Интересные факты о том, как мы врем. Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств

Почему общество некоторых людей нас раздражает, а к другим нас наоборот тянет как магнитом? Дело не только во вкусе одежды и степени ухоженности. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле – наблюдательность.

Невербальное общение (мимика и жесты) имеет прямую зависимость от того в каком социальном положении находится человек. Общаясь с деловым, занимающим, к примеру, руководящую должность представителем высокого класса, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник не обладает даже высшим образованием, в общении с вами у него будут преобладать язык тела, жесты и мимика. Исключение составляют высоко эмоциональные люди. Жесты и мимика являются у них главными помощниками в выражении своих эмоций.

Скорость невербального общения зависит и от возраста. Если ребенок, только что сказавший вам неправду, тут же прикроет ладонью рот, то в зрелом возрасте он просто проведет по губам пальцем. Именно поэтому понять, что означают жесты и мимика взрослых людей, сразу получается не всегда. Но само знание психологии мимики и жестов поможет вам не только сообщить о себе что-либо, но и повлиять на других людей и отношения с ними.

Значение мимики и жестов

Мимика, жесты, движения и поза составляют единую картину о том, что за человек находится перед вами. Прежде чем начать коммуникацию, сначала обратите внимание на позу собеседника.

  • если ваш собеседник держит руки на поясе, то перед вами целенаправленная и деловая личность, готовая сразить вас своим напором. Еще один вариант заключается в том, что человек, принявший такую позу, находится в агрессивном состоянии. Подтверждением этому будут служить широко расставленные ноги и пальцы, сжатые в кулаки;
  • если вы сидите на переговорах и ваш собеседник немного подал корпус вперед и держится руками за стул, либо положил руки на колени – пора заканчивать разговор. Значение жестов и мимики в этом случае будут говорить вам о том, что человек хочет закончить вашу встречу;
  • если вы женщина, а ваш собеседник мужчина, то увидев пальцы его рук, заткнутые за пояс или прорези карманов, да еще и расширенные зрачки, можете быть уверены, раз оценивают не только как собеседника но и как лицо противоположного пола. Причем внутренние пожелания у мужчины самые недвусмысленные.

Мимику и жесты лжи также легко распознать. Дело в том, что наши невербальные помощники всегда выдают даже самую незначительную ложь. Если свои мысли и слова человек контролировать может, то язык тела, жесты и мимика ему почти неподвластны. Некоторые личности специально тренируют свою жестикуляцию, чтобы не быть пойманными на неправде. Однако стоит помнить, что практически всё невербальное общение: мимика и жесты лгуна, связаны с прикосновением к лицу.

  • о детях прикрывающих рот при лжи мы уже знаем. Особо изощренные личности могут завуалировать этот жест покашливанием в кулак или ладонь. Однако стоит помнить, что если человек прикрывает рот рукой, когда говорите вы, значит, он чувствует, что вы говорите неправду;
  • также к мимике и жестам лжи относятся прикосновение рукой к носу и потирание глаза. В первом случае человек маскирует жест с закрытием рта. Рука как бы соскальзывает и почесывает нос. Во втором случае собеседник закрывает глаз рукой или пальцами, неосознанно прячась от собственной лжи. Также в этом случае взгляд собеседника будет устремлен в сторону;
  • если во время общения человек почесывает, либо трет пальцами ухо, это значит, что он стремится отгородиться от ваших слов. Возможно, он уже не хочет вас слушать, либо намерен что-то сказать в ответ. А если почесывания и прикосновения переходят к шее, ваш собеседник не уверен, что согласен с вами;
  • последняя совокупность мимики и жестов лжи касается пальцев во рту. Психологами доказано – притягивание различных предметов в рот это попытка себя обезопасить, вернуться в то время когда будучи грудными младенцами, мы находили успокоение, только взяв грудь матери. При коммуникации этот жест будет означать, что ваш собеседник нуждается в поддержке и одобрении.

Если вы задались целью досконально знать психологию мимики и жестов, вам необходимо ежедневно упражняться в этой области. Расшифровку мимики и жестов можно начать с анализа других людей. Многолюдные места станут прекрасной площадкой для подобных экспериментов. Например, для изучения мимики и жестов подойдут вокзалы, метро, и даже ночные клубы. В таких местах можно встретить любые эмоции, состояния и настроения. Ну и конечно по нескольку минут в день наблюдайте за самими собой. Изучив психологию мимики и жестов, вы получите доступ к уникальному способу получить информацию там, где другие её не заметят.

Мимика (греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы.

Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995).
Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов.
Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь.
Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях.
Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого.
Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений.

Описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:
- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - «я весь внимание”;
- голова наклонена набок - »я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника.
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;
- неотрывный взгляд на объект гнева;
- шумное дыхание;
- сжатые кулаки;
- обнажение клыков;
- гиперемия склер («глаза налиты кровью”);
- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.
3. Досада:
- злобное выражение лица;
- выражение напряжённой мысли;
- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией).
4. Жеманство:
- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;
- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане.
5. Зависть (по описанию Овидия):
- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
- бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);
- отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей.
6. Закрытость:
- скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (»я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);
- сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
- скрещивание или поза нога на ногу («я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступить в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.
7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):
- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;
- поперечные складки на переносье.
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);
- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют „весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);
- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет).
9. Недоумение (растерянность):
- застывание на одном месте и в одной позе;
- признаки остановки мысли;
- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать).
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
- плотное сжатие губ;
- напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений.
11. Отвращение:
- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;
- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости).
12. Открытость:
- развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
- частое поднятие плеч (означает: „всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);
- расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
- наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения).
13. Печаль:
- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
- в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);
- глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (»потухший взор”);
- уголки рта опущены («кислое выражение лица”);
- темп движений и речи замедлен.
14. Подобострастие:
- преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
- отсутствие признаков напряжения ума;
- отсутствие признаков напряжения воли.
15. Подозрительность:
- неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);
- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);
- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
- признаки злобы.
16. Радость:
- брови и лоб спокойны; - нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
- „гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
17. Раскаяние:
- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (означает просьбу о прощении, помиловании);
- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
- плач с закрытыми руками глазами;
- отдаление от других людей.
18. Расположение к кому-либо:
- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
- рука на груди или „на сердце” (мужской жест честности и открытости);
- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
- закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно.
19. Самоуверенность:
- отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
- гордая, прямая поза;
- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: „тут моя территория, здесь я хозяин”);
- взгляд, исходящий над очками.
20. Скука:
- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют „дневным сном” с пассивным течением впечатлений.
21. Смущение:
- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
- дотрагивание рукой до лица.
22. Сомнение:
- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
- опущенная голова;
- опущенный взор;
- руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
- приподнятые плечи (знак вопроса: „чему тут удивляться?”).
23. Страх:
- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
- рот открыт (»отпала челюсть”);
- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
- напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
- дрожь в руках, ногах, во всём теле.
24. Стыд:
- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
- взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей: ”не вижу, значит, этого нет”);
- умолкание речи (в Библии сказано: ”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано: ”Крадутся люди стыдящиеся”);
- тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаться незаметным, чтобы его не видели;
- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);
- заикание, спотыкания в речи;
- краска стыда («покрыться стыдом, бесчестием”). „Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций.
25. Тревога:
- беспокойный, бегающий взгляд;
- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);
- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);
- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);
- крики, плач;
- бледность кожи.
26. Удивление:
- высокое поднятие бровей;
- открытие рта;
- разведение рук в стороны;
- сильное напряжение внимания;
- сильное напряжение мысли.
27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):
- признаки радости;
- признаки печали;
- слёзы.
28. Умственное напряжение:
- две вертикальные складки на переносице;
- нависание бровей над глазами;
- брови из дугообразных делаются горизонтальными.

, ,


В природе нет одинаковых людей. Все мы - разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он - мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает . Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

ИСТИНА ГДЕ-ТО СЛЕВА

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений.

Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

ОБМАН НАПРЯГАЕТ

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

ЛОЖЬ НА КОНЧИКЕ НОСА

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается («эффект Пиноккио»). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа.

Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с «потиранием», например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А РУЧКИ-ТО – ВОТ ОНИ

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема.

Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В «ЧЕСТНО ГОВОРЯ» НЕТ НИКАКОЙ ЧЕСТНОСТИ

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

1. Вы просто должны мне верить…
2. Поверьте мне, я говорю правду…
3. Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
4. Я с Вами абсолютно откровенен…

«Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь», – говорили восточные мудрецы.

«В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом», – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. «Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи», – отмечает Пол Экман.

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СОБЕСЕДНИК ВРЕТ:

1. Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
2. Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
3. Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи.

Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.

Ничто так не способно выдать намерения человека, как его телодвижения. Ведь каждая наша мысль сопровождается определенным набором сокращений мышц. Зная эту особенность, многие пытаются имитировать свою мимику и жесты. Однако, человек, знающий язык телодвижений сразу распознает истинные помыслы своего собеседника. Если и вы жаждете обладать такими знаниями, давайте подробно разберем, что означают мимика и жесты человека.

Жесты, мимика и позы

Главный вопрос, который терзает большинство современных людей, касается того, насколько искренне ведет себя с нами тот или иной собеседник. Определить это можно, например, по степени симметричности лица. Чем больше разнятся правая и левая его стороны, тем сильнее ложь, которую вас говорят. Но за намерения человека отвечает не только мимика, но и жесты, и различные позы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявления тех или иных эмоций и мыслей:

1. Выражения лица:

  • удивление – глаза расширены, поднятые брови образуют небольшую морщину на лбу, рот приоткрыт и округлен;
  • радость – губы сложены в еле заметную улыбку, а вокруг глаз видно мелкие морщины;
  • гнев – мышцы лба сдвинуты вниз, выражение лица нахмурено, губы плотно сжаты, ноздри слегка расширены, а само лицо может быть красным;
  • интерес – веки слегка сужены, либо расширены, а брови могу быть приподняты или опущены;
  • отвращение – внешне кажется, что человек чем-то подавился или хочет сплюнуть. Нос сморщен, брови опущены вниз, а нижняя губа слегка выпячена.

