Икона «Умягчение злых сердец. Икона «Умягчение злых сердец»: история и описание

«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды - надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

В молитвенной практике различие между иконами "Умягчение злых сердец" и "Семистрельная" не проводится, так как они относятся к одному иконографическому типу. Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.
Различия существуют в написании образа и обретения икон.

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Празднование этому образу совершается 15 февраля и в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю (26 августа).

« Семистрельная» имеет северорусское происхождение: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении - видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.
А вот весьма любопытная история. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон. После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.
Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне.
Хочу немного рассказать о таком чуде, как мироточение. До XX века мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX веке. Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX – начале XXI века побило все рекорды. О причинах этого феномена доподлинно неизвестно. В прошлые века факты мироточения считались предзнаменованием каких-то важных событий. Когда человек видит такое чудо, он укрепляется в вере, а значит, начинает меняться к лучшему, творить больше добра.
Вот история произошедшая в наше время. Осенью 1997 года одновременно с мученической кончиной Иосифа Муньоса Кортеса (его зверски убили), хранителя чудотворной, мироточивой иконы «Иверская-Монреальская», пропала и сама икона. Где она до сих пор не известно. Новая мироточивая икона была явлена уже через несколько месяцев, весной 1998 года москвичке Маргарите. А замиротичила икона «Умягчение злых сердец». Небольшой образ, как и многие десятки тысяч подобных ему, был отпечатан полиграфическим способом на предприятии «Софрино» и куплен в церковной лавке простыми москвичами. Но по неведомым нам Божьим судьбам именно это изображение было избрано явить дивное чудо – икона ожила. Эту икону стали возить по многочисленным приходам и монастырям, в различные города и страны.


В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира.
Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец.

О мире, отступающем от Ее Сына – Христа Бога нашего.
По-разному реагирует чудотворный образ на место своего пребывания, и не всякая земля одинаково угодна Царице Небесной. Перед взрывами в Москве на иконе «Умягчение злых сердец» изменился лик Богородицы. Под глазами появились черные круги. В квартире стало пахнуть ладаном. Этот запах не исчезал, пока не прекратились взрывы. Прошло время. Наступил день, в который ручки и шея Пречистой Богородицы были изъязвлены крохотными ранками, на левом плече появилась красная язвочка. В этот день затонула подлодка «Курск». 21 ноября, в день Архистратига Михаила, появились кровавые подтеки, которые можно было собирать на ватку вместе с миром. С тех пор икона и мироточит и кровоточит непрестанно.
Именно с тех пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Вспоминается, как после крестного хода с иконой морские пехотинцы Севастопольской бригады, несшие икону, с удивлением глядели на свои белые парадные перчатки , ставшие абсолютно красными от истекшего кровавого мира. Для хранения этой святыни был изготовлен драгоценный ковчег, а в подмосковной деревне Бачурино была построена церковь. Сегодня прибытия этой иконы ожидают во всем мире. Она уже посетила многие епархии России и многократно была за границей – в Белоруссии, Чехии, США, Австралии, Украине, на Святой Горе Афон, в Германии…


8 декабря 2011 года мироточивая икона прибыла на Итальянскую землю. При посещении Италии мироточивой иконой произошла встреча двух икон. Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.
На прощание всех собравшихся помазывали истекшим миром. До этого стоявшие несколько поодаль и наблюдавшие за происходящим со стороны католические монахи-доминиканцы не выдержали и тоже подошли под помазание.


Вот небольшой рассказ, что происходило от игумена Митрофана, сопровождавшего икону по землям Италии: «Каждый раз, подъезжая к новому городу, к новому храму, туда, где икону напряженно ждали толпы людей, мы становились свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из машины и начинали движение к людям – миро выступало на всей поверхности киота.
Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается – таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напомню, чудотворная икона- лишь бумажное изображение, предельно пропитанное миром. И полость в раме под иконой, куда стекает миро, освобождается лишь в спокойных, домашних условиях. Именно тогда многочисленные флакончики наполняются чистейшей благоухающей жидкостью в ожидании новых храмов и встреч.
Но эти ограничения, как мы ранее писали, для удивительной субстанции неземного происхождения значения не имеют. Как мы убедились, законы тяготения, например, тут невластны – миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличивается в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Но причины такого «не благословления» непременно станут вскоре очевидны. В то же время маленького стеклянного пузырька с миром (размера «пробника для духов») легко хватает для помазания многих сотен желающих и еще хватает на всех опоздавших».

Напоследок хочу сказать, что иногда встречается и такой вот образ, на котором запечатлён образ "Умягчение злых сердец", однако на самой иконе написано "Семистрельная". Пусть это вас не путает.

Молитва перед иконой в исполнении сестер Минского Свято-Елисаветинского монастыря.

Многим известно, что любимая и почитаемая всеми православными людьми икона «Умягчение злых сердец» имеет родную сестру по имени «Семистрельная». Внешне они очень схожи, на обеих представлен образ Богородицы с вонзёнными в грудь семью мечами или стрелами. Русская православная церковь, считая их изводами (разновидностями) общего иконографического типа, признаёт их тождество и объединяет дни празднования. Рассказывая об одной из них, невозможно не вспомнить и о другой.

Есть ли различия между двумя этими иконами?

Внешняя разница между «сёстрами» состоит лишь в том, что икона «Умягчение злых сердец», фото которой представлено в начале статьи, изображает Божию Матерь с тремя мечами, вонзёнными слева, тремя - справа, и одним - снизу. На иконе «Семистрельная» изображаются четыре меча слева и три справа. Однако нередко и эта особенность игнорируется иконописцами. Часто приходится видеть надпись на иконе, не соответствующую расположению мечей. Кстати, иногда вместо мечей могут быть стрелы. Что же символизирует это оружие, пронзающее грудь Пречистой Девы? В православной церкви приняты две трактовки этого образа.

Евангельское толкование образа

Первая из них относит данную символику к известному эпизоду из Нового Завета. В Евангелии рассказывается о том, как в установленный день Младенец Иисус был принесён в храм, как того требовал Закон Моисеев. В храме Божию Матерь с Иисусом на руках и её обручника Иосифа встретил старый священник по имени Симеон. Он был праведен и жизнь свою провёл в постах и молитве.

Многие годы в душе его жили слова Священного Писания, в которых предсказывалось рождение от девы Сына Божьего. Увидев Марию с Иисусом на руках, он Духом Святым прозрел в нём Бога. Исполненный сознания свершившегося пророчества, Симеон обратился к Марии со словами, в которых поведал о всём величии происшедшего, но предрёк Ей страдания в результате искупительной жертвы, принесённой Её сыном.

Симеоново проречение

В словах, обращённых к Марии, страдания он уподобил оружию, пронзающему душу. Подобное толкование дало повод к тому, что икона «Умягчение злых сердец» получила ещё одно, неофициальное, название ― «Симеоново проречение». Неслучайно страдания представлены в образе мечей, а на некоторых иконах - стрел. В любом варианте оружие - это символ пролитой крови.

Ответ на вопрос о том, почему именно семь мечей принято изображать на иконе, можно найти в библейских текстах. Число семь всегда символизирует полноту и избыточность чего-либо. Именно полноту страданий Богородицы, видевшей своего Сына распятым на кресте во искупление грехов всего мира, и должны выражать семь мечей, пронзающих Её грудь.

Православная церковь принимает также и иное толкование образа. В соответствии с ним икона выражает страдания Богородицы, причиняемые Ей людскими грехами. Число семь символизирует семь смертных грехов, о которых говорит Священное Писание. Тема эта настолько важная, что на ней стоит остановиться подробнее.

Грехи, губящие душу человека

Любопытно, что в традиции ранней христианской церкви Востока была принята так называемая «восьмеричная» схема исчисления грехов. «Семеричной», принятой в нашей церкви, она стала только в VI веке. Её ввёл папа Римский Григорий I, вошедший в историю под именем Григорий Великий. В некоторых современных схемах порядок грехов, ведущих к погибели души, меняется, но всегда самым тяжким из них признаётся гордыня. Именно она толкает людей на самые различные неблаговидные поступки, а порой и на преступления. Вслед за гордыней перечисляются скупость, зависть, гнев, похоть, чревоугодие (обжорство) и уныние. Оно не случайно включено в этот чёрный список. Уныние всегда бывает порождено неверием человека во всесилие Божие и Его помощь.

Откуда пришёл к нам образ

«Умягчение злых сердец» ― икона северорусского происхождения. Предание гласит, что создание первоначального чудотворного образа относится к глубокой древности. Однако анализ иконы, написанной на холсте, наклеенном на доску, заставляет отнести её появление к XVIII веку. Очевидно, это список, сделанный с более раннего образца. В дореволюционные годы икона «Умягчение злых сердец» находилась в одном из монастырей в Вологодской губернии.

Предание об обретении чудотворного образа

Предание сохранило для нас историю чудесного явления этого образа. В нём повествуется о том, как крестьянин, проживавший недалеко от Вологды, долгие годы страдал хромотой. Сколько он ни обращался к врачам и целителям, помощи не получил. Он уже смирился и до конца дней своих готов был нести этот крест.

Но вот однажды в сновидении крестьянин услышал таинственный голос, повелевший ему для исцеления отправиться в Богословскую церковь, а там на колокольне, где хранились старые, ветхие иконы, отыскать образ Пресвятой Богородицы и помолиться перед ним. Всей душой крестьянин поверил услышанному и отправился в церковь. Однако пришлось долго уговаривать церковнослужителей позволить ему предпринять поиски. Только после троекратной просьбы они поднялись с ним на колокольню.

Здесь, к своему ужасу, они действительно обнаружили икону Богородицы, покрытую слоем грязи. Как простая доска она использовалась на лестнице. Это и была икона «Умягчение злых сердец». Налицо было явное святотатство, ведь на образ, пусть даже и старый, наступали ногами, поднимаясь по лестнице. Когда икона была тщательно отмыта, её отнесли в церковь и помолились. Вскоре хромота оставила крестьянина.

Новое чудо, явленное иконой

Чудеса, явленные святыми иконами, не редкость на Руси. Вот и чудотворная икона «Умягчение злых сердец» могла бы затеряться среди прочих святых образов, если бы не новое чудо, прославившее её. В прежние века нередко случались в нашей стране эпидемии, уносившие порой десятки тысяч жизней. Одна такая эпидемия случилась в 1830 году. Захватив Север России, производила она страшное опустошение в Вологде.

По благословению правящего епископа, икона Богородицы «Умягчение злых сердец» была перенесена в Вологду и поставлена в одной из церквей города. Благочестивые горожане встретили святыню крестным ходом. К ней не иссякал людской поток. Это и неудивительно, ведь молитва иконе «Умягчение злых сердец» несла исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

К сожалению, судьба иконы после революции неизвестна. В 1930 году Иоанно-Богословская церковь, где образ находился, была закрыта, и службы в ней возобновились уже в наши дни. Но та икона пропала бесследно.

Явление новой чудотворной иконы

В наши дни был обретён ещё один чудотворный образ, известный как икона «Умягчение злых сердец» мироточивая. Она во многом уникальна. Прежде всего, эта чудотворная икона выполнена типографским способом, что в подобных случаях явление довольно редкое. Только неведомым для нас промыслом Божиим можно объяснить то, что эта икона, купленная в простой церковной лавке, вдруг исполнилась неведомой нам жизни. Многие, кто приближался к ней, свидетельствуют: их не оставляло ощущение, что они общаются с живым существом.

Чудесному явлению этой иконы предшествовали трагические события. Осенью 1997 года при загадочных обстоятельствах исчезла другая мироточивая икона - «Иверская-Монреальская». Произошло это в день мученической кончины её хранителя. Однако отрадно сознавать, что Пресвятая Богородица не оставила православный народ. Через короткое время одна благочестивая москвичка по имени Маргарита купила в церковной лавке образ «Умягчение злых сердец».

Икона, источающая миро

Икона на первый взгляд ничем не отличалась от прочих икон, выставленных на витрине. Женщина принесла её домой и поместила на полку среди других образов. Чудеса начались незамедлительно. Маргарита заметила появившиеся на поверхности иконы капли. Оказалось, что это миро. Мироточащая икона «Умягчение злых сердец» стала реагировать на все сколько-нибудь важные события, происходящие в мире.

Перед тем как в 1999 году в столице прогремели взрывы домов, было замечено, что лик Богородицы на иконе вдруг изменился. Резко обозначились тёмные круги под глазами, а по квартире разлился запах ладана. В день трагической гибели подводной лодки «Курск» на поверхности образа появились кровоточащие раны. С этих пор так и повелось: образ постоянно мироточит, а в преддверии трагических событий покрывается каплями крови.

Есть также множество свидетельств того, что молитва иконе «Умягчение злых сердец» приносит исцеление от болезней. Подобные факты заносятся в особый журнал.

Всемирная известность чудотворного образа

Сейчас икона «Умягчение злых сердец», значение которой постоянно растёт, много путешествует по всему миру. Для неё изготовлен драгоценный ковчег, а в Подмосковье построена часовня. Когда в 2009 году в Москве происходило избрание нового Патриарха Всея Руси, мироточивая икона пребывала в зале, где совершалось это историческое событие.

Чудесные свойства образа проявляются ещё и в том, что он в буквальном смысле сам выбирает маршруты для путешествий. Хранитель иконы - муж той самой Маргариты, которой явился образ, - свидетельствует о том, что невозможно заранее ничего наметить. Все происходит по воле невидимых сил. То, что представлялось простым, оказывается несбыточным, а невероятное исполняется легко и просто. Икона «Умягчение злых сердец», фото которой завершает статью, и является этой знаменитой иконой. Она не перестаёт помогать людям.

Тропарь чудотворной иконе

Тропарь иконе «Умягчение злых сердец» поражает глубиной заложенного в нём чувства и мысли. Даже люди не воцерковлённые, но обладающие чуткой душой и добрым сердцем, не могут слушать его равнодушно. Очень характерно, что начинается он с прошения об умягчении наших собственных сердец и завершается словами об избавлении от гибели в нашем собственном жестокосердии и жестокосердии ближних. Великая истина заключена в этом тропаре: путь к улучшению мира начинается с себя самого, но идти этим путём следует только с помощью Божией.

Акафист чудотворному образу

По духовному настрою близок к тропарю и акафист иконе «Умягчение злых сердец». В печатных изданиях его текст предваряется указанием на то, что читать его следует при любых проявлениях вражды, будь то противостояние в семье или на работе. К нему прибегают, когда кто-то пытается возвыситься над другими или унизить ближнего. И хотя по своему характеру акафист - это, прежде всего, хвалебный гимн, везде прослеживается мысль о том, что мы - творения Божии и без его помощи бессильны. Сотворённые по образу и подобию Божию, мы должны быть достойны своего Творца и Его Пречистой Матери.

Икона с донских берегов

С иконой «Умягчение злых сердец» связана одна интересная история, произошедшая в годы Второй мировой войны. На берегу Дона, вблизи города Павловска, оказалась итальянская воинская часть, воевавшая на стороне немцев. Советская артиллерия вела по участку, где находились итальянцы, массированный огонь. Желая укрыться от огня и спастись от верной смерти, солдаты прятались в меловых пещерах, которые во множестве встречаются на берегах реки. И вот один из итальянцев нашёл в пещерных лабиринтах старинную икону.

Это был один из списков с иконы «Умягчение злых сердец». Когда огонь стих, он отнёс её полковому капеллану. Итальянцы - тоже христиане, хотя и исповедуют католицизм. Капеллан, поняв всю ценность находки, поместил икону в походную церковь. Вскоре выяснилось, что найденная икона прежде находилась во взорванном большевиками пещерном мужском монастыре. Итальянцы назвали её Донской иконой в честь реки, на берегу которой она была обретена ими.

Чудотворный образ вывел живыми из огня той страшной войны этих итальянцев, ставших разменной монетой в чужой безжалостной политической игре. Ветераны полка свидетельствовали, что своих родных они вновь увидели лишь благодаря заступничеству Божией Матери, ниспосланному через икону, которую они продолжают называть Донской.

Таким образом, Пречистая Божия Матерь являет свою помощь и милосердие через иконы очень близкие и похожие, как сёстры. Это «Умягчение злых сердец», «Семистрельная» икона и хранящаяся теперь в Италии «Донская». Они принадлежат к единому иконографическому типу и едины своим духовным содержанием.

Вот какая она удивительная - старинная икона «Умягчение злых сердец». От чего защищает она всех нас? Наверное, от нас самих, от нашей злобы и гнева. И если после молитв, обращённым к иконе, сердце каждого из нас умягчится, то перестанут пронзать стрелы страданий грудь Пресвятой Богородицы.

Придя в этот мир, в это воплощение, каждый проживает свою жизнь, но бывают моменты, когда мы понимаем, что не всё у нас идёт хорошо и гладко. Мы задумываемся - отчего это происходит?

Могут появиться и враги, желающие зла. И очень часто мы молим Господа помочь нам разобраться в таких ситуациях и обращаемся к молитвам и иконам.

Одной из сильнейших молитв является молитва «умягчение злых сердец», помогающая при болезнях - душевных и физических. Молятся перед иконой «Умягчение злых сердец», она же «Симеоново проречение» либо «Семистрельная», подтверждающая своим названием пророчества Симеона Богоприимца Божией Матери, прожившего праведную жизнь. Предположительно, изначально образ его считается пришедшим из Юго-Западной Руси более пятисот лет назад, однако точных данных о рождении иконы нет.

На иконе сердце Богородицы подается с вонзенными мечами - три справа, три слева и внизу один, утверждая тем самым всю меру печали её земного бытия.

Семистрельная икона близка и идентична по образу к иконе «Умягчение злых сердец», отличающаяся написанием мечей - с правой стороны Богородицы три меча, а с левой - четыре.

Мечи, изображенные на иконе, трактуются также как 7 смертных грехов, и молиться об умягчении злых сердец и нужно перед образом Матери Божией во искупление этих грехов.

Примеры исцеления

Верующие почитают эту икону, подтверждающую свою силу в исцелении от всевозможных недугов. Так был исцелен крестьянин Вологодской губернии, страдающий хромотой. Лечение и знахари не могли ему помочь, а голос, услышанный им во время сна, направил его на колокольню Ионно-Богословской церкви, где находилась икона Божьей Матери. Благодаря настойчивым поискам, икона была найдена в перевёрнутом состоянии в виде лестничной доски. После приведения образа в надлежащий вид был отслужен перед ним молебен, и чудо произошло - больной крестьянин был исцелен, и таких примеров затем было множество.

Этой чудотворной иконой, обнесенной вокруг Вологды с крестным ходом, была остановлена в 1830 году эпидемия холеры, оправдав надежду людей и придав еще больше веры в нее. Одним из них также является преклонение перед целительной иконой итальянских верующих. История рассказывает, как в годы Отечественной Войны итальянские горнострелковые солдаты, служившие в части в Белогорье - юг Воронежской области -, натолкнулись на чудотворный образ Богородицы и передали её отцу Поликарпо, служившему военным священником части.

По словам очевидцев, икона принадлежала прежде Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю. Итальянцы назвали её «Донской Мадонной», и по возвращению на родину отец Поликарпо привез ее с собой в специально выстроенную для нее часовню, принимающую всех скорбящих по итальянцам, погибшим в России.

Впустите Веру в душу свою

Православная Церковь Руси считает их представителями одного типа исполнения икон и, соответственно, были объединены дни их почитания - 13 августа, по новому стилю 26-го августа, и в неделю Всех Святых. Именно тогда произнесенная молитва считается особо действенной.

Именно потому рекомендуют обращаться с мольбой на умягчение злых сердец к Ангелу с чистым сердцем и светлой душой. Молитесь только в том случае, когда Вы веруете. Если в сердце закралось сомнение, значит молитву следует отложить вовсе, пока вновь оно не наполнится благочестивыми желаниями.

Искренняя молитва на умягчение злых сердец, произнесенная перед иконой улучшает внутрисемейные отношения, оберегает от гнева и душевного раздражения, от нападения врагов - просьба всегда будет услышана.

Молитва на икону «Умягчение злых сердец»

«О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Лучше всего зажечь церковную свечу. Таким образом Вы улучшите концентрацию внимания, а также сделаете визуально лик на иконе как будто живым. Даже ученые отмечают, будто визуализация помогает исполнить мечты, а в частности, умягчить злые сердца.

Молитва, обращенная к Семистрельной Божьей Матери “Умягчение злых сердец” (другие названия — “Семистрельная”, “Симеоново проречение”), направлена на умиротворение и успокоение враждующих людей. Перед иконой Богородицы “Симеоново пророчение” молятся за своих недругов, просят смягчить их сердца. Икона Семистрельной Богоматери помогает также облегчить душевные муки, преодолеть враждебность в отношениях, поселяет в людских сердцах милосердие.

Молиться Пречистой Богородице перед иконой её “Семистрельная” (“Умягчение злых сердец”) нужно с помощью следующих текстов:


Описание иконы Пресвятой Богородицы “Умягчение злых сердец” (“Семистрельная”)

Лик Богоматери “Умягчение злых сердец” очень похож с “Семистрельной” иконой Пресвятой Богородицы, поэтому обе они объединены названием “Семистрельная”. Отличие между ними заключено в расположении стрел:

  • у “Семистрельной” стрелы, пронзившее сердце Богородицы, расположены по две стороны: три — с одной стороны, четыре — с другой;
  • у Божьей Матери “Умягчение злых сердец” расположение стрел следующее: три — слева, три — со стороны правой, одна — снизу.

На иконе “Умягчение злых сердец” Пречистая Богоматерь изображена в одиночестве, с пронзенным семью мечами (стрелами) сердцем. Иногда встречается и разновидность, где Пречистая Дева написана с младенцем Христом на коленях. Семь мечей (стрел) выступают символом пророчества, данного святым Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме во время Сретения. Он предсказал, что на долю Богородицы уготовано много испытаний, печали и горя при виде того, как страдать будет Сын её. Мечи выбраны не случайно: они означают кровопролитие.

Символическим значением наделена и сама цифра 7. В Священном Писании 7 — это знак полноты, избытка чего-нибудь. В случае с иконой — это полнота горя и сердечных мук, выпавших на долю Пресвятой Девы Марии в течение её земной жизни, полнота её скорби. Богородица страдает не столько из-за мук Иисуса Христа, сколько из семи смертных человеческих грехов, пронзающих ее душу. Таким образом, мечи (стрелы) выступают ещё и символом греховных страстей.

Происхождение иконы “Семистрельной” Божьей Матери (“Умягчение злых сердец”)

Икона “Семистрельной” Богоматери чрезвычайно почитаема среди верующих. Родиной иконы считается Вологодчина. Первоначально она пребывала в Иоанно-Богословской церкви, расположена которая была на берегу реки Тошни. Протекает эта река недалеко от Вологды. О её происхождении сохранилось одно любопытное предание.

Рассказывает предание об одном крестьянине из Кадниковского уезда, который многие годы мучился от неизлечимой хромоты. Однажды ему привиделся сон, в котором Божественный голос поведал о том, что его хворь будет исцелена, если он найдет в колокольне Богословской церкви икону Пресвятой Богоматери, с верою помолится ей, попросит излечения.

Крестьянин пришел в храм, поведал о своем сне, попросил впустить его внутрь колокольни, но священнослужители отказались выполнять его просьбу, и так 2 раза. Мужчина пришел и в третий раз, и его упорство с настойчивостью сделали свое. Крестьянину разрешили подняться на колокольню, и он сразу же отыскал образ “Семистрельной” Богоматери.

Икона выполняла функцию лестничной ступени, и звонари просто ходили по ней, ни о чем не подозревая. Ужаснувшись случайному кощунству, церковнослужители хорошо отчистили и отмыли образ, привели в надлежащий вид, а затем отслужили молебен, в процессе которого крестьянин усердно молился. Сразу после этого случилось чудо: болезнь его отступила, он полностью исцелился. Так православная церковь обрела ещё одну икону — образ “Семистрельной” Пречистой Девы Марии.

Особенную славу образ “Семистрельной” Богоматери получила в 1830 году, когда в Вологде бушевала эпидемия холеры. Жители города провели крестный ход вокруг городских стен во главе с иконой. После этого болезнь пошла на убыль, а вскоре эпидемия прекратилась окончательно.

Чудотворная икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви после рокового 1917 года. С 1930 здесь не проводились богослужения. Приход возобновил свою деятельность в 2001 году, но икона “Семистрельной” Богоматери так до сих пор и не вернулась на родину.

В каких случаях обращаться к иконе Пресвятой Богородицы “Умягчение злых сердец”?

Читая сильную молитву перед образом Пресвятой Богоматери “Умягчение злых сердец”, можно добиться улучшения отношений между членами семьи, между родственниками и близкими людьми, между мужем и женою, между детьми и их родителями.

“Семистрельная” Богородица способна защитить от вспышек гнева, злости и раздражения (как собственных, так и других людей), от чужой нетерпимости. Помогает икона при любой вражде между членами семьи или общества. К Богоматери с молитвой обращаются и во время военных действий: её просят о защите от неприятельского нападения.

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.