История создания памятника императору Александру III. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы Где установили памятник александру 3

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

… на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит
- писал В.Брюсов

Надо сказать, что монумент Александру III , творение скульптора Паоло Трубецкого, вызывал и продолжает вызывать противоречивые оценки . Одно то, что в противовес поэтическому высказыванию великого поэта В.Брюсова почти сразу после открытия памятника появилось народное: «на земле стоит комод, на комоде - бегемот» говорит о непростой «судьбе»этого монумента. Чего стоят слова самого автора об этой своей работе, говорившего, что ему неинтересно «копировать» свою модель, ему важно передать идею конкретного человека и в итоге - в памятнике Александру III «я изобразил одно животное на другом».

Говорят, что Николая II не привел в восторг получившийся вариант, и он собирался отправить монумент «в ссылку» , подальше от «оскорбленных сыновьих глаз». Император даже не пригласил скульптора на открытие - 23 мая 1909 года.

Огромный 3-х метровый гранитный монумент с грузно сидящим на большой лошади царем сильно отличался от своих «вздыбленных» конных предшественников. Считается, что скульптор вообще был склонен к гротесковому решению , и что Трубецкой сознательно «обыграл» в этом памятнике тему народных былин - Александр III изображен здесь то ли очередным богатырем на тяжелой лошади, то ли тучным мешковатым фельдфебелем-солдафоном , то ли мужицкого вида городовым.

Как бы там ни было, но монумент передает главное - это фигура не воина, но охранника. Ведь за время царствования Александра III у России был перерыв в войнах, за что император был назван «Миротворцем» . Так что образ получился «правдивый», правда, с некоторым декадентским уклоном, но так времена такие наступили в России.

Начинался Серебряный век русской культуры - время экспериментов, творческих поисков и новых подходов в искусстве. Паоло Трубецкой, родившийся в Италии, заслуживший мировую известность и получивший вместе с Роденом главный приз на Всемирной выставке в 1900году в Париже был приглашен в Россию для преподавания, где стал одним из участников известнейшего творческого объединения «Мир искусства» .

К слову сказать, что и вариантов этого памятника Трубецкой предложил два - во втором пьедесталом царю должна была выступать дикая скала , что придавало бы совсем другую эстетику всему монументу. Но Николай II выбирает «комод» с «говорящей» надписью: ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ. Покорение Сибири как знаковое событие эпохи Александра III должно было также присутствовать на барельефах пьедестала.

В 1919 году «великий пролетарский поэт» Д.Бедный на месте сбитой надписи пишет издевательское четверостишие в духе нового времени:

«мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.
»

Судьба монумента в молодой советской стране незавидна. К 10-летнему юбилею октябрьского переворота монумент «одевают» в клетку, пристраивают башню с колесом и мачтами , всю конструкцию увенчивают серпом и молотом и транспарантом «СССР» . А в 1937 Александра III и вовсе «репрессируют» , сослав в хранилища Русского музея до 1953 года. Говорят, что этот монумент чуть было не был разрушен во время войны, и лишь 1990 появился для доступного обозрения во дворе корпуса Бенуа. А с 1994года «горемычное» творение П.Трубецкого установлено во дворе Мраморного дворца. Поговаривают, что скоро «царь-миротворец» переедет на свое первоначальное место - Знаменскую площадь в прошлом, площадь Восстания теперь.

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге перед Мраморным дворцом (филиал Русского музея). Я специально пошла на него посмотреть, потому что читала о памятнике комментарии (чаще неодобрительные) многих известных лиц: Успенского, Брюсова, Репина, Кустодиева, Розанова, Демьяна Бедного и др.
Чужие мнения мне интересны, но я всегда следую принципу Евгения Базарова ("Отцы и дети"), который говорил: "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои".
Поэтому я пошла к Мраморному Дворцу, чтобы взглянуть на униженный памятник и составить собственное мнение.

Скажу сразу – памятник мне понравился. Он основательный, надёжный, внушающий доверие. И стоит в центре небольшого двора Мраморного дворца, так что можно обойти вокруг и внимательно рассмотреть (не то, что на широчайшей Знаменской площади).
Фигура на коне заставила вспомнить портрет царя работы Валентина Серова - такое же ощущение величия, степенства и уверенности, какое и должно быть у главного лица государства.

