Изложение: Вишневый сад. Подробное изложение по рассказу К. Паустовского "Спасенный сад" Спасенный сад

Разделы: Начальная школа

Повествовательный текст с элементами описания.

Цель.

Формирование навыков письменной речи на высокохудожественных текстах, написанных выдающимися мастерами слова.

Задачи.

  • Продолжать учить последовательно передавать содержание текста без пропуска существенных моментов, видеть в тексте тему и основную мысль.
  • Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте; точно употреблять слова, использованные автором.
  • Развивать у учащихся навык правописания, умение найти и объяснить знакомые орфограммы.
  • Формировать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • портрет писателя А.Гайдара, выставка художественной литературы с его произведениями;
  • печатные тексты с рассказом на каждого учащегося;
  • карточки с трудными случаями написания слов на каждого учащегося;
  • оформление доски: число, заголовок текста, план, опорные слова.

Структура урока:

1. Постановка учебной задачи.
2. Чтение текста.
3. Анализ содержания текста.
4. Орфографическая подготовка.
5. Написание изложения.
6. Итог урока. Самопроверка.

ХОД УРОКА

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Сегодня на уроке будем писать изложение.

Дети, с какой целью мы пишем изложения? (С целью узнать что-то новое из текста, научиться последовательно излагать свои мысли, точно передавая содержание прочитанного.)

Напишите в тетрадях число, на второй строке – изложение.

Мы будем писать изложение по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре.

Кто такой Гайдар? (Писатель)

Гайдар был не только писателем, но и отважным солдатом, защитником родины и просто хорошим человеком.

Какие произведения Гайдара вы читали?

Каким вы представляете этого человека?

Учитель обращает внимание детей на портрет писателя, на выставку книг.

2. Чтение текста.

Учитель. Прочитайте текст про себя.

Чтение учащимися про себя.

Понравился вам рассказ?

О чем этот текст? (О спасенном саде.)

Назовите тему текста.

Запишите заголовок в тетради.

Какое настроение было у Гайдара после совершенного поступка? (Прекрасное настроение)

Как вы думаете, зачем Паустовский нам об этом рассказал? (Показать нам, что Гайдар был хорошим человеком, так как, совершив хороший поступок, он испытал чувство удовлетворения оттого, что помог людям.)

Подумайте, поступок, который совершил Гайдар как характеризует его? (Что он смелый, бесстрашный, сильный, отважный.)

Учитель. Подготовимся к написанию изложения.

Определите тип текста. (Повествование.)

Докажите, что этот текст является повествованием. (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно: Гайдар сначала услышал крики, увидел сад, спас сад, затем у него было хорошее настроение.)

Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование. (Из 3-х.)

Назовите части повествовательного текста. (1. - Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)

Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

Работа над вступлением.

Найдите и прочитайте вступление.

О ком в нем говорится? (О писателе Гайдаре.)

Что сказано? (Весной отдыхал.)

Обратите внимание на правописание слова отдыхал . Прочитывание слова хором .

Как по-другому можно начать рассказ?

Как бы вы озаглавили эту часть? (Отдых в Ялте.)

Запишите в тетрадь 1-й пункт плана.

Работа над основной частью.

Найдите основную часть. Прочитайте.

Как вы думаете, почему основная часть разделена на 2 абзаца?

О чем говорится в 1-м абзаце? (Вырвало кран.)

Подчеркните красным карандашом данное словосочетание.

О чем говорится во 2-м абзаце? (Зажал трубу ладонью.)

Подчеркните красным карандашом словосочетание зажал трубу.

Обратите внимание на то, чтобы это слово не использовалось вами дважды: во вступлении и в начале основной части.

Сколько событий описывается? (2)

Мы подчеркнули красным карандашом опорные слова. Найдите их ещё раз и прочитайте.

Найдите признаки того, что вырвало кран. (Послышались тревожные голоса .)

Подчеркните это выражение зеленым карандашом.

Кому они послышались? (Гайдару)

Откуда они послышались? (Из соседнего сада.)

Что же произошло в соседнем саду? (Вырвало кран.)

Найдите второй признак того, что кран вырвало? (Струя воды била .)

Подчеркните.

Найдите 3-й признак. (Вымывала из-под них .)

Подчеркните.

Что же могло произойти с садом? (Струя воды могла его уничтожить.)

Расскажите о том, что узнал Гайдар, когда шёл по пустынной улице.

Учащиеся пересказывают 1-ый абзац.

Рассмотрим 2-й абзац основной части. Найдите и прочитайте в тексте, что сделал Гайдар. (Зажал ладонью трубу.)