2. Микровыражения глаз:

  • любое изменение в выражении глаз и их движении является реакцией на сказанное;
  • частое моргание – ложь или возбуждение;
  • расширение зрачков – получение удовольствия от информации, интерес от общения. Также может быть проявлением страдания;
  • остановившийся, «стеклянный» взгляд – огромная слабость;
  • ощущение, что глаза блестят – возбуждение или горячка;
  • «бегающие глаза» - стыд, тревожность, обман или страх.

3. Жесты и их значение (стоит помнить, что определять направление помыслов человека можно только по непроизвольной жестикуляции):

  • открытые ладони – жест откровенности;
  • легкие почесывания носа или прикосновения к нему – ложь, неуверенность или подозрение лжи в том, что говорят;
  • суетливые движения руками (дотрагивание до предметов, теребление чего-то в руках) – нервозность, настороженность или смущение;
  • почесывание или прикосновение к различным частям головы (затылок, лоб, макушка, щеки) – неуверенность, смущение;
  • сжатие кулаков – агрессия или внутреннее возбуждение;
  • стряхивание ворсинок с одежды – неодобрение;
  • почесывание или потирание века – ощущение подозрительности со стороны собеседника или ложь;
  • потирание подбородка – момент принятия решения;
  • наклон головы на бок – проявление интереса к тому, что говорят.

4. Если мимика и жесты в общении для вас недостаточно красноречивы, обратите внимание на позу собеседника :

  • опора руками на стул или стол – защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником;
  • руки за спиной, а голова высоко поднята – чувство превосходства над окружающими;
  • открытые (не скрещенные) конечности, расстегнутая пуговица на воротнике и слегка развязанный галстук – признак доверия и принятия собеседника;
  • скрещенные конечности (так называемая закрытая поза) – скептицизм или защита от собеседника;
  • обхватывание бокала или кружки обеими руками – признак завуалированной нервозности;
  • сцепленные пальцы рук – попытка скрыть разочарование в собеседнике или негативное отношение;
  • частая смена поз или ерзанье – напряженность и внутреннее беспокойство.

Это далеко не все проявления телодвижений, которые можно заметить во время мыслительного процесса нашего собеседника. Наибольший интерес для многих представляет язык жестов в отношениях между мужчинами и женщинами. Давайте наглядно рассмотрим некоторые примеры.

Мимика и жесты влюбленных

Многих женщин всегда интересовала психология мимики и жестов мужчин. Хотя и сильный пол в свою очередь также интересуется, как понять, что женщина проявляет интерес или симпатию. Давайте разберемся, кто во что горазд.

1. Мимика и жесты мужчин. Многие женщины задаются вопросом, как понять, что он заинтересован в общении и проявляет симпатию? Начнем с того, что мужчины хоть и умеют скрывать свои эмоции, но внешние их проявления все равно выдают их намерения. Рассмотрим, что собой представляют жесты и мимика влюбленного мужчины:

  • оценивающий взгляд, пробегающий по всему телу – мужчине достаточно минуты, чтобы понять понравилась ли ему женщина;
  • если при разговоре рот мужчины приоткрыт и губы немного подрагивают – он испытывает чувство симпатии;
  • поза с напряженными мышцами – демонстрация своего тела и желание понравиться;
  • теребление пуговиц на брюках или пиджаке – он нервничает в присутствии собеседницы;
  • если мужчина в присутствии дамы втянул живот и вытянулся по струнке – он невольно старается выглядеть в ее глазах лучше;
  • если мужчина предлагает свой пиджак или куртку – это свидетельство признания женщины в качестве своей избранницы;
  • рука мужчины на плече или талии женщины – желание быть ближе и страх упустить даму из виду.

Язык сексуальных жестов и мимики мужчин:

  • широко расставленные ноги;
  • заткнутый за ремень большой палец;
  • рука часто потирает или дотрагивается до подбородка или горла;
  • также сексуальный интерес со стороны мужчины может выдать игра с предметами округлой формы, напоминающей женские округлости.

2. не менее интересны для наблюдения, хоть слабый пол и умеет скрывать свои намерения:

  • самый частый жест женщин – игра со своими волосами, а в частности откидывание их с лица. Хорошее проявление интереса и желание обратить на себя внимание;
  • заинтересованность женщины можно увидеть по ее запястьям. Если она держит их в поле зрения и демонстрирует гладкость своей кожи, то она рассматривает мужчину как сексуального партнера;
  • поглаживание какого-либо предмета в форме цилиндра дает понять, что женщина недвусмысленно намекает на более близкое общение с мужчиной;
  • если женщину заинтересовал мужчина, она непроизвольно поставит ноги чуть шире, чем обычно. При этом важно обратить внимание на туфли. Их носки будут смотреть в сторону заинтересовавшего ее собеседника.
  • игра женщины с туфелькой тоже имеет много огромное значение. Оголение ножки это явный намек на близость или флирт.

По позе, жестам и мимике человека можно понять очень многое. Главное научиться распознавать насколько легко даются человеку те или иные телодвижения. В будущем такие познания помогут вам понять, что за человек находится перед вами, и какие мысли и ассоциации вы у него вызываете.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »