Икона Божией матери «Взыскание погибших. Чудотворная икона божией матери «взыскание погибших

О происхождении образа «Взыскание Погибших» существует много легенд, он широко известен, почитаем не только в России, прославился как чудотворный. Создание иконы специалисты датируют 17 в. Название появилось благодаря покаянной повести священника Феофила.


О чем поведал Феофил

Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.

Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.

Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.


Как выглядит икона «Взыскание погибших»

Написано много образов иконы, на большинстве из них Богородица держит стоящего младенца Христа правой (иногда - левой) рукой. Голова ее может быть покрыта красным или белым омофором. Но часть иконописцев оставила Мадонну только с нимбом, под которым видны длинные вьющиеся волосы.

Это исключительный случай, когда Богородица написана с непокрытой головой. Считается, что омофор она отдала, чтобы покрыть им людские грехи. Такой красивый символ самопожертвования - ведь появляться на людях в подобном виде считалось позором. И сейчас входить в храм без головного убора женщинам запрещено. Это должно напоминать людям, как сильно за них переживает Царица Небесная.

Спаситель нежно прильнул к ланите своей матери, которую обнимает за шею одной рукой, другая покоится у ее воротника. Где-то Богомладенец стоит на прямых ногах, где-то - полусидит на руках матери. Ножки Спасителя, однако, видны на каждой иконе, независимо от ее происхождения.

Ладони Богородицы на большинстве икон сомкнуты (на других - просто сведены), поддерживая Богомладенца. Большинство образов «Взыскание погибших» показывают только Спасителя в полный рост, Богородицу же лишь по пояс. Но есть и такие, где Царица Небесная стоит босая на облаке.

Стилей написания довольно много, но общая композиция сохраняется. Выбрать можно тот образ, что больше по душе, все равно это будет икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для молитвы имеет значение лишь духовный настрой, а не цена или происхождение иконы.


В чем помогает икона «Взыскание погибших»

Около иконы «Взыскание погибших» о чем только не молятся. Не стоит забывать, что строгих рамок тут нет - Царица Небесная не ограничивает людей в обращениях. Но особенно известен этот образ тем, что помогает путешественникам. Просить можно и за тех, кто погибает от своих грехов, заблуждений, в том числе за детей.

В жизни случается всякое - бывает, что люди не возвращаются домой, отправившись в дальний путь или просто по обычным делам. Тогда родным ничего не остается как ждать, надеяться и молиться. К кому же обратиться, как не к Царице Небесной?

Часто рассказывают случай, произошедший три столетия назад в Калужской области. Благочестивого крестьянина застала в пути сильная метель, лошади уже не могли идти дальше. Засыпая последним сном, Федот попросил помощи у Божией Матери. Благодаря ее чудесному вмешательству, крестьянин был обнаружен жителями соседнего села. Они услышали чей-то призыв и поспешили на помощь.

В 20 веке жена священника, попавшего под репрессии, хотела в отчаянии покончить с собой. От этого тяжкого греха остановила ее молитва Богородице. На другой день она нашла сверток с золотом, оставила мысли о самоубийстве, а трое малолетних детей не лишились матери.

Московский список

Списком называется копия иконы, часто она тоже дарует чудеса. Так образы получают собственную историю. Местом хранения московской иконы на сегодняшний день является известный храм Воскресения в Брюсовом переулке. Икона «Взыскание погибших» попала туда, пройдя через многие испытания, сменив разные места пребывания.

Считается, что автором иконы был некий итальянец, написавший ее в начале 19 в. для одного богатого дворянского рода. Внезапно семью стали преследовать беды: умирает жена, наступает нищета. Последний мужчина в роду и глава семьи впал в отчаяние - на руках несколько дочерей, как их выдать замуж, не имея денег? С горя он начал пить, но все же нашел в себе силы попросить помощи у небесной покровительницы рода человеческого.

Вскоре дела наладились, судьба девушек была устроена. А благодарный отец семейства счел, что чудотворный образ должен помогать и другим людям. Поэтому он отдал его в храм. Икона «Взыскание погибших» имеет большое значение для отчаявшихся людей, они толпами стали приходить к святыне. Иногда ее называют «Избавление от бед страждущих».

Вторжение Наполеона стало причиной гибели образа, который был расколот на несколько частей. Затем икону восстановили, даже построен придел в ее честь. Но во времена гонений советской власти на Церковь образ побывал в разных церквях, пока не оказался в храме на Успенском овраге. В конце прошлого века от пожара пострадал киот, но сама икона уцелела.

Как и 200 лет назад, не иссякает людской поток ищущих помощи и заступничества, ведь взыскание погибающих - это чудо, постоянно совершаемое у иконы Божией Матери постоянно. Образ украшен кольцами, цепочками, прочими предметами, которые приносят благодарные прихожане, получившие помощь. Жители и гости Москвы каждую неделю (обычно по воскресным дням) могут прийти и послушать акафист, который читается возле иконы «Взыскание погибших».