Это основная мысль данного абзаца. А что из этого следует, выделите признаки. (Поток остановился .)

Это 1-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

Докажите, что Гайдару было больно и трудно сдерживать мощное давление воды. (Сдерживал из последних сил .)

Это 2-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

Ещё есть признаки? Назовите 3-й признак. (Ему было больно .)

Найдите 4-й признак. (Он почернел и стиснул зубы .)

Подчеркните.

Как долго Гайдар сдерживал мощное давление воды? (Пока не нашли кран и не перекрыли воду.)

Прочитайте основную часть. Что необычного заметили в повествовательном тексте? (Текст с описанием.)

Что описывается? (Как вырвало кран…)

Озаглавьте эту часть. (Спасение сада.) Запишите в тетрадь 2-й пункт плана.

Расскажите, как вырвало кран. Используйте опорные слова.

Учащийся пересказывает 1-й абзац основной части.

Расскажите, как Гайдар зажал трубу.

Учащийся пересказывает 2-й абзац основной части.

Рассмотрим 3-ю часть текста.

Работа над заключением.

Прочитайте заключительную часть.

Что узнали о Гайдаре? (Было прекрасное настроение.)

Как можно озаглавить эту часть? (Прекрасное настроение.)

Запишите в тетрадь 3-й пункт плана.

Перескажите заключительную часть.

Учащийся пересказывает заключение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель. Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал, остановился, почернел, отпустил.)

Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Работа с карточками.

Прочитайте слова, записанные на карточках:

…ДНАЖДЫ, ПУСТЫН…ОЙ, КАЗАЛОС…, ВОД…ПРОВОДНЫЙ, УН…ЧТОЖИТЬ.

Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.

Чтение этих слов хором.

Учитель. Послушайте внимательно весь текст.

Учащиеся слушают чтение текста учителем.

5. Написание изложения.

Самостоятельная работа учащихся.

6. Итог урока.

МКОУ СОШ №2 г.Нефтекумск

Слайд 2

Спасённый сад.

Слайд 3

Назовите жанр и вид текста.

Где и когда происходило действие рассказа?

Почему у Гайдара было хорошее настроение?

Что случилось в саду?

Что поступок человека может сказать о его характере?

Слайд 4

Весной писатель Гайдар отдыхал в Ялте.

Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Слайд 5

  • Отдых в Ялте.
  • Тревожные голоса.
  • Сильная струя уничтожала сад.
  • Слайд 6

    Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Писатель сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

    У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудесный сад.

    Слайд 7

    • Отдых в Ялте.
    • Тревожные голоса.
    • Сильная струя уничтожала сад.
    • Хорошее настроение.
    • Спасённый сад.
  • Слайд 8

    Спасённый сад.

    Весной писатель Гайдар отдыхал в Ялте.

    Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

    Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Писатель сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

    У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудесный сад.

    Слайд 9

    отдыхал, однажды, по пустынной улице, из соседнего сада, тревожные голоса, оказалось, из водопроводной трубы, клумбы сирени, вымывала из-под них, могла уничтожить, мощное давление, почернел и стиснул зубы, не нашли и неперекрыли, прекрасное настроение, чудесный сад

    Посмотреть все слайды



    Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.


    Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду. Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.


    Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад. Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад. Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду. У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудный сад.


    Весной, писатель, отдыхал, пустынной, улице, Вдруг из соседнего послышались, тревожные, вырвало водопроводной, вымывала из-под уничтожить подбежал, остановился. сдерживал мощное, прекрасное настроение, удалось спасти Весной, писатель, отдыхал, пустынной, улице, Вдруг из соседнего послышались, тревожные, вырвало водопроводной, вымывала из-под уничтожить подбежал, остановился. сдерживал мощное, прекрасное настроение, удалось спасти

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

    Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

    Тема: «Урок развития речи. Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

    По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

    Цели урока:

      Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

      Развивать умения и навыки анализа текста.

      Через вариативность приёмов анализа текста помочь ученикам овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанье, говорение, чтение, письмо).

      Формировать позитивную жизненную позицию (доброту, неравнодушие, не причинения зла).

      Работать над речевым оформлением текста.

      Формировать орфографические навыки учащихся.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

      Вступительное слово о писателе.

    В своём рассказе К. Паустовский рассказал нам историю из жизни замечательного писателя А.П. Гайдара.

    Имя писателя Гайдара знают в нашей стране и взрослые, и дети. Они считают его своим другом. Удивительна судьба этого человека: много в ней необычного, запоминающегося, достойного нашего уважения.