Видимо, это понимал и автор памятника, итальянский скульптор Паоло Трубецкой, которому Николай II заказал скульптуру отца. Трубецкой изобразил не конкретно человека на лошади, а Правителя огромной страны, которая за годы его правления ни разу не воевала. Это огромное достижение политики Александра III - именно за поддержание мира русский монарх получил официальное название Царь-Миротворец.

Цитата из "Всемирной истории" Егера: "Александр III вел свою политику открыто, не прибегая ни к каким ухищрениям, держась в отношении к другим державам безукоризненной прямоты и неуклонной справедливости.."
В итоге "Россия была возведена императором Александром III на высокую степень европейского и азиатского могущества".

По мнению С.Ю. Витте, эти изменения во внешней политике были в немалой степени связаны с личностью самого царя, и в частности, с его честным, благородным, правдивым, прямым и миролюбивым характером.
Заслуги Александра III во внешней политике высоко оценили французы и назвали в честь него главный мост через Сену в Париже. А император Германии Вильгельм II после смерти Александра сказал: "Вот это, действительно, был самодержавный Император".
И во внутренней политике России во времена правления Александра III происходили положительные экономические изменения.

Конная статуя императора как раз и говорит об этих качествах. Александр спокойно и уверенно сидит в седле, держа одной рукой поводья, а другую спокойно опустил на бедро. Состояние расслабленности царя и коня только кажущееся, весь памятник создаёт ощущение силы и уверенности в том, что всадник в любой момент натянет поводья-бразды правления, а конь-государство, чувствуя силу и власть седока, зашагает в нужном направлении.

Многим не понравилось, что конь стоит с опущенной головой и что, вообще, он не тонконогий, грациозный скакун, достойный императора, а какая-то ломовая лошадь. Но, если предположить, что конь характеризует развивающуюся Россию эпохи Александра III, то напрашивается очевидное объяснение: конь-государство под управлением мудрого царя готов легко вскинуть голову и также легко зашагать вперёд, об этом говорят и его упругая шея и сильные ноги!

Вот такие мысли пришли мне в голову, пока я смотрела на памятник.

Когда памятник был готов, многим членам царской семьи он не понравился. Конечно, они хотели увидеть статую, похожую на памятники европейским государям: соответствующего коня и самого Александра, украшенного парадными атрибутами, а увидели человека-труженика на усталом коне.

Великий Князь Владимир Александрович сказал (по свидетельству С.Витте), что "он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата". А Николай II, оскорблённый в сыновьих чувствах, даже хотел отправить памятник в ссылку в Иркутск, но Мария Фёдоровна, вдова Александра III, была поражена необыкновенным портретным сходством, и памятник решено было оставить и установить.

23 мая 1909 года конная статуя Александра III была торжественно установлена в центре Знаменской площади (ныне пл. Восстания) у Николаевского (ныне Московского) вокзала там, где сейчас стоит остроконечный обелиск "Городу-герою Ленинграду".

Спасибо большевикам, которые после Октябрьской революции не уничтожили памятник, как, например, поступили с монументом Александру III в Москве, но статуя на коне пережила немалые мытарства.

В 1919 году с гранитного постамента была сбита историческая надпись и высечен оскорбительный для царя стишок "Пугало" популярного агитационного поэта Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и униженно положен на бок в запасниках Русского музея.
В 1953 году памятник подняли и перенесли во внутренний двор Русского музея.
В 1980-е годы во время ремонта корпуса Бенуа конную статую "зашили" досками и освободили от этого колпака лишь в 1990 году.
В 1994 году памятник освободили из "заточения" и установили перед входом в Мраморный дворец,
В 2013 году министру культуры Владимиру Мединскому показалось, что памятнику Александру III во дворе Мраморного дворца тесно, и он предложил депутатам Петербурга рассмотреть вопрос о перемещении памятника в другое место. Таких мест предложено было три: на Конюшенной площади, на Троицкой или на площади Восстания, где памятник был установлен изначально.

Предложения не были одобрены: перенос памятника на площадь Восстания был категорически отвергнут (место уже занято обелиском), а перенос на другие площади посчитали несвоевременным.

На мой взгляд, памятнику хорошо перед Мраморным дворцом, но плохо то, что его видят только приходящие в Мраморный дворец любители живописи и участники различных конгрессов, но главное - памятник, наконец-то, оставили в покое (надолго ли?).

До конца 1980-х перед Мраморным дворцом на постаменте стоял броневик (копия броневика, с которого Ленин выступал на Финляндском вокзале) - в память о выступлении Ленина. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент водрузили памятник Александру III.

Здесь интересные

Памятник открыт 23 мая 1909 г. на Знаменской площади, 9 ноября 1994 г. установлен во дворе Мраморного дворца. Скульптор П. П. Трубецкой. Материалы: бронза - скульптура; гранит серый, полированный постамент.

Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», строительство которого начато при Александре III. Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 гг. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трёх метров высотой, был сделан по проекту арх. Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ.
23 мая 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний.

После Октябрьской революции, в 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был заключён в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.
В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. В 1994 года конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 г. стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

В 1994 году известный немецкий художник-концептуалист Шульт (H.A.Schult - на фото слева) установил на освободившееся после броневика Ленина место перед Мраморным дворцом композицию "Век мотора", которая представляла собой мраморный Форд Мондео. Форд простоял недолго, до замены его памятником Александру III.

Памятник Александру III в Москве - памятник российскому императору Александру III (1881-1894), открытый в 1912 году в Москве на Пречистенской набережной (близ Всехсвятского проезда), возле Храма Христа Спасителя (у юго-восточного угла храма); разрушен большевиками летом 1918 года.

Работа над сооружением памятника длилась около 12 лет с 1900 по 1912 год. На строительство было собрано по подписке гигантская сумма в почти два с половиной миллиона рублей. В качестве места для памятника была выбрана площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке.

30 мая 1912 года состоялось открытие и освящения памятника. Церемониал представлял несколько более скромный и видоизменений в соответствии со светским характером торжества ритуал освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета со свитой. Помимо Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны присутствовали члены Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторы, генералы и адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские, губернские и земские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) встречал императорскую чету в Храме Христа Спасителя. Начался крестный ход из Храма во главе с Митрополитом и царствующими особами, который сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. По возглошении вечной памяти Императору Александру III по команде Императора Николая II войска отдали честь. После 360 салютационных выстрелов и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой, провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным и возвратился в Храм. К монументу было возложено 86 венков от всех российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

При выборе места для монумента исходили из того, что «Государи… выступают как ходатаи перед Богом и вечные напоминатели, что в мире нет высшего училища и нравственного завета кроме Божьего храма и что вне этих заветов нет правильной жизни для России» (Иван Владимирович Цветаев, 1897 год). После обсуждения нескольких мест установки памятника, включая Кремль, была выбрана площадка около Храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как имеющая бесспорное преимущество с идеологической, архитектурной, административной, экономической и иных точек зрения.

Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора восседающим на троне во всех царских регалиях — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу

всея России.

1881-1884

Установка памятника обогатила общий ансамбль Храма. Одновременно с памятником были устроены гранитная балюстрада и величественная, ведущая к воде лестница. Невысокая стенка из серого гранита, устроенная по бокам памятника, не изолировала его от общей площади, и вместе с тем выделяла и подчеркивала его самостоятельное значение.

Правление Императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября (ст. стиль) 1894 года. В этом же году была объявлена всенародная подписка на памятник ему в Москве. Наряду со скульптором А.М. Опекушиным, автором памятника А.С. Пушкину в Москве, к выполнению проекта был привлечен в качестве главного архитектора московский зодчий А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), а производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А. Грейнерт. После некоторого перерыва работа над памятником была возобновлена в 1900 году и длилась около двенадцати лет. За это время по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей — сумма по тем временам колоссальная.

Памятнику Александру III была уготована короткая жизнь — его разрушили летом 1918 года, вскоре после переезда Советского правительства в Москву. На месте монумента, на том же постаменте, планировалась установить памятник «Освобожденному труду». Была даже произведена закладка памятника, на которой присутствовал В. Ленин. Позднее, когда возник и стал воплощаться проект строительства дворца Советов на месте Храма, мысль об этом памятнике была оставлена. Сам постамент монумента Императору Александру III — Миротворцу простоял до уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 году.

Столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.

В те же дни был открыт Музей изящных искусств Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), созданного И.В. Цветаевым. Открытие памятника Александру III стало частью торжественных мероприятий по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. В ознаменование спасения России в этой войне и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Предполагалось, что вблизи от Храма (рядом с Музеем изящных искусств) будет создан величественный Музей Отечественной войны 1812 года, который должен был стать народным музеем и находится в идейной и архитектурно-художественной связи с Храмом Христа Спасителя. Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отодвинула этот план на неопределенный срок, а совершившаяся революция 1917 года закрыла этот вопрос окончательно.