Самарский чудотворный образ

Образ «Взыскание погибших» из Поволжья и Самарского края известен с 19 в., благодаря очерку, составленному по письмам монахини Анатолии. Более 20 лет она постоянно наблюдала за чудесами, происходившими возле иконы.

Сначала икона хранилась в семье Кадышевых, куда попала чудесным образом, явившись на Волге. Нашедший ее воевода был исцелен от болезни. Его жена, став вдовой, решила уйти в монастырь. В Раковскую обитель она взяла и чудесный образ. Во время молебна перед иконой получил выздоровление сын известного графа. Слухи дошли до Митрополита Филарета. Он пожертвовал иконе богатый серебряный оклад.

Сама икона небольшого размера (32 на 24 см), написана на доске, платье Богоматери красное, покров и хитон Младенца Христа отделаны золотом. Рукописи говорят, что образ мог изменять свой внешний вид. Обычно темный, перед каким-нибудь радостным событием лик Богоматери светлел, черты его становились хорошо различимы. Случались случаи мироточения, которые также письменно зафиксированы.

После закрытия монастыря, икона перешла в кафедральный собор Самары, где пребывает по сей день. Каждый вторник перед ней поется акафист, образ проносят во время ежедневного крестного хода вокруг города.

Образ для Матронушки

Известная святая Матрона для своего храма заказала икону «Взыскание погибших». Она увидела образ во сне, говорила, что хочет такую для своего храма, и решила начать сбор средств. Женщины пошли по окрестным деревням (уже тогда святая пользовалась большим авторитетом), необходимая сумма набралась. Матрона заказала образ в Богородицке, откуда его с крестным ходом понесли в Себино. Слепая от рождения святая смогла предсказать время, когда икона пребудет в деревню, и не ошиблась.

Икона стала главной местной святыней, прославилась многими чудесами, которые по молитвам у иконы «Взыскание погибших» происходили постоянно. Во время засухи ее выносили в поле, молились, дождь начинался практически сразу. Сегодня образ пребывает в Московском Покровском монастыре. Там почила святая старица, там теперь и ее любимая икона.

Храмы в России в честь иконы «Взыскание погибших»

Чудеса на протяжении столетий сопровождают образы Богородицы, поэтому неудивительно, что в их честь освящено много храмов на территории России.

  • В Чебоксарах есть кирпичный храм в честь чудотворной иконы «Взыскание погибших», первый камень был заложен в 1996 г. Партиархом Алексием II. Над проектом здания трудились лучшие архитекторы города. В храме ведется активная работа с прихожанами, детьми-сиротами.
  • В Воронеже освящен храм-мемориал, имеющий очень необычную форму - цилиндрическую, окна узкие и высокие, колокольня расположена около входа, выполнена в виде арки. Высота сооружения - 16 м.
  • Домовый храм на Зацепе (г. Москва) заложен в начале прошлого века, начал действовать в 1905 г. Во время гонений здание использовалось под хозяйственные нужды. В 2016 г. храм заново освящен, сегодня является действующим.

Икона «Взыскание погибших» не помогает в чем-то одном, просить можно о многом.

  • Поиски достойного жениха.
  • Избавление от тяжелых болезней.
  • Духовные немощи.
  • Исцеление греха пьянства.
  • Избавление от нищеты.
  • Помощь погибающим в грехах детям.

Велика надежда народа на заступничество Царицы Небесной. Даже считая себя погибшими для Царства Божия, на пороге духовной гибели, люди просят чудотворную икону «Взыскание погибших» совершить чудо и для себя. Божия Матерь дарует силу, чтобы выстоять против бед, как подобает достойному христианину.

Молитва у иконы «Взыскание погибших»

О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке , г. Москва.


Православные понимают икону, как проводник в мир Божий. Чтобы знать, кому молиться в определённом случае, какие молитвы читать перед конкретной иконой, нужно знать о её значении.

Одна из особо почитаемых в православии икон – образ Божией Матери «Взыскание погибших». Она относится к наиболее ранним образам Пресвятой Богородицы.

Обращаются к Богородице перед этой иконой:

  • невесты перед браком с просьбой о защите и покровительстве брака;
  • материи о погибающих в грехах детях;
  • за избавлением от различных пороков.

История образа

Первые упоминания о «Взыскание погибших» встречаются ещё в VI веке, когда в городе Адане в Малой Азии она избавила от вечной гибели инока Феофила. Инок был оклеветан и изгнан из дома архиерея. Он был обижен и вступил в союз с дьяволом, отвернувшись от Бога. Но позже он раскаялся и искренне воззвал к Богородице, назвав её «Взыскание погибших» – ведь он был на пороге духовной гибели. Небесная Царица услышала горячие молитвы Феофила, приняла его раскаяние и даровала прощение. От обязательств перед дьяволом инок был освобождён. После этого он посвятил служению Богу и был прославлен Церковью в лике преподобных.