    В Гражданскую войну Гайдару было 13 лет. Аркадий ушёл на фронт. А в 16 лет он командовал полком и отважно борется за народное дело. Много чудесного было и потом в жизни ставшего писателем А.П. Гайдара. Он поддерживал новой детское движение и даже написал о неё книгу «Тимур и его команда», а когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт добровольцем и геройски погиб в начале войны, зимой 1941 года, предупредив своих товарищей о близком враге, и о смертельной опасности.

    Больше жизни А. Гайдар любил свою страну, а потому в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

      Знакомство с текстом.

    Вы внимательно послушайте текст и подумайте:

    Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

    Чему он хотел нас научить на примере жизни Гайдара?

    Чтение текста учителем.

      Вопросы по содержанию.

    Вас взволновал рассказ?

    Был ли момент в рассказе, где вы особенно сильно переживали?

    За кого или за что вы переживали?

    Что было важно в этот момент для Гайдара?

    Какие качества проявил Гайдар в эту минуту (решительность, смелость, организованность, собранность, неравнодушие, бережное отношение ко всему живому).

    Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

    Чему он хотел нас научить?

    6. Комплексный анализ текста.

    Какой это тип текста? (повествование).

    Почему? (можно спросить «что случилось»).

    Определить тему текста. (Тема – это то, о чём говориться в тексте. «Случай из жизни Гайдара»).

    Основная мысль текста. (Бережное отношение ко всему живому).

    Какие части мы определили в тексте? (Вступление, основную и заключение).

    На сколько абзацев разбит тест?

    7. Составление плана и анализ текста.

    Поработаем над содержанием 1 абзаца.

    Прочитаем 1 абзац.

    С какого слова начинается текст? (весной).

    Ребята, автор не случайно начинает текст со слов «весной». Он хотел рассказать о том, что была весна – прекрасная пора, когда вокруг всё оживает, зацветает и благоухает, радуя глаз яркими красками, цветами. Весной человек особенно расположен к мечтам, мир вокруг кажется безоблачными и прекрасным.

    Гайдар отдыхал в Ялте. Как вы помните это слово «отдыхал» (отдыхал – значит проводил время спокойно и без мятежно, строил планы на будущее, обдумывал новые произведения).

    Для отдыха Гайдар выбрал Ялту. Это особенный, прекрасный город – курорт. Расположен он на побережье Чёрного моря и поход на сад.

    И вот однажды …

    Каково назначение этого наречия. Почему точно и конкретно не назван день, время?

    (Не важно, в какой день это было и в какое время дня. Важно, что Гайдар поступал так всегда).

    Писатель шёл по пустынной улице …

    Объясни смысл этого эпитета.

    (Никого нет, тишина, кажется ничто не нарушает тишину).

    Найдите в тексте это слово, как орфограмма выделена: Вдруг.

    Подберите синонимы к этому слову (внезапно, неожиданно, стремительно, нежданно-негаданно).

    Расслышал ли слова людей Гайдар?

    Понял ли по их крикам, что произошло?

    (Нет. Но ни минуты не колебался писатель. Он почувствовал, что нужен кому-то и ринулся на помощь.)

    Какие качества характера проявил Гайдар в эту минуту?

    (Решительность, организованность, собранность, смелость, неравнодушие.)

    Как вы понимаете выражение, вырвало кран.

    (Сорвало, сломало, выбило, оторвало.)

    Почему из ряда синонимов использовали это слово.

    Кто виноват в этом?

    (Виноват человек, когда он не чувствует ответственности за то, что делает. Всегда так бывает «Сделано наспех – сделано на смех» гласит русская пословица. И вот плачевный результат, грозящий бедой.)

    Прочитайте слово водопроводный по слогам.

    (Это сложное слово состоит из 2-х корней.)

    От каких слов оно образованно.

    Прочитай последнее предложение в первом абзаце и назовите, какие глаголы подобрал автор, чтобы передать силу воды, опасность, которую она несёт.

    (Била, вымывала, могла уничтожить.)

    Чем они являются в предложении?

    (Однородными членами предложения.)

    Как на письме мы отделяем однородные члены предложения?

    Прочитайте ещё раз это предложение с выражением, делая логические ударения на эти глаголы, выбери нужный тон, темп.

    А почему сад мог погибнуть от воды?

    (Вымывало землю.)

    Подберите синоним к слову вымывало.

    Изменился бы смысл предложения, если бы автор написал бежала вода, текла, а не сильная струя (объяснить смысл).

    (Большой силы напор воды.)

    Прочитайте ещё раз этот абзац и выбери ключевые слова, которые отражают тему текста.

    Определите основную мысль этой части и озаглавьте.

      Происшествие в городском саду.

    Пересказать абзац.

      Чтение второго абзаца.

    Как Гайдару удалось остановить воду?

    Прочитайте первое предложение.

    Выбери из предложения глаголы, передающие действия Гайдара?

    (Подбежал, зажал.)

    Писатель сразу принял решение: нужно остановить беду как можно быстрее.

    На что похожа струя большой силы?

    (На неудержимый горный поток.)

    Выбери из этой части, какие слова передают состояние наивысшего напряжения сил Гайдара?

    Выборочное чтение.

    Прочитайте в нужной последовательности.

    (Сдерживал из последних сил, было больно, почернел, стиснул зубы.)

    Прочитайте и найдите эпитет мощное давление.

    Объясни смысл (очень сильное давление, напор).

    Почему из ряда синонимов именно это слово использовано в тексте.

    (Трудно, очень трудно было А.П. Гайдару удерживать поток воды. Трудно и больно.)

    Отпустил ли писатель?

    Пожалел ли себя?

    (Это был необыкновенный человек, мужественный и гуманный.)

    О ком и о чём он думал в этот момент?

    (О людях, об их спокойствии и благополучии.)

    Когда человека думает не о себе, а о других ребятах, это качество его широкой натуры, души называется?

    (Самопожертвование, самоотверженность.)

    Именно такими людьми славится наша Россия.

    Прочитайте последнее предложение с выражением, делая логическое ударение на слова, характеризующих наивысшее напряжение сил Гайдара.

    Объясните постановку запятых.

    Обратите внимание на запятую перед союзом пока. Это сложное предложение.

    Определите основную мысль этой части и озаглавь.

      Поступок.

      Чтение третьего абзаца .

    Прочитайте 3 абзац.

    Вспомните мой рассказ о писателе, удивительная, чудесная жизнь замечательного человека.

    Прекрасное настроение было у Гайдара, совершившего настоящий поступок.

    (Настроение – подобрать синоним.)

    То, что происходит сейчас с Гайдаром, называется прекрасным словом гармония.

    Хорошо, спокойно вокруг. Хорошо, спокойно на душе у писателя. Может это и есть счастье, ребята?

    Как назван сад, спасённый Гайдаром?

    (Чудный сад.)

    В толковом словаре находим объяснение слов:

    чудесный - являющийся чудом, волшебный;

    чудный – дивный, вызывающий удивление, прекрасный, исполненный красоты, прелести.

    Назовите родственные слова (чудесный).

    Как точнее? Как правильно?

    Найдите ключевые слова.

    Озаглавим третью часть.

      Чудный сад спасён.

      Вернемся к заголовку.

    Так может быть текст нужно было, назвать «чудный сад», а не «спасённый сад».

    Нет! Сад был спасён, именно спасён, чудо сохранено для людей!

    О ком обычно говорят «Спасённый»?

    (о человеке, о ребёнке, о животных…)

    Значит писатель Паустовский очеловечил сад (приём олицетворения), что бы мы читатели, восхищались поступком Гайдара и всё вокруг воспринимали как живое и бережное, трепетно относились к нему, внимательно и ответственно.

    11. Орфографическая работа.

    а) безударные гласные в корне, можно проверить: ок.. залось, подб.. жал, ост..новился, д..вление, поч..рнел, с цв..тами.

    б) слова которые проверить: си рень, уни чтожить.

    в) не с глаголами – пишется раздельно. Найти слово на это правило.

    г) кто главный герой этого рассказа? Как можно по разному назвать в тексте? (он, Гайдар, писатель, Аркадий Петрович)

    12. Пересказ текста учениками.

    13. Самостоятельная работа.

    14. Итог урока.

    Изложение «Спасённый сад»

    Назовите жанр и вид текста. Где и когда происходило действие рассказа? Почему у Гайдара было хорошее настроение? Что случилось в саду? Какими словами автор показал, что Гайдару больно? Что поступок человека может сказать о его характере?

    В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

    Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

    Спасённый сад. В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пусты нн ой улице. Вдруг из соседн его сада п о слышались тр е вожные г оло са, крики. О к а зал ось, что в саду вырвал о кран из в о д о пр о водной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, с и рени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла ун и чтожить весь сад. Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

    от дыхал, о днажды, по пусты нн ой ул и це, из с о седн его сада, тр е вожные г оло са, о к а зал о сь, из в о д о пр о водной трубы, клумбы с и рени, вымывала из-под них, м о гла ун и что жи ть, мо щн ое д а вление, п оче рнел и стиснул зубы, не нашли и не пере крыли, пр е кра сн ое н а стр о ение, чу десный са д