Иллюстрации к рассказу тринадцатый подвиг геракла искандер. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает от первой до последней фразы. 1 2 3 4 5 10 5 40 50 10 20 10 20 40 10 50 30 40 50 30 20 40 5 5 10 30 10 30 20 10 Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Каким был директор школы? Он всегда: и зимой, и летом - ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? Происхождение и род занятий: оба были греками и математиками. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. Почему герой не боялся уколов? Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». Какова главная мысль этого рассказа? Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это по может сохранить нравственное здоровье человека. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния?Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершим их из храбрости, а наш герой - из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг». Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не безучастия его ученика. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? Шурик Авдеенко С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. Почему смех был очень действенным средством воспитания? Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный. Когда происходит действие рассказа? Во время Великой Отечественной войны. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». Харлампий Диогенович. Как изменился герой после этой истории? «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его операторы в своей бронзовой спеси перестали замечать, что ни смешны». «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр спорта и образования Олимп» Москомспорта Аппазова Светлана Танатаровна


Приложенные файлы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ф.А.Искандер Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказ Герой-повествователь

Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) Р одился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Биография По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

Биография Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 году.

Биография В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.

Биография Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999).

Биография Искандер - академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).

Вопросы Каким вы представляете главного героя? Как он относится к своим товарищам? Расскажите о Шурике Авдеенко, отличнике Сахарове, Адольфе Комарове. Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Система персонажей

Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицо п оказывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником. Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь».

Вопросы Чего боялся главный герой рассказа? На что он был готов? Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?

Вопросы С какой целью учитель рассказывает о подвигах Геракла? Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом? Кто такой Геракл? Во имя чего он совершал подвиги? Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.

Вопросы Что испытывает герой? Каково его состояние? В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь. От ужаса и отвращения. Какова реакция класса? Смотрел на меня и ждал. Ждал, что я буду проваливаться. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. Сдерживал хихиканья. Смеялся. Хохотал.

Состояние главного героя Реакция класса 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5. Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Выводы Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное - у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый». Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

Выводы В чем состоит главная идея этого рассказа? Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа? Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого» .

Практическое задание Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»

Теория литературы Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

Домашнее задание Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича ».


Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы

Шлямова К. П.

Юмор делает серьезное Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Трагедия

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

удушение

Немейского льва

убийство

Лернейской гидры

истребление Стимфалийских птиц

Керинейской лани

укрощение

Эриманфского вепря

очистка Авгиевых конюшен

укрощение

Критского быка

похищение коней Диомеда

похищение пояса Ипполиты

похищение

коров Гериона

похищение золотых

яблок Гесперид

укрощение

пса Кербера

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Даже во время

смеха не переставал быть отличником.

Его редко ругали, но

ещё реже хвалили.

«Черный лебедь».

Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» Домашнее задание: Домашнее задание: Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».

Слайд 2

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.