Образ в России

Одна из самых древних икон «Взыскание погибших» в России упоминается в церковных записях ещё в 1548 году. Скорее всего, она была написана неким итальянским мастером, сейчас она хранится в Москве, в Храме Воскресения Словущего.

Известная чудотворная икона, написанная в 1707 году, ранее хранилась в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии. Эта икона прославилась в середине XVIII века, когда чудесным образом избавила от гибели крестьянина Феодота Обухова, очень благочестивого и тратящего много сил на украшение храма, который посещал.

Однажды ночью в пути его застала сильная вьюга, лошадь выбилась из сил. Понимая, что скоро погибнет, Обухов начал взывать к Пресвятой Богородице и дал обет сделать список иконы «Взыскание погибших» из болховского Георгиевского храма для церкви в селе Бор. В это время в соседнем селении некий крестьянин услышал, как кто-то сказал под окном: «Возьмите». Он вышел во двор и увидел лошадь с санями, а в них Обухова. Замерзающего внесли в дом и обогрели.

Когда он выздоровел, он немедленно заказал копию (список) иконы, которую принёс в дар своей церкви, иконописцу Гурову. Однако Гуров, по преданию, попросил очень большую плату за список. У Обухова столько денег не было, поэтому он ушёл. Но едва он вышел за дверь, как Гуров ослеп. Он понял, что это наказание Богородицы за жадность, поэтому согласился писать икону за столько, сколько предложит Обухов. Зрение немедленно вернулось!

Написанную икону Обухов передал церкви в селе Бор. К ней потянулись люди – поклониться и попросить заступничества. Почитатели иконы стали делать щедрые пожертвования. Этих пожертвований хватило, чтобы построить вместо бедной сельской церкви большой каменный храм. Ещё до начала строительства, церковному старосте приснилось место, где будет стоять святыня. Через некоторое время Священный Синод прислал указ, в котором определил именно это место под строительство нового храма.

Борская икона «Взыскание погибших» славилась своими знамениями и чудесами . В 1871 году её внесли в Серпухов, где началась эпидемия холеры, и она прекратилась. В это же время, немой неходячий мальчик, который жил в этом городе, начал говорить и поднялся на ноги. Серпуховцы в благодарность за это чудо преподнесли церкви в Боре Евангелие, которое содержало изображение иконы «Взыскание погибших» и запись об этом событии.

После этого образ ежегодно стали проносить торжественным крестным ходом из Бора в Серпухов. Эта традиция прекратилась только после того, как советская власть разрушила храм, а сама икона исчезла. Верующие продолжали поклоняться её копиям, которые бережно хранили, например списку в Троицком соборе. Но когда в 1961 году его закрыли, икону передали в историко-художественный музей, где она находилась в хранилище. И только в 1985 году в церковь Воскресения Христова под Серпуховом передали копию борской святыни.

А в 1996 году икону временно вернули прихожанам. Ей доставили из Высоцкого монастыря в Ильинский храм, сопроводив возвращение чудотворного образа праздником с колокольными звонами и церковными песнопениями. На центральной площади собралось множество верующих, иконе «Взыскание погибших» был прочитан акафист.

Окончательно святыня вернулась в 1997 году, когда музей передал её Высоцкому монастырю. Это был настоящий праздник для верующих, которым она теперь доступна в любой день.

Чудеса, которые являет образ «Взыскание погибших»

Икона «Взыскание погибших» известна множеством чудес, совершённых для тех, кто вознёс ей искреннюю молитву.

В 1666 году саратовский воевода исцелился после смертельного ранения, когда икона явилась ему в водах Волги. В 1866 году А. И. Кадышева, которая являлась потомком этого воеводы, преобразовала находящуюся в селе Раковка женскую общину в женский монастырь и стала его первой игуменьей. Фамильная икона «Взыскание погибших» стала главной святыней монастыря, она исцеляла верующих и была известна не только на Поволжье. Одним из исцелённых этой иконой был сын графа Шереметьева, который в благодарность за это подарил монастырю золочёный киот с драгоценными камнями для иконы.

Сохранившиеся святыни

На сегодняшний день в России сохранилось несколько древних списков «Взыскания погибших»:

  • в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве;
  • в Покровском храме в Мариенбурге в Санкт-Петербурге;
  • в Покровском кафедральном соборе в Самаре.

Московская икона «Взыскание погибших»

Храм Воскресения Словущего, в котором хранится этот образ, был возведён в середине XVII века. Он никогда не закрывался, в нём всегда проводились богослужения. «Взыскание погибших» – одна из главных икон храма. Она была пожертвована верующим, которому помог этот образ: его семья оказалась на грани разорения, умерла жена, поэтому он молился перед домашним образом, чтобы отвести беду, и Матерь Божия услышала его.

Сначала прихожанин передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах, но в 1812 году французские войска сравняли храм с землёй, а икону разрубили на части. Несмотря на повреждения, образ продолжал творить чудеса и исцелять больных. После войны храм восстановили, но работал он только до 1934 года, затем он был закрыт, а вся утварь и иконы были переданы в другие церкви и монастыри.

При перевозке образа «Взыскание погибших» на новое место снова начались чудеса: когда её хотели везти в Пименовскую церковь, кони не желали даже двигаться с места. Но как только её решили передать в Воскресную церковь на Малой Бронной, то тут же понеслись вскачь. Когда же и эту церковь уничтожили, икона нашла свою обитель в храме Воскресения Словущего.

Образ из Раковского монастыря

В церкви Покрова Божьей Матери в Мариенбурге находится копия, созданная в 1888 году монахинями из Раковского женского монастыря . Она была утеряна после Октябрьской революции, но вновь обретена в середине XX века – она использовалась как доска на пешеходном полу. Найденную таким чудесным образом икону передали в храм. В феврале 1994 года, накануне дня памяти этой иконы, она замироточила.

Считается, что это не первый случай мироточения Раковского образа Пресвятой Богородицы. Например, капли мира появились на руках и ликах Божьей Матери и Младенца в 1895 году во время освящения нового храма Свято-Троицкого монастыря. В обычное время эта святыня была тёмного цвета, но иногда из неё как будто шёл свет – это считалось хорошим предзнаменованием радостных событий.

Как выглядит образ «Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» представляют собой сидящую Пресвятую Богородицу, на коленях которой стоит Младенец Христос, обнимающий Матерь Божью за шею и прижимающийся к её лику левой щекой. Богородица охватывает Младенца руками, образуя при этом кольцо.

Есть варианты, в которых существует икона «Взыскание погибших»: фото различных списков могут показать разницу между ними. В основном они отличаются следующими деталям и, где Богородица может быть:

Иногда на иконе присутствовали другие святые (на московской святыне Царица Небесная изображена с непокрытой головой в окружении святых), какие-либо дополнительные элементы.

На верхней части Борской иконы изображено Крещение Христово – именно в этот праздник спасся от гибели Феодот Обухов. Размеры этого образа внушительны – 1,25 м в ширину и более 2 м в высоту. Обухов принёс его в церковь на руках, чтя таким образом Богородицу.

Какое имеет икона «Взыскание погибших» значение, в чём помогает – заключено в самом названии. Пресвятая Богородица испытывает безграничную любовь к людям и всегда готова даровать прощение и помощь тем, кто близок к гибели – духовной или реальной. Она неустанно молится о тяжело больных, погибающих в нищете или пороках и спасает их , возвращает к вере. Этот образ – последняя надежда тех, кто в отчаянии и не способен помочь себе сам.

О чём молиться этой святыне

К иконе с молитвами идут те, кому требуется спасение . Матери могут молиться за спасение младенцев – икона неоднократно являла чудеса спасения от болезней и страданий детей, она является их покровительницей и заступницей. Женщины могут просить за здоровье детей и счастливый брак.

К ней же обращаются безнадёжно больные и их родные и близкие, в том числе об исцелении находящихся при смерти. Молитва перед образами помогает избавиться от головной боли, лихорадки, глазных заболеваний, зубной боли.

В военные дни образ помогает защитить воинов на поле боя .

Молитва к образу «Взыскание погибших» избавляет от пороков – алкогольной или наркозависимости, игромании и пр. Чтение акафиста, а также молитв перед акафистом помогает встать на спасительный путь жизненный, найти своё предназначение. Эти образа спасают раскаявшихся грешников, отвернувшихся от Бога.

«Взыскание погибших» – очень значимая икона в православии , подобных образов немного, но все они чудотворные. Самое главное – чтобы просьбы к ним шли от души. Обращаясь к образу «Взыскание погибших», вы должны быть наполнены верой в Бога. Нужно выучить молитвы, обращённые к этой иконе, тексты этих молитв, а также акафиста есть даже в интернете. Но можно обращаться к Божьей Матери и своими словами – важно, чтобы они были искренними, от чистого сердца. Тогда Царица Небесная явит свою милость и станет вашей заступницей.




Икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. Инок Феофил, достиг впоследствии высшего духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре до-рогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мыс-ленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез - осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к вы-полнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богома-тери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» - это икона отцов и матерей, мо-лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз-лука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)