История о том, как европейцы в зоопарке людей выставляли. Человеческие зоопарки Европы (7 фото) Человеческие зоопарки цивилизованной европы


Бельгия. 1958 год, африканская девочка в человеческом зоопарке. К концу 19 века Конго стало бельгийской колонией, и местные жители стали личной собственностью бельгийского короля Леопольда II. Чтобы удобнее грабить страну, Леопольд наводнил Конго бандами карателей, которые действовали под начальством европейских офицеров и за малейшую провинность уничтожали людей целыми деревнями. Эта частная военная структура называлась "Общественные силы".
Бельгийские власти нашли исключительно эффективный способ повышения производительности труда - благодаря ему производство каучука в Конго за десять лет выросло в 40 раз. Способ был прост - каждому, кто не выполнял норму по сбору каучука, отрубали руку. И детям в том числе. Точнее, за невыполнение норм полагался расстрел. Бельгийское правительство считало каждый патрон, поэтому требовало, чтобы каратели из Force Publique предоставляли отрубленную руку казненного в подтверждение того, что патрон был использован по назначению, а не был продан местным охотникам. Кроме того, каратели получали за каждую экзекуцию вознаграждение.
Головорезы оказались хитрее - они просто начали отрубать людям руки. В конце концов, дело закончилось тем, что отрубленные руки стали использоваться в Конго в качестве валюты. Их собирали каратели из Force Publique, их собирали мирные деревни… Если у одной деревни нормы по сбору каучука оказывались слишком высокими, она нападала на другую деревню, чтобы заплатить бельгийскому королю страшный выкуп. Пик добычи каучука в Конго пришелся на 1901-1903 годы. Именно тогда руки начали измерять корзинами. Не выполнил норму по сбору каучука? С тебя - две корзины рук. В стране упала рождаемость, начали распространяться голод и болезни. За первые 40 лет бельгийского владычества население Конго сократилось на 15% (с 11.5 до 10 миллионов человек).
Леопольд II продал Конго бельгийскому правительству лишь перед своей смертью, в 1908 году. Он не испытывал ни капли сожаления по поводу миллионов покалеченных и убитых людей.
Основная экономическая деятельность была сосредоточена в провинции Катанга. Главной статьей дохода была добыча полезных ископаемых. В годы нацистской оккупации Бельгии, Конго находилось под контролем "Сил Свободной Бельгии". Горнорудная продукция колонии вывозилась в Великобританию и США. В частности, именно в Катанге был получен уран для атомных бомб сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
На Брюссельских конференциях круглого стола в 1960 году по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго бельгийское правительство было вынуждено заявить о своём согласии предоставить колонии независимость. Напомним что фашизм в Европе был побежден в 1945 году, в Бельгии этот процесс затянулся до 1960 года.
Бельгийский фашизм даже коснулся легендарного боксерского поединка "Pазборка в джунглях" между Мохаммедом Али и Джорджем Форманом цитата:
Несмотря на цвет кожи, именно Джордж Форман был здесь инородным телом, особенно, после того, как по незнанию местных обычаев, вышел с самолета вместе с немецкой овчаркой, чем оскорбил заирцев (Заире сейчас это Демократическая Республика Конго), напомнив им о колониальном прошлом с бельгийскими копами-кинологами.



Наши европейские партнеры.



Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветаличеловеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.




На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. Морг был любимым местом для встреч и прогулок парижан в XIX веке .

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии. Но организовывались они по всему миру: в Лондоне, Париже, Варшаве, Барселоне, Нью-Йорке и даже Санкт-Петербурге. И везде зоопарки ждал ошеломительный успех — сотни тысяч людей съезжались посмотреть на диковинные экспонаты. А рекорд посещаемости принадлежит «деревне негров», которую соорудили на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Ее посетили около тридцати миллионов человек.

«А кто из них человек?»

Это сейчас в Европе и Америке люди помешаны на защите прав выходцев из Африки, толерантности и политкорректности. В конце 19-го и начале 20-го веков чернокожие воспринимались, как обычные животные и потому часто выставлялись в одной клетке с обезьянами. Однажды произошел эпический случай: канцлер Бисмарк долго смотрел на гориллу и африканца, которых держали вместе, а потом спросил: «А кто из них человек?»

Черная Венера стала первым экспонатом человеческого зоопарка

Вообще, история человеческих зоопарков началась гораздо раньше. Например, еще Колумб привозил в Испанию индейцев, с целью продемонстрировать «диковинных зверюшек». Его примеру следовали и другие путешественники. Их логику понять просто, в то время в Европе любое отклонение от привычного человеческого облика воспринималось на «ура» и на этом можно было сделать неплохие деньги.

Яркий пример — это готтентотка Саарти Бартман, которая получила прозвище Черная Венера. Она пользовалась огромной популярностью. Дело в том, что у женщин ее племени была одна, мягко говоря, особенность — сильно увеличенные ягодицы и крупные, выпирающие половые органы. Такое строение тела объясняется стеатопигией — генетически заложенное отложение жира на ягодицах. И у готтентотов это считается признаком красоты. Интересно еще то, что у представителей европеоидной расы это заболевание практически не встречается.

Саарти привезли из Кейптауна (ЮАР) в Лондон в качестве служанки. Но ее необычная внешность не могла остаться незамеченной. И хозяин начал показывать ее в обнаженном виде за деньги. Вскоре Черная Венера стала настоящей звездой. Принято считать, что именно с нее начинается история настоящих человеческих зоопарков.

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии

Когда слухи о Венере дошли до аболиционистской организации «Африканская ассоциация», были предприняты попытки освободить Саарти из рабства. Правда, представителям сначала нужно было доказать, что она живет в Лондоне в качестве рабыни. И сделать это… не удалось. Саарти Бартман на суде заявила, что «работает» по собственному желанию и получает за это деньги. И тема себя исчерпала.

Спустя четыре года необычная по европейским меркам женщина приелась лондонцам, и хозяин перепродал ее французу Рео, дрессировщику животных.

Во Франции Черная Венера прожила чуть больше года — ее новый владелец был человеком жестоким, грубым и алчным. К тому же, французская публика оказалась более требовательна, нежели лондонская — желающих посмотреть на голую женщину, пусть и с огромными ягодицами нашлось мало. Народ предпочитал карикатуры на нее и всякие насмешки. И Саарти умерла. А ее тело досталось ученым, которые пытались выяснить, «насколько негры близки с обезьянами».

«Король надувательства»

Не отставали от европейцев и американцы. Некий Финеас Тейлор Барнум в 19-м веке являлся владельцем крупнейшего в Америке на тот момент человеческого зоопарка. И тогда, вряд ли кто-то мог себе даже представить, что спустя полторы сотни лет во главе их страны окажется чернокожий человек…

Барнум, что называется, «попал в струю». Первый серьезный успех к нему пришел благодаря демонстрации зрителям чернокожей старушки. Хитрый Барнум, прозванный журналистами «королем надувательства», придумал для нее легенду: якобы она была няней не кого-нибудь, а самого Джорджа Вашингтона!

Барнум выставлял чернокожую няню Джорджа Вашинтона

Деньги полились рекой. Но через год негритянка умерла, и бизнесмену пришлось начинать сначала. Но на сей раз он не ограничился лишь одним экспонатом — в его зоопарке (или цирке) появились сиамские близнецы, лилипуты, человек-волк Федор Евтищев, представители африканских и азиатских племен, а также поддельная русалка (ее он изготовил сам) с острова Фиджи.

Эпическая выставка

Главной целью Exposition coloniale считалась демонстрация достижений колониализма французов. За полгода ее работы там успело побывать несколько десятков посетителей из разных стран.


Выставку организовали на восточной окраине Парижа, в Венсенском лесу, а главными экспонатами стали, конечно же, люди — выходцы из Сенегала. Они должны были показать зрителям свой быт. Поэтому специально для этого организаторы возвели копии шести африканских деревень, отличающихся друг от друга архитектурой и укладом жизни.

«Деревню негров» во Франции посетило около 30 миллионов человек

Интересно то, что выставку открыли не с целью унизить или как-то оскорбить сенегальцев, нет. Цель — показать, как Франция хорошо относится к населению своих африканских колоний.


Последний…

В 20−30-х годах минувшего столетия человеческие зоопарки в США стали резко терять популярность. Смысл платить деньги, чтобы посмотреть на чернокожих, если их и так полным-полно в стране? Поэтому бизнесмены стали выставлять в клетках пигмеев.


Ота Бенга

Самый известных экспонат — это Ота Бенга, которого держали в Зоологическом саде Бронкса вместе с орангутангом и попугаем. Причем к решетке была прикреплена табличка, где указывались имя, рост и вес пигмея. А рядом находились точно такие же данные о птице и примате.

Последним экспонатом стал пигмей Ота Бенга

До своей американской жизни Ота жил в Конго, но потом попал в рабство и оказался в Нью-Йорке. Он пользовался большой популярностью у посетителей, а чернокожие пасторы во время показа, просили относиться к нему, как к человеку. А руководству Зоологического сада они постоянно отправляли письма, в которых просили хотя бы убрать от пигмея орангутанга.


Но тщетно. На стороне белокожих была даже пресса. Например, «Нью-Йорк таймс» однажды так написала: «Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров — в любом случае они представляют интерес для этнологии».

В конце концов, пигмею надоела такая жизнь. Он смастерил лук и начал стрелять по людям, которые подходили его клетке. И Ота отпустили. Правда, он знал, что его родная деревня разрушена, а родные либо убиты, либо в рабстве. Поэтому он умудрился где-то выкрасть револьвер и застрелился…

В 1958 году в Брюсселе прошла Expo 58, Всемирная выставка, на которой были представлены самые передовые на тот момент достижения науки и техники.

«Выставка негров» в Брюсселе

Среди макетов космических ракет, атомных электростанций, рядом с новейшими автомобилями располагалось и «чудо» несколько иного рода. Чернокожие африканцы, отделенные от посетителей забором, представляли свой «дикарский быт». Сохранились фотографии: белая дама, перегнувшись через забор, угощает африканскую девочку бананом.

«Конголезская деревня вместе с жителями» стала последним представлением «человеческого зоопарка» в Европе.

Организаторы явно перестарались. Иностранные гости, видя подобное, стыдливо прятали глаза в пол: в других европейских странах от развлечений подобного рода отказались еще за два десятка лет до этого.

Людям, возможно, трудно было перестроиться и начать воспринимать жителей своей колонии как таких же людей, что и они сами.

Король Бельгии Леопольд II, взойдя на престол в 1865 году, стал мечтать о превращении своей страны в колониальную империю. В 1885 году, захватив обширные территории в бассейне реки Конго, король провозгласил себя правителем Свободного государства Конго. В течение 23 лет Бельгийское Конго являлось личным владением Леопольда II, а все его жители стали рабами монарха.

Бельгийские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, которых можно ввести в цивилизованные рамки исключительно при помощи жестких мер. Внушить дикарям почтение должны были «Общественные силы»: частная армия короля, сформированная из представителей воинственных африканских племен под руководством бельгийских офицеров.

Commons.wikimedia.org

Геноцид по-королевски

Одни африканцы истязали других африканцев ради бизнеса Леопольда II: экспорта природного каучука и слоновой кости. Жителей Конго сгоняли на работы, где они тысячами гибли от непосильного труда, голода и эпидемий. Для того чтобы заставить мужчин-конголезцев работать усерднее, их семьи брали в заложники. За невыполнение производственных норм отрубали руки или убивали детей.

В 1908 году информация о порядках, творящихся в африканских владениях Леопольда II, стала широко известна в Европе. Король вынужден был передать владения в Конго государству, превратив их в полноценную колонию Бельгии.

Сколько жителей Конго погибли от рук подручных Леопольда II, неизвестно. По данным исследователей, если в 1884 году в Конго проживало около 30 миллионов человек, то к 1920 году население сократилось до 15 миллионов.

В самой Бельгии больше осуждали финансовые злоупотребления короля, который присваивал себе все полученные доходы, нежели геноцид, унесший жизни миллионов человек.

Полвека спустя бельгийцы, конечно, уже не видели в конголезцах людоедов: теперь они воспринимали их как милых животных, занимающих место где-то между уморительными косолапыми мишками и величественными слонами.

Живая «экзотика» для Старого Света

«Они должны быть хорошими и толковыми и сметливыми слугами: я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось. И я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении, чтобы научились они говорить», — так писал испанской королевской чете об индейцах испанский мореплаватель Христофор Колумб . Первые индейцы, доставленные в Европу, воспринимались как экзотический сувенир, достойный внимания, но ни в коем случае не как люди, равные европейцам. Такое отношение обернулось жесточайшим истреблением миллионов коренных жителей Америки. Те же, кто был вывезен в Европу, превращались в рабов, предмет домашнего обихода состоятельных европейцев.

Совершенно иные климатические условия, другой образ жизни и непривычная пища убивали их стремительно. Однако белые господа не видели в том проблемы, ведь из колоний можно было привезти новых «дикарей».

Великая французская революция, изменившая жизнь европейцев, не сказалась на отношении жителей Старого Света к коренным обитателям Африки и Америки.

Больше того, европейские простолюдины, только-только добившись улучшения своего положения в обществе, тоже захотели иметь возможность наблюдать за «дикарями». Этот широкий спрос и породил такое явление, как «человеческие зоопарки», где жители Африки, Океании и других регионов планеты находились на таких же правах, что и обезьяны, медведи и павлины.

Commons.wikimedia.org

Саарти Баартман: судьба «готтентотской Венеры»

К концу XIX века «человечески зоопарки» работали в Нью-Йорке, Антверпене, Лондоне, Барселоне, Петербурге, Варшаве и многих других городах. «Деревня негров», представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже, за время своей работы привлекала внимание 28 миллионов посетителей.

Обитатели «зоопарков», как правило, оказывались в Европе не по своей воле. Их вывозили из родных мест насильно, продавая предприимчивым европейцам.

Классическим примером может служить судьба «готтентотской Венеры» Саарти Баартман. Девушка из африканского народа готтентотов, жившая на территории современной Восточно-Капской провинции ЮАР, после нападения белых «охотников за головами» была обращена в рабство. Какое-то время она была служанкой в доме белых фермеров, а затем ее отправили в Европу для демонстрации публике: европейцев должны были привлечь ее большие выпирающие ягодицы.

На протяжении нескольких лет ее выставляли в Лондоне и Париже, а попытки борцов с рабством освободить девушку не увенчались успехом. Когда пресыщенная публика стала терять к ней интерес, девушку заставили заниматься проституцией. Саарти Баартман умерла в декабре 1815 года, а ее препарированные останки выставлялись в парижском Музее человека вплоть до 1974 года. Лишь в начале XXI века правительство ЮАР смогло добиться погребения Саарти Баартман на родине.

Ота Бенга: в одной клетке с обезьянами

Об условиях жизни обитателей «человеческих зоопарков» заботились куда меньше, чем об экзотических животных. Только в зоопарке Гамбурга, где существовала постоянная «экспозиция негров», в период с 1907 по 1912 годы умерло 27 человек.

В 1904 году во время Всемирной выставке в Сент-Луисе была открыта и антропологическая экспозиция, представлявшая собой все тот же «человеческий зоопарк». Среди его обитателей был Ота Бенга, конголезский пигмей из народа мбути. Из-за роста в 140 сантиметров посетители выставки принимали его за мальчика. На самом деле на тот момент ему было 23 года.

Ота Бенга в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Он был на охоте, когда в деревню ворвались каратели из «Общественных сил» короля Леопольда II. Убили всех, включая его жену и двоих детей. Вскоре схватили и его, отправив на невольничий рынок. Там его выкупил американец Сэмюэль Вернер , собиравший живые экспонаты для Всемирной выставки в Сент-Луисе.

После выставки Вернер вернул Бенга в Африку, однако в 1906 году пигмей снова оказывается в Америке. Сам Вернер утверждал, что Ота изъявил желание снова поехать с ним. Как было на самом деле, сказать трудно, но очень скоро африканец оказался в зоопарке Бронкса. Директор заведения поместил его рядом с обезьянами, чтобы продемонстрировать неполноценность чернокожих в сравнении с белой расой.

Надпись на табличке гласила: «Африканский пигмей, „Ота Бенга“. Возраст — 23 года. Рост — 4 фута 11 дюймов. Вес — 103 фунта. Доставлен доктором Сэмюэлом П. Вернером из района реки Касаи, Свободное государство Конго, Южная Центральная Африка. Ежевечерний показ в течение сентября».

Commons.wikimedia.org

«Смешно стонать над выдуманными унижениями»

Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга... нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, — в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу...

Что касается самого Бенги, то он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени. Предлагающие отправить Бенгу из клетки в школу не учитывают того факта, что именно школа станет для него настоящим мучением и всё равно не принесет никакой пользы. Та идея, что все люди были бы одинаковы, имей они равную возможность получить образование, давно устарела».

Тем не менее нашлись люди, которые сочли, что происходящее не забавно, а омерзительно. Кампания в защиту пигмея привела к тому, что он был освобожден из зоопарка и взят на попечение Джеймсом М. Гордоном, руководителем сиротского приюта Говарда для цветных в Бруклине.

Ота Бенга выучил английский язык, освоился в обществе, устроился на работу. Самой большой его мечтой было вернуться в Конго. Однако заработать на обратный билет он не мог: из-за недостатка образования Ота мог получить только низкооплачиваемую работу. С началом Первой мировой войны пассажирское трансокеанское сообщение между Америкой и Африкой было прекращено, из-за чего Бенга впал в тяжелую депрессию. Решив, что на родину ему вернуться уже не удастся, 20 марта 1916 года Ота Бенга покончил с собой.

Commons.wikimedia.org

Люди и звери

Сегодня чрезвычайно популярна идея, согласно которой, животные в зоопарках должны содержаться не в тесных клетках, границами которых являются искусственные заборы и заграждения, а в больших вольерах, ограниченных естественными барьерами. Автором такой концепции считается немецкий зоолог и предприниматель Карл Хагенбек . Зоопарк Хагенбека, основанный в 1907 году, считается одним из самых известных в мире.

Куда меньше известно о том, что в 1875 году Карл Хагенбек стал автором еще одной новинки: он стал демонстрировать животных той или иной страны вместе с «дикарями», проживающими там же. Вопросы свободы людей господина Хагенбека занимали куда меньше, нежели удобные условия для животных.

Постепенное исчезновение «человеческих зоопарков» произошло в 1930-х годах. Связано это было не только с распространением антирасистских настроений, но и с Великой Депрессией, которая снизила спрос на подобные развлечения естественным путем.

В 1936 году в итальянском Турине закрылся последний постоянно действующий «человеческий зоопарк». Выставка в Брюсселе в 1958 году лишь напомнила европейцам о прежних временах.

Сегодня туристы с удовольствием посещают так называемые «этнические деревни», но работают они на совершенно других принципах: в роли «аборигенов» выступают наемные артисты. Да и вряд ли кому-то из посетителей придет в голову угощать чернокожего «вождя» бананом: за такое можно вполне заслуженно получить по голове.

А о «человеческих зоопарках» забывать не стоит. Особенно — тем, кто и сегодня любит порассуждать о гуманизме, мудрости и высоком интеллекте представителей любой расы.


Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветали человеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.









На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. .