, то товар не продается. И, тем не менее, часто на таких аукционах азартные покупатели поднимают цену очень высоко. Одним из ярких примеров прямого аукциона является электронный аукцион — www.ebay.com .

Английский аукцион может быть:

— прямым . На прямом английском аукционе цены постепенно растут либо по предложению ведущего торги, либо по заявкам самих участников торгов. Продавец назначает начальную «отправную» цену, далее покупатели вступают в конкурентную борьбу, назначая цену выше начальной. Участники имеют возможность пересматривать свои предложения в зависимости от предложений соперников. Побеждает тот, кто на момент окончания аукционной борьбы предложил наивысшую цену.

обратным . В обратном английском аукционе начальную максимальную цену устанавливает покупатель. Это та цена, которую он готов заплатить за товар. Продавцы делают ему свои предложения, постепенно снижая цену. Цена снижается до тех пор, пока не найдется продавец, готовый продать свой товар по такой цене.

Аукцион первой цены

Аукцион первой цены это закрытый аукцион. Публично цена не объявляется. В данном аукционе участники направляют свои предложения в запечатанных конвертах, и победителем становится участник, который предложил самую высокую цену. За лот он платит «первую цену» — величину своего предложения (ставки). Как утверждает статистика, более 2/3 мировых аукционов проводится именно по этой схеме. Как правило, на аукционе первой цены продаются государственные контракты и различная собственность, в том числе компании.

Аукцион второй цены

Так же, как и аукцион первой цены, аукцион второй цены является закрытым. Правила определения победителя идентичны — побеждает самая высокая цена. Лот достается участнику, предложившему максимальную цену, но платит он за товар сумму, равную второму по величине предложению («вторая цена»). На практике данная разновидность аукционов применяется редко, так как она искусственно ограничивает максимальную прибыль владельца лота. В качестве примера использования аукциона второй цены можно привести продажу ценных бумаг, почтовых марок и т. д.

Обратный оптовый аукцион (голландский)

Это оптовый аукцион, на котором продавец может выставлять несколько единиц товара одновременно. Соответственно покупатели могут претендовать на покупку нескольких единиц товара. Начальная цена устанавливается заведомо большей и снижается шаг за шагом до тех пор, пока не найдется покупатель. Все выигравшие покупатели платят только минимальную из выигравших цен. Оптовый аукцион отличается от аукциона янки, в котором каждый выигравший покупатель платит ту цену, которую назвал.

Пример: продавец выставил на продажу 3 ноутбука. Все трое выигравших покупателей сделали ставки на 1 ноутбук каждый. Высшая цена была $1000, а низшая из выигравших — $850. Все трое приобретут ноутбуки по $850. Несмотря на то, что высшая цена была $1000.

На голландском аукционе нельзя выставлять резервную цену. Голландские аукционы изначально использовались для продажи скоропортящихся товаров и проходили в весьма сжатые сроки. В настоящее время данный вид аукциона чаще всего используется для продажи ценных бумаг, товаров, бывших в употреблении, объектов строительства, лицензий и т.д.

Редукцион (обратный аукцион)

Редукцион иначе называют переторжкой или аукционом на понижение. При проведении редукциона заказчик не продает, а приобретает требуемую ему продукцию (товар, работу или услугу). Он устанавливает начальную цену, которую готов за нее заплатить, а продавцы (участники редукциона) делают ему свои предложения, постепенно снижая цену. Победителем редукциона является участник, предложивший наименьшую стоимость.

Аукцион янки (дискриминационный), аукцион своей цены

Это закрытые от других участников торги (в отличие от английского или голландского) и победитель, давший наивысшую цену, получает товар за ту цену, которую он назвал. Как правило, каждый участник подает только одну заявку (ценовое предложение), поэтому подготовка к такому аукциону особенно важна.

Закрытый аукцион состоит из двух фаз – период подачи заявок и фазы определения победителя, когда все заявки открываются, и определяется победитель (иногда победитель не объявляется).

Если товар единичный, то победитель один. Но если выставлен лот из нескольких единиц товара, то выигрывает не только давший наивысшую цену, но и те, кто дал цену ниже. Из-за того, что не все победители платят одинаковую цену, такой аукцион называется «дискриминационным».

На «дискриминационном» аукционе (больше одной единицы товара в лоте) заявки, поданные вслепую, сортируются, начиная от максимальной к минимальной и товар распределяется в этом порядке, пока не кончится. Выигравшие такой аукцион участники, платят разную цену за товары.

Аукцион, в котором платят все

В данном виде аукционов каждый из участников выплачивает предложенную им в ходе торгов сумму, однако, лот достается только одному — победителю. В чистом виде такие аукционы в настоящее время практически не встречаются, но являются составными элементами многих других процедур.

Например, подготавливая свою конкурсную (аукционную) заявку, все поставщики несут некоторые финансовые издержки, которые никто не компенсирует. Однако, контракт (лот) достается лишь одному из них.

Приватный аукцион (VIP)

В таких аукционах обычно участвуют «избранные», которым требуется специальная аккредитация. Ставка (предложение) принимается в течение строго ограниченного времени, причем участник не имеет возможности узнать размер и количество ставок других участников. Участник имеет право сделать только одну ставку.


аукцион

Экономический словарь терминов

(от лат. auctio - продажа с публичного торга) аукцион

способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. Товар на аукционе продается единичными образцами или партиями (лотами) тому покупателю, который предложит самую высокую цену. В процессе торга аукционист (лицо, проводящее аукцион) объявляет присутствующим потенциальным покупателям (аукционерам) о продаваемом товаре и его начальной стартовой цене. Затем аукционеры поочередно объявляют, называют повышающуюся цену, по которой они готовы купить товар. Торг продолжается до тех пор, пока не будет названа наивысшая цена. Это "английский" аукцион. При "голландском" аукционе торг начинается с очень высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный купить по объявленной цене. Добровольный аукцион проводится по инициативе владельца товара. Принудитель

Словарь финансовых терминов

АУКЦИОН

поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей. АУКЦИОНЫ проводятся в постоянных или заранее назначенных местах в традиционное или заранее установленное место. Международные АУКЦИОНЫ - это обычно коммерческие организации, располагающие помещениями, оборудованием и персоналом. Торг на АУКЦИОНАХ происходит открыто с участием самих покупателей. АУКЦИОНЫ организуются также специализированными брокерскими фирмами, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов-продавцов и покупателей, которые сами в АУКЦИОНЕ не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

аукцион

м. лат. продажа с торгов, с наддачи, с молотка, с публичного торга. Аукционная камера, место этой продажи. Аукционист, аукционщик м. должностной бытчик при продаже с молотка; аукционер м. кто торгуется, наддатчик.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аукцион

аукциона, м. (латин. auctio, букв. умножение) (торг.). Продажа какого-н. имущества или товара с публичного торга, причем имущество достается предложившему наивысшую цену. продавать в аукциона (продавать за долги путем аукциона).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аукцион

А, м. Публичная распродажа, при к-рой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Продать с аукциона. Купить на аукционе. Пушной а. Международный а. племенных лошадей.

прил. аукционный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аукцион

м. Способ публичной продажи чего-л., при котором покупателем становится тот, кто предложил более высокую цену.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аукцион

АУКЦИОН (от лат. auctio - продажа с публичного торга) способ продажи товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра. В форме аукциона продается также недвижимость, осуществляется принудительная продажа имущества неплатежеспособных должников и др. Обычно при аукционе устанавливается стартовая цена.

Большой юридический словарь

аукцион

(от лат. auctio - продажа с публичного торга) - разновидность торгов, при которой договор купли-продажи имущества заключается с лицом, предложившим наивысшую цену. Аукционная продажа может быть принудительной и добровольной, организуется самим продавцом либо осуществляется через специальную организацию, выступающую в качестве комиссионера. также Аукционная торговля.

Аукцион

(от лат. auctio ≈ продажа с публичного торга), в международной торговле способ продажи некоторых товаров (пушнины, табака, чая и др.) отдельными партиями, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра возможными покупателями. О времени и месте проведения А. сообщается заранее. Общие условия продажи товаров определяются продавцом. Покупателем партии считается лицо, предложившее в ходе проведения А. наивысшую цену. При продаже на А. в отличие от обычной продажи исключается ответственность продавца за качество проданного товара. В СССР в Ленинграде регулярно проводятся международные А. по продаже пушнины.

В форме А. ≈ публичных торгов ≈ производится принудительная продажа имущества неплатёжеспособных должников, реализуются товары, не востребованные в срок от транспортных и складских предприятий, и в других случаях.

В. С. Поздняков.

Википедия

Аукцион

Аукцио́н - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.

Аукцион (роман)

Роман «Аукцион» издан в 1985 году. В мире достигает своего пика гонка вооружений между двумя противоположными по своей идеологии лагерями, которые возглавляют СССР и США.

В Советском Союзе после череды смертей Генеральных секретарей партию возглавляет относительно молодой руководитель М. С. Горбачёв.

Роман рассказывает о том, что в мире существуют могущественные силы, препятствующие возвращению на Родину похищенных нацистскими преступниками в годы Второй мировой войны культурных ценностей, вывезенных с оккупированных территорий.

В обществе ещё свежа память о минувшей войне, живы многие ветераны, имеющие возможность рассказать правду о тех злодеяниях и преступлениях, которые творили немецко-фашистские захватчики.

16.09.2014 19:46

Добрый день уважаемые коллеги! С радостью хочу отметить, что мой цикл вызывает огромный интерес у читателей. Кстати, отмечу, что число негативных комментариев в отношении ГОСЗАКУПОК существенно снизилось, наоборот потенциальные участники размещения заказа задают вопросы по существу Федеральной контрактной системы, выясняют тонкости и секреты участия в ГОСТОРГАХ. Оживленный интерес и множество вопросов вызвала статья о Государственном контракте в формате 44-ФЗ, что не удивительно, так как тема очень актуальная. Еще раз спасибо за внимание и проявленный интерес, я уверен, что и дальше мы будем рассматривать очень важные и нужные темы, обсуждать их и увеличивать профессионализм, а так же компетенцию в сфере государственных закупок. С огромной радостью представляю Вам на рассмотрение новую статью с очень важной темой: «Аукцион. Что это такое? Инструкция по применению».

Почему я посчитал эту тему действительно очень важной? Все очень просто - на сегодняшний день это горячо любимая и самая востребованная процедура в 44-ФЗ. Приведу несколько цифр для понимания:

2009 год

2013 год

Количество участников прошедших аккредитацию

15 000

500 000

Количество проведенных электронных аукционов,

3 800

992 000

Объем, трлн. рублей

0,005

4,2

Среднее число заявок

на один аукцион

6,7

Средняя экономия

4,8%

9,5%

Прогресс на лицо! Около миллиона процедур проведено всего лишь за год. Через электронные аукционы освоено более 4 трлн. рублей! Колоссальные деньги!

Основные плюсы электронного аукциона:

  • Возможность подачи заявки участника 24 часа в сутки
    из любого региона
  • Простота, понятность, открытость, удобство
  • Рост возможностей для контроля (автоматизированный контроль)
  • Анонимность рассмотрения заявки, снижение рисков сговора

Прогнозируемая доля электронных процедур в ГОСЗАКАЗЕ - 78 % от общего количества.

Теперь чуть истории, куда же без нее.

В широком смысле под понятием «аукцион» будем понимать публичные торги и соответственно продажу определенных товаров на заранее обговоренных условиях на принципах конкурса (подача ставок с предлагаемой ценой). В узком смысле аукцион представляет собой специфический способ закупки товаров, который использует заказчик.
Истоки современных аукционов
Аукционы имеют трехсотлетнюю историю, которая уходит корнями в середину 17 века. Именно с этих времен берут свое начало первые голландские публичные торги. Позже их популярность набирает силу и в Великобритании, и во Франции, а затем - и повсеместно.
Изначально аукционы были простым и быстрым способом продать имущество, которое, как правило, оставалось после смерти владельца. Прототип закладных аукционов возник, когда необходимо было в результате подобных торгов собрать сумму денег для уплаты по долгам.
Мода на аукционы приходит в Россию уже в 18 веке. Существовавшее в те времена крепостное право диктовало и форму торгов в те времена: зачастую в ходе таких «сделок» продавались крепостные крестьяне. Самые первые аукционы в России (1792 г. и 1793 г.) согласно документальным источникам того времени продавали лишь «крепостных девок».
Широкое распространение получили аукционы и в Советской России. Так, аукцион в Ленинграде обеспечивал продажу около 80% всех меховых изделий.
Значимым событием в истории публичных торгов в России стал 1995 г., когда в рамках исполнения президентского указа проводились залоговые аукционы, организованные Государственным комитетом РФ.
В наши дни известны многочисленные формы аукционов, но все же, с приходом компьютерной эры, основная часть аукционов проводится через Интернет в системе «он-лайн» и носит название открытых аукционов в электронной форме (ОАЭФ).
Электронный аукцион.
Вступивший в силу в 2014 г. Закон № 44-ФЗ предусматривает тот факт, что открытый аукцион обязательно проводится с использованием электронно-информационных средств, в обязательном порядке требуется ЭЦП - электронно-цифровая подпись, Интернет и компьютер. Такой вид конкурсных закупок известен как «электронный аукцион».
Таким образом, наиболее оптимальный способ определить контрагента при проведении закупок - это организовать аукцион в электронной форме. Проанализировав Закон № 44-ФЗ (ст.24 и ст.59), мы можем выделить такие особенности данного вида торгов:

Осуществление на базе официального интернет ресурса (сайта);
. наличие единой системы данных, в которой выкладывается информация по закупкам;
. объявляется победителем тот участник аукциона, ценовое предложение которого за товары или услуги ниже.

  • Анонимность заявок
  • Не персональная оценка аукционных заявок по критерию качества (обезличенная)
  • Формирование электронной площадкой итогового протокола (автоматизация)
  • Информации о персональных ценах только в итоговом протоколе

Условия проведения
Базовым условием, при котором проведение аукциона считается возможным, является наличие предлагаемых для закупки товаров (услуг) в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ в 2013 г. - РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 октября 2013 г. N 2019-р. Однако заказчик имеет право делать закупки товаров и услуг, которые не прописаны в перечне, так же через формат электронного аукциона по своему желанию (ст. 59, ч. 3 Закона № 44-ФЗ). Собственно, по этому, мы и видим огромное количество, проводимых государственным заказчиком, аукционов.
Наиболее рациональным считается проведение электронного аукциона также с целью закупки товаров либо услуг, для которых определяющим фактором выступает цена контракта. Другими словами, цена в отношении этих товаров играет приоритетную роль, соответственно в рассмотрение не берутся такие критерии как, наличие финансовых ресурсов, наличие оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, наличие деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, так называемые не стоимостные критерии.

Отметим то, что онлайн аукцион (открытого типа) запрещено проводить в случаях, требующих закрытого способа торгов и определенных Законом № 44-ФЗ (ст. 84 и ст.86).
Подача и рассмотрение заявок
Примечательным считаем принцип, по которому работает электронный аукцион: заявка на участие обрабатывается не самим заказчиком товаров, а оператором сайта, который служит электронной торговой площадкой (ЭТП).
Если при рассмотрении заявок от участников заказчик нашел определенную информацию непонятной или неразборчивой, он может запросить необходимую документацию. При этом, опять же, такая возможность должна непременно быть прописана в Положении о закупках. Естественно, это касается закупки проведенной в формате 223-ФЗ. Что касается жестко регламентированной Федеральной контрактной системы, тут отношение к заявке участника намного строже. Информация должна быть понятна и разборчива, не содержать двоякого смысла и быть достоверна. В ином случае, такая аукционная заявка будет отклонена.
Введенный в действие с 2014 г. Закон № 44-ФЗ предполагает обеспечение исполнения контрактов двумя путями:
. внесением определенной суммы денег;
. предоставлением гарантии от банка.

Последний документ из указанных выше возможно получить только от банков, которые вошли в специальный государственный Перечень, опубликованный на сайте Министерства финансов РФ. А ст. 45 Закона № 44-ФЗ определяет сроки банковской гарантии, условия ее действия, вид и сумму денежного обязательства.
После рассмотрения первой и второй части заявок необходимо составление соответствующего протокола.
Итоговый протокол аукциона.
По результатам проведения торгов должен быть написан итоговый протокол аукциона, в котором указывается следующие данные:
. информация об аукционе и заказчике;
. максимальная (начальная) цена контракта;
. дата и точное время конца срока подачи заявок и начала электронного аукциона;
. сведения об участниках;
. данные о победителе аукционных торгов.
После этого данный документ публикуется на электронном ресурсе в сроки, определенные законодательством РФ.
Неоднозначные ситуации и конфликты .
Проведение аукционов не всегда проходит гладко. Стороны, принимающие в них участие, иногда сталкиваются с не совсем честным ведением торгов или просто спорной ситуацией. Но тут, конечно моя позиция достаточно жесткая. Каждый участник размещения заказа должен уметь защищать свои интересы в сфере ГОСТОРГОВ, знать механизмы и инструменты осуществления такой защиты. Допустим, вы столкнулись с подобной ситуацией в рамках аукциона, вами должна быть оформлена соответствующая жалоба в ФАС, образец который можно найти на официальном сайте ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Подать жалобу актуально как при работе с внебюджетными организациями, так и в рамках открытых и закрытых аукционов, в формате ФКС и 223-ФЗ.
Добавим также, что Закон № 44-ФЗ (ст. 50, ч. 7) предусматривает, что участники электронного аукциона могут оформить запрос на разъяснение документации. Данный инструмент защиты своих интересов очень часто недооценивается участниками аукциона, так как многие полагают, что запрос будет проигнорирован или участник получит не конкретизированный ответ. Очень зря! Заказчика, за очень редким исключение, отвечают на запрос разъяснений и меняют аукционную документацию, а с совсем уж злостными нарушителями, впоследствии, разбирается ФАС. Замечу, что запрос может быть представлен в электронном виде, не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок.

Резюме: выявленные заранее проблемы в проведении того или иного вида аукциона помогут вам избежать неверных решений и финансовых убытков, а они возможны в данной сфере и подстерегают вас на каждом шагу. Но это уже совсем другая история!